Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. (Вспомним, что одним из признаков государства является территориальная организация государственной власти). То есть это элемент формы государства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства, как соотносятся между собой составляющие ее элементы.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое, единое государство, составные части которого являются административно-территориальными образованиями, не обладающими политической властью, признаками суверенитета.

К признакам унитарного государства относятся:

· единство и однородность территории;

· деление страны по административно-территориальные единицы (районы, края, округа и т.д.);

· отсутствие на территории государства частей, обладающих статусом государственного образования;

· единая конституция;

· единый законодательный, исполнительный и судебный органы;

· единое гражданство;

· единая правовая система.

В рамках унитарного государства могут быть автономные образования, пользующиеся определенной самостоятельностью, но политической властью они не обладают.

К унитарным государствам относятся большинство современных государств.

Федеративным (от лат. foederatio – союз, объединеие) является государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Если в унитарном государстве составляющие его части являются административно-территориальными образованиями, то здесь - образованиями политическими, то есть осуществляющими политическую власть. Следовательно, в отличие от унитарного государства здесь имеются и общие (федеральные) органы власти, и ораны власти отдельных субъектов федерации.

Признаки федерации:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом;

· субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам;

· субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции;

· высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

· организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области).

Федерации организуются по различным основаниям. Они могут быть как территориальными, так и национальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.).

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Трудно отдать приоритет той или иной форме федерации, однако, как показывает исторический опыт, создание и управление национальной федерацией сложнее, ибо национальный вопрос порождает массу проблем в государственной организации. Неслучайно распались социалистические федерации, основанные по национальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По своему статусу, положению субъектов федерации бывают симметричными , в которых все субъекты имеют одинаковый статус (таковы, например, Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные , для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария).

Различны и способы образования федераций. По этому основанию различают договорные и конституционные . В первом случае образование Федерации происходит путем объединения политических образований в единый союз (единое суверенное государство) путем договора. Во втором случае факт образования федерации закрепляется законодательно, конституционным путем. Примером договорной федерации является, например, СССР (Договор 1922 г.), в конституционном порядке образовалась федерация США (Конституция 1787 г.).

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Конфедерация (от лат. Cofoederatio – сообщество) представляет собой союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом. Однако их союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой , так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций. Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан. Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Конфедерации имеют следующие признаки, позволяющие отличить их от федерации:

· непрочность связей, объединяющих членов конфедерации:

· временный характер объединения. Как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование;

· отсутствие единой территории;

· отсутствие единого гражданства;

· конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы;

· акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию;

· право свободного выхода из союза;

· незначительный круг вопросов совместного ведения;



· армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., с 1958 по 1961 г. существовала конфедерация Сирии и Египта - Объединенная Арабская Республика. В настоящее время конфедераций в мире нет. Последняя конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии) , созданная в Африке в 1981 г. , распалась в 1988 г.

Конфедерацию как форму государственного устройства следует отличать от межгосударственных образований - содружеств и сообществ.

Содружество – союз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей . Таково, например, Британское Содружество. После распада британской колониальной системы члены последней объединились для сохранения существующих экономических, политических, юридических связей. При образовании они объединялись общим главой британской империи – монархом Великобритании. Члены Содружества являются самостоятельными государствами, одни имеют собственных президентов (Индия, Пакистан), в других – главой государства считается британский монарх, представленный в данной стране генерал-губернатором (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Определенные особенности имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). В его состав входят 12 государств, бывших республик СССР. Оно имеет свою парламентскую ассамблею, Совет глав государств, Совет глав правительств. Однако достаточно эффективным образованием его признать пока нельзя.

Другой сходной формой межгосударственного объединения является сообщество. Это, как и Содружество - союз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы. Бывшие ранее самостоятельными, они объединились для решения прежде всего экономических вопросов (Европейское экономическое сообщество – ЕЭС). Затем объединению подлежали вопросы политические, военные, социальные. Сегодня после ряда дополнительных соглашений интеграция в Евросоюзе значительно возросла. Союз имеет Европарламент, члены которого избираются прямым голосованием избирателей. Среди органов Союза есть Совет министров, Европейский Суд, другие органы, введена единая денежная единица (евро), между членами Союза ликвидированы таможенные посты и т.д. Иногда в дискуссиях речь идет о создании Соединенных штатов Европы и избрании единого президента, но пока до этого еще далеко.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов. Примерами могут служить Североатлантический альянс (блок НАТО), Организация государств-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства, наконец, самая глобальная - Организация Объединенных Наций (ООН).

Особым видом государственного устройства выступает империя - объединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония». Хотя в беллетристике выражения «империя» используется достаточно широко («имперское мышление», «империя зла» и т.д.), особенности этой формы исследованы недостаточно. Можно выделить следующие особенности:

· объединение большой по площади территории;

· наличие сильной централизованной власти;

· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями;

· этнически и культурно разнородный состав населения;

· наличие правящей элиты, стремящейся к дальнейшей территориальной, экономической и политической экспансии;

· наличие общей политической идеи, обладающей приоритетом над интересами различных социальных групп.

В разное время имперский характер был присущ Древнему Риму, Византии, России и др.

Третьим элементом формы государства является форма политического режима.

Под формой государственного устройства принято.понимать административно-территориальную и национально-территориальную организацию, способ взаимоотношений, объем полномочий между центральной и региональной властями.

С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

По этому критерию государства подразделяются на федеративные., унитарные, а иногда и на конфедеративные.

Федеративное устройство в зарубежных странах (федерализм)

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства и законодательства, двухканальной системой налогов и т. п.

Республики могут иметь свои конституции, но те не должны противоречить федеральной.

Федерации делятся на национальные ц территориальные, симметричные и асимметричные!-

Признаки федеративных государств

1. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. 2.

Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. 3.

Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура парламента. 4.

В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. 5.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. 6.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова.

Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Виды зарубежных федераций

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Англия. ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

В теории конституционного права иногда проводится различие между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Распределение компетенции в отношениях между федерациями и их субъектами

Предметы ведения федерации и ее субъектов - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения федерации; 2) предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) в конституциях ряда стран (США, Австрия) установлен так называемый принцип остаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов фе- дераци и.

Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем обычного федерального закона.

Еще по теме Государственно-территориальное устройство:

  1. Тема 15. Конституционные основы государственно-территориального устройства зарубежных стран
  2. § 11.5. Форма государственного (политико-территориального) устройства США
  3. §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации
  4. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  5. Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

Юридический факультет

ЭССЕ-ПРОЕКТ

На тему: «Понятие и формы государственного территориального устройства»

Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Травникова Анна Алексеевна

группа № 5

Научный руководитель:

Михновская Елена Дмитриевна

Санкт-Петербург 2013

Введение

Заключение

Литература

Введение

Главными целями моей работы являются рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализировать формы государственного территориального устройства.

3. Проанализировать форму государственного устройства Российской Федерации.

Предметом исследования является государственное территориальное устройство. Объектами исследования - государства в целом и Российская Федерация в частности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что понятие «государственное территориальное устройство» является одной из основных характеристик государства, а оно занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человечества.

Структура работы условно состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка источников информации.

1. Понятие «государственное территориальное устройство»

Понятие «государственное территориальное устройство» наряду с формой правления и политическим режимом является одним из основных характеристик государства. Под ним понимается территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

2. Формы государственного территориального устройства

Под формой территориального государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. 1

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления.
Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения.

Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств) и содружества.

Унитарная форма государственного территориального устройства отличается:

Единой структурой государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны;

Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

1.Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М., 2000.

Единое гражданство;

Единая система права;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Достоинство унитарного государства состоит в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. В унитарных государствах (Италия, Польша, Румыния) всей полнотой государственного суверенитета обладают центральные органы. Внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, подчас достаточно большими, но производными от полномочий органов центральной власти. В таких государствах решение местного уровня может быть отменено или изменено центральными органами.

Федерация - соединенное, союзное государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации.

При этой форме государственного устройства:

Существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский. Члены федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Двойное гражданство;

Двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.

Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

В федеративных государствах (Швейцария, США, Россия) государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни.

В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для государства вопросов.

Существование унитарной или федеративной формы государственного устройства зависит, главным образом, от размеров территории страны и ее национального состава. Большие государства или государства с многонациональным составом населения имеют, как правило, федеративную форму государственного устройства. Она позволяет повысить эффективность управления на значительной территории страны или решить внутренние национальные проблемы. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза. государственный административный федерализм конфедерация

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения:

Сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию.

Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования.

Содружество - объединение государств, в основе которого могут быть общий язык, права.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

3. Федерализм Российской Федерации

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российской Федерации, как и любая другая федерация, является единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе следующие виды субъектов: республики; края, области и города федерального значения; автономную область и автономные округа.

Заключение

Целями моей работы было рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

В ходе работы были реализованы следующее задачи:

1. Рассмотрены понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализированы формы государственного территориального устройства.

3. Проанализирована форма государственного устройства Российской Федерации.

По моему мнению, принцип федерализма важен для интеграции в мировое пространство Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. В то же время в развитии федеративных отношений существует ряд накопившихся противоречий, которые нужно осмыслить и разрешить принятием отдельных поправок, а, может быть, и подготовкой серьёзных конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

Литература

1. Аверина Т.Н. История развития права.- М., 1999.

2.Боголюбов Л.Н.Обществознание. Учебник для 10-11классов.- М.,2003.

3.Кравченко А.И.Обществознание. Ч.1-М., 2003.

4.Смирнов И.П.Введение в современное обществознание. - М.,1997.

5. Ярошевский М.Г. Теория государства и права.- М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование административно-территориального устройства РБ. Анализ принципов построения государственной власти, создания высших органов государства. Характеристика особенностей унитарной, федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Формы государственного устройства. Понятие и особенности унитарного государства. Понятие федерации. Особенности федерации как формы государственного устройства. Проблема становления административно-территориального устройства, проблемы федерализма в РФ.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Унитарное и сложное государственное устройство. Модели федерализма, понятие федерации и конфедерации. Истоки федеративной государственности России. Конституционная модель российского федерализма. Четыре этапа в становлении российского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие формы государственного устройства, ее структура и факторы, влияющие на развитие. Структура государственности, формы территориального устройства. Особенности унитарной, федеративной, конфедеративной и иных форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства Российской Федерации, его историко-географические особенности и элементы. Отличительные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства. Основные виды населенных пунктов.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства. Современное состояние административно-территориального устройства Брянской области. Проблемы и перспективы совершенствования административно-территориального устройства Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Основные формы государственного устройства: унитарные, федерации и конфедерации. Франция как пример унитарного государства. Принципы устройства федерации: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Сущность формы государственного устройства как национального и административно-территориального строения государства. История формирования и основные признаки унитарного и федеративного государств. Характеристика форм межгосударственного объединения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

В целом. Наряду с остальными частями этого понятия устройство территории также является важнейшей характеристикой определенной страны.

Форма государства: виды

Что же представляет собой предложенное понятие? Это политическая организация государства, определенный способ осуществления власти, взаимосвязь государственных органов и деление страны на территориальные единицы. Первой составляющей является которая делится на монархию (власть одного) и республику (общественная власть). Поэтому можно сделать вывод о том, что форма правления - это своего рода организация высшей или верховной власти в государстве. Второй компонент - политический режим, который делится на демократический и антидемократический (власть партии/человека). Следовательно, эта составляющая представляет собой некий комплекс способов и методов осуществления органами своих полномочий. Последний компонент - это формы территориального устройства. О них подробно будет изложено ниже.

Подробная характеристика формы территориального устройства

Итак, прежде всего следует дать определение данному термину: это способ, закрепленный конституцией, взаимодействия и взаимного осуществления власти между территориальными образованиями данного государства. Принято считать, что таких форм всего три: унитарное и конфедеративное. Самым распространенным считается первый тип. Федерация (форма территориального устройства России) - это союз нескольких относительно Следующим типом является унитарная форма - это единые государства, где действует одна общая конституция и иные единые органы власти. Стоит отметить, что органы местной власти существуют, но не обладают при этом каким-либо суверенитетом. Последний тип - это конфедерация, которая представляет собой чаще всего политический или иной союз нескольких государств. Как правило, такое объединение не имеет единых исполнительных, судебных и законодательных органов, а также единой армии и системы налогообложения. Существует точка зрения, что подобные союзы недолговечны.

Теории федерализма

Существует две самые известные теории федерализма: первая - дуалистический федерализм и вторая - теория прав штатов. Дуалистический федерализм - это теория, в которой признается верховенство федерального права, а субъекты обладают самостоятельностью по отношению к предметам своего ведения, но не имеют права выхода из федерации. Теория прав штатов, наоборот, подразумевает более широкий круг прав территориальных образований, вплоть до их выхода.

Таким образом, формы территориального устройства государства - это одна из важнейших его характеристик. Наряду с другими этот признак помогает составить полную картину о структуре страны. Какая в России? Об этом было изложено выше. Россия - это типичная дуалистическая федерация.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.