Аварии на пожаро и взрывоопасных опасных объектах. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Мероприятия по обеспечению взрывобезопасности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.
Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.
В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории,сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".
В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.
Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.
Аварии на взрывопожароопасных объектах
Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.
Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.
Пожары классифицируются по нескольким признакам:
1) по масштабам:
Отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);
Группы отдельных пожаров;
Сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий
(горят более 50% зданий на участке застройки);
Огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;
2) по месту возникновения:
Пожары в городах и населенных пунктах;
Пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;
Ландшафтные пожары.
Наиболее распространенным источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.
В различных отраслях экономики Российской Федерации находится и эксплуатируется около 10 тыс. взрывопожароопасных объектов.
К ним, прежде всего, относится производство, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества. А также железнодорожный и трубопроводный транспорт, который несет основную нагрузку при доставке жидких, газообразных и взрывоопасных грузов.
Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.
На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.
Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации свыше 20 тыс. человек.
Статистика
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км. магистральных трубопроводов, 350 тыс. км. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций.
Необходимо отметить, что основное развитие системы магистральных газопроводов, пришлось на 60-70 гг. прошлого столетия и сегодня все они в значительной мере выработали свой ресурс, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварий при их эксплуатации.
Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках, являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).
Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения. К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений, высокая температура от горения различных веществ, материалов и загрязнения воздуха в очаге поражения продуктами горения, в том числе угарным газом.
При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков, камней, осколков стекла и т.п. Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.
При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей. При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит. При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.
Возникающие в результате взрывов пожары приводят к разрушению сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур, к образованию различных концентраций химически опасных веществ. Поражающими факторами для людей в этих условиях являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлениям различной степени.
Аварии на взрывопожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
Исторические факты
Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в результате взрыва на трубопроводе. Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.
Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан, этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн. Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.
Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.
Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия, своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.
Еще одним ярким примером аварий на взрывопожароопасных объектах является взрыв метана на шахте "Распадская".
Вечером 8 мая 2010 года на крупнейшей угольной шахте России "Распадская", расположенной в Междуреченске Кемеровской области, произошел взрыв метана. Около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, 276 человек удалось вскоре вывести на поверхность. Спустя несколько часов в "Распадской" произошел второй взрыв, оставивший шахту без воздуха и разрушивший часть наземных построек. В результате была утеряна связь с тремя отрядами спасателей. По официальным данным, погибли 73 горняка, тела еще 18 человек до сих пор не обнаружены, они числятся пропавшими без вести. ОАО "Распадская" оценила свой ущерб в 8,6 миллиарда рублей. После аварии ушел в отставку директор шахты, ему предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности.
Заключение
авария взрывопожароопасный чрезвычайный
Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль). Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев им предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии.
Для избежания возникновений подобных ситуаций следует более внимательно относиться к технике безопасности на па подобных предприятиях.
Список использованной литературы
1. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. - М., ГУУ, 2008г.
2. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2005г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Классификация чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера. Поводы, приводящие к возникновению ЧС. Аварии на радиационно-опасных, химических, взрывопожароопасных объектах. Принципы защиты населения и территорий от ЧС и меры их предупреждения.
презентация , добавлен 13.03.2015
Понятие и характерные признаки опасных производственных объектов. Оценка степени аварийности на опасных производственных объектах Башкирии по отраслям: нефтегазодобыча, газоснабжение, химическая, энергетика. Оборудование, работающее под давлением.
контрольная работа , добавлен 11.12.2010
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения. Характер проявления аварий и катастроф. Минимизация вероятности возникновения последствий ЧС на промышленных объектах. Мероприятия по прогнозированию ЧС.
реферат , добавлен 03.10.2014
Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.
реферат , добавлен 19.09.2012
Характеристика основных элементов радиационно-опасных объектов и зон радиоактивного заражения местности при аварии на современных атомных электростанциях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
курсовая работа , добавлен 06.08.2015
Условия формирования и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения: аварии на химических, радиационных, пожаро- и взрывоопасных объектах, на транспорте, гидротехнических сооружениях.
реферат , добавлен 09.04.2014
Условия формирования и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ.
реферат , добавлен 02.03.2015
Обеспечение безопасности людей и сохранности оборудования при проведении огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах. Огневые работы внутри аппаратов, емкостей и на трубопроводах. Основные требования охраны труда в аварийных ситуациях.
контрольная работа , добавлен 21.09.2012
Общемировой ущерб от чрезвычайных ситуаций. Условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенная авария на Чернобыльской атомной электростанции. Виды катастроф. Аварии с выбросом биологически опасных веществ, их последствия.
реферат , добавлен 12.08.2013
История и виды аварий на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Затопление прибрежных территорий в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин и дамб). Меры по уменьшению последствий аварий на опасных объектах.
>>ОБЖД: Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах
Глава 2. Взрывы и пожары
Из истории катастроф
В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсек подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило черное утро горя и слез. В Светогорск пришла беда.
Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.
Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами
, особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.
Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушел на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставались еще не менее 20 человек.
Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.
Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:
«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.
Первый эмчеэсовский самолет поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолет для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.
Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолетах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.
В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.
Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы
, решили, что сменим их в 22.00.
К началу нашей смены под обломками оставалось еще восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.
В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Ленька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у нее были на месте. Неужели в развалинах еще кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».
Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.
2.1. Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах
Многие трагические события, связанные с авариями и катастрофами, бывают вызваны пожарами и взрывами.
Каждый пожар и взрыв - это не только личная, общественная, государственная трагедия, это свидетельство непрофессиональной деятельности людей, в большинстве случаев являющихся непосредственными виновниками этих событий. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами пожаров и взрывов на промышленных предприятиях
, транспорте и в складских помещениях являются несоблюдение правил пожарной безопасности производственным персоналом, технологические нарушения при организации и проведении работ, использование неисправного оборудования, ошибки при проектировании и строительстве зданий (сооружений).
Сократить количество пожаров, взрывов
, уменьшить тяжесть их последствий - вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины их возникновения и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились.
Где же чаще всего происходят пожары и взрывы?
Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-и взрывоопасных объектах. Таких объектов в нашей стране около 8 тыс. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.
К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, Целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продук-топроводы. Особенно опасны аварии на предприятиях, производящих порох, твердое ракетное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнику.
Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Пожары, взрывы.
- Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.
- Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.
- Пожары (взрывы) на транспорте.
- Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.
- Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
- Пожары (взрывы) на объектах с аварийно-химическими опасными веществами.
- Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах
В уеловиях заводского концентрированного производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.
Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых плит.
14 мая 1994 г. возник пожар на объединенном складе авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, расположенном в 6 км от населенного пункта Ново-нежино. В хранилищах на площади 60 га находились авиационные управляемые и неуправляемые ракеты, снаряды, бомбы.
Пожар охватил большую часть деревянных навесов и открытых площадок, вызвал серию взрывов. По свидетельству очевидцев, сначала за сопкой раздался взрыв, и небо окрасилось фейерверком из осветительных ракет. Затем на высоту до 300 м взметнулись языки пламени. Содрогнулась земля. Взрывная волна огромной силы прокатилась через полустанок «53-й километр», разрушая крыши домов и построек, выбивая оконные рамы и двери.
Потом взрывы малой и средней силы стали непрерывными. Затем последовали более мощные: как выяснилось впоследствии, это рвались трехтонные фугасные бомбы, В небо поднимались огромные дымные «грибы». Ракеты взрывались в воздухе или при ударе о землю. Канонада сопровождалась разбросом неразорвавшихся боеприпасов, осколков. Их находили затем в радиусе 5-7 км.
Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна взрывоопасными предметами. Воронки имели диаметр около 30-35 м. В результате подрыва кассетных боеприпасов произошел массовый разброс мин, которые самопроизвольно привелись в боевое положение.
В зону воздействия ударной волны, разлета боеприпасов и осколков попали несколько населенных пунктов, а также железная и автомобильная дороги. Пострадали производственные здания, школы, детские сады, объекты торговли и общественного питания: у некоторых были выбиты стекла, оконные рамы и двери, сорвана кровля, деформированы несущие конструкции.
По счастливому стечению обстоятельств лишь один человек получил в результате взрывов ожоги лица и рук средней тяжести и был помещен в больницу, а 22 человека получили легкие ранения, царапины, порезы.
По потенциальной опасности пожаро- и взрывоопасные производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.
Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-, взрывоопасных объектах. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро-, взрывоопасных веществ.
К пожаро-, взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыве- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продукто-проводы. В условиях заводского концентрированного производства становятся опасными и вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро-, взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.
Аварии на пожаро-, взрывоопасных предприятиях вызывают разрушение зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов от высоких температур. Происходят и другие опасные явления: образуются облака топлив-но-воздушных смесей, токсичных веществ; взрываются трубопроводы и сосуды с перегретой жидкостью.
Люди в зоне пожара больше всего страдают от открытого огня, искр, высокой температуры, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрации кислорода и падающих частей и конструкций.
Взрывы приводят не только к разрушению и повреждению зданий, сооружений, технологического оборудования, емкостей, трубопроводов и транспортных средств, но и в результате прямого и косвенного действия ударной волны способны наносить людям различные травмы, в том числе и смертельные.
Правила пожарной безопасности Российской Федерации обязывают каждого гражданина при обнаружении им пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану, а также принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей. Сообщив в пожарную охрану, следует попытаться потушить пожар, используя имеющиеся средства (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и т. д.).
При невозможности потушить пожар необходимо срочно эвакуироваться. Для этого в первую очередь использовать лестничные клетки. При их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клетки, в коридоры, холлы, горящие помещения, и выйти на балкон. Оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру, сломав легкоразрушаемую перегородку лоджии, или выбираться самостоятельно через окна и балконы, используя подручные средства (веревки, простыни, багажные ремни и т. п.).
При спасении пострадавших из горящих зданий следует, прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани; дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха; в сильно задымленном помещении двигаться ползком или пригнувшись; для защиты от угарного газа использовать изолирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противогазом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань; если на пострадавшем загорелась одежда, нужно набросить на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ и т. п.) и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10м.
При угрозе взрыва прежде всего следует покинуть опасное место, предупредив об опасности окружающих. Сообщить о возможности взрыва в милицию. Если взрыв неизбежен, а убежать невозможно, необходимо лечь и прикрыть голову руками.
Пожар - это горение, в результате которого уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Горением называется быстро протекающий химический процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образованием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и разложения.
Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве - сотни метров в секунду, а при детонации - тысячи метров в секунду.
С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода процесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.
Для горения необходимы горючие материалы, окислитель и источник поджигания.
В практике различают полное и неполное горение. Полное горение достигается при достаточном количестве кислорода, а неполное - при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взрывоопасные смеси.
Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внутреннем подогреве горючего вещества в результате химических процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, давления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) - 250-450 °С. Следует иметь в виду, что увеличение содержания кислорода в веществах и уменьшение содержания углерода снижают температуру самовоспламенения.
Для горения и воспламенения важное значение имеет концентрация газов и паров в воздухе. Диапазон горения и воспламенения характеризуется нижним и верхним пределами взрываемости. Они являются важнейшей характеристикой взрывоопасное™ горючих веществ. Нижний предел взрыва характеризуется наименьшей концентрацией газов и паров воздуха, при котором возможен взрыв, а верхний - наибольшей их концентрацией, при которой еще возможен взрыв.
При взрывах некоторых газов, паров и смесей горение переходит в особую форму - детонацию. При этом скорость распространения пламени достигает 1000-4000 м/с, что превышает скорость распространения звука. Детонация, как правило, происходит в трубах, имеющих достаточный диаметр и длину, может возникать при определенном подогреве смеси и сильной ударной волне, а также при специальном поджигании взрывоопасного вещества. Детонация имеет верхний и нижний концентрационные пределы.
Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воздухе при определенных условиях, зависящих от концентрации их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, образуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.
По температуре вспышки горючие жидкости подразделяются на два класса. К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при температуре менее 45 °С, ко второму классу - жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть легковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй - горючими (ГЖ).
Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожароопасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижают пожароопасность.
Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, нафталина при концентрации в воздухе до 15 г/м 3 ; торфа, красителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м 3 .
Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять "жучки" вместо калиброванных плавких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
К ним прежде всего относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.
По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Все строительные материалы и конструкции из них подразделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые - это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые. Отдельные - пожары в здании или сооружении.
Массовые - совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.
Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авариям на ПВОС 1 относятся пожары с последующим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ и взрывы чаще всего в результате свободного истечения легковоспламеняющиеся взрывоопасных жидкостей или газов, приводящие к возникновению многочисленных очагов пожаров.
Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимающая значительный объем. Характерный пример такого взрыва - взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т. п. и взрыв может поражать людей и причинять разрушения в местах, защищенных стенами. Чрезвычайные ситуации, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядовиты или образуют при сгорании химически опасные вещества (ХОВ).
Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах. К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся: воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.
Характер воздействия аварии на пожаро- и взрывоопасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно - от летящих обломков, камней, осколков стекла и т. п. Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности.
Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов - к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при содержании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианистые соединения, бензол, окислы азота, углекислота и другие токсичные продукты. К поражающим факторам пожаров относят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.
Взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веществами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, приводят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного бассейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что взрывы и пожары на объектах, имеющих в производстве и хранении взрыво- и пожароопасные компоненты, представляют серьезную опасность не только для самих объектов, но и для населения, проживающего вблизи объектов.
Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих древесных плит. Часто возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков. Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяемый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соединения. Кроме того, в условиях стесненного производства становятся опасными вещества, считающиеся негорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются такие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пирамидон и многие другие.
Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.
Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огромным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.
Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как правило, обрываются провода, парализуя все движение.
При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:
· первая - накопление отклонений от нормального процесса;
· вторая - инициирование аварии;
· третья - развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;
· четвертая - проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии;
· пятая - восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.
5. А варии на гидротехнических опасных объектах
Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения.
При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.
Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).
Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего того, что на ней находится, поэтому строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным причинам приводится ниже, %
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
Железнодорожная авария;
Авиационная катастрофа;
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
Аварии на водном транспорте;
Авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
Неисправности пути;
Поломки подвижного состава;
Выход из строя средств сигнализации и блокировки;
Ошибки диспетчеров;
Невнимательность и халатность машинистов;
Сход подвижного состава с рельсов;
Столкновения;
Наезды на препятствия на переездах;
Пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
Повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
Изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
Ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
Распад единой государственной системы Аэрофлота;
Рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
Снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
Ошибки пилотов;
Ошибки диспетчерских служб;
Неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
Погодные условия.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
Неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
Большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
Многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
Неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
Нарушением водителями Правил дорожного движения;
Плохой подготовкой водителей;
Превышением скорости на опасных участках дорог; -- выездами на полосу встречного движения;
Управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
Нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
Износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
Погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
Ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
Ошибки при проектировании и строительстве судов;
Столкновения и опрокидывания судов;
Посадка на мель;
Взрывы и пожары на борту;
Неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
Низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.
План-конспект урока по ОБЖ с учащимися 8 класса
Тема: Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными послед-ствиями аварий на этих объектах и основными причинами их воз-никновения, проиллюстрировать это на конкретном примере.
Дата проведения: 14.01.2016г.
Место проведения: СОШ №1, каб.№8
Класс: 8 а,б,в.
Тип урока: комбинированный
Учитель: Еременко Марина Григорьевна.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме урока.
Изучаемые вопросы
Взрыво- и пожароопасные объекты.
Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашенего задания.
Беседа по вопросам:
Какую роль играет химическая промышленность в обеспечении потребностей человека?
Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам (АХОВ)?
Какие объекты экономики считаются химически опас-ными?
К каким последствиям может привести воздействие АХОВ на организм человека?
Что такое химическая авария? Перечислите ее возможные последствия.
Сообщение темы и цели урока.
Изложение учебного материала
Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взры-вов метана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты.
Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах:
поражающим фактором во время взрыва является воз-душная ударная волна с образованием большого количества ос-колков из летающих обломков зданий и сооружений; поражаю-щими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и на-личие в продуктах горения химически опасных веществ, при-водящих к отравлению различной степени.
3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взры-воопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.
В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.
4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от коли-чества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опас-ных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (при-нят Государственной думой 20 июня 1997 г.).
воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ;
окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
горючие вещества (вещества, способные самовозгорать-ся, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
взрывчатые вещества.
Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транс-портные средства со взрывоопасными грузами.
Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожа-роопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повы-шения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Рос-сийской Федерации созданы специальные комиссии по обес-печению безопасности работы объектов экономики, разработа-ны планы основных мероприятий.
как действовать при внезапном обрушении здания;
как действовать в завале.
В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государствен-ная противопожарная служба, мобильная и эффективно дейст-вующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
Итог урока.
Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожа-роопасным?
Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объек-те обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
Что создало условия для появления в стране Государст-венной пожарно-спасательной службы?
Изучите § 5.6, 5.7 учебника.
Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных приме-ров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего прожива-ния. Выпишите причины их возникновения.