В КАКИХ СЛУЧАЯХ УЧАСТНИК

МОЖЕТ ОБЖАЛОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА

Участник закупки может обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

Причинами обжалования действий заказчика могут, например, являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее — СРО) о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств СРО недостоверны.

При обращении в суд необходимо учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

СПОСОБЫ ОБЖАЛОВАНИЯ УЧАСТНИКОМ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Закон N 44-ФЗ предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

— контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. В частности, они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

———————————

<*> Целесообразно подать жалобу не позднее дня, предшествующего дате заключения контракта. Закон N 44-ФЗ не конкретизирует, что считать моментом заключения контракта при определении срока обжалования. Если жалоба подана в день заключения контракта, данный срок может быть признан нарушенным (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2016 N Ф05-19866/2015 по делу N А40-26029/15).

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

СИТУАЦИЯ: Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока?

Ответ: Нет, не правомерен. Однако в судебной практике есть примеры иного подхода в ситуациях, когда жалоба поступила в контрольный орган после заключения контракта.

Обоснование: Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит правил исчисления сроков, но при этом основывается среди прочего на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24:00 последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Следовательно, жалобы, направленные по почте в установленный срок, не должны быть возвращены без рассмотрения из-за того, что нарушены сроки обжалования.

Рекомендация. Целесообразно направлять жалобу почтой заблаговременно, чтобы к моменту ее поступления в контрольный орган не истек установленный в Законе N 44-ФЗ срок обжалования действий (бездействия) заказчика. Такие действия участника исключат риск того, что контрольный орган в случае признания жалобы обоснованной не сможет применить некоторые из своих полномочий. Например, если жалоба поступает после заключения контракта, невозможно выдать предписание об аннулировании процедуры определения поставщика или приостановить процедуру заключения контракта.

Практика по данному вопросу неоднородна. Существуют примеры, когда при аналогичных обстоятельствах суды, основываясь на положениях Гражданского кодекса РФ, признают жалобы поданными в срок. ФАС России придерживается такой же позиции (Письмо от 29.12.2015 N ИА/76070/15).

В ряде случаев суды считают возврат жалоб, направленных почтой в установленный срок, но поступивших в контрольный орган после заключения контракта, правомерным. При этом суды указывают, что определяющее значение имеет наличие у контрольного органа возможности совершить действия по приостановлению процедуры заключения контракта до рассмотрения жалобы, поэтому датой ее подачи следует считать дату поступления в такой орган.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ФАС РОССИИ

(ИНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН) НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА.

УЧАСТИЕ В РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика >>>

3.2. Жалоба участника на действия заказчика >>>

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика >>>

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган >>>

3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы >>>

Выбор контрольного органа,

в который участник подает жалобу на действия заказчика

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, по общему правилу являются:

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

— муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

— нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

— федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении N 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее — Регламент ФАС России).

Получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) также можно, воспользовавшись функционалом официального сайта http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к обоснованию включенной в план-график начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Жалоба участника на действия заказчика

См. в контрольный орган на действия (бездействие) заказчика.

В контрольный орган жалоба подается исключительно в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В качестве доводов в ней необходимо сослаться на документы (например, протоколы) или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Можно ли участнику подать на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок, одну жалобу?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки. Это следует из п. 3 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба, которая не соответствует установленным требованиям, возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения (п. 1 ч. 11 ст. 105 названного Закона).

Правоприменительная практика: Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письма от 13.08.2015 N Д28и-2449 и от 29.07.2015 N Д28и-2221). В судебной практике также есть ряд примеров применения данного подхода (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2015 N Ф10-857/2015 по делу N А36-3388/2014, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 09АП-39642/2014 по делу N А40-72201/14).

Внимание! Если заказчик совершил неправомерные действия при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой из них. В противном случае жалоба будет возвращена, а возможность подать ее вновь может быть утрачена в связи с истечением срока обжалования.

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.26 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.29 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика,

поданной участником в контрольный орган

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Порядок оформления отзыва Законом N 44-ФЗ не урегулирован. На практике, для того чтобы отозвать жалобу, нужно написать заявление.

Внимание! В случае отзыва жалобы участник не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

3.5. Возможные действия участника

в зависимости от результатов рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.33 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.34 Регламента ФАС России).

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА В СУДЕ

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Такой вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме . В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Рекомендация. Целесообразно вместе с заявлением подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

Внимание! До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

  1. СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ.

Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока? >>>

Можно ли участнику подать на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок, одну жалобу? >>>

  1. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ.

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА УЧАСТНИКОМ

Сентябрь 30, 2016

При проведении государственных закупок иногда требуется подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ. Подробно о том, как происходит подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ, как подготовить такую жалобу и куда ее необходимо подавать, мы рассказали в нашей статье . В настоящем материале мы расскажем о том, как происходит рассмотрение жалобы по закупкам в ФАС.

В своей работе контрольный орган должен руководствоваться регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ. Данный документ утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. Регламент носит название – «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы». Согласно указанному документу при поступлении жалобы контрольный орган должен совершить следующие действия.

  1. Размещение в ЕИС информации о поступлении жалобы и о ее содержании (исключение – выбор поставщика, подрядчика через закрытые способы, например, закрытый аукцион, закрытый конкурс – в этом случае информация по жалобе в ЕИС не размещается). Уведомление о жалобе направляется следующим лицам: лицу, которое подало жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу или комиссии, на действиях которых подается жалоба. В данном уведомлении указываются данные о ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения. Такие действия ФАС должен совершить в течение 2 рабочих дней с момента получения жалобы.
  2. Возражение на жалобу. Если права и интересы каких-либо лиц затронуты жалобой, то они имеют право – направить возражение на жалобу, а также присутствовать при ее рассмотрении. Возражение должно быть направлено в ФАС не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы. В возражении должны быть отражены следующие данные:
  • название, фирменное наименование (если есть), адрес место нахождения, почтовый адрес, номер телефона — для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, номер телефона – для граждан. Эта данные указываются в отношении лица, которое подало жалобу;
  • название, фирменное наименование, адрес место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для граждан. Указанные данные отражаются в отношении подателя возражений;
  • сведения по закупке, которая проводилась с нарушением и которую предстоит обжаловать. Про закупку ничего указывать не нужно, если жалоба была подана на действия/бездействия оператора электронной площадки, и жалоба связана с аккредитацией участника на этой площадке;
  • информация о тех действиях, которые обжалуются и возражения на доводы, приведенные в жалобе.
  1. Запрос необходимых документов и информации. В компетенции ФАС при рассмотрении жалоб находится направление запросов о предоставлении информации и документов – заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, контрактному управляющему и т.д. В обязанности заказчика и других лиц, чьи действия или бездействие обжалуются, входит предоставление в контрольный орган следующих документов:
  • документация о закупке;
  • заявки на участие в государственной закупке;
  • протоколы;
  • аудио- и видеозаписи;
  • другие документы и информация, которые были составлены в ходе определения поставщика, подрядчика или аккредитации желающих стать участниками закупок на электронной площадке.

У самого подателя жалобы контрольный орган не может запрашивать те документы, которые имеются в распоряжении государственных органов или муниципальных властей.

  1. Приостановление определение поставщика, подрядчика. ФАС может приостановить выбор поставщика, подрядчика в части подписания контракта. Данный вопрос приостанавливается до того, как жалоба будет рассмотрена по существу. В этом случае контрольный орган в сфере закупок должен направить требование о приостановлении выбора стороны контракта – заказчику, уполномоченному органу или другим лицам, проводящим закупку. Когда такое требование будет получено, контракт не может быть заключен, пока жалоба не будет рассмотрена.
  2. Рассмотрение жалобы и возражений по существу. 5 рабочих дней с момента поступления жалобы – столько времени у контрольного органа в сфере закупок есть, чтобы рассмотреть жалобу и возражения, а также направить уведомление о результатах рассмотрения жалобы – лицу, которое направило ее и лицам, которые предоставили возражения. При рассмотрении жалобы по существу вы можете не только лично присутствовать, но и направить своего представителя. Юрист по 44-ФЗ сможет оказать грамотную помощь в отстаивании ваших интересов.

Как податель жалобы может подтвердить свои полномочия для присутствия на заседании? Если вы подаете жалобу как гражданин или индивидуальный предприниматель, вам достаточно будет предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Руководителям компании необходимо будет предоставить – решение об избрании на должность, которая позволяет выступать от имени компании без доверенности. Для представителя необходимо наличие доверенности или другого документа, который подтверждает полномочия.

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок - и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

  • ФАС России;
  • Управления ФАС России по субъектам РФ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  • нарушения со стороны других участников закупки;
  • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом. Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Рассмотрение жалобы и решение

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).

Обжалование действий заказчика участником закупки. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Поводами для обжалования действий (бездействий) заказчика могут являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств саморегулируемой организации недостоверны.

При обращении в суд нужно учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок;

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

— контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. Они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок , а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Жалоба, поданная по истечении названных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

— муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

— нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

— федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это основывается на положениях ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к обоснованию включенной в план-график начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

В контрольный орган жалоба подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В качестве доводов необходимо сослаться на документы или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Данные документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.27 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.30 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.34 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.35 Регламента ФАС России).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов . Данный вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Вместе с заявлением участник вправе подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

До подачи заявления в суд истцу необходимо направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2019)

Статья 105. Порядок подачи жалобы

1. Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частями 4 и настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Участник закупки подает жалобу в письменной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;

5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки - юридического лица, включена в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд; (см. текст в предыдущей редакции)

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.