УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Правительства Российской Федерации


ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный орган по контролю и надзору) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется федеральным органом по контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные полномочия (далее - уполномоченные органы), в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы управления), образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - организации) в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

5. Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 23 статьи 28 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

6. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

8. При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

9. Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

А) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок); анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

Б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:

Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

Анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

Анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

В) при осуществлении государственного контроля качества образования: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок); анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

11. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

12. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

13. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:

Посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

Проводить наблюдение за ходом образовательного процесса; проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

Проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

15. Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

17. По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.

19. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

20. Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 962
"О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов.

2. Министерству Российской Федерации по атомной энергии до 1 июля 2001 г. разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов, а также формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов.

3. Федеральному надзору России по ядерной и радиационной безопасности во II квартале 2001 г. разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук и утвердить положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов

(утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 962)
(с изменениями от 6 февраля 2004 г., 1 февраля 2005 г.)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии " и другими нормативными правовыми актами в области обращения с ядерными материалами, определяет задачи государственного учета и контроля ядерных материалов, устанавливает порядок его ведения в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а также порядок взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций (далее именуются - организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами).

2. Порядок ведения государственного учета и контроля ядерных материалов является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке, экспорту, импорту и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, в том числе организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в пределах своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, учет федерального имущества, а также координирующими и контролирующими указанную деятельность.

3. Государственный учет и контроль ядерных материалов включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и анализ информации о количестве и движении ядерных материалов, осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов и ведется на федеральном и ведомственном уровнях, а также в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.

4. Государственный учет и контроль ядерных материалов в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в Российской академии наук и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, ведется на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, а также положений и инструкций, разрабатываемых и утверждаемых руководителями таких организаций.

5. Государственный учет и контроль ядерных материалов осуществляется в целях:

1) создания и обеспечения необходимых условий для эффективного государственного управления ядерными материалами в Российской Федерации;

2) создания эффективного механизма обеспечения сохранности и физической защиты ядерных материалов;

3) обеспечения своевременного выявления и предотвращения потерь, хищений и незаконного оборота ядерных материалов;

4) обеспечения необходимых условий для применения гарантий МАГАТЭ;

5) обеспечения контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.

6. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, а также порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов в связи с непригодностью для осуществления какой-либо деятельности в области обращения с ядерными материалами определяются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.

7. Ведение государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляют:

1) федеральные органы исполнительной власти (включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии), в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;

2) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие учет федерального имущества;

3) Российская академия наук;

4) организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами;

5) организации, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственных уровнях (далее именуются - информационно-аналитические организации), и центры сбора, обработки и передачи информации.

8. Порядок ведения учета и контроля являющихся собственностью иностранного государства ядерных материалов, временно находящихся на территории Российской Федерации, определяется Федеральным агентством по атомной энергии.

II. Задачи государственного учета и контроля ядерных материалов

9. Задачами государственного учета и контроля ядерных материалов являются:

1) определение фактического количества ядерных материалов в месте их нахождения;

2) поддержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный государственный учет и контроль ядерных материалов в месте их нахождения;

3) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующей информации о ядерных материалах, необходимой для выполнения ими своих полномочий;

4) обеспечение государственного контроля за достоверностью учетных и отчетных данных о ядерных материалах;

5) обеспечение ограничительного порядка доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и зонах баланса материалов этих организаций в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.

III. Деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов

10. Федеральное агентство по атомной энергии в пределах своих полномочий:

1) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

2) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне;

3) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне в отношении находящихся в его ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

4) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

5) ведет государственный регистр ядерных материалов;

6) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующую информацию, необходимую для выполнения ими своих полномочий;

7) обеспечивает функционирование информационно-аналитических организаций и (или) центров сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю ядерных материалов;

8) разрабатывает и утверждает в установленном порядке федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

9) утратил силу;

10) осуществляет контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в государственный регистр ядерных материалов;

11) осуществляет контроль за функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

12) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждает формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления, а также разрабатывает по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждает формы ведомственного и государственного регистров ядерных материалов;

13) представляет ежегодно в установленном порядке в Правительство Российской Федерации отчет о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также об их количестве в Российской Федерации.

11. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в пределах своих полномочий:

1) осуществляют государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне;

2) разрабатывают и утверждают ведомственные положения, нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, участвуют в установленном порядке в подготовке федеральных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

3) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

4) ведут ведомственный регистр ядерных материалов;

5) осуществляют контроль соответствия фактического количества ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, количеству, заявленному в отчетной документации и внесенному в ведомственный регистр ядерных материалов.

12. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в пределах своих полномочий:

1) ведут государственный учет и контроль ядерных материалов по зонам баланса материалов;

2) проводят физические инвентаризации ядерных материалов;

3) представляют отчеты о количестве и движении ядерных материалов;

4) разрабатывают и утверждают положения и инструкции по ведению государственного учета и контроля ядерных материалов;

5) оснащают системы государственного учета и контроля ядерных материалов современными техническими средствами и оборудованием для измерения характеристик ядерных материалов;

6) осуществляют подбор и подготовку персонала, который ведет государственный учет и контроль ядерных материалов, а также повышение его квалификации.

IV. Государственный учет и контроль ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами

13. Государственный учет и контроль ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, ведется по зонам баланса материалов специально уполномоченным подразделением (далее именуется - подразделение по учету ядерных материалов) в соответствии с положением об учете и контроле ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разработанными и утвержденными ее руководителем.

В организации разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений характеристик ядерных материалов, ведется учетно-отчетная документация.

14. Государственный учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов ведется материально ответственным лицом или подразделением по учету ядерных материалов в соответствии с инструкцией, утвержденной руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.

15. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала отражаются в учетной документации.

Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем.

16. Сведения о движении ядерных материалов между зонами баланса материалов представляются в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, по каждому факту отправления (получения) ядерного материала.

17. Подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, на основе отчетов по зонам баланса материалов формирует сводные данные о количестве ядерных материалов, находящихся в обращении.

18. Для ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, находящихся в процессе транспортирования, отчет о движении ядерных материалов между организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, представляется в течение одного дня после завершения каждой операции отправления (получения) ядерного материала в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии.

19. Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, направляет ежеквартально отчет, содержащий сводные данные об изменении количества (движении) ядерных материалов в этой организации, соответственно в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии.

Отчет о наличии ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, направляется в указанные органы и Российскую академию наук ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные отчеты в Федеральное агентство по атомной энергии.

20. Для обеспечения достоверности данных учета по всем ядерным материалам в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, не реже одного раза в год проводится физическая инвентаризация ядерных материалов, во время которой измеряются и документально подтверждаются фактическое количество и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов, анализируются полученные результаты.

Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов.

21. По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов составляется отчет, который направляется в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. Отчет содержит сведения о фактическом количестве ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности.

По результатам физической инвентаризации ядерных материалов организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, в срок не более 15 дней после ее окончания направляет сводные данные по организации в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация.

Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами (не находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), направляет указанные сведения в Федеральное агентство по атомной энергии.

22. Лицо, ответственное за ведение учета и контроля ядерных материалов в зоне баланса материалов, незамедлительно сообщает в подразделение по учету ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, о возникновении аномальной ситуации, связанной с учетом ядерных материалов.

Указанная организация немедленно представляет в установленном порядке специальный отчет в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук, в ведении которых находится данная организация, а также в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а письменный отчет - в течение 3 дней.

23. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, проведения анализа состояния учета и контроля ядерных материалов, в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр сбора, обработки и передачи информации.

V. Государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне

24. Государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и Российская академия наук в соответствии с федеральными и ведомственными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, положением об учете и контроле ядерных материалов, утвержденным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук, и настоящим Положением.

25. Для систематизации и накопления информации, подготовки и представления отчетов в Федеральное агентство по атомной энергии, проведения анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов на ведомственном уровне в федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, могут создаваться информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации.

26. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, формируют и ежегодно уточняют ведомственный регистр ядерных материалов, который содержит сведения об организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, основания для работы с ядерными материалами, данные о номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов, и представляют его в Федеральное агентство по атомной энергии до 1 февраля года, следующего за отчетным.

27. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, осуществляющие учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами (не находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти или Российской академии наук), информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о незаконных действиях, связанных с хищением или попыткой хищения ядерных материалов, с целью выявления и пресечения указанных действий, а также Федеральное агентство по атомной энергии.

VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне

28. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии.

29. Государственный регистр ядерных материалов является основным учетным документом и содержит сведения о федеральных органах исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, номенклатуре, видах, количестве и других характеристиках ядерных материалов.

Государственный регистр ядерных материалов относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит учету в реестре федерального имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Форма государственного регистра ядерных материалов разрабатывается с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и утверждается Федеральным агентством по атомной энергии.

30. Федеральное агентство по атомной энергии на основе ведомственных регистров ядерных материалов и отчетов организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами (не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или Российской академии наук), формирует и ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным, уточняет государственный регистр ядерных материалов.

31. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов.

32. Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке экспорт или импорт ядерных материалов, в течение 10 дней после дня отправления или получения ядерных материалов представляют в Федеральное агентство по атомной энергии информацию по форме, утверждаемой этим Агентством.

33. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Федеральное агентство по атомной энергии обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Федерального агентства по атомной энергии сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

VII. Информационное обеспечение государственного учета и контроля ядерных материалов

34. Для систематизации и накопления информации, анализа состояния государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральное агентство по атомной энергии обеспечивает создание и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы государственного учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора, обработки и передачи информации.

35. Право доступа к информации (включая сведения, отнесенные к государственной тайне и служебной информации ограниченного распространения), связанной с государственным учетом и контролем ядерных материалов, и порядок обращения с ней осуществляются согласно законодательству Российской Федерации.

VIII. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов

36. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий:

осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов.

37. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.

38. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

IX. Ответственность за нарушение порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов

39. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в 6-месячный срок утвердить:

примерную форму гражданско-правового договора с экспертом и экспертной организацией, привлекаемыми к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования;

порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования;

критерии отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1098);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 46 "О внесении изменений в Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 6, ст. 502).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный орган по контролю и надзору) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется федеральным органом по контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные полномочия (далее - уполномоченные органы), в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы управления), образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - организации) в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

5. Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 23 статьи 28 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

6. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

8. При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

9. Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

в) при осуществлении государственного контроля качества образования:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

11. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

12. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

13. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:

посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

15. Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

17. По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.

19. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

20. Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11-03-2011 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Настоящее Положение распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный орган по контролю и надзору) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

4. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется федеральным органом по контролю и надзору и органами, осуществляющими переданные полномочия (далее - уполномоченные органы), в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы управления), образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - организации) в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 21 статьи 28 и подпунктом 1

5. Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций в соответствии с компетенцией, установленной подпунктом 23 статьи 28 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".

6. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

8. При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

9. Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами и статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

10. В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);

в) при осуществлении государственного контроля качества образования:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

11. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

12. К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

13. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:

посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

15. Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

17. По результатам проверки уполномоченный орган принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.

19. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

20. Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07.05.2003 N 265)

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусмотрев ответственность граждан и должностных лиц за нарушения правил технической эксплуатации и параметров технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также права государственных инженеров - инспекторов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации по наложению административных взысканий.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Председатель Совета Министров -

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

Постановлением Совета Министров -

Правительства Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ

СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ

ТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.1996 N 271,

от 02.02.1998 N 141, от 21.12.2001 N 882, от 08.05.2002 N 302,

от 07.05.2003 N 265)

1. Основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией. (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

2. В систему органов гостехнадзора входят:

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 141, от 21.12.2001 N 882)

государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 141.

Количество государственных инженеров - инспекторов в государственных инспекциях по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники определяется соответствующими органами исполнительной власти с учетом суммарных нормативов мощности и наличия подконтрольных машин и оборудования и в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели.

В случае, когда функции надзора в районе (городе) должны выполняться одним лицом, они возлагаются на главного государственного инженера - инспектора.

3. Начальники инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники всех уровней являются одновременно главными государственными инженерами - инспекторами органов гостехнадзора соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации и назначаются на должность по согласованию с вышестоящей инспекцией гостехнадзора.

4. Органы гостехнадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 141, от 21.12.2001 N 882)

5. Органы гостехнадзора осуществляют:

надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;

надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;

надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата;

регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации);

проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин;

прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);

выдачу учебным учреждениям обязательных свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и выдаче указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;

оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов;

производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 265) (п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

6. Органами гостехнадзора взимаются сборы в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за:

выдачу и замену государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, свидетельств о регистрации залога машины (машин) и другой специальной продукции;

прием экзаменов на право управления самоходными машинами;

проведение государственных технических осмотров машин;

участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;

определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования.

Сборы, взимаемые органами гостехнадзора, и средства от реализации специальной продукции поступают в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.

По решению органов исполнительной власти сборы, взимаемые органами гостехнадзора, и средства от реализации специальной продукции, поступившие в бюджет, могут направляться в виде дополнительных средств на приобретение указанной продукции и техническое оснащение органов гостехнадзора. (п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

7. Государственным инженерам - инспекторам гостехнадзора предоставляется право:

проводить проверки в соответствии с функциями, определенными в пункте 5 настоящего Положения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

привлекать по согласованию с руководителями организаций специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного надзора, оценкой технического состояния машин и оборудования и других функций гостехнадзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

запрещать эксплуатацию поднадзорных самоходных машин и других видов техники, техническое состояние которых не соответствует требованиям охраны окружающей среды или не отвечает требованиям безопасности;

давать обязательные предписания (постановления, представления) юридическим лицам, должностным лицам и физическим лицам об устранении нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов гостехнадзора; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 141, от 21.12.2001 N 882)

составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в установленном порядке в пределах своей компетенции административные взыскания; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

направлять подлежащие обязательному рассмотрению представления по вопросам, входящим в компетенцию органов гостехнадзора и требующим дополнительного решения органов (организаций), обладающих правом принятия таких решений; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

запрашивать и получать в установленном порядке от организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими правил и норм эксплуатации поднадзорных органам гостехнадзора машин и оборудования, а по поднадзорным транспортным средствам, подлежащим обязательному страхованию, также сведения о договорах обязательного страхования, статистические и иные сведения по обязательному страхованию. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 265)

осуществляет организацию и координацию деятельности органов гостехнадзора субъектов Российской Федерации;

разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию по вопросам государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации самоходных машин и других видов техники, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность;

разрабатывает порядок допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), проведения государственных технических осмотров и регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также инструкцию по организации в органах гостехнадзора производства по делам об административных правонарушениях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

разрабатывает образцы удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, паспортов на машины и другой специальной продукции, связанной с эксплуатацией техники, а также порядок поставки и выдачи государственных регистрационных знаков на машины, регистрируемые органами гостехнадзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302)

разрабатывает перечень и ведет учет закрепляемых серий государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, регистрируемые органами гостехнадзора, удостоверений тракториста - машиниста (тракториста), временных разрешений к ним и другой специальной продукции, связанной с эксплуатацией техники;

организует правоприменительную деятельность органов гостехнадзора в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

участвует в разработке стандартов в составе технических комитетов по стандартизации и других нормативных документов, содержащих требования к эксплуатации и техническому состоянию поднадзорных органам гостехнадзора машин и оборудования, порядку сертификации указанной техники, а также работ и услуг в области ее технической эксплуатации;

участвует в разработке нормативных документов, определяющих порядок подготовки и аттестации трактористов и машинистов самоходных машин.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

утверждает порядок регистрации поднадзорной органам гостехнадзора техники, инструкцию по организации в органах гостехнадзора производства по делам об административных правонарушениях, перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора, перечень закрепленных серий государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним и другой специальной продукции, образцы специальной продукции (кроме государственных регистрационных знаков), иные нормативные правовые акты, нормативно-технические документы, необходимые для деятельности органов гостехнадзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

представляет в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации порядок проведения государственных технических осмотров техники, поднадзорной органам гостехнадзора, порядок допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2001 N 882, от 08.05.2002 N 302) (п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

9. Государственные инженеры - инспекторы гостехнадзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и за неправильное использование предоставленных им прав несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Жалобы на решения (действия) государственных инженеров - инспекторов и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию подают вышестоящему государственному инженеру - инспектору гостехнадзора, а на решения (действия) главного государственного инженера - инспектора Главгостехнадзора России - в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 141, от 21.12.2001 N 882)

Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.

Действия (решения) государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора могут быть обжалованы в судебном порядке. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

11. Государственным инженерам - инспекторам гостехнадзора выдается удостоверение единого образца.

12. Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники обеспечиваются автомобилями, техническими средствами контроля, приспособлениями и инструментом. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)

13. Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники пользуются бланками со своим наименованием, имеют соответствующие печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право заключать договоры с юридическими и физическими лицами, открывать счета в банках.

14. Государственные инженеры - инспектора гостехнадзора пользуются правом ношения форменной одежды, нагрудного знака и знаков различия в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2001 N 882)

Обеспечение государственных инженеров - инспекторов гостехнадзора форменной одеждой и нагрудными знаками производится в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на содержание органов гостехнадзора. (п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 141)