Олимпиадные задания 9 класс

1. Элемент нормы права: А) коллизия; Б) санкция; В) превенция; Г) презумпция.

2. Л.И. Петражицкий является представителем:

    психологической теории права;
    Б) нормативистской теории права;

    социологической теории права;

Г) позитивистской теории права.

3. Каким признаками характеризуется государственная власть?

A) обладает верховенством в обществе;

Б) предполагает зависимость одного лица от другого;

B) предполагает определенную модель поведения людей;

Г) реализуется специализированным государственным аппаратом.

4. Первоначально латинское слово «конституция» (constitutio) означало:
А) устройство;

Б) согласие;

В) договор;

Г) предписание.

5. Издаваемый в особом порядке нормативный правовой акт высшего представительного
органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование
наиболее важных общественных отношений – это

Б) судебный прецедент;

Г) декларация.

6. Правовое государство характеризуется наличием: А) публичной власти;

Б) разделения властей;

В) системы правоохранительных органов;

Г) законодательной системы.

7. Конфедерация - это:

A) союз субъектов федерации, обладающих суверенитетом;

Б) союз субъектов федерации, не являющихся суверенными образованиями;

B) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

Г) союз государств, объединившихся для достижения определенных целей.

8. Демократическое государство должно осуществлять:

    укрепление целостности общества;
    Б) достижение единомыслия среди граждан;

    выработку планов экономического развития;

Г) мероприятия, ведущие к достижению всеобщего равенства.

9. Какова численность Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

    200 депутатов;
    Б) 250 депутатов;

    450 депутатов.

10. Принцип прямого избирательного права означает, что:

A) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей
или каких-либо иных лиц;

Б) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;

11. В президентской республике:
А) президент непосредственно формирует правительство;

Б) президент является главой исполнительной власти;

В) правительство формируется парламентским путем;

Г) президент принимает законы;

Д) не соблюдается принцип разделения властей.

12. По общему правилу законы вступают в силу по истечении:

13. Источник права, определяющий права и обязанности граждан и юридических лиц, а так же правила их взаимоотношений на основе соглашений:

A) обычай;

Б) нормативный договор;

B) прецедент;

Г) нормативно-правовой акт.

14. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением:

А) уголовным;

Б) должностным;

В) административным;

Г) гражданско-правовым.

15. Правительство Российской Федерации издает:

    постановления;
    Б) распоряжения;

    кодексы;
    Г) указы.

16. В гражданском праве предложение вступить в договорное отношение именуется

    оферта;
    Б) акцепт;

Г) реституция.

17. В Российской Федерации свобода совести относится к группе прав:

    личных;
    Б) культурных;

    социальных;
    Г) экономических.

18. Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей
правовые последствия, называется:

А) оспоримой;

Б) ничтожной;

В) притворной;

Г) мнимой.

19. Что из ниже перечисленного является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

A) наводнение;

Б) рождение человека;

B) наступление 16 летнего возраста;
Г) регистрация брака.

    государственный диктат в политической сфере;
    Б) осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

    наличие государственного диктата во всех сферах жизни общества;

Г) признание различных политических идеологий.

21. Какие из перечисленных сделок вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:

A) мелкие бытовые;

Б) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

B) направленные на безвозмездное получении выгоды, требующие нотариального
удостоверения либо государственной регистрации;

Г) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для определенной цели.

22. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения:

    законность;
    Б) справедливость;

    коллективность ответственности;
    Г) неотвратимость наступления ответственности.

23. Положение: «В любом нормативно-правовом акте должны быть отражены международно-правовые стандарты, он должен быть принят легитимным органом государственной власти, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств, выработанных мировой практикой», - относится к принципу правового государства:

A) приоритета права;

Б) единства права и закона;

B) правовой защищенности человека и гражданина;

Г) правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

24. Водитель автомашины, выезжая на перекресток при красном свете, осознает, что грубо
нарушает правила дорожного движения, но надеется на мобильность своей машины, ее

высокую скорость, невнимательность других водителей, и врезается в другую машину. d данном случае имеет место такая форма вины водителя, как:

    прямой умысел,
    Б) косвенный умысел,

    небрежность,
    Г) легкомыслие.

25. Существует ли в РФ смертная казнь?

    нет, не существует;
    Б) существует;

    существует, но не применяется к несовершеннолетним;

Г) существует, согласно Конституции РФ, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

26. С какого возраста, по общему правилу, наступает уголовная ответственность:

    с 14 лет;
    Б) с 16 лет;

    с 18 лет;
    Г) с 21 года.

27. Политическая идеология, провозгласившая ценностями свободу и права личности, частную собственность, ограничение сфер деятельности государства, называется:

    либеральной;
    Б) анархистской;

    консервативной;
    Г) социал-демократической.

28. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит:

    понятие преступления,
    Б) виды наказаний,

    исчерпывающий перечень преступлений,
    Г) понятие соучастия.

29. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора называется:
А) забастовкой;

Б) саботажем;

В) локаутом;

Г) штрейкбрехерством.

30. Формой реализации материальной ответственности является:

A) пеня, возмещение вреда,
Б) выговор, увольнение;

В) денежное взыскание;

31. Основную ответственность за соблюдение прав человека несет:
А) государство;

Б) Комиссия ООН по правам человека;

B) Европейский суд по правам человека;

Г) Генеральная Ассамблея ООН.

32. Нотариусом может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий и прошедшее стажировку у нотариуса, сроком не менее;

    одного года;
    Б) двух лет;

    трех лет;
    Г) пяти лет.

33. Наследство может быть принято в течение:

    трех месяцев со дня открытия наследства;
    Б) шести месяцев со дня открытия наследства;

    десяти месяцев со дня открытия наследства;

Г) двенадцати месяцев со дня открытия наследства.

34. Судебное решение по гражданскому делу может быть обжаловано:

    в течение 7 дней;
    Б) в течение 10 дней;

    в течение 14 дней;
    Г) в течение месяца,

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

35 Гражданин Волков Е.Б. разработал законопроект о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Имеет ли право гражданин Волков самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?

36. Сотрудница Югбанка, придя домой, рассказала брату, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Брат заинтересовался этим вопросом и спросил у сослуживца, какую покупку тот собирается совершить. На следующий день сослуживец написал жалобу в Югбанк о нарушении тайны вклада. Обоснованна ли жалоба сослуживца? Свой ответ обоснуйте .

37. Государственной Думой был принят Жилищный кодекс. Через четыре месяца учеными-юристами были подготовлены официальные комментарии к кодексу. Между гражданином Ивановым и гражданином Степановым возник спор: Иванов утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, имеют юридическую силу, а Степанов с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарий лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре?

38. Сестра купила брату в подарок свитер. Придя домой,она обнаружила, что у брата есть точно такой же свитер. Вернувшись в магазин, она попросила обменять свитер на другой свитер. Продавец ей отказал, сославшись на то, что, по его мнению, недостатка в данном товаре обнаружено не было. Обязан ли магазин произвести замену данного товара? При каких условиях? Обоснуйте ответ.

39. Общеизвестно, важной юридической деятельностью в государстве является толкование права. В результате толкования обеспечивается уяснение и разъяснение сложных юридических норм действующего законодательства. Может ли осуществлять толкование нормативного акта тот же государственный орган, который его принял? Обоснуйте свой ответ.

40. В интересах несовершеннолетнего Пятницкого Е.Г. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами – но не родители, не назначенные опекунами. Соответствует ли закону позиция суда?

Ответы отправлять beshtokov-2011@

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в имении Коллонтаево Витебской губернии. В его биографии много темных пятен (включая эмиграцию и обстоятельства гибели). Достоверно известно лишь следующее.

Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил обучение в Германии - в семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России. Обратил на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права. Участвовал в подготовке Германского гражданского уложения.

Начав свою карьеру в германских университетах - часть его работ написана по-немецки, - продолжил ее в Кракове. С 1896 г. преподавал в Киевском, с 1897 по 1917 гг. - в Петербургском университете, где с 1898 г. заведовал кафедрой энциклопедии права, а также на Высших женских ("Бестужевских") курсах. В Петербургском университете возглавлял популярный студенческий научный кружок, воспитавший крупнейших русских обществоведов - П. Сорокина, Г. Гурвича, Н. Тимашева, Н. Кондратьева и других. Любопытно, что среди тех, кому он поставил на экзамене "пятерку", оказался и будущий композитор И.Ф. Стравинский.

С 1912 г. - член Польской академии.

Будущий коллега по I Государственной думе, В.А. Оболенский, тоже тогда учился в Берлине. Он вспоминал, с каким презрением студенты из России относили к "казенному" Институту римского права. Однако это предубеждение моментально рассеивалось, как только они знакомились с Л.И. Петражицким, поражавшим друзей глубиной и оригинальностью суждений. Результатом работы в Германии стала защищенная в 1896 г. магистерская диссертация "О распределении доходов при переходе права пользования по римскому праву". В 1898 г. в Санкт-Петербурге он блестяще защитил докторскую диссертацию "Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права". Студенчество встретило решение факультета о присуждении Петражицкому докторской степени бурными аплодисментами, его пронесли на руках по всему длинному коридору университета, где в этом же году он возглавит кафедру философии и энциклопедии права и будет еще двадцать лет, до 1917 г., читать лекции в переполненном актовом зале.

Спустя несколько лет после защиты докторской диссертации последовало и Высочайшее признание. В 1903 г. Л.И. Петражицкий был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 г. - Анны 2-й степени. 9 сентября 1905 г. он был избран деканом юридического факультета Санкт-Петербургского университета (и занимал эту должность до 25 сентября 1906 г.).

Курс своих лекций обычно предварял такой фразой: "Вам будет трудно понимать меня, потому что я думаю по-польски, пишу на немецком, а обращаюсь к вам по-русски". По воспоминаниям студентов, говорил с польским акцентом и употреблял какие-то особенные, только ему присущие выражения. Позднее весьма преуспел в русском языке. По свидетельствам знавших и слушавших его, "он не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек философски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно". По отзывам очевидцев, это был "худощавый блондин с весьма невыразительной наружностью".

Для многих и многих в студенческой среде стал идолом.

Студенты не жалели эпитетов по отношению к своему профессору. Они называли его "божеством", "кумиром", "гением". Среди этих студентов были П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, А.Ф. Керенский, М.М. Бахтин… Но, наверно, ярче всех описал манеру чтения лекций Петражицким его друг и коллега И.В. Гессен: "Унаследовав кафедру весьма любимого студентами профессора Коркунова, Петражицкий с первых же шагов совершенно затмил популярность своего предшественника. Наплыв студентов на его лекции был так велик, что пришлось отвести для них большой актовый зал, в котором слушатели, затаив дыхание, восторженно внимали словам молодого учителя. Это было тем более внушительно, что Петражицкий лишен был всех внешних данных, способствующих успеху лектора. Невысокого роста блондин, с маленькой головкой и широким носом, оседланным непропорционально большим пенсне, в которое смотрели вялые бесцветные глаза, неприятный, чуть гнусавый, безнадежно монотонный голос, мучительно спотыкающаяся речь, состоящая из длиннейших, неправильно построенных периодов, неприспособленных к уровню понимания среднего слушателя - все здесь как будто нарочито сочеталось, чтобы молодежь оттолкнуть. И если, вопреки всему, он пользовался таким исключительным успехом, это, как мне кажется, можно объяснить тем, что усилиями выдавливаемая речь воспринималась как импровизация, и у слушателя создавалось впечатление (чему способствовало бледное лицо, принимавшее болезненный оттенок), что он присутствует и сопереживает муки творчества и - что всегда увлекает молодежь - творчества, разрушающего установившиеся теории и открывающего новые горизонты".

На волне борьбы с "проклятым царским режимом" и под увеличительным стеклом либеральных кругов вырос в "деятеля" (по выражению той поры), в ФИГУРУ. Стал одним из основателей кадетской партии и членом ее ЦК (но, по выражению С.Витте, "благоразумным"), депутатом I Государственной Думы от Санкт-Петербурга. В Думе был главным экспертом кадетов по земельным вопросам и докладчиком по закону о земельной реформе.

10 июля 1906 г. в Выборге подписал - наряду с С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем - скандально известное "Выборгское воззвание", в котором, между прочим, содержались такие призывы: "ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это Петражицкий был осужден по ст. 129, ч. 1, п.п. 51 и 3 Уголовного уложения на три месяца тюремного заключения, которого, впрочем, не отбыл. Путь во Вторую Думу ему уже был заказан.

В период с 1906 по 1917 гг. переключается исключительно на преподавательскую деятельность, изредка выступая в печати. В своих публицистических выступлениях был крайне тенденциозен и не утруждал себя поисками истины, за что удостоился издевки В.В. Розанова.

Юридическая наука в России, едва ли не более остальных форм интеллектуальной деятельности, пострадала после 1917 г. Имя Л.И. Петражицкого - это как раз одно из напоминаний о том времени, когда Москва и Петербург были одними из центров правовой мысли. Как писал известный русско-французский правовед, социолог Г.Д. Гурвич, "Л.И. Петражицкий принадлежит к числу первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени. Поэтому философия права этого ушедшего от нас ученого может быть оценена во всем своем значении только в перспективе глубоких изменений, характерных для современной философской и юридической мысли". . Гурвич, Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения Вопреки устоявшимся стереотипам, он рассматривал право как проявление психологии человека, вытекающее из своеобразия восприятия действительности. Соответственно, он сближал нравственность и право, по сути дела, ставя между ними знак равенства. Он предложил качественно иной интеллектуальный контекст юридической науки, выводя ее за рамки традиционного правового панлогизма и "вооружая" инструментами познания прочих социальных наук - психологии и социологии.

Общественная деятельность Петражицкого, в сущности, началась с журнала-газеты "Право" в 1901 г. Как вспоминал впоследствии И.В. Гессен, никто в редакции и не рассчитывал, что к ним может присоединиться столь авторитетный и популярный ученый. И велико было удивление, когда сам Петражицкий предложил свои услуги в качестве члена редколлегии. "Очень элегантно было бы, если бы "Право" было в обложке", - говорил он при вступлении в новую должность. А потом с неподдельной детской радостью любовался первыми номерами "Права" в желтой обложке: "Да посмотрите же, как это элегантно выглядит, как приятно взять в руки!" Вместе с тем, именно в первых номерах были изданы программные статьи Петражицкого об обычном праве, в значительной мере развенчивающие неонароднические построения и придавшие большой научный вес новому изданию.

В общении Л.И. Петражицкий был веселым, добродушным, в чем-то наивным и всегда приветливым к окружающим. Как много лет спустя писал В.Б. Ельяшевич, Петражицкий всегда был чрезвычайно внимателен к здоровью друзей и знакомых и, если узнавал об их недомогании, спешил помочь, предлагая собственное лечение: медь и орехи, в чью чудодейственную мощь он неизменно верил. К больному Ельяшевичу Петражицкий ездил далеко за город, нисколько не жалея ни сил, ни времени.

В самом начале 1906 г. Л.И. Петражицкий был избран в Центральный Комитет партии кадетов, которая тогда только зарождалась.

Л.И. Петражицкий никогда не боялся высказывать мнения, которые заведомо диссонировали с общим настроением аудитории. 6 января 1906 г. на втором съезде Конституционно-демократической партии в атмосфере повышенной эмоциональности и высочайшего накала радикализма Л.И. Петражицкий выступил по вопросу о возможной тактике кадетов в ближайшем будущем. По его мнению, партии ничего не оставалось, как пойти на выборы и активно участвовать в думской работе, так как любая другая тактика ей ничего не сулила. Кадеты не могли пойти на баррикады, а сочинение политических резолюций абсолютно бесполезно. При этом, предсказывал Петражицкий, кадеты имели хорошие шансы на победу на выборах: безудержный бюрократический произвол погонит граждан России к избирательным урнам голосовать за конституционно-демократическую партию. На том же съезде, 10 января, Петражицкий эмоционально выступил в защиту избирательных прав женщин, когда один из лидеров партии, П.Н. Милюков, высказывался об их несвоевременности.

Благодаря своим связям (среди его учеников был, в частности, А. Керенский, с которым он поддерживал тесный контакт) Петражицкий в 1917 г. назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий "не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.- С. 69..

Рухнул нелюбимый Петражицким царизм, неумолимо надвигалось крушение возлюбленной им демократии. Надо было что-то делать. С помощью другого своего ученика - Питирима Сорокина, бывшего в то время секретарем А.Керенского по проблемам науки, Петражицкому удалось в конечном счете перебраться в Варшаву.

В 1921 г. принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работает до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке.

По выражению А. Керенского, "Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным.- М., 1996-. С. 69..

На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, "москалем" да к тому еще и с "претензией", чего не могли простить ему его коллеги.

Однако в Польше он не чувствовал себя вполне "своим". Если в Петербурге Петражицкий подчеркивал свою "польскость" - в его доме часто звучала польская речь и польская музыка, читалась польская литература (в 1915 г. он даже возглавил Общество польских экономистов и правоведов), то в Варшаве все было наоборот: там Петражицкий всячески демонстрировал свою принадлежность к русской культуре. А многие польские интеллектуалы относились к Петражицкому с недоверием. Еще в 1906 г. публицист В.Студницкий напишет: "Профессор Петражицкий считает себя поляком, он уроженец окраин, воспитанник российских и немецких университетов, затем житель Петербурга, вовлеченный в научную, законодательную и политическую жизнь России; к Польше он невольно и неосознанно относится как доброжелательный иностранец. Он не знает Польши, ее ресурсов и сил, не сумел встать на позиции ее государственных интересов". С приходом к власти Ю.Пилсудского Петражицкий отстраняется от преподавания. Он тяжело болеет, страдая от сердечного недомогания. А, помимо этого, бедность, апатия… 15 мая 1931 г. Л.И. Петражицкий покончил жизнь самоубийством.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой.

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого , должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого . При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), российский юрист. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей большое влияние на развитие правовой науки 1-й половины 20 в. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского университетов.

С точки зрения представителей психологической школы права, причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы.

Л.И. Петражицкий попытался разработать «психологическую теорию права», интерпретировав право с позиции психологии. Это была своего рода попытка слияния психической материи с правовой.

Согласно его концепции, определяющая роль в жизни общества принадлежит психическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. В основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные эмоциональные импульсы, которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится субстанцией частью правового, обеспечивая динамику юридического. Он полагал, что государственно-правовые и другие науки должны опираться на анализ психологических явлений. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву „свободного" труда и конкуренции - все это следствие и продукты „прогресса народной психики".

Как писал Л. И. Петражицкий, «право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию правовых норм направлении (педагогическое действие права)». В этой связи право рассматривалось им как продукт «бессознательно-удачного социально-психического давления в направлении социально-необходимого поведения». Хотя приведенные выше взгляды Л. И. Петражицкого и вызывали справедливую критику, тем не менее нельзя не отметить того, что его «психологическая теория права» в свое время сыграла положительную роль в развитии правовой науки, привлекла внимание ученых и практиков юристов к психологическим аспектам противоправного поведения, в целом - судопроизводства, и в конечном итоге ускорила формирование судебной психологии в качестве самостоятельной прикладной отрасли психологической науки.

Психологическая теория права Л.И.Петражицкого традиционно трактовалась советскими специалистами в области теории государства и права как буржуазная, а значит - реакционная. Попытки ее серьезного, непредвзятого анализа предприняты юристами лишь в последнее время.

Основные труды в области юридической психологии:

О мотивах человеческих поступков, 1904 г.

Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 1908 г.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Психология
    • 2.2 Правоведение
    • 2.3 Научная школа
  • 3 Основные труды (первые издания)
  • Литература
    Примечания

Введение

Петражицкий, Лев Иосифович

Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki ) (1867-1931) - русский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат I Государственной Думы.


1. Биография

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Университета, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете . По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора , в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в ее ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.


2. Научная деятельность

2.1. Психология

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений – права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л.И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».


2.2. Правоведение

Первые работы Л.И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права. Л.И. Петражицкий дает следующее определение права:

мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации . Долгое время, объяснял Л.И.Петражицкий, взаимодействие «норм – законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое – санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе – свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Психологическая теория происхождения государства также во многом основана Петражицким. В ней объясняется появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребности подчиняться, управлять, подражать и т.д. Противопоставлял «служебную» и «господскую» власть:

Служебная власть служит установлению правопорядка, организации, она есть только средство и никогда не цель в себе; напротив, господская власть есть самоцель, и если она создает порядок и даже мощную организацию, то это для неё лишь средство властвования, аппарат власти.


2.3. Научная школа

Непосредственными учениками Петражицкого, испытавшими влияние его идей, стали такие ученые с мировыми именами, как П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, Н.С. Тимашев, советский правовед М.А. Рейснер, а также будущий глава Временного правительства А.Ф. Керенский.

3. Основные труды (первые издания)

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechtes und der Gesetzgebung. Drei civilrechtliche Abhandl. - Berlin, 1892.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. - СПб., 1897.
  • Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве: По поводу предстоящей реформы акционерного права: Экономическое исследование. - СПб., 1898.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - СПб., 1900.
  • Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. - СПб., 1905.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1907. - Т. 1-2 (2-е изд., доп. и испр. СПб., 1909-1910).
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. - СПб., 1911.
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. - 1913. - Кн. II.

Литература

  • Гинс Г.К. Л.И. Петражицкий. Характеристика научного творчества. - Харбин, 1931.
  • Дембский Д. Философия права и нравственности профессора Л.И. Петражицкого. - Харьков, 1909.
  • Иванов Г.А. Психологическая теория права в критической литературе. - СПб., 1913.
  • Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978. - Гл. 3.
  • Михайлов П.Е. Психологическая теория права перед судом русской юриспруденции. - М., 1910.
  • Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права. - М., 1913.
  • Попов С.Н. Правовая эмоциональность. Введение в юриспруденцию. - Барнаул, 2004. - § 1.3.
  • Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - СПб., 1908.
  • Baum K. Leon Petrazycki und Seine Schüler. - Berlin, 1967.
  • Dabord G. L"oevre juridique et philosophie de Leon Petradzychi. - Paris, 1962.
  • Sociology and Jurisprudence by Leon Petrazycki. - Urbana; Chicago; London, 1975.
  • Timasev N. Law and Morality by Leon Petrazicki. - Cambridge (Mass.), 1955.

Примечания

  1. Лев Иосифович Петражицкий. Жизнь и творчество // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации / Под ред. С.А. Пяткиной. М., 1998.
  2. Беседы В.Д. Дуванина с М.М. Бахтиным. М., 1996.
  3. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.
  4. Красовицкая Н. Социологическая школа права в России: Л.И. Петражицкий (1867-1931) - 89.249.21.76/text/18779010/ // Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар. № 10-11.
  5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры - marsexxx.com/lit/vysheslavcev-krizis_industrialnoy_kultury.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 07:48:38
Похожие рефераты: