Издревле в Церкви существует обычай обращаться в молитве, не только к Самому Господу, но и к Божьей Матери, и к Святым. Не оскорбляем ли мы этим величия Божия? Великий молитвенник святой праведный Иоанн Крондштадский, пишет об этом так: «Сегодня я усомнился, конечно, потому,что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: «Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей пречистой Матери и святых,а не Сам независимо?» И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». «Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».

Живя на земле, святые угодили Богу исполнением Его заповедей о любви к Богу и ближним. По этой великой любви они молились о других людях, испрашивая им у Бога нужное. Тем более, по кончине, когда они переселились в вечность и предстоят лицу Божию, они молятся о нас. Надо только ясно понимать, что, как пишет праведный Иоанн Крондштадский, молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ходатайства исключительно по Благодати Господа Иисуса Христа, в силу великой ходатайственной крестной жертвы Сына Божия. Это воздаяние от Господа по заслугам святых. И, кроме того, отец Иоанн предупреждает: «Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия».

Прибегая к помощи святых в своих бедах, скорбях и болезнях, не будем забывать, что лучший способ избавиться в жизни от великих бед и тяжких скорбей – избегать греха, жить по воле Божией, по заповедям Его, а лучшее духовное лекарство во всякой болезни – покаяние в грехах, соборование, причащение Святых Христовых Таин.

Не случайно, кстати, нет в церковных книгах молитв о защите от всяческих колдунов, чародеев, магов. Такие молитвы стали самодеятельно сочиняться только в последние годы. По согласному же мнению святых отцов, человеку, который старается жить по заповедям Божиим, который искренне кается в грехах своих и причащается Тела и Крови Христовой, «не может причинить вреда никакое чарование и волхвование» (ответ преподобного Афанасия Афонского, приведенный в его житии).

Безусловно, мы нуждаемся в помощи святых. По словам отца Иоанна Крондштадского, «святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, кротостью, воздержанием, смирением, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых».

К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, тот — за желудок. Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания, часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни. Кроме того, было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ. И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с детской простотой и несомненной верой.

О чем, например, молятся преподобному Серафиму Саровскому или блаженной Матроне Московской? Да обо всем. Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви. Например, названия икон Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», «Воспитание», «Прибавление ума», «Целительница», говорят сами за себя.

Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.

Великомученник Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.

Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые безсребренники Косма и Дамиан.

В Болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.

В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.

Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.

О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.

Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается. На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.

Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться о даровании добродетелей, необходимых жене – христианке, об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Евдокия Московская, Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.

О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о христианской любви. Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.

Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.

О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему христианским, потому что они угодили Богу именно в супружестве.

О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконой «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.

Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом «Млекопитательница».

В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому конечно матери молятся этим святым о своих учащихся детях. Также прошение о помощи детям в учении есть в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским.

О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским. По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.

О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых. Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем,кто несет воинскую службу.

Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.

О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю архиепископу Мирликийскому. Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения. А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности и во многих других нуждах.

Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.

Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.

К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы. А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.

Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.

В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.

Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.

В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.

Святой «широкого профиля»

Все знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому.

Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля».

Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.

Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.

Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону, праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский… Да простят меня святые угодники!

Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».

Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой путь, как и святитель Николай.

Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»

Легко представить, к чему может привести распределение святых по обязанностям путем выдергивания из житий определенных фрагментов. К полному абсурду. Можно ведь молиться пророку Илии, если не можешь зажечь огонь, можно взывать к пророку Моисею, если собираешься подниматься в горы, можно обращаться к великомученице Варваре, если собираешься строить баню… Можно с успехом объявить Ноя покровителем судостроения, святителя Спиридона покровителем производителей стройматериалов и, в частности, кирпича, пророка Илию покровителем бегунов (бежал же он перед колесницей Ахава около 30 километров)…

Самое смешное, что после публикации этой статьи интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»: «Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре, думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по милосердию своему, если человек помолится, как надо.

Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия Небесного.

Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата – Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти «царским путем».

Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это и будет «царский путь».

К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.

Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.

Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной вере. Аминь.

Священник Сергий Бегиян
Православие.ru

Просмотрено (11166) раз

У каждого из нас в жизни бывают такие моменты, когда просто необходима помощь Свыше. Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам.

В особой нужде лучше всего, помимо того, что вы поставите свечку и помолитесь о просимом, заказать молебен и подать записку о здравии (упокоении) в алтарь.

Каким святым нужно молиться в тех или иных нуждах?

Обращайтесь к Господу , особенно, если это касается исправления вашей жизни, покаяния, излечение от пагубных привычек, страстей. Самая близкая для нас Ходатаица – это Пречистая Богородица , Которая всегда услышит и донесет ваши молитвы ко Господу.

Конечно, иногда нам трудно бывает обратиться к Самому Господу, потому, что мы не знаем, как это сделать правильно. Но у нас есть святые, которые всегда нас слышат, которые всегда донесут ваши молитвы к Престолу Божию. Они когда-то тоже были людьми и понимают все скорби нашей земной жизни. Поэтому, часто бывает легко к ним обратиться. В них мы часто обретаем самых настоящих верных помощников и ходатаев о наших душах. Любого святого можно просить о любой вашей просьбе , особенно, если вы испытываете особое преклонение перед определенным святым. Многие православные христиане любят св. Матронушку и просят её во всякой нужде и бывают услышаны. Кому то больше по душе преподобный Серафим Саровский, кому-то преподобный Севастиан Карагандинский. Важно, чтобы вы верили, что тот святой к которому вы обращаетесь - слышит вас.

Некоторые святые при жизни особенно помогали в определённых ситуациях. Так, например, святитель Лука Войно-Ясенецкий был хирургом и он особенно помогает в молитве об операциях, постановке правильного диагноза. Икона Казанской Божией Матери когда-то проявила чудо исцеления слепого, и теперь ей часто молятся о зрении, исцелении слепоты. Святой Вонифатий при жизни, будучи человеком простым, любил выпить, но потом, как мы знаем из его жития, пострадал за Христа мученической смертью. И кому, как ни ему молиться об избавлении от этой страсти. Ведь он же знал, что это такое, какие это муки. Вот поэтому, за некоторыми святыми закрепилась своего рода «специализация».

Очень хорошо про святого, к которому вы обращаетесь, прочитать его житие. Тогда, поверьте, он станет вам намного ближе и понятнее, и молитва более искренней .

Хочется здесь еще очень кратко сказать об одном негативном явлении, которое связано с почитанием святых . Дело в том, что некоторые воспринимают святых примерно так, как язычники воспринимали своих богов - по принципу “какой святой от чего помогает”. Такие люди заходят в церковь и спрашивают: “Какому святому надо поставить свечку, чтобы получить квартиру?”, “Какому святому молиться от зубной боли?” и т. д.

Надо помнить, что святые - не какие-то божки, от которых можно что-то получить , причем от каждого свое. Святые не являются специалистами по выдаче квартир, по приостановлению зубной боли или по другим подобным вещам. Есть, конечно, святые, которые при жизни были врачами, и мы обращаемся к ним с просьбой об исцелении, например, святой великомученик Пантелеймон. И действительно, по молитвам таких святых происходят многие исцеления. Но ни в коем случае нельзя использовать молитву святому как к какому-то идолу, который нужен только потому, что у него можно получить конкретную помощь.

Святые - это прежде всего наши небесные друзья , которые могут нам помочь в нашем продвижении на пути ко спасению, на пути к Богу. И лишь во вторую очередь святые - те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Так что молитесь, главное, чтобы молитва ваша шла из глубина горячего сердца и не шла в разрез в Божией волей.

ТЕ ИКОНЫ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ В НАШЕМ ХРАМЕ, БУДУТ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ, А В СКОБКАХ УКАЗАН МАЛЫЙ ИЛИ БОЛЬШОЙ ПРИДЕЛ, нажав на который вы выйдете по ссылке и увидете, где расположена та или иная икона в этом приделе.

О решении всякого важного дела и перед его началом просят о помощи Господа, Пресвятую Богородицу, Ангела Хранителя, всех святых.

Можно заказать молебен «на благое дело» или молебен «иконе Божией Матери Абалацкая».

Об исцелении от болезней:

иконе Божией Матери "Целительница",

святым великомученику Пантелеимону,

бессребнникам и чудотворцам Косьме и Дамиану,

преподобномученице Великой Княгине Елисавете,

святителю Луке Войно - Ясенецкому (особенно при операциях);

иконе Божией Матери Казанская,

святителю Алексию митрополиту Московскому (болезни глаз);

святому пророку Моисею (дефекты речи);
блаженной Матроне Московской (болезни ног);
святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну (болезни головы);
иконе Божией Матери "Троеручица",

святому преподобному Иоанну Дамаскину (болезни рук);
святому священномученику Антипе (зубные болезни);
иконе Божией Матери "Всецарице" (онкологические заболевания);
святому преподобному Агапиту Печерскому (женские болезни);
иконе Божией Матери "Млекопитательница" (когда болеют дети).

От бесплодия:

Чудотворной иконе Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая"

святителю Луке Войно - Ясенецкому
святым праведным Иоакиму и Анне;
святым пророку Захарии и праведной Елизавете.

Чтобы хорошо протекала беременность и об удачном разрешении от бремени:
иконам Божией Матери "Феодоровская", "Помощница в родах".

При кормлении грудью:
иконе Божией Матери "Млекопитательница".

Об удачном замужестве:
Пресвятой Богородице;
Святителю Николаю чудотворцу.

Чтобы найти хорошую невесту:
Спасителю;
Своему святому покровителю.

О детях и их благоустройстве в жизни, чтобы нашли хорошую работу:

Святителю Митрофану Воронежскому

О разрешении проблем в браке и примирении мужа и жены:
святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву;

святым благоверным князю Петру и княгине Февронии.

О помощи в воспитании детей:
иконам Божией Матери "Воспитание" и "Млекопитательница";
святым покровителям своих детей.

О помощи в учении, об успешной сдаче экзаменов (курсовых, дипломов, зачетов и т.п.):
иконе Божией Матери "Прибавление ума";
святому преподобному Сергию Радонежскому.

О разрешении жилищных проблем:
святой блаженной Ксении Петербургской;
святой блаженной Матроне Московской.

О помощи в строительстве:
святым Киево-Печерским зодчим.

О помощи в бедности и нужде и всяких житейских проблемах:

Чудотворной иконе Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая",

святителю Спиридону Тримифунтскому;
святителю Николаю чудотворцу;
святой блаженной Ксении Петербургской;
святому праведному Филарету Милостивому.

О возвращении утерянных вещей:
святому мученику Трифону.

О путешествующих:
святителю Николаю чудотворцу.

О помощи в торговых делах (успешном бизнесе, предпринимательстве):
святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому.

Об избавлении от пьянства, наркомании, пристрастия к азартным играм и игровым автоматам:
иконам Божией Матери "Неупиваемая Чаша", "Взыскание Погибших", "Споручница Грешных";
святому мученику Вонифатию;
святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

Об избавлении от блудной страсти:
святому мученику Вонифатию;
святому преподобному Иоанну Многострадальному Печерскому;
святой преподобной Марии Египетской.

О помощи в судебных делах и о заключенных:
святой великомученице Анастасии Узорешительнице.

О помощи в устройстве на работу:

Чудотворной иконе Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая",

святой блаженной Ксении Петербургской;
святому мученику Трифону.

О военнослужащих:
святому великомученику и Победоносцу Георгию, святому мученику Иоанну Воину (этим святым молятся о военных и солдатах, находящихся в любых родах войск);
святому Архангелу Михаилу (покровитель летчиков и космонавтов);
святому апостолу Андрею Первозванному (покровитель моряков);
святому пророку Илие (покровитель Воздушно-Десантных войск).

Об успешной врачебной практике:
святителю Луке Войно-Ясенецкому.

Об искоренении злобы между близкими людьми, друзьями, коллегами, соседями:
иконе Божией Матери "Умягчение Злых Сердец".

От напастей бесовских, о защите от чародеев и колдовства:
святым священномученику Киприану и мученице Иустинии;
святому великомученику Никите;
святому мученику Трифону.

О сродниках и близких людях, заблудших, которые не ходят в Православный храм:
иконам Божией Матери "Споручница Грешных", "Взыскание Погибших".

В унынии, печали и депрессии:
иконе Божией Матери "Утоли Моя Печали", "Избавление от бед Страждующих".

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Самая сильная молитва за здравие больного человека — это молитва, произнесенная с глубокой верой, искренностью и чистосердечием. Такая молитва работает даже на расстоянии, часто творит настоящие чудеса, порою оказываясь сильнее самых дорогостоящих медицинских препаратов.

Читать молитву за здоровье больного разрешается как в стенах храма, так и у себя дома, перед иконами святых. Просить о здравии и исцелении от болезни можно и за себя, и за своих родных и близких людей (родителей, детей, мужа, жену, других родственников и друзей). Однако перед обращением к святым с просьбой нужно обязательно удостовериться, что заболевший был крещен в церкви. Конечно, ничто и никто не запрещает молиться за здравие человека не крещенного, но в этом случае эффективность может значительно снизиться.

Помочь больному исцелиться от своей хвори может не только самый сильный молитвенный текст, но и церковный молебен за здравие. Он произносится священнослужителями в пределах богослужебного здоровья по предварительной просьбе заказчика. Заказывать молебен можно ежедневно, либо на месяц, либо на 40 дней. В любом случае, он значительно повышает шансы поверженного заболеванием человека на выздоровление.

Любая молитва — это положительный энергетический посыл, обладающей большой силой и дающий веру в излечение, надежду на светлое будущее. Она позволяет передать больному позитивный настрой, в ходе которого состояние его здоровья начинает постепенно улучшаться, а недуг его — потихоньку отступать.

Часто течение болезни ухудшается из-за отсутствия у больного душевного равновесия — можно сказать, человек болеет душой. Молитва же о здравии, в этом случае, улучшает душевное состояние заболевшего, возвращает ему утерянный покой, помогает справиться с терзающими страхами и сомнениями.

С молитвенными словами о здравии больного верующие чаще всего обращаются к самому Господу, к Пресвятой Богородице, к Блаженной старице Матроне Московской и к Николаю Чудотворцу.

Причина, по которой люди молятся за здравие Всевышнему и Богоматери, понятна и без разъяснения: в иерархической лестнице Высших сил они занимают самые верхние позиции. В руках Господа сосредоточена судьба всего живого на Земле, в том числе и человечества. Пресвятая Богородица, давшая этому грешному миру Спасителя, всегда являлась заступницей слабых, укрывала их своих надежным материнским крылом.

К Матронушке и Николаю Угоднику верующие обращают свои просьбы потому, что эти святые в православном христианстве являются одними из наиболее любимых и почитаемых. Ещё при земной своей жизни Блаженная Матрона и Чудотворец прославились своим даром врачевания, немалому количеству людей помогли обрести чудо исцеления. Свидетельство тому — тысячи историй, записанных в церковных книгах и на православных сайтах (Матрона Московская), сохранившихся в древних рукописях, в христианских легендах и преданиях (Николай Угодник).

Самые сильные православные молитвы за здравие больного

Высшим силам об исцелении

Особенность данной молитвы в том, что в ней идет обращение не к какому-то определенному представителю Высших сил, а ко всем: к самому Господу, к Богоматери, ко всем святым и ангелам. Именно поэтому она считается одной из наиболее сильных молитв. Читать её, по возможности, лучше в стенах храма. Вместо скобок необходимо называть имя больного, которому требуется излечение от хвори. Текст следующий:

К Господу

Молитвы с просьбой об исцелении и здоровье, адресованные Господу Богу, читать следует перед иконой Спасителя, при зажженных свечах. Делать это можно как в церкви, так и у себя дома, если возможности посетить храм, в силу каких-либо причин, пока не имеется.

Первую молитву, текст которой представлен ниже, можно читать как для себя, так для своего родного или близкого человека. Словосочетания “Божья раба” можно заменить на “Божий раб”, вместо скобок называть имя захворавшего человека. Слова:

Другая молитва, обращенная к Богу , также считается одной из наиболее сильных. В ней просят о выздоровлении. Сила можно многократно увеличить, заказав в храме сорокоуст о здравии. Текст:

Пресвятой Богоматери

Первая молитва, адресованная Пресвятой Деве Марии , дает крепкое здоровье. Читать её также разрешается как в церкви, так дома, и обязательно — перед святым образом Богоматери. Молитвенные слова произносить можно для себя, для людей родных и близких. Текст:

Молитвенное правило второй молитвы о здравии, обращенной к Богородице , схоже с молитвенным правилом первой. Для произнесения этого текста обязательное условие — чтобы больной был крещенным. Желательно читать этот священный текст перед иконой Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.

Матроне Московской

Блаженную старицу Матрону просить о здоровье и исцелении можно с помощью универсальной молитвы, известной каждому глубоко верующему человеку. Текст её уже неоднократно мелькал на нашем сайте, но приведем его еще раз:

Существует еще одна специальная молитва, с помощью которой просят Матронушку о здоровье. Слова в ней такие:

Молитвы Блаженной Матроне также читать необходимо перед ее ликом. Только вот не в каждой церкви можно отыскать икону Матронушки. Но вы можете без труда выйти из ситуации, если купите икону с изображением святой старицы себе домой и станете молиться дома. Матрона обычно никому не отказывает в помощи, ибо дала обещание помогать людям и после своей смерти.

Для повышения эффективности Церковь рекомендует перед ее произнесением окружить себя добрыми поступками: подавать милостыню, помогать всем нуждающимся, вносить пожертвования в храм. Матрона Московская обязательно оценит ваше милосердие и великодушие.

Николаю Угоднику

Николаю Чудотворцу молятся те, кто желает избавиться от недугов и обрести здоровье. Молитва читается перед образом святого старца (как в храме, так и дома). Читать молитвенный текст разрешается и для себя, и для своих родственников и близких, вместо скобок подставляя имя больного человека. Текст:

Важно!

Обращаясь к представителям Высших сил об исцелении и здоровье, нельзя отказываться от медикаментозного лечения и всех необходимых медицинских обследований. Нужно помнить о том, что Высшие силы иногда помогают нам через других людей. Поэтому произнесение молитв и медицинское лечение должны идти параллельно, служить дополнением друг к другу, а не противостоять.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой каждый месяц будем рассказывать вам о народных традициях, праздниках, обрядах и православных святынях.

Наши читатели часто спрашивают, какой иконе о чем молиться в церкви.
— Церковь говорит, что можно обращаться к любой иконе, только делать это с чистым сердцем, — говорит священник храма Рождества Богородицы (Никитский) Вячеслав ТИХОМИРОВ . — Но все же каждая святыня известна своим особым чудодейственным предназначением.
Иконы сами по себе не амулеты и святы не сами по себе, а через изображенных на них святых. В доме должны быть иконы Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангела-хранителя, небесных покровителей членов семьи и особо почитаемых в семье святых. Иконы можно вешать в любом месте квартиры, кроме отхожих. Молиться разрешается в любое время, но существует особое молитвенное правило, которое читают утром и вечером. Человек должен постоянно носить нательный крестик. Иногда вместе с ним носятся медальоны с изображением Богородицы или святых. Православные христиане с чистым сердцем молятся Богу или святым, которых изображают на иконах.



Вербное воскресенье, апрель 2011 г.
Храм Фрола и Лавра, с. Перемышль.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА»
Самое распространенное изображение Святой Троицы принадлежит преподобному Андрею Рублеву, но есть и другие иконы. На иконе в виде трех ангелов изображены Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Дух Святой. Это одна из основных икон, которые должны быть в каждом доме. Богу молятся при всех нуждах и всех проблемах. Находится в Троицком соборе Калуги.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжелые времена. Как правило, этой иконой благословляют брак. Существует традиция молиться перед ней тем, у кого проблемы со зрением. Пред этой иконой молятся и о помощи в различных житейских, бытовых ситуациях. Находится в храме Иоанна Предтечи.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Написана евангелистом
Лукой. Эта икона - один из наиболее чтимых на
Руси образов Пресвятой Богородицы. Перед ней помазывались на царство цари и избирались митрополиты и патриархи. Через эту икону Богородица примиряла враждующих, смягчала злые сердца, исцеляла. Находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский).

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Перед ней молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении от глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии. Находится в Свято-Георгиевском
храме Калуги.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

Сегодня более известна разновидность этой иконы - «Умягчение Злых Сердец». Она примиряет враждующих, приносит мир. Ее берут на важные дела. Существует традиция помещать ее напротив двери, чтобы все входящие ее видели. Находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский).

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Божия Матерь молится за всех грешников. Возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Перед ней молятся об исцелении от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр. Находится в храме Успения Пресвятой Богородицы.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

По преданию, написана евангелистом Лукой. Она относится к иконописному типу «путеводительница». И этим все сказано. Находится в Свято-Георгиевском храме Калуги.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

Икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед ней молятся об исцелении души и тела. Она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Находится в Никольском храме Калуги.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ПАНТЕЛЕЙМОН»

Великий целитель, покровитель врачей. Еще при жизни принес исцеление многим людям от тяжелых недугов. И сейчас от этого святого люди получают исцеление. Находится в храме Иоанна Предтечи.

«ТРОЕРУЧИЦА»
Чудотворный образ Божией Матери был написан в XIII веке в память о чудесном исцелении преподобного Иоанна Дамаскина. Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» молятся о душевном спокойствии. Находится в Никольском храме Калуги.

«СКОРО-ПОСЛУШНИЦА»

Образ был написан в Х веке. Перед этой иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, а также об исцелении от душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, онкологии. Находится в храме в честь Василия
Блаженного.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА»

Очень почитаемая святая современности. Ее мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке. Каждый день туда приходят люди, обращаются к ней за помощью по любому тяжелому вопросу. В Калуге икона есть во многих храмах, например, в церкви Жен-Мироносиц.

«ПЕТР И ФЕВРОНИЯ»

Им молятся о благополучии семейной жизни, рождении ребенка. Находится в церкви Жен-Мироносиц.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»

Покровитель всех учащихся. Находится в храме Косьмы и Дамиана.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ»

Любимый святой православных. Является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, летчиков. Тем, кто часто бывает в дороге или имеет профессию, связанную с транспортом, непременно нужно иметь дома этот образ. Мощи святого Николая Угодника хранятся в Италии. Находится в храме Николая Чудо-творца (Николо-Козинский).

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

Один из любимых и почитаемых в России святых. Всю свою жизнь посвятил служению Господу, основал Дивеевский женский монастырь. Известны многочисленные случаи исцеления им тяжелобольных. Нуждающиеся в опоре и поддержке обращаются к изображению святого старца за утешением. Находится в храме Успения Пресвятой Богородицы.

обратная связь
Дорогие читатели!
О чем вы еще хотели бы узнать из нашей новой рубрики? Есть ли в вашей семье свои традиции? Как вы их чтите? Расскажите нам об этом.
Ждем ваших писем по адресу:г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36.
Звоните по тел.: 79-04-54.
Электронная почта: Уважаемый друг!

Предлагаем Вашему вниманию раздел нашего сайта «Икона в помощь». На этой странице Вы узнаете, каким святым молиться для обретения небесного покровительства в определенных делах и жизненных ситуациях.

Выберите святого, который поможет именно Вам! И мы изготовим для Вас складень с его святым образом и молитвой к нему.


Нужна помощь в выборе? звоните +79151310033 или пишите kk@сайт

Для Вашего удобства созданы основные разделы, представленные в списке слева. Сделав выбор, Вы сможете посмотреть более подробный список справа.

Каким святым молиться?

Кристина Кондратьева , генеральный директор иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и арт-галереи «Кристина», отвечает на вопросы журналиста о том, может ли обращение к святым образам помочь избавиться от алкогольной зависимости, как давно существует эта традиция, какова история появления образа Богородицы «Неупиваемая чаша» и др.

Много проблем у современного человека… Информационная перегруженность, стремительный темп жизни, чересполосица явлений и событий, связанных и не связанных между собой, обширный спектр косвенных проблем, и всё это вместе целиком поглощает внимание современного человека, ввергая в бесконечный круговорот суеты. Душа загнана гонкой жизни, ей не хватает отдыха. Его ум ни на минуту не избавлен от привычки прокручивать внутри себя вечные вопросы: «где взять денег», «как избавиться от болезней», «как создать счастливый брак», «как преодолеть зависимости от… (список почти бесконечен)», «как защитить своих детей» и многие другие. Даже в отпуске, сменив декорацию, он также мучим ими, потому что, куда мы бы не уехали, от проблем никуда не деться - они неотступно следуют за нами, поскольку замкнуты внутри нас.

От словомешалки, зудящей в мозгу, страдает душа. Она устает, теряет силы, когда мы понимаем, что ни советы друзей, ни многочисленные рецепты брошюр на тему «Как стать счастливым, любимым и богатым» не дают желаемого результата. Тогда остается единственная инстанция, взывая к которой, можно найти избавление от духовного одиночества и беззащитности перед обилием жизненных барьеров, все труднее и труднее преодолеваемых. Это - Божья милость, потому что, когда все земные возможности исчерпаны, человек смотрит в небо и понимает, что готов молиться…

Как молиться перед иконой

Но наша жизнь исторически сложилась так, что в большинстве своем люди, даже поняв необходимость обращения к Богу, не знают, как говорить с Ним, какими словами, и главное - как подготовить душу к этому общению и узнать, к кому из святых обращаться с вопросами в тех или иных случаях, каким святым молиться, перед какими иконами, кого призывать на помощь в бедах и скорбях.

Впрочем, и это не самое сложное - какому святому о чем молиться, можно узнать, спросить, и мы, в свою очередь, поможем Вам найти ответ на эти вопросы. Самое тяжелое - сосредоточиться, остановить в голове отвлекающие на молитве посторонние мысли, но, оставив сердечную сосредоточенность, протянуть от сердца ниточку лично к тому святому, которому сегодня Вы хотите молиться. Для тех, кто не имеет навыка в молитве, это действие - остановить круговерть мыслей в голове - бывает очень затруднительно. Однако, если Вы хотите, чтобы молитва была услышана, надо пробовать снова и снова. Конечно, есть молитвенное правило, призванное сосредоточить душу, сконцентрировать внимание, но к нему надо привыкнуть, а и обстоятельства, и душа просят молитвы прямо сейчас, и тогда начинайте просто молиться перед иконой. Икона, подобно увеличительному стеклу, собирающему рассеянные солнечные лучи в один обжигающий луч, собирает внимание молящегося, помогает ему отрешиться от суеты жизни, остаться наедине со святым, к которому обращена молитва.

Итак, очень важно помнить, что молимся мы не иконе - икону мы почитаем как святыню, а молиться надо Первообразу, самому святому, незримо присутствующему за образом, перед которым мы стоим.

Начиная молиться святому перед иконой его, нужно прийти в состояние внутренней тишины, внутреннего молчания, насколько возможно, вообразить себя предстоящим - стоящим перед кем-то невидимым, но совершенно реальным, поверить в то, что он слышит, ибо дается нам только по вере нашей.

Молитва исполняется не сразу, важно не терять веры. Само слово-то какое - ис-полн яется, обретает полн -оту. Молясь раз от разу все горячее и убежденнее, мы как бы на-полн -яем сосуд своей молитвы. И ещё: иногда человек вроде и молиться святому не забывает, и молится усердно, а желаемое - всё не приходит и не приходит. Это нормально: желаемое не упадет сразу в руки - должны выстроиться обстоятельства, чтобы в неразберихе земной жизни, где мы уже сами изрядно напутали, всё сложилось гармонично, и на это требуется время. Может быть и другое - желание человека не слишком чисто, есть в нем какое-то лукавство перед самим собой, или оно не полезно для человека, для спасения его души. Ведь часто во взрослых своих желаниях люди как дети, которые настойчиво просят лишнюю порцию мороженого или конфету, или еще что-то, что может нанести им вред, но они сами этого пока не знают… Поэтому все-таки молитву нужно всегда заканчивать словами: «…если будет на то воля Божья».

Конечно, Вы можете молиться только своими словами, но в случаях критических, требующих особого, более серьезного молитвенного усердия, стоит приготовиться к молитве особо. Не пожалейте времени на общение с Богом, ведь Он-то с нами всегда во всей Бесконечности Времени и Пространства.

Перед иконами и Господними, и Богородичными, и святых для тех, кто не привык к ежедневным молитвам, или, возможно, только начинает привыкать к молитвенному опыту, важно знать: просить за себя, за кого-то, о чем-то надо, хоть немного очистившись душой.

Попробуйте перед началом молитв, или даже за день до того, простить внутри себя хотя бы кого-то из тех, с кем Ваши отношения складываются не лучшим образом. Потом, конечно, если Вы регулярно злоупотребляете алкоголем, часто ругаетесь, используя слова, относимые к неформальной лексике, - это тоже сильно тяготит душу, нередко раздражаетесь, молитва Ваша лишается нужной силы. Всё дело в том, что чем большими огрехами отягощена душа - очень точный образ, она действительно становится тяжелой , тем ей трудней взлететь с молитвой. Иногда то, что мы называем тяжестью на душе, - это понимание, часто интуитивное, неосознанное, собственных внутренних проблем, конфликта с самим собой. Вот потому-то для нас и важно заступничество Владычицы Небесной и святых - их чистые, не отягощенные грехом молитвы, святое заступничество перед Господом помогают нам получить желаемое.

Чтобы получить ответ на молитву, очень важно правильно начать и правильно закончить ее. Поэтому, придя к иконе, постарайтесь сосредоточиться на молитве, отодвиньте бытовые мысли и заботы, забудьте о них на время, лично обращаясь к тому, кому возносите молитву.

Перед началом молитв осените себя крестным знамением и произнесите: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Прочитав молитву Господу, или Богородице или тому святому, к которому обращаетесь, принятую по общецерковным правилам, - одну, две, как требует душа, перейдите к окончанию прошения таким образом: прочтите «Достойно есть..» 1 , «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков», трижды, осеняя себя крестным знамением: «Господи, помилуй», затем «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».

Затем Вы, снова осенив себя крестным знамением и произнеся «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», можете попросить святого уже своими словами особо защитить Вас от какого-то события, помочь в решении проблем. Просите обо всем, что накипело, о себе, о близких, только обратясь всем сердцем к тому, кого просите. А потом, высказав свою просьбу, снова произнести «Аминь». И снова осенить себя крестным знамением.

Конечно, мы просим святых молиться за нас, как бы оставляя на них главное усердие и возлагая надежды на их святые молитвы за нас. Но неплохо ради исполнения своих же просьб потрудиться и самим, и в тех самых - особых - случаях исправно молиться 40 дней. А если Вы добавите к этому и пост, то будет совсем хорошо. Если время в принципе не постное, то можно и не очень строгий: не есть мясного и рыбного по средам и пятницам, убрать из ежедневного рациона лишнее - то, что предназначено не для нормального полноценного питания, а только ради гастрономического удовольствия, и не переедать. Впрочем, коли у кого-то из-за несъеденной котлеты или куска мяса появляется желание «съесть» кого-то из ближних, лучше всё-таки съесть котлету или этот кусок, поскольку пост - это только ленивый не сказал! - не диета, а духовное возрастание и необходимое для этой цели очищение души и тела. И если человек, постясь, больше думает не о спасении души, а о том, как бы чего лишнего не съесть, это уже и не пост.

Какому святому в каких случаях молиться?

Прежде всего, конечно, нам стоит помолиться перед образом Спасителя Иисуса Христа , Он - главный врачеватель наших душ и тел. Спаситель Сам дал человечеству Свое изображение и таким образом положил начало иконописи. Согласно церковному преданию, умывшись, Иисус Христос приложил Свой лик к поданному ему убрусу, то есть четвероконечному плату, и на этом плате чудесным образом нерукотворно отпечаталось изображение Божественного Ео лика. Убрус был передан неизлечимо больному царю Авгарю, который пламенно уверовал во Христа. Авгарь молился Спасителю перед этим нерукотворным образом, и болезнь отступила, а чуть позже и совсем исчезла. Святые - они посреднически молятся за нас перед Ним по нашим просьбам, а Он - принимает решение по их святым молитвам. И у каждого есть нечто вроде определенной сферы полномочий перед Богом.

И, конечно же, усиленно во всех трудных случаях надо молиться Пресвятой Богородице , Царице Небесной - Она, «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», стоит над всеми святыми и для нас первая Ходатаица и Заступница перед Сыном Ее и Господом нашим. В час своего успения Богородица обещала не оставлять апостолов и всех христиан после Своей смерти. Слова Богородицы о том, что она будет с человечеством во все дни и всегда будет ходатайствовать за нас перед Богом, подтверждаются изо дня в день. Пресвятая Богородица никогда не оставляет в беде обращающихся к ней с искренней молитвой. Все мы, православные верующие христиане, находимся под Ее Материнским попечением. Ее сердце вмещает и скорбящих, и обиженных, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями. Она принимает всех прибегающих к Ней с искренней верой и посылает Свою помощь.

Традиционно также просят о помощи своего Ангела-Хранителя и своего святого небесного покровителя . Согласно церковному преданию, каждому человеку при Святом Крещении Господом дается бестелесный ангел-хранитель. При этом также у человека появляется и святой небесный покровитель, тот, в честь которого и дается святое (данное в Крещении) имя, и, возможно, другой, связь с которым может быть через молитву дана Господом. Всю жизнь наш личный Ангел-Хранитель незримо присутствует рядом с нами, молится о нас Господу, а после нашей смерти будет оправдывать нас пред Богом.

Находиться в молитвенной связи со своим Ангелом-Хранителем и святым небесным покровителем очень важно, именно они - первые заступники за нас перед Богом, они невидимо направляют нас по правильному пути, охраняют от ошибок, нужно только уметь прислушаться и услышать их, такая духовная связь лучше всего рождается из молитвы. С любым вопросом, бедой, затруднением мы можем обратиться к нашим святым покровителям. Чтобы иметь успех в делах, чтобы избежать трудностей, чтобы высказать свою благодарность, мы искренне произносим слова молитвы, призывая святого небесного покровителя, имя которого носим: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

Есть и отдельные святые , которым мы молимся в особенных случаях, каждый из них получил от Господа определенный дар за свой земной труд, и теперь Господь творит любые чудеса по их молитве за нас. Спаситель удостоил их всех чести в разных нуждах быть за нас ходатаями перед Богом. Эти святые либо сами перенесли подобную нужду или болезнь, либо другие через них получили исцеление и помощь. Каждый из этих святых, которому молятся об определенной помощи, имеет какое-то отношение к данной сфере.

Из жизнеописаний святых нам известно, что основания для особенного молитвенного обращения к святому складываются по-разному: некоторые из святых лично испросили у Господа дара помогать людям в конкретных жизненных обстоятельствах. Другим бывало откровение, посланное Богом (например, в сновидении), в котором сообщалось, что им дан дар в избавлении от такой-то нужды, и после этого святые начинали оказывать помощь всем, к ним приходящим. К некоторым святым сформировалось доверие на основании «людской молвы», создавшей исторические сказания о них, и по приходящей от святых помощи.

Здесь уместно привести слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея отца Всеволода Чаплина:

«Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. Церковь специально благословляет считать того или иного святого покровителем в деле. Сейчас его обычно объявляет Патриарх Московский и всея Руси. Совсем недавно Алексий II благословил горняков, всех работников горнодобывающей отрасли обращаться к святой великомученице Варваре. Но никакого списка или «графика», с какой частотой и для каких профессий (узких специализаций или целых отраслей) назначать святого покровителя, нет.

Если для вашей профессии покровитель пока не определен, вы сами можете прочитать жития святых и найти того, чьи деяния связаны с вашей профессией. Например, официально покровитель Интернета не объявлен, но в результате дискуссий пользователи Интернета сами выбрали себе - кто Иоанна Богослова, кто - Златоуста.

Еще лучше, если этот святой - ваш местный. Например, был в вашем краю великомученик, исцелявший людей травами, а вы врач - ему и молитесь».

Существуют и святые, которым молятся, прося о помощи в любых затруднениях. Это величайшие святые угодники, на протяжении веков подтверждающие свою скорую помощь по искренней молитве к ним. Святой Николай Чудотворец , святитель Спиридон Тримифунтский , святой праведный Иоанн Кронштадский , святой преподобный Сергий Радонежский , святой преподобный Серафим Саровский , преподобный Амвросий Оптинский, святитель Митрофан Воронежский, святая блаженная Ксения Петербургская , святая блаженная Матрона Московская и другие.

И - напомним еще раз - без сомнения, нужно помнить, что когда мы молимся перед иконой святому, то должны направлять свою мысль к Господу, Подателю всех благ, так как молитва-то за нас будет святого, а исполнение ее последует от Бога.

Существуют также святые покровители определенного вида деятельности. Великомученица Варвара покровительствует горной промышленности, а работникам всех отраслей, так или иначе связанных с финансами (таможенникам, бухгалтерам, биржевым брокерам), - святой апостол Матфей . С ноября 2000 года святой апостол Матфей покровительствует российской налоговой полиции. Покровителем депутатов Государственной думы, а также военачальников является святой Георгий Победоносец . Великомученику Иоанну Новому, Сачавскому , который сам был купцом, святому Николаю Мирликийскому, иначе Николаю Чудотворцу, Николе-угоднику принято молиться о помощи в торговле.

Скептически настроенные люди говорят о том, что в такой «специализации» святых лежат древние языческие корни. Но! Ведь в Царствии Небесном сохраняется и преумножается неповторимость личности. Разве тот, кто сам вложил душу в данную профессию, кто всецело посвятил свое профессиональное служение Богу, не лучше поймет «собрата» по профессии и не «адреснее» ему откликнется? Раньше каждая профессия имела своего небесного покровителя. С древних времен апостол Андрей покровительствует рыбакам и морякам, позже в русской традиции он становится покровителем российской государственности и Военно-морского флота. Святой Николай Чудотворец издревле покровительствует морякам, купцам и детям. Сейчас, когда новые профессии появляются все чаще и чаще, многие из них не имеют своего небесного покровителя, но рано или поздно все равно встает вопрос о том, какому святому молиться об успехе во вновь возникших областях. Как же определяется святой небесный покровитель новых профессий?

В Православии святых покровителей выбирают гораздо реже, чем в католичестве, но все-таки выбирают. Процедура довольно проста. Люди, объединенные желанием и необходимостью определения святого покровителя какой-либо области, подают ходатайство Церкви о получении святого заступника. Далее Церковь решает, возможно это или нет. В большинстве случаев им становится святой, который при своей земной жизни имел отношение к данной профессии или к тому, для чего она предназначена. Иногда святым покровителем отрасли становится тот из святых, чей день памяти совпадает с днем профессионального праздника этой отрасли. Так, например, Ракетные войска особого назначения были образованы 17 декабря 1959 года, и когда встал вопрос о святом покровителе ракетчиков, была выбрана святая великомученица Варвара, чье празднество в православии также приходится на 17 декабря. Теперь икона Святой Варвары есть практически на каждом командном пункте ракетных дивизий. Стоит отметить, что святая великомученица Варвара также является небесной покровительницей шахтеров и артиллеристов.

С течением времени архангел Михаил , военачальник Божия воинства, не мог не стать покровителем военных, сотрудников спецслужб и телохранителей, причем не только христианских. Его высоко ценят и иудеи, и мусульмане. Архангел Михаил, пожалуй, один из самых популярных святых, своим покровителем его считают: торговцы зеленью, художники, водители, сотрудники бригад «Скорой помощи» и водовозы, а позднее стали считать и радиологи, а также специалисты по радиотерапевтическим методам лечения.

Архангел Гавриил , посланец Бога, передавший слова Бога пророку Даниилу , объявивший Захарии о рождении у него сына - Иоанна Предтечи, а также благостную для всего человечества весть о скором рождении у Девы Марии Божественного Младенца - Спасителя Иисуса Христа, покровительствует дипломатам и почтовым служащим. Апостол Иоанн Богослов , радеющий за распространение православной культуры, услышавший на горе Патмос откровение о судьбе мира и записавший его в книге «Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова», является покровителем книгоиздательства и всех, кто имеет отношение к книгам.

Святой Христофор, живший отшельником у речного потока и переводящий через него путников, стал небесным покровителем автомобилистов, дорожной полиции и путешественников. Согласно Житию святого, с просьбой перевести его через реку как-то раз обратился юный мальчик. Святой Христофор (до крещения - Офферо) на руках перенес ребенка через поток, но вес мальчика чуть не раздавил Офферо. Оказалось, что Офферо перенес самого Христа. Офферо тут же был крещен Спасителем и получил имя Христофор, что значит - несущий Христа. Этот эпизод жизни святого сделал его также святым покровителем профессий, связанных с переноской тяжестей.

Святой Агапит , святой великомученик и целитель Пантелеймон , святые бессребреники Косма и Дамиан , которым мы молимся об исцелении, при жизни были врачами и никогда не брали плату за свою помощь.

Как правило, святые, помогая безвозмездно нам сейчас, и при земной жизни не требовали награды за свою помощь, помня, что чудеса они совершают с помощью благодати Святого Духа и соблюдая завет Спасителя: «Даром получили, даром давайте».

Мы молимся Спасителю, Пресвятой Богородице и святым перед их иконами, чтобы обрести покой в душе, почувствовать защиту и поддержку. И получаем по нашей искренней молитве помощь в той или иной нужде.
__________________________________
1 Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.