• 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль
  • 19.Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса рф.
  • 21.Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  • 22. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
  • 23. Порядок и условия исполнение наказания в виде штрафа.
  • 24. Порядок и условия исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
  • 25.Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ
  • 26.Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
  • 27. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • 28.Смертная казнь и проблемы ее исполнения.
  • 29.Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 30. Виды и характеристики исправительных учреждений для исполнения наказаний в виде лишения свободы.
  • 31. Порядок предоставления свиданий осужденным в иу.
  • 32.Телефонные разговоры осужденных в иу и порядок их предоставления.
  • 33.Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.
  • 34.Порядок переписки лиц, лишенных свободы.
  • 35. Понятие и основные функции режима в исправительном учреждении.
  • 36. Порядок и условия изменения вида исправительного учреждения.
  • 37. Меры поощрения и взыскания, применяемые к лицам, осужденным к лишению свободы.
  • 38. Характеристика условий содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах
  • 39.Порядок и условия отбывания наказания в тюрьмах.
  • 40. Порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях.
  • 41.Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима.
  • 42.Порядок и условия отбывания наказания в колониях строгого режима.
  • 43.Порядок и условия отбывания наказания в колониях особого режима.
  • 44. Порядок и условия отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в колониях особого режима.
  • 45.Особенности исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 47. Структура исправительной колонии.
  • 48. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы
  • 49. Воспитательная работа в местах лишения свободы
  • 50. Применение к осужденным мер медицинского характера
  • 51.Общая характеристика исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • 52. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания
  • 53. Особенности досрочного освобождения отдельных категорий осужденных.
  • 54.Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных или отбывших наказание
  • 55. Понятие и порядок принудительного взыскания суммы штрафа
  • 56.Порядок направления и приема осужденных в исправительные учреждения
  • 57. Порядок и условия амнистии и помилования лиц, отбывающих наказание.
  • 58. Предложения, заявления и жалобы осужденных, порядок их подачи и рассмотрения. (ст.15)
  • 59. Система и виды уголовных наказаний.
  • 60. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 61. Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 62. Отсрочка отбывания наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей.
  • 63. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с судом, правоохранительными органами, сми, религиозными конфессиями и общественными объединениями.
  • 64. Трёхступенчатая и четырёхступенчатая системы отбывания наказания в местах лишения свободы.
  • 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль

    Статья 21. Ведомственный контроль

    За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

    Дополнение:

    1. Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются министерствами внутренних дел, юстиции, обороны Российской Федерации исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ.

    2. Цель ведомственного контроля - изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Ведомственный контроль необходим для оказания своевременной помощи нуждающимся в ней подразделениям этих учреждений и органов. Повышение эффективности их деятельности, укрепление организованности и дисциплины в работе во многом достигаются путем преодоления обнаруженных в ходе ведомственного контроля недостатков.

    3. Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными, поскольку зависят от целей и условий его проведения. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям. Большое значение имеют личная проверка и контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня. К формам ведомственного контроля относится также проверка плановой и отчетной документации, различных донесений, обзоров, информационных справок, актов и т.п.

    Ведомственный контроль является мощным организационно - правовым средством обеспечения и укрепления законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.

    Статья 20. Судебный контроль

    1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

    3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.

    дополнение:

    1. Судебный контроль - очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права.

    2. В комментируемой статье (ч. 1) отмечается контроль, осуществляемый судами при рассмотрении дел об условно - досрочном освобождении от наказания или его замене, а также об изменении осужденному вида исправительного учреждения.

    Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки отбывания наказания или изменения осужденному вида исправительного учреждения, суд, учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного учреждения.

    При этом суд может с позиций требований закона объективно оценить состояние процессов исполнения и отбывания наказания в данном учреждении.

    3. В комментируемой статье (ч. 2) предусматривается право суда рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Располагая гарантированными правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами во все властные, управленческие, судебные, общественные и иные структурные подразделения государства, в том числе с жалобами на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание, так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону. В то же время администрация исправительных учреждений обязана проводить разъяснительную работу среди осужденных. Им разъясняется, что учреждения и вышестоящие органы управления уголовно - исполнительной системы располагают всеми возможностями и условиями для соблюдения порядка исполнения наказания в точном соответствии с требованиями законов и любое отклонение от этих требований может быть решено по месту отбывания наказания или вышестоящими органами управления. 4. Согласно положениям комментируемой статьи (ч. 3) учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания осужденными. Уведомление направляется за подписью начальника (должностного лица) того учреждения или органа, на которое возложено исполнение наказания. Такие уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни.

    Комментарий к статье 133
    1. В ВК действует углубленная система отбывания наказания, предусматривающая четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Отличительной чертой ВК являются льготные условия отбывания наказания. Объем прав осужденного постепенно увеличивается по мере приближения его к освобождению.
    Следует отметить, что условия отбывания наказания в ВК всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные. Это выражается не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации и общественных формирований. Данная специфика отражалась и на структуре аппарата управления ВК, в том числе и системе центрального аппарата: деятельностью ВК всегда руководило самостоятельное подразделение (отдел или управление), а руководитель этого подразделения в отдельные годы являлся даже заместителем начальника Главного управления мест заключения.

    2. Осужденные, содержащиеся в обычных условиях, проживают в общежитиях, им разрешается ежемесячно расходовать помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 5 МРОТ.
    Увеличено до восьми количество предоставляемых осужденным краткосрочных свиданий и до четырех — длительных свиданий.
    3. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 7 МРОТ.
    В облегченных условиях осужденные имеют право на 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных в течение года. По решению начальника ВК длительные свидания могут проходить за пределами ВК.
    4. Осужденные, содержащиеся в льготных условиях, могут проживать как в пределах ВК, так и за ее пределами. В пределах ВК осужденные проживают в общежитиях. Им разрешено тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах ВК средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Также без ограничения они могут иметь краткосрочные свидания. Кроме того, им предоставляется шесть длительных свиданий в течение года с возможностью проживания за пределами ВК.
    Закон предусматривает возможность проживания осужденных, переведенных в льготные условия, в общежитиях за пределами ВК. При этом они могут носить гражданскую одежду и иметь при себе деньги. Однако в силу отсутствия в ВК необходимых помещений и финансовых средств на их строительство, данная весьма прогрессивная норма закона остается на сегодняшний день практически нереализованной.
    Законодатель не уточняет, проживают ли осужденные, содержащиеся в льготных условиях, в общежитиях совместно с другими осужденными либо отдельно от них. Как правило, такие осужденные проживают совместно с другими осужденными.
    5. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, более других осужденных ограничены в свободе передвижения, возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий с родственниками, т.е. в наиболее значимых для них ценностях. Несовершеннолетние в отличие от осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в ИК, содержатся в изолированных жилых помещениях, запираемых только в свободное от учебы и работы время. Изолированные помещения оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от несовершеннолетних, отбывающих наказание в других условиях. Ежемесячное приобретение осужденными продуктов питания, предметов первой необходимости ограничено средствами, указанными в ч. 2 ст. 88 УИК, а также иными средствами, имеющимися на их лицевых счетах, в размере 3 МРОТ и осуществляется по предварительным заказам из наличествующего в магазине ассортимента товаров. Пользование библиотекой происходит в условиях изоляции от других осужденных.
    Содержание осужденных в изолированных помещениях осуществляется в соответствии со специальным распорядком дня, который утверждается приказом начальника ВК.
    Лица, отбывающие наказание в строгих условиях в изолированном помещении, из состава отрядов и отделений не исключаются. Начальники отрядов, воспитатели, классные руководители, мастера, оперативно-режимные сотрудники ВК проводят с ними воспитательную работу по установленному распорядку дня.
    Лица, обучающиеся в общеобразовательной школе ВК, профессиональном училище, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания выводятся на занятия в соответствующий класс либо группу профессиональной подготовки в сопровождении младшего инспектора. Трудовая занятость этих осужденных организуется в рабочих кабинетах, оборудованных в изолированном помещении. Медицинский осмотр, санитарная обработка, амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от других осужденных. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в пределах помещения, в котором они проживают.

    Воспитательная колония является ИУ, предназначенным для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

    1) несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также всеми несовершеннолетними женского пола, - в воспитательных колониях общего режима;

    2) несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы - в воспитательных колониях усиленного режима.

    Помимо несовершеннолетних в ВК могут отбывать наказание осужденные, оставленные в колонии до достижения ими возраста 21 года. Условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие, что создает необходимые предпосылки для эффективного исправительного воздействия на различные категории несовершеннолетних осужденных. Вновь поступившие содержатся в обычных условиях - не менее 3 месяцев. По истечение срока при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе - переводятся из обычных условий в облегченные. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания. В случае признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания осужденных, отбывающих в облегченных условиях à в обычные или строгие условия. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 5 МРОТ; б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах в размере 7 МРОТ; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях , проживают в общежитиях. Им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, без ограничения; б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях , проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 3 МРОТ; б) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

    Воспитательная колония является исправительным учреждением, предназначенным для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.

    Согласно (ст.88 УК РФ, ст.74 УИК РФ) лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10-ти лет.

    В воспитательной колонии могут отбывать наказания осужденные, оставленные в колонии до достижения ими возраста двадцати одного года. В соответствии со ст.132 УИК РФ - условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные, и строгие. Вновь поступающие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях.

    Осужденные мужского пола, впервые отбывающие наказание лишения свободы, с а также все осужденные женского пола содержатся в обычных условиях не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, не менее шести месяцев. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания.

    В случаях признания злостными нарушителями установленного порядка отбывание наказания, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях переводятся в обычные или строгие условия.

    В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательные колонии осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период, отбывания лишения свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий. В строгих условиях осужденные содержатся не менее 6-ти месяцев. В обычных условиях осужденные воспитательной колонии могут: -ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, средства имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; -иметь шесть краткосрочных свиданий и два длительных свидания в течение года;

    В облегченных условиях осужденные могут;

    Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, средства имеющиеся на их лицевых счетах в размере семи минимальных размеров оплаты труда; -иметь 12- краткосрочных и четыре длительных свидания в год. Длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии.

    Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях проживают в общежитиях за пределами воспитательной колонии. Им разрешается: - расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года.

    Осужденные отбывающие наказания в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитие за пределами ВК без охраны, но под надзором и им в этом случае разрешается пользоваться деньгами, носить гражданскую одежду.

    Осужденные, отбывающие наказания в строгих условиях проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

    Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах в размере трех минимальных размеров оплаты труда; - иметь четыре краткосрочных свидания в течение года. Согласно ст.103 УИК РФ, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде ст. 43 КЗОТ для работников моложе 18-ти лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

    В соответствии со ст.107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетним, содержащихся в воспитательной колонии, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им зарплаты или иных доходов. Удержания на возмещение стоимости питания, одежды не производится. В соответствии со ст.104 УИК РФ, для отбывающих наказания в ВК работающих осужденных ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью восемнадцать рабочих дней, а для перевыполняющих нормы выработки на предприятиях в районах Крайнего Севера -до двадцати четырех рабочих дней.

    Еще по теме Порядок и условия исполнения наказания в ВК.:

    1. Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний
    2. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
    3. § 5. Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
    4. § 6. Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    5. § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности. Изменение сроков исполнения налогового обязательства и способы обеспечения уплаты налогов
    6. § 7. Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    7. § 3. ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ
    8. Общие правила назначения административных наказаний и особые условия их применения
    9. 23.4. Процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора
    10. 2. Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора
    11. Проблемы и пути совершенствования исполнения бюджетов в современных условиях
    12. 1. Общие условия признания и приведения в исполнение судебных актов
    13. 23.3. Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора, и порядок их рассмотрения и разрешения
    14. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРИГОВОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

    Комментарий к статье 132

    1. ВК исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Всего в УИС на 1 января 2008 г. функционировали 62 ВК, в которых содержались более 10,2 тыс.

    Осужденных. В течение года через ВК проходит до 40 тыс. несовершеннолетних осужденных.

    ВК являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки. По данным судебной статистики, к отбыванию наказания в ВК осуждается лишь 1/4 несовершеннолетних осужденных. Суды применяют в первую очередь условное осуждение к лишению свободы, принудительные меры воспитательного воздействия или другие виды наказания. С каждым годом с осужденными, поступающими в ВК, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Так, начиная с 1993 г. доля осужденных за убийство выросла с 1,7 до 4,8%, нанесение тяжкого вреда здоровью - с 2,7 до 4,9%, грабеж - с 13,7 до 15,6%, разбой - с 8,0 до 10,6%. Увеличивается число подростков, сталкивавшихся до осуждения с системой правосудия: более 65% впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9% несовершеннолетних до осуждения состояли на учете в милиции, к 3% несовершеннолетних суд применял меру в виде помещения в спецшколу и спецпрофучилище. Подавляющая часть подростков не имеют образования, соответствующего их возрасту. В последние годы в ВК стали поступать 17-летние неграмотные подростки, 48% несовершеннолетних до осуждения нигде не учились и не работали, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей.

    Все больше поступает в ВК нездоровых подростков. Практически 1/3 подростков имеют различные отклонения в психическом развитии. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.

    Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками ВК стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях ВК могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе. 2.

    В последние годы последовательно проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВК, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. 3.

    В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в ВК. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые. Согласно ч. 6.1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

    В случае если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ). 4.

    В настоящее время существуют ВК одного вида режима как для девушек, так и для юношей. Колонии усиленного режима для юношей были ликвидированы в 2001 г. Дифференциация наказания в ВК достигается путем установления различных условий отбывания наказания. 5.

    В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

    Если осужденный в период пребывания в СИЗО не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

    При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

    осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

    осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по истечении шести месяцев в обычных условиях. 6.

    В строгих условиях в соответствии с комментируемой статьей должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание 1,3% общего числа несовершеннолетних осужденных.

    В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

    Основанием для перевода осужденного из строгих условий отбывания наказания в обычные служит сочетание временного фактора (срок нахождения осужденного в строгих условиях должен быть не менее шести месяцев) и наличия определенных показателей характеристики осужденного (отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду и учебе). Досрочный перевод осужденного из строгих условий в обычные не предусмотрен. Между тем продление срока содержания осужденных в строгих условиях возможно в случае наличия взысканий, недобросовестного отношения к труду и учебе. 7.

    Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных). В настоящее время перевод в льготные условия не связан с подготовкой осужденных к условно-досрочному освобождению, в законе речь идет о подготовке к любому виду освобождения. Осужденный может быть переведен за злостные нарушения режима отбывания наказания из льготных условий в обычные условия. Повторный перевод в льготные условия возможен не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

    8. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, за исключением перевода из обычных условий в облегченные, производится по представлению учебно- воспитательного совета колонии постановлением начальника ВК.

    Учебно-воспитательный совет представляет собой методический, постоянно действующий коллегиальный орган в ВК. В его состав входят заместители начальника ВК, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы ВК, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники ВК.

    Законодатель возлагает на учебно-воспитательный совет решение наиболее важных для осужденного вопросов, ощутимо затрагивающих его права. Перевод осужденного в льготные условия отбывания наказания является одной из значимых форм доверия осужденному, приближающих его к досрочному освобождению. Перевод осужденного в строгие условия, в свою очередь, является действенным средством педагогического воздействия. Решение о переводе не может быть принято одним человеком, оно требует обсуждения широким кругом специалистов, работающих с подростками. Согласно ч. 10 комментируемой статьи в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном порядке.

    В случае отказа в изменении условий содержания учебно-воспитательный совет объясняет осужденному причины этого, указывает срок, когда может быть повторно рассмотрен данный вопрос, дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.

    Вопрос о переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные решает постоянно действующий совещательный орган в отряде - совет воспитателей отряда, основной задачей которого является координация действий воспитателей, учителей, мастеров и других работников ВК, закрепленных за отрядом, в проведении воспитательной работы с осужденными.

    В состав совета воспитателей отряда входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета. На заседания совета воспитателей отряда могут приглашаться сотрудники всех отделов и частей, представители попечительского совета, родительского комитета. Коллективное решение вопроса о переводе осужденного из обычных условий в облегченные позволяет избежать субъективизма в оценке личности несовершеннолетнего.