Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

2. Разрешить Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 6 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

3. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в количестве 130 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а также предельную численность работников его территориальных органов в количестве 700 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

4. Согласиться с предложением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в г. Москве, Ленинский просп., д. 9.

5. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находятся организации, находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

6. Установить, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

7. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 194 "Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1486).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии

I. Общие положения

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

5.2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

5.3. организует:

5.3.1. экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

5.3.2. экспертизу проектов национальных стандартов;

5.3.3. проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и утверждение типа средств измерений;

5.3.4. проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

5.3.5. сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

5.4. осуществляет:

5.4.1. опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов;

5.4.2. опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;

5.4.3. руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

5.4.4. создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

5.4.5. принятие программы разработки национальных стандартов;

5.4.6. утверждение национальных стандартов;

5.4.7. учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

5.4.8. введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

5.4.9. проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности;

5.4.10. организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

5.4.11. функции национального органа по стандартизации в порядке, определяемом федеральным органом по техническому регулированию;

5.4.12. определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

5.4.13. отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

5.4.14. проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;

5.4.15. распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;

5.4.16. межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координацию проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации;

5.4.17. ведение:

5.4.17.1. федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

5.4.17.2. единой информационной системы по техническому регулированию;

5.4.17.3. перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

5.4.17.4. реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

5.4.17.5. единого реестра выданных сертификатов;

5.4.17.6. государственного реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности, а также деятельность по обеспечению единства измерений;

5.4.17.7. государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

5.4.17.8. единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

5.4.17.9. федерального каталога продукции для государственных нужд;

5.4.17.10. государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;

5.4.17.11. общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

5.5. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.6. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

5.7. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.8. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.11. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.13. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

5.14. организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;

5.15. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства;

6.2. привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций.

7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

III. Организация деятельности

8. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и энергетики Российской Федерации.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром промышленности и энергетики Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.

Количество заместителей руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру промышленности и энергетики Российской Федерации:

9.2.1. проект положения об Агентстве;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства;

9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Агентства и руководителей территориальных органов Агентства;

9.2.4. ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;

9.2.5. проект положения о территориальных органах Агентства;

9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;

9.4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Агентства;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

10. Финансирование расходов на содержание Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - г. Москва.

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294
"О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"

С изменениями и дополнениями от:

27 октября 2004 г., 5 сентября 2006 г., 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 15 июня, 12 августа 2009 г., 9, 15 июня 2010 г., 24 марта, 6 апреля, 17 октября, 26 декабря 2011 г., 15 июня, 15 августа, 2 ноября 2013 г., 17 мая, 27 декабря 2014 г., 23 января, 25 декабря 2015 г., 13 мая, 1, 19 июля 2016 г., 24 января, 14 февраля 2017 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии иметь до 4 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 7 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

4. Согласиться с предложением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, строение 1.

5. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находятся организации, находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии .

6. Установить, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

5.4.17.3. перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

5.4.17.4. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.5. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.6. утратил силу с 1 ноября 2011 г.;

5.4.17.7. единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

5.4.17.8. единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

5.4.17.9. федерального каталога продукции для государственных нужд;

5.4.17.10. государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 482 Положение дополнено подпунктом 5.4.18

5.4.18. утверждение государственных первичных эталонов единиц величин;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1132 Положение дополнено подпунктом 5.4.25

5.4.25. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.26

5.4.26. рассмотрение, утверждение и регистрацию одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.27

5.4.27. регистрацию свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.28

5.4.28. регистрацию уведомлений о прекращении действия документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.29

5.4.29. назначение в установленном порядке компетентной организации, выполняющей функции технического секретариата, для проверки правильности и обоснованности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 44 Положение дополнено подпунктом 5.4.30

5.4.30. ведение в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" национальной части единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

5.4.31. подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации для их представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

5.4.33. установление порядка проведения работ по стандартизации, определение форм и методов взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;

5.4.35. определение с учетом потребностей экономики необходимости разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;

5.4.36. методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;

5.4.37. введение в действие межгосударственных стандартов, отмену действия межгосударственных стандартов и приостановление действия межгосударственных стандартов;

5.4.38. регистрацию в Федеральном информационном фонде стандартов документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

5.4.40. определение порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;

5.4.41. формирование комиссии по апелляциям, утверждение положения о комиссии по апелляциям и ее состав;

5.5. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.6. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

5.7. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.8. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.10. организовывает и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также руководит мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью Агентства или которые находятся в сфере его ведения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.10.1

5.10.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. N 988 Положение дополнено подпунктом 5.11.1

5.11.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Агентству, и руководителей указанных организаций;

5.11.3. организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;

5.11.4. обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.13. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;

5.14. организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;

5.15. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5.16. заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;

5.17. представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства;

6.2. привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2016 г. N 696 пункт 6 дополнен подпунктом 6.5

6.5. разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия и порядок ношения форменной одежды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

III. Организация деятельности

8. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

9.2. представляет Министру промышленности и торговли Российской Федерации:

9.2.1. проект положения об Агентстве;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства;

9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Агентства и руководителей территориальных органов Агентства;

9.2.4. ежегодный план и показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;

9.2.5. проект положения о территориальных органах Агентства;

9.2.6. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников аппарата Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;

9.4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Агентства;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;

В РФ действует Государственная система стандартизации (ГСС). Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

* ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

* ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

* ГОСТ Р 1.4-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

* ГОСТ Р 1.5-2002 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ),

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Основные цели и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метро­логии (Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим оказание государственных ус­луг и управление государственным имуществом в сфере техничес­кого регулирования и метрологии.

Ростехрегулирование осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной служ­бы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физи­ческих константах и свойствах веществ и материалов, Государствен­ной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и ма­териалов. Ростехрегулирование:

Организует экспертизу проектов национальных стандартов;

Осуществляет создание технических комитетов по стандарти­зации и координирует их деятельность;

Принимает программу разработки национальных стандартов;

Утверждает национальные стандарты;

Ведет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их дос­тупность заинтересованным лицам;

Выполняет функции национального органа по стандартизации.

К функциям Ростехрегулирования относится ведение:

Федерального информационного фонда технических регла­ментов и стандартов;

Единой информационной системы по техническому регулиро­ванию;

Перечня продукции, подлежащей обязательному подтвержде­нию соответствия;

Реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

Единого реестра выданных сертификатов;

Государственного реестра утвержденных типов средств изме­рений;

Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

Федерального каталога продукции для государственных нужд;

Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

В 2003 году, 1 июля, вступил в действие ФЗ, определяющий основы технического регулирования. В рамках закона создана новая система установления норм для производственных процессов, продукции, услуг и работ. ФЗ ориентирован на формирование единой политики в сфере стандартизации, технического регулирования и сертификации.

Задачи закона

С принятием указанного ФЗ появились новые нормативные акты. В первую очередь это технические регламенты, которые в значительной степени изменяют текущую экономическую жизнь в стране. Они выступают сегодня в качестве основных правил и стандартов, в соответствии с которыми производится государственный надзор и контроль, аккредитация, мероприятия по подтверждению соответствия. Цели технического регулирования состоят в формировании механизма обеспечения охраны здоровья и жизни людей, защиты окружающей среды, поддержания обороноспособности государства. Создание системы регламентов обеспечивает технологическую безопасность в стране. Принятый закон направлен на защиту отечественных научных разработок и использование результатов интеллектуальной деятельности в национальных интересах.

Понятие технического регулирования

Данная система предполагает применение юридических инструментов для реализации социально-экономических задач страны. В рамках института осуществляется принуждение субъектов к соблюдению определенных норм. В случае нарушения установленных правил специализированные госструктуры применяют к лицам официальные санкции. В указанном выше ФЗ техническое регулирование определяется как правовая регламентация отношений в сфере установления, использования и исполнения обязательных стандартов:

  1. К продукции.
  2. Производственным процессам.
  3. Эксплуатации.
  4. Перевозке.
  5. Хранению.
  6. Утилизации.
  7. Реализации.
  8. Выполнению услуг/работ.

В упрощенной форме техническое регулирование можно определить как обязательные нефинансовые условия для предпринимательской деятельности, устанавливаемые государством. К рассматриваемой системе относят также оценку соответствия процессов, товаров, услуг и работ принятым нормам и контроль их соблюдения. В законодательстве кроме обязательных присутствуют и добровольные правила, распространяющиеся на предпринимательскую деятельность субъектов.

Принципы технического регулирования

Ключевым положением в системе выступает законность всех ограничений, принятых в отношении предпринимательства. Декларирование основных аспектов в нормативных актах влечет необходимость в их практической реализации в ходе организации регулирования, разработке документации и непосредственной работе субъектов. Среди базовых положений системы следует отметить:

  1. Единство правил установления стандартов и норм. Это означает, что требования технического регулирования формулируются единообразно, вне зависимости от типа процесса, вида продукции, формы собственности предприятия, юридического положения разработчика регламента, предпринимателя, изготавливающего товар или оказывающего услуги.
  2. Соответствие системы уровню развития материальной базы, экономики, НТР. Национальные стандарты и нормы регламентов должны являться выполнимыми в существующих на момент их принятия условиях. При их утверждении необходимо учитывать достигнутый уровень развития промышленности, обеспеченности материалами и оборудованием, обладающими надлежащими свойствами, степень информатизации, характер технологических процессов.
  3. Независимость уполномоченных органов от приобретателей, исполнителей, производителей и продавцов. Структуры, в чью компетенцию входит стандартизация и аккредитация, не должны быть связаны с указанными субъектами никакими обязательствами, кроме тех, которые допускаются законодательством. Сотрудники уполномоченных органов должны быть защищены от попыток неправомерного давления либо другого воздействия, способного повлиять на решения, которые они принимают. Руководителям этих структур надлежит разрабатывать соответствующие меры, которые направлены на предотвращение вступления служащих в незаконные сделки с субъектами, заинтересованными в результатах стандартизации либо аккредитации.
  4. Единая система правил. Аккредитация испытательных центров и лабораторий, органов сертификации, организация измерений и испытаний, оформление документации должны производиться по единому порядку.
  5. Единство применения норм. Техническое регулирование охватывает все предусмотренные законом объекты и сферы деятельности, вне зависимости от особенностей и видов сделок.
  6. Недопустимость ограничения конкуренции в ходе осуществления сертификации и аккредитации. Это положение означает, что в рамках указанных процедур не должны создаваться преимущества для отдельных заявителей, искусственно замедляться либо необоснованно ускоряться принятие решений.
  7. Недопустимость совмещения функций структуры госконтроля и органа сертификации. В полномочия указанных институтов входит контроль продукции и прочих объектов. Однако его уровень имеет определенные ограничения. Госнадзор проверяет работу органа сертификации. Последний, в свою очередь, контролирует исполнение принятых им решений.
  8. Недопустимость совмещения полномочий на сертификацию и аккредитацию одним органом. Это положение устанавливает запрет на возможность одной структуры быть одновременно исполнителем и контролером.
  9. Недопустимость внебюджетного финансирования госконтроля. Данное положение запрещает влияние частных капиталов на государственную деятельность.


Регламенты

Принципы технического регулирования выступают базой для их разработки. Регламент представляет собой нормативный документ, принятый в соответствии с международным договором, ФЗ, указом президента, правительственным постановлением. Он устанавливает требования к объектам регулирования. Положения регламента обязательны для применения и выполнения всеми субъектами, осуществляющими подконтрольную деятельность. Утверждение этих документов направлено не только на обеспечение защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, но и на предупреждение неправомерных действий, способных привести к негативным последствиям для потребителей.

Особенности содержания

В регламентах должны устанавливаться минимально необходимые нормы, посредством которых будет обеспечиваться безопасность по определенным специфическим вопросам. Требования, предусмотренные в документах, не должны являться завышенными относительно уже утвержденных стандартов. В противном случае они могут стать препятствием для осуществления свободного предпринимательства. Так, к примеру, в ходе разработки регламентов могут возникнуть решения, которыми отечественные производители могут быть поставлены в менее выгодные условия в сравнении с зарубежными. В этой связи в процессе согласования показателей безопасности и выполнения экспертной оценки необходимо неукоснительно следовать принципам конкурентного права. В регламенте должны перечисляться все объекты, на которые он распространяется. В документе также должны прописываться правила их идентификации. Кроме этого в регламент включается следующая информация:


Особые положения

В регламенте могут содержаться специальные требования к производственным процессам, продукции, хранению, эксплуатации, утилизации, реализации, транспортировке, терминологии, этикеткам, маркировке, правилам их нанесения в зависимости от климатических и географических особенностей территории, на которой осуществляется деятельность. Это обусловливается тем, что объекты, выпущенные в таких зонах, могут представлять повышенную опасность для потребителей. К специальным требованиям, например, относят ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Классификация

Техническое регулирование может осуществляться общими или специальными регламентами. Первая категория документов устанавливает нормы, обязательные для всех подконтрольных процессов и объектов. Специальными регламентами осуществляется техническое регулирование продукции, безопасность которой не обеспечивается общими положениями. Они представляют собой нормативные документы прямого действия. Положения специальных регламентов не должны противоречить требованиям актов общего действия. Последние, оформленные в виде ФЗ, включают в себя основные нормы, распространяющиеся на большой круг объектов. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии указывало в своих пояснениях, что число регламентов может составить около 1,5 тыс. Оно приблизительно соответствует количеству видов коммерческой деятельности.

Разработка норм

Как выше было сказано, технические регламенты принимаются в соответствии с международными договорами, указами президента, постановлениями правительства, ФЗ. Проект документа может разработать любой субъект вне зависимости от типа процесса и продукции, правового статуса и формы собственности. Предоставление такой возможности, безусловно, демократично и позволяет наиболее полно реализовывать интеллектуальный потенциал.

Одним из основных принципов при разработке регламента выступает публичность. Необходимо, чтобы на каждой стадии формирования новой нормативной системы все общество в целом и госструктуры в частности подробно информировались о ходе процесса, наличии противоречий, знакомились с предложениями тех или иных авторов. Обсуждение и утверждение регламента осуществляются в Госдуме. Однако предварительно проект должен пройти подготовку.

Ключевые этапы

Техническое регулирование и метрология - специфические сферы государственной деятельности. Они предполагают установление определенных норм с учетом мнения общественности, специфики подконтрольных объектов и процессов. В этой связи процедура разработки регламента включает в себя ряд обязательных этапов. Одним из них является публикация уведомления о проекте в официальном издании, которое выпускает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Кроме этого извещение размещается в информационной базе в электронном виде (в сети Интернет). В уведомлении должны присутствовать сведения о продукции/процессе, для которых разрабатывается регламент. В него также вносится обоснование необходимости создания нормативного документа. Уведомление должно содержать указания на отличия нового регламента от уже действующих на территории страны международных стандартов. В обязательном порядке в публикации присутствуют реквизиты разработчика, разъясняется способ ознакомления с проектом. Автор должен в течение 2 месяцев проводить корректировку регламента с учетом поступающих в ходе обсуждения предложений. После завершения всех подготовительных процедур проект вносится в Госдуму.

Росстандарт

Этот орган оказывает госуслуги, управляет госимуществом в сфере метрологии и технического регулирования. С 2004 г. Росстандарт находится в ведении Минпромторга РФ. Официальное наименование этого органа - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Данная исполнительная структура:

  1. Реализует задачи компетентного административного института в соответствии с договором о принятии единых предписаний для колесного транспорта, элементов оборудования и деталей, которые могут устанавливаться на них, об условиях двустороннего признания утверждений, которые выдаются на основании указанных предписаний, подписанным 20 марта 1958 г. в Женеве.
  2. Организует экспертную оценку проектов отечественных стандартов.
  3. Исполняет некоторые функции в области надзорной деятельности. Например, Федеральное агентство по техническому регулированию проверяет соответствие продукции положениям некоторых регламентов.
  4. Руководит деятельностью ряда государственных служб. В частности, агентство по техническому регулированию контролирует работу центра времени, определения параметров и частоты вращения Земли, констант и свойств материалов и веществ и пр.

Кроме этого, указанный орган ведет государственный информационный фонд стандартов и регламентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Определение понятия «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии». Его деятельность

2. Этапы формирования Росстандарта

3. Цели и задачи Росстандарта

4. Технический регламент и метрология

6. Итоги работы

Заключение

Используемая литература

Введение

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого Федерального закона "О техническом регулировании". Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации - Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Целью данного реферата является изучение итогов работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а так же определение целей и задач.

1. Определение понятия «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии». Его деятельность

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращённое наименование в 2004-2010 годах - Ростехрегулирование; с июня 2010 года - Росстандарт) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

· выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключённым в г. Женеве 20 марта 1958 г.;

· организует экспертизу проектов национальных стандартов;

· осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;

· ведёт федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

2. Этапы формирования Росстандарта

15 сентября 1925 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР впервые был создан общесоюзный орган в области стандартизации - Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом систематической работы во всех отраслях народного хозяйства.

7 мая 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт -- ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура».

В 1927 г. на должность Председателя Совета по стандартизации был назначен Г.М. Кржижановский, который заложил научный подход к работам по стандартизации.

Важную роль в активизации и совершенствовании работ по стандартизации в целях повышения мобилизационной готовности народного хозяйства и оборонной промышленности сыграло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 9 июля 1940 г. № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения». Был отменен порядок, при котором государственные общесоюзные стандарты на продукцию утверждались наркоматами, которые и производили эту продукцию. Разработка и утверждение государственных общесоюзных стандартов, обязательных для применения во всех отраслях народного хозяйства, были возложены на вновь созданный Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС) при Совете Народных Комиссаров СССР. Вскоре он был переименован во Всесоюзный комитет стандартов.

В 1946 г. на конференции в Лондоне было принято решение о создании Международной организации по стандартизации (ISO (ИСО)). СССР был одной из стран - учредителей ИСО, а русский язык был признан в качестве одного из официальных языков организации. СССР приняла на себя работу секретариатов технических комитетов: ТК 37 «Терминология (общие принципы и координация)»; ТК 55 «Лесоматериалы (сортамент пиломатериалов и координация)»; ТК 57 «Чистота поверхностей (металлов)»; ТК 65 «Марганцевые руды (методы химического анализа)».

В 1954 г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР на базе слияния Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов Министерства финансов СССР. Впервые разработан перспективный план работ по стандартизации на 1956-1960 гг.

Период стандартизации с 1963 г. по 1984 г. известен как «бойцовская эпоха». К началу 60-х гг. сложилась довольно сложная и запутанная система нормативно-технических документов по стандартизации. Разработка мероприятий по совершенствованию методов и форм управления стандартизацией в этот период связана с именем доктора технических наук профессора В.В. Бойцова, назначенного в 1963 г. Председателем Госстандарта СССР. В том числе в этот период проводится работа по созданию мощной научно-исследовательской и производственной базы для системы стандартизации и метрологии. Созданы научно-исследовательские институты всесоюзного значения: ВНИИС, ВНИИКИ с ВИФС, ВНИИСОТ, укрепился и расширился ВНИИНМАШ. Мощное развитие получили старейший метрологический институт ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, всесоюзные научно-исследовательские институты ВНИИФТРИ, ВНИОФИ, метрологической службы ВНИИМС и др.

Одной из важных целей стало упорядочение и регламентация всех работ в области самой стандартизации. В 1968 г. был внедрен комплекс стандартов ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации» (ГСС, или так называемый ГОСТ 1 («Конституция стандартизации»)).

В 1968 г. на базе созданных в 1965 г. Высших всесоюзных курсов по повышению квалификации стандартизаторов и метрологов был образован Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно­технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ).

16 июня 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление о проведении 14 октября первого Международного дня стандартизации. Первый Международный день стандартов прошел под девизом «Стандартизация - средство развития национальной экономики и расширения международного сотрудничества». В.В. Бойцов был избран Президентом ИСО на период 1977-1979 гг.

В 80-х гг. был утвержден ряд важных документов: постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1983 г. № 936, утвердившее Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений; постановление Совета Министров СССР «Об обеспечении единства измерений в стране», а также Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими».

22 мая 1991 г. Законом СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом СССР, была введена обязательная сертификация продукции (товаров, работ, услуг).

В 1991 г. на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Он стал правопреемником Госстандарта СССР на территории России.

В 1992 г. был образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Одновременно с Законом Российской Федерации «О стандартизации» в 1993 г. были приняты Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг».

Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. Функции Госстандарта по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, образованному тем же указом.

В связи со вступлением в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Закон Российской Федерации «О стандартизации» утратил силу и в стране начался новый этап формирования сферы технического регулирования. В 2010 г. краткое наименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Ростехрегулирование» было изменено на «Росстандарт ». На сегодняшний день руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Владимирович Абрамов.

3. Цели и задачи Росстандарта

росстандарт метрология регламент экспертиза

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Коллегиальным совещательным органом является Коллегия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, совещательно-консультативным коллегиальным органом при Федеральном агентстве является Общественный совет.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии действует на основании Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.

Основные задачи:

· реализация функций национального органа по стандартизации;

· обеспечение единства измерений;

· осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;

· создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;

· осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

· организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;

· организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;

· оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Ц ел и :

повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов; стимулирования научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; экономии и рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях; взаимозаменяемости продукции.

4. Тех нический регламент и метрология

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой "правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия".

К основным принципам технического регулирования относятся:

· применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

· независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

· единой системы и правил аккредитации;

· единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

· единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

· недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

· недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

· недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

· обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Работы по обеспечению единства измерений в России осуществляются на основе Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями и дополнениями от:18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г.).

Нормативная база Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) - комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.

Технической основой ГСИ является государственная эталонная база России. В составе эталонной базы России 164 государственных первичных эталона.

В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится Государственная метрологическая служба, которая включает государственные научные метрологические центры, метрологические научно-исследовательские институты (метрологические научно - исследовательские институты) и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (Центры стандартизации, метрологии и сертификации).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет руководство:

· Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

· Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);

· Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

· Межлабораторными сравнительными испытаниями (МСИ);

· Координационным советом по прослеживаемости в химии.

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет государственный метрологический контроль и надзор.

Государственный метрологический контроль включает:

· утверждение типа средств измерений;

· поверку средств измерений;

· лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

· за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

· за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

· за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

В соответствии с приказом Минпромэнерго России № 208 от 30.08.2006 г. утверждено Положение о Совете по законодательной и прикладной метрологии при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации.

Международное сотрудничество Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии осуществляется в рамках:

· Международной Организации Законодательной Метрологии (МОЗМ)

· Международного бюро мер и весов (МБВБ)

· Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений (КООМЕТ)

· Азиатско-Тихоокеанского Форума по Законодательной Метрологии (АТФЗМ)

· Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации

· Международной организации по стандартизации (ИСО)

· Международной электротехнической комиссии (МЭК)

· Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)

· Европейского сотрудничества по эталонам (Евромет)

5. Итоги работы

Итогами работы Росстандарта являются:

1. Разработка предложения по приоритетным направлениям развития работ по СМ, их научному, правовому, организационно-техническому, методическому, финансовому и информационному обеспечению, а также по преодолению "технических барьеров" во внешней торговле.

2. Принятие участия в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых программ по СМ; выступает государственным заказчиком этиx программ, участвует в формировании и реализации иных федеральных и межгосударственных целевых программ в части их нормативного обеспечения качества и метрологического обеспечения.

3. Рассмотрение, оценивание и подготавливание заключения по проектам федеральных целевых программ.

4. Разработка в установленном порядке в Правительство России проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам СМ, дает по ним заключения.

5. Организация выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закрепленных областях деятельности, а также установка правил проведения работ по СМ и аккредитации, государственному контролю и надзору в подведомственных областях, осуществление методического руководства этими работами.

6. Организация проведения работ по межведомственной унификации продукции, методов контроля, испытаний и испытательного оборудования.

7. Формирование технических комитетов по стандартизации для разработки стандартов, осуществление методического руководства и координации их деятельности. Принятие и введение в действие государственных стандартов Российской Федерации и общероссийские классификаторы, проводение экспертизы проектов государственных стандартов и других нормативных документов в области СМ и аккредитации на соответствие федеральному законодательству.

8. Установление общетехнических норм и правил, обеспечивающих техническую и информационную совместимость при разработке, эксплуатации и использовании продукции, а также совместимость требований на общепромышленную продукцию с нуждами обороны страны.

9. Установление правил применения в Российской Федерации международных стандартов, национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по СМ, аккредитации и качеству зарубежных стран. Осуществление государственной регистрации нормативных документов по СМ и аккредитации.

10. Установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц физических величин, а также утверждение их государственные эталоны и обеспечивает хранение последних. Развивает государственную эталонную базу, вносит в Правительство России предложения по утверждению единиц величин, допускаемых к применению в стране.

11. Утверждение перечней групп СИ, подлежащих поверке; принятие решения об отнесении технического устройства к СИ; установление правил представления СИ на поверку и испытания, а также интервалы между поверками; проведение поверки и испытания, утверждение типов СИ; ведение Государственного реестра средств измерений, допущенных к применению на территории Российской Федерации, осуществление публикаций официальной информации об утверждении типа СИ. Также установление правил выполнения поверочных и калибровочных работ, аккредитации метрологических служб юридических лиц на право выполнения этих работ и выдачу сертификатов утверждения типа средств измерений, калибровки или нанесения калибровочного знака.

12. Осуществление содействия в организации работ по стандартизации продукции и услуг, по разработке систем качества, а также содействию в проведении работ по обеспечению единства измерений, унификации изделий.

13. Подготовка предложений о присоединении к международным системам стандартизации и обеспечения единства измерений.

14. Участие в работе международных организаций, комиссий, занимающихся вопросами СМ, аккредитации и качества; сотрудничество с зарубежными национальными органами по СМ, аккредитации и качеству; в качестве национального органа Российской Федерации осуществление членство в международных организациях и координация работ федеральных органов исполнительной власти по проведению согласованной политики в этих организациях.

15. Установление порядка осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственного метрологического контроля и надзора, а также организует проведение указанного контроля и надзора.

16. Создание и ведение федерального фонда государственных стандартов и общероссийских классификаторов, международных стандартов и национальных стандартов зарубежных стран, правил, норм и рекомендаций по СМ. Обеспечение создания, актуализацию и использование баз данных нормативных документов, общероссийских классификаторов, научно-технической терминологии, каталогизации продукции и информации в области СМ, аккредитации, государственного контроля и надзора.

17. Осуществление официального опубликование и распространение государственных стандартов Российской Федерации, стандартных справочных данных о составе и свойствах веществ и материалов, нормативных документов по СМ, аккредитации, а так же указателей стандартов, перечней допущенных к применению средств измерений, стандартов и рекомендаций международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран, используемых в стране в соответствии с международными договорами.

18. Определение порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

19. Установление порядка маркирования знаком соответствия государственным стандартам продукции и услуг, а также порядка выдачи лицензий на деятельность по маркированию этим знаком продукции и услуг; ведение Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Заключение

На сегодняшний день Росстандарт представляет интересы России на международном уровне, способствуя повышению конкурентоспособности российской продукции. Росстандарт в 2015 году продолжит масштабную работу по подготовке справочников для внедрения наилучших доступных технологий. При этом будет налажено активное взаимодействие с бизнес-сообществом и учитываться развитие ситуации в отраслях.

Используемая литература

1.Закон «О техническом регулировании и методологии»;

2.Официальный сайт Росстандарта http://www.gost.ru/wps/portal ;

3. Электронный журнал https://www.kipis.ru/news/companies;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы осуществления стандартизации. Направления деятельности ее органов и служб: Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Технических комитетов (ТК). Основные документы данной области. Структура национальных стандартов.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Правовые основы метрологического обеспечения единства измерений. Система эталонов единиц физической величины. Государственные службы по метрологии и стандартизации в РФ. Деятельность федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Основы, цели, задачи и функции стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Метрологические понятия. Классификация измерений. Роль метрологии. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.01.2009

    Предмет и основные задачи теоретический, прикладной и законодательной метрологии. Исторически важные этапы в развитии науки об измерениях. Характеристика международной системы единиц физических величин. Деятельность Международного комитета мер и весов.

    реферат , добавлен 06.10.2013

    Характеристика стандартизации: цели, задачи, принципы и функции. Упорядочение объектов стандартизации. Параметрическая стандартизация. Унификация. Нормативно-правовые основы метрологии. Единицы измерения физических величин. Методы обработки результатов.

    презентация , добавлен 09.02.2017

    Основные виды деятельности законодательной метрологии, области применения ее правил. Содержание и цели Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Правовые основы и принципы стандартизации. Направления государственной политики в данной сфере.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Предмет, задачи и структура дисциплины "правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации". Принципы стандартизации, которая является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле. Анализ основных видов стандартов.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. Теоретические и организационные основы стандартизации. Предмет, задачи, способы и методы метрологии. Сертификация как процедура подтверждения соответствия.

    методичка , добавлен 13.11.2013

    Подготовка и проведение высокоточных измерений в метрологической практике. Порядок разработки стандартов в Российской Федерации. Цели стандартизации: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан; соблюдение требований технических регламентов.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Регламентация и контроль со стороны государства ряда положений метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Субъекты метрологии. Управление тремя государственными справочными службами. Добровольная и обязательная сертификация.