Цель: рассказать об иерархической структуре российского законодательства.​

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция , которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание ), состоящий из двух палат:

  • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации , «Российская газета» , «Парламентская газета» ;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения . Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы , распоряжения , письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
  2. Что означает аббревиатура НПА?
  3. Какой документ является самым главным в РФ?
  4. Кто является гарантом Конституции?
  5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
  6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
  7. Кого избирают в Совет Федерации?
  8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
  9. Что такое референдум?
  10. Каким законом назначается референдум?
  11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
  12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
  13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
  14. Что такое вето?
  15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько голосов должны собрать обе палаты парламента?
  16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
  17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
  18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
  19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
  20. Какие документы относятся к ведомственным?

Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:

1. Конституция.

2. Федеральный конституционный закон.

3. Федеральный закон

4. Указ Президента Российской Федерации.

5. Постановление Правительства Российской Федерации.

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Там же прописано главенство Конституции - Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

основы законодательства,

Например, Основы жилищного законодательства.

Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.

Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.

В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.

Например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

указы и распоряжения Президента РФ,

Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.

постановления и распоряжения Правительства РФ,

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

акты министерств и ведомств,

Иначе называемые - ведомственные акты - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

акты субъектов Российской Федерации,

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.

Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

акты органов местного самоуправления.

Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательные акты и подзаконные акты

К законодательным актам относятся основы законодательства, кодексы и законы. К подзаконным актам - постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств.

Указы и распоряжения Президента РФ образуют особую группу актов, подзаконными их не называют.

Основной классификацией нормативно-правовых актов является классификация по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность и зависит от органа издавшего акт? его полномочий и компетенции. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, в которой нижестоящие нормативные акты не должны противоречить вышестоящим. Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на законодательные и подзаконные нормативные акты.

Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

  • 1)законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
  • 2)конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
  • 3)кодексы Республики Казахстан, законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
  • 4)нормативные указы Президента Республики Казахстан;
  • 5)нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;
  • 6)нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 7)нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов;
  • 8)нормативные решения маслихатов и акимов: маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Законодательный акт - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

К законодательным актам относятся: конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РК. Согласно п. 2 статьи 4 Конституции РК, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК не должны противоречить Конституции.

После Конституции по юридической силе следуют законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РК), законы, кодексы, действующие Законы РК и КССР, принятые до вступления в силу Конституции РК 95 г. (действуют в части не противоречащей Конституции РК) и Постановления Парламента, Сената и Мажилиса.

Следует иметь в виду особую роль Президента РК в процессе законотворческой деятельности.

В соответствии с п.2 ст.45 Конституции РК, Парламент может делегировать Президенту право издавать законы на срок до года, а в случае, нерассмотрения Парламентом в течении месяца законопроектов, объявленных Президентом срочным, он может издавать указы, имеющие силу законов Республики. Издаваемые Президентом указы, имеющие силу конституционного закона и указы, имеющие силу закона приравниваются, соответственно, к конституционным законам и законам.Необходимо также отметить, что в иерархии нормативных правовых актов нормативные указы Президента, не являющиеся законодательными актами, стоят, тем не менее, выше нормативных постановлений Парламента, относящихся к законодательным актам. Известны случаи, например, Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. N 3309, когда Указ Президента вносил изменения в Постановление Правительства.

Кодексы являются кодифицированными актами и обеспечивают полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Согласно теории права, кодексы находятся выше обычных законов по иерархии, однако, на практике, Закон о НПА не признает за кодексами какого-либо преимущества.

Относительно нормативных правовых актов СССР следует отметить следующее. Как подчеркнуто в Постановлении Правительства РК от 14 января 1997 года N 64 “... с принятием Конституции Республики Казахстан законы и иные нормативные акты СССР на территории Республики Казахстан не применяются”. В отношении законодательных актов все понятно, однако в отношении ведомственных узкоспециальных актов следует отметить, что здесь замещение документов СССР национальными далеко не закончено.

Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или установления первичных норм.

Ведущее место среди подзаконных нормативных актов принадлежит нормативным указам Президента РК, далее следуют нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти. Следует отметить, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти зачастую называют ведомственными. В тоже время, Закон о НПА не содержит такого понятия, а Конституционный закон РК “О Правительстве Республики Казахстан” называет ведомством лишь комитет центрального исполнительного органа республики. Следовательно, теперь употребление этого термина будет не вполне корректно.

При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее.

В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

Основные и производные виды нормативных правовых актов

  • 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
  • 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;
  • 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силуконституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  • 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
  • 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
  • 6) нормативные приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
  • 7) нормативные постановления государственных комитетов, нормативные постановления иных центральных государственных органов;
  • 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
  • 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;
  • 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения;
  • 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;
  • 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.
  • 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
  • 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.
  • 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являютсянормативными правовыми актами.

Структура нормативного правового акта.

  • 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием "статья" нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт".
  • 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта.
  • 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.
  • 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры.

  • 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта.
  • 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.
  • 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой.
  • 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
  • 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл.
  • 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов.

Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей.

  • 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление.
  • 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.