Введение…………………………………………………………………………....3

1.Экономическое содержание и значение налогов……………………………..5

2.Принципы построения налоговой системы РФ……………………………….9

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений..15

4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными

Но за весь период это была монополия на алкоголь и косвенные налоги, которые обеспечивали основную часть доходов государства, отмечая провал попытки интегрировать российское крестьянское население. Он пишет историю всей эволюции налогов с течением времени, а также местные методы сбора.

Налоги на имущество, на торговлю, косвенные налоги или даже налоги в дни принудительного труда являются предметом углубленного анализа. Бюджет нового государства основывался, как и до войны, сначала на косвенных налогах или на системе лицензии на налоговые хозяйственные операции, налоге на наследство и монополии на продажи водки. Поиски информации, собранной большевиками, столкнулись с теми же техническими трудностями, с которыми сталкиваются их предшественники.

странами и перспективы ее развития..…………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список используемой литературы……………………………………………….28

Приложение

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Подчеркивая разделение между городом и деревней и стремлением, общим для модернизаторов империи и большевиков, нераздельной связи между гражданами и государством, книга открывает ряд линий размышлений о природе политической власти в России. Говоря о провале попыток государственных чиновников узнать богатство жителей или даже понять организацию реальной экономики, автор не всегда достаточно четко излагает в своем рассказе радикальность реформаторских мыслей. и существование социальных механизмов, которые в значительной степени избегают государства.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Коцонис приходит к выводу, что правители могли наконец получить доступ к богатству крестьян только через насилие. Это вряд ли описывает времена, когда налоговая администрация могла вести переговоры, чтобы гарантировать доход государству, например, в контексте коллективной ответственности. Это область исследований по формам отношений между государством и людьми, которые могут быть разработаны в рамках проекта, на основе уже проделанной работы. К этому добавляется анализ моментов, когда люди не признавали свои обязательства перед государством и пытались договориться о них.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Реверсируя точку зрения, изучая явления уклонения от уплаты налогов, отклонения налогов или даже экономической утечки во избежание налогообложения, такой анализ будет анало гием исторического повествования, основанного на проектах модернизации технократов.

Существует одна не очень оптимистичная поговорка в жизни, которую американский государственный деятель Бенджамин Франклин сказал в этом веке: в мире есть только две заверения - налоги и смерть. В то время как другой находится в руках более высокой власти или судьбы, и мы, обычные смертные, ничего не можем с этим поделать, налоги все еще являются продуктами человека, которые являются предметом обсуждения, изменения, политического соперничества. Помимо крайнего либертарианского взгляда на налоги, который характеризуется как грабеж со стороны государства под угрозой материального ущерба, - и мы принимаем точку зрения классического либерализма, который по ряду причин оправдывает существование государства и, следовательно, налоги, то мы можем видеть это время от времени Адам Смит подчиняется ряду требований и принципов для налоговой системы.

Целью данной исследовательской работы является анализирование теоретического содержания налоговой системы Российской Федерации и ее сравнение с зарубежными странами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение налогов, рассмотреть структуру налоговой системы, выявить тенденции развития норм о налоговой системе в российском законодательстве с учетом опыта других стран.

Смит внес в последний из четырех своих налоговых канонов и в котором говорится, что налог должен быть таким, чтобы жители платили как можно меньше, чтобы наловить налог бюджет. Современные налоговые системы не являются мерой классического либерализма, потому что они выбирают слишком высокие налоги для финансирования деятельности, которая, по мнению либералов государства, вовсе не должна и должна быть оставлена ​​на свободном рынке. Они могут варьироваться от прямых государственных субсидий отдельным частным компаниям до финансирования различных частных товаров.

Объектом исследования является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Это печальная реальность наших либертарианских времен, но также задача либерально настроенных людей - наряду с налоговыми усилиями - повысить эффективность налоговой системы. Другими словами, старайтесь минимизировать дополнительные затраты на налогообложение и экономить ресурсы для более продуктивной деятельности.

Область для поиска большей эффективности также находится в чешской налоговой системе, которая является международным сопоставлением между наиболее сложными и административно наиболее дорогостоящими. Количество самих налогов, в том числе множество исключений, вычитаемые предметы, налоговые кредиты, сложные налоговые формы, двусмысленность в толковании налогового законодательства, все это и многое другое создает бремя, которое наши налогоплательщики должны нести помимо самого налогового платежа. И ситуация со временем ухудшается.

Основным источником получения информации послужили учебные пособия отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.

Просто взгляните на пример разработки закона о подоходном налоге. Интуитивно ясно, что растущая длина закона увеличивает его отсутствие ясности. Налогоплательщикам приходится больше тратить на изучение и адаптацию к постоянным изменениям. С увеличением продолжительности закона число исключений, упомянутых выше, которое многие различные группы интересов могут извлечь из политического процесса за счет всех других налогоплательщиков, также часто растет. Олсон хорошо описал, что в демократическом и постоянно развивающемся обществе количество и сила групп интересов, которые сосредоточены на поиске созданного продукта, растут, а не пытаются составлять большую часть его.

Данная курсовая работа структурно представлена из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Экономическое содержание и значение налогов

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

О разработке Закона о подоходном налоге приятно видеть. Точные данные и международные сопоставления, которые измеряли бы неэффективность и административное бремя налоговых систем, слишком мало. Одно из немногих сравнений было рассчитано и опубликовано Всемирным банком уже десять лет. На типовом примере типичного бизнеса он рассчитывает количество часов, которое такое предприятие должно тратить в стране налоговой администрацией и уплачивать налоги. В Чешской Республике это полный 413 часов в год, что делает нас одной из самых административно налоговых налоговых систем.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Мы значительно хуже, чем сопоставимые посткоммунистические страны, такие как Польша с 286 часами или Словакия с 207 часами. Не удивительно, что Люксембург, желанный в качестве налогового места жительства, нагружает типичную компании 55 часов, необходимые для уплаты налогов, в том числе соответствующих административных мероприятий. Но даже Франция, иначе считающаяся более бюрократической европейской страной, отягощает предпринимателей несравненно меньше. 137-часовой взрыв является эталоном. Международное сопоставление налоговой среды является нелестным местом в 189 странах.

В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства».

Под налогами понимаются обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 1 Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
1) обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принудительный характер;
2) индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
3) безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
4) отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

Конечно, это не самые дорогие данные, но мы можем получить от них картину нашей налоговой системы. Что делать с таким нелестным состоянием? Рецепт - это целый ряд, и наиболее эффективным инструментом повышения эффективности налоговой системы является уменьшение количества самих налогов. Мы измеряем эффективность налогов, сравнивая доход выбранного налога со стоимостью его сбора, управление. Общие административные расходы чешской налоговой системы варьировались от 1, 3% от общей суммы, отобранной до 2% в различных прошлых исследованиях.

В любом случае, это было очень много в международных сопоставлениях. Сокращение этой цифры способствовало бы сокращению, по меньшей мере, части этих налогов, которые показывают низкую доходность по сравнению с высокими затратами на сбор. Такие налоги включают налог на недвижимость, налог на недвижимость, дорожный налог и подоходный налог с физических лиц, подающих налоговые декларации.

Таким образом, налог - это обязательный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Более полно социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о названии и количестве функций.

Путь повышения эффективности налоговой системы - это, конечно, еще одно целое. Просто исправление терминологии, когда одним из самых прибыльных налогов в Чешской Республике называется неправильное социальное страхование, станет хорошим шагом вперед. Интерференция различных уже упоминалось вычитаются пункты и исключения, упрощающие налоговые формы, соответствующие авансовые платежи различных налогов, консолидации платежей различных налогов вместе и их оплаты на один центральный счет выверки раздробленных процедурных регулирования налоговых вопросов, все из которых приведет к экономии как для государства и особенно на стороне делового сектора.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов - фискальная. Распределительная функция налогов, выражает их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Однако наш общий ущерб теперь является единственным налоговым вопросом в контексте политического дискурса о введении так называемых регистрационных кассовых аппаратов. Эти решения, очевидно, неэффективна система налогообложения и не принесет простой и недорогой сбор налогов, напротив, мы отойдем еще дальше.

Социал-демократы собираются на выборы с планом по сбору налогов для сотрудников, которые получают 80 000 чешских крон в месяц. Большинство других хотят снизить налоги. Вы предложили ввести более высокую ставку налога на заработную плату более пятидесяти тысяч в месяц. Теперь переместите границу на восемьдесят тысяч.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль движения финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление данной функции налогов, проявляется в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Когда мы открыли этот вопрос, мы выполнили несколько целей. Мы хотели указать на низкий уровень заработной платы в нашей стране - указать, что почти у семидесяти процентов людей есть заработная плата ниже средней. Мы также хотели, чтобы предлагаемая налоговая реформа была самодостаточной и финансово нейтральной. Поскольку налоговый прогресс, как было предложено, сократит налоги до девяноста восьми процентов людей, поэтому произойдет снижение государственных доходов. Увеличение ставки налога на самый высокий доход частично компенсирует это.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Одной из основных функций налогов является регулирующая функция, без которой в экономике нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно.

Первоначальный рубеж в пятьдесят тысяч был для обсуждения. Оказалось, что другие налоговые меры, такие как отраслевые налоги, позволят нам перевести этот порог на уровень в восемьдесят тысяч. Итак, вы ожидаете, что два процента людей, которые повышают налоги, компенсируют вам потерю дохода от оставшегося восьмидесяти восьми процентов снижения налогов?

Если мы уменьшим подоходный налог только физическим лицам, мы потеряем доход около двадцати миллиардов крон. В частности, мы хотим облегчить средний класс и переложить налоговую нагрузку на самых богатых. Сегодня у нас есть налоговая система, которую зарабатывают самые богатые. Если предлагаемое прогрессивное налогообложение прошло, сколько коронок люди будут экономить?

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования, ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

В диапазоне от восьмисот до двенадцати сотен крон в месяц, в зависимости от суммы валового дохода. Большинство спасет тех, кто находится в доходе от 20 до 70 тысяч крон. Тебе не кажется, что два процента самых богатых людей в экономике просто убегают?

Когда вы смотрите на Европу, это не то место, где они убегут. В Германии, Франции, Великобритании, Испании. Это просто современная система, которой обладают развитые страны. Когда вы упоминаете Великобританию и Германию, разве опыт этих стран не показывает, что налоговая прогрессия и высокие налоги приводят к застою? Сорок лет назад, например, обсуждалась болезнь Британии.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые (подоходные, преимущественные, ресурсные др.) и косвенные (на обращение и потребление) налоги. Первые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги, значительную часть из которых образуют акцизы. Они переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

2. Принципы построения налоговой системы РФ

Налоговая система РФ была создана в 1991-1992 гг., при принятии Верховным Советом Российской Федерации пакета законопроектов об отдельных видах налогов.

Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом 2 , в основу которых были положены следующие четыре «правила» («максимы»).

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России была введена трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные Федеральные налоги взимаются по всей территории России.

Основы существующей в стране налоговой системы были заложены на рубеже 90-х гг. XX в. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех об установлении региональных или местных налогов, перечисленных в ст. 13 и 14, принимаются соответствующими региональными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом кодексом определяются общие принципы установления этих налогов и предельные ставки:

    упразднение (отмена) налогов с выручки, которое делает налоговую систему более рациональной, ориентированной на учет наличия реальной прибыли у предприятий;

    новую амортизационную политику, стимулирующую обновление основных производственных фондов предприятий, внедрение новых технологий;

    сбалансированное решение проблемы уменьшения налогового бремени и обеспечения поступлений в бюджет (компенсация выпадающих доходов бюджетов в результате упразднения ряда налогов путем повышения ставки НДС, установления акцизов на ряд товаров, отмены льгот по ряду налогов);

    систематизацию в едином кодексе многочисленных правовых и нормативных актов, регулирующих налоговую систему, попытка сделать его законом прямого действия, устанавливающим приоритет при налогообложении норм налогового законодательства в случае возникновения коллизий между нормами налогового законодательства и нормами другого законодательства.

    Налоговым кодексом РФ предусмотрена унификация трех обязательных платежей в государственные внебюджетные социальные фонды посредством введения социального налога с расщеплением сумм этого налога на три фонда. Налоговая база социального налога приближена к базе обложения подоходным налогом. Этот закон, хотя и решил ряд назревших вопросов, но не затронул наиболее болезненных для налогоплательщиков вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    Анализ динамики доходов консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствует о том, что в последние годы существенной проблемой является снижение уровня доходности бюджетной системы в целом, измеряемого показателем доходов консолидированного бюджета в процентах к ВВП. Причем наблюдающийся в последние годы опережающий рост доли налоговых изъятий в ВВП по сравнению с ростом самого ВВП свидетельствует о том, что реальное налоговое бремя на экономику не уменьшается, несмотря на то, что налоговые нововведения последних лет во многом направлены на сокращение налогового потенциала бюджетной системы (главным образом за счет ее регионального уровня). Причины следует искать в структуре самой налоговой системы Российской Федерации, Наглядное представление о структуре налоговых доходов различных стран дает следующая диаграмма.

    Хотя состав налогов в России существенно не отличается от налоговых систем, принятых в мировой практике, тем не менее, структура налоговых платежей в бюджетную систему России представляет разительный контраст со странами западного мира. Так, в России чрезмерно велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю и налога на прибыль при низкой доле подоходного налога и налогов на имущество.

    С самого начала реформ российский бюджет фактически держится за счет косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищенные слои населения. В эффективной рыночной налоговой системе наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т. е. на труд и предпринимательство (в США - 75,1%, в России - 37,3%), а в федеральном бюджете США доля косвенных налогов составляет всего 4%.

    Высокое косвенное налогообложение в российской налоговой системе выступает фактором сдерживания спроса, его излишняя тяжесть является одной из причин затяжного спада российской экономики. Косвенные налоги не связаны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей.

    Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

    Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

    Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.

    Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы. Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.

    Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

    Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался.

    Понятие налога и сбора раскрывается в ст. 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    По способу взимания различают:

    – прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

    – косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

    – федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

    региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

    местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

    По целевой направленности введения налогов различают: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом; целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций); смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд; регулирующие налоги - разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

    По порядку введения налоговые платежи делятся на: общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают; факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

    По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

    Согласно ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

    Региональные налоги перечислены в ст. 14 НК РФ, которая к ним относит: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

    В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года налоговые поступления составили 2 169,9 млрд. рублей — на 21,6% больше, чем в январе-марте 2010 года.

    Удельный вес поступлений в федеральный бюджет в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составил 47% и относительно уровня января-марта 2010 года снизился на 1 процентный пункт.

    Формирование всех доходов в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 26%, НДПИ – 20%, НДС – 20% и НДФЛ – 18%. По сравнению с январем-мартом 2010 года доля указанных налогов не изменилась. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составили 560,7 млрд. рублей – на 45,1% больше, чем в январе-марте 2010 года.

    Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 67,1 млрд. рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 493,6 млрд. рублей (88%).

    Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе- марте 2011
    года поступило 431,1 млрд. рублей – на 5,9% больше, чем в январе-марте 2010 года.

    2. Налогообложение алкогольной продукции акцизами

    Особенности налогообложения акцизами алкогольной продукции - заключаются в нижеследующем. Необходимо заметить, что производство и поставки этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» осуществляются только организациями (т.е. юридическими лицами). Соответственно, плательщиками акцизов являются организации, совершающие с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией операции, которые признаны объектом налогообложения акцизами.

    Согласно ст. 181 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2011 г., к подакцизным товарам относятся этиловый спирт, коньячный спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция. В указанной статье НК РФ приведены определения понятий спиртосодержащей и алкогольной продукции.
    Что касается этилового спирта, то необходимо обратить внимание, что к подакцизным товарам из всего многообразия спиртов относится только этиловый спирт. Причем этиловый спирт признается подакцизным товаром независимо от вида сырья, из которого он произведен (пищевого или непищевого). Облагается акцизом в том числе и денатурированный этиловый спирт. В то же время, что в отношении денатурированного этилового спирта, направляемого на производство неспиртосодержащей продукции, применяется особый порядок исчисления акциза, который позволяет производителям спирта, имеющим свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым денатурированным спиртом, продавать, а производителям неспиртосодержащей продукции, имеющим указанные свидетельства, закупать и списывать денатурированный спирт на затраты по производству неспиртосодержащей продукции без акциза. Этот порядок сохраняется в 2011 г. без изменений.

    С 1 января 2011 г. коньячный спирт признается подакцизным товаром. Соответственно, с этой даты на коньячный спирт распространяется такой же порядок исчисления акциза, который применяется в отношении этилового спирта.

    Согласно пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» к спиртосодержащей продукции в целях исчисления акцизов относятся: растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ.

    Таким образом, новая редакция рассматриваемого подпункта НК РФ позволяет однозначно утверждать, что спиртосодержащая и алкогольная продукция — это разные понятия, что имеет принципиальное значение для правильного применения ставок акцизов.

    В пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ перечислены товары, содержащие этиловый спирт, которые подакцизными не признаются. К ним относятся:
    лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; препараты ветеринарного назначения, зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл; парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с содержанием спирта до 80% включительно, а также парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с содержанием спирта до 90% включительно при наличии пульверизатора на упаковке. Кроме того, к подакцизным товарам не относится парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
    отходы спиртового и ликеро-водочного производства, направляемые на дальнейшую переработку или использование на технические цели.

    Виноматериалы подакцизными товарами не признаются. Норма об освобождении виноматериалов от налогообложения акцизами с 1 января 2011 г. включена в пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ.

    К алкогольной продукция относятся: спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%. В новой редакции понятия алкогольной продукции уточняется, что к ней относится не любая пищевая продукция с объемной долей спирта более 1,5%, а только напитки с таким содержанием спирта.

    Кроме того, в отличие от ранее действовавшего порядка пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, в целях исчисления акцизов отнесены к алкогольной продукции. Из этого следует, что изменения, внесенные в порядок исчисления акцизов на алкогольную продукцию, при производстве которой используется этиловый спирт, коснулись и порядка исчисления акцизов на пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, если они производятся с добавлением этилового спирта.

    Согласно ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции:

    – реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими этилового или коньячного спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    – реализация лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных подакцизных товаров;

    – передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими этилового или коньячного спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в уставный (складочный) капитал организаций;

    – передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими этилового или коньячного спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции для собственных нужд. При этом следует обратить внимание на то, что применение произведенных подакцизных товаров в качестве сырья для дальнейшей переработки использованием для собственных нужд налогоплательщика не является. Суть приведенной операции заключается в том, что производитель является одновременно и конечным потребителем произведенных им подакцизных товаров;

    – ввоз этилового или коньячного спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территорию Российской Федерации.

    Следует отметить, что при ввозе подакцизных товаров, за исключением маркируемых, с территории государств — членов Таможенного союза акциз уплачивается по месту постановки на учет налогоплательщика. Соответственно, декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) представляется в ту налоговую инспекцию, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете. Порядок уплаты акцизов по маркируемым подакцизным товарам, ввозимым из государств — членов Таможенного союза, установлен ст. 186.1 НК РФ.
    Напомним, что согласно Федеральному закону № 171-ФЗ маркировке подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 9%. При этом указанная алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, маркируется федеральными специальными марками, а ввозимая на территорию Российской Федерации — акцизными марками.
    При ввозе подакцизных товаров из стран, не входящих в Таможенный союз, акциз уплачивается таможенным органам.

    С 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону № 306-ФЗ вводится новый объект налогообложения акцизами, который предусмотрен пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, — это операция по передаче одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. При этом, если организация производит ректификованный этиловый спирт из спирта-сырца собственного производства, а затем из ректификованного спирта — алкогольную или подакцизную спиртосодержащую продукцию (за исключением парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), объектом налогообложения акцизами будет признаваться передача произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

    Одновременно с 1 августа 2011 г. освобождается от налогообложения акцизами передача ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца собственного производства, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции. Согласно пп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ с 1 августа 2011 г. освобождаются от налогообложения акцизами операции по передаче в структуре одной организации произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

    В соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    В соответствии с п. 8 ст. 194 НК РФ с 1 июля 2011 г. вводится авансовый платеж акциза. Рассмотрим порядок его уплаты. Обязанность по уплате авансового платежа акциза возлагается на производителей алкогольной или спиртосодержащей продукции. Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) спирта этилового (в том числе до закупки этилового спирта-сырца) или спирта коньячного, произведенных на территории Российской Федерации. Авансовый платеж акциза должен также уплачиваться до совершения операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, т.е. до передачи одним структурным подразделением организации другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.

    Пунктом 8 ст. 194 НК РФ установлено, что дата приобретения (закупки) этилового спирта определяется как дата его отгрузки продавцом. Если производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции используют в качестве сырья ректификованный этиловый спирт, произведенный из спирта-сырца в структуре одной организации, авансовый платеж акциза производится до закупки этилового спирта-сырца или до совершения с этиловым спиртом-сырцом операции по его передаче на ректификацию.
    Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции) спирта этилового, в том числе этилового спирта-сырца или спирта коньячного (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период (календарный месяц) исходя из общего объема спирта этилового или спирта коньячного, закупаемых у каждого продавца, или при совершении операций по передаче произведенного спирта в структуре одной организации для производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.

    Таким образом, авансовый платеж акциза уплачивается теми производителями алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, которые используют в качестве сырья этиловый или коньячный спирт. Поэтому п. 8 ст. 194 НК РФ предусмотрено, что авансовый платеж акциза не уплачивают организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

    Как было отмечено ранее, с 1 января 2011 г. пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, признаются алкогольной продукцией. Соответственно если при производстве указанных подакцизных товаров этиловый спирт в качестве сырья не используется, то обязанности по уплате авансового платежа акциза не возникает.

    От обязанности производить авансовый платеж акциза освобождаются организации, осуществляющие производство спиртосодержащей продукции, в отношении которой установлена нулевая ставка акциза, т.е. парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

    Уплата авансового платежа акциза осуществляется в порядке и сроки, которые установлены ст. 204 НК РФ. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема спирта этилового или коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в следующем налоговом периоде.

    Форма извещения об уплате авансового платежа акциза утверждается ФНС России.

    Производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции имеют право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза. Для этого в налоговый орган по месту учета необходимо представить банковскую гарантию одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

    Если налогоплательщик, представивший банковскую гарантию, не уплатит (или уплатит не полностью) акциз в размере суммы авансового платежа акциза, от уплаты которой он был освобожден, при реализации алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее трех дней по истечении установленного срока уплаты акциза требование об уплате суммы налога, пеней и штрафа. При этом пени начисляются начиная со дня, следующего за установленным п. 3 ст. 204 НК РФ днем уплаты акциза по реализованной алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить указанную в требовании сумму налога, пеней и штрафа в течение пяти дней со дня его получения.

    В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы налога, пеней и штрафа в соответствии с предъявленным требованием налоговый орган не позднее трех дней по истечении указанного срока предъявляет банку-гаранту требование об уплате в течение пяти дней со дня получения банком данного требования денежной суммы по банковской гарантии в части неуплаченного или не полностью уплаченного налога.

    Статьей 194 НК РФ установлено, что для определения суммы акциза необходимо налоговую базу по реализованным подакцизным товарам умножить на ставку акциза. Расчет можно представить в виде следующей формулы:

    С = О x А,

    где С — сумма акцизов;

    О — налоговая база;

    А — ставка акцизов (в руб. и коп. за единицу измерения товара).

    Налоговая база по спирту этиловому, спирту коньячному, спиртосодержащей продукции и алкогольной продукции, произведенной с добавлением этилового спирта, определяется как объем реализованной или переданной продукции в истекшем налоговом периоде, исчисленный в литрах безводного спирта. Налоговая база по алкогольной продукции, произведенной без добавления спирта, определяется как объем реализованной или переданной продукции в литрах физического объема.

    В 2011 г. согласно ст. 193 НК РФ применяются следующие ставки акцизов:

    – на спиртосодержащую продукцию, за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, — 190 руб. за 1 л безводного спирта;

    – на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащую продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке — 0 руб.;

    – на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% — 231 руб. за 1 л безводного спирта;

    – на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% — 190 руб. за 1 л безводного спирта.

    Если напитки, изготавливаемые на основе пива, произведены с использованием спирта, применяется ставка акциза, установленная в расчете на 1 л безводного спирта для алкогольной продукции с соответствующим содержанием спирта.

    Ставка акциза в отношении натуральных вин составляет — 5 руб. за один литр, шампанских вин — 18 руб. за один литр.

    На пиво с содержанием объемной доли спирта до 0,5% включительно установлена ставка акциза в размере 0 руб. за 1 л; на пиво с содержанием объемной доли спирта свыше 0,5 до 8,6%, а также на напитки, изготовленные на основе пива, — 10 руб. за 1 л; на пиво с содержанием объемной доли спирта свыше 8,6% — 17 руб.

    При реализации спирта этилового из всех видов сырья (в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья), а также спирта коньячного с 1 января по 31 июля 2011 г. включительно применяется ставка акциза в размере 34 руб. за 1 л безводного этилового спирта.

    На спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), а также спирт коньячный с 1 августа по 31 декабря 2011 г. включительно применяются следующие ставки акцизов:

    – при реализации организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (за исключением спирта этилового и спирта коньячного, ввозимых на территорию Российской Федерации), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом обложения акцизами в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, — 0 руб. за 1 л безводного спирта;

    – при реализации организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом обложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, а также за исключением спирта этилового и (или) спирта коньячного, реализуемых (или передаваемых производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, и спирта этилового, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, — 34 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

    Нулевая ставка акциза применяется при реализации налогоплательщиком спирта этилового и спирта коньячного лицам после представления извещения об уплате покупателем — производителем алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза либо извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза при представлении покупателем спирта этилового или спирта коньячного предусмотренной п. 11 ст. 204 НК РФ банковской гарантии с отметкой налогового органа по месту учета указанного покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
    Нулевая ставка акциза применяется также при передаче произведенного спирта этилового, в том числе этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта или спирта коньячного в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной подакцизной спиртосодержащей продукции при представлении налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета извещения об уплате авансового платежа акциза.

    Налогоплательщик обязан вести раздельный учет налоговой базы в отношении подакцизных товаров, на которые установлены разные ставки акцизов.

    Согласно ст. 198 НК РФ плательщики акцизов обязаны предъявлять к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза. В первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой (или в отдельной графе).

    Таким образом, при реализации этилового или коньячного спирта плательщики акцизов — производители указанных товаров должны указывать в счете-фактуре сумму акциза исходя из ставки в размере 34 руб. за 1 л безводного спирта или исходя из ставки 0 руб. за 1 л безводного спирта (т.е. нулевая сумма акциза должна быть обязательно указана).

    При реализации денатурированного спирта или прямогонного бензина сумма акциза предъявляется покупателю и выделяется отдельной строкой в счетах-фактурах только в том случае, если у продавца и (или) покупателя нет соответствующего свидетельства.

    Согласно новой редакции ст. 199 НК РФ не учитываются в стоимости алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции и подлежат вычету в соответствии с п. 16 ст. 200 НК РФ суммы авансового платежа акциза.

    Порядок применения налоговых вычетов по акцизам регулируется ст. ст. 200 и 201 НК РФ. Согласно ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации. При этом новой редакцией п. 2 ст. 200 НК РФ предусмотрено ограничение суммы налоговых вычетов для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, которое должно применяться с 1 августа 2011 г. (до указанной даты налоговые вычеты применяются в порядке, действовавшем до 01.01.2011).

    При исчислении суммы акциза на подакцизную спиртосодержащую или алкогольную продукцию (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) налоговые вычеты определяются в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории Российской Федерации, исходя из объема использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении спирта этилового и (или) спирта коньячного, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (т.е. исходя из нулевой ставки акциза).

    Если налогоплательщики — производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции используют в качестве сырья импортные подакцизные товары, то сумма вычета определяется исходя из ставки акциза на спирт этиловый или спирт коньячный в размере 34 руб. за 1 л безводного спирта.

    В отношении импортного спирта, используемого при производстве виноматериалов, израсходованных при производстве алкогольной продукции, по-прежнему применяется норма, предусмотренная ст. 200 НК РФ, согласно которой сумма акциза, исчисленная по алкогольной продукции, может быть уменьшена на сумму акциза, уплаченного по этиловому спирту из пищевого сырья, израсходованному при производстве виноматериалов.

    Статья 200 НК РФ дополнена новыми п. п. 16 — 18, предусматривающими право налогоплательщиков на налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных в виде авансового платежа. Так, при исчислении акциза на реализованную алкогольную или подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком сумма авансового платежа акциза. При этом к вычету принимается сумма этого платежа, уплаченная по приобретенному (переданному в структуре одной организации) этиловому или коньячному спирту, фактически использованным для производства реализованной алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Вычетам подлежит в том числе сумма авансового платежа акциза, уплаченная при приобретении (или передаче в структуре одной организации) этилового спирта-сырца, использованного для производства ректификованного этилового спирта, который, в свою очередь, израсходован на производство алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.

    Сумма авансового платежа акциза, приходящаяся на объем этилового или коньячного спирта, не использованных в истекшем налоговом периоде для производства реализованной алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, подлежит вычету в следующем или других последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства указанных подакцизных товаров.

    Налоговые вычеты сумм авансового платежа акциза осуществляются налогоплательщиками в случае представления документов, предусмотренных п. п. 17, 18 ст. 201 НК РФ. В частности, налогоплательщики, приобретающие (закупающие) этиловый или коньячный спирт, производят налоговые вычеты на основании документов, представленных при закупке этилового спирта, подтверждающих уплату авансового платежа акциза.

    При одновременном соблюдении ряда условий от уплаты акцизов освобождаются операции по вывозу подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации. Операции по экспорту подакцизных товаров, за исключением экспорта в государства — члены Таможенного союза, освобождаются от уплаты акцизов, если налогоплательщик представил в налоговый орган поручительство банка (в соответствии со ст. 74 НК РФ) или банковскую гарантию.

    Акциз по реализованным в истекшем налоговом периоде этиловому и коньячному спирту, а также по спиртосодержащей и алкогольной продукции должен уплачиваться не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Акциз уплачивается по месту нахождения тех подразделений организации, которые осуществляют производство указанных подакцизных товаров.
    Налоговые декларации по акцизам необходимо представлять в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 27.06.2011 № 162-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 19.07.2011 № 245-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
    Италия. Налоговая система

    2015-01-02