Учет и анализ банкротств Байкина Светлана Григорьевна

1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Существующее законодательство Российской Федерации имеет вековую историю.

Ранее было сказано, что существовали времена, когда разрешалось применять более жесткие меры к должникам. Несостоятельность ассоциировалась с позором, и поэтому на сегодняшний день тема нормативно-правового регулирования очень актуальна.

В дореволюционной России была создана система нормативных актов о банкротстве, образовавших конкурсное право. Гражданско-правое регулирование банкротства оказалось делом весьма сложным. Становление нормативно-правой базы происходило веками. Основой развития конкурсного права стали «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.

В новой Российской Советской Федеративной Социалистической Республике судами и иными государственными учреждениями не принимались и не разрешались никакие споры по гражданским отношениям, возникшим до ноября 1917 г. (в том числе и споры о несостоятельности должников). С 1921 г. в ходе осуществления новой экономической политики (НЭП) и в связи с расширением торгового оборота случаи несостоятельности хозяйствующих субъектов стали распространенным явлением. В 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, который упоминал о несостоятельности в ряде статей, регулировавших отношения поручения, займа, залога, товарищества и др. При этом не существовало механизма реализации указанных норм.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР в Гражданско-процессуальный кодекс (принят 1923 г.) в 1927 г. были включены нормы, предусматривающие регулирование несостоятельности. В главах ГПК РСФСР 1927 г. подробно регламентировано конкурсное производство, определены специальные основания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, установлены правила отказа управляющего от исполнения договоров.

По окончании НЭПа практически прекратилось банкротство предприятий, так как существовала монополия государственной собственности и государственная поддержка убыточных предприятий.

В качестве условий для признания факта несостоятельности советское законодательство 1920-х годов принимало совокупность следующих факторов: 1) прекращение платежей на сумму более 3 000 руб. или неизбежность такого прекращения в будущем, вытекающая из состояния дел должника; 2) установление судом неспособности погасить полностью денежные требования; 3) наличие не менее двух кредиторов.

Отсутствие законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов привело к тому, что существовало огромное количество убыточных предприятий, конкурентоспособность продукции была очень низкой, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств.

Для устранения всех негативных явлений в экономике в 1992 году был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В законе было дано определение несостоятельности – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо неудовлетворительной структурой баланса должника).

Законом были введены понятия:

Неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

Умышленное банкротство – преднамеренное формирование руководителем или собственником предприятия ложного мнения о его неплатежеспособности; нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах третьих лиц; заведомо некомпетентное ведение дела.

Законом были определены процедуры банкротства:

Реорганизация, включающая внешнее управление имуществом должника и санацию;

Ликвидация, включающая принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольнe. ликвидаци. под контролем кредиторов;

Мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Также законом введена процедура санации, снижена роль государственного и административного управления, предусмотрена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. В настоящее время данный закон утратил силу.

В Федеральном законе № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года дано более четкое определение понятия «несостоятельности (банкротства)» – это признанная арбитражным судом, объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законом были определены основные признаки банкротства – размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия.

Дело о банкротстве возбуждалось арбитражном судом при требовании к должнику – юридическому лицу в совокупности не менее 500 МРОТ.

Законом были предусмотрены меры, применяемые к должнику – юридическому лицу в виде процедур банкротства: досудебная санация, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; установлена упрощенная процедура банкротства. Но данный закон также утратил силу.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов. В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве.

Ужесточена процедура назначения арбитражных управляющих. Кандидатуру арбитражного управляющего предлагают саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства.

Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

Из книги Учет ценных бумаг и валютных операций автора Соснаускене Ольга Ивановна

Глава 5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ Банковское регулирование – это система норм государственно-властного характера, имеющая целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в обществе оно представлено в двух видах: пруденциального и

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

9. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций Бесспорно, что в современных условиях Законом от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» пользоваться практически невозможно: он устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного процесса

Из книги Инновационный менеджмент автора

3.5. Правовое регулирование интеллектуальной собственности Законодательство об интеллектуальной собственности носит комплексный характер и включает, помимо специальных законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства Российской

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

7. Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе На современном этапе уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы контроля, а особенно финансового.Субъектами контроля являются особые органы и организации, которые наделены

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

7.7. Особенности финансового анализа предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства) В транзитивной (переходной) экономике современной России неплатежеспособность многих предприятий может быть эпизодической или хронической. Если предприятие хронически

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

30. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности устанавливает нормативную базу и юридическую ответственность участников, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности и

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

4.2. Нормативно-правовые основы таможенного дела L в России На территории России действует единое таможенное законодательство, которое включает в себя Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые

автора Горбухов В А

19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

10. Гражданско-правовое регулирование страхования Страхование регулируется рядом глав Гражданского кодекса РФ.Основное содержание гл. 48 второй части ГК РФ составляют нормы, регулирующие отношения по договорам имущественного и личного страхования.Понятие

Из книги Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект) автора Братановский Сергей Николаевич

1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления градостроительным комплексом и проблемы совершенствования градостроительного законодательства Анализ специальной литературы по вопросам нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности

автора

Глава 1 Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) в рыночных условиях 1.1. Исторические этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России и за рубежом Институт банкротства прошел длительный путь развития, и это связано прежде всего

Из книги Учет и анализ банкротств автора Байкина Светлана Григорьевна

1.1. Исторические этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России и за рубежом Институт банкротства прошел длительный путь развития, и это связано прежде всего с возникновением кредитно-хозяйственных отношений и отношений собственности.В древние

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

7.2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства) К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными

Общие сведения о банкротстве

Для того чтобы обеспечить соблюдение интересов кредиторов, законодатель предусмотрел ряд норм, регулирующих воздействие на предприятие-банкрота разными способами. Так, при возбуждении дела о банкротстве на начальном этапе принимаются меры по обеспечению сохранности имущества и активов предприятия-должника. С этой целью накладывается арест на его имущество, устанавливается его финансовое состояние, отстраняется от управления собственник и прежнее руководство организацией.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) для восстановления платежеспособности банкрота позволяет применять меры, которые в итоге приводят должника в платежеспособное состояние, удовлетворяя требования кредиторов. При этом к нему не применяется процесс ликвидации. К таким мерам относится перепрофилирование производства фирмы-банкрота, ее продажи, накладывание моратория на требование кредиторов, а также . И если предыдущие меры не дали положительного результата или, например, если совет кредиторов счел нецелесообразным их применение, то должник подлежит ликвидации.

Арбитражный процесс имеет свои стадии. Основные из них — это принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению. Далее проводится заседание по рассмотрению дела, на котором устанавливается, является ли банкротом данный должник. После этого судом выносится акт об отказе в или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства. После вынесения судебного акта производится его исполнение или его обжалование. Заключительным этапом следует завершение производства по делу о несостоятельности.

Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) предусматривают как комплекс мер в отношении банкрота, направленных на восстановление его платежеспособности или на его ликвидацию.

Весь комплекс мер, которые применяются к должнику, предусмотрены действующим законодательством, важную роль в котором занимают его процедуры.

Правовое регулирование восстановительных мероприятий и наблюдения

Восстановительные мероприятия законодателем разделены на досудебную и судебную санацию, которые называются финансовым оздоровлением и внешним управлением соответственно. В этом случае действие правового регулирования несостоятельности (банкротства) направлено на предотвращения банкротства, проводимое до того момента, как в арбитражный суд подано заявление о признание несостоятельности предприятия-должника. На основании имеющейся практики по восстановлению платежеспособности должника рассматривают следующие способы его восстановления.

Первый из них заключается в том, что у должника осуществляется замена его активов. Применяться он может к предприятию любой организационно-правовой формы и заключается в том, что учреждается одно или несколько новых акционерных обществ. Для их учреждения используются активы должника, которые служат основой для новых акционерных обществ. Уставным капиталом новых образований служит имущество предприятия-должника при условии, что его обязательства остаются на нем. Этот способ может применяется к банкроту по решению его собственника, на основании которого он включается в план внешнего управления.

Другой способ состоит в том, чтобы увеличить уставной капитал, используя дополнительную эмиссию акций. Для применения этого способа требуется решение собрания акционеров, которые на протяжении 1,5 месяца после проведения эмиссии получают преимущество на скупку дополнительных акций. По истечении этого периода эти акции могут реализовываться свободно и только за деньги.

Еще один способ восстановления заключается в осуществлении одновременных расчетов со всеми кредитодателями, которые могут проводиться учредителями, собственниками и третьими лицами. На основании заявления арбитражному управляющему через одну неделю начинается расчет со всеми кредиторами. Удовлетворение всех требований должника происходит в течение месяца. После завершения всех расчетов в арбитражный суд и кредиторам арбитражным управляющим направляется уведомление.

Следующая процедура банкротства называется наблюдение. Ее назначение состоит в том, что к предприятию-банкроту принимаются меры по сохранению целостности и наличия его имущества. Во время этой процедуры анализируется финансовое состояние должника, учитываются и заносятся в реестр требования кредиторов, проводится их первое заседания. Главная задача наблюдения заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника до того момента, пока арбитражный суд не вынесет решения по делу. Возлагается эта задача на арбитражного управляющего, который утверждается судом.

Временный управляющий решает возложенную на него задачу, осуществляя контроль деятельности руководства предприятия-должника. Помимо этого, для того чтобы установить целесообразность проведения для несостоятельной организации восстановления или ликвидации, управляющий должен изучить его финансовое состояние.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника и погасить его задолженность в соответствии с утвержденным графиком, применяется финансовое оздоровление. Эта процедура банкротства вводится положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) с целью сохранения фирмы-должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. При финансовом оздоровлении органы управления предприятием-банкротом не отстраняются и не лишаются своих полномочий. На их деятельность накладываются определенные ограничения со стороны административного управляющего. Арбитражный суд вводит эту процедуру на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем 2 года. Законодатель правильно посчитал, что введение финансового оздоровления на короткий срок будет неэффективным решением и предоставил возможность проводить эту процедуру в более длительный срок.

Судебная санация или внешнее управление применяют к предприятию-должнику с той же целью, что и финансовое оздоровление, но полномочия по управлению банкротом передаются . Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) установлено, что эта процедура применяется исключительно к юридическим лицам. Вводится арбитражным судом на основании решения, принятого собранием кредиторов, которое приходит к нему простым голосованием и по результату большинства голосов.

В исключительных случаях арбитражный суд по своей инициативе может ввести внешнее управление фирмой-банкротом, что может не удовлетворять требования кредиторов и идти с ними вразрез. Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) это допускается в тех случаях, если суд приходит к выводу, что решения первого собрания кредиторов и их ходатайство в суд об открытии конкурсного производства идет в ущерб большинству кредиторов. Судья может так поступить, если им в ходе рассмотрения дела устанавливается возможность восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство и мировое соглашение

В его конечной стадией является конкурсное производство, в результате которого юридическое лицо прекращает свое существование. Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) позволяют применять ее к физическому лицу, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, с прекращением этой деятельности как итогом конкурсного производства. Целью этой процедуры является реализация имущества предприятия-банкрота и распределение полученных средств среди кредиторов согласно порядку очередности. При этом данная процедура позволяет обеспечить охрану имущественных интересов всех участников процедуры банкротства от противоправных действий.

Законодатель допускает, что между предприятием-банкротом и кредиторами может быть заключено добровольное соглашение об удовлетворении имущественных претензий на определенных участниками процесса условиях. Такая процедура называется мировым соглашением и предусматривает отсрочку или рассрочку по выполнению обязательств. Помимо этого, в мировых соглашениях применяются уступка прав требованиям фирмы-банкрота, выполнение третьими лицами обязательств банкрота, применение скидок с задолженности. Это наиболее желаемый способ завершить дело о банкротстве для организации-банкрота.

Требования к улучшению процедуры банкротства

Несмотря на различные процедуры банкротства, специалисты убеждены, что законодательства в вопросах несостоятельности неравномерно учитывают интересы всех участников процесса. Требуется создать такое правовое регулирование несостоятельности, которое бы создавало условия, позволяющие максимально удовлетворять требования кредиторов при сохранении действующих предприятий-должников. Именно этими категориями должен руководствоваться законодатель.

Проблема, которая очень актуальна на сегодняшний день, заключается в том, что арбитражные суды недостаточно объективно оценивают достоверность и обоснованность данных, на основании которых принимаются решения о признании должника банкротом.

2.1 Нормативные документы регулирующие процедуру банкротства

Банкротство – это следствие неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики предприятия. В странах с рыночной экономикой разработан механизм предупреждения и защиты предприятий от угрозы банкротства. Этот механизм содержит следующие основные элементы:

Правовое регулирование банкротства;

Организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

Меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;

Финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

Экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

Ведение регистров неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

В настоящее время основными нормативными документами регулирующие процедуру банкротства в РФ являются следующие документы:

    Гражданский кодекс РФ, введенный 1 января 1995 г.часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ. (с изменениями 11 февраля 2013 г.);

2.Арбитражный процессуальный кодекс РФ принятый Госдумой от 24.07.2002 N 95-ФЗ;

3. Федеральный закон « о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127- фз (ред. От 29.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 02.01.2013;

4.Федеральный закон от 25.02.1999г. № 40-фз (ред. От 19.07.2009)«о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

5.Постановление правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;

6.Постановление от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов российской федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»

7.Постановление правительства РФ от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;

8.Федеральный закон от 01.12.2007 n 315-фз (ред. от 28.04.2009) «О саморегулируемых организациях» (принят ГД ФС РФ 16.11.2007);

7. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротств. Приказ от 23 января 2001 №16 методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций;

8. Постановление правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301 « положение о федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО)»;

9.Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (с изменениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999г., 27.11.2000 г., 07.06.2001 г., 24.08.2002 г.) и Письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 13.05.1997 г. №ВК-03/724 «Порядок расчетов системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций»;

10. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации, утвержденные Приказом ФСФО от 23 января 2001 г. № 16;

11.Федеральный законом от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» дано понятие банкротства, которое определено следующим образом: Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).

Финансовая несостоятельность (банкротство) - это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Рынок использует несостоятельность в качестве инструмен­та перераспределения капитала и отражает объективные процессы струк­турной перестройки экономики.

Несостоятельность организации мож­но определить как хроническую ее неплатежеспособность, т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обяза­тельства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность.

Бан­ кротство представляет собой юридически оформленный акт несостоя­тельности, осуществляемый в законодательно установленном порядке.

Фиктивное банкротство представляет собой случай, когда у дол­жника есть возможность полностью расплатиться по долгам, т.е. пред­приятие является платежеспособным, но руководитель подает заявле­ние о банкротстве в суд. Это делается, как правило, с целью получения у кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Дол­жник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответствен­ность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Преднамеренное банкротство имеет место, когда руководитель или другое лицо специально умышленно довели свою организацию до состояния, характеризуемого малой величиной имущества или слиш­ком большими долгами, по которым невозможно расплатиться.

При осуществлении всех процедур банкротства одним из глав­ных действующих лиц выступает временный, административный, вне­шний и (или) конкурсный управляющий, которые объединяются од­ним понятием «арбитражный управляющий».

Арбитражный управляющий (временный управляющий, админи­стративный, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур бан­кротства и осуществления иных полномочий, установленных действу­ющим законодательством.

Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкрот­ства в интересах как должника, так и кредитора. Кандидатура арбит­ражного управляющего должна отвечать ряду требований, предъяв­ляемых Законом № 127-ФЗ.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен необходимыми правами и обязанностями. Он имеет право: созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, обращаться в ар­битражный суд по спорным вопросам, привлекать других лиц на дого­ворной основе с оплатой их деятельности и др. К числу обязанностей отнесены, например, принятие мер по защите имущества должника, анализ финансового состояния должника, рассмотрение требований кредиторов.

Как в нашей стране, так и за рубежом в идее саморегулирования заложены либеральные составляющие развития экономических про­цессов, когда государство отказывается от избыточного вмешательства в экономику и передает часть своих контрольных функций бизнесу.

В основе саморегулирования заложена не противоречащая Кон­ституции РФ возможность передачи отдельных полномочий испол­нительных органов негосударственным предприятиям. Имея непосред­ственную гибкую обратную связь, рынок высокопрофессиональных экспертов и специалистов в своем составе, СРО самостоятельно уста­навливают стандарты взаимоотношений между своими членами и дру­гими участниками делового оборота. Гарантом выполнения получен­ных полномочий СРО является материальная ответственность каждого члена СРО и субсидиарная ответственность остальных членов СРО в случае нанесения ущерба. Эта составляющая плюс репутация и про­фессионализм членов СРО, а значит и самой СРО, должны служить гарантом борьбы арбитражных управляющих за чистоту своих рядов.

СРО нужны обществу и государству, они определяют уровень цивилизованности рынка и являются партнером государства. Кроме того, имея собственные финансовые ресурсы, СРО снижают затраты на государственное регулирование.

Действующим в РФ порядком установлено, что решение о несостоятельности (банкротстве) принимается:

1) в добровольном порядке самим предприятием;

2) по заключению арбитражного суда;

3) Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Согласно действующим нормативным документам юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (за полученные товары, выполненные услуги и работы) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Должник может быть признан несостоятельным, если текущих поступлений недостаточно для покрытия текущих платежей, но при имуществе, достаточном для погашения требований всех кредиторов в полном объеме, к нему может быть применена более предпочтительная процедура внешнего управления.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.

Такой системой мер служат процедуры банкротства, направленные на соразмерное удовлетворение кредиторов и улучшение финансового положения организации.

Процедуры, применяемые к должнику, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность фактических и юридических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

Предусмотренные законодательством процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.

К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санацию и добровольное объявление предприятия-должника о своем банкротстве.

Досудебная санация (в соответствии со статьей 2 Федерального Закона о банкротстве) – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться.

Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Вологодская государственная молочнохозяйственная

академия им. Н.В. Верещагина

Кафедра истории России

Экстернат

На тему: Правовое регулирование банкротства в РФ

Выполнил

Мазалева Е.П.

Вологда – Молочное


Введение

1. Понятие и цели конкурсного права

2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

2.1 Источники конкурсного права

2.2 Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного права) в России

3. Понятие несостоятельности (банкротства)

3.2 Критерии и признаки несостоятельности

3.3 Этапы и процедуры банкротства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Конкурсное право – это динамично развивающийся комплексный (межотраслевой) правовой институт, регулирующий отношения, связанные с банкротством физических и юридических лиц, а также его предупреждением.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Можно с уверенностью сказать, что проблематика банкротства весьма актуальна и будет оставаться таковой, пока экономика России ориентирована на построение рыночной системы хозяйствования. В условиях ужесточающейся конкуренции банкротство служит обязательным последствием «естественного отбора» в предпринимательской среде. Небезызвестные трудности переходного периода, переживаемые нашей страной, создают ещё более благоприятную почву для несостоятельности представителей неокрепшего отечественного бизнеса. Это коррупция, непосильное налоговое бремя, монополизм, финансовые кризисы, засилие дешёвого импорта, недостаточная поддержка государства отечественного производителя, значительный износ основных фондов промышленных предприятий, недостаточный объём информации и целый ряд других факторов. В результате дела о банкротстве составляют 8% дел, находящихся на рассмотрении арбитражных судов.

Живя в условиях рыночной экономики, мы постоянно рискуем столкнуться с неплатёжеспособностью контрагентов: страховой компании, застраховавшей наше имущество или гражданскую ответственность; банка, в который мы вложили сбережения; общества, акции которого мы приобрели; приятеля, который одолжил у нас деньги; организации, где мы работаем.

Банкротства наносят колоссальный ущерб не только непосредственно кредиторам банкротов, но и государству, всем членам общества. На практике кредиторы, среди которых российские и иностранные граждане, промышленные, торговые, кредитные и иные организации, бюджеты всех уровней, полностью или в большей части теряют свои средства вследствие несостоятельности должника. Следствием являются неисполнение этими лицами своих обязательств и обязанностей по уплате налогов, рост задолженности по заработной плате, нарушение работы расчётной системы, дестабилизация общей социально-экономической ситуации. Нередки случаи, когда банкротство одного лица провоцирует неплатёжеспособность его кредиторов. Поэтому важно своевременное и эффективное проведение мероприятий по предупреждению несостоятельности, активное участие кредиторов в проведении процедур банкротства, что невозможно без знания законодательства о банкротстве.


1. Понятие и цели конкурсного права

Конкурсное право – это комплексный (межотраслевой) правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норма, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) физических и юридических лиц и её предупреждением Нормы конкурсного права применяются в том случае, если гражданин или юридическое лицо не исполняет свои денежные обязательства или не уплачивает долги и иные платежи в течение определённого срока.

Рассмотрим цели, которые ставит перед собой действующее российское конкурсное право.

1. Восстановить платёжеспособность должника, сохранить его как звено экономической системы. На создание организации затрачиваются значительные материальные, временные и интеллектуальные ресурсы. Стоимость действующей организации намного выше, чем при продаже его по частям. Кроме того должник, как правило, является участником торгово-производственной цепи, от чего зависит нормальная деятельность его контрагентов (поставщиков, покупателей, клиентов), учредителей. Практически каждый участник хозяйственного оборота является работодателем, налогоплательщиком, поэтому от его финансового благополучия напрямую зависят социальная стабильность, и размеры доходов государственных и муниципальных бюджетов.

2. Исключить из гражданского оборота тех лиц, продолжение деятельности которых невозможно или нецелесообразно . Это объясняется следующим. Естественным следствием конкурентной борьбы является отсев неконкурентоспособных, неэффективных, исчерпавших свои ресурсы предпринимателей и менеджеров, безнадёжно неплатёжеспособных должников, т.к сохранение нежизнеспособных структур на рынке способно причинить ущерб потенциальным контрагентам, нарушить интересы кредиторов.

3. Обеспечить соразмерное, пропорциональное и наиболее полное удовлетворении требований кредиторов. «Коль скоро потери кредиторов банкрота оказались неизбежны, они должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом». При этом приоритет отдаётся экономически и социально незащищённой части населения. К таковой законодатель причисляет граждан, жизни или здоровью которых должником причинён вред; граждан, имеющих счета и вклады в банке, признанном банкротом; работников банкрота; выгодоприобретателей по договору обязательного страхования при банкротстве страховых организаций.

4. Обеспечить баланс интересов участников конкурсных отношений, что является публично-правовой целью института банкротства. Достижение этой цели призван, в частности, обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства. Он обязан принимать меры по защите имущества должника, и т д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

5. Предоставить возможность участникам гражданского оборота (а именно индивидуальным предпринимателям, а также учредителям (участникам) банкрота – юридического лица) после завершения процесса банкротства освободиться от долгового бремени, даже в том случае, если они полностью рассчитались по своим долгам.

Очевидно, что для восстановления платёжеспособности должника, осуществления расчётов его с кредиторами, да и для проведения процедур банкротства, прежде всего, необходимо наличие соответствующего по своим объёмам имущества. Поэтому основной задачей, которую призван решит институт конкурсного права для достижения перечисленных выше целей, является максимизация (сохранение и пополнение) имущества должника.


2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

2.1 Источники конкурсного права

Основополагающим законодательным актом является Конституция РФ. В основу построения действующей концепции банкротства положены следующие принципы:

– принцип поддержки конкуренции (ч.1 ст. 8 Конституции РФ);

– принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ), на котором базируется регулирование отношений между должником и его кредитором;

– принцип недопустимости лишения своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст. 35 Конституции РФ) проявляется, в частности, в том, что отчуждение имущества должника без его согласия производится на основании судебного акта;

– возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч.3 ст. 55 Конституции). На этом основываются, в частности, условия и порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов в ходе банкротства.

Принципиальную роль в системе источников конкурсного права играют кодексы: АПК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (Закон о банкротстве) занимает главное место в системе источников корнкурсного права. В связи с тем, что содержит ряд положений, не соответствующих ГК РФ. Из п. 3 ст. 232 названного Закона следует: нормы ГК РФ применяются только постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве. В правовой литературе подчёркивается, что в случаях несоответствия ГК РФ и Законом о банкротстве должен применяться принцип: «Новый закон отменяет предыдущий».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ утратил силу, но применяется в некоторых случаях (ст.233 Закона о банкротстве), в частности, если в данный момент в отношении должника проводится процедура банкротства «конкурсное производство», а предшествующая ей процедура банкротства была введена до 3 декабря 2002 г.

Законодательными актами, соотносящимися с Законом о банкротстве как специальное и общее, являются федеральные законы о банкротстве некоторых категорий должников : «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Источниками конкурсного права являются и иные федеральные законы , а также подзаконные акты : указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства юстиций РФ, положения и инструкции ЦБ РФ и иные подзаконные нормативные правовые акты. Самостоятельным источником конкурсного права являются решения Конституционного суда , в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают свою юридическую силу.

Все страны мира, которые характеризуются активным развитием рыночной экономики, располагают мощной законодательной базой, позволяющей правомерно регулировать вопросы банкротства.

Их главной функцией является не только удовлетворение требований кредиторов, но и выявление предприятий, которые являются неплатежеспособными с последующей оптимизацией их финансового состояния. Ликвидация организации в данном случае является крайней мерой.

Признание статуса по признакам

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализ Законодательства РФ дает возможность выделить основные критерии, согласно которым судебные органы вправе признать участника предпринимательской деятельности несостоятельным.

  • наличие финансовых обязательств заемщиков перед кредиторами;
  • неспособность юридических или физических лиц удовлетворить финансовые требования кредиторов проистечение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • в том случае, когда задолженность участников предпринимательской деятельности составляет 100 тысяч рублей , а физических лиц – 10 тысяч рублей ;

Существуют также отдельные нормы, регулирующие критерии несостоятельности граждан. Закон гласит о том, что банкротом может быть признано юридическое или физическое лицо, стоимость долга которого превышает стоимость его собственности.

Отдельная норма регулирует стратегических предприятий и организаций. Такая необходимость вызвана потребностью защиты публичных интересов.

Что касается , то существующие нормы гласят о том, что в случаях, когда должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или отдать долг за счет своей собственности, то процедура ликвидации происходит в соответствии с ГК РФ.

Таким образом, требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со специальной очередностью, которую предусматривает тот же кодекс. Прочие процедуры несостоятельности юридических лиц регулируются законодательством РФ.

Правовое регулирование в делах банкротства

Правое регулирование банкротства регламентируется законодательством РФ, которое характеризуется неоднородностью. Участников процесса важно понять все тонкости действующих норм по вопросам несостоятельности.

Главные черты

Законодательство РФ по вопросам регулирование банкротства является сложным комплексом норм, которые призваны выполнять процедуры по удовлетворению требований кредиторов и оптимизации состояния предприятий заемщиков.

Главной чертой законов является их неоднородность.

Вопросы несостоятельности, прежде всего, регламентирует ГК РФ, которые условно подразделяются на три группы:

  • акты, регулирующие вопросы несостоятельности граждан;
  • акты, включающие в себя специализированные указания по использованию положений о банкротстве;
  • акты, которые не регулируют непосредственно вопросы о несостоятельности, но регламентируют прочие вопросы, к примеру, нормы устанавливающие ответственность за нарушение законов (фальсификация банкротства).

Дополнительные нормативные акты

Регулирование вопросов о несостоятельности происходит не только посредством основных законов ГК РФ, но и при помощи дополнительных нормативных актов.

Среди них можно выделить следующее:

Постановление « О требованиях к выбору арбитражного управляющего при банкротстве» Данные нормы призваны регулировать выбор лиц на должность управляющего. Одним из главных требований является независимость выбранных сторон для объективного оценивания несостоятельности.
Закон «Об исполнительном производстве»
Закон « О банкротстве кредитных организаций»
  • Нормы призваны регулировать особенности внешнего управления, выбор кандидатуры на место управляющего и его обязательства, которые напрямую связаны с оптимизацией деятельности предприятия – должника.
Постановление «Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве»
  • Акт гласит о правах, которыми обладает Министерство Финансов РФ в отношении кредитора а также предприятия – заемщика.

Взаимоотношения при процессе

Законодательство содержит в себе некоторые специфические нормы, которые призваны регулировать два вида отношений:

Требования к улучшению

По убеждению большинства специалистов в области юриспруденции, законодательные нормы и процедуры банкротства, несмотря на их разнообразие, неравномерно берут в учет интересы всех сторон процесса. Они утверждают, что существует необходимость регулировать вопросы о несостоятельности, по максимуму удовлетворяя интересы кредиторов с учетом сохранности предприятий заемщиков.

Суть проблемы заключается в том, что арбитражный суд не достаточно объективно проводит оценку данных, которые предприятия признаются банкротами.

Контроль и поддержка

Согласно Законодательству РФ, Федеральная служба призвана выполнять важные функции в процессе регулирования банкротства.

Ее главными задачами является следующее:

  • Служба призвана проводить специальные мероприятия, которые помогают предотвратить банкротство. Более того, представители закона внедряют мероприятия по оптимизации финансового состояния компании – заемщика, а также процедуру реструктуризации.
  • Федеральная служба занимается исполнением полномочий государственного органа, представляя интересы РФ по обязательным платежам, а также интересы РФ, как кредитора.
  • Служба принимает участие в разработке и внедрении процедур, для анализа финансового состояния предприятий и реализует контроль за платежно-расчетным процессом.