Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в .

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
Нарушения в части содержания , которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
Несоблюдение в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Протоколы закупки.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в . Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Административное наказание (штраф или иной вид) зависит от нарушения:

Нарушение

Должностное лицо

Юридическое лицо

Не соблюдена электронная форма закупки >>>

Штраф 10 – 30 тыс. руб.;
штраф 40 – 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года – если за это нарушение лицо уже штрафовали более 2 раз

Штраф 100 – 300 тыс. руб.

Закупка проведена не по Закону N , когда он должен применяться >>>

Штраф 20 – 30 тыс. руб.

Штраф 50 – 100 тыс. руб.

Просрочено размещение информации в ЕИС >>>

Штраф 2 – 5 тыс. руб.
Штраф 5 – 10 тыс. руб. – при размещении изменений, внесенных в положение о закупке

Штраф 10 – 30 тыс. руб.

Информация не размещена в ЕИС >>>

Штраф 30 – 50 тыс. руб.

Штраф 100 – 300 тыс. руб.

Не соблюдены требования к извещению и документации >>>

Штраф 2 – 3 тыс. руб.

Штраф 5 – 10 тыс. руб.

Нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок >>>

Просрочено устранение нарушений >>>

Штраф 30 – 50 тыс. руб.

Штраф 300 – 500 тыс. руб.

Не предоставлена информация для РНП >>>

Штраф 10 – 15 тыс. руб.

Штраф 30 – 50 тыс. руб.


При назначении наказания учитываются конкретные обстоятельства нарушения и лицо, его совершившее >>>

Нарушение сроков размещения информации в ЕИС
Законом N 223-ФЗ установлены сроки совершения определенных действий в ходе проведения закупочных процедур.

Требования к срокам, за нарушение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности


Сведения и документы

Срок размещения

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение о закупке

Не позднее 15 дней со дня утверждения

Часть 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

План закупки товаров, работ, услуг

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений

Часть 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке

Извещение о проведении конкурса или аукциона

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок

Часть 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ

Информация о внесении изменений в извещение, документацию

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений (если проводится конкурс или аукцион, продлевается срок подачи заявок не менее чем на 15 дней)

Разъяснения положений документации

Не позднее 3 дней со дня разъяснения документации

Часть 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Протоколы закупки

Не позднее 3 дней со дня подписания

Часть 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным

Часть 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Отчет о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у СМСП

Часть 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Информация об изменении
отдельных условий договора по сравнению с указанными в протоколе закупки

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений

Часть 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Информация о заключении договора, направляемая в реестр договоров

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора

Часть 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ


Ответственность за нарушение указанных сроков предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Если просрочка вызвана длительными (более одного рабочего дня) техническими неполадками в ЕИС, заказчик не привлекается к ответственности при соблюдении двух условий (ч. 13 ст. 4 Закона 223-ФЗ):
– информация размещена на сайте заказчика в срок, установленный для размещения ее в ЕИС;
– в ЕИС информация размещена в течение одного рабочего дня после устранения неполадок.

Неразмещение информации о закупке в ЕИС
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик может быть привлечен к ответственности за неразмещение:
– извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора;
– изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию;
– разъяснений документации о закупке;
Продолжение списка
– протоколов, составляемых в ходе закупки;
– информации об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора при заключении и исполнении договора по сравнению с указанными в протоколе, который составлен по результатам закупки (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– изменений, вносимых в положение о закупке (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– плана закупки (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– информации и документов, направляемых в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ);
ежемесячного отчета о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
См. Как разместить в ЕИС отчетность о закупках по Закону N 223-ФЗ.
– информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у СМСП – если заказчик обязан осуществлять определенный объем закупок у таких субъектов (ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Ответственность не наступает, если в ЕИС не размещена информация о закупках, которую согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещать необязательно.

Рекомендация. Если в отношении заказчика возбуждено административное производство в связи с неразмещением информации в ЕИС, целесообразно разместить ее до рассмотрения дела и представить соответствующие доказательства на разбирательство по делу. В таком случае может быть применен штраф в меньшем размере, поскольку действия заказчика будут квалифицированы как нарушение сроков размещения информации в ЕИС (см., например Постановление Хабаровского УФАС России от 15.02.2016 по делу N 8-04/19).

Несоблюдение требований к содержанию извещения и документации о закупке
К административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ могут привлечь в следующих случаях:
– сведения в извещении о проведении закупки не соответствуют сведениям в документации (ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– сведения отсутствуют в извещении о закупке (ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Примеры возможных нарушений требований к содержанию извещения о закупке


Сведения, которые должны быть указаны в извещении (ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

Возможные нарушения

Способ закупки

сведения не указаны

Информация о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона)

сведения не указаны

Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

Сведения не указаны;
– указаны неконкретные сведения (слишком общий предмет договора, приблизительное количество товара, открытый перечень выполняемых в ходе исполнения договора работ, оказываемых услуг и т.д.)

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Сведения не указаны;

Сведения не указаны;

См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Срок, место и порядок предоставления документации о закупке (в том числе размер, порядок и сроки внесения платы за ее предоставление, если плата установлена)

сведения не указаны

Сведения не указаны;

См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Сведения отсутствуют в документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Примеры возможных нарушений требований к содержанию документации о закупке

Сведения, которые должны быть указаны в документации (ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

Возможные нарушения

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами согласно законодательству о техническом регулировании, документами, применяемыми в национальной системе стандартизации (или обоснование использования иных требований), и иные требования, связанные с определением соответствия товара, работ услуг потребностям заказчика

Сведения не указаны;
– указаны сведения, которых недостаточно для подготовки заявок на участие в закупке
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

сведения не указаны
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (работы, услуги), который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик

сведения не указаны

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги

Сведения не указаны;
– указано, что поставка осуществляется по адресам, которые приведены в заявках заказчика

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)

Сведения не указаны;
– указано, что начальная (максимальная) цена не установлена и (или) будет определена по результатам закупки
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги

Сведения не указаны;
– указаны неконкретный размер аванса и иные условия оплаты
См., например, Постановление ФАС России от 27.01.2016 по делу N АК001-16

Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

сведения не указаны

Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке

сведения не указаны

Требования к участникам закупки и перечень документов, необходимых для подтверждения их соответствия этим требованиям

сведения не указаны (например, отсутствует требование представить лицензию, когда деятельность, являющаяся предметом закупки, подлежит обязательному лицензированию)

Форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке

сведения не указаны

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки

Сведения не указаны;
– указаны неточные сведения (например, период или максимальный срок подведения итогов)
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

сведения не указаны

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Сведения не указаны;
– установлен неопределенный порядок оценки (например, указано, что заявки оцениваются по степени предпочтительности, но нет алгоритма ее установления)
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)


Нарушение порядка рассмотрения, оценки и сопоставления заявок
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ. К ней могут привлечь в следующих случаях (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):
– при рассмотрении заявок отклонена заявка в связи с ее несоответствием требованию к участникам закупки, предмету закупки или условиям исполнения договора, которое отсутствует в документации либо установлено неточно (см., например, Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ));
– к оценке и сопоставлению допущена заявка, которая не соответствует требованию, установленному в документации;
– при оценке заявок использованы критерии, которые не указаны в документации, и не использованы критерии, установленные в ней;
– ранжирование заявок или присвоение им оценочных баллов проведено в порядке, который отсутствует в документации.

Невыполнение в срок законного требования контрольного органа устранить нарушения
За невыполнение законного решения или предписания ФАС России и его территориальных органов об устранении нарушений законодательства о закупках в срок, установленный в этом решении или предписании, ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрен административный штраф.
Вместе с тем лицо нельзя привлечь к ответственности за просрочку исполнения предписания, если до истечения срока его исполнения принято к производству арбитражного суда заявление об обжаловании этого предписания (ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков
Обязанность заказчика предоставлять ФАС России для включения в РНП информацию о поставщиках, уклонившихся от заключения договора, и о поставщиках, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением условий, установлена в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ.
Административная ответственность может наступить в следующих случаях:
1) не предоставлена информация, которая предусмотрена п. п. 2 – 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211), или предоставлена заведомо ложная информация о недобросовестном поставщике;
2) нарушены сроки предоставления информации о недобросовестном участнике закупки:
– при его уклонении от заключения договора – 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора либо со дня заключения договора с иным участником закупки (п. п. 2, 3 указанных Правил);
– при расторжении договора по решению суда – 10 рабочих дней со дня такого расторжения (п. 4 названных Правил).
Перечисленные нарушения влекут наложение административного штрафа по ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Обстоятельства, которые учитываются при определении меры административной ответственности
Вид административного наказания и размер штрафа за совершение конкретного правонарушения зависят от следующих факторов:
1) лицо, которое привлекается к ответственности:
– должностное лицо – лицо (работник заказчика, член закупочной комиссии), на которое заказчиком возложены функции по организации и проведению закупки либо осуществлению отдельных действий, в ходе которых совершено нарушение (ст. 2.4 КоАП РФ);
– заказчик как юридическое лицо;

2) конкретные обстоятельства правонарушения (ч. 2 ст. 4.1

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

На основании статьи 7 федерального закона 223-ФЗ законодатели приняли Закон № 122-ФЗ, определивший редакцию «административного» кодекса с 16 мая 2014 года. С этого момента, ответственность заказчиков нашла своё отражение в административной плоскости, УК РФ остался без изменений.

Также с 1 января 2017 г. вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, ужесточающая требования к закупкам у организаций малого, а также среднего предпринимательства (СМП и ССП). Подробнее систему наказаний заказчиков в области закупок по 223-ФЗ рассмотрим в статье.

Виды наказаний по 223-ФЗ

КоАП по 223-ФЗ предусматривает ответственность заказчика в виде штрафов , налагаемых органами ФАС и другими контролирующими закупки органами. Их размер может достигать 50 тысяч рублей для должностных (ответственных) лиц заказчика и 500 тысяч рублей для самого заказчика (юрлиц).

Также для должностных лиц существует административная ответственность в форме дисквалификации. Перед наложением штрафа по 223-ФЗ ФАС обязан провести соответствующие процедуры по Разделу IV кодекса (Письмо ФАС России от 04.06.2014 № АЦ/22726/14).

Заказчик несет ответственность за исполнение норм 223-ФЗ до истечения 1 года от дня нарушения. По самостоятельно определяемым нормам заказчик обязан соблюдать своё положение о закупках.

Взаимодействие между заказчиком и поставщиком управляется как с помощью штрафов КоАП РФ, так и положениями других кодексов и законов, если такое взаимодействие попадает в сферу их влияния.

Можно привести пример статьи 395 ГК РФ, предусматривающей выплату неустойки заказчиком при несвоевременной оплате поставщику по договору закупки.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Должностные лица, попадающие под штрафы

В противном случае должностным лицом будет выступать руководитель организации. Ответственность должностного лица увольнением не прекращается .

Таблица штрафов по 223-ФЗ

В КоАП штрафам заказчикам по 223-ФЗ посвящены 3 статьи, подробнее смотрите их в таблице.

Суть нарушения

Размер штрафа на

ответственное лицо

организацию

Статья 7.32.3 - некорректное оформление и проведение закупок

Ошибочный выбор неэлектронной формы закупки

10-30 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Выявление нарушения по предыдущей строке более двух раз

40-50 тыс. руб.

или отстранение на 6 мес. - 1 год

не предусмотрено

Игнорирование требований 44-ФЗ для:

Закупок у СМП и ССП;

Определения поставщиков во всех закупках до даты размещения положения о закупках в ЕИС

20-30 тыс. руб.

50-100 тыс. руб.

Отсутствие в ЕИС документации и прочей информации по закупке по частям 5 и 6 ст.4 223-ФЗ (например, извещения, проекта договора, протоколов и пр.)

30-50 тыс. руб.

100-300 тыс. руб.

Размещение в ЕИС информации об изменениях в положении о закупках сверх установленного срока (15 дней от дня утверждения)

5-10 тыс. руб.

10-30 тыс. руб.


Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) действительно не урегулированы вопросы ответственности сторон при исполнении договора. При этом согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются помимо прочего Гражданским кодексом Российской Федерации. Таким образом, заключая договор в рамках Закона № 223-ФЗ, Вы вправе самостоятельно установить условия, регулирующие ответственность сторон за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, но основываясь при этом на соответствующих нормах Гражданского кодекса РФ.

Ответственность заказчика и поставщика по 223-фз

Внимание

Положения этого кодекса (как общие, так и касающиеся конкретных видов договоров) применяются к заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ договорам.Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Если ни законом, ни соглашением сторон (договором) неустойка не предусмотрена, оснований требовать ее уплаты не возникает. Однако в этом случае к должнику могут применяться предусмотренные законом общие меры ответственности за нарушение обязательств.


В частности, согласно п. 4 ст.

Заключение договора по 223-фз: правовые основы

Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора. Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.


Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями. Положение о закупке Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 - ФЗ регулируется Положением о закупке.

Bad request

Согласно условиям договора поставки товара, заключенного в соответствии с положением о закупке и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, заказчик должен был произвести оплату в течение 10 дней со дня поставки, но свои обязательства не выполнил. В договоре содержатся лишь общие положения об ответственности за неисполнение обязательств, отсылающие к гражданскому законодательству.Применяются ли в данном случае положения о неустойке, установленные ГК РФ? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В приведенной ситуации к отношениям сторон применяются положения ГК РФ. Продавец (поставщик) вправе требовать от заказчика, в частности, оплаты долга с начисленной на него неустойкой, а если неустойка договором не предусмотрена — с начисленными на просроченную сумму процентами по ст.
395 ГК РФ.

Ответственность за нарушение 223-фз о закупках

Инфо

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора. Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся.

Условия об ответственности сторон в контракте (антропова т.ю.)

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика. Существенные условия договора Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях.


Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит.

Ответственность поставщика по 223-фз

ГК РФ в случае, когда покупатель не исполняет обязанность по оплате переданного товара в установленный договором срок и иное не предусмотрено ГК РФ или договором купли-продажи, на просроченную сумму подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда по договору товар должен был быть оплачен, до дня оплаты товара покупателем. Эти положения в полной мере применимы и к договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2016 N Ф03-226/16, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2016 N Ф07-2871/15). Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЧашина Татьяна Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТАлександров Алексей 10 июня 2016 г.

О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 предоставляет участнику торгов право на обжалование неправомерных действий (либо бездействия) организаторов торгов. При этом п. 4 той же статьи указывает на то, что обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с соответствующей жалобой можно в течение 10 дней с момента выбора исполнителя по контракту. Заключение договора до истечения указанного срока влечет за собой невозможность реализации другими участниками торгов своего права на обжалование незаконных действий организаторов.
Верховный суд РФ в своем определении от 02.02.2016 № 309-КГ 15-14384 указал на то, что заказчик, сокращая сроки подписания соглашения, злоупотребляет имеющимися у него правами и ущемляет интересы прочих участников.

Ответственность сторон по 223 ap в договорах

Сроки подписания документов такой подписью не отличаются от общих сроков, с соблюдением которых должен быть заключен договор с выбранным исполнителем. Однако практика показывает, что использование ЭЦП позволяет существенно сократить продолжительность процедуры подготовки всех необходимых документов, т. к. стороны могут не встречаться лично, а оформить договор, не выходя из кабинета. *** Итак, конкретный срок, в течение которого между заказчиком и победителем проведенных в соответствии с 223-ФЗ торгов, должен быть заключен договор, в законе не указан. В связи с этим при определении точных сроков подписания бумаг необходимо руководствоваться положениями закона о защите конкуренции.
Также важно помнить, что эти сроки, согласно закону 135-ФЗ, не должны лишать третьих лиц права на оспаривание действий сторон заключаемого соглашения.

Ответственность сторон по 223 фз в договоре образец

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году. КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России. В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 5 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Ответственность сторон по 223 фз в договоре

Обоснование вывода:Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не определяет содержание заключаемых в соответствии с ним договоров и, в частности, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не содержит положений о взаимной ответственности сторон договоров, заключаемых заказчиком. В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются в том числе Гражданским кодексом РФ.

Здравствуйте, Максим.

Административная ответственность предусмотрена статьей 7.32.3. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, - влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
3. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
6. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
7. Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
8. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если ФАС усмотрит состав административного правонарушения, то он будет обязан составить административный протокол. Если такой протокол не составлен, значит состава правонарушения нет.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 июня 2014 г. N АЦ/22726/14 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) за нарушение требований Закона о закупках и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон N 122), устанавливающий административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
На основании изложенного в случае установления антимонопольным органом фактов нарушений требований Закона о закупках в действиях (бездействии) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, за которые Законом N 122 предусмотрена административная ответственность, допущенных с момента вступления в силу Закона N 122, антимонопольный орган обязан совершить действия, предусмотренные разделом IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С уважением! Г.А. Кураев