Водохозяйственные мероприятия, определяющиеся соотношением водопотребления и водности рек, а также минимальной кратностью разбавления сточных вод, сбрасываемых в реку, приведены в табл. 4.6.[ ...]

Наиболее радикальным мероприятием по повышению во-дообеспеченности крупномасштабных водохозяйственных мероприятий и удовлетворению требований водохозяйственного комплекса, формирующегося в нижних течениях Оби и Иртыша, в перспективе следует считать подпитку водных ресурсов их бассейна водами Енисея.[ ...]

По данным составленного водохозяйственного баланса установлено, что для необходимого разбавления сбрасываемых в реки сточных вод требуются более сложные водохозяйственные мероприятия, чем для отбора необходимого объема воды при сокращении сброса сточных вод в реки. Поэтому рекомендуется сокращать сброс сточных вод в реки в тех случаях, когда требуется значительное их разбавление водой.[ ...]

Тариф на воду - стоимость водохозяйственных мероприятий по изучению, оценке, охране водных ресурсов, а также мероприятий для обеспечения потребностей в воде народного хозяйства (регулирование и переброска стоков, создание, содержание и эксплуатация водохозяйственных систем, благоустройство водных источников, забор, транспортировка и подготовка воды, ее распределение между потребителями и др.). Устанавливаются дифференцированно, способствуют внедрению безводных технологий производства.[ ...]

Рис 1. Схема крупномасштабных водохозяйственных мероприятий в Обь-Иртышском бассейне и на р. Енисей.[ ...]

Финансирование из средства фонда водохозяйственных мероприятий капитального характера осуществляется в соответствии с перечнем объектов федерального и межрегионального значения, который ежегодно составляется и утверждается Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ.[ ...]

Для оценки влияния этого крупного водохозяйственного мероприятия на природные условия по трассе транспортировки вод выполнены прогнозы изменения гидрологических условий на р. Карасук и развития береговых процессов на водоразделе и долине реки.[ ...]

Экономическую эффективность капитальных вложений в водохозяйственные мероприятия рассматривают одновременно с вопросами рационального использования водных ресурсов и мероприятиями по охране вод, а также при решении задач по охране вод от загрязнения, их очистке и обеспечению возможностей дальнейшего и повторного использования.[ ...]

Вместе с тем строительство водохранилищ и ряд других водохозяйственных мероприятий (строительство каналов, интенсификация орошения) - положительный фактор, вызывающий увеличение эксплуатационных ресурсов подземных вод за счет увеличения мощности водоносных горизонтов и усиления их питания при фильтрации из каналов, подпоре и инфильтрации из водохранилищ (если при этом не происходит загрязнение подземных вод).[ ...]

Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования.[ ...]

В последнее десятилетие в практическом осуществлении водохозяйственных мероприятий одно из первых мест занимает решение собственных проблем Сибири, выдвигаются вопросы как сельскохозяйственных, так и комплексных мелиораций, включающих обводнение рек и озер, имеющих большое рыбохозяйственное и экологическое значение.[ ...]

На качество воды в значительной степени оказывают влияние и водохозяйственные мероприятия, в том числе различные мелиоративные работы. Особенно на гидрохимический и гидробиологический режимы водотоков и водоемов влияет создание водохранилищ.[ ...]

В бассейне Верхней Оби в настоящее время уже осуществлены крупные водохозяйственные мероприятия по перераспределению водных ресурсов рек. Создано Гилевское водохранилище на р. Алей объемом около 0,5 км3, предназначенное для промышленного и коммунального водоснабжения а также орошения. В составе Алейской оросительной системы имеется 100-километровый канал. В Барнаульской оросительной системе также имеется крупный канал, проходящии по нескольким районам степного Алтая Водозабор в канал из р.Оби составляет 35 м3 си рассчитан на орошение 35 тыс га земель междуречья рек Барнаулка и Касмала.[ ...]

Интересы рыбного хозяйства следует учитывать при разработке и проведении любых водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Убытки, причиненные предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам проведением водохозяйственных мероприятий (гидротехнических работ и т. п.), а также прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР.[ ...]

Основами водного законодательства установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями.[ ...]

Прогнозные исследования активно влияли на принципиальные решения по осуществлению крупномасштабных водохозяйственных мероприятий на реках Сибири. В ряде случаев прогнозы оказались в числе важных доводов для отказа ог проектов. К примеру, создание Нижне-Обского водохранилища привело бы к удлинению Обской губы в южном направлении на 1000 км. При этом водохранилище затапливало бы 0,6 млн га леса, оказало бы крайне негативное влияние па водное и рыбное хозяйство .[ ...]

Под гидротехническим сооружением (ГТС) понимаются инженерные сооружения, позволяющие осуществлять различные водохозяйственные мероприятия, а также использовать водные ресурсы и предотвращать вредное воздействие воды и жидких отходов.[ ...]

Действующими в стране «Основами водного законодательства» и решениями исполнительных органов власти предусмотрены основные водохозяйственные и другие мероприятия для охраны вод или предотвращения их вредного воздействия. Мероприятиями по комплексному использованию и охране вод предусматриваются меры по экономному расходованию воды и прекращению сброса неочищенных сточных вод на основе совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (оборотного водоснабжения и других технических приемов). Основами водного законодательства установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями.[ ...]

Голубцов В.В., Жиркевич А.Н. Водный баланс оз. Балхаш и динамика его элементов в естественных условиях и при проведении в бассейне водохозяйственных мероприятий // Тр.[ ...]

Генеральная схема дает возможность четко определить техникоэкономическую целесообразность и очередность проведения крупнейших водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Плановые ВХБ разрабатывают в соответствии с государственными планами развития народного хозяйства как их необходимую составную часть и включают перечень и объем водохозяйственных мероприятий.[ ...]

Намечается переброска части стока р Чарыш и в бассейне Алея.[ ...]

Методической основой для выбора наилучшего варианта технического решения из числа альтернативных служит метод сравнительной экономической эффективности. Многообразие и взаимосвязи водохозяйственных мероприятий, их комплексный характер предопределяют сложность определения экономической эффективности.[ ...]

От расчетной обеспеченности зависят высота плотин, расход насосных станций, мощность гидростанций, размеры поперечного сечения крупных каналов и т. п. Соответственно росту масштаба намечаемых водохозяйственных мероприятий увеличивается и их стоимость. Вместе с тем снижение расчетной обеспеченности приводит к, ограничению или перебоям подачи воды или энергии, соответствующим предприятиям, что сопровождается ростом материальных ущербов.[ ...]

Было очевидно, что перераспределение части стока сибирских рек окажет влияние на природную обстановку и хозяйственную деятельность в Западной Сибири, причем масштабы изменения природной среды под влиянием водохозяйственных мероприятий могут возрастать, а их последствия будут проявляться постепенно. Поэтому было необходимо найти такие пути решения проблемы межбассейнового перераспределения водных ресурсов, которые не нанесли бы существенного ущерба природе и хозяйству Сибири .[ ...]

Хозяйственное освоение рек и реконструкция их водного режима изменяют природные условия как на самих водных объектах, так и на территориях к ним примыкающих, а в тдельных случаях - и на более отдаленных. Основой прове-ения крупномасштабных водохозяйственных мероприятии должен быть научно обоснованный прогноз их результатов, опенка комплексных мер минимизации негативных последствий и оптимизации эколого-экономических позиций.[ ...]

Рассматриваются история геоэкологических знаний, общие представления о геоэкологии, живом веществе, биосфере, а также основные антропогенные воздействия на нее и последствия в условиях городской и сельской среды, при горных разработках, водохозяйственных мероприятиях, использовании лесов. С геоисторических позиций оценены современное состояние и устойчивость биосферы, а также эффективность попыток глобального управления окружающей средой.[ ...]

Генеральные схемы комплексного использования и охраны вод определяют принципиальные направления развития водного хозяйства страны, что позволяет достаточно четко выявить техникоэкономическую целесообразность и очередность проведения наиболее крупных водохозяйственных мероприятий. На их основе разрабатываются бассейновые схемы для бассейнов рек и других водных объектов. Территориальные схемы, разрабатываемые на основе генеральной и бассейновой схем, охватывают конкретные экономические районы страны и субъекты Российской Федерации.[ ...]

При решении задач в рамках каждой из подсистем р или выполняются соответственно вычисления стока и концентраций ЗВ, проверяются ограничения на объем водных ресурсов, количество и концентрацию ЗВ, возможные объемы регулирования речного стока и водоохранной деятельности, а также затраты в каждый тип водохозяйственных мероприятий. Поскольку далее в иллюстративной форме излагается проблема итеративного взаимодействия подсистем р и д, не имеет смысла конкретизировать внутренние процедуры вычислений в рамках самих подсистем, а собственно схему итераций достаточно представить в самом общем виде.[ ...]

В 1999 г. правительство РФ приняло постановление «Об утверждении Положения об образовании и расходовании средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов». Это положение устанавливает порядок образования и расходования средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, а также порядок использования этих средств на водохозяйственные мероприятия капитального характера.[ ...]

Большое значение для регулирования водопользования имеют «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик». В них определены объекты, виды и сроки водопользования, порядок и условия предоставления водных объектов в пользование и его прекращения, права и обязанности водопользователей. Ими установлен порядок возмещения убытков, причиненных водохозяйственными мероприятиями прекращением или изменением условий водопользования, определены главные условия использования водных объектов для питьевых, бытовых и иных нужд.[ ...]

Если использование метода площадей затруднительно, при ожидаемом изменении всей экологической системы, то для расчета ущерба могут использоваться эмпирически выявленные количественные зависимости уловов в данном бассейне от тех определяющих рыбопродуктивность факторов, естественные параметры которых нарушаются в результате осуществления проекта. В этих случаях ущерб от нарушения современного (естественного или сложившегося в результате водохозяйственных мероприятий) гидрологического режима во всем бассейне определяется на основе выявленных зависимостей величины годового улова от показателей гидрологического режима в годы формирования промыслового запаса (объем стока, уровенный режим, минерализация воды и др.). Такие зависимости, специфичные для каждого бассейна, выявляются методом корреляционного анализа многолетних (за 20-25 лет) данных о фактических уловах рыб и данных Гидрометслужбы о параметрах гидрологического режима в годы, определившие формирование промысловых запасов, а также могут определяться методом аналогов, экспертных оценок и другими, наиболее отвечающими специфике данного объекта.[ ...]

Управление развитием водного хозяйства этого бассейна также осуществляется на трех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и муниципальном), представленных на рис. 3.1.2. Главный недостаток существующей схемы управления - ее излишняя централизация. Верхние звенья управления оказываются нагруженными многими мелкими деталями принятия решений, а нижние звенья (при сохранении современной схемы принятия решений) не располагают полномочиями для осуществления ряда присущих им функций и возможностью проводить многие водохозяйственные мероприятия.[ ...]

Комплексное использование и охрана водных ресурсов предусматривают: @ всестороннюю оценку природных вод в отдельных речных бассейнах и экономических районах с учетом антропогенной деятельности в современных условиях и на перспективу; ® выявление потребностей в воде всех отраслей народного хозяйства, обоснование норм водопотребления с учетом повторного или последовательного использования воды, определение объема безвозвратных потерь; согласование запросов отдельных водопользователей с выделением наиболее эффективных и экономично расходуемых воду; разработку водохозяйственных балансов и выделение на основе их районов, испытывающих наибольший дефицит в воде; Щ установление мер по охране природных вод от истощения и загрязнения, а также разработку мер, предложений по очистке, обезвреживанию и использованию промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков; определение ассигнований для выполнения намеченных мероприятий водохозяйственного и мелиоративного строительства и подсчет экономического эффекта от реализаций запроектированных мер; ® оценка изменений природных условий в зонах проведения крупных водохозяйственных мероприятий; обоснование объема проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ с определением состава их исполнителей.[ ...]

В связи с резким ухудшением экологической обстановки практически во всех регионах России вопросы воспроизводства, охраны водных ресурсов, восстановления водных объектов и обеспечения на этой основе населения и народного хозяйства в достаточном объеме качественной водой являлись актуальными и требовали неотложного решения. Состояние водных объектов улучшалось медленно, выделяемые лимиты и фактические затраты на их восстановление были несоизмеримы с потребностями. Деградация рек, озер и водохранилищ продолжалась, что требовало решения вопросов значительного увеличения ассигнований на выполнение необходимых (минимальных) водохозяйственных мероприятий. В 1994 г Минфином России выделено Роскомводу на операционные расходы 28,4 млрд.руб., в то время как лишь на основные виды работ по эксплуатации и восстановлению водных объектов, без учета фонда зарплаты и затрат на содержание зданий, транспорта и т.д. требовалось 40-47 млрд.руб.[ ...]

Наша страна располагает богатыми водными ресурсами. Суммарный годовой сток рек СССР составляет 4700 км3, подземный сток оценивается в 1000 км3. Нужно иметь в виду взаимосвязь этих величин, так как подавляющая часть подземного стока является одной из составляющих поверхностного. Перед некоторыми промышленно развитыми государствами в обозримой перспективе стоит угроза полного истощения водных ресурсов. Для СССР основная проблема заключается в наиболее рациональном использовании этих огромных богатств, размер которых в целом по стране достаточен для покрытия потребностей на любую обозримую перспективу. Эта проблема тем более важна, что распределение водных запасов на территории страны и их естественный режим неблагоприятны: 85% рек, впадающих в океан, протекают в необжитых районах, вдали от центров водопотребления. Поэтому возникает необходимость в таких крупных водохозяйственных мероприятиях, как регулирование стока водохранилищами, перераспределение водных ресурсов по территории страны, обеспечение чистоты воды.

Арендный блок

Виды водоохранных мероприятий:

1. Мероприятия, направленные на совершенствование самой технологии использования воды. Это сокращение потребления воды на единицу произведенной продукции, применение оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, борьба с потерями воды на производстве и т.д. Оборотное водоснабжение – это относительно быстрое повторное поступление использованной воды в технологические циклы после ее очистки. При повторно-последовательном водоснабжении вся отработанная вода направляется для вторичного использования в другом производстве без промежуточной очистки.

2. Мероприятия по очистке сточных вод.

3. Мероприятия, осуществляемые непосредственно на водоемах. К ним относится очистка водной поверхности от нефтяной пленки и плавающих предметов, удаление загрязненного грунта, периодическая уборка макрофитов. В Великобритании разработан метод очистки воды от нефти с помощью специального вещества, которое почти не оказывает влияния на морскую фауну. Нефть, обработанная таким веществом, быстро коагулируется в комки, которые оседают на дно, смешиваются с илом и разлагаются бактериями.

4. Мероприятия, проводимые на водосборе. Это создание водоохранных зон и лесозащитных полос, проведение противоэрозионных мероприятий, строительство прудов.

В водоохранную зону включается пойма реки, склоны надпойменной террасы, прибрежная овражно-балочная сеть. В водоохранной зоне запрещается содержание гаражей, складов, прудов-накопителей, размещение животноводческих комплексов и ферм, строительство новых предприятий, стоянок автомашин. Не разрешается размещать склады удобрений, ядохимикатов, свалки.

Очистка сточных вод осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими методами. Наиболее дешевая – механическая очистка сточных вод применяется для выделения взвесей. Основными формами очистки являются процеживание, отстаивание, фильтрование. Методы механической очистки применяются во всех отраслях народного хозяйства в качестве предварительного этапа. Этот способ очистки является основным в металлургии, горнорудной и горно-химической промышленности Механическая очистка позволяет выделять из бытовых сточных вод до 2/3 нерастворимых примесей, а из промышленных - более 9/10.

Химическая очистка сточных вод применяется для выделения неорганических примесей. При обработке сточных вод реагентами происходит их нейтрализация, выделение растворенных соединений, обесцвечивание и обеззараживание стоков. Химические методы позволяют очищать сточные воды со значительными колебаниями в них концентраций загрязняющих веществ. Определенным недостатком метода является накопление в процессе очистки значительного количества осадков.

Физико-химическая очистка применяется для очистки сточных вод от грубо- и мелкодисперсионных частиц, коллоидных примесей, растворенных соединений. Это высокопроизводительный способ очистки, но отличается высокой стоимостью. К физико-химическим методам относится флотация, экстракция, адсорбция, ионный обмен. Биологический метод очистки сточных вод применяется для удаления растворенных органических соединений. Метод основан на способности микроорганизмов разлагать растворенные органические соединения. Биологическая очистка осуществляется как в очистных сооружениях, так и в естественных условиях. К недостаткам метода относится способность активного ила увеличиваться в размерах при перегрузке очистных сооружений и выносить в водоемы после очистки соединения азота и фосфора. Имеется несколько типов биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды и аэротенки.

Классификация вододоохранных мероприятий и их выбор для природно-аграрных систем. Водоохранные мероприятия деляться на 3 уровня. 1 уровень - снижение биогенной нагрузки за счёт изменения применяемых технологий. 2 уровень - снижение миграционной способности БВ или водоотведение. 3 уровень - снижение содержания БВ в водоёмах и водотоках. Для рассеянных биогенных источников к первому уровню водоохранных мероприятий можно отнести технологические решения, направленные на снижение потерь минеральных и органических удобрений. К ним относятся внесение гранулированных удобрений, внесение максимально усвояемых удобрений, вспашка с почвоуглублением и рыхлением и др. Таким образом, первый уровень водоохранных мероприятий предусматривает переход аграрного производства на экологически чистые технологии.

Из-за недостаточной экологической эффективности водоохранных мероприятий первого уровня часть БВ поступает в природную среду и под влиянием поверхностного внутрипочвенного и дренажного стоков мигрирует по водосбору.

Водоохранные мероприятия второго уровня призваны не допустить попадания БВ в водные объекты посредством снижения их миграционной способности и водоотведения. К ним относятся целевое направление стоков (например, в отстойные пруды), создание водооборота, систематическая очистка русел мелиоративных каналов и др.

уровень предусматривает использование для очистки вод высших водных растений, активно поглощающих питательные вещества.

Почвенно-климатические ресурсы. Агроэкосистемы. Изменения почв, биосферы, условия загрязнения. Биогенных элементов и продуктивность земледелия в сельскохозяйственной с/х отрасле

Современные подходы к организации семейного и детского досуга

Технологии организации семейного досуга. Анимационные технологии в организации детского и семейного досуга.

Проектирование горячего цеха

Горячие цехи организуются на предприятиях, выполняющих полный цикл производства, Горячий цех является основным цехом предприятия общественного питания. Суповое отделение. Соусное отделение.

Нетарифные ограничения

Финансовое воздействие и использование инструментов административного регламентирования. Финансовое воздействие. Методы административного регламентирования импорта. Нетарифное регулирование.

Одними из наиболее эффективных направлений организационных мероприятий по охране водных ресурсов являются организация водоохранных зон и разбавление сточных вод.

Организация водоохранных зон. В РФ большая часть источников водоснабжения – поверхностные (реки, озера, водохранилища). Для поддержания этих источников в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п .

Большое значение в деле охраны поверхностных вод от засорения и загрязнения имеют водоохранные лесные насаждения вокруг естественных и искусственных водоемов и водотоков. Они предназначены для защиты их от разрушительных действий ветров и поступающей в них с водосбора воды, а также для уменьшения потерь воды на испарение. Лесные насаждения улучшают водный режим водоемов, санитарно-гигиенические условия побережья и его ландшафтно-декоративное оформление, качество воды в водоемах, уменьшают их заиление, сокращают потери земельных угодий из-за переработки берегов волнами (абразии) .

Помимо водоохранных зон в целях обеспечения охраны вод могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. Они ус­танавливаются в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы .

Обеспечить чистоту поверхностных водоемов и водотоков практически невозможно без соответствующей защиты подземных вод , которая заключается в предотвращении истощения запасов подземных вод и предохране­нии их от загрязнения .

В целях борьбы с истощением запасов пресных подземных вод, являющихся стратегическим резервом для питьевого водоснабжения будущих поколений, предусматриваются следующие мероприятия :

1) рациональное размещение водозаборов по площади;

2) регулирование режима водоотбора подземных вод;

3) уточнение величины эксплуатационных запасов (чтобы не допустить их истощения);

4) для самоизливающихся артезианских скважин установление кранового режима эксплуатации.

Иногда для профилактики истощения подземных вод применяют искусственное пополнение их посредством перевода части поверхностного стока в подземный.


Борьба с загрязнением подземных вод включает профилактические и специальные мероприятия. Профилактические меры являются основными, поскольку требуют наименьших затрат. Специальные мероприятия направлены в первую очередь на изоляцию источников загрязнения от остальной части водоносного горизонта (противофильтрационные стенки, завесы), перехват загрязненных подземных вод с помощью дренажа или откачки их из специальных скважин.

Важнейшей профилактической мерой предупреждения загрязнения подземных вод в районах водозаборов служит устройство вокруг них зон санитарной защиты . Зоны санитарной защиты (ЗСЗ) состоят из трех поясов. Первый пояс включает территорию на расстоянии 30-50 м непосредственно от места водозабора (скважины). Это зона строгого режима, в ней запрещено присутствие посторонних лиц и проведение работ, не связанных с эксплуатацией водозабора. Второй пояс ЗСЗ служит для защиты водоносного горизонта от бактериальных загрязнений, а третий – от химических загрязнений. Здесь запрещается размещение любых объектов, которые могут вызвать то или иное загрязнение, например животноводческих комплексов. Не допус­кается рубка леса, использование ядохимикатов и др .

Согласно запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые:

Могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

Запрещается сброс сточных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон и в некоторых других случаях.

Сточные воды можно сбрасывать в водные объекты при условии соблюдения гигиенических требований применительно к воде водного объекта в зависимости от вида водопользования .

При сбросе сточных вод в водные объекты нормы качества воды водного объекта в расчетном створе, расположенном ниже выпуска сточных вод, должны соответствовать санитарным требованиям в зависимости от вида водопользования.

Нормы качества воды водных объектов включают :

Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов в зависимости от вида водопользования;

Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов для различных видов водопользования.

В расчетном створе вода должна удовлетворять нормативным требованиям. В качестве норматива используется предельно допустимая концентрация – ПДК. Все вредные вещества, для которых определены ПДК, подразделены по лимитирующим показателям вредности (ЛПВ), под которым понимают наибольшее отрицательное влияние, оказываемое данными веществами. Принадлежность веществ к одному и тому же ЛПВ предполагает суммацию действия этих веществ на водный объект .

Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования используют три вида ЛПВ: санитарно-токсикологический, общесанитарный и органолептический. Для рыбохозяйственных водоемов: санитарно-токсикологический, общесанитарный, органолептический, токсикологический и рыбохозяйственный .

Вещества, концентрация которых изменяется в воде водного объекта только путем разбавления, называются консервативными; вещества, концентрация которых изменяется как под действием разбавления, так и вследствие протекания различных химических, физико-химических и биологических процессов – неконсервативными.

Основной механизм снижения концентрации загрязняющего вещества при сбросе сточных вод в водные объекты – разбавление.

Разбавление сточных вод – это процесс снижения концентрации загрязняющих веществ в водоемах, вызванный перемешиванием сточных вод с водной средой, в которую они выпускаются .

Интенсивность процесса разбавления количественно характеризуется кратностью разбавления n , которая равна отношению суммы расходов сточной воды q ст, м 3 /с и окружающей водной среды Q , м 3 /срасходу сточной воды :

или отношением избыточных концентраций загрязнений в месте выпуска к аналогичным концентрациям в рассматриваемом сечении водотока (общее разбавление на участке) :

, (3)

где С ст С ф – концентрация загрязняющих веществ в водоёмах до выпуска сточных вод, г/м 3 ; С – концентрация загрязняющих веществ сточной воды в рассматриваемом сечении водотока после выпуска сточных вод, г/м 3 .

Процесс разбавления сточных вод происходит в две стадии: начальное и основное разбавление. Общая кратность разбавления представляется в виде произведения :

n = n н ·n 0, (4)

где n н – кратность начального разбавления, n 0 – кратность основного разбавления.

Распространение примесей происходит в направлении господствующих течений, и в этом же направлении кратность разбавления имеет тенденцию к увеличению. Так, в начальном сечении (в месте выпуска) кратность разбавления n н = 1(Q = 0 или С = С ст), а затем по мере увеличения расходов жидкости концентрация примеси снижается, а кратность разбавления растет. В пределе, когда в процесс перемешивания вовлекаются все возможные для данного водного объекта расходы воды, наступает полное перемешивание. В условиях полного перемешивания концентрация загрязняющих веществ стремится к фоновой, т.е. С С ф.

Участок водоёма или водотока от места выпуска сточных вод до сечения, где произойдет их полное перемешивание, условно разделяют на три зоны (рис. 13) :

1-я зона – начальное разбавление. Здесь процесс разбавления происходит за счет увлечения жидкости водоема турбулентным потоком струи сточной воды, истекающей из выпускных устройств. В конце первой зоны разность скоростей струйного потока и окружающей среды становится незначительной.

2-я зона – основное разбавление. Степень разбавления в этой зоне определяется интенсивностью турбулентного перемешивания.

3-я зона – в этой зоне разбавления сточной воды практически нет. Снижение концентраций загрязняющих веществ происходит в основном за счет процессов самоочищения воды.

Рис. 13. Схема распространения сточных вод в водоеме

Процессы, изменяющие характер веществ, поступающих в водные объекты, называют процессами самоочищения. Совокупность разбавления и самоочищения составляют обезвреживающую способность водного объекта .

Разбавление сточных вод в водотоках определяется комплексным влиянием следующих трех процессов :

Распределение сточных вод в начальном сечении водотока, которое зависит от конструкции выпускного сооружения;

Начальное разбавление сточных вод, протекающее под действием турбулентных струй;

Основное разбавление сточных вод, определяющееся гидродинамическими процессами водоёмов и водотоков.

Все факторы и условия, характеризующие процесс разбавления, можно разделить на две группы :

1-я группа – конструктивные и технологические особенности выпуска сточных вод (конструкция выпускного сооружения; число, форма и размеры выпускных отверстий; расход и скорость выпускаемых сточных вод; технология и санитарные показатели сточных вод (физические свойства, концентрация загрязняющих веществ и др.);

2-я группа – гидрометеорологические особенности водоёмов и водотоков (характер движения водных масс; причины, вызывающие эти движения (сток, ветер, температура, плотность и т.д.; морфологические характеристики русла водотока или ложа водоёма; степень проточности водоёма; состав и свойства водной среды).

Например, из факторов первой группы установлено, что разбавление протекает более интенсивно при рассеивающих выпусках. Из физических свойств сточной воды наибольшее влияние на разбавление оказывают начальная плотность и температура, причем не их абсолютные значения, а разность между параметрами сточной воды и окружающей водной среды.

Из факторов второй группы существенное значение имеют вторичные течения, которые имеют место, например, на повороте русла, когда потоки движутся не только в основном, но и обратном направлении.

Необходимую степень очистки сточных вод Э , %, можно рассчитать по формуле :

, (5)

где С ст – концентрация загрязняющих веществ в сточной воде, г/м 3 ; С ст.дк . – допустимая концентрация вещества в сточных водах, г/м 3 .

Необходимая степень очистки сточных вод говорит о том, на сколько процентов необходимо снизить концентрацию загрязнения в процессе очистки сточных вод для обеспечения норм качества воды в приемнике сточных вод .

Водоохранные мероприятия направлены, прежде всего, на уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты, а также количества вредных веществ, содержащихся в этих стоках. Для достижения этой цели вводятся в действие сооружения для очистки сточных вод (станции, для биологической очистки, для физико-химической очистки, для механической очистки), проводятся и другие мероприятия, например, совершенствуется технология производства.

Другая группа водоохранных мероприятий преследует преимущественно цель наиболее рационально использовать водные ресурсы путем экономии свежей воды, которую в противном случае пришлось бы дополнительно забрать из природных источников. Для этого используются системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Эффект водоохранного мероприятия зависит от той цели, которая ставится в том или ином случае. Показатели, характеризующие непосредственные экологические эффекты первой группы мероприятий, следующие: снижение количества вредных стоков в природные водные объекты (м 3); снижение количества вредных веществ, сбрасываемых в природные водные объекты со сточными водами (т). В случае ввода в действие систем оборотного водоснабжения и повторного водоснабжения, предназначенных для уменьшения потребности водопользователя в свежей воде, показателем экологического эффекта может служить размер экономии забора свежей воды (м 3). При оценке экологического эффекта от водоохранных мероприятий следует иметь в виду, что все загрязняющие вещества имеют разную степень вредности. Это определяется значением их предельно допустимой концентрации. Следовательно, для более точной оценки экологического эффекта необходимо произвести пересчет фактических количеств вредных веществ на количество некоего условного вещества установленной вредности, например с ПДК=1,0 мг/л.

Для пересчета следует фактическое количество каждого вещества, поступающего в природные водные объекты со сточными водами, умножить на коэффициент, представляющий собой отношение ПДК условного вещества, равное 1,0 мг/л, к предельно допустимой концентрации этого вещества. Полученные величины однородны по степени вредности, поэтому их можно суммировать.

Разнородность предлагаемых показателей, выражаемых в весовых (т) и объемных (м 3) единицах, создает сложности в том случае, если необходимо комплексно оценить экологический эффект ряда водоохранных мероприятий на каком либо предприятии (в министерстве, в регионе). Многие специалисты считают, что для обобщенной оценки эффекта от комплекса мероприятий не следует конструировать новый показатель, а целесообразно «привести к общему знаменателю» предложенные выше показатели, наиболее приближенные к практике хозяйствования и выражающие непосредственно поставленные перед водопользователем цели. Такая задача выполнима. Между весовыми и объемными величинами существует четкая зависимость, которую можно использовать при выработке единого показателя экологического эффекта водоохранных мероприятий. Для этого необходимо оценить, какое количество свежей воды должно использоваться для разбавления вредных веществ до безопасной концентрации, т. е. до уровня предельно допустимой концентрации.



Пусть предельно допустимая концентрация некоторого i-гo вещества составляет а (мг/л). Это означает, что в каждом литре природной воды может содержаться не более α мг этого вещества. Если же фактически концентрация i-го вещества выше допустимой, то необходимо разбавление вод до безопасного уровня.

Зная предельно допустимые концентрации загрязнения водной среды и количество сбрасываемых вредных веществ со сточными водами, можно рассчитать по приведенной выше формуле потребность в свежей воде, используемой для разбавления вредных веществ до уровня предельно допустимой концентрации.

Она составит:

где V i ряб - объем воды, идущий на разбавление i-гo вредного вещества до безопасного уровня (м);

Вi - фактические количество i-гo вредного вещества, сбрасываемого в природные водные объекты (т).

Такие расчеты проводят по всей номенклатуре вредных веществ, содержащихся в стоках.

Обобщающим показателем экологического эффекта водоохранных мероприятий может служить показатель экономии свежей воды, достигнутый при снижении вредных стоков и при строительстве систем оборотного повторного водоснабжения.

Санитарно-оздоровительные и защитные мероприятия, целью которых является устранение и предупреждение возможности за­грязнения подземных вод, планируются отдельно для каждого по­яса ЗСО При этом следует учитывать назначение каждого из них, а также степень естественной защищенности водоносного гори­зонта от загрязнения с поверхности. Мероприятия по обеспече­нию установленного режима на территории поясов ЗСО должны проводиться в течение всего периода эксплуатации водозабора, а единовременные меры (например, снос некоторых строений, устройство ограды и др.) осуществляются до строительства водо­забора.

Можно выделить следующие водоохранные мероприятия, про­водимые в ЗСО: общие подлежащие выполнению во всех трех поясах; дополнительные, только по первому и второму поясам и до­полнительные, только по первому поясу.

К общим мероприятиям относятся: 1) выявление и ликвида­ция (или восстановление) всех бездействующих, старых, дефект­ных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в отношении возможности загрязнения водоносного го­ризонта; 2) регулирование бурения новых скважин и любого но­вого строительства при обязательном согласовании с местными органами санитарно-эпидемиологической службы, геологического контроля и по регулированию использования и охране вод; 3) за­прещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, под­земного складирования твердых отходов и разработки недр зем­ли, которая может привести к загрязнению водоносного горизон­та; 4) своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных водотоков и водоемов, имею­щих непосредственную гидравлическую связь с используемым во­доносным горизонтом; 5) запрещение размещения накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, складов горюче-смазоч­ных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, а так­же других объектов, представляющих опасность химического за­грязнения подземных вод. К ним следует отнести крупные живот­новодческие объекты и птицефабрики, являющиеся источниками стойкого нитратного загрязнения. Размещение таких объектов до­пускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использо­вании защищенных подземных вод, а также при условии проведе­ния специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения и по согласованию с перечисленными выше орга­низациями санитарного, геологического и водного контроля.

На территории третьего пояса устанавливается строгий сани­тарный надзор за использованием пестицидов и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями растений, не допуска­ется также применение высокотоксичных, стойких в почве и ку­мулятивных веществ.

Во втором и третьем поясах, кроме мероприятий, общих для всех поясов и перечисленных выше, необходимо проводить сле­дующие дополнительные мероприятия:

1) запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации и фильтрации, земледельческих полей орошения, со­оружений подземной фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий, а так­же других сельскохозяйственных объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; запрещаются также применение удобрений и ядохимикатов и промышленная рубка леса; 2) санитарное благоустройство территории населен­ных пунктов и других объектов (создание канализационной сети, устройство водонепроницаемых выгребов и др.)-

По первому поясу ЗСО дополнительно к перечисленным меро­приятиям предусматриваются следующие: 1) территория пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена постоянной охра­нной; 2) запрещаются все виды строительства, не имеющие непо­средственного отношения к эксплуатации, реконструкции и рас­ширению водозабора и водопроводных сооружений, в том числе.жилых и хозяйственных зданий, прокладка трубопроводов различ­ного назначения, проживание людей (в том числе работающих на водопроводе), а также применение ядохимикатов и удобрений; 3) здания должны быть канализованы с отведением сточных вод в систему канализации или на местные очистные сооружения, расположенные за пределами первого пояса с учетом санитарного режима на территории второго пояса ЗСО. В исключительных случаях, при отсутствии канализации, устраиваются водонепро­ницаемые приемники для бытовых отходов и нечистот; 4) преду­сматривается строгое выполнение санитарно-технических требо­ваний к конструкции водозаборных и наблюдательных скважин; .5) водозаборные скважины должны быть оборудованы аппарату­рой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации производительности, предусмотренной при проектировании водозабора и обосновании границ ЗСО.

Состав указанных выже основных и дополнительных санитар-но-оздоровительных и защитных мероприятий на территории ЗСО при соответствующем обосновании может быть уточнен и расширен применительно к конкретным гидрогеологическим условиям с уче­том современного и перспективного народнохозяйственного ис­пользования территории в районе ЗСО.

На реках и водоемах, входящих в ЗСО водозаборов подземных вод, предусматриваются следующие водоохранные мероприятия. По первому поясу ЗСО:1) акватория должна ограждаться ба­кенами (буями) и другими предупредительными знаками; 2) за­прещается спуск любых сточных вод, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказываю­щие влияние на качество воды. По второму и третьему поясам: 1) запрещается отведение в реки и водоемы сточных вод, не отве­чающих требованиям правил охраны поверхностных водоемов от загрязнения сточными водами; 2) выявляются объекты, загряз- -няющие водоем, с составлением планов осуществления водо­охранных мероприятий и определением сроков их выполнения; 3) регулируется и ограничивается отведение территории для но­вого строительства жилых, промышленных и сельскохозяйствен­ных объектов, создание и эксплуатация которых связаны с повы­шением степени опасности загрязнения сточными водами поверх­ностных вод.

По второму поясу ЗСО, кроме указанных мероприятии, преду­сматривается также следующее:

1) запрещается расположение объектов, обусловливающих опасность химического (накопители промышленных стоков, шла-мохранилища, склады горюче-смазочных материалов, ядохимика­тов и минеральных удобрений и др.) и микробного (поля ассени­зации и фильтрации, земледельческие поля орошения, кладбища, скотомогильники, навозохранилища, животноводческие и птице­водческие предприятия и др.) загрязнений подземных вод, при­менение удобрений и ядохимикатов, промышленная рубка леса, добыча из водоема песка и проведение дноуглубительных работ, создание пастбищ в прибрежной полосе шириной не менее 300 м; 2) санитарное благоустройство территории населенных пунктов и других объектов (создание канализационной системы, устройство водонепроницаемых выгребов); 3) выполнение мероприятий по предупреждению загрязнений, вносимых водным транспортом; 4) обеспечивается специальный режим испольаования поверхност­ных вод для купания, туризма, водного спорта, рыбной ловли и т. д.

Из изложенного выше видно, что в некоторых природных и хо­зяйственных условиях для создания ЗСО водозаборов подземных вод и проведения соответствующих водоохранных мероприятий могут потребоваться значительные финансовые затраты, что долж­но быть определено и учтено проектной организацией при разра­ботке технико-экономического обоснования выбора подземных вод в качестве источника водоснабжения.

При выяснении эффективности водоохранных мероприятий в ЗСО нельзя ограничиваться наблюдениями за составом воды только в водозаборных скважинах; необходим, особенно для круп­ных водозаборов подземных вод, гидрогеологический контроль на всей площади ЗСО, что позволит своевременно принять допол­нительные меры для сохранения качества воды в водозаборе.

Вопросы методики гидрогеологических исследований в связи с контролем за охраной подземных вод рассмотрены в работах . Следует отметить, что гидрогеологические наблюдения нужны и за пределами ЗСО, так как расчетные раз­меры ЗСО являются в известной мере приближенными; послед­нее обстоятельство связано с необходимостью схематизации при­родных условий при расчетах и с использованием усредненных значений гидрогеологических параметров, оценок интенсивности источника загрязнения, количества и состава загрязнений и т. п. Хотя, с одной стороны, при расчетах границ ЗСО физико-химиче­ские трансформации веществ в подземных водах обычно не учи­тываются и это приводит к завышению размеров ЗСО, с другой стороны, при изысканиях могут быть не выявлены в водоносном горизонте отдельные слои и пропластки с высокими показателями фильтрационных свойств, что не исключает возможность подтяги­вания к водозабору воды из участков водоносного горизонта, на­ходящихся за пределами расчетных границ ЗСО. Поэтому в рай­онах крупных водозаборов существование источников загрязнения подземных вод недопустимо и за пределами третьего пояса ЗСО, по крайней мере на расстоянии 0,5 - 1 км при песчаных и песча-но-гравелистых породах и 2 - 4 км при трещиноватых и закар-стованных породах. В связи с этим здесь следует усилить гидро­геологический контроль и при необходимости ликвидировать ис­точники загрязнения, находящиеся вблизи ЗСО.

При проведении целенаправленного гидрогеологического конт-роля в районе ЗСО большое значение имеет выбор точек разме­щения наблюдательных скважин. При этом следует руководство­ваться гидродинамической обстановкой на территории между ис­точником загрязнения и водозабором и учитывать скорости и направления движения подземных вод, изменившиеся, по сравне-нию с естественными условиями, под влиянием отбора воды водо-заборами и дренажами, а также и инфильтрации воды в водо­носный горизонт из накопителей сточных вод, искусственных пру­дов и других гидродинамически активных объектов.

Направления движения подземных вод определяют по доста­точно детальной карте гидроизогипс, желательно также с по­мощью аналитических расчетов или моделирования построить гидродинамическую сетку фильтрации.

При создании режимной сети наблюдательных скважин долж­на учитываться возможность вертикальной неоднородности и стратификации химического состава подземных вод, что нередко встречается на участках распространения минерализованных вод, обладающих повышенной плотностью, а также при загрязнении подземных вод углеводородами и нефтепродуктами, что вызывает снижение плотности подземных вод. В этих случаях загрязнения соответственно концентрируются в нижней и верхней частях во­доносного горизонта. Рекомендуется проводить опробование под­земных вод поинтервально по глубине водоносного горизонта. Для этого могут быть применены разнообразные приспособления, например пробоотборник с четырьмя надувными пакерами, раз­деляющими скважину на три зоны, причем откачка осуществля­ется из всех трех зон, а отбор пробы - только из средней зоны.

Известны наблюдательные скважины, в которых в обсадную трубу врезаны на разных глубинах несколько пьезометров, при этом изоляция отдельных опробуемых зон осуществляется в за-трубном пространстве скважины. Несколько пьезометров в одной скважине могут быть опущены на разную глубину, а интервалы опробования разделены в скважине участками цементации. К. Эд-вэрси в 1983 г. предложил способ поинтервального отбора проб воды из скважины при помощи двухкамерного устройства, кото­рое должно быть установлено в средней части песчаной засыпки высотою 2 м, охватывающей интервал исследования. Выше за­сыпки устраивается глиняная пробка. Подземная вода поступает через сетчатый фильтр, установленный в одной из камер, и через клапан проходит во вторую камеру, откуда может быть выдавле­на пневматическим способом на поверхность. Таких устройств в скважине может быть несколько.

Метод отбора проб для определения в подземных водах малых концентраций органических веществ разработан Дж. Пэнковом в 1983 г. Устройство для отбора проб воды, опускаемое в наблюда­тельную скважину на трубке, состоит из небольшого цилиндриче­ского патрона с сорбирующим материалом. Патрон соединен с на­сосом; движение поршня в насосе создается при помощи вакуума.

При этом вода проходит через патрон с сорбентом. Затем патрон отделяется от насоса и поднимается на поверхность. В лаборато­рии из него удаляют излишек воды, проводят термальную десорб­цию патрона через силикатную капиллярную трубку и определя­ют органические вещества методом газовой хроматографии. Этим методом в подземных водах были определены трихлорэтан, хлор­бензол, пара-дихлорбензол в средних концентрациях от 14 до 0,88 мкг/дм 3 .

Наблюдения за химическим составом подземных вод и поло­жением уровня воды следует проводить не только в эксплуатируе­мом водоносном горизонте, но и в выше- и нижележащих водо­носных горизонтах, если в последних имеются или могут появить­ся некондиционные по составу воды и в пределах ЗСО возможен переток этих вод в эксплуатируемый горизонт.