Обязательные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков. Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания: когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК: в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК; вместо штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от 60 до 240 часов, отбываются они не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:

Обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;
непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;
бесплатность выполняемых работ;
выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;
выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает воздействие наказания.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК).

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ УИК (ст. 30) признает осужденного, который:

Более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;
более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (СТ. 50 УК)

Исправительные работы (ст. 50 УК) называют традиционным именно для отечественного уголовного права. Возникшее в советском уголовном праве в 1917 г. как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы», в дальнейшем оно с некоторыми изменениями предусматривалось всеми УК РСФСР и получило широкое распространение на практике в качестве реальной альтернативы лишению свободы.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Содержание этого наказания заключается в оказании психологического воздействия на осужденного, ограничении некоторых его трудовых прав и удержании части его заработной платы (в пределах от 5 до 20%) в доход государства.

Исправительные работы могут быть назначены судом только как основное наказание: в случаях, непосредственно указанных в санкциях статей Особенной части УК; а также в порядке замены наказаний на основании ст. 64, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 46, ст. 80 УК. Срок, на который они могут быть назначены, - от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ закон признает осужденного, допустившего повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения, сделанного ему за любое из указанных в ст. 46 УИК нарушений (неявка на работу или в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии опьянения), а также осужденного, скрывшегося с места жительства, если его местонахождение неизвестно.

Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

Работы обязательного выполнения

Обязательные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству, хотя в истории карательных мер отечественного законодательства можно найти существующие им аналоги.

А в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди мер, альтернативных реальному лишению свободы, есть указание на «постановление о выполнении общественно полезных работ» (ст. 8.2 Правил).

Уголовно-правовая сущность наказания в виде обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Устанавливаются обязательные работы на срок от 60 до 240 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или службе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы или службы, а с согласия осужденного - четырех часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть более 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Вид обязательных работ и предприятия, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Срок исчисления обязательных работ осуществляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения (отбывания) обязательных работ, равно, вероятно, как и предоставление каникул студенту очной формы обучения, хотя в законе о последнем ничего не говорится. Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стажи.

Обязательные работы - основное наказание. Как основное наказание оно может быть назначено судом:

В случаях, когда оно самостоятельно или в альтернативе с другими мерами наказаний предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК;
- в случае назначения их как более мягкого наказания по ст. 64 УК за преступление;
- санкция статьи, которой оно предусмотрено, не содержит обязательных работ;
- при вердикте присяжных заседателей о снисхождении - ст. 65 УК;
- в порядке замены штрафа, назначенного лицу как основное наказание, в случае злостного уклонения лица от его отбывания (ст. 46 УК РФ);
- в случае применения судом обязательных работ в порядке надзора или кассации вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения к лишению свободы.

Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Содержание обязательных работ устанавливается в соответствии с общественными потребностями конкретной административно-территориальной единицы. Как правило, это должны быть работы по благоустройству, ремонтные работы, сельскохозяйственный труд, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.

Обязательные работы в силу специфики своего уголовно-правового содержания не могут назначаться:

Лицам, признанным инвалидами первой группы;
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае признания осужденного, уже в момент отбывания им обязательных работ, инвалидом первой группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

Порядок отбывания наказания в виде обязательных работ подробно регламентирован уголовно-исполнительным законодательством (ст. 25-30 УИК РФ). Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. К отбыванию наказания осужденный привлекается не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции, получив такое распоряжение, обязаны вести учет осужденных; разъяснять им порядок и условия отбывания наказания; согласовывать с органами местного самоуправления перечень предприятий, на которых осужденные будут отбывать обязательные работы; вести суммарный учет отработанного осужденными времени. Формой учета проработанного осужденным времени является табель, который помесячно, с отражением конкретного количества часов, отработанных каждым осужденным в день, ведется представителем администрации, осуществляющим непосредственное руководство осужденными к обязательным работам.

Осужденные к обязательным работам должны, в свою очередь, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которые они направлены на работу; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них предприятиях и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Оплата труда осужденных производится в соответствии с нормами и расценками, существующими в народном хозяйстве, повременно или сдельно. Использование сдельной системы оплаты труда не исключает при этом обязанность осужденного отработать положенное количество часов.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, а также уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных ими часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция должна вынести осужденному письменное предупреждение о возможной замене обязательных работ другим наказанием. Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ при злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ это могут быть ограничение свободы, арест или лишение свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается, согласно ст. 30 УИК РФ, осужденный:

1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (имеется в виду оставление места жительства без уважительных причин и уведомления об этом уголовно-исполнительной инспекции).

Под нарушением трудовой дисциплины принято в данном случае понимать: появление на работе в нетрезвом состоянии; самовольное прерывание работы; досрочное оставление места работы в течение рабочего времени; умышленное невыполнение норм и производственных заданий, нарушение правил по технике безопасности; нарушение общественного порядка в период работы и т.д.

Под уважительными причинами невыхода на обязательные работы понимаются объективные обстоятельства, препятствующие началу выполнения осужденным обязательных работ в конкретный день и час. Это, в частности, могут быть как обстоятельства личного, семейного характера, так и обстоятельства, связанные с состоянием здоровья.

Сроки обязательных работ

Срок обязательных работ исчисляется в часах (ч. 1 ст. 72 УК РФ), в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, выполняя определенный ему вид работы.

Время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается осужденному в срок обязательных работ из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 72 УК РФ). При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров восемь часов обязательных работ соответствуют одному дню лишения свободы (ч. 1 ст. 71 УК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день, а для несовершеннолетних - от 40 до 160 часов и отбываются ими не свыше двух часов в день - для лиц в возрасте до 15 лет, не свыше трех часов в день - для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (ч. 3 ст. 88 УК РФ). При этом такой режим работы устанавливается только в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе (в период отпуска по основному месту работы, учебных каникул).

В рабочие дни отбывание наказания в виде обязательных работ осуществляется после окончания основной работы, службы или учебы осужденного и не должно превышать двух часов. С согласия (по просьбе) осужденного это время может быть продлено до четырех часов в день, но не более. Время следования осужденного к месту отбывания обязательных работ и обратно в срок обязательных работ не засчитывается.

При суммарном учете время обязательных работ в течение недели, как правило, не может составлять менее 12 часов. Вместе с тем при наличии уважительных причин УИИ вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Уважительными причинами считаются отсутствие необходимого объема работ, болезнь осужденного, семейные обстоятельства и т.д. При этом суммарное время, отработанное осужденным за более длительный период (месяц), в расчете на одну неделю не должно быть менее установленного.

Комментируемая статья не регламентирует порядок организации и ведения учета времени, отработанного осужденным к обязательным работам, поскольку это не является предметом законодательного регулирования. Однако данный вопрос является принципиальным для оценки исполнения назначенного судом наказания. Наказание будет считаться исполненным, если суммарное время, отработанное осужденным на обязательных работах, соответствует количеству часов, установленных приговором (определением или постановлением) суда. Поэтому введение в действие наказания в виде обязательных работ потребует разработки нормативного правового акта, содержащего четкую регламентацию порядка ведения суммарного учета времени отбывания наказания осужденными к обязательным работам и осуществления контроля за этим процессом.

В рабочие дни обязательные работы осужденных могут быть организованы в утреннее (до основной работы, учебы) и вечернее время (после основной работы, учебы). Кроме того, из содержания комментируемой статьи следует, что для обеспечения двенадцатичасового рабочего времени в неделю организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, должны предоставлять работу осужденным и в выходные дни. В этом заключается специфика обязательных работ, которая потребует перевода личного состава УИИ на двухсменный режим работы, а также организации ими контроля за отбыванием осужденными обязательных работ в выходные дни.

Приказ обязательных работах

Обязательные работы относятся к основным видам наказания. Они установлены ст. 45 и 49 УК РФ. Их исполнение регламентировано гл. 4 УИК РФ (ст. 25 - 30). Исполнение обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного (ч. 4 ст. 16 УИК РФ). Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Объекты, на которых выполняются обязательные работы, - это предприятия, количество и расположение которых, численность осужденных к обязательным работам, направляемых на конкретные предприятия, характер труда определяются местными администрациями с учетом мнения уголовно-исполнительных инспекций.

Непосредственно порядок трудового использования осужденных (рабочее место, характер труда, время работы) определяет работодатель, но по согласованию с УИИ, которая обязана контролировать (в том числе путем посещения ее сотрудниками соответствующих объектов) отбывание ими наказания.

Осужденный к обязательным работам обязан:

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;
- добросовестно относиться к труду;
- работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;
- ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

Осужденные не являются штатными работниками предприятия, не состоят с предприятием в трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, они не имеют права на ежегодный отпуск, но в той мере, в какой это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать установленному на предприятии порядку. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 26 УИК РФ).

Таким образом, с осужденным к обязательным работам не надо заключать трудовой договор, он не является работником организации, но его надо ознакомить с Правилами внутреннего трудового распорядка, следить за их соблюдением. Также необходимо отмечать отработанные осужденным часы. На администрацию организации возлагаются контроль за выполнением осужденными обязательных работ и уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Замена обязательных работ

При замене обязательных работ другими видами наказания отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи. Например, осужденный будет приговорен (обязательные работы в настоящий момент в качестве наказания не применяются) к ста двадцати часам обязательных работ, из которых сорок часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. При его задержании, которое может продолжаться сорок восемь часов и по решению суда может быть продлено до тридцати суток (ч. 2 ст. 30 УИК), оставшиеся восемьдесят часов ему могут быть заменены лишением свободы из расчета соответствия одного дня лишения свободы восьми часам обязательных работ, т.е. они могут быть заменены десятью днями лишения свободы (120: 8 - 40: 8 = 10).

Злостность уклонения от исполнения обязательных работ определена в ч. 1 ст. 30 УИК. В отличие от штрафа, за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 29 УИК).

Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Категории таких лиц значительно сужены по сравнению с прежней редакцией этой части статьи. В эти категории перестали входить инвалиды II группы. Вместе с тем в ч. 3 ст. 26 УИК указывается, что, если осужденный признается инвалидом I или II группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Представляется, что, исходя из этого обстоятельства, суды не должны назначать обязательные работы лицам, у которых на момент постановления приговора установлена II группа инвалидности.

В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания.

Представляется, что в этих случаях возможно и освобождение женщины от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК).

Документы при обязательных работах

В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.

В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания.

В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного.

При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.

При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Оформление обязательных работ

Как и обычному работнику, трудоустраиваете на безвозмездной основе, ведется табель отработанных часов, по окончании утверждается организацией, и подается в исполнительный орган. Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова. Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают.

Из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны, возмездность трудового договора, а обязательные работы - это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

А) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Применение обязательных работ

Отсутствие императивной нормы о явке осужденных. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что нормы УИК РФ не устанавливают для осужденного обязанности явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ (как это предусмотрено п. «а» ч. 1 ст. 46 УИК РФ для исправительных работ) и не определяют предельный срок явки.

На практике имеют место случаи, когда осужденный является для отбывания наказания значительно позднее установленного ч. 2 ст. 25 УИК РФ срока (что, несомненно, затягивает и усложняет исполнение приговоров), либо его фактически приводят «под руки» сотрудники уголовно-исполнительной инспекции.

В этой связи считаем необходимым внести изменения в ст. 29 УИК РФ - закрепить обязанность осужденного явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ в пятидневный срок после получения предписания уголовно-исполнительной инспекции.

Неясность с назначением наказания лицам, не имеющим постоянных занятий. Остается дискуссионным вопрос о возможности назначения наказания в виде обязательных работ осужденному, не имеющему ни постоянного места работы, ни постоянного места учебы. Если исходить из буквального толкования ч. 1 ст. 49 УК РФ, обязательные работы назначаются лицам, имеющим основное место работы или учебы, поскольку заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вместе с тем на практике все чаще данный вид наказания назначается лицам, не имеющим определенных занятий. Так, по приговору Можгинского городского суда осужденным А. и С. назначено наказание в виде обязательных работ. При этом А. являлся безработным, а С. имел постоянное место работы.

Возможность назначения обязательных работ лицам, не имеющим постоянных занятий определенного рода (работа, учеба), правоприменители объясняют трудностями исполнения наказания в виде исправительных работ (которые должны назначаться в данном случае), а также отсутствием в законе прямого запрета на возможность применения обязательных работ к указанной категории осужденных.

В сложившихся обстоятельствах такое решения представляется вполне оправданным.

Тем не менее в целях формирования на практике единого подхода к назначению наказания в виде обязательных работ имеет смысл дополнить ч. 1 ст. 49 УК РФ положениями о возможности назначения данного наказания лицам, не имеющим определенного рода занятий. При рассмотрении вопроса, включается ли труд в содержание обязательных работ, автор отмечает, что сам труд, как результативное социально-полезное взаимодействие человека с природой, в современных условиях едва ли можно рассматривать как наказание (кару), хотя теоретически его можно сделать таковым (например, наделив его свойствами «каторжного»). Однако в условиях развития современного общества это невозможно и не нужно. Рассмотрение же труда в качестве элемента содержания наказания (в том числе и обязательных работ) с неизбежностью будет приводить к необходимости наделения его карательными свойствами. Изложенное приводит к выводу, что сам труд лиц, осужденных к обязательным работам, не является ни самостоятельным наказанием, ни каким-либо из его элементов, то есть не входит в его содержание.

В этой связи очевидно, что кара состоит не в самом труде, а в его условиях. Под ними нужно понимать совокупность социально-правовых и производственных факторов, в которых осуществляет свою деятельность работающий. Анализ норм УК РФ показывает, что осужденный к обязательным работам лишается такого конституционного права, как право на своевременное и справедливое вознаграждение за труд. Он также ограничивается в конституционном и трудовом праве на отдых. Данные лишения и ограничения являются непосредственно направленными на причинение ему психических страданий, переживаний, выступают карой и тем самым относятся к содержанию этого наказания. Соответственно, можно утверждать, что уголовно-правовая кара кроется в вышеперечисленных социально-правовых факторах условий труда осужденных. Третьим и основным карательным элементом, входящим в содержание обязательных работ, является, по мнению диссертанта, ограничение личной свободы осужденного, лишение его свободного времени, то есть возможности распоряжаться своим временем по своему усмотрению, располагать своими контактами, как элементов права на свободу «самоопределения», поскольку наиболее серьезные психологические страдания, переживания в ходе отбывания обязательных работ будут причиняться именно этими ограничениями.

Осужденные к обязательным работам будут ограничиваться также и в праве на свободу труда. Но ограничение в данном праве следует относить не к содержанию наказания в виде обязательных работ, а к его форме, поскольку оно, прежде всего, вызвано необходимостью принудительного (независимого от воли осужденного) отбывания данного наказания. Принуждение к труду обусловлено потребностью удержания осужденного в условиях осуществления карательного воздействия (поскольку труд является здесь средством приведения в действие карательных элементов). Само по себе оно не призвано позорить осужденного с целью порождения психических страданий, хотя не исключено, что некоторыми осужденными и обычными гражданами такое принуждение может восприниматься как позорящее. Однако это принуждение - второго (обеспечительного) уровня, не порожденное желанием целенаправленного причинения осужденному страдания. Следовательно, оно не является карательным элементом наказания и не может относиться к содержанию обязательных работ.

Имманентным свойством обязательных работ как наказания является и сам факт осуждения преступника, так как оно, будучи неотъемлемым свойством уголовной ответственности, выражает отрицательную оценку виновного и его деяния, имея цель вызвать у него определенные нравственные переживания. «Материальными носителями» такого осуждения, в свою очередь, выступают указанные выше ограничения, входящие в содержание обязательных работ.

В итоге автор приходит к выводу, что качественную сторону содержания обязательных работ составляют ограничение в праве на свободу «самоопределения», в праве на отдых и лишение права на вознаграждение за труд, а количественная сторона этого наказания заключается в продолжительности работ. Труд же, как средство исправления, по своей правовой природе является иной некарательной исправительной мерой, не связанной с исследуемым наказанием и не входящей в его содержание. Он лишь соединяется с наказанием (карой), которая в данном случае заключается в ряде его условий. Причем это соединение имеет определенную специфику, прежде всего заключающуюся в его неразрывном характере. Ведь существование наказания в виде обязательных работ невозможно без привлечения осужденных к труду. Эта неразрывность вытекает и из того, что сам труд (точнее, его выполнение) выступает, помимо всего прочего, в роли некоего «механизма», приводящего в действие карательные элементы обязательных работ. В данном параграфе дополнительно аргументируется высказанное в литературе суждение о необходимости увеличения в уголовном законодательстве общего срока обязательных работ до 480-500 часов.

В параграфе втором «Специфика целей обязательных работ и их соотношение с иными уголовно-правовыми мерами» автор исходит из того, что цели наказания можно рассматривать на нескольких уровнях (в нескольких аспектах): общесоциальном, юридическом и индивидуально-психологическом. В качестве юридических целей законодатель прямо указал, в частности, на исправление и превенцию (общую и специальную). Здесь диссертант придерживается позиции, согласно которой исправление является самостоятельной целью (не поглощается частной превенцией и не поглощает ее) и сводится к такому воздействию на осужденного, которое изменяет поведение, взгляды, привычки осужденного и влечет сознательное и добровольное соблюдение им, как минимум, элементарных норм и правил человеческого общежития. Применительно к наказанию в виде обязательных работ специфика заключается в том, что достижение цели исправления должно происходить как путем воздействия на осужденного карательных элементов, так и путем воздействия такой некарательной исправительной меры, как труд, соединяемой с наказанием (карой) для более успешного достижения данной цели.

Что касается частнопревентивной цели наказания, то специфика обязательных работ проявляется, во-первых, в том, что имеющиеся карательные правоограничения, присущие этому наказанию, способны оказать довольно серьезное устрашающее воздействие на многих осужденных к этой мере. Во-вторых, данное наказание способствует созданию условий, ограничивающих возможность совершения осужденными иных преступлений. Применительно к цели общей превенции можно отметить, что обязательные работы способны оказывать известное устрашающее воздействие на иных неустойчивых лиц, которые, в отличие от закрытого для общества исполнения лишения свободы, будут иметь возможность непосредственно наблюдать за ходом отбывания данного наказания конкретными осужденными.

Анализ положений действующего законодательства и имеющихся научных позиций относительно цели восстановления социальной справедливости приводит к выводу, что более удачным и обоснованным будет не закрепление ее в качестве одной из юридических целей наравне с ранее указанными, а рассмотрение ее в качестве общесоциальной цели наказания (цели-идеала). На уровне воздействия на психическое состояние отдельного осужденного (индивидуально-психологическом уровне) обязательные работы имеют цель принуждения посредством лишений к нравственным, психическим страданиям, переживаниям (то есть кары), без достижения которой невозможно, соответственно, достижение и юридических, и общесоциальной целей.

Анализируя отличие обязательных работ от иных сходных уголовно-правовых мер, автор приходит к выводу, что действующее законодательство не позволяет установить каких-либо принципиальных отличий между исправительными и обязательными работами, явно препятствующих их объединению в качестве двух подвидов одного вида наказания. Определяющее же отличие обязательных работ от юридической обязанности по выполнению бесплатных общественно-полезных работ, порой, возлагаемых в рамках ч. 5 ст. 73 УК РФ, заключается в меньшей количественной характеристике ее содержания и в исключительно исправительных целях последней.

Нарушение обязательных работ

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

А) более 2 раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более 2 раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами. Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения. Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ федеральными законами, по-новому определяют сущность данного вида наказания. Если ранее исправительные работы назначались, как правило, трудоустроенным осужденным и отбывались по основному месту работы осужденного, которыми могли быть организации любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной), то сейчас указанный вид наказания применяется только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определены в ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Неисполнение обязанностей администрацией влечет ответственность ее руководителей в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную (ст. 315 УК РФ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Исправительные работы не назначаются тем же категориям граждан, что и обязательные работы.

Порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных работ определены гл. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Началом срока является день выхода осужденного на работу.

На уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России № 38 возложены различные обязанности.

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством (ст. 138 ТК РФ) общий размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски по возмещению ущерба и др.) не может превышать 70%.

Удержания не производятся:

А) из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения;
б) выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице;
в) ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ: осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову; из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда; в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке; осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы; осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Одним из важных условий отбывания указанного вида наказания является правильное исчисление его срока. Оно осуществляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Поэтому в каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. В связи с этим фактический календарный срок отбывания исправительных работ, как правило, превышает назначенный судом срок наказания.

В срок наказания не засчитываются:

Время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам;
- время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
- время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Особенностью исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, заключается в том, что он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов, дней.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до 2 раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

А) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета 1 день ограничения свободы за 1 день исправительных работ, 1 день ареста за 2 дня исправительных работ или 1 день лишения свободы за 2 дня исправительных работ.

Таким образом, поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральными законами № 161-ФЗ, № 162-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах.

Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.

За все неправомерные действия когда-нибудь придется отвечать в той или иной степени. Изучая виды ответственности, можно заметить, что более мягкие из них применяются чаще, чем самые жесткие. Обязательные работы являются и также имеют популярность в спектре судебных решений.

Общая информация об обязательных работах как виде уголовного наказания

Обязательных работ в качестве уголовного наказания не было в советском Уголовном кодексе, это веяние нового времени. Главным образом легкую меру наказания за не тяжкие преступления сформировало гуманное общество. О человеке заботятся всеми возможными способами, в том числе повышая эффективность наказаний, уменьшая их строгость в разумной степени.

Пройдя сложный путь от введения в 1996 году до начала применения в 2005, обязательные работы заняли свое место в структуре судебных наказаний. Сейчас, если есть возможность не изолировать человека от общества, то его, скорее всего, накажут , « » или каким-либо видом работ.

Давайте поговорим про характеристику и признаки обязательных работ как вида уголовных наказаний.

Понятие и признаки

Охарактеризовать обязательные работы можно следующим образом – труд осужденного в свободное от работы/учебы время на благо общества. Вид труда определяют местные органы самоуправления совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции.

Идентифицирующие наказание черты:

  • Обязательный характер (гарантируется государственным принуждением);
  • Осужденный не в праве сам выбрать вид работ, их могут только назначить;
  • Непрестижность работ;
  • Их общедоступность (чтобы можно было выполнить людям без соответствующей подготовки);
  • Выполнение отдельно от рабочего времени (одно из основных отличий от наказания в виде обязательных от );
  • Преступивший закон утрачивает право на отдых и на оплату труда на время исполнения наказания (дополнительное отличие от исправительных работ заключается в том, что отбывающий наказание не выплачивает никаких средств, как в первом случае – при исправительных работах из заработной платы удерживается определенный процент);
  • Наказание может быть исполнено только в районе проживания осужденного.

Эффективность наказания обеспечивает моральное давление. Например, выполняя не самую престижную работу рядом со своим домом, осужденный будет бояться быть замеченным. Неприятные ощущения и негативные эмоции в какой-то мере могут гарантировать отсутствие желания повторять преступление, за которое он был наказан.

Про срок обязательных работ согласно уголовному законодательству читайте далее.

Более подробно о том, что такое обязательные работы как вид уголовного наказания, расскажет специалист в следующем видео:

Сроки

Временные границы обязательных работ установлены законом – не менее 60 часов, не более 480 часов. При этом осужденный не может трудиться на благо общества по принуждению более четырех часов в день. Данный аспект также усиливает влияние обязательных работ – даже самый короткий срок наказания растягивается на несколько дней.

О том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, и кому оно назначается, расскажем далее.

Кому назначаются и кто исполняет?

Главное условие для назначения наказания – способность к труду. Обязательными работами не могут быть наказаны:

  • Инвалиды 1 группы;
  • Беременные женщины;
  • Мамы с грудными детьми (до трех лет);
  • Призывники, находящиеся на службе;
  • Контрактники в звании рядового и сержанта, если они находятся на службе.

Исполнительный орган в данном случае – уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Она не только участвует в назначении наказания, но и следит за правильностью его реализации.

Обязательные работы выступают только как центральное наказание статьями УК РФ. Например, оно предусмотрено несколькими статьями:

  • 169 УК РФ – суть статьи: – до 480 часов обязательных работ.
  • 118 УК РФ – суть статьи: – до 480 часов;
  • 307 УК РФ – суть статьи: дача заведомо ложных показаний, обман экспертом, специалистом или неверный перевод – до 480 часов.

О том, за какие злодеяния придется работать бесплатно, расскажет видеосюжет ниже:

Виды труда

Стандартного перечня работ подходящих для исполнения данного наказания нет. Органы местной власти назначают осужденного на достаточно простую и общественно полезную работу. Здесь не потребуется знание технологий, достаточно просто быть в пригодной для деятельности физической форме.

Про порядок исполнения наказания в виде обязательных работ отбывающим его осужденным читайте ниже.

Порядок исполнения

После вынесения решения суда, назначения вида общественных работ осужденный должен приступить к их выполнению ровно до шестнадцатого дня со времени прибытия в уголовно-исполнительную инспекцию документации в виде копии соответствующего решения суда.

Что будет в случае злостного уклонения?

Существует два варианта наказания за злостное уклонение от выполнения наказания.

Соответствующие поправки, внесенные 65-ФЗ, и введенные в действие 01.01.2013, предусматривали введение обязательных работ также в сферу административного права.

Понятие. За что назначают?

Обязательные работы, что это такое? Исполнение наказания в виде обязательных работ это вид наказания за совершенный проступок.

Статьей 3.13 КоАП указаны три отличия административных обязательных работ:

  • это полезные работы;
  • их выполняют только официально занятые граждане в свободное время;
  • работы выполняются безвозмездно.

Обязательные работы являются видом наказания по статьям КоАП:

  • 20.2. – за нарушения при массовых мероприятиях;
  • 20.18. – за блокирование пользования транспортными средствами;
  • 20.2.2. – в случае, если при скоплении людей произошли нарушения порядка.

Указанные статьи КоАП были рассмотрены Конституционным Судом.

В Постановлении КС РФ 4-П от 14.02.2013 отмечается, что назначение обязательных работ по перечисленным статьям допустимо, если был принесен реальных ущерб чьему-либо здоровью, имуществу .

При отсутствии вредных последствий его применение противоречит статьям 1, 19, 37, 55 Конституции РФ.

Согласно ст. КоАП 20.25 административное наказание, в виде обязательных работ применяется также за невыполнение иных административных наказаний — неуплату штрафа, ареста.

В отличие от наказания за нарушения при различного рода собраниях и протестах граждан (это довольно редкое в обычное время явление), санкции по данной статье могут применяться широко и повсеместно.

Статья КоАП РФ 3.13. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды

Виды обязательных работ определяются муниципальными властями по согласованию с региональным филиалом ССП.

Например, администрацией города Усинск в республике Коми установлены такие их виды:

Выполнять эти работы нарушители должны как на муниципальных коммунальных предприятиях, так и в частных организациях-подрядчиках городских служб. Обязательные работы заключаются, как правило, в благоустройстве города.

Обязательные работы устанавливаются исключительно судьей.

Кто исполняет наказание в виде обязательных работ? Обязательные работы могут назначаться следующими категориями нарушителей:

  • лицам, уклоняющимся от уплаты штрафа, ареста;
  • организаторам или руководителям массовых мероприятий;
  • участникам массовых мероприятий, если они лично нарушили порядок их проведения;
  • мешали движению пешеходов, их доступу к транспорту, жилью, социальным объектам, угрозу соблюдению техники безопасности;
  • нанесли вред зеленым насаждениям.

Обязательные работы назначаются на срок до 200 часов (срок обязательных работ не может превышать это количество часов), эта мера наказания применяется, если перечисленные действия производились в пограничной зоне, недалеко от резиденций Президента РФ, судов, исправительных учреждений; причинен ущерб здоровью и имуществу людей.

Обязательные работы не назначаются к следующим категориям людей:


Обязательные работы могут применяться к несовершеннолетним. Обязательные работы для несовершеннолетних назначаются на срок от 40 до 60 часов.

Дневная норма по возрастам:

  • 14 — 15 лет – два часа;
  • 15 — 16 лет – три часа;
  • свыше 16 лет – 4 часа.

Порядок и условия исполнения

Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ таков — правонарушитель, наказанный обязательными работами, привлекается к их выполнению приставом-исполнителем не позже 10 суток после их назначения.

Приставы занимаются учетом наказанных таким образом лиц, отработанного времени, согласовывают с местными органами их направление в конкретные организации и отбывание ими работ.

Организации, куда отбывающие наказание лица направлены, учитывают их явку на работу, ведут контроль за ее выполнением, количество отработанного времени.

Наказанные обязаны выполнять указания пристава, руководителей организаций, куда они направлены, сообщать о перемене своего места жительства.

Сроки

Время привлечения к обязательным работам в рабочие дни не более 2 часов (с согласия отбывающего наказание – 4 часов), не больше 4 часов в нерабочие дни. На какой срок назначаются обязательные работы? Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 200 часов.

В неделю наказанное лицо должно отработать не меньше двенадцати часов. Пристав может разрешить отработать меньшее время, если наказанный предъявит уважительные причины.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

Если наказанное лицо находится в период отбывания данных работ в очередном отпуске, на каникулах, это не влияет на срок обязательных работ.

Уклонение от их выполнения (неявка, отказ) в случае неоднократности рассматривается как самостоятельное правонарушение по ст. КоАП 20.25 . На основании соответствующего документа от организации, где нарушитель отбывал наказание, пристав оформляет протокол.

Судья на основании этого протокола может наложить на виновного штраф от 150 до 300 тысяч р., арестовать его до 15 суток .

Случаи применения

Работающий пенсионер при прохождении обязательных работ решил уволиться по основному месту трудоустройства. В этом случае отпал один из главных признаков данного наказания – труд в свободное от оплачиваемой работы время. Принуждать пенсионера далее к обязательным работам нет оснований.

Студент, наказанный обязательными работами, защитил диплом (или отчислен из вуза). По смыслу закона он утрачивает возможность выполнять обязательные работы.

Заключение

Выполнение требований сначала УК, затем КоАП о введении наказания такого вида неоднократно откладывалось из-за отсутствия базы на местах. Сейчас в большинстве регионов такая база создана. Но ряд вопросов законодательно не решен.

Неясно, как поступить, если в ходе обязательных работ человек получил травму, профессиональное заболевание. Медицинского и социального страхования в подобном случае не предусмотрено, так как трудовой договор не заключается.

Также, проблемы обязательных работ в России в том, что не учтены и интересы ССП: никакой материальной заинтересованности приставов, курирующих обязательные работы, не просматривается при очевидном увеличении их нагрузки.

Этот вид наказания очень сомнителен с точки зрения Конституции РФ, международного права, Трудового кодекса. Можно предположить, что наши законодатели работают над устранением данных коллизий.

Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

Определение

Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

  • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
  • направлены на принесение пользы общественности;
  • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
  • принудительный характер;
  • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

Порядок исполнения

Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

  • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
  • соблюдение дисциплинарных норм;
  • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
  • отработка всего времени, определенного судом;
  • предупреждение о смене места жительства.

В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

Виды работ

Места и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. Сфера деятельности может постоянно меняться, поэтому осужденных ждут задания, не требующие квалификации, особенных знаний и умений. Перечень обязательных работ устанавливается муниципальными властями. Как правило, это мероприятия по благоустройству города. Это могут быть следующие виды деятельности:

  • озеленение;
  • подсобные и погрузочные работы;
  • ремонтные работы (покраска бордюров, замена табличек на домах);
  • уборка улиц или помещений.

Осужденный может отбывать наказание как в муниципальной, так и в частной организации городской службы. Виды работ назначаются в соответствии с физическими способностями правонарушителя, его возрастом и состоянием здоровья.

Время работ

Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

  • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
  • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
  • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
  • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

  • 14–15 лет – не более двух часов;
  • 15–16 лет – до трех часов;
  • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.

Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

Отклонение от работ

Далеко не все осужденные раскаиваются в совершенных деяниях. Есть и такие, кто безответственно уклоняется от обязанностей. В случае неявки и отказа работать организация, где отбывал наказание гражданин, составляет протокол о нарушении. Такое деяние расценивается как отдельное административное правонарушение и грозит нарушителю арестом до пятнадцати суток или штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

В случае злостного уклонения от исполнения работ наказание заменяется принудительными работами или тюремным заключением. К таковым относятся нарушители, которые совершили следующие действия:

  • скрылись, чтобы избежать наказания;
  • более двух раз в течение месяца не являлись на работы;
  • неоднократно нарушали трудовую дисциплину.

Срок наказания при этом остается изначальным, с учетом отработанного времени. Восемь часов обязательных работ приравниваются к одному дню лишения свободы или исправительных работ.

Подобный вид занятости не предполагает заработной платы, медицинской страховки, заведения трудовой книжки. Более того, отработанный период не идет в стаж осужденного. Цель подобной меры пресечения заключается не просто в физическом наказании в виде обязательного труда. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и становлению нарушителя «на путь истинный» с пользой для себя и окружающего общества.