Система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву называется конституционным строем.

Конституционный строй закрепляется системой правовых норм, различными отраслями российского права.

Основы конституционного строя регламентируются конституционным правом, закрепляющим основополагающие принципы государственного устройства, его существенные характеристики и отношения с человеком и обществом.

Положения конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия – это форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Демократическое государство определяется рядом признаков:

    единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

    высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы;

    власть формируется и осуществляется в соответствии с волей народа, т.е. она легитимна;

    государственная власть осуществляется и формируется с помощью демократических процедур;

    присвоение власти запрещается и преследуется по закону.

С принципом демократического государства тесно связны и такие принципы как разделение властей, идеологическое и политическое многообразие.

Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является суверенным государством.

Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, а также в международных отношениях.

Суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, с другой стороны – нахождением Российской Федерации в различных международных организациях. Ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям (такую передачу предусматривает ст. 79 Конституции РФ).

Государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту – государству, на него не влияет федеративное устройство России, субъекты РФ не обладают суверенитетом.

Статья 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:

    Российская Федерация – провозглашенная, т.е. конституционно-правовая федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

    субъекты Российской Федерации равноправны. Однако оно является формальным. Во 2-й части ст. 5 Конституции РФ республики называются государствами, и им предоставляется право иметь конституции, в отличие от республик иные субъекты могут принимать уставы. Кроме того, формальность равноправия субъектов федерации заключается в том, что реальное разделение полномочий между федерацией и ее субъектами происходит не только на основе Конституции РФ (ст. 71-73) и многостороннего Федеративного договора, но и н основе двусторонних договоров, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;

    принципом федеративного устройства государства является принцип государственной целостности, при котором субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации. Данный принцип находит свое выражение в едином государственном правовом и экономическом пространстве и едином гражданстве;

    принцип единства системы государственной власти означает, что система государственной власти в РФ строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Все субъекты государственной власти должны проводить общую государственную политику;

    механизмом реализации федеративного устройства государства является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации. Конституция РФ в ст. 71, 72 перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, ст. 73 Конституции РФ гласит, что в рамках, не указанных в Конституции РФ, предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти;

    принципом федеративного устройства является принцип равноправия и самоопределения народов, который означает право населения субъектов РФ осуществлять государственную власть на соответствующей территории, но не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.

Правовое государство – способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Принято выделять основные принципы правового государства:

    Господство права. Выражается в следующих моментах:

    единство права и закона (устанавливается в ст. 18 Конституции РФ);

    верховенство конституции, ее прямое действие (ст. 15 Конституции РФ);

    соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов (ст. 15, ч. 3 Конституции РФ);

    соблюдение иерархии источников права.

    Обеспечение прав и свобод человека.

    Разделение властей.

Статья 7 Конституции РФ закрепляет принцип социального государства, который состоит в том, что государство стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов, сглаживанию имеющегося в обществе социального расслоения.

Целью социального государства является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Содержание светского государства характеризуется следующими принципами:

    отделение церкви от государства;

    отделение школы от церкви;

    невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной;

    равенство религиозных объединений перед законом.

Республиканская форма правления. Форма правления выражает способ организации государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству называется монархией.

Форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными, избираемыми на определенный срок лицами, несущими ответственность перед народом (избирателями) называется республикой.

Существуют 2 основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:

    ст. 11 Конституции РФ гласит: верховную государственную власть в России осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ;

    высшие органы государственной власти являются выборными, получение полномочий по наследству или иным недемократическим порядком невозможно. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;

    Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

    Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия. Вотум недоверия не влечет никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Чтобы отправить Правительство РФ в отставку вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками :

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

16.Российская Федерация – демократическое государство: понятие, принципы, формы демократии.

Демокра́тия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости. Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия .

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,* референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах , а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов.

Инициатива - это процедура, средством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, которые позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .

2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. Между народными представителями и теми, кого они выражают, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

17.Российская Федерация – федеративное государство: понятие, признаки, принципы федеративного устройства РФ.

Федеративное государство - такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. Оно состоит из субъектов федерации (штатов, земель, княжеств, кантонов и т. п.), которые раньше были отдельными самостоятельными государствами.

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками : двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта Федерации; наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов Федерации); верховенством федерального права; непризнанием за субъектами Федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета); финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков).

Федеративное государство выполняет две главные функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Федеративное устройство России основывается на следующих принципах , закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России; равноправие и самоопределение народов в РФ; верховенство Конституции РФ и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип «государственная целостность» означает, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.

Принцип равноправия и самоопределения народов России проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69).

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов Федерации. Единство системы власти обусловлено тем, что органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе страны централизованного прокурорского надзора, наличием в механизме российской государственности института федерального Президента и др.

Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы обладают по отношению к законодательству субъектов Федерации высшей силой. Данный принцип вытекает из суверенитета России, распространяемого на всю ее территорию (ст.4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны

Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности.

Принцип равноправия субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические условия, равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий.

18.Российская Федерация – правовое государство: понятие, признаки, основные принципы.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» . Российская Федерация - правовое государство.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

1. Верховенство права.

В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция.

2. Разделение власти.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов.

3. Гарантированность прав и свобод граждан.

Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д.

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

19.Российская Федерация – социальное государство: понятие, принципы. Задачи и направления социальной политики РФ.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основные направления социальной политики:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Принципы социального государства

Экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

Развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

Гендерное равенство мужчин и женщин;

Участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

20.Суверенитет РФ: понятие, признаки. Народный суверенитет и его формы реализации в РФ.

Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы:
· государства юридически равны;
· каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
· каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
· территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
· каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные системы;
· каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории .

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором - вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.


Похожая информация.


Введение. 3

1. Основы конституционного строя как институт конституционного права. 5

2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус. 11

3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ.. 19

Список литературы.. 24


Введение

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти, в то же время это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Нахождение баланса власти и свободы человека и его прав составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Так как конституционное право регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе всего права. Собственно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Столь огромное значение конституции в жизни всякого государственно-организованного общества обусловливает необходимость ее изучения как самостоятельного объекта научного познания. Всем гражданам Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о наиболее эффективных формах и методах применения норм конституционного права в деятельности государственных органов и общественных объединений, повседневной жизни, а будущим юристам-профессионалам, необходимы фундаментальные знания базовых положений конституционного законодательства РФ в процессе исполнения ими функций по должностному предназначению.

Изучение конституционного права не вызывает сомнения, тем более что демократическая Россия, принявшая свою Конституцию в 1993 году, в данный момент все еще переживает переходный период, и конституционное право находится в фазе становления, закрепления, и осмысления первых результатов непосредственного действия Конституции РФ, ее роли в установлении надлежащего режима законности и правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Стоит отметить, что роль этой отрасли права постоянно возрастает потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты многие социальные институты и т.п., поэтому конституционное право, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживает борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.

Целью данной работы является исследование конституционного строя Российской Федерации, закрепленного в нормах Конституции РФ. Так как, понятие конституционного строя весьма обширно, то для достижения указанной цели, в работе будет сосредоточено внимание на следующих вопросах: понятие конституционного строя, его основ, соотношение конституционного строя с общественным строем; раскрыто содержание системы принципов, регламентирующих конституционный строй в РФ; далее, будут рассмотрены субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус; исследованы конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

В современной науке государственного (конституцион­ного) права все чаще используется понятие «конституци­онный строй». Оно фиксирует строго определенную, ос­новополагающую часть социальных отношений, закреп­ляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституцион­ным.

Понятие «конституционный строй», «основы конституционного строя» появились в отечественном конституционном праве сравнительно недавно. Они были востребованы началом глубоких преобразований политической системы российского общества в начале 1990-х годов. Так, 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., установившую недопущение создания и деятельности партий, организаций и движений, ставящих своей целью насильственное изменение «советского конституционного строя».

Ранее в науке и законодательстве широко использовалось понятие «общественный строй», содержанием которого охватывались определенная система, отражение в Основном законе тенденций функционирования и развития общественно-экономической формации. Понятно, что оно прямо и опосредовано связывалось с партийно-государственными установками о принадлежности государству основных средств производства, наличием либо отсутствием эксплуатации человека человеком, классовой структурой общества и пр. В связи с этим в научном обороте использовались во многом идеологически окрашенные термины – «социалистический строй», «капиталистический строй» и т.п. В настоящее время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производственных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений .

Идея замены понятия «общественный строй» понятием «конституционный строй» был с воодушевлением воспринята созданной по I Съезда народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, ответственным секретарем которой являлся О.Г. Румянцев . По его мнению, конституционный строй существует далеко не в каждом государстве, имеющем конституцию. Это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям, основанная на совокупности основополагающих регуляторов, которые «содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством». Существуют и иные определения понятия «конституционный строй». Так, М.В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Аналогичной точки зрения придерживается О. Е. Кутафин: конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как явление конституционное .Н. А.Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами .

Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя – обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.

Между понятиями общественного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорий, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю суммы социальных отношений в обществе. Далее, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество является преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного.

Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное – государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Таким образом, недостаточно просто закрепить существование конституционного строя на бумаге. Важно, чтобы конституции были подчинены абсолютно все субъекты, прежде всего само государство. Причем конституционный строй – это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.

Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции – закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.

Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих.

Необходимо отметить, что впервые упоминание о «незыблемых основах конституционного строя России» появилось в Конституции «Основном законе) Российской Федерации – России в редакции от 21 апреля 1992 г. Тогда к ним были отнесены: народовластие; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

  • 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;
  • 2. Политико-правовой характер;
  • 3. Нормативность и общеобязательность;
  • 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;
  • 5. Определенность и категоричность;
  • 6. Сжатость и концентрированность положений;
  • 7. Постоянность действия;
  • 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;
  • 9. Целостность;
  • 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

  • - Гуманистические;
  • - Основные характеристики РФ;
  • - Экономические и политические;
  • - Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:

  • 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;
  • 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;
  • 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;
  • 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское государство – см. ст.14.

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.