Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»

Введение

Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения , о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности » понятие «безопасность » трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности . Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.

Паспорт проекта .

Цель : Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома .

Задачи :

1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.

2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.

3. Воспитывать чувство самосохранения.

Вид проекта : Исследовательский , групповой .

Сроки реализации :краткосрочный

Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.

Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.

Предполагаемые результаты :

У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома , на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)

Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.

Работа по реализации проекта строилась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цели :

Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.

Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.

Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.

Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка » .

Мероприятия :

1 Оформить уголок для родителей на тему : «Безопасность ребёнка дома » , «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»

2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность » .

2 этап – основной.

Цели :

Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома .

Знакомить детей с опасными предметами.

Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.

Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности .

Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.

Воспитывать чувство самосохранения.

Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.

Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

Мероприятия :

1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома и на улице » .

2. Беседы с детьми на темы :

«Один дома» ,

«Опасные предметы»

«Электроприборы»

«Не открывай дверь чужим людям»

«Это не игрушка, это опасно!»

«Вызываем службу спасения!»

4. Чтение художественной литературы : «Кошкин дом» , «Торопливый ножик» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Жихарка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

5. Игровая деятельность.

Дидактические игры :

«Попробуй отгадать»

«1-2-3 – опасность назови!»

«Да-нет»

«Где и как хранить предметы?»

«Помоги героям сказки»

«Доскажи словечко!»

«Мы спасатели»

«Что для чего?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Мы пожарники»

«Вызываем службу спасения»

«Экстренная помощь»

«Скорая помощь»

6. Эвристические беседы :

1 «Как использовать и хранить опасные предметы» . Цель : Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.

2 «Открытое окно и другие опасности в доме» . Цель : Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

3 «Электроприборы, без них нам не прожить» . Цель : Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.

4 «Вызываем службу спасения!» . Цель : Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .

5 «Опасность повсюду» Цель : Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.

7. Работа с родителями :

Консультация для родителей на тему : «Безопасное поведение на улице и дома» .

8. Совместная творческая работа родителей и детей :

Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду» .

Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома » .

Изготовление макетов : «Дом с электроприборами» , «Улицы села»

3 этап – заключительный.

Цели :

Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта .

Мероприятия :

1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома » .

2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»

3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни »

Литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание» , № 9, 2000 год, стр. 64-67.

2. «Безопасность » Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

3. «Как обеспечить безопасность дошкольников » , методическое пособие.

4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.

5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.

6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность » . – М.: Просвещение, 2008.

7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» . – СПб.: «Детство-пресс» , 2012.

8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М.: педагогическое общество России, 2005

КГУ «СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»

Секция: «Экология»
Тема проекта: «Волшебная сила огня »

Научный консультант: Бурулько Валентина Павловна
Ст.преподаватель кафедры химии и географии
ГУ имени Шакарима, г.Семей

г. Семей 2016 год

Аннотация

Оспанова Алина, Середина Алина

«Волшебная сила огня»

г. Семей 2016 год

Проект направлен на расширение знаний детей об огне, его добыче первобытными людьми, о причинах возникновения пожаров и их последствий для экологии окружающего мира.

Главное внимание обращается на изучение противопожарных мер безопасности для сохранения родного края.

Проект предполагает исследование по вопросу: «Огонь – друг или враг?» и что нужно делать, чтобы он приносил только пользу.

В проекте описываются опыты, проведённые по данной теме, используются различные фотографии.

Рецензия

Тема огня, правила обращения с огнём очень актуальны в современном обществе. Несмотря на то, что пожарной безопасности уделяется много внимания, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнём.

В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных пожарах, виновниками которых являются люди. Горят леса, страдает экология всей планеты.

Особенно ценно, что данной темой заинтересовались дети. Оспанова Алина и Середина Алина исследовали тему огня: когда он может принести человеку пользу, а когда - вред.

Готовя данный проект, они провели много различной работы, пытаясь донести до одноклассников серьёзность и важность данной темы.

Ценно изучение правил обращения с огнём и мерах безопасности в условиях пожара.

Выполненная работа имеет большое значение и в экологическом образовании и воспитании учащихся младших классов, что сегодня также является актуальной проблемой.

ГУ имени Шакарима г. Семей.

Ст. преподаватель кафедры химии и географии

Бурулько Валентина Павловна

Отзыв руководителя

Мои ученицы Оспанова Алина и Середина Алина неслучайно выбрали данную тему проекта. В современном мире проблема возникновения пожаров очень актуальна. Всё больше случается пожаров, в которых гибнут люди и животные. Сгорело огромное количество деревьев, которые давали нам чистый воздух, многие люди остались без жилищ.

Авторам проекта стало интересно: что же такое огонь, когда он появился, может ли огонь из друга превратиться во врага?
Оспанова Алина и Середина Алина активно использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, книги о силе огня, пользовались иформацией из интернета.

Большую роль в экологическом образовании школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Её мы построили совместно: ученики, учитель и родители. Зная, что огонь - это опасно, все опыты и эксперименты девочки проводили только со взрослыми.

Плюс данной работы заключается в разнообразных видах деятельности, в хорошо подготовленном наглядном материале, что помогло глубже посмотреть на данную проблему и доступно объяснить одноклассникам важность правильного обращения с огнём.

Проект представляет широкие возможности для реализации поставленных задач по изучению огня, вызывает стремление защитить нашу экологию от разрушения.

Директор школы: Биклибаев М.Г.

Руководитель проекта: Посмакова В.Р.

учитель начальных классов

Введение

Основная часть

2.1 Подготовительный этап (работа по составлению плана проекта, подборка материала)

(изучение энциклопедии и другой литературы, эксперименты дома с родителями, выступление с рефератом, просмотр фильма, поход на природу «Как тушить костёр», экскурсия в музей пожарников, сценка «Помощь Аркадия Паровозова», викторина «Осторожно, огонь!» и конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь - враг»)

Заключение (выводы проекта)

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность нашего проекта заключается в том, что в последнее время случается всё больше пожаров во всём мире. Огонь охватывает большие площади земли, не жалея ничего на своём пути, унося жизни животных, ухудшая экологию нашей планеты. Можно назвать много причин, влияющих на увеличение пожаров, но самая главная из них – вина человека.

Нам близка эта тема, потому что мы любим наш сосновый бор. Мы с родителями часто выезжаем на отдых в лес, там чистый и свежий воздух. Но нас огорчает отношение людей к лесу. После своего отдыха они оставляют много мусора, неосторожно обращаются с огнём, нанося невосполнимый урон нашему лесу.

Готовя проект, мы узнали, когда появился огонь, как древние люди научились добывать огонь. На примере опытов, проведённых со взрослыми, мы выяснили как горят разные материалы, как нужно правильно тушить костёр и, самое главное, что нужно делать, чтобы не случился пожар.

Мы хотим, чтобы наша планета была красивая и зелёная, чтобы было много кислорода, который нам даёт растительный мир.

С нашими одноклассниками и учительницей мы выяснили, когда огонь является для людей другом, а когда может стать врагом.

Цель проекта:

Ознакомление с историей происхождения огня, формирование представлений о возникновении пожара и средствах тушения огня.

Задачи проекта:

    Изучить сведения о появлении огня.

    Углубить знания о правилах пожарной безопасности.

    Познакомиться со способами тушения огня.

    Расширить знания о профессии пожарного.

    Сделать вывод о том, когда огонь является для человека другом, а когда врагом.

Основная часть

2.1 Подготовительный этап

В начале нашего проекта мы прочитали в словаре понятие «Огонь» и ознакомились с материалом из детской энциклопедии «Как появился огонь» и «Как добывали огонь древние люди». (Приложение 1)

Из словаря мы узнали, что огонь – это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.

История многих долгих и непростых для древних людей лет могла бы рассказать нам о том, как появился у них огонь.

Все знают сказку про мальчика Маугли, который оказался маленьким среди диких джунглей, среди хищных зверей. Очень яркий эпизод сказки, который рассказывает о том, как Маугли победил злого и коварного тигра Шерхана с помощью таинственного «красного цветка».

Таинственный «красный цветок» - это такой обычный сейчас, и такой магический в древности – огонь. Все дикие звери его пугаются, и не зря есть выражение «бояться, как огня». Древнему человеку огонь был нужен для того, чтобы обогреть и осветить жилище, а также приготовить пищу.

В далёкой древности люди так же, как и дикие звери, очень боялись огня. Ведь древние люди ничего не могли поделать с огромной разрушительной огненной силой, которая возникала, например, после молнии, что приводило к неуправляемым вспышкам лесных пожаров. Древние люди видели и разрушительную огненную лаву, извергающуюся из вулкана, которая уничтожала всё на своем пути.

И вот, постепенно произошло важное событие в жизни древних людей – они заметили, что огонь – это не только разрушение, но и свет, тепло и защита от нападений диких зверей. Тогда люди поняли, что можно самим разводить костры, используя силу огня от пожара или от извержения вулкана. Конечно, такой костёр древним людям приходилось постоянно поддерживать – «кормить» огонь, собирая для этого хворост и устраивать постоянное дежурство – наблюдение за тем, чтобы огонь не погас. Археологи располагают данными о том, что на земле есть такие места, где огонь горел беспрерывно сотни лет.

Добытый во время грозы или пожара огонь люди бережно охраняли, а заботу о нём доверяли лишь самым ответственным представителям своей общины. Однако иногда огонь гас и всё племя оставалось без тепла и света. В первобытном обществе возникала острая потребность добывать огонь, не надеясь на следующую грозу или пожар. Получить его люди в древности могли лишь опытным путём. Неизвестно сколько способов они перепробовали, но археологические находки свидетельствуют о том, что цели достигли лишь несколько из них.

Очень долгое время древние люди не умели добыть огонь самостоятельно. Однако со временем людей снова выручила наблюдательность: они заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева о другой начинается тление. Таким образом появился первый огонь.

Человек узнал, что огонь раздувается ветром, что он имеет такие естественные преграды, как вода, земля, скалы, что огонь необходимо поддерживать топливом и переносить с места на место. Человек ознакомился с теми породами дерева, которые дольше всего тлеют и легче воспламеняются. Он научился с помощью древесных стружек, сучков коры, сухой травы разжигать из тлеющих углей пламя.

Более поздний и один из самых распространённых и эффективных способов добывания огня – высекание искры с помощью кремня. Кремнем в то время служил обычный камень, которым сильно ударяли по куску железной руды. Высекание искры делали под наклоном так, чтобы полученные искры попали на листья или сухую траву. Таким способом огонь разгорался намного быстрее.

2.2 Практическая исследовательская работа

Так мы узнали о появлении огня и способах его добычи. Вместе с родителями мы решили попробовать добыть огонь одним из древних способов.

Пробуем добыть огонь. Прочитав в энциклопедии о том, как древние люди добывали огонь, я решила посмотреть действительно ли таким способом можно добыть огонь в наше время. Мы с папой и сестрой решили провести опыт, и узнать: правда ли это? Вот что у нас получилось:

Мы брали острую деревянную палочку, упирали ее в деревянный брусок и быстро вращали. Через некоторое время в месте трения появился дым, началось тление, а затем возгорание.

И ещё из опытов мы обнаружили: какие материалы горят быстрее.

Мама решила показать мне опыты с различными предметами, чтобы убедиться: какой из этих материалов загорается и сгорает быстрее. Мы взяли вату, бумагу и монету. Для безопасности рядом поставили ёмкость с водой.

Сначала взяли вату, поднесли её к огню - она быстро загорелась и сгорела.

С бумагой произошло тоже самое. Значит, это быстро воспламеняющиеся материалы. Потом мама взяла пинцетом монету и поднесла к огню, но монета не загорелась, она накалилась. Значит, от раскалённого металла можно получить ожог.

Этой интересной и полезной информацией мы поделились со своими одноклассниками. Мы рассказали им об огне, о способах добывания огня, по казали им фотографии нашего эксперимента. И сказали, что все опыты и эксперименты нужно проводить только со взрослыми.
(Приложение 2)

Затем мы обсуждали серьёзный вопрос: «Огонь - друг или огонь - враг?»
Ребята приводили аргументы в пользу огня. Огонь - друг, потому что он нас согреет, когда мы замёрзнем. На огне можно приготовить еду.

Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскалённые на костре - так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завёрнутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Человек кормил огонь - и огонь кормил человека!

Огонь заставляет вертеться пропеллер самолёта, без огня не взлетают космические ракеты, огонь используют в своей работе сталевары. Огонь завораживает, когда мы стоим у памятников солдатам.
К сожалению, огонь может быть и врагом. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо! Если будешь неосторожно обращаться с огнём, он и дома уничтожит, и лес, на их месте только чёрный пепел останется! И, самое страшное, что во время пожаров могут погибнуть люди и животные.

Мы сделали вывод о том, что лучше дружить с огнём, чтобы он приносил нам только пользу. Мы хотим оставаться здоровыми и жить на здоровой зелёной планете. (Приложение 3)

Наша учительница Виктория Раисовна показала нам интересный детский фильм «Мир вокруг нас». Мы все вместе обсудили его содержание и постарались запомнить правила безопасного поведения с огнём в лесу.

(Приложение 4)

Находясь в лесу, необходимо помнить, что может возникнуть опасность возникновения лесного пожара даже от небольшого источника огня, особенно в сухую, тёплую и ветреную погоду.

1.Разжигать костры следует на специально отведённых для этого местах.

2.Желательно, чтобы вблизи костра была вода на случай распространения горения.

3.Не следует разжигать костёр вблизи деревьев, так как от этого они могут погибнуть.

4.При посещении леса людям следует избегать курения, потому что от незатушенной сигареты может загореться сухая трава и возникнуть пожар.

5.При обнаружении огня в лесу, нужно не дать пожару набрать силу и распространиться. В тех случаях, когда самостоятельно огонь потушить не удастся, необходимо без промедления сообщить о пожаре в пожарную охрану.

Вывод: Попадая в лес, все люди обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу, бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба.

Когда мы ходили в поход, наша учительница Виктория Раисовна рассказала о пожарах, которые могут случиться если не потушить костёр.

Мы знаем, что нельзя разводить огонь детям или оставлять его без присмотра. Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен. Виктория Раисовна показала как:

Залить водой

Засыпать землёй.

Наш 2 «А» класс вместе с учительницей посетил музей пожарников. Там экскурсовод Рыгина Н.В. рассказала нам о нелёгком труде пожарных, показала нам их одежду и разный транспорт, который используют пожарные для своей работы. Мы видели как выглядели пожарные нашего города в 30-е годы 20 века. Ещё Наталья Владимировна рассказала нам о пожарах, которые случаются от разных электроприборов. Мы знаем, что их нужно отключать от электросети, когда не пользуемся. В музее нам разрешили примерить каски пожарников разных времён.

В нашем проекте поучаствовали одноклассники. Они помогли нам организовать сценку «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

Он спасает детей от пожара и предупреждает их об опасности игры со спичками.

Вывод: Спички, зажигалки, свечи, бенгальские огни – это не игрушки!

В конце проекта мы подвели итоги нашей работы. Мы провели викторину «Осторожно, огонь!» с вопросами, загадками, играми и ребусами об огне. (Приложение 5)

Вот некоторые из них.

Игра с мячом.

Ведущий задаёт вопросы, бросает мяч детям:

Можно играть со спичками?

Костёр в лесу разжигать?

Траву сухую поджигать?

Газ без взрослых зажигать?

Электроприборы включать?

(Ответы детей)

Вопросы викторины:

1.Как древние люди добывали огонь?

2.Где можно разводить костёр?

3.Как правильно тушить костёр?

4.Какой электроприбор разрешается оставлять в электросети?

5.По какому номеру нужно звонить, если случился пожар? и др.

И ещё у нас был организован конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».

Ребята сами выбрали тему рисования. В рисунках они постарались передать пользу и вред огня. Мы устроили выставку наших рисунков. (Приложение 6)

Заключение

В результате работы над проектом мы собрали много материала по данной теме, подготовили для одноклассников полезную информацию о пользе и вреде огня. Проводили с родителями интересные эксперименты, из которых поняли, что огонь обладает страшной силой, если с ним неосторожно обращаться.

Мы сделали много фотографий, провели для одноклассников викторину и конкурс рисунков. Мы уверены, что они запомнили и всегда будут выполнять правила безопасности, чтобы не случился пожар. Мы сами стали серьёзно относиться к данной проблеме.

Мы хотим, чтобы вокруг была красивая природа, чтобы в лесах жили птицы и звери, чтобы был чистый и свежий воздух. Мы хотим, чтобы огонь был для людей только другом, который даёт тепло, свет, вкусную еду. Он нужен в домах, школах, больницах…

Мы все будем помнить: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.

Пусть огонь будет нашим другом!

Список использованной литературы

1. Джон Фарндон, Ян Джеймс, Джинни Джонсон, Анжела Ройстон, и др. Энциклопедия “Вопросы и ответы”. Перевод с англ.: Е. Куликова,

Д.Беленькая и др. ООО “Издательская группа Аттикус”, 2008. 255 с.

2. «Большая книга вопросов и ответов». Москва, «Эксмо» 2003 г., под

ред. Мишиной К. Зырковой А.

3. Кайданова О.В (составитель) Огонь и человек. Москва, 2002. 98 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз., 1984. 797 с.

5. Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу. Новосибирск, 1991. 130 с.

6. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М., Творческий центр. 2006 г.

7. Интернет-ресурсы: Стихия огня. http://salamand.ru/sootvetstviya-stixiiognya

fishki.net›1299678…interesnyh-faktov-ob-ogne.html

Приложение

Приложение 1

Приложение 2(1)

Приложение 2(2)

Приложение 3(1)

Приложение 3(2)

Приложение 4

Приложение 5(1)

Приложение 5(2)

Приложение 5(3)

Приложение 6

Слайд 1 . Здравствуйте, меня зовут Зезюля Дмитрий, я учусь в 6А классе, а также занимаюсь в Дружине юных пожарных. Хочу представить вашему вниманию работу « Мой дом - моя безопасность? ».

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые уносили тысячи жизней людей.

Cлайд 2 Сейчас в России развитию противопожарной безопасности придается большое значение

Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории города в период с начала 2013 года произошло 48 пожаров, унесших жизни троих человек, семеро пострадали.

Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.

А собранный в этой работе материал можно использовать во внеклассной работе в целях профилактики пожарной безопасности.

Слайд 3. Я поставил перед собой цель - исследовать причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Для достижения цели я решил следующие задачи, перечисленные на слайде.

Слайд 4 Объект исследования – пожарная безопасность. Предметом исследования является пожарная безопасность в жилье городского типа и в сельской местности (дачном посёлке).

Слайд 5 Я предположил, что в городе вероятность бытовых пожаров меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, но соблюдение правил пожарной безопасности снизит их количество.

В работе использовал следующие методы исследования.

Слайд 6 Задавшись вопросом о безопасности жилья, я обратился к Интернету, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

Пожа́р - неуправляемое, несанкционированное горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе, которое подразделяется на наружные и внутренние, открытые и скрытые;

Слайд 7 Мной рассмотрены статистические данные бытовых пожаров в России за 2012 год. Из указанных цифр видно, что основная причина возникновения бытовых пожаров- неосторожное обращение с огнём. Таким образом, я сделал вывод о необходимости проведения профилактической работы.

Слайд 8 Следующий этап моей работы - определение причин возникновения пожара в быту. Я узнал о следующих причинах представленных на слайде

Слайд 9. Я познакомился с правилами безопасности в городской квартире, которые определяют пожарные.

  • При пользовании газовым оборудованием
  • При пользовании бытовой химией
  • О безопасности во время Новогодних праздников, при использовании пиротехники.

Слайд 10 Также ознакомился правилами, которые нужно соблюдать. Чтобы защитить свою дачу от пожара.

  • При постройке
  • При использовании легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей. Горючих газов
  • При использовании печного отопления
  • При использовании газового оборудования
  • При пользовании электроэнергией и электробытовыми приборами

Слайд 11

Работая в дружине юных пожарных, я знакомился с правилами поведения во время. Основные правила перечислены на слайде.

Также определённые действия необходимо соблюдать после пожара. Они перечислены на слайде.

Слайд 12 На основании требований пожарной безопасности к содержанию квартир городского типа и содержанию домов в сельской местности (дачных посёлков) мной были составлены критерии пожарной безопасности по которым я оценил, насколько безопасна с точки зрения возникновения пожара моя квартира и моя дача.

Слайд 13 В квартире я отметил частичное соблюдение пожарной безопасности по вопросу размещения мебели на расстоянии от газовой печки, а также наличие пожароопасных бытовых веществ.

Слайд 14 Изучая дачу с точки зрения пожарной безопасности я увидел, наличие пожароопасных веществ в большем количестве, чем в квартире.

Слайд 15 Я сделал вывод: городская квартира безопаснее с точки зрения возникновения пожара, т.к. на даче мы не всегда соблюдаем необходимые требования при постройке, а также правила при пользовании печным оборудованием, кроме того на даче мы больше используем легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и горючие газы.

Слайд 16 После я провёл с ребятами 1 класса беседу о правилах пожарной безопасности по теме «Мой дом – моя безопасность?» Цель классного часа - познакомить с основами пожарной безопасности многоквартирном доме и на даче. На классном часе ребятам я предложил разгадать кроссворд. Этот кроссворд представляю для Вашего внимания. (разгадываем кроссворд). Также ребята поработали в группах, выполняя задание на карточках. Предлагаю выполнить задание первой группы и рассказать о своих действиях в случае возгорания телевизора.

Слайд 17 Из изложенного материала следует, что пожары создают угрозу жизни и здоровью людей. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Мной сделана попытка оценить безопасность своего жилья с точки зрения возникновения пожара. Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, вероятность возникновения пожара в городе меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, что также подтверждается статистическими данными. Поэтому требуется профилактическая работа с населением по обеспечению пожарной безопасности. Вместе с одноклассниками, работая в дружине юных пожарных, мы проводим такую работу среди ребят нашей школы и также с населением нашего микрорайона.

Следующий этап моей исследовательской работы – отслеживание соблюдения правил пожарной безопасности среди учащихся, родителей и учителей нашей школы.

Слайд 18 Берегите себя, человеческая жизнь – самая большая ценность на Земле!

Спасибо за внимание!


Научно – исследовательская работа

На тему:

«Пожары и причины

их возникновения»

Власенко Олег,

Бахтигалиев Фархат

учащиеся 2 «А» класса

гимназии № 231

г. Знаменска Астраханской области

Руководитель: Мотченко Марина

Владимировна

учитель начальных классов.

г. Знаменск

Ведение

1. Теоретическая часть:

1.1. Понятие пожара.

1.2. Причины возникновения бытовых пожаров.

1.3. Требования пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

1.4. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

1.5. Профилактика возникновения бытовых пожаров.

1.6. Действия в случае пожара.

1.7. Действия после пожара.

Статистика причин пожаров в РФ за 2014 год (по данным МЧС).

Практическая часть:

2.1. Критерии пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

2.2. Критерии пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

Заключение.

Список литературы.

Введение

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.

Принятие в XV–XVI вв. законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.

Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.

Сейчас в России развитию противопожарного нормирования придается большое значение. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений различного назначения базируется на развернутой системе противопожарных норм строительного проектирования.

Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории Астраханской области произошло 284 пожара, в которых погибло 24 человека,14 – получили ожоги различной степень тяжести.

Интегрированный социальный проект по внеурочной деятельности

кружка «Юные пожарные».

ПО ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара»

Г. Луга2016г

(Слайд 1)

Цель: выявить условия возникновения горения, способы борьбы с огнем. Выработать правила поведения при пожаре, ознакомление с первичными средствами тушения. Создать презентацию по исследуемой теме.

Задачи:

Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, проводить эксперименты; делать выводы умозаключения, работать с информацией;

Развивать наблюдательность, навыки научного, творческого, критического мышления, делового сотрудничества, самостоятельность;

Прививать потребность осторожного обращения с огнем, умение уверенно действовать в чрезвычайных ситуациях. (Слайд 2,3)

Формы работы, используемые в проекте: внеурочная.

Мотивация к работе: актуальность темы, личный интерес.

Доминирующий вид деятельности: поисково-исследовательский.

Методы: анализ, наблюдение, исследование, работа с информацией, экскурсия.

Этапы работы над проектом

Первый этап: обоснование, осознание и принятие идеи (идея – задача) (слайд 4)

В октябре 2015г. На базе нашего класса была создана «Дружина юных пожарных».

В ходе занятий кружка у ребят возникла идея, что причиной пожаров является не только неосторожное обращение с огнём, но и то, что многие люди не знают, при каких условиях из маленькой искры возникает огромное пламя и какими способами нужно тушить различные виды возгораний. Так произошло осмысление и принятие идеи исследования по теме: «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара?»

Второй этап: технологическая разработка идеи

В ходе этого этапа дети разбились на инициативные группы. Одна группа решила собрать статистические данные о пожарах в Лужском районе. Другая группа учащихся пожелала посетить пожарную часть города, чтобы поближе познакомиться с работой спасателей, третья - заняться поиском информации, теоретических сведений по вопросам исследования, четвёртая – провести ряд практических опытов. В результате дети разбились на группы по интересам: «статисты», «журналисты», «испытатели», «практики» «теоретики» В ходе «мозгового шторма» определили следующие разделы исследования:

Статистические данные по пожарам нашего района (ответственная группа «статистов»);

Условия горения и способы тушения огня (ответственная группа «испытателей» и «практиков»;

Работа пожарной службы города (ответственная группа «журналистов»);

Самая мощная в мире пожарная машина (ответственная группа «теоретиков»)

Правила противопожарной безопасности (участвуют все группы).

Внутри каждой группы дети наметили план действий по изучению своих разделов, распределили обязанности между собой.

Третий этап: практическая работа над идеей

В ходе этого этапа осуществлялась разработка основных разделов проекта. Работа проводилась в группах. Каждая группа разрабатывала теоретические и практические вопросы своего раздела. На этом этапе главная роль отводилась «испытателям». Они выполняли практические опыты под наблюдением учителя, делали выводы и систематизировали полученные данные в виде правил. Перед выполнением опытов с учащимися был проведен дополнительный инструктаж по осторожному обращению с огнем. Для исследования брали безопасные круглые чайные свечи высотой 1 сантиметр в жестяном поддоне, Свечи ставили в фарфоровые блюдца, под рукой всегда находились средства тушения. Дети были предупреждены, что опыты проводятся только в присутствии учителя, их повторение дома исключено. «Статисты», «журналисты» готовили отчеты о своей проделанной работе. Все этапы работы над проектом были засняты на фотоаппарат, многие кадры вошли в оформление слайдовой презентации по теме исследования.

Четвёртый этап: опробование объекта, доработка и самооценка творческого решения идеи

Этап завершения работы над проектом, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов – продуктов проектной деятельности каждой группы. Место проведения презентации итогов проекта: учебный кабинет.

В классе, где проходило данное мероприятие, столы были расставлены для работы 5 групп и отдельный стол для группы экспертов, состоящей из руководителей кружка, учителей и ребят 5б класса, участников конкурса «Пожарная безопасность»2015г.

Ход презентации проекта

Оборудование: сопровождающая презентация к проекту, учебный видеофильм «Правила пожарной безопасности», предметно - раздаточный материал для работы в группах, три чайные свечи и другой подручный материал для проведения опытов.

Организационный момент

Чтоб к истине нам сегодня прийти

Исследования наши необходимо провести.

И в этой работе на вас я буду полагаться,

На вашу знания буду опираться!

1. Погружение в проблему

Чтобы напомнить всем тему нашего исследования, отгадайте загадку:

Накормить – живёт,

Напоить – умрёт.

(Огонь) (Слайд 5)

Назовите синонимы к слову «огонь» и расположите их в порядке усиления действия. (Искра, пламя, пожар).

Сформулируйте тему нашего исследования.

(Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара?)

2. Формулирование целей деятельности

Чтоб не ссориться с огнём – нужно больше знать о нём!

Назовите разделы, по которым проводились исследования. Разделы исследования:

Статистические данные по пожарам нашего района;

Условия горения, способы тушения огня; ознакомление с первичными средствами тушения.

Работа пожарной службы города;

самые мощные в мире пожарные машины;

Правила пожарной безопасности.

Учитель: В ходе презентации проекта экспертная группа будет оценивать вашу работу и около разделов, которые будут вами достойно защищены, будет «зажигать» символические нарисованные огоньки.

Защита проекта.

Учитель:

1.- Каждые 2 - 3 минуты в нашей стране вспыхивают пожары, в результате погибает около 20 тысяч человек. Группа статистов расскажет о результатах своих исследований по нашему району. Отчет исследовательской группы «статистов»

По результатам сбора информации о пожарах в нашем городе и районе за прошедшие два года … (Слайд 6,7,8)

Вывод : большинство пожаров возникает по вине людей, неосторожного обращения с огнем.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив первого раздела.

2.Отчет «испытателей» с демонстрацией опытов совместно с учителем и руководителем кружка.

Группа «Испытателей» провела опыты исследования условий горения. Сейчас они расскажут о них. (Слайд 9)

Какие условия необходимы для горения? (Прежде всего, необходимо тепло, то есть сильный нагрев вещества или тела. А чтобы искра не погасла необходимо топливо: сухая трава, дерево, бумага, бензин, керосин, природный газ и т. д.).

опыт

Чтобы узнать какое третье условие необходимо для горения, проведем практическое исследование. Зажжем маленькую чайную свечу в жестяном поддоне – горит, накроем ее стаканом – начинает потухать, поднимаем стакан – снова горит в полную силу.

Почему когда огонь оказывается в стакане, он постепенно тухнет? Вывод: для горения необходимы три условия: тепло, топливо и кислород (Слайд10).

Учитель . Придя к людям, огонь завоевал наше доверие, он удачно замаскировался в спичках, зажигалках, электроприборах, фейерверках и во многих других вещах, используемых нами. Но огонь может быть и другом, и врагом человека.

Задание от руководителя кружка: У каждой группы учащихся по одной иллюстрации с изображением огня или электроприбора: горящая свеча, фейерверк, утюг, газовая плита, костер. Обсудить и доказать, в каких случаях изображённый «огонь» на одной и той же картинке может быть нашим другом, а когда врагом.

(Слайд 11)

Что делать, если небольшое возгорание произошло?

(Необходимо попробовать его потушить).

Какие средства тушения огня вы знаете?

3.Выступление «практиков» (Слайд 12)

Мы провели ряд опытов и узнали, как и чем можно потушить огонь.

1. Полили на горящую чайную свечу водой – огонь потух.

2. Насыпали на горящую свечу песок (землю) – огонь потух.

3. Накрыли горящую свечу плотной тканью (брезентом) – огонь потух.

Но такие способы не подходят для тушения возгорания горючих жидкостей и электроприборов. На помощь придут огнетушители: порошковый, углекислотный, воздушно-пенный. (Слайд 13)

Вывод : огонь можно потушить водой, песком, брезентовой тканью (одеялом), огнетушителем.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив второго раздела.

- Слово предоставляется «практикам».

Люди в пожаре погибают не столько от огня, сколько от угарного газа. Для доказательства этого утверждения мы провели следующее исследование: зажгли чайную свечу, взяли намоченную плотную белую ткань, подняли ее над свечой, а в огонь положи крохотный кусочек пластмассы – свеча начинает коптить. Потушив свечу водой, рассмотрели ткань: со стороны свечи на тряпочке образовался чёрный круг копоти, а с другой - ткань более чистая (Слайд 14)

Вывод: во время пожара, чтобы не задохнуться от угарного газа, необходимо органы дыхания закрыть мокрым платком или ватно-марлевой повязкой.

Внимание! Повторять исследования с огнём в домашних условиях без присутствия взрослых и средств огнетушения запрещено!

Вопросы руководителей кружка по пройденному ранее материалу на уроках окружающего мира и инструктажах по ОБЖ и занятиях кружка «Юные пожарные»

Теперь наши эксперты вам зададут вопросы, чтобы проверить ваши знания.

Какие действия необходимо выполнить, если начался пожар? (Вызвать пожарную службу, покинуть помещение, если нет возможности этого сделать, закрыть все щели, держаться ближе к полу, так как угарный дым поднимается вверх, закрыть органы дыхания влажным платком, передвигаться к всевозможным выходам в противоположную сторону от огня, привлечь внимание) (Слайд 15)

При пожаре не сидим, набираем… (01).

Ролевая игра:

Поиграем в игру «Вызови пожарную охрану по телефону» (Слайд 16)

4.Отчет исследовательской группы «журналистов» о работе пожарной службы города Луги:

Журналисты побывали на экскурсии в пожарной части и об этом сейчас расскажут.

Работа пожарной службы нашего города по материалам экскурсии (Слайд17)

Наша группа побывала на экскурсии в пожарной части № 135 ОГПС Лужского района. Там мы посетили кабинет дежурного диспетчера, узнали, как поступают тревожные звонки и передаются по рации пожарным. Диспетчер не имеет права покидать свое место. Узнали, что все звонки записываются и отслеживаются. Есть такая система «Незабудка», которая помогает выявлять телефонных хулиганов. Нас проводили в учебный кабинет, где обучают пожарных. Они тоже сидят за партами с ручками и тетрадками, как мы в школе. А еще их учат оказывать медицинскую, психологическую помощь. Специально обучают работать в задымленных (Слайд18) помещениях. К нам пришел настоящий пожарный во всей экипировке. Каждая деталь костюма пожарного очень важна в его работе. Мы примерили на себя боевую одежду пожарного, кислородную маску с баллоном. Оказалось, что у пожарных есть даже спальная комната, где можно отдохнуть, так как они выходят работать на целые сутки. Мы увидели, что пожарное снаряжение всегда наготове. В любую минуту они готовы придти нам на помощь. (Слайд19)

Во время экскурсии нам показали пожарные машины, рассказали об их устройстве. В нашей части несколько спец. машин. Две на базе «Камаза» и еще одна на базе «Зила». Нас удивило, что одна машина ПНС 10(пожарнонасосная станция) содержит 20 пожарных рукавов для тушения огня. Их можно соединить и получится рукав 20длинной 2км. Машины всегда заполнены водой, но для тушения пожара ее хватает только на 7-10 минут, поэтому необходима дозаправка водой, для этого тоже нужны пожарные рукава. Особое внимание привлекла пожарная машина на базе «Зила», над которой расположена огромная стрела в сложенном виде. Нам рассказали, что в вытянутом положении, стрела достигает высоты девятиэтажного дома. По окончании экскурсии все поняли, что работа пожарного очень трудна.

А еще я (Карева Лида) взяла интервью у своего папы, бывшего пожарного нашей части.

Мы продемонстрируем вам чему научились: (одевать боевую одежду пожарного).Помогут нам в этом ребята 5б класса, которые в прошлом году участвовали в конкурсе по пожарной безопасности и стали победителями.

5.Отчет группы «теоретиков» о нахождении сведений о самых мощных в мире пожарных машинах «ошкош» и big wind .

Наши теоретики искали материал о самой мощной пожарной технике. Сейчас они расскажут о ней. (Слайд21,22)

Самой мощной в мире пожарной установкой считается пожарная машина - вездеход «ошкош», применяемая для тушения пожаров на самолётах. Максимальная скорость - 80 км/ч, При аварийной посадке самолёта, всего за три минуты она разбрызгивает столько пены, что ею можно покрыть футбольное поле.

Автомобиль может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети. Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40° С до плюс 45° С.

Экспертная группа зажигает символические «огоньки» напротив четвёртого раздела. Творческое задание.

Каждая группа готовила свое творческое задание. Составляла правила пожарной безопасности. Представят нам свои работы.

(статисты - правила пожарной безопасности в лесу;

испытатели - правила по электробезопасности;

практики и теоретики - правила пожарной безопасности в быту;

журналисты- правила пожарной безопасности при обращении с пиротехникой)

(Слайды 23),

Проверка и защита творческих работ.

Экспертная группа зажигает условный «огонёк» напротив пятого раздела. 24,25

Самооценка, самоанализ проектной деятельности (слай26)

Чтение разделов исследовательской работы. Подведение итогов работы в группах.

Проверка - напротив каждого ли раздела зажёгся условный «огонёк». Вопросы к исследовательским группам:

Получили ли удовлетворение от своей работы? Что удалось, а что нет? Какие вопросы хотели еще доработать?

Чтобы закрепить наши знания посмотрим фильм.

Просмотр фильма «Правила пожарной безопасности».

Итог работы

При завершении работы над темой исследования ребята совместно с учителем доработали слайдовый фильм-инструктаж по теме «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара?», главные герои которого – сами дети.