Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Правовые последствия открытия конкурсного производства :

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке конкурсного производства;
  • прекращается исполнение по всем исполнительным документам, которые подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, и требований о признании собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  • снимаются ранее наложенные на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника (основание - решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; наложение новых арестов не допускается);
  • исполнение обязательств должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены Главой VII Закона).

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

При наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в , конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте.

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

См. также (Верховный Суд РФ представил подробные указания, как следует рассматривать дела об убытках, причиненных управляющими)

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам (т.е. вне очереди ) удовлетворяются в следующей очередности:

  1. связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему (лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего), связанным с оплатой деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей;
  2. по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам;
  3. требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  4. требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности .

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

Требования кредиторов (после внеочередных ) удовлетворяются в следующей очередности:

  1. расчеты по требованиям , перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью , путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным законом требованиям;
  2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности ;
  3. расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

При оплате труда работников должника конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие).

Подконтрольные арбитражному суду внешнее управление и конкурсное производство при банкротстве юридического лица вводятся с целью максимально полного исполнения обязательств должника перед кредиторами с последующей ликвидацией предприятия и исключением из Единого Реестра. Данные процедуры направлены, в первую очередь, на удовлетворение интересов третьих лиц, долги которых до сих пор не погашены компанией-банкротом. Также эти меры обязательны и для должника, поскольку без их осуществления невозможна официальная ликвидация предприятия. Разберемся детально, что представляет собой конкурсное производство как процедура банкротства. В этой статье вы найдете все актуальные ссылки на российское законодательство.

Процедура конкурсного производства - нормативные аспекты

  • Должнику окончательно предъявляются обязательства путем наступления сроков исполнения требований.
  • Начисление всевозможных неустоек, процентов, штрафов прекращается.
  • Информация о текущем финансовом положении дел банкрота более не признается коммерческой тайной и может разглашаться публично.
  • Заключение сделок, направленных на отчуждение активов компании, запрещается.
  • Действие применяемых ранее исполнительных документов прекращается с передачей конкурсному управляющему.
  • Любые требования кредиторов допускаются к предъявлению только непосредственно в процессе КП.
  • Все ранее наложенные на имущество ограничительные аресты снимаются - к примеру, блокировка счетов и др.
  • Расчеты по текущим обязательствам банкрота, включая по налоговым платежам, выполняет конкурсный управляющий с учетом действующих законодательных норм.
  • Все руководящие полномочия, включая передачу отчетности, иной документации, печатей, переходят к конкурсному управляющему с даты вынесения судебного решения о КП.

Результатом КП становится лишение банкрота правового статуса, выведение бизнеса из числа хозсубъектов, ликвидация юридического лица. Утверждение кандидатуры управляющего (конкурсного, не внешнего) проводится судом (стат. 127 № 127-ФЗ) с немедленным вступлением в должность с даты издания определения. Контроль над действиями управляющего во избежание злоупотреблений возлагается на собрание/комитет кредиторов и органы суда.

Ходатайство о введении конкурсного производства - образец скачать здесь.

Основные этапы конкурсного производства:

  1. Вынесение арбитражным судом решения о необходимости проведения КП и назначении управляющего.
  2. Уведомление компании-банкрота о введении производства, отстранении прежнего руководства, издание приказа о передаче полномочий.
  3. Извещение территориального подразделения ИФНС по утвержденному бланку о банкротстве организации.
  4. Публикация объявления в СМИ с указанием данных о месте приема требований и предстоящих сроках составления реестра.
  5. Аккумуляция сведений об активах банкрота, формирование конкурсной массы из имущества, при необходимости также проводится розыск активов, взыскание дебиторских долгов, анализ и контроль сделок.
  6. Введение моратория на исполнение требований.
  7. Формирование реестра конкурсных кредиторов, то есть с получением приоритетных преимуществ при выплате долгов.
  8. Оценка имущества конкурсной массы, организация и последующее проведение открытых торговых мероприятий.
  9. Расчет с кредиторами с учетом реестровых требований и очередности.
  10. Закрытие счетов в банках после удовлетворения требований.
  11. Формирование отчета управляющего о результатах производства и представление документации в суде. При положительном рассмотрении суд выносит решение о признании компании банкротом.
  12. Публикация сообщения в СМИ.
  13. Передача решения в ФНС для официальной ликвидации предприятия в течение 5 дней (рабочих) от даты получения налоговыми органами решения суда.
  14. Внесение записи в ЕГРЮЛ, что означает прекращение полномочий управляющего и закрытие бизнеса.

Предъявление требований кредиторов в конкурсном производстве

Недостаточно только признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, нужно максимально полно расплатиться по долгам с кредиторами. Погашение всех требований осуществляется по установленной в стат. 134 № 127-ФЗ очередности:

  • Вне очереди - осуществляется погашение текущих обязательств по очередности, определенной п. 2 стат. 134.
  • Выплаты первой очереди - осуществляется погашение требований, связанных с причинением вреда здоровью граждан или жизни.
  • Выплаты второй очереди - производятся по расчетам с персоналом в рамках трудовых договоров или по авторским вознаграждениям.
  • Выплаты третьей очереди - выполняются все прочие виды расчетов.

Обратите внимание! Законодательно запрещается переходить от одной очереди к другой до полного закрытия долгов по предыдущей, что в некоторых ситуациях лишает возможности некоторых кредиторов получить свои деньги.

Завершение конкурсного производства

В соответствии со стат. 149 № 127-ФЗ определение о завершении КП выносится судом на основании рассмотрения отчета управляющего о фактических результатах производства. После погашения долгов выносится решение о признании банкротства. Далее в течение 30-60 дней суд направляет сведения в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый Реестр. На подобные действия ИФНС отводится 5 рабочих дней с момента получения судебного определения.

Вывод - в этой статье мы выяснили, что конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью расчетов с кредиторами и последующего исключения банкрота из ЕГРЮЛ.

Введение. 3

Глава 1. Понятие банкротства. 7

1.1. Как возникает банкротство. 7

1.2. Сущность, виды и процедуры банкротства. 12

Причины банкротства. 21

Глава 2. Наблюдение и внешнее управление на предприятии. 26

2.1. Процедура наблюдения. 26

2.2. Анализ финансового состояния должника. 30

2.3. Собрание кредиторов. 35

2.4. Внешнее управление. 39

План внешнего управления. 44

Отчет внешнего управляющего. 48

Глава 3. Конкурсное производство – завершающая стадия процедуры банкротства. 51

Функции конкурсного управляющего. 54

Конкурсная масса. 58

Расчеты с кредиторами. 59

Завершение конкурсного производства. 63

Заключение. 65

Список литературы: 70

Введение.

Актуальность темы исследования: выделяем основные аргументы, определяющие актуальность рассмотрения данной темы исследования.

Первым и важным аргументом исследования является неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние промышленных предприятий, которое приводит к банкротству многих предприятий Камчатской области.

Вторым менее важным аргументом исследования является неэффективность системы управления российских предприятий, которая прежде всего обусловливается: отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций, недостаточным знанием конъюнктуры рынка; отсутствием трудовой мотивации работников, неэффективностью финансового менеджмента и управления, издержками производства.

Третьим аргументом является резкое обострение проблем неплатежей, долгов, которое приводит к несостоятельности предприятий.

Согласно статистическим данным, экономические и финансовые кризисы 1990-1998гг. в стране повлияли также на экономику региона. В 1995г. предприятия и организации по всем видам деятельности и всех форм собственности были убыточными, кредиторская задолженность по платежам в бюджет составила соответственно 800 млн. руб. По состоянию на 1 апреля 2000 г. в налоговые органы области для реструктуризации кредиторской задолженности подано 53 заявления на общую сумму 212,3 млн. руб., в том числе, в федеральный бюджет – 154,5 млн. руб., областной – 17,5 млн. руб., в городской – 39 млн. руб.

По данным территориальных органов ФСФО России по Камчатской области, с 1996 по 2000 гг. 107 предприятий прошло процедуру банкротства, из них большинство предприятий закрыты, стали фактическими банкротами.

Объектом исследования дипломной работы является финансово-экономическое состояние ОАО «Петропавловский судоремонтно-механический завод».

Субъектами исследования являются: участники экономическо-правовых отношений: руководитель предприятия, работники, кредиторы, арбитражный управляющий, налоговые и другие уполномоченные органы.

Цель исследования: изучение основных процедур банкротства, применяемых к должнику - это наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; изложение наиболее важных правовых и экономических вопросов конкурсного производства.

Цель процедуры наблюдения – сохранение имущества должника. В период наблюдения временный управляющий изучает и выявляет состояние активов должника, наличие и характер дебиторской задолженности, перспективность деятельности предприятия-должника, размер требований кредиторов, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и приходит к выводу о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности и подсказывает пути, которые могут привести к достижению цели.

В период наблюдения проведено собрание кредиторов, на котором рассмотрены вопросы, предусмотренные Федеральным Законом от 01.03.1998г. Собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления, конкурсном производстве или мировом соглашении. Суть введения процедуры внешнего управления заключается не только в удовлетворении требований кредиторов, но и проведении ряда мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Поэтому оно эффективно, когда осуществляется специалистами высокого класса. К мероприятиям, направленным на восстановление платежеспособности предприятия, необходимо отнести: снижение издержек производства, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции, и т.п. (наряду с реструктуризацией долгов, изменение системы управления, выработкой новой стратегии и многого другого). Но введение внешнего управления еще не означает, что предприятие будет успешно реформировано.

Фигура внешнего управляющего в рассматриваемом периоде антикризисного управления имеет решающее значение. От его воли, способностей, организаторского таланта зависит результативность внешнего управления. На предприятии вводится конкурсное производство. Деньги, вырученные от реализации конкурсной массы, распределяются в порядке очередности, предусмотренной Федеральным Законом. Проведя определенную работу с кредиторами, управляющий получает возможность реструктурировать кредиторскую задолженность предприятия. Возможен вариант заключения мирового соглашения с кредиторами. В редких случаях проведение процедуры внешнего управления оказывается настолько эффективным, что предприятие рассчитывается с кредиторами.

Внешнее управление может стать эффективной мерой лишь в отношении предприятия, кризисные явления на котором затрагивают только отдельные направления его деятельности. Когда же производство практически остановлено, оборотных средств нет, задолженность во много раз превышает объем реализации, тогда ничто, кроме конкурсного производства спасти предприятие уже не может.

При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд вводит процедуру конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен максимально удовлетворить требования кредиторов. Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

Процедуры конкурсного производства – это удовлетворение требований кредиторов и исключение из гражданского оборота несостоятельных хозяйственных субъектов, восстановление платежеспособности финансово неустойчивых предприятий и наращивание числа эффективных собственников. Акцент при этом делается на освобождение от долгов, оптимизацию системы управления и развитие конкурентоспособных направлений производственной деятельности.

Для выполнения работы изучен широкий круг источников: законодательные акты, нормативные документы, методические рекомендации, статистические данные, монографии, статьи периодических изданий.

Существенную помощь в этой сложной работе оказало ознакомление с трудами таких известных специалистов, как М.В.Телюкина, Е.Торкановский, И.Гуськов. Они рассматривают проблему несостоятельности и банкротства.

Хронологические рамки дипломной работы охватывают 1998 – 2000 гг.

Структура дипломной работы определена целями и задачами исследования. Дипломная работы состоит из введения, трех глав и 13 параграфов. В первой главе раскрывается понятие банкротства: как возникает банкротство, сущность, виды и процедуры банкротства, а также причины банкротства. Во второй главе исследуется процедура наблюдения и внешнего управления на предприятии ОАО «ПСРМЗ» В третьей главе рассматривается конкурсное производство - завершающая стадия процедуры банкротства. А также включает заключение, список источников и литературы, рисунки, приложения, связанные с исследованием несостоятельности предприятия.

Глава 1. Понятие банкротства.

1.1. Как возникает банкротство.

Фирма-банкрот, что это такое? Различные специалисты ответят на этот вопрос по-разному.

Юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством».

Банкир отметит момент прекращения платежей и занесение расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка.

Экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором и юрист, и банкир зафиксировал лишь отдельные моменты.

Существуют определенные признаки банкротства. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаком банкротства предприятия (организации) считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за пререведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.