«Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ , которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

2. субсидий бюджетам субъектов РФ, Под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемы бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственно власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3. субвенций бюджетам субъектов РФ , под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ , которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1.дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

2. субсидий местным бюджетам, под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3.субвенций местным бюджетам, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, в том числе дотаций, в пределах 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

1. дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений , которые предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа власти муниципального района, принимаемые в соответствии с БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.

2. Субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера

БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления .

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые , другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом , которую приносят эти ресурсы.

Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

Финансовая помощь

Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:

Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.

Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:
  • расходов, передаваемых из бюджетов других уровней ;
  • расходов по федеральным целевым программам;
  • капитальных расходов.

Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

РФ и РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.

Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.

Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.

Эта помощь предоставляется в следующих формах:
  • ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
  • субвенций на финансирование целевых расходов;
  • бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.

Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

  • нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • целевые трансферты;
  • компенсационные выплаты.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:
  • Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
  • Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
  • Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции :

  • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
  • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
  • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
  • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
  • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на определённые цели или без конкретной целевой привязки, являются в Российской Федерации основными источниками формирования бюджетных доходов.

Запланированные объемы и формы предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам позволяют органам власти в полном объеме выполнять свои полномочия: устанавливать и выплачивать заработную плату учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных государственных и муниципальных учреждений, предоставлять услуги образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять другие расходы. Таким образом обеспечивается уровень социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг - за счёт прямых расходов на эти цели из бюджета и в результате предоставления межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету этой системы.

В бюджетной системе Российской Федерации им отведена значительная роль, поскольку ведущее место в выравнивании бюджетной обеспеченности отведена федеральному центру. Статья "Межбюджетные трансферты" является самой большой в структуре бюджета Российской Федерации. В общем объеме межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2011 году на долю нового раздела 14 "Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера" приходится 45,2 %, а на долю остальных разделов - 54,8 %.

Таблица 2.1. Расходы федерального бюджета в 2011 году. Электронный ресурс - http: //protown.ru/information/hide/6386.html

Наименование раздела

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура и кинематография

Социальная политика

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера

На практике выделяют следующие виды трансфертов:

1. Выравнивающие - используются для выравнивания возможностей регионов для предоставления жителям стандартного набора бюджетных услуг.

2. Налоговые - предоставляются в случае, если бюджетная система несбалансированна по вертикали, т.е. расходы децентрализованы сильнее, чем доходы.

3. Целевые - перечисляются для выравнивания бюджетной обеспеченности населения регионов путём финансирования конкретных расходов.

4. Зеркальные - выделяются для создания у регионов (муниципальных образований) материальной заинтересованности в проведении политики, отвечающей общегосударственным интересам (предоставляются на условиях долевого финансирования расходов, т.е. софинансирования).

5. компенсационные - передаются для компенсации вышестоящим бюджетам возросших расходов или потери доходов в тех случаях, когда причиной таких потерь послужило, например, решение вышестоящих органов власти.

Выбор конкретного механизма передачи средств зависит от задач, которые ставят органы власти, предоставляющие финансовые ресурсы.

Таблица 2.2 Выбор механизма передачи трансфертов. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2. субсидий бюджетам субъектов РФ.

3. субвенций бюджетам субъектов РФ.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Самая распространенная форма финансовой помощи нижестоящим бюджетам - это нецелевые межбюджетные трансферты (дотации), которые позволяют дотационной территории самостоятельно решать, на что потратить полученные средства.

Дотации Ст. 6 БКРФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Дотации как метод бюджетного регулирования имеют ряд недостатков:

1. снижают заинтересованность органов власти (получающих дотации) в мобилизации собственных доходов.

2. ставят исполнение бюджета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты перечисления средств.

В настоящее время дотации играют значительную роль в формировании доходов бюджетов, причём их сумма с каждым годом увеличивается.

Межбюджетные трансферты могут быть целевыми, т.е. предоставляемыми на условиях долевого финансирования (субсидии). В этом случае средства для реализации заявленных целей складываются на долевой основе из разных источников - бюджетов.

Субсидия - пособие преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счёт средств бюджета. Субсидии могут быть:

1. прямые (например, прямое финансирование отдельных статей расходов)

2. косвенные - приобретение продукции предприятий, имеющих народнохозяйственное значение по завышенным ценам, или наоборот, продажа предприятий при приватизации по ценам ниже рыночных.

Посредством прямых субсидий государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отраслях, развитие которых необходимо для экономики в целом, но недостаточно прибыльно для самих предприятий. Косвенное субсидирование в основном осуществляется через денежно-кредитную и налоговую политику, а также через механизм монопольно высоких или монопольно низких цен.

Наконец, при компенсации расходов в случае передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются средства в виде субвенций. При получении такой формы межбюджетных трансфертов территории обязаны тратить средства исключительно на конкретные направления и мероприятия, которые определяют государственные органы власти: содержание учреждений социальной защиты, детские пособия, помощь инвалидам и пр.

Субвенция - вид денежного пособия органам власти со стороны государства на определенные цели.

С 2008 г. в межбюджетных трансфертах относительно бюджетов городских и сельских поселений стал применяться механизм так называемого отрицательного трансферта, который позволяет изымать сверхдоходы у наиболее обеспеченных поселений и перераспределять их в пользу менее обеспеченных в рамках того же муниципального района, где они были изъяты. Такой способ дает возможность повысить эффективность сглаживания различий бюджетной обеспеченности между поселениями одного района.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующие условия предоставления межбюджетных трансфертов. Ст. 130 БКРФ

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные меры:

1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Таким образом, финансовая помощь является неотъемлемым элементом доходов региональных и местных бюджетов в Российской Федерации.

Основная часть межбюджетных трансфертов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ группируется исходя из целей, на которые они предназначены, в рамках нескольких специально созданных фондов.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) является основным дотационным каналом и формируется за счёт средств федерального бюджета. Средства этого фонда используются, главным образом, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяются между регионами в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Объем ФФПР на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта Федерального закона о бюджете во втором чтении, а распределение дотаций из Фонда между субъектами Российской Федерации утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о бюджете в третьем чтении.

Дотации из ФФПР предоставляются тем субъектам Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Фонда не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности иного субъекта Федерации, который до распределения дотаций имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации.

Согласно Закону о бюджете Российской Федерации в 2011 г. дотации должны быть представлены 69 регионам России из 83, а в 2012-2013 их число уменьшится на один и составит 68 регионов.

Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Распределение субвенций Фонда проводиться между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Фонд софинансирования расходов (ФСР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФСР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социальнозначимых расходов (прежде всего на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Таблица 2.3 Характеристика фондов финансовой поддержки. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ»

Наименование фонда

Принцип распределения

(на формализованной основе)

Тип финансовой помощи

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Формула на основании оценки минимального уровня расчётной бюджетной обеспеченности

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности (выделение средств с особыми условиями перечисления или пользования)

Фонд компенсаций

Финансирование федеральных законов (т.е. государственных полномочий). Как правило, пособия и льготы населению

Формула на основе численности населения

Субвенция на финансирование федеральных законов

Федеральный фонд софинансирования расходов

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения

Субсидии на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

1. Виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям

    соответствии с Бюджетным кодексом, которым введено расширенное понимание межбюджетных отношений как взаимоотношений между федераль-ными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, ор-ганизации и осуществления бюджетного процесса, под межбюджетными транс-фертами понимаются средства одного бюджета бюджетной системы Россий-ской Федерации, перечисляемые другому бюджету.

    соответствии с Бюджетным кодексом муниципальные образования могут получать следующие виды межбюджетных трансфертов:

1) из бюджетов субъектов Российской Федерации:

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки;

Субвенции из региональных фондов компенсации; - субсидии из регионального фонда муниципального развития;

Субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расхо-

Иные дотации и субсидии из регионального бюджета в пределах 10% об-щего объема финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюд-жета;

Бюджетные кредиты; 2) из местных бюджетов:

Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений; - субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов

на выполнение межмуниципальных функций; - субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов в

рамках передачи полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района;

Средства на погашение и (или) обслуживание муниципального долга; - бюджетные кредиты.

Введение новой редакции БК РФ расширило рамки межбюджетного регу-лирования между бюджетами муниципальных районов и бюджетами поселе-ний. Так, муниципальные районы имеют право предоставлять бюджетам посе-

лений бюджетные кредиты на срок до одного года. Установление данного пра-ва, наряду с предоставлением бюджетных кредитов поселениям из бюджета субъекта РФ, было вызвано необходимостью оперативного решения вопросов оказания в течение года дополнительной финансовой помощи поселениям, что при наличии их большого количества в регионах весьма затруднительно.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представи-тельного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ни-ми муниципальными правовыми актами местной администрации муни-ципального района.

В случае если предоставленные бюджетам поселений из бюджетов муни-ципальных районов бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскива-ется за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта РФ на вы-равнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными на-логовыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюд-жеты поселений.

Кроме того, из бюджетов высокообеспеченных муниципальных образова-ний могут изыматься так называемые «отрицательные трансферты» - субвен-ции, поступающие соответственно в региональные фонды финансовой под-держки поселений и муниципальных районов (городских округов).

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутри городских муниципальных образований из бюджетов горо-дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются за-конами Москвы и Санкт-Петербурга.

К числу специальных инструментов межбюджетного регулирования мож-но также отнести трансферты, выделяемые на основе программно-целевого ме-тода. Например, субсидии на стимулирование мер по повышению качества управления муниципальными финансами по аналогии с федеральными транс-фертами на реформирование региональных и муниципальных финансов, основ-ной целью которых является стимулирование эффективного управления муни-ципальными финансами по установленным регионом направлениям.

Наиболее актуальными направлениями в настоящее время являются:

    совершенствование бюджета и бюджетного процесса путем повышения обоснованности и точности бюджетного планирования, перехода к среднесроч-ному планированию и БОР, обеспечения прозрачности бюджетного процесса;

    разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки, в том числе за счет банкротства должников бюджета;

    повышение доходов от использования имущества, находящегося в муни-ципальной собственности;

    учет доходов (прибыли) муниципальных унитарных предприятий;

    поддержка развития малого предпринимательства;

    формализация и конкурсность процедур распределения бюджетных средств (субсидий, субвенций, кредитов, гарантий, налоговых льгот и т.д.) предприятиям;

    совершенствование управления муниципальным долгом: организация учета совокупного муниципального долга, соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга, установленных федеральным законодательством;

    повышение качества управления бюджетными расходами за счет форми-рования и применения социальных и финансовых норм и нормативов, проведе-ния паспортизации муниципальных услуг, учета соотношения "цена - качество" бюджетных услуг;

    реструктуризации бюджетной сети, развития системы муниципального заказа и закупок на конкурсной основе;

    повышение эффективности преобразований в жилищно-коммунальной сфере путем соблюдения региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и их оплаты населением, улучшения работы жилищных организаций, использования экономически обоснованных нормативов, учиты-вающих затраты и рентабельность, повышения эффективности тарифной поли-тики, проводимой в муниципальном образовании, и деятельности его ресурсо-снабжающих предприятий с точки зрения поддержания муниципального жи-лищного фонда и муниципальной инженерной инфраструктуры в надлежащем техническом состоянии и их дальнейшего развития;

    повышение качества управления муниципальной собственностью за счет разработки и реализации среднесрочной стратегии управления муниципальной собственностью, разработки и применения критериев оценки эффективности управления и использования муниципальной собственности, инвентаризации и ведения учета (кадастров) земельных участков, объектов недвижимости, нахо-дящихся в муниципальной собственности, внедрения системы оценки имуще-ства физических лиц на рыночной основе;

    прозрачность, формализованность и предсказуемость принимаемых ре-шений, включая четкое распределение прав и обязанностей по реализации ре-форм не только между уровнями публичной власти, но даже между конкретны-ми министерствами, ведомствами, исполнителями.

Учитывая, что поставленные задачи могут быть решены в течение дли-тельного периода времени и требуют комплекса мероприятий по их реализа-ции, целесообразно формировать муниципальные программы реформирования, как это практикуется в большинстве регионов.

2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных

образований

Дотации выделяются с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, т.е. повышения доходов муниципальных образо-ваний с наименее развитой налоговой базой.

      соответствии с БК РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений критерии могут быть установлены исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

Дотации на выравнивание муниципальных районов и городской округов выделяются из региональных фондов финансовой поддержки исходя из крите-рия выравнивания бюджетной обеспеченности.

Часть дотаций может предоставляться муниципальным районам (город-ским округам), за исключением перечисляющих отрицательный трансферт в региональный бюджет исходя из численности жителей муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя.

Даная норма имеет особое значение, поскольку только в этом случае ука-занная часть дотаций полностью или частично может быть заменена дополни-тельными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на до-ходы физических лиц.

Это в равной степени относится и к возможности замены дотаций из ре-гиональных фондов финансовой поддержки поселений - только в части замены подушевого трансферта.

Согласно БК РФ изменение дифференцированных нормативов отчислений

    бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов (городских округов) не допускается только в течение одного финансового года. Поскольку целью замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительны-ми нормативами отчислений от налогов и сборов является создание заинтере-сованности местных властей в принятии мер, направленных на увеличение на-логовой базы, то закрепление их на один год будет недостаточно для достиже-ния данной цели.

      этой связи предложения по установлению дополнительных (дифферен-цированных) нормативов отчислений целесообразно рассматривать на срок не менее трех лет, что в рамках среднесрочного бюджетного планирования приоб-ретает особую актуальность.

Необходимо отметить, что дифференцированные нормативы отчислений в международной практике рассматриваются как инструмент, не соответствую-щий принципам лучшей практики и теоретическим подходам к построению эффективной системы межбюджетных трансфертов.

3. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Фе -

дерации

С учетом уточнения определения форм межбюджетных трансфертов под субсидиями местным бюджетам понимаются межбюджетные трансферты, пре-доставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирова-ния расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий орга-нов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (ст. 139 БК РФ). Кроме того, из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования не только расходных обяза-тельств органов государственной власти субъектов РФ, но и расходных обяза-

тельств органов местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения (ст. 132 БК РФ).

Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ об-разует региональный фонд софинансирования расходов. При этом БК РФ пре-дусматривает возможность предоставления субсидий не только исходя из кри-терия софинансирования, но и на выравнивание обеспеченности муниципаль-ных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Цели, условия предоставления и расходования субсидий местным бюдже-там и их распределение между муниципальными образованиями устанавлива-ются законом субъекта РФ и (или) нормативными актами высших исполни-тельных органов государственной власти РФ.

Важно отметить, что в отличие от региональных фондов финансовой под-держки муниципальных образований формирование регионального фонда со-финансирования расходов не является обязанностью субъекта РФ, так как в со-ответствии с бюджетным законодательством он вправе оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях финансового обеспечения их полномочий по решению отдельных вопросов местного значения. Решение о создании данного фонда и его объеме должно приниматься с учетом объектив-ной необходимости в поддержке определенных направлений бюджетной поли-тики муниципальных образований.

Безусловно, целевая финансовая помощь в отличие от закрепления налогов и предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности явля-ется действенным инструментом воздействия на бюджетную политику муни-ципалитетов. Целью субсидий является стимулирование эффективной реализа-ции органами местного самоуправления отдельных собственных полномочий, приоритетных для социально-экономического развития региона.

Целевые субсидии призваны решать как задачи инвестиционного характе-ра (обеспечение населения инфраструктурой для предоставления муниципаль-ных бюджетных услуг), так и задачи по осуществлению текущих расходов, свя-занных непосредственно с оказанием бюджетных услуг.

Уровень софинансирования конкретного полномочия должен быть оп-ределен с учетом заинтересованности органов местного самоуправления в со-блюдении условий предоставления субсидий и не должен привести к значи-тельным разрывам в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. С учетом данной позиции является крайне важным условием эффективного ис-пользования субсидий определение оптимального соотношения объемов регио-нальных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и регио-нального фонда компенсаций.

4. Субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов

Указанная форма межбюджетных трансфертов, так называемые "отрица-тельные трансферты", - механизм межбюджетного регулирования, призванный более эффективно выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных образований за счет централизации части средств из бюджетов наиболее обес-

печенных муниципальных образований в бюджеты субъектов РФ для их после-дующего перераспределения между менее обеспеченными дотационными му-ниципальными образованиями. Установление нормативов отчислений от нало-гов в местные бюджеты, приводящее к существенному увеличению бюджетной обеспеченности у отдельных муниципалитетов, может быть компенсировано перераспределением из них "излишков средств" в менее обеспеченные местные бюджеты, что позволяет уменьшить разрыв бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями.

Механизм "отрицательного трансферта" применяется в случае превышения налоговых доходов муниципального образования в 1,3 средней величины по субъекту РФ.

Принятие решения о введении механизма "отрицательных трансфертов" относится к компетенции субъектов РФ. Это означает закрепление практики "отрицательных трансфертов" и предоставление региональным органам власти права в одностороннем порядке принимать решения о взыскании части собст-венных доходов у отдельных муниципальных образований. Однако в высокодо-тационных регионах даже при наличии существенных разрывов в бюджетной обеспеченности муниципальных образований отмечается невозможность от-дельных муниципалитетов обеспечить финансовыми ресурсами расходные обя-зательства только за счет налоговых доходов. В этой связи, несмотря на то что самые высокообеспеченные по налоговым доходам муниципалитеты и в боль-шей мере финансово обеспечены налоговыми доходами, их объем недостаточен для выполнения собственных полномочий, которые не учитываются при расче-те "отрицательных трансфертов". Таким образом, представляется нецелесооб-разным введение механизма "отрицательного трансферта" в тех случаях, когда таким муниципалитетам при выравнивании бюджетной обеспеченности необ-ходимо будет предусматривать выделение межбюджетных трансфертов.

Порядок расчета и перечисления межбюджетных субсидий устанавливает-ся субъектом РФ при соблюдении следующих требований, установленных БК РФ:

    субсидии перечисляют те муниципалитеты, в которых в отчетном финан-совом году расчетные налоговые доходы (без учета налоговых доходов по до-полнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ, который не может быть ниже двукратного среднего соот-ветственно по поселениям и муниципальным районам (городским округам) в расчете на одного жителя;

    объем субсидий рассчитывается пропорционально превышению расчет-ных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта РФ, и для отдельного муниципального образования данный объем не может быть более 50 % разницы превышения двукратного среднего уровня расчетных налоговых доходов;

    субсидии перечисляются в бюджет субъекта РФ и учитываются в доходах его бюджета и бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений, а предоставляемые из бюджетов муниципальных рай-

онов (городских округов) - соответственно в бюджетных ассигнованиях регио-нального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), т.е. являются источником образования региональных фондов финан-совой поддержки муниципальных образований;

Соблюдение правила ранжировки муниципальных образований, в соот-ветствии с которым расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения межбюджетных субсидий не мо-гут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения имело более низкий уро-вень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя.

Объем межбюджетных субсидий утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ отдельно по каждому муниципальному образованию, ко-торое в свою очередь также предусматривает в местном бюджете перечисление соответствующих бюджетных средств в региональный бюджет.

В случае невыполнения представительным органом муниципального обра-зования требований по перечислению межбюджетных субсидий ("отрицатель-ных трансфертов") в

региональный бюджет взыскание их осуществляется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих перечислению в местные бюджеты, в установленном финансовым органом субъекта РФ порядке.

5. Субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ

Под субвенциями местным бюджетам понимаются межбюджетные транс-ферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлени-ем ими полномочий РФ и субъектов РФ. То есть субвенции предоставляются только в случае делегирования государственных полномочий на муниципаль-ный уровень.

    части передачи полномочий РФ следует учитывать, что переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, могут переда-ваться законами субъектов РФ органам местного самоуправления, только если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ (например, полномочия в части осуществления регистрации ак-тов гражданского состояния, военные комиссариаты, присяжные заседатели).

    части передачи региональных полномочий на муниципальный уровень следует учитывать положения Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол-нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающего закрытый перечень государственных полномочий субъекта РФ, которые законом субъекта могут передаваться для осуществления их орга-нами местного самоуправления. Так, например, образование административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности является полномочием органов государственной власти по принуждению к исполнению

норм и правил, установленных государством, которое не может осуществляться органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государ-ственной власти.

Совокупность субвенций местным бюджетам образует региональный фонд компенсаций, распределение которых утверждается законом о бюджете субъек-та РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. При этом БК РФ предусматривается утверждение нераспределенной между му-ниципалитетами субвенции в размере не более 5% общего объема соответст-вующей субвенции. Указанный резерв может быть распределен в процессе ис-полнения регионального бюджета на те же цели без внесения изменений в за-кон о бюджете субъекта РФ.

6. Иные межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты , предос -

тавляемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам

БК РФ предусматривает возможность выделения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из региональных бюдже-тов. При этом установлено жесткое ограничение по объему указанных транс-фертов - не более 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам (за исключением субвенций) в случаях и порядке, установленном за-коном субъекта РФ. Как правило, иные межбюджетные трансферты направля-ются субъектами РФ муниципальным образованиям на сбалансированность их бюджетов.

БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. БК РФ содержит общие нормы, регули-рующие порядок предоставления бюджетных кредитов из бюджетов бюджет-ной системы РФ всем категориям заемщиков (публичным образованиям или юридическим лицам) и обеспечения их возвратности. В частности, установле-но, что местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года. Основания, условия предо-ставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются за-конами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и принимаемыми в соответст-вии с ними правовыми актами высших исполнительных органов государствен-ной власти субъектов РФ.

7. Межбюджетное регулирование на муниципальном уровне

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные полномочия между типами муниципальных образова-ний и закреплены доходные источники за соответствующими местными бюд-жетами.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских ок-ругов и муниципальных районов по решению вопросов местного значения осуществляются ими самостоятельно. В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится вы-равнивание бюджетной обеспеченности поселений. В этой связи возникают

взаимоотношения между районами и поселениями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного про-цесса.

Для реализации данного полномочия БК РФ предусмотрены следующие бюджетные полномочия муниципального района:

    определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений и предоставление межбюджетных трансфертов;

    установление в соответствии с федеральными законами и законами субъ-ектов РФ нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных нало-гов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налого-выми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципаль-ных районов.

Таким образом, выбор соотношения приоритетов между стимулированием местных органов власти поселений к развитию налоговой базы и равномерно-стью распределения финансовой помощи между поселениями соответствующе-го района стоит не только перед субъектами РФ, но и перед органами местного самоуправления муниципальных районов в отношении расположенных на их территории поселений.

При определении выбора механизмов межбюджетного регулирования учи-тывается, что поселения получают финансовую помощь из региональных фон-дов финансовой поддержки поселений, причем ее объем определяется законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Вместе с тем в соответствии с тре-бованиями БК РФ единые нормативы отчислений в бюджеты поселений уста-навливаются решением представительного органа муниципального района, ко-торое должно иметь неограниченный срок действия. В связи с этим у районов могут возникнуть объективные основания для пересмотра нормативов отчисле-ний в бюджеты поселений.

Финансовая помощь из бюджета муниципального района бюджетам посе-лений может предоставляться в следующих формах межбюджетных трансфер-тов:

    дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджет-ной обеспеченности поселений;

    субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муници-пальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

    иных межбюджетных трансфертов.

      целях выравнивания бюджетной обеспеченности поселений в составе расходов местных бюджетов муниципальных районов предусматриваются до-тации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые обра-зуют районный фонд финансовой поддержки поселений (РФФПП). Рас-пределение РФФПП на основе оценки уровня бюджетной обеспеченности по-

селения осуществляется с целью повышения его у наименее обеспеченных му-ниципалитетов в силу различного социально-экономического развития.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспечен-ности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный пе-риод и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных посе-лений с 2009 г. не допускается.

Объем РФФПП (за исключением дотаций, предоставляемых за счет суб-венций из регионального фонда компенсаций) определяется органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Законами субъекта РФ могут устанавливаться следующие подходы к опре-делению объемов указанных фондов:

    в процентах от собственных доходов бюджета муниципального района;

    в процентах от объема расходных полномочий поселений;

    исходя из необходимости обеспечения заданного уровня бюджетной обеспеченности поселений, установленного муниципальным районом при вы-равнивании бюджетной обеспеченности поселений;

    индексация установленного в текущем финансовом году объема РФФПП на уровень инфляции.

Федеральным законом № 131-ФЗ предоставлено право органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать с органами местного самоуправления муниципального рай-она соглашения о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, пре-доставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Соответственно и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать аналогичные соглашения с органами местного самоуправле-ния отдельных поселений.

Однако БК РФ не предусмотрено выделение субсидий и субвенций из бюджета муниципального района бюджетам поселений для финансирования делегированных полномочий или софинансирования отдельных вопросов мест-ного значения и создание соответственно районных фондов компенсаций и фондов софинансирования расходов.

Следовательно, данный механизм межбюджетного регулирования может быть реализован лишь в форме иных межбюджетных трансфертов.

Несмотря на широкую практику заключения межмуниципальных соглаше-ний по передаче полномочий между муниципальными районами и поселения-ми, БК РФ, не содержит положений в части возможности органов местного са-моуправления муниципальных районов и поселений на передачу межбюджет-ных трансфертов в соответствии с заключенными соглашениями.

      настоящее время проводится работа по внесению в БК РФ дополнения в части возможности предоставления иных межбюджетных трансфертов бюдже-там поселений из бюджетов муниципальных районов и предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений бюджетам муниципаль-ных районов на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями в случаях и порядке,

предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного ор-гана муниципального района (поселения).

Решение этого вопроса насущно необходимо, так как отдельные вопросы местного значения в ряде случаев могут более эффективно решаться именно на районном уровне, так как соответствующими услугами на территории поселе-ния могут пользоваться жители близлежащих поселений. В качестве примера можно привести:

    организацию библиотечного обслуживания;

    создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселе-ния услугами организаций культуры;

    охрану и сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории поселения;

    обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

    организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подго-

Сегодня БК РФ предусмотрена лишь особая форма межбюджетных транс-фертов - межбюджетные субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формиру-ется из числа представителей поселений и в его компетенции входит решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Размер этих межбюджетных субсидий утверждается решением представи-тельного органа муниципального района и решениями представительных орга-нов поселений о местных бюджетах. При этом размер субсидии должен быть установлен исходя из единого для всех соответствующих поселений данного муниципального района норматива в расчете на одного жителя либо потреби-теля муниципальных услуг.