За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Основной классификацией нормативно-правовых актов является классификация по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность и зависит от органа издавшего акт? его полномочий и компетенции. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, в которой нижестоящие нормативные акты не должны противоречить вышестоящим. Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на законодательные и подзаконные нормативные акты.

Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

  • 1)законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
  • 2)конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
  • 3)кодексы Республики Казахстан, законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
  • 4)нормативные указы Президента Республики Казахстан;
  • 5)нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;
  • 6)нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 7)нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов;
  • 8)нормативные решения маслихатов и акимов: маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Законодательный акт - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

К законодательным актам относятся: конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РК. Согласно п. 2 статьи 4 Конституции РК, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК не должны противоречить Конституции.

После Конституции по юридической силе следуют законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РК), законы, кодексы, действующие Законы РК и КССР, принятые до вступления в силу Конституции РК 95 г. (действуют в части не противоречащей Конституции РК) и Постановления Парламента, Сената и Мажилиса.

Следует иметь в виду особую роль Президента РК в процессе законотворческой деятельности.

В соответствии с п.2 ст.45 Конституции РК, Парламент может делегировать Президенту право издавать законы на срок до года, а в случае, нерассмотрения Парламентом в течении месяца законопроектов, объявленных Президентом срочным, он может издавать указы, имеющие силу законов Республики. Издаваемые Президентом указы, имеющие силу конституционного закона и указы, имеющие силу закона приравниваются, соответственно, к конституционным законам и законам.Необходимо также отметить, что в иерархии нормативных правовых актов нормативные указы Президента, не являющиеся законодательными актами, стоят, тем не менее, выше нормативных постановлений Парламента, относящихся к законодательным актам. Известны случаи, например, Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. N 3309, когда Указ Президента вносил изменения в Постановление Правительства.

Кодексы являются кодифицированными актами и обеспечивают полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Согласно теории права, кодексы находятся выше обычных законов по иерархии, однако, на практике, Закон о НПА не признает за кодексами какого-либо преимущества.

Относительно нормативных правовых актов СССР следует отметить следующее. Как подчеркнуто в Постановлении Правительства РК от 14 января 1997 года N 64 “... с принятием Конституции Республики Казахстан законы и иные нормативные акты СССР на территории Республики Казахстан не применяются”. В отношении законодательных актов все понятно, однако в отношении ведомственных узкоспециальных актов следует отметить, что здесь замещение документов СССР национальными далеко не закончено.

Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или установления первичных норм.

Ведущее место среди подзаконных нормативных актов принадлежит нормативным указам Президента РК, далее следуют нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти. Следует отметить, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти зачастую называют ведомственными. В тоже время, Закон о НПА не содержит такого понятия, а Конституционный закон РК “О Правительстве Республики Казахстан” называет ведомством лишь комитет центрального исполнительного органа республики. Следовательно, теперь употребление этого термина будет не вполне корректно.

При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее.

В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

Основные и производные виды нормативных правовых актов

  • 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
  • 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;
  • 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силуконституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  • 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
  • 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
  • 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
  • 6) нормативные приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
  • 7) нормативные постановления государственных комитетов, нормативные постановления иных центральных государственных органов;
  • 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
  • 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся:
  • 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;
  • 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения;
  • 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;
  • 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.
  • 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
  • 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.
  • 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являютсянормативными правовыми актами.

Структура нормативного правового акта.

  • 1. Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием "статья" нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт".
  • 2. Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта.
  • 3. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.
  • 4. Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры.

  • 5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и части нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта.
  • 6. Нумерация пунктов и подпунктов статьи самостоятельна для каждой статьи, а в нормативных правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.
  • 7. Номера подпунктов в пунктах статьи обозначаются арабскими цифрами со скобкой.
  • 8. В случаях, когда необходимо разъяснить цели и мотивы принятия нормативного правового акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).
  • 9. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая их смысл.
  • 10. В целях удобства пользования каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов.

Небольшие, не имеющие глав, законодательные акты могут не иметь заголовков статей.

  • 11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление.
  • 12. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.

Теория государства и права.

Иерархия нормативно-правовых актов.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех cтpaн. Если исходить из общераспространенного значения, термин «источник» означает силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Нормативно-правовой акт- это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ­ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Понятие. Нормативно- правовой акт как - источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих много­образные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать норматив­но-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Итак, нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре­амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина..

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конститу­ции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные по­ложения. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так име­новали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржу­азного государства. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

Законы классифицируются на отрасли права. В соответствии с этим следует разграничивать от­раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода­тельной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за­коны по социальному обеспечению; процессуальные зако­ны; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако­ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражд анского, и других от­раслей права.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах. Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем под законность нормативных юридичес­ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим во­просам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. В соответствии с законом о Правительстве Российской Феде­рации Президенту дано право утверждать своими указами поло­жения о министерствах, государственных комитетах и других под­ведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

Частые вопросы: какие законы сильнее? как нормативные правовые акты делятся по юридической силе?

Говорить о том, какой закон сильнее, в корне неверно. Закон есть закон. Кодекс есть кодекс. И различия в юридической силе между двумя законами нет также как и нет различия в юридической силе кодексов.

Вообще, все, что связано с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан на момент опубликования данной статьи регулируется Законом РК от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».

Во-первых, нужно уяснить, что общественные отношения в Республике Казахстан регулируются нормативными правовыми актами (далее НПА) . Что это такое читайте в статье что такое НПА. И Конституция, и кодексы, и законы — это все НПА.

Вот НПА уже, в свою очередь, различаются по юридической силе.

Смотрим картинку:

Регулируется эта иерархия статьей 10 Закона РК «О правовых актах»:

Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
3) кодексы Республики Казахстан;
4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
5. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств. Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся. Именно об иерархии правовых актов, а также общих положениях правовой системы пойдёт речь далее в статье.

Понятие правовой системы

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой. Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации. Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга. Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества. Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. Иерархия нормативно-правовых актов РФ напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Правовая система Российской Федерации

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами. Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. Иерархия нормативно-правовых актов РФ выстроена от существующей конституции, демократического режима, а также некоторых исторических аспектов. Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни. Более того, структурированность норм помогает гражданам глубже осознавать и понимать суть юридической деятельности, а также пользоваться своими свободами.

История формирования современной правовой системы в РФ

Современная правовая система России начала свое формировании в 1980-х годах. Ещё в 1978 году были созданы поправки к Конституции РСФСР, которые утверждали принципы многопартийности, плюрализма, разделения властей, свободы предпринимательской деятельности и частной собственности. Однако приведены в действие они были только в 1990 году с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Правовая система также была дополнена принятой Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года.

Что такое иерархия НПА?

Иерархия нормативно-правовых актов это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры. При этом существует несколько направлений построения структурированной системы НПА. Различие состоит в том, что одно направление берт за основу по большей части территориальный и ведомственный принцип деления нормативных актов, а другой – юридическую силу в зависимости от принципа разделения властей и существующих органов в государстве. Немаловажную роль играет исторический процесс развития государства. Например, иерархия нормативно-правовых актов РБ (Республики Беларусь) существенно отличается от Российской. Этот факт по большей части зависит от тех политических процессов, которые происходили в Беларуси после распада СССР.

Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

  1. Вертикальное – это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств. Помимо этого, существует территориальный принцип, который формирует суть вертикального направления. Согласно ему, все нормативные акты делятся на федеральные (действуют на территории всего государства) и региональные.
  2. Горизонтальное, когда акты равны по своей юридической силе, но имеют совершенно разный приоритет в момент применения. Подобное случается, когда два нормативных акта субъекта Российской Федерации равной юридической силы, но их применение ограничено территориями регионов. Другая ситуация возможна с федеральными законами. Каждый из них наделён равной юридической силой без исключения, однако тот или иной закон применим в отдельной юридической сфере. Наглядно описанное различие прослеживает между процессуальными и материальными актами.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов в государстве существует за счёт таких факторов: их юридической силы, отраслевого и территориального деления, а также общего регулятора правовой системы – конституции. Каждый уровень системы НПА несет уникальное значение для государства и общества, о чём будет сказано далее. Необходимо также разбираться в дефиниции самого термина «нормативно-правовой акт». На сегодняшний день в теории государства и права это понятие расшифровывается следующим образом, а именно: установленной формы документ, официального характера, который имеет правовую природу. Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Конституция Российской Федерации

Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции.
Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России. Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами - тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения. При детальном анализе основного закона РФ можно выделить следующие конституционные принципы государственного управления:

  1. Демократизм в государстве как основной политический режим власти. Богатый опыт России показал, что тоталитаризм не достигает тех целей, которых могло бы добиться государство со столь великим потенциалом. Поэтому в XXI веке решили «попробовать» что-то новое, а именно демократию. Нужно отметить, этот выбор пока что оправдал абсолютно все надежды.
  2. РФ – это очень большая страна. Чтобы обеспечить грамотный процесс регулирования, в конституцию внесли принцип федерального устройства территории страны.
  3. Верховенство права и законность живут благодаря принципу правового государства.
  4. Принцип социального государства гласит о том, что вся политика органов власти направлена, прежде всего, на повышение благополучия граждан и их уровня жизни.
  5. Наивысшей ценностью в государстве является человек и его жизнь, что проявляется в принципе гуманизма.
  6. Форма правления в России – республиканская.
  7. Религия полностью отделена от власти. Ни одна религиозная конфессия не имеет влияния на органы исполнительной, судебной или законодательной власти, а также права издавать нормативные акты или каким-либо образом влиять на социальную жизнь людей.

Разделение власти

Иерархия в системе нормативных правовых актов во многом зависит от принципа разделения властей. Во-первых, законодательные органы издают наиболее важные НПА, имеющие наибольшую юридическую силу на всей территории России. Исполнительные органы также наделены правом выдавать определённого рода НПА, которые действуют исключительно в сфере работы того или иного ведомства. Что касается судебных органов, то они не выдают нормативные акты, но имеют право толковать суть федеральных законов и конституционных норм, если возникла проблема в процессе правоприменения. Большую роль играют международно-правовые акты. Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Вторая ступень иерархии – федеральные законы

Законы являются вторым «звеном», на основе которого строится иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это ключевые НПА в системе общественного регулирования. Они издаются исключительно законодательными органами России.
Предметом регулирования может быть практически любой вопрос федерального или территориального значения. Законы всегда обязательны для исполнения во всей РФ. Они наделены высшей юридической силой. Все остальные государственные акты должны отвечать законам и не противоречить им. Ответственность за нарушение федеральных законов возможно только в том случае, если она прописана в них самих либо регламентирована иными нормативными актами. Таким образом, иерархия федеральных нормативных правовых актов возглавляется конституцией, а ключевую роль играют законы. Следует также отметить ряд вопросов, которые чаще всего становятся предметом законодательного регулирования, например:

  • Изменение, принятие и соблюдение Конституции РФ и законов государства.
  • Территориальное и федеральное устройство России.
  • Нормативное регулирование в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина.
  • Обеспечение государственной безопасности и правопорядка на территории страны.
  • Регулирование деятельности системы органов государственной власти (исполнительных, законодательных, судебных, отдельных служб и ведомств).
  • Организация и контроль за экономической деятельностью и финансовым положением державы.
  • Внешнеполитическая деятельность РФ.

Это неполный список всех вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения законодательного регулирования в России. С каждым годом социально-политические отношения приобретают все новый и новый характер, что ведёт к изменению приоритетов в органах власти.

Акты президента России

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов возглавляется указами и распоряжениями президента РФ. Данные документы не могут противоречить федеральным законам и Конституции. Основным предметом НПА президента являются вопросы ведения федерации, другими словами, сфера управления страной. Как и законы, они обязательны для применения на территории всей Российской Федерации без исключения.
В конституции описаны следующие НПА, издаваемые президентом: указы и распоряжения. Хотя особых отличий в них нет, учёные-правоведы разделяют данные термины следующим образом:

  • Указами называются решения президента России нормативного характера. Как правило, они многократного или постоянного действия. Также решениями называются документы, которыми освобождаются или назначаются лица на государственные должности, даётся политическое убежище, присваиваются государственные награды, чины, почётные звания и т. п.
  • Распоряжения – это президентские решения, имеющие оперативный характер. Они не могут содержать нормативные предписания. Чаще всего предметом является работа Администрации президента РФ.

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Правительственные НПА

Согласно компетенции правительства России, нормативно-правовые акты данного органа могут выдаваться по ряду чётко выделенных вопросов:

  • Для разработки федерального бюджета.
  • Проведения кредитной и финансовой политики.
  • С целью проведения политических программ в области культуры.
  • Реализация мер по обеспечению неприкосновенности границ, правопорядка, законности, борьбы с преступностью и т. п.

Помимо представленного списка, именно правительство отвечает за реализацию конституционных норм и федеральных законов. Иерархия соподчинения нормативно-правовых актов в РФ наглядно прослеживается во взаимосвязи законов и подзаконных актов правительства. Благодаря последним, законодательство реализуется в повседневной жизни граждан, проще говоря, нормы права действуют должным образом. Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается. Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА

Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти. Они регулируют отношения по определённым вопросам и в отдельной сфере. Стоит отметить, что круг лиц, на который распространено действие ведомственных актов, строго определён, поэтому сфера их правореализации достаточно узкая. Эти документы издаются для организации деятельности политической программы определённого вида. Акты вступают в действие лишь после прохождения регистрации в органах Министерства Юстиции Российской Федерации. Этот этап является ключевым, потому что акты проходят строгую проверку, прежде чем их допускают к действию и фактическому регулированию тех отношений, для которых они созданы. Структурные подразделения органов исполнительной власти не могут издавать ведомственные акты. Что касается видов ведомственных актов, то на сегодняшний день выделяют следующие: приказы, постановления, распоряжения, правила и инструкции.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Акты субъектов РФ выдаются исключительно по вопросам, возникающим в процессе территориального управления тем или иным регионом. Они не могут противоречить федеральным законам или конституции. Подобные акты не являются новыми в современной России. Территориальные органы активно используют «собственные» акты для более эффективной организации власти на местах. Их юридическая сила ограничена исключительно территорией субъекта РФ. К основным видам подобных актов относятся законы субъектов федерации, региональные подзаконные акты и НПА органов местного самоуправления. Нужно отметить тот факт, что иерархия нормативных правовых актов в РК (Республики Казахстан) на территориальном уровне сильно схожа с Российской, хотя в некоторых вопросах прослеживаются незначительные различия.

В заключение нужно отметить, что существующая система НПА в России доказала свою эффективность и целесообразность в процессе управления государством. Иерархию нормативно-правовых актов а России возглавляет конституция, что во многом подчёркивает главенствующую роль принципов демократизма и законности в стране.