Учитывать следует следующие категории лиц, работающих в организации:

Мужчин, годных по состоянию здоровья к военной службе;

Женщин, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

С мужчинами более или менее понятно, но какие женщины подлежат воинскому учету? Учету подлежат женщины, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

Связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, фанеры, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

Вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

Полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

Медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

Радиомеханика - кинорадиомеханики.

Кроме того, воинскому учету подлежат женщины, проходившие службу в Вооруженных Силах РФ, в погранвойсках, во внутренних войсках МВД РФ и т. п.

Причем "запасники" женского пола пребывают в запасе до 45 лет (не имеющие офицерского звания) или до 50 (имеющие офицерское звание).

Воинскому учету не подлежат следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с законом;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Организация учёта

Если в вашей организации состоят на воинском учете от 500 до 2000 граждан, то необходимо решить вопрос об освобождении одного работника специально для ведения работ по воинскому учету и бронированию граждан. Если же количество учитываемых лежит в пределах от 2000 до 4000 граждан, то освобождать следует уже двоих работников и т. д. ну а если у вас менее 500 таких граждан, то работой по учету вполне может заняться кто-нибудь по совместительству. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в органах местного самоуправления и в организациях, производятся за счет средств этих органов и организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Целесообразным представляется издание приказа руководителя об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Его содержание сводится к следующему:

Организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

Обязанности по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на такого-то;

При убытии в отпуск, командировку или на лечение обязанности такого-то исполняет такой-то.

Согласно пункту 21 положения о воинском учете, для учета граждан в организациях используются личные карточки формы № Т-2 (утв. Госкомстатом России от 06.04.01 № 26), раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.

Основными документами воинского учета являются:

Военный билет или временное удостоверение взамен военного билета (для граждан, пребывающих в запасе);

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для граждан, подлежащим призыву на военную службу);

Военные билеты офицеров запаса (зеленая обложка);

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) (красная обложка).

Документы воинского учета должны, в частности, содержать сведения о семейном положении, образовании, основных антропометрических данных, прохождении военных сборов, владении иностранными языками, наличии военно-учетных и гражданских специальностей, наличии первого спортивного разряда или спортивного звания.
Вся работа по осуществлению воинского учета в организации должна строиться по ежегодно утверждаемым руководителем организации планам, согласованным с военным комиссаром.

При приёме на работу

При заключении трудового договора военнообязанные и подлежащие призыву на военную службу граждане обязаны предъявить работодателю документы воинского учета, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 65 ТК РФ). Как раз в паспорте проставляется отметка военного комиссариата об отношении гражданина к воинской обязанности (п. 13 положения о воинском учете).

При заключении трудового договора работодатель или его уполномоченное лицо, ответственное за военно-учетную работу, должны проверять военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Следует убедиться в наличии указанных документов, в их соответствии паспортным данным, наличии фотографии (и в том, что на ней запечатлен ее владелец). Если предъявлено временное удостоверение, то следует проверить срок действия. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, то их владельцев следует отправить в военный комиссариат по месту воинского учета для уточнения документов воинского учета. При приеме документов воинского учета гражданам выдается расписка.
Следует проверить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Для этого проверяется отметка о приеме на воинский учет:

В военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (страницы 27-31);

В военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" (страницы 21-24);

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу - штамп военного комиссариата в графе "Принят на воинский учет" раздела II "Прием на воинский учет и снятие с с воинского учета" (страницы 2, 3).
Если у лица, принимаемого на работу, отсутствует отметка о постановке на воинский учет, то необходимо направить гражданина, подлежащего постановке на воинский учет:

Офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу - в военный комиссариат по месту жительства;

Прапорщиков, мичманов, сержантов, солдат и матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Организации обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу). В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, полное наименование организации, ее адрес и номер контактного телефона.

Сообщение направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на учете. Сообщение отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении с записью в журнале регистрации исходящих документов. Корешок об уведомлении подшивается к копии уведомления. Копия уведомления может храниться как в личном деле работника, так и в папке с копиями исходящей корреспонденции военно-учетного стола.
Однако как быть, если на работу устраивается иногородний гражданин и адрес его военкомата не известен? В таком случае указание адреса становится головной болью работника, потому что обязанностью гражданина является, в частности сообщение "в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования" (подп. "г" п. 10 положения о воинском учете).

Следует помнить, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 01.01.04), гражданам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, на время работы в этих организациях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Перечень государственных организаций и порядок предоставления отсрочки определен постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1583 (ред. от 17.07.2000).

Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, является справка, которая выдается гражданину по месту работы руководителем государственной организации. Условием предоставления отсрочки является соответствие специальности молодого специалиста и должности, на которую он принимается на работу. В дальнейшем такая справка для подтверждения права на отсрочку от призыва представляется ежегодно, в августе, в военный комиссариат по месту воинского учета.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Воинскому учету подлежат:

I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

1) проходившие военную службув вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образова­ния, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал.

Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:

Младшие офицеры:

Первый разряд – до 45 лет;

Второй разряд – до 50 лет;

Третий разряд – до 55 лет.

Старшие офицеры:

Первый разряд – до 50 лет;

Второй разряд – до 55 лет;

Третий разряд – до 60 лет.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:

а) имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;

б) остальные – до достижения 45 лет.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ­бе». При достижении предельного возраста состояния в за­пасе граждане подлежат снятию с воинского учета.

Не подлежат воинскому учету граждане:

1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;



3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В целом, воинский учет подразделяется на общий и специальный.

В организациях здравоохранения:

- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;

- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установ­ленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и
на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника. Эта карточка представляет собой унифицирован­ную форму № Т-2 (ВУР). Она разработана на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26, раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.

Основные документы воинского учета, на основании которых запол­няются соответствующие разделы личной карточки работника это во­енный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Общие положения по хранению медицинской техники и имущества, хранилища медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, классификация.

Основные термины и определения:

- поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;

- закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;

- выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;

- ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;

- освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установ­ленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов;

- заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв рав­ного количества аналогичных материальных ценностей;

- разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без после­дующего возврата;

- замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначен­ных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запа­сов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размеща­ется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заклю­чать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономи­ки, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации долж­ны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценно­стей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными догово­рами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопле­ния в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, воз­врата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, яв­ляется одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включа­ется в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации по обобщенным за­явкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утвержде­ния Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку мате­риальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Ис­полнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика - окружные управ­ления Росрезерва, поставщика - предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответ­ствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми едини­цами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие матери­альные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов вплоть до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учрежде­ний военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведенииученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений в соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты ихстоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния. При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;

проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;

уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;

разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов нако­пления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя. Наосновании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по Решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются Получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании за­просов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизацион­ного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим док­ладом в 10-дневный срок Правительству Российской Федерации и одно­временным внесением в установленном порядке проекта решения Прави­тельства Российской Федерации по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения произ­водится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени меж­ду выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Рос­сийской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разре­шать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накоп­ленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства Российской Федерации.

50. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

КонсультантПлюс: примечание.

Подпункт "г" пункта 50 признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558 в части, устанавливающей обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности). Определением Верховного Суда РФ от 31.10.2013 N АПЛ13-450 указанное решение оставлено без изменения.

Г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

51. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

52. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей