Органы общей компетенции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Органы общей компетенции
Рубрика (тематическая категория) Экология

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида˸ органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции состоит в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся˸

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям ᴇᴦο управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в ᴇᴦο администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на ᴇᴦο базе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.


  • - Органы общей компетенции

  • - Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .


  • - Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей... .


  • - Среды. Органы общей компетенции

    Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной... .


  • Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы.

    По типу компетенции они делятся на 2 группы :

    1) Органы общей компетенции;

    2) Органы специальной компетенции.

    К органам общей компетенции относятся:

    Президент РФ;

    Правительство РФ;

    Федеральное собрание РФ:

    Государственная Дума;

    Совет Федерации;

    Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

    Представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

    К органам специальной компетенции относятся:

    Министерство Финансов РФ;

    Федеральное Казначейство РФ;

    Федеральная налоговая служба РФ;

    Центральный Банк РФ;

    Система коммерческих банков;

    Органы налоговой полиции; (налоговая полиция расформирована в 2003г.)

    Счетная Палата РФ.

    Органы об­щей компетенции - руководят всеми финан­сами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, орга­низуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обра­щение, таможенное регулирование и эмиссию.

    Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика.

    Исполнительные органы гос. власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные финансовые НПА, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

    Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). То же относится и к подобным органам, формируемым ОМСУ (отделы, управления администраций и т. п.).

    Прерогативой зако­нодательных (представительных) органов гос. вла­сти является принятие финансовых законов, а также осуществление финансового контроля.

    Органы специальной компе­тенции созданы для управления финансами и финансового контроля. Делятся на две группы :

    1. Гос. органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач . Это министерства и ведомства, органы управления, хо­зяйствующие субъекты. Управляя порученным участком госу­дарственной деятельности, они:

    а) тратят бюджетные ассигнова­ния;

    б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет.

    Эти органы утвер­ждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

    2. Гос. органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Эти органы созданы специально для осуществления финансовой дея­тельности и финансового контроля.

    Cтраница 1


    Органы специальной компетенции - Управление внутренних доходов (Board of Inland Revenue) и Управление пошлин и акцизов (НМ Customs and Excise) 1, подотчетные Казначейству, - как правило, не принимают актов, толкующих налоговое законодательство, а издают брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений.  

    К органам специальной компетенции может быть отнесен целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Каждое из отраслевых министерств обладает надве-домственными функциями в решении вопросов данного министерства.  

    По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.  

    ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции (финансовые и кредитные учреждения, правоохранительные органы, специальные государственные инспекции и др.) за деятельностью неподчиненных им предприятий и организаций. Каждый из этих органов осуществляет контроль в соответствии с возложенными на него функциями управления.  

    По состоянию на конец апреля 2005 г. формирование системы органов специальной компетенции не завершено. За последние 6 - 7 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и органы специальной компетенции, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы.  

    Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.  

    Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.  

    По характеру выполняемых функций руководства колхозами все эти органы можно подразделить на две группы: а) органы общей компетенции, которые руководят всеми отраслями народного хозяйства, а не только сельским хозяйством и, в частности, колхозами; б) органы специальной компетенции, созданные именно для руководства сельским хозяйством, в том числе и колхозным производством.  

    Основу нормативно-правовой базы функционирования системы управления охраной окружающей среды на предприятии и его структурных подразделениях составляет федеральное и региональное законодательство в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, система стандартов ГОСТ Р серии 14000, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды и органов управления субъектов Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.  

    К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяют на три вида: комплексные, отраслевые, функциональные.  

    Существующая система органов специальной компетенции определена в соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и построена по производственно-отраслевому принципу.  

    Второй уровень подзаконных актов, являющихся источниками авторского права, образуют ведомственные акты в точном смысле этого слова, В рассматриваемой области они издаются в основном теми высшими органами государственного управления, которые руководят организациями, использующими произведения науки, литературы и искусства, например тем же Министерством культуры или Государственным комитетом РФ по печати. Однако в данном случае эти министерства выступают как органы специальной компетенции, и принимаемые ими акты носят ведомственный характер, т.е. распространяются лишь на лиц, относящихся к данному ведомству. Ведомственные акты принимаются также теми отраслевыми министерствами, которые имеют в своем подчинении специализированные издательства и иные организации, использующие авторские произведения. В настоящее время ведомственное законодательство в рассматриваемой области представлено многочисленными актами бывших союзных министерств и ведомств, которые применяются в той мере, в какой они не противоречат принятым в России законам. Ведомственные акты должны основываться на законе и подзаконных актах общего характера и в случае расхождения с ними могут быть оспорены в судебном порядке.  

    Вместе с тем значительная роль в государственном управлении окружающей средой отводится действующим законодательством специальным государственным органам. Среди специально уполномоченных органов охраны окружающей среды выделяются органы межотраслевой и специальной компетенции. Особое место среди специализированных органов занимает Госкомитет СССР по гидрометеорологии. Основная задача этого комитета - - осуществление мониторинга окружающей среды, что является важной составной частью реализации природоохранительной функции. На основании результатов мониторинга принимаются решения об использовании природных ресурсов в народном хозяйстве, составляются карты экологического состояния и прогнозируются экологические ситуации на определенных территориях. В рамках комитета создано Главное управление по охране атмосферного воздуха. На местах создаются территориальные структурные подразделения этого органа. Госкомитет и его структурные подразделения на местах осуществляют экологические экспертизы проектов строительства и реконструкции различных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Ведущая роль в области проблем экологии принадлежит Государственному комитету СССР по охране природы.  

    Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.  

    Одновременно закон регламентирует компетенцию суда при рассмотрении исков граждан. Большинство законов предусматривает, что окружные суды правомочны запретить субъектам нарушать закон, либо предписать органам специальной компетенции надлежащим образом выполнять возложенные на них обязанности, либо предпринять необходимые вытекающие из закона действия. Законы о чистой воде и о сохранении и восстановлении сырьевых ресурсов, наряду с названными правомочиями, дают судам право принять решение о наложении штрафа за экологические правонарушения.  

    А) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    Б) Исполнительные органы власти; органы местного самоуправления; Минюста России; Федеральное собрание.

    В) Президент; Федеральное Собрание; Правительство: представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

    63. Производственный экологический контроль осуществляется:

    А) Исполнительным органом государственной власти;

    Б) Органами местного самоуправления;

    В) Экологической службой предприятия;

    Г) Правительство РФ.

    64. Определяют (-ет) основные направления внутренней экологической политики российского государства:

    А) Президент РФ;

    Б) Правительство РФ;

    В) Минприроды России;

    Г) Главы субъектов РФ.

    65. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится:

    А) Обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

    Б) Принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

    В) Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

    Г) Организация проведения государственной экологической экспертизы.

    66. К органам государственного экологического управления общей компетенции не относится:

    А) Правительство РФ;

    Б) Президент РФ;

    Г) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

    67. Основным органом государственного управления использованием и охраной вод, недр, атмосферного воздуха является:

    А) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

    В) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ;

    Г) Федеральное агентство по рыболовству РФ.

    68. Основным органом государственного управления использованием и охраной животного мира, отнесенного объектам охоты, является:



    А) Министерство экономического развития РФ;

    Б) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ;

    В) Министерство сельского хозяйства РФ;

    Г) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

    69. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находится:

    А) Федеральное агентство по недропользованию;

    Б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

    В) Федеральное агентство по рыболовству;

    Г) Министерство экономического развития РФ;

    70. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является:

    А) Росприроднадзор;

    Б) Ростехнадзор;

    В) Росреестр;

    Г) Росгидромет.

    71. В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологического контроля:

    А) Государственный, производственный и муниципальный;

    Б) Муниципальный, производственный и общественный;

    В) Государственный, производственный и общественный;

    Г) Государственный, производственный, муниципальный и общественный.

    72. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется:

    А) Президентом РФ;

    Б) Правительством РФ;

    В) Министерством природных ресурсов и экологии РФ;

    Г) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    73. Специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, является:

    А) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

    Б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

    В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    Г) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

    74. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

    А) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

    Б) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;

    В) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Г) Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ.

    75. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено:

    А) Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

    Б) Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

    В) Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

    Г) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенного пункта.

    76. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

    А) Обеспечение охраны окружающей среды на континентальном шельфе РФ;

    Б) Ведение Красной книги РФ;

    В) Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

    Г) Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в РФ.

    77. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится:

    А) Предупредительный экологический контроль;

    Б) Текущий экологический контроль;

    В) Последующий экологический контроль;

    Г) Производственный контроль.

    78. Субъектом государственного специального экологического контроля является:

    А) Президент РФ;

    Б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    В) Правительство РФ;

    Г) Органы местного самоуправления.

    79. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется:

    А) Ведомственным;

    В) Производственным;

    Г) Государственным.

    80. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства это:

    А) Экологический мониторинг;

    Б) Экологический аудит;

    В) Экологический контроль;

    Г) Экологическая сертификация.

    81. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:

    А) Федеральное Собрание РФ;

    Б) Правительство РФ;

    В) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

    Г) Нет верного ответа.

    82. Характеристика права собственности на природные ресурсы:

    А) Абсолютное право собственности;

    Б) Ограничение права собственности в связи с экологическими требованиями;

    В) Ограничение права собственности в связи с муниципальными и государственными нуждами;

    Г) Нет верного ответа.

    Какие природные ресурсы находятся исключительно в федеральной собственности?

    А) Природные объекты, предоставленные для нужд обороны;

    Органы государственной власти, осуществляющие управленческую деятельность в сфере использования и охраны земель, могут быть классифицированы по нескольким критериям. Если, например, исходить из характера и объема, присущих им властных полномочий, то следует разграничивать органы общей и органы специальной компетенции. К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а. осуществляется наряду с решением иных задач. Так, земельные полномочия Правительства РФ определены ЗК РФ (ст. 2, 8, 13, 14,22, 38,54,57, 58,60, 65 и т.д.), а также другими федеральными законами. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ Правительство РФ осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую применительно к землям, находящимся в федеральной собственности.

    К государственным органам общей компетенции относятся и органы, исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 10 ЗК РФ в их полномочия входят: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, а также иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, ЗК РФ не устанавливает перечень полномочий конкретных органов государственной власти субъектов РФ, а лишь очерчивает круг вопросов, которые принадлежат субъекту РФ в сфере использования и охраны земель.

    Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя России (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, единство государственной власти РФ и ее субъектов) (ст. 1, 5,10 Конституции РФ) и с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом (ст. 72,77 Конституции РФ).

    Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель. При этом следует различать понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Такой вывод следует из Указа президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Вопросы системы и структуры федеральных органов « исполнительной власти». 

    В структуру специально уполномоченных федеральных органов в области использования и охраны земель входят органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство мониторинг, ведение государственного кадастра недвижимости и т.д.). В их число входят следующие органы:

    1) Минприроды России. Его деятельность носит природоохранная характер, а поскольку земля является составной и неотъемлемой частью окружающей среды, данные полномочия будут представляя для нас интерес. Данный орган в сфере земельных отношений осуществляет функции, связанные с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, а также занимается организацией системы особо охраняемых природных территорий;

    2) Минздравсоцразвития России. В его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучию человека, выполняющая функции санитарно-эпидемиологического надзора. Одна из функций данной службы заключаем в проведении государственного санитарно-эпидемиологической надзора за соблюдением санитарного законодательства в предел всех категорий земель независимо от форм собственности.

    3) Минэкономразвития России. В его ведении находятся Росреестр и Росимущество.

    Росреестр осуществляет государственную регистрацию Драв на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (включая земельные участки); государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную кадастровую оценку земель; землеустройство; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор.

    Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности; приобретала в установленном порядке имущество в федеральную собственное осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность; подготавливает и представляв в Минэкономразвития России предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки; организует проведение обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, продажи права на заключение договора аренды земельной участка на торгах (аукционах, конкурсах); осуществляет от имени Российской Федерации предоставление земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти РФ и т.д.

    К органам отраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определенной отрасли хозяйства (промышленность, транспорт, оборона и т.д. Например, Минселъхоз России осуществляет ряд функций в сфере использования и охраны одной категории земель - земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливает: правила и нормы в области мелиорации земель; планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

    В ведении Минтранса России находится Федеральное дорожное агентство, которое осуществляет в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты; проводит согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о Предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользовании федерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, Но Требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки.