Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

    Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

    Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

    Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

    Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

    Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

    Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

    Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

    Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

    Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

    Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

    Что она включает в себя?

    Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

    Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

    Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

    Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. Вдополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

    Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

    Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

    Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

    Какова цель создания Военно-музыкального училища?

    Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

    Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

    Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

    Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

    участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­тической операции на Северном Кавказе;

    занятие военно-прикладными видами спорта;

    занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

Основной целью обязательной подготовки гражданина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовку по основам военной службы (в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Организация обязательной подготовки граждан к военной службе.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся:

    знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

    изучают практические основы здорового образа жизни;

    получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

    приобретают практические навыки по гражданской обороне.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях. Эта подготовка предусматривает:

    знание положений статей Конституции и законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил;

    знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

    приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальностям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17лет. Ее задачами являются:

    воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинского долга;

    приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти мероприятия включают: проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием будущих призывников.Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях. Основные направления военно-патриотического воспитания: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, патриотическое, профессионально де­ятельное, психологическое, воспитание на воинских традициях.

1. В целях улучшения воспитания здорового, всесторонне и гармонично развитого подрастающего поколения, повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, допризывной подготовки юношей к военной службе, создания условий для подготовки к профессиональной деятельности и защите Отечества, укрепления их здоровья, в том числе вовлечения в занятия физической культурой и военно-прикладными видами спорта, а также активизации борьбы с негативными явлениями в молодежной среде комментируемый пункт закрепляет правовые основы добровольной подготовки гражданина к военной службе. Несмотря на то, что подготовка граждан к военной службе в добровольном порядке не включена в состав воинской обязанности, наличие правовых норм, посвященных данному виду деятельности, именно в комментируемом Федеральном законе свидетельствует о важности ее содержания и особом внимании государства в этой сфере. Закрепляя таким образом структуру добровольной подготовки граждан к военной службе, права и преимущества обучаемых во время и после ее окончания, законодательная власть сознательно стимулирует приток в армию контингента с определенной подготовкой, что соответствует общенациональным интересам сохранения суверенитета России путем обеспечения обороны и безопасности страны.

2. Составляющими добровольной подготовки граждан к военной службе являются:

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Кроме того, в соответствии с подп. "г" п. 33 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, добровольная подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования предусмотрена для граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.

4. Специфической формой добровольной подготовки граждан к военной службе, сочетающей образовательный процесс с сущностью армейской жизни и быта является обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Она осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством Российской Федерации. Также указанное обучение может производиться в иных создаваемых Правительством Российской Федерации образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, кадетские школы, кадетские школы-интернаты и т.п.).

Деятельность указанных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Она направлена на осуществление образовательного процесса в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию и военную подготовку обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, и может обеспечивать их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (более подробно см. комментарий к п. 1 ст. 19).

5. Для повышения интеллектуального, культурного, физического, нравственного уровня развитии обучающихся, получения ими среднего профессионального (музыкального) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний, навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения в военной консерватории, в военных образовательных учреждениях и военных оркестрах, а также замещения в них должностей младших командиров, предусмотрено обучение указанных лиц в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военно-музыкальных училищах, музыкальных кадетских корпусах (более подробно см. комментарий к п. 2 ст. 19).

6. Следующей формой добровольной подготовки граждан к военной службе является обучение по программам подготовки офицеров запаса, в котором могут участвовать лица, годные по состоянию здоровья к военной службе, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации контракт на обучение по программе подготовки офицеров запаса и на прохождение военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

Правовое регулирование данного вида деятельности до 1 января 2008 г осуществляется в соответствии с Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 (более подробно см.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе опре­делœена Федеральным законом Российской Федерации ʼʼО воин­ской обязанности и военной службеʼʼ. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреж­дении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матро­сов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умения работать в коллективе и малых группах, определœение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определœение склонностей и предрасположенности к определœенным профессиям). В данный период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целœенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В данный период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Вместе с тем, целœесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив всœе требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Вместе с тем, для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие, занятые на должностях разведчиков, саперов, пожарных, водолазов, должны обладать крепким здоровьем, высокой степенью физической подготовленности, мужеством, са­моотверженностью, чувством коллективизма, ловкостью, наблю­дательностью и точным глазомером.

Οʜᴎ должны постоянно воспитывать в себе самообладание и выдержку, тренировать способность быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верные решения.

Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, в связи с этим существует ряд воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем всœе они имеют много общего. Специалисты, занятые на этих должностях, должны уметь выявлять причи­ны неисправностей техники и осуществлять ее ремонт. Для этого специалистам, занимающим технические должности, крайне важно знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; четко представлять себе конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Вместе с тем, для успешного исполнения обязанностей на технических должностях они должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе по обслуживанию и ремонту техники.

Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны прежде всœего быть смелыми, решительными, мужественными, исполнительными, дисциплинированными, обладать быстротой двигательной реакции, точным глазомером, физической выносливостью.

Обязательная подготовка граждан к военной службе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обязательная подготовка граждан к военной службе" 2017, 2018.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе Получение начальных знаний в области обороны Подготовка по основам военной службы Военно-патриотическое воспитание Подготовка по военно-учетным специальностям Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий Медицинское освидетельствование и обследование

Обязательная подготовка к военной службе Подготовка к военной службе граждан допризывного возраста Подготовка к военной службе граждан призывного возраста Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учёт (в период с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет) Призывник - гражданин Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учёте, до момента отправки его со сборочного пункта к месту прохождения службы.

Занятия по основам военной службы Знакомство с организацией системы защиты населения от последствий ЧС Изучение практических основ здорового образа жизни Проведение учебных сборов Получение знаний об обороне государства и воинской обязанности Приобретение практических навыков по ГО

Нормативы по физической подготовке для молодого пополнения Уровень физической подготовленности включает обычно проверку таких показателей, как бег на 100 м и 3000 м, подтягивание на перекладине, плавание. Для тех, кто не умеет плавать, плавание может быть заменено другим видом. Бег на 100 м 13,6 - 14,8 секунд Кросс на 3000 м 12,00 - 13,30 минут Подтягивание 11 - 7 раз Плавание 50 - 100 метров

Профессиональный психологический отбор Задачи профессионального психологического отбора решаются с целью оптимального использования людских ресурсов в Вооруженных Силах.

Психологическая классификация воинских должностей Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов: Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности.

Командные воинские должности Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Командир отделения отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования.

Операторские воинские должности Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией. В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.

Воинские должности связи и наблюдения Связь – основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Водительские воинские должности В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

Воинские должности специального назначения Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.

Технические воинские должности Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Прочие воинские должности Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.