Комментарий к статье 123.21

  1. Одной из поименованных в п. 3 ст. 50 ГК РФ организационно-правовых форм юридических лиц, относящихся к некоммерческим организациям, является финансируемое собственником учреждение.

Как организационно-правовая форма юридического лица учреждение отнесено к унитарным некоммерческим организациям и занимает особое место в системе некоммерческих юридических лиц. Во-первых, учреждение может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами; во-вторых, оно не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество и, в-третьих, закрепление переданного учреждению его собственником имущества осуществляется с учетом специальных правил ст. 296 ГК РФ.

Поэтому общины, в которых избраны вторичные должностные лица правительства, неизбежно обязаны широко использовать судебные санкции в качестве средства управления. Это не очевидно с первого взгляда; для тех, кто находится у власти, склонны рассматривать институт выборных должностных лиц как одну уступку и подчинение избранного судьи судьям земли как другому. Они одинаково не склонны к обоим этим нововведениям; и поскольку они более пристально ходатайствуют о предоставлении первой, чем последней, они присоединяются к выборам магистрата и оставляют его независимым от судебной власти.

  1. Комментируемая статья определяет только общие характерные для учреждений критерии. Вместе с тем специфика осуществления учреждением своей деятельности будет иметь существенные отличия в зависимости от субъекта права собственности, создавшего учреждение, особенностей финансирования, сферы осуществляемой деятельности.

Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и т.д. Неслучайно учреждения широко распространены в сфере образования и культуры — это школы, высшие учебные заведения, театры, библиотеки и т.д. Создавая учреждения, собственник имущества преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказания — колонии, изоляторы; в сфере обороны — воинские части и т.д. По общему правилу учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. Любое имущество, как закрепляемое за учреждением собственником, так и приобретаемое учреждением самостоятельно, закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Тем не менее, вторая из этих мер - это единственное, что может уравновесить первое; и будет установлено, что выборный орган, который не подлежит судебной власти, рано или поздно либо не справится с управлением, либо будет уничтожен. Суды являются единственно возможной средой между центральной властью и административными органами; они сами могут заставить избираемого функционера подчиняться, не нарушая права избирателя. Поэтому расширение судебной власти в политическом мире должно быть в точном соотношении расширения выборной власти; если эти два учреждения не идут рука об руку, государство должно попасть в анархию или в рабство.

  1. При соблюдении предусмотренной законом процедуры финансируемые собственниками учреждения с разрешения собственника могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ, что вытекает из п. 6 ст. 66 и п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ. Нельзя не отметить, что в некоторых случаях отдельным видам учреждений законом предоставлено право создания хозяйственных обществ без получения указанного разрешения собственника. При этом процедура получения разрешения собственника имущества учреждения в определенных законом случаях замещена необходимостью информирования такого собственника в уведомительном порядке. В частности, право создания хозяйственных обществ в упрощенном порядке предоставлено некоторым бюджетным образовательным учреждениям. При этом бюджетным учреждениям с определенными ограничениями законом предоставлено также право внесения в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в их оперативном управлении (п. 3 ст. 298 ГК).
  2. Относительно количества лиц, которые одновременно вправе выступить учредителями рассматриваемой формы некоммерческой организации, действует диспозитивное правило, согласно которому число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Данное правило содержится в п. 1.3 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях. При этом в названной статье установлен прямой запрет на учреждение некоммерческой организации одним лицом только для некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов).

Рассматриваемая статья содержит запрет на соучредительство нескольких лиц при создании учреждения. Данное правило вступило в силу 1 сентября 2014 г. и при его применении к ранее созданным учреждениям (с участием нескольких учредителей) следует учитывать специальное правило, устанавливающее порядок его введения в действие. В частности, согласно п. 16 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ созданные несколькими учредителями учреждения не подлежат ликвидации. При этом такие учреждения (за исключением государственных или муниципальных) по решению своих учредителей могут быть преобразованы в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Всегда отмечалось, что судебные обычаи не делают мужчин, особенно приспособленных для осуществления административных полномочий. Судья мира - это своего рода средний срок между магистратом и человеком мира, между гражданским офицером и судьей. Правосудие мира - хорошо информированный гражданин, хотя он не обязательно изучается в законе. Его офис просто обязывает его исполнять полицейские правила общества, задача, в которой здравый смысл и целостность более полезны, чем юридическая наука. Правосудие вводит в управление, когда он принимает в нем участие, определенный вкус к установленным формам и гласности, что делает его самым непригодным для деспотизма инструментом; и, с другой стороны, он не является рабом тех юридических суеверий, которые делают судей непригодными для участия в правительстве.

Следует отметить, что ранее, в отсутствие императивного запрета на совместное учредительство, действовавшие правила также не допускали возможность создания учреждения несколькими собственниками и не предусматривали возможность совместного учредительства. Как прежде действовавшая редакция, так и действующая ныне редакция Закона о некоммерческих организациях для частных учреждений не предусматривает возможность совместного учредительства. В частности, согласно п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях под собственником, создающим частное учреждение, понимается гражданин или юридическое лицо. Специальное правило о частных учреждениях как одного из видов некоммерческих организаций создание таких организаций совокупностью учредителей также не предусматривает. И все же отсутствие в законодательстве прямого запрета на соучредительство для нескольких лиц на практике привело к распространению таких случаев учредительства. Отчасти это было вызвано тем, что применительно к определенным сферам деятельности законом прямо допускалось совместное учредительство. Так, действовавший до 1 сентября 2013 г. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ст. 11) допускал совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Американцы приняли английскую систему мировых судей, лишая ее аристократического характера, который отличает ее в материнской стране. Губернатор штата Массачусетс 21 назначает определенное количество мировых судей в каждом округе, функции которого продолжаются семь лет. 22 Он также назначает трех человек из всего состава судей, которые образуют в каждом графстве то, что называется судом сессий. Судьи принимают личную долю в государственном управлении; им иногда доверяют административные функции совместно с избранными должностными лицами; 23 они иногда представляют собой трибунал, перед которым магистраты влекут за собой судебное преследование неугодного гражданина или граждане сообщают о злоупотреблениях магистрата.

  1. В отдельных случаях для осуществления деятельности в определенных сферах законом ограничивается не только возможность создания учреждения совокупностью лиц, но и круг субъектов, которые вправе создавать учреждения, действующие в определенных сферах деятельности. Так, с учетом ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация. В некоторых случаях в законе используется форма признания учреждением некоммерческих организаций в определенных сферах деятельности, если эти организации отвечают установленным таким законом критериям. К примеру, согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается также учреждение, созданное централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющее цель и признаки, которые предусмотрены названным Законом для религиозных организаций. Следует отметить, что в рассматриваемом случае централизованная религиозная организация при создании учреждения вправе выступать только как единоличный учредитель.
  2. В зависимости от субъекта права собственности, создавшего учреждение, различают частные и государственные или муниципальные учреждения. Соответственно, частные учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом. Государственные или муниципальные учреждения создаются соответственно Российской Федерацией, субъектом Федерации и муниципальным образованием. Последние в свою очередь могут быть как бюджетными, так и автономными.

Существуют определенные особенности создания отдельных видов учреждений. Так, согласно ст. 24 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Правительством РФ от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет». При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Федерации. Особенности создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений определены Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

Но именно в суде сессий они выполняют свои наиболее важные функции. Этот суд собирается два раза в год в уездном городе; в Массачусетсе он имеет право обеспечивать соблюдение большинства 24 должностных лиц. 25 Следует отметить, что в штате Массачусетс суд сессий является одновременно административным органом, так называемым, и политическим трибуналом. Было упомянуто, что округ является чисто административным делением. Суд сессий руководит тем небольшим количеством дел, которые, поскольку они касаются нескольких поселков или всех поселков графства в целом, не могут быть возложены на кого-либо из них в частности.

Право назначения руководителя учреждения по общему правилу принадлежит учредителю учреждения. Законом могут быть определены случаи и порядок избрания руководителя государственного или муниципального учреждения. Избрание возможно только при наличии в учреждении коллегиального органа, создание и деятельность которого также должны быть определены законом, а также уставом учреждения. При этом создаваемые коллегиальные органы также подотчетны учредителю учреждения.

Во всем, что касается дела округа, обязанности суда сессий являются чисто административными; и если в его процедуре он иногда вводит судебные формы, то только с целью его собственной информации 26 или в качестве гарантии для тех, для кого он действует. Но когда администрация поселка предстает перед ней, она выступает в качестве судебного органа и только в некоторых случаях является административным органом27.

Первая трудность состоит в том, чтобы сделать сам поселок, почти независимую власть, подчиняться общим законам государства. Если поселок пытается уклониться от уплаты налогов, не обращая внимания на своих оценщиков, суд сессий осуждает его на тяжкий штраф28. На каждого из жителей взимается штраф; и шериф округа, который является должностным лицом правосудия, выполняет мандат.

  1. Особенность ответственности как самого учреждения, так и его учредителя определяется его типом. Учреждение, как частное, так и бюджетное, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Автономное же учреждение, напротив, отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Однако взыскание по обязательствам кредиторов не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, как закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, так и приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

При недостаточности денежных средств у учреждения, как частного, так и бюджетного, субсидиарную, т.е. дополнительную, ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Особенность субсидиарной ответственности в том, что до предъявления требования к субсидиарному должнику, т.е. к собственнику имущества, кредитор должен предъявить требование к основному должнику, т.е. к учреждению. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование. Случаи субсидиарной ответственности определены соответственно для государственных и муниципальных учреждений п. п. 4 — 6 ст. 123.22 и для частных учреждений — п. 2 ст. 123.23 ГК РФ.

Таким образом, в Соединенных Штатах правительственная власть, стремящаяся скрыться из виду, скрывается под формами судебного приговора; и его влияние в то же время укрепляется той непреодолимой силой, которую люди приписывают формальностям закона. Это легко понять и понять. Требования, предъявляемые к поселкам, в общем, просты и точно определены; они состоят в простом факте или в принципе без его применения в деталях29. Но трудность начинается тогда, когда это не послушание поселка, а должностное лицо городских офицеров, которое должно соблюдаться.

Субсидиарными должниками по обязательствам учреждений по общему правилу выступают публичные образования, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, где от их имени выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам Бюджетного кодекса РФ. В то же время для отдельных видов учреждений действуют специальные правила. Так, согласно ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» субсидиарными должниками учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, выступают соответствующие территориальные и центральные органы уголовно-исполнительной системы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. При этом обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Как подчеркивается в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21, «отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса» <1>.

Все предосудительные действия, которые может совершить публичный функционер, сводятся к следующим головам. Только два последних нарушения пошлины могут быть представлены в судебном трибунале; положительный и заметный факт является незаменимым основанием для принятия закона. Таким образом, если избиратели опускают юридические формальности, обычные на городских выборах, они могут быть оштрафованы30. Но когда офицер выполняет свой долг неумело или подчиняется букве закона без рвения или энергии, он недоступен судебному вмешательству, Суд сессий, даже когда он облачен административными полномочиями, в этом случае не может обеспечить более удовлетворительное послушание.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Комментарий к статье 123.22

  1. С 1 января 2011 г. вступили в силу комплексные изменения, затрагивающие правовой статус бюджетных учреждений, внесенные Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изменение правового положения бюджетных учреждений без их преобразования обосновывалось необходимостью обеспечения функционирования таких учреждений на основе рыночных принципов, создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности их деятельности. Для достижения поставленных задач было предложено следующее:

1) изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 г. со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;

Страх перед удалением является единственной проверкой этих квази-правонарушений, а суд сессий не является начальником городских властей; он не может удалить функционеров, которых он не назначает. Более того, для того, чтобы осудить офицера за небрежность или теплоту, необходим постоянный надзор. Теперь суд сессий заседает только два раза в год, а затем только судейские преступления, которые доводятся до его сведения. Единственная безопасность для этого активного и просвещенного послушания, которое суд не может принуждать к публичным функционерам, заключается в их произвольном отстранении от должности.

2) предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

3) устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

4) расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

Во Франции эта окончательная безопасность осуществляется главами администрации; в Америке он получается по принципу выборов. Если государственный служащий Новой Англии совершает преступление при осуществлении своих функций, обычные суды всегда призваны наказать его.

Если он совершает ошибку в своем административном качестве, сугубо административный трибунал уполномочен наказать его; и если дело важно или срочно, судья делает то, что должно было сделать должностное лицо. 31. Наконец, если один и тот же человек виновен в одном из тех нематериальных преступлений, которые человеческая справедливость не может ни определить, ни оценить, он ежегодно предстает перед судом, из которого нет апелляции, которая может сразу уменьшить его до незначительности и лишить его его обязанности, Эта система, несомненно, обладает большими преимуществами, но ее исполнение сопровождается практическими трудностями, о которых важно указать.

В результате предусмотрены три типа государственных или муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. При этом не является реорганизацией изменение одного типа государственного или муниципального учреждения на другой. Такое изменение осуществляется только путем внесения в учредительные документы учреждения соответствующих изменений.

Он может вмешиваться только в том случае, когда поведение магистрата специально подлежит уведомлению; и это тонкая часть системы. У американцев Новой Англии нет прокурора для судебного заседания32, и легко понять, что его будет сложно создать. Если обвиняющий судья был просто назначен в главном городе каждого округа и не был арестован агентами в поселках, он не был бы лучше знаком с тем, что происходило в округе, чем члены суда. Но назначать своих агентов в каждом поселке было бы сосредоточить в его лице самые грозные силы - полномочия судебной администрации.

  1. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что их деятельность финансируется собственником его имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью. Закон о порядке финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, о котором сказано в комментируемой статье, пока не принят.

Более того, законы являются привычными детьми, и в законодательстве Англии ничего подобного не существует. Поэтому американцы разделили офисы инспекции и жалобы, а также все другие функции администрации. Главные присяжные заседатели обязаны законом информировать суд, к которому они принадлежат, всех проступков, которые могли быть совершены в их округе. 33 Существуют определенные большие преступления, которые официально преследуются государством; 34, но чаще задача наказания правонарушителей лежит на фискальном чиновнике, чья провинция должна получить штраф; таким образом, казначей поселка обвиняется в преследовании таких административных правонарушений, которые подпадают под его уведомление.

  1. Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетные учреждения осуществляют деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, которые формирует и утверждает осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующий орган. При этом не допускается отказ бюджетного учреждения от выполнения государственного (муниципального) задания. Одновременно бюджетным учреждениям предоставлено право выполнять за плату работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом сверх установленного государственного (муниципального) задания. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Однако американское законодательство обращает особое внимание на частные интересы каждого гражданина 35, и этот великий принцип постоянно соблюдается при изучении законов Соединенных Штатов. Американские законодатели более склонны призывать мужчин к интеллекту, чем к честности; и они мало полагаются на личную заинтересованность в исполнении законов. Когда человек действительно и разумно ранен административным насилием, его личная заинтересованность является гарантией того, что он будет преследовать в судебном порядке.

Но если требуется юридическая формальность, которая, как бы выгодна для сообщества, не имела большого значения для отдельных лиц, истцов можно было бы менее легко найти; и, таким образом, путем молчаливого соглашения, законы могут впасть в негодность.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование. При этом необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач земельный участок предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Американцы вынуждены поощрять информаторов, уменьшая свою систему до этой конечности, в некоторых случаях поощрять их часть наказания 36, и таким образом они обеспечивают исполнение законов опасным методом унижения нравов народа. Над графскими магистратами, собственно говоря, нет административной власти, а только власть правительства.

Различия государств Союза в их системах управления - Деятельность и совершенствование городских властей уменьшается по направлению к югу - власти магистратов; голос избирателя уменьшается - администрация переходит из поселка в графство - штаты Нью-Йорка; Огайо; Пенсильвания - Принципы администрирования, применимые ко всему Союзу - Выборы государственных служащих и неотъемлемость их функций - Отсутствие градации рядов - Внедрение судебных процедур в администрацию.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляют случаи:

В каждом штате существуют городские и городские договоренности, но ни в какой другой части Союза не существует поселка, который будет точно подобен поселению Новой Англии. Чем дальше мы движемся к югу, тем менее активным становится бизнес поселка или прихода; у него меньше судей, обязанностей и прав; население оказывает менее непосредственное влияние на дела; реже встречаются городские собрания, а темы дебатов менее многочисленны. Власть избранного магистрата увеличивается, а голос избирателя уменьшается, а общественный дух местных общин менее возбужден и менее влиятелен. 37 Эти различия могут быть в определенной степени восприняты в штате Нью-Йорк; они очень очевидны в Пенсильвании; но они становятся менее впечатляющими, когда мы продвигаемся на северо-запад.

— совершения бюджетным учреждением крупной сделки (только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);

— размещения денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершения сделок с ценными бумагами (такие действия возможны, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом);

— заинтересованности соответствующего лица в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов такого лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки (заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности и получить одобрение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Такое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Все операции с поступающими в бюджетное учреждение средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), если иной порядок не установлен федеральным законом.

Допускается с согласия учредителя сдача в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Однако при предоставлении указанного имущества в аренду финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (новая редакция ст. 298 ГК).

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Исключение составляет только особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное таким учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. При недостаточности имущества учреждения по отдельным видам социально значимых обязательств собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Названной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, придана обратная сила. С учетом ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при наличии указанного вреда распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.

  1. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В отличие от бюджетного казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Все доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Вместе с тем следует отметить, что согласно ч. 22 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доверенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В полном соответствии с общими положениями п. 3 ст. 123.21 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (см. комментарий к ст. 123.21 ГК).

  1. В отличие от бюджетных учреждений правовое положение и деятельность автономных учреждений более детализированы специальным законом. Прежде всего следует отметить, что Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» по сравнению с комментируемой статьей конкретизированы цели создания таких учреждений. Вместе с тем перечень сфер деятельности, которые определены Законом об автономных учреждениях, также остается открытым. В частности, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) о месте нахождения автономного учреждения;

3) об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) о предмете и целях деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) о структуре, компетенции органов автономного учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов;

8) об иных предусмотренных федеральными законами сведениях.

Законом об автономных учреждениях установлены дополнительные требования к органам управления таких учреждений. В качестве обязательных органов управления предусмотрены:

— руководитель автономного учреждения;

— наблюдательный совет автономного учреждения;

— иные предусмотренные законом и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и др.) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законом или уставом учреждения к компетенции его учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Наблюдательный совет автономного учреждения осуществляет контроль за текущей деятельностью учреждения. Такой совет создается в составе не менее чем пять и не более чем 11 членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. К компетенции наблюдательного совета отнесены следующие вопросы:

1) предложения учредителя или руководителя о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или о передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;

6) вопросы финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, в том числе предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок, о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

В отличие от других учреждений автономное учреждение в достаточной степени независимо от решений собственника имущества. Так, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. При этом собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. В то же время учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансовое обеспечение осуществляется в виде субвенций и субсидий из бюджета Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Таким образом, автономное учреждение финансируется его учредителем только в той мере, в какой финансирование обеспечивает выполнение тех заданий для автономного учреждения, которые учредитель устанавливает в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Ответственность автономного учреждения по своим обязательствам имеет некоторые отличия по сравнению с бюджетными и казенными учреждениями (см. комментарий к ст. 123.21 ГК).

1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 1 комментируемой статьи констатирует факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на 3 типа - казенные, бюджетные и автономные. При этом п. 2 комментируемой статьи определяет, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В данном случае речь идет прежде всего о применении норм БК РФ, ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Общее правило для всех типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, выражается в отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества.

2. Пункты 4 - 6 комментируемой статьи развивают общие положения об ответственности учреждений. В частности, п. 4 определяет, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Понятие казенного учреждения закреплено в БК РФ. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет особенности ответственности бюджетного учреждения. Указанный тип государственного или муниципального учреждения отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

4. Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Особенностью имущественной ответственности автономного учреждения является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

5. Пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает никаких ограничений по преобразованию государственных или муниципальных учреждений в иные некоммерческие организации, если эта возможность предусмотрена правовым актом в форме закона.

6. Пункт 8 комментируемой статьи нормативно закрепляет метод рамочного регулирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта. В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Именно поэтому законодатель выделяет тот факт, что особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

7. Применимое законодательство:

ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";

ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";