Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.
3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к статье 226.1 УК РФ

1. Предметом преступления по ст. 226.1 являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 утверждается Правительством РФ.

2. Объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. Для стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей ответственность за незаконное перемещение будет наступать только в случае совершения его в крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

По ч. 2 ст. 188 УК уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей наступала независимо от стоимости перемещенных предметов.

3. Под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Ввоз товаров - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

4. Незаконность Таможенный кодекс Таможенного союза связывает со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу: а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) недекларированием товаров; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

5. Местом совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного союза либо Государственная граница РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Таможенная граница Таможенного союза - это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

6. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияет форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Квалифицирующим признаком контрабанды выступают совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "а" ч. 2 ст. 226.1). Субъектом этого вида контрабанды следует признавать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, обладающих правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля и использующих свое служебное положение для совершения контрабанды.

10. По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против жизни и здоровья.

11. В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, ч. 3 ст. 226.1 охватываются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Другой комментарий к статье 226.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция носит бланкетный характер и предполагает применение норм Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) и ряда других нормативных правовых актов (например, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 25.06.2012).

Непосредственный объект преступления - отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств - членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения культурных ценностей художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества.

2. Предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена комментируемой статьей, являются: 1) сильнодействующие, 2) ядовитые, 3) отравляющие, 4) взрывчатые, 5) радиоактивные вещества, 6) радиационные источники, 7) ядерные материалы, 8) огнестрельное оружие, 9) его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), 10) взрывные устройства, 11) боеприпасы, 12) оружие массового поражения, 13) средства его доставки, 14) иное вооружение, 15) иная военная техника, 16) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также 17) стратегически важные товары в крупном размере и 18) культурные ценности в крупном размере.

Понятие указанных предметов раскрывается в соответствующих нормативных правовых актах (в частности, в Федеральном законе от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 10.07.2012); Федеральном законе от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012); Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 06.12.2011); Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" (ред. от 04.09.2012) (с изменениями и дополнениями) и др.). Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статьи крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза предметов контрабанды.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу: 1) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; 4) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; 5) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации; 6) покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления - таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза определяется на основании международных договоров.

Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию Российской Федерации вне пунктов пропуска либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации.

Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.

Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: а) поддельных документов; б) недействительных документов; в) документов, полученных незаконным путем; г) документов, содержащих недостоверные сведения; д) поддельных средств идентификации; е) подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

4. Состав преступления - формальный. Момент окончания преступления связан с перемещением соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

5. Субъективная сторона контрабанды характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

7. Квалифицированными составами преступления являются: совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (о понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285 УК РФ). К ним относятся работники таможенных служб: начальники таможен, их заместители, инспектора, а также должностные лица вышестоящих таможенных органов, должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и производящие таможенный контроль. Как представляется, это могут быть и должностные лица, для которых существуют определенные исключения в прохождении таможенного контроля. Необязательно, чтобы должностное лицо лично перемещало товар через границу. Для привлечения к ответственности достаточно, чтобы должностное лицо по службе выполнило или, наоборот, не выполнило все те действия, которые должны обеспечить беспрепятственное прохождение товара через зону таможенного контроля. В таких случаях, на наш взгляд, требуется дополнительная квалификация по статьям о должностных преступлениях.

Насильственные действия, применяемые в отношении лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, не должны содержать самостоятельный состав преступления. Такие действия могут выражаться в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков при условии, что они не причиняют более серьезный, чем легкий, вред здоровью сотрудника таможни. Совершение насилия, причинившего более тяжкий вред здоровью потерпевшего, требует квалификации по совокупности преступлений.

8. Особо квалифицированный состав контрабанды образует ее совершение организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 226.1 УК РФ

1. Предметом преступления являются: а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы; г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.

Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в комментируемой статье (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком этого состава преступления.

Согласно примечанию комментируемой статьи перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 «Об утверждении перечня стратегических важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5133.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.

Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.

2. Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) , включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого Закона.
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.

Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 (в ред. от 21.07.2009) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983; 2009. N 30. Ст. 3832.

3. Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС указанных предметов контрабанды.

Незаконное перемещение названных в статье предметов через таможенную границу заключается в их перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации.

В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза.

О понятии «Государственная граница РФ» см. коммент. к ст. 322.

4. По п. «б» ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

5. Понятие «организованная группа» (ч. 3 комментируемой статьи) раскрыто в коммент. к ст. 35.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 3 комментируемой статьи квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (например, действия участников организованной группы, которые приобрели предметы за границей в целях их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали их незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом.

6. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Под должностным лицом в п. «а» ч. 2 комментируемой статьи следует понимать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ТК ТС от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, не подлежат ответственности по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК и п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям ст. ст. 33 и 226 УК (в зависимости от вида соучастия и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям гл. 30 УК, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.
———————————
Ведомости ВС СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

Осенью 2015 года ко мне обратился гражданин Х., который рассказал, что занимается пауэрлифтингом, и, чтобы тягать большие веса, решил заказать в Белоруссии анаболические стероиды.

Услышав такое, я ему сказал, что стероиды нужны только профессионалам, а в его возрасте достаточно заниматься с тренером, хорошо питаться и много спать. Из добавок принимать протеин, витамины, и то не факт, что они очень нужны.

На это он ответил, что проблема шире, поскольку ФСКН не оценила таких устремлений к спорту и возбудило в отношении него уголовное дело по , по контрабанде сильнодействующих веществ. Дома у Х. был проведен обыск, изъят ноутбук. Сам он дал явку с повинной, признательные показания, адвокат по назначению уже советовал особый порядок. Тем не менее, клиент спрашивал, можно ли что-нибудь сделать.

Адвокаты, долго и регулярно работающие по уголовному направлению, знают, что обычно в таких условиях работа серьезно затруднена. Доверитель уже на себя наговорил, всё это задокументировано в присутствии (часто фиктивном) адвоката – назначенца. Но я решил взяться, обговорив с Х., что если сделать будет ничего невозможно, скорее всего придется соглашаться на этот же особый порядок.

Надо сказать, не самая популярная, по сравнению с обычными и , всё-таки спортсменов как-то меньше чем наркоманов, да и стероиды нужны далеко не всем. Поэтому я углубился в чтение судебной практики и был немало удивлён.

Оказывается, 16 июля 2015 года Конституционный Суд РФ выпустил Постановление № 22-П , в котором была признана в некоторой части неконституционной. Если говорить упрощенно, то Конституционный Суд рассмотрел случай, когда люди въезжали в Россию, при этом при них находились стероиды. Поскольку порядок ввоза сильнодействующих веществ отсутствует, то необходимо руководствоваться законом о лекарственных средствах. А в нем прямо указано, что при въезде в РФ можно ввозить с собой лекарства, не внесенные в реестр лекарственных средств. Поэтому те, кто везет с собой стероиды, преступления не совершают.

Изучив это Постановление, я стал выяснять, почему же ФСКН возбудило уголовное дело. Как мне сказал следователь, их позиция в том, что гражданин Х. не вёз стероиды с собой из-за границы, а заказывал их по почте, находясь здесь, поэтому Постановление КС в данном случае не применимо.

Меня такой подход не устроил и мне стало интересно, что же по этому поводу думают наши суды по подобным белорусским заказам. Скажу, что результаты тоже были удивительные. Если брать Архангельскую область, то в период с лета по осень 2015 года было три приговора, всем дали по три года условно. При этом в приговорах про Постановление КС ни слова, как будто и не выпускалось. Однако в остальной стране ситуация иная, либо дела отправлялись обратно в прокуратуру, либо выносились оправдательные приговоры. Причем, подчеркну, речь шла именно о почтовых посылках из других стран.

Вооружившись некоторыми судебными актами, в декабре 2015 года я написал следователю ходатайство о прекращении уголовного дела. Свою позицию я мотивировал тем, что вроде случаи и кажутся разными, на самом деле, это не так. Действительно, люди сами не пересекают таможенную границу, а сидят дома, но все равно они подпадают под Постановление КС. Дело в том, что само сильнодействующее вещество пересекает границу, просто в одном случае в багаже у человека, а в другом случае в почтовой посылке. Но по сути, разницы нет, поэтому я просил дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Со следователем мы договорились о том, что он серьезно подумает над ходатайством, посоветуется с умными людьми и вынесет решение. При этом я сразу его предупредил, что буду продвигать свою позицию вплоть до Верховного Суда, если понадобится.

Прошел январь, февраль 2016 года, а следствие всё думало. Я узнавал, как там дела, но следователь говорил, что идут консультации, в том числе с нашими областными судьями. Поскольку смысла торопиться не было, то жалоб на следователя я не писал, и, как оказалось, был всё же прав.

18 марта 2016 года уголовное дело в отношении Х. было прекращено, ноутбук возвращен. Правда, стероиды не вернули, но Х. не расстроился, поскольку решил к ним не прикасаться вообще, что с моей стороны нашло полное одобрение.

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.