Думаю, вы согласитесь, что зачастую собственники помещений в МКД требуют от управляющей организации предоставить информацию, которую УК вовсе не должна раскрывать владельцам квартир. К таковой относится внутренняя документация УК или сведения о финансово-хозяйственной деятельности, не предусмотренные по . Эти данные могут не предоставляться собственникам, если иное не предусмотрено в договоре управления. Давайте поговорим о том, как обосновать свой ответ собственникам и на какие нормативно-правовые акты ссылаться.

Какую информацию должна раскрывать УК

Если собственники помещений в МКД просят управляющую организацию предоставить им данные по зарплатам сотрудников УК, сумме аренды офиса или другие подобного рода сведения, то УК на законных основаниях вправе их не предоставлять, сославшись на п.3 Стандарта раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010 года).

Но здесь нужно сделать небольшую оговорку. Если в договоре управления МКД прописана обязанность управляющей организации по предоставлению собственникам иной информации, отличной от Стандарта раскрытия, и по другим формам отчётности с определённой периодичностью, то УК должна будет по запросу потребителей предоставить такие сведения.

Например, если в договоре управления МКД прописано, что УК предоставляет сведения о себестоимости работ и услуг, то собственники могут потребовать от своей управляющей организации предоставить им информацию, скажем, по стоимости инвентаря дворника.

Непредоставление собственникам информации, не предусмотренной Стандартом раскрытия, не является для управляющей организации нарушением. За это её нельзя оштрафовать. Полный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, указан п.3 Стандарта . Перечислим его:

  • общая информация об УК, основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями к нему, сведения о доходах и расходах, полученных и понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД по данным раздельного учёта доходов и расходов);
  • перечень МКД в управлении УК с указанием их адресов и основания управления по каждому дому;
  • перечень МКД с расторгнутыми в прошлом году договорами управления с указанием их адресов и основания расторжения;
  • общая информация об МКД в управлении с характеристиками дома (адрес, год, серия и тип постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, уровень благоустройства, кадастровый номер (при наличии), конструктивные и технические параметры, системы инженерно-технического обеспечения и площадь земельного участка в составе общего имущества);
  • информация о выполняемых работах и оказываемых услугах с указанием их стоимости по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД;
  • информация об оказываемых коммунальных услугах (о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления КУ);
  • информация об использовании общего имущества в МКД;
  • информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД, если решением общего собрания собственников управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома (формирование фонда капремонта на спецсчёте дома). Если средства собственников идут в “общий котёл”, то есть формируются в фонде капитального ремонта регионального оператора, то УК не должна размещать эти сведения;
  • информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД с их результатами;
  • отчёт об исполнении управляющей организацией договора управления за прошедший год;
  • информация о случаях привлечения управляющей организации или её должностного лица к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия и сведениями о мерах, принятых для устранения допущенных нарушений.

Почему УК не должна раскрывать собственникам информацию, не предусмотренную по Стандарту

По Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления. Если в управляющую организацию поступил такой запрос от собственника, то ему следует предложить придти в офис УК для ознакомления с документами. При этом, необходимо уточнить, с какими конкретно документами собственник может ознакомиться по Стандарту раскрытия информации и ФЗ №152 от 27.07.2006 года "О персональных данных" .

Уведомите собственника о том, что согласно требованиям ст.19 ФЗ №152 УК имеет право принимать меры для защиты своих персональных данных. В связи с этим ознакомление собственника с документацией УК может сопровождаться регистрацией в специальном журнале и использованием видео- и фотосъемки во избежание хищения, уничтожения и порчи оригиналов документов.

Согласно п.21 Постановления Правительства РФ №731 управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя (Приказ №882/пр) на основании письменного запроса потребителя. Тут же даётся пояснение, что потребителями признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в МКД (п.6 Стандарта раскрытия).

Таким образом, только собственники имеют право запрашивать у своей управляющей компании определённую информацию. Все остальные граждане и организации таким правом не обладают. То есть, если к вам обратился потребитель ЖКУ, не являющийся собственником помещения в МКД, то вы вправе отказать ему в предоставлении любой информации по запросу.

Для неограниченного круга лиц, как сказано в ПП РФ №731, существуют информационные стенды в офисах управляющих компаний и доски объявлений в подъездах МКД. Там предусмотренная Стандартом и ПП РФ №354 информация размещается специально для всех желающих с ней ознакомиться.

Как мотивированно отказать собственнику на предоставление информации по запросу

Как быть, если собственник обратился к вам с требованием предоставить ему информацию, например, о стоимости строительных материалов или себестоимости выполненных работ. Такое требование в виде письменного запроса может быть выставлено при отказе председателя совета дома или другого уполномоченного решением общего собрания собственников лица подписать данный акт.

В таком случае управляющая организация может смело отказать собственнику на том основании, что он не вправе проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте (ст.748 ГК РФ , ПП РФ №491). Но здесь опять-таки сделаем оговорку, которая очень важна: если иное не предусмотрено в договоре управления.

В акте приёмки выполненных работ равно, как и в формах раскрытия информации (Приказ Минстроя №882/пр) указывается не себестоимость работ, а фактическая их стоимость. Поэтому УК может ответить, что запрашиваемая собственником информация не подлежит раскрытию согласно требованиям действующего законодательства. Следовательно, такая информация собственнику представлена быть не может, если иное не предусмотрено договором управления.

Всю информацию по формам Минстроя собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УК, портале Реформа ЖКХ и частично в ГИС ЖХ. В печатном виде сведения хранятся на информационных досках в офисе УК и на досках объявлений в подъездах МКД.

Собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления. Всё только в рамках Стандарта раскрытия информации и только по формам Минстроя. Также напоминаем, что ни действующее законодательство, ни договор управления не позволяет собственникам снимать с оригиналов документов копии любым способом.

Для ознакомления с информацией по Стандарту раскрытия управляющая компания может направить собственников на портал Реформа ЖКХ или сайт УК, указав соответствующие ссылки в письменном ответе на запрос.

Независимо от принятого УО решения о предоставлении жителю МКД информации, организация обязана ответить ему в срок от 1 до 30 дней в зависимости от характера запроса. Чтобы не потерять ни одного обращения и в срок направить ответ на него, УО может вести учёт заявок и обращений с помощью . Попробуйте его бесплатно!

Порядок, состав, а также сроки и периодичность размещения информационных данных о деятельности УК в системе ГИС ЖКХ устанавливаются в соответствии с внесенными изменениями в ПП 416 от 15.05.2013 г. . Этот же порядок раскрытия информации установлен отдельным законодательным актом — ПП 331 от 27 марта 2018 г.

Ответственность и наказание за непредоставление данных

Сроки обнародования сведений

Обнародовать сведения согласно Стандарту , необходимо не позже тридцати дней после подписания договора управления.

В случае, если результаты проверки деятельности УК надзорными органами оказались неудовлетворительными, у собственника всегда остаётся право обратиться в судебные органы .

Чтобы это сделать, необходимо письменно сформулировать свои требования в исковом заявлении и подать его в суд общей юрисдикции в том районе, где находится управляющая компания.

Заключение

Законодательство в сфере реформы ЖКХ, ее информационного обеспечения интенсивно развивается. Всем заинтересованным лицам необходимо регулярно знакомиться с изменениями нормативных актов, чтобы не допустить нарушений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Требования к раскрытию информации управляющими компаниями

Собственники квартир в МКД хотят знать, чем занимается управляющая компания и куда уходят выплаченные денежные средства. По этой причине были приняты правовые нормы, закрепляющие обязанность управляющих организаций по раскрытию информацию о своей деятельности. Такая обязанность ложится не только на управляющие компании, но и на жилищные кооперативы, и товарищества собственников жилья.

В пункте 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ говорится, что управляющая компания обязана предоставлять ежегодный отчёт о проделанной работе и о затраченных средствах. Пункт 10 статьи 161 закрепляет за управляющими организациями обязанность раскрывать информацию по стандарту . Речь идёт о нормативно-правовом акте под названием «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» , который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими организациями. Стандарт утверждён Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.

Какая информация подлежит раскрытию?

По стандарту оглашению подлежит общая информация, сведения о финансово-хозяйственной деятельности, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД и сведения об исполнении договора управления.

Общая информация:

  • точное название управляющей организации;
  • ФИО руководителя и главных специалистов;
  • сведения о лицензии;
  • адрес главного офиса;
  • график приёма;
  • контактные данные;
  • список многоквартирных домов, которыми управляет организация в настоящее время с адресами и полной площадью;
  • информация о домах, которые раньше были в управлении, и причины расторжения договоров;
  • сведения о привлечении сотрудников управляющей организации к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций с копиями документов о применении мер административного воздействия.

Помимо этих данных, УК, ТСЖ и ЖСК раскрывают также информацию материального характера.

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности:

  • информация о доходах, приобретённых в результате управляющей деятельности;
  • расходы, которые были направлены на выполнение ремонта или закупку материалов;
  • расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ;
  • годовая отчётность с включением баланса и приложениями.

Также управляющие организации размещают сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах, предоставляют описание, стоимость каждой работы и услуги.

Информация по содержанию и ремонту общего имущества МКД

  • перечень осуществляемых работ и услуг;
  • результаты деятельности;
  • пользование общим имуществом многоквартирного дома;
  • данные фирм, снабжающих энергией, газом и водой;
  • цены и объём закупок коммунальных ресурсов, тарифы и нормативы потребления.

Также управляющие компании обязаны сообщать о времени осуществления капитального ремонта и об отчёте об исполнении договора управления.

Каков порядок раскрытия информации управляющими компаниями?

Процедуру раскрытия информации устанавливает пятый пункт Стандарта, где говорится, что сведения размещаются:

Важно подчеркнуть, что собственники помещений в МКД имеют право знакомиться с информацией в любой момент. Таким образом, собственник может направить запрос в письменном или электронном виде для получения перечня оказываемых услуг, информации о тарифах и так далее.

Если собственник запрашивает информацию, которая есть в открытом доступе, то УК может не копировать эти данные в ответном письме, а предоставить информацию о том, где можно ознакомиться с интересующими сведениями.

Сроки информирования

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 731 управляющая организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного МКД в течение 30 суток с момента заключения договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны публиковаться каждые 3 месяца.

Ответы на письменные и электронные запросы отправляются в течение 10 дней после поступления запроса. Принятые запросы и копии ответов хранятся не менее пяти лет в электронном или письменном виде в зависимости от формы запроса.

Список предоставляемых услуг регулярно демонстрируется на стенде с учётом последних изменений.

Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. Изменения подлежат опубликованию:

  • на официальном сайте - в течение 7 дней;
  • на информационных стендах - в течение 10 дней;
  • в официальных печатных изданиях - в течение 30 дней.

Что ждёт управляющую компанию при нарушении Стандарта?

За сокрытие информации и другие нарушение управляющим компаниям грозят штрафы в размере до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на всю компанию.

С 1 июля 2017 года управляющие компании, жилищные кооперативов и товарищества собственников размещают информацию в ГИС ЖКХ. С 1 января 2018 года применяются меры административного воздействия за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уточняет меры административной ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере ЖКХ:

  • определяет размеры штрафов за нарушение оператором ГИС ЖКХ порядка доступа к системе и к размещённой там информации;
  • корректирует административную ответственность за неразмещение информации, размещение в неполном объёме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ;
  • устанавливает административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания контрольно-надзорного органа об устранении нарушений законодательства РФ о ГИС ЖКХ;
  • уточняет административную ответственность операторов по обращению с ТКО, теплоснабжающих организаций и должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности.

Закон вступил в силу 1 января 2018 года, но отдельные положения начнут применяться с 1 января 2019 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.

О чём это постановление

Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.

731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ . В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.

В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.

Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей ). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.

Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей ).

Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, . Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!