Независимый аудит представляет собой процедуру, осуществляемую независимым аудитором. Она необходима в первую очередь для того, чтобы объективно оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Для того, чтобы провести независимую оценку деятельности той или иной компании, проекта, продукта, системы или же процесса сегодня достаточно широко используется аудит. Наиболее часто данный термин применяется в .

В настоящем Законе следующие термины истолковываются следующим образом. Независимый аудит означает аудитора, занимающегося профессией, аудиторских фирм, филиалов зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме, проверяющих и дающих свои независимые мнения по финансовой отчетности и другим аудиторским работам по договору аудита.

Аудиторы означают лиц, которым выданы сертификаты аудиторов в соответствии с нормативными актами, или лица, имеющие сертификаты, выданные из иностранных государств, признанные Министерством финансов и прошедшие экспертизу по законодательству Вьетнама.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей аудита:

  • Технический
  • Экологический
  • Операционный
  • Аудит качества

Данную процедуру подразделяют на внутренний аудит и на независимый аудит. Внутренний тип - это когда оценка производится специалистами непосредственно из самой компании. Независимый аудит – это процедура, которая проводится независимой аудиторской компанией (аудитором). Данная операция проводится на договорной основе с экономическим субъектом. Цель проведения независимого аудита – это предоставление объективной оценки ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также услуг администрации. Независимый аудит также нередко называют внешним.

Практикующие аудиторы означают аудиторов, которым выданы сертификаты о регистрации практического аудита. Членами, участвующими в аудите, являются практикующие аудиторы, аудиторы и другие члены. Аудиторские предприятия означают предприятия, которые отвечают достаточным условиям для услуг торгового аудита в соответствии с настоящим Законом и другими положениями соответствующего закона.

Аудированные единицы означают предприятия, организации, которые осуществляют аудит по договору аудита аудиторскими фирмами, филиалами зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме. Единицы с общественным интересом означают предприятия, организации, которые имеют характер и масштабы деятельности, которые очень связаны с интересами общественности.

Задачи, которые ставит перед собой независимая аудиторская компания :

  • поиск методов совершенствования организации работы фирмы
  • определение уровня эффективности работы
  • выявление нарушений в работе
  • выявление потерь финансовых средств

Главной целью является предоставление составленного заключения, в котором подтверждается правдивость предоставленных финансовых данных.

Аудиторская практика означает операцию, торгующую аудиторскими услугами практикующих аудиторов, аудиторских фирм и филиалов зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме. Аудит финансовой отчетности означает то, что практикующие аудиторы, аудиторские фирмы, филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме проверяют, дают свое мнение о правдивости и рациональности в ключевых аспектах финансовой отчетности проверяемых подразделений в соответствии с положениями стандартов аудита.

Аудит аудита соответствия означает то, которое практикующие аудиторы, аудиторские фирмы, филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме проверяют, дают свое мнение о соблюдении законов, положений, положений, которые должны выполнять проверяемые подразделения.

Аудиторские заключения подразделяются на три группы:

  • Отрицательные . В данном случае предоставленная финансовая информация не является достоверной, не отражает в точности финансовое положение, а также распоряжение денежными средствами и результаты деятельности компании. В случае предоставления заключения отрицательного характера, независимый аудитор обязан предоставить основания, на которых было сделано данное заключение.
  • Безусловно положительное заключение независимого аудитора подразумевает собой, что предоставленная финансовая отчетность в точности соответствует нынешнему финансовому положению той или иной компании, результатам деятельности компании, а также передвижению денежных средств.
  • Положительное аудиторское заключение с некоторыми нюансами подразумевает собой то, что отчетности по финансовому состоянию компании, по итогам работы организации, а также по тому, как осуществляется распоряжение денежными средствами, являются достоверными. Однако, при этом имеются некоторые исключения.

Законом «Об аудиторской деятельности» и некоторыми другими законодательствами были установлены ряды случаев, в которых компании обязаны ежегодно проводить . Данная процедура называется обязательным аудитом. Нелишним будет также упомянуть о том факте, что под независимым аудитом также подразумевают проверку грамотности построения рабочего процесса.

Операционный аудит означает, что один практикующий аудитор, аудиторские фирмы, филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме проверяют, дают свое мнение об экономике, эффективности и эффективности работы части или всего проверяемого подразделения. Заключение аудита означает письменный отчет, сделанный практикующими аудиторами, аудиторскими фирмами, филиалами зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме после завершения аудита, предоставление мнений по финансовым отчетам и другому содержанию, которые были проверены в соответствии с договором аудита.

Внешняя аудиторская проверка пользуется большой популярностью среди разных заказчиков. К таковым можно отнести в первую очередь владельцев предприятий и инвесторов, а также государственные налоговые службы, которым требуется знать достоверную информацию о деятельности компании.

Независимая аудиторская проверка позволяет объективно оценить деятельность компании , вычислить все недостатки в работе фирмы и найти способы их устранения. Также данная процедура способствует возможному снижению налоговых платежей, повышению уровня безопасности, а также существенному снижению риска финансовых потерь. Регулярно проводя независимый аудит деятельности компании, фирма может повысить уровень эффективности работы.

Филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме означают зависимые подразделения иностранных аудиторских фирм, не имеющие статуса юридического лица, обеспечивающие ответственность за все обязательства и обязательства своих филиалов во Вьетнаме иностранными аудиторскими фирмами.

Стандарты аудита означают правила и руководящие принципы в отношении требований, принципов, процедур аудита и обработки отношений, возникающих в результате аудиторской деятельности, которые должны соблюдать члены, участвующие в аудите, и аудиторские фирмы, филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме.

Оприделение

История аудита

Аудит в Древнем Мире

Развитие аудита в Британии

Развитие аудита в США

Виды аудита

Финансовый и инвестиционный аудит

Внутренний аудит

Внутренний аудит в Российской Федерации

Промышленный аудит

Экологический аудит

Финансовый аудит в Российской Федерации

Ревизионные заявления о соблюдении, оценивающие соблюдение законов, правил и положений в области управления и использования денег, имущества и других ресурсов проверяемых подразделений. Оперативные аудиторские заявления, оценивающие экономичность, эффективность и эффективность управления и использования денег, имущества и других ресурсов в проверяемых подразделениях.

Заявления аудита используются для. Принципы работы независимого аудита. Соблюдение закона и принятие на себя ответственности перед законом о профессиональной деятельности и аудиторских заключениях. Независимость, честность, объективность. Обязательным аудитом является аудит годовой финансовой отчетности, расчетных заявлений о завершенных проектах и ​​другой финансовой информации проверяемых подразделений, указанных в пункте 1 и пункте 2 статьи 37 настоящего Закона и других положениях соответствующего закона.

История

Количественные характеристики рынка аудита

Обязательный аудит

Аудит "по-русски"

Стандарты финансового аудита

Международные стандарты аудита

Список стандартов

Аудит (аудиторская проверка) —это независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности. Слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и применяется в мировой практике для обозначения проверки.

Предприятиям и организациям, которые должны проводить аудит в качестве представления финансовой отчетности в компетентные государственные органы и как публикацию аудита финансовой отчетности, должны прилагать аудиторские заключения; в случае, когда государственные органы получают финансовую отчетность предприятий, организаций, которые должны проводить аудит без прилагаемых аудиторских заключений, государственные органы несут ответственность за направление уведомлений в компетентные государственные органы для обработки в соответствии с нормативными правовыми актами.

Под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности — здесь различают операционный, технический, экологический и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации.

История аудита

аудит - одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был около 700 г. до н.э.

Государство поощряет предприятия и организации, нанимающие аудиторские фирмы, филиалы зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме для аудита финансовой отчетности, расчетных заявлений о завершенных проектах и ​​других аудиторских работ до их подачи в компетентные государственные органы или до государственных финансов.

Государственная администрация по проведению независимой аудиторской деятельности. Правительство объединяет государственную администрацию в рамках независимой аудиторской деятельности. Министерство финансов берет на себя ответственность перед Правительством за осуществление государственного управления за независимую аудиторскую деятельность, с обязанностями и полномочиями.

Аудит в Древнем Мире

Профессия аудитора известна с глубокой древности.

Так, Аристотель в своей «политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля». При этом проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых».

Народные комитеты провинций и городов, находящиеся непосредственно под центральным правительством в пределах своих обязанностей и полномочий, отвечают за государственную администрацию за независимую аудиторскую деятельность в ее населенном пункте. Профессиональные организации по аудиту.

Профессиональные организации по аудиту создаются и действуют в соответствии с положениями закона об ассоциациях и несут ответственность за соблюдение положений закона о независимом аудите. Профессиональные организации по аудиту способствуют накоплению знаний для аудиторов, практики аудиторов и выполняют ряд задач, связанных с независимой аудиторской деятельностью, предписанной Правительством.

В древнем мире, как только функции владения и управления собственностью были разделены между такими основными субъектами хозяйствования того периода, как и рабовладельческое имение, была впервые воплощена в жизнь осознанная необходимость в аудите. В частности, древнеримские источники, которые сохранились к нашему времени, свидетельствуют, что учет, как правило, вели одновременно и независимо друг от друга двое специально предназначенных лиц. Такая учетного процесса, прежде всего, была обусловлена желанием предотвратить разворовывание государственной казны или имущества отдельного рабовладельца. Вместе с тем она служила для подтверждения точности отчетности. Кроме того, для проверки правильности учетных записей, использовали инвентаризацию. Но и на эти приемы контроля целиком не полагались.

Строго запрещая членам, участвующим в аудиторских и аудиторских фирмах, филиалах зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме, действуют следующие действия. Помимо положений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, строгое запрещение аудиторов и практикующих аудиторов выполняет следующие действия.

Строго запретить проверяемым подразделениям и заинтересованным организациям и отдельным лицам осуществлять следующие действия. Строго запретить организациям и отдельным лицам вмешательство и предотвращение незаконной практики практики практикующих аудиторов, аудиторских фирм, филиалов зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме; используя свои позиции и полномочия для нарушения положений о выдаче сертификатов достаточных условий для ведения бизнеса аудиторских услуг, сертификатов регистрации аудиторской практики, проверки, контроля качества аудиторских услуг, дисциплины и обработки административных нарушений в независимых аудиторских действиях.

Традиционной для тех времен была так называемая практика "прослушивания" бухгалтеров. Стремясь получать по возможности большую , собственники, которые нанимали управленцев, назначали контролеров, к обязанностям которых входило выслушивать подотчетных лиц. Так осуществлялся на частном уровне. На государственном же создавались специальные органы (учетные управления), которые контролировали сбор налогов и государственные затраты.

Аудиторы должны соответствовать следующим стандартам. Регистрация практического аудита. Для аудиторской практики регистрируется лицо, отвечающее полностью следующим условиям. Лицо, полностью отвечающее условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеет право зарегистрировать аудиторскую практику и получить сертификат о регистрации практики аудита в соответствии с положениями Министерства финансов.

Заявитель на сертификат регистрации практики аудита должен уплатить сбор в соответствии с законом. Свидетельство о регистрации практики аудита действует только в том случае, если лицо, имеющее трудовой договор, является постоянным для аудиторской фирмы, филиала иностранной аудиторской фирмы во Вьетнаме.

В древнем мире имела место публично-правовая отчетность. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса было вырезано, сколько чеснока, редиски, лука и других продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов. На стене Парфенона вырезан отчет, согласно которому стоимость строительства составила 469 талантов.

Те, кто не зарегистрировал аудиторскую практику. Должностные лица и государственные служащие. Лица, имеющие судимость по экономическим преступлениям с серьезного уровня или более. Те, кто отстранен от практики аудита. При работе в аудиторских фирмах, филиалах зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме, практикующие аудиторы имеют следующие права.

Осуществлять аудит в соответствии с положениями настоящего Закона. Быть независимым на профессиональном уровне. Просить проверяемое подразделение предоставить адекватную и своевременную необходимую информацию, документы и объяснить вопросы, связанные с содержанием аудита; запрашивать инвентаризацию активов, сопоставление задолженности проверяемого подразделения, связанное с содержанием аудита; проверять все записи и документы, связанные с экономической и финансовой деятельностью проверяемой единицы внутри и вне подразделения в ходе аудита.



В Афинах в V веке до н.э. существовала система контроля доходов и затрат со стороны Народного Собрания, а финансовая система «включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий»

Проверять и подтверждать экономическую и финансовую информацию, относящуюся к проверяемой единице внутри и вне подразделения в ходе аудита. Просить заинтересованные организации и отдельных лиц предоставить необходимые документы и информацию, связанную с содержанием аудита, через проверяемую единицу.

Другие права в соответствии с нормами права. Обязанности практикующих аудиторов. При работе в аудиторских фирмах, филиалах зарубежных аудиторских фирм во Вьетнаме, практикующие аудиторы обязаны. Соблюдать принцип независимой аудиторской деятельности. Не вмешиваться в работу клиентов, проверяемых подразделений в ходе аудита.

В Римской империи (с VII века до н.э.) контрольные функции осуществлялись кураторами, прокураторами, квесторами. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные — финансовым управлением провинции. Квесторы осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» («слушатель»). Кроме того, в Римской империи была создана специальная налоговая полиция, сотрудники которой прибегали к пыткам женщин и детей для получения сведений об укрываемых от обложения выгодах и имуществе.

Отказаться от аудита для клиентов, проверяемых подразделений, если они считают, что они не гарантируют независимость, недостаточную квалификацию, условия в соответствии с нормами права. Отказаться от аудита в случаях, когда клиенты или проверяемые подразделения запрашивают противоречия с профессиональной этикой и требованиями к профессиональному мастерству или противоречат положениям закона.

В полной мере участвовать в программе обновления ежегодных знаний. Постоянно совершенствовать профессиональные знания и профессиональный опыт. Проводить аудит, проверять записи аудита или подписывать аудиторские заключения и брать на себя ответственность за аудиторское заключение и его аудиторскую деятельность.

После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время пра-аудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.

Понятие «аудит» происходит от латинского слова audio — слушаю. Аудитор — выслушивающий, слушающий. В настоящее время это понятие стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности.

Развитие аудита в Великобритании

В средневековой Европе, когда грамотных и письменных людей было мало, аудитором называли служащего, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц. На начальном этапе развития аудита на аудитора возлагались функции контроля за деятельностью должностных лиц с целью изобличения фактов обмана и мошенничества.

Родиной современного аудита принято считать Англию, т.к. развитие аудита, в традиционном его понимании, началось именно на туманном Альбионе . Еще в IX веке бухгалтерские приемы римлян использовались для учета экономических явлений в британской хозяйственной жизни.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». Первый организует и ведет счета, а второй выполняет независимые функции контролера, проверяющего счета.

Одними из древнейших англоязычных учетных документов, которые дошли к нашим временам, являются упоминания об аудите в архиве казначейства Британии и Шотландии 1130 г., Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. Начиная с тех пор в архивах есть множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий.

Первый в мире законодательный акт, который регулировал деятельность аудиторов, был выдан в 1285 году королем Великобритании Едвардом I. Согласно этому закону от лица государства аудиторам предоставлялись определенные привилегии, и аудиторами были не только лица из числа доверенных слуг сеньоров, но и некоторые категории гражданских служащих.

В соответствии с законом , целью первых обязательных проверок было независимое рассмотрение бухгалтерских записей и отчетов.

24 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны»

В XVI ст. правовой контроль учетных книг был официально введен в многих странах мира. Для обозначения лица, которое осуществляло проверку учетных записей, в Британии уже использовался термин "аудитор".

В то время аудит предусматривал лишь тщательную сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры еще была неизвестной. Как правило, аудит проводился для заказчика (дворянина, короля) отдельным лицом, а в случае общественного объявления его результатов - комиссией. Аудиторы того времени еще не имели профессионального статуса, хотя уже и были обязаны проводить проверку честно, со знанием дела, с надлежащим вниманием и уважением к интересам лица, которое их пригласило. Независимость аудитора достигалась с помощью его назначения "заказчиком" и запретом любых частных контактов между аудитором и лицом, которое проверялось.

Известный и экономист XVIII века Джордж Уотсон как-то порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Результаты оказались столь значительны, что «черствые, скупые и педантичные» (как их определяли прочие британцы) шотландцы признали пользу таких проверок и стали их практиковать.

В 1631 г. из Голландии в Плимут, Массачусетс, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии, то есть была проведена первая аудиторская проверка в Америке в интересах Англии.

В XVII-XIX ст., когда финансовые кризы превратились в очень актуальную проблему, аудит получил значительный толчок к развитию. Как следствие кризисов увеличивалось количество обанкротившихся предприятий, что повышало на бухгалтеров-экспертов, которые бы защищали интересы владельцев паев. Фактическая работа аудитора состояла в контроле за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности. После окончания кризиса началось стремительное развитие акционерных обществ. Заинтересованные лица стали требовать достаточного для принятия решений объема информации , которая содержалась в аудиторских отчетах, и обязательного оглашения этих отчетов и выводов аудиторов.

Первым документально зафиксированным случаем проведения независимого аудита спекулятивной деятельности акционерных обществ считается крах "Южноморской организации " в Англии в 1720 году. Это событие назвали "Южноморской пузырь". Когда выяснилось, что директорат фирмы несостоятелен ни выполнить взятые на себя обязательства по уплате дивидендов, ни выкупить выпущенные в биржевое обращение акции, в дело вмешались государственные органы. Ими был предназначен бухгалтер Чарльз Снел для независимой дополнительной проверки вспомогательных учетных записей этой организации.

В этот же период с целью предотвращения недобросовестных соглашений, была начата практика государственного регулирования профессиональной деятельности учетных работников. Важным достижением стало признание на государственном уровне необходимости проведения независимого анализа счетов больших и малых предприятий . В 1720 г. парламент принял "Акт о Мыльном пузыре", который запрещал корпоративную форму предпринимательской деятельности и единой возможной признавал партнерство. Лишь в 1825 г. эта норма была упразднена под давлением общественности.

В 1805 году в Эдинбурге был издан справочник, где были приведены имена 17 аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию.

И тем не менее до 40-х гг. XIX в. говорить об аудите как об отдельной науке не совсем корректно. До этих пор аудит являлся вспомогательным инструментом бухгалтерского учета, подтверждая одну из основных его функций — контрольную.

С 1844 г. в Британии выходит серия законов о компаниях (в том числе «Об акционерных компаниях»), согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и обязательного отчета перед акционерами, т.е. был введен обязательный аудит.

В 1854 г. в Эдинбурге было образовано «Общество бухгалтеров», которое объединило бухгалтеров-аудиторов.

До 1862 г. цели и приемы аудита состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. Когда произошло разделение между собственниками предприятия на управляющих и инвесторов, акционерам не только требовалась сохранности капитала, но и получение дивидендов. Это послужило причиной необходимости выделения аудита из бухгалтерского учета в самостоятельную науку для удовлетворения потребностей внешних пользователей.Только независимый аудитор мог дать заключение о верности и объективности подготовленной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время.

В 1862 г. в Англии был принят закон «Об обязательном аудите» и этот момент можно считать признанием аудита как отдельной отрасли экономической науки.

В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Британии и Уэльсе.

Период 60-х годов XX ст. сопровождался лишь несущественными изменениями в целях и методах аудита.

Начало 70-х годов XX ст., в сущности, оказалось отправной точкой нового этапа в истории аудита - его гармонизации на региональном и интернационализации на международном уровнях.

Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

Аудит был известен в Европе уже в Средневековье, однако как наука и вид экономической деятельности активно развивается с XIX века. В Средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо заемщиков, собственники фирмы — что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих .

Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того, по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, организации стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность компании с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.

В XX веке в связи с активным развитием рынка акций появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи акции или долговые бумаги имеют биржевой и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным приобретателем аудиторских услуг.

С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские фирмы освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

Развитие аудита в США

В США аудиторское дело возникло под влиянием английской практики аудита. Своременники писали, что «функция аудита была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия, когда английские железнодорожники, страховые организации и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских заемщиков ». До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных , относящихся к балансу.

В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована аудиторов Америки, а в 1896 в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Темпы развития бизнеса в США резко отличались от британских, для Америки английские методы стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности компании у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки, которую охарактеризовали как «проверка канцелярской точности». Спрос заемщиков , в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

Американский аудит раннего этапа называли «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг.

В США аудит был обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commision), созданной в 1934 г. после биржевого краха на Вал Стрит в 1929 г.

В США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций:

На общенациональном, федеральном уровне Американский Институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA) (создан в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров)

Профессиональные аудиторские фирмы на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов.

В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений. В 1934 г. опубликован документ «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы следующие позднее повсеместно принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам.

Активный процесс стандартизации начался с 1939 года, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита.

Виды аудита

В XX веке аудит разделился на 2 большие группы:

финансовый/инвестиционный аудит;

промышленный аудит.

Финансовый и инвестиционный аудит

Финансовый — это и есть аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчётности и выражение мнения о её достоверности. Близко примыкает к нему и инвестиционный аудит — заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов и аудит профессиональных участников инвестиционной деятельности (бирж, инвестиционных и строительных компаний). Также вплотную к финансовому аудиту примыкает ревизионная деятельность и деятельность по проведению инвентаризации. В зависимости от того, проводится ли аудит отчетности организации независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.

Внутренний аудит

Вну́тренний ауди́т — управленчески-ориентированная корпоративная дисциплина, быстро развивающаяся после окончания Второй мировой войны. Первоначально фокусируясь на анализе рисков, связанных с бухгалтерской отчетностью и налогообложением, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности фирмы, помогая выявлять риски на различных этапах экономической активности.

Основные сведения

The Institute of Internal Auditors, являющийся крупнейшей ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов, даёт следующее определение внутреннего аудита:

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности компании. Внутренний аудит помогает компании достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками , контроля и корпоративного управления.

В российском законодательстве присутствует следующее определение внутреннего аудита (для банков):

«Внутренний аудит является независимой службой, занимающейся объективной оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной стоимости и улучшения операций фирмы. Он помогает компании достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления».

Как правило, проведение внутреннего аудита входит в функции подразделения, формируемого в фирмы и находящегося в прямом подчинении совету директоров или собственнику организации.

Внутренний аудит в Российской Федерации

Российский Институт внутренних аудиторов (Некоммерческое партнерство — НП «ИВА»), созданный в 2000 году, является профессиональной ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов и специалистов в области внутреннего контроля и управления рисками в Российской Федерации. Членами Института являются представители крупных и средних российских и иностранных компаний, включая промышленные и торговые предприятия, предприятия транспорта, связи, сферы услуг, финансовые компании, аудиторские и консалтинговые организации и др.

Промышленный аудит

Промышленный аудит более сложное явление, так как включает в себя элементы финансового (в части формирования исходной стоимости предметов торговли, подтверждения обоснованности тарифов на услуги — например, услуги ЖКХ) и чисто технического аудита.

Под техническим аудитом понимают проверку независимыми специалистами системы фирмы производства, системы контроля и управления качеством, применяемых технических и технологических решений, а также проверку технического состояния машин оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверку технической и проектной документации с выражением мнения относительно обоснованности применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.

Вплотную к промышленному аудиту примыкает инспекционная деятельность — то есть деятельность по техническому надзору (за изготовлением, строительством, сборкой, пуском-наладкой) технически сложных предметов торговли , имеющих так называемые скрытые работы (работы, которые невозможно увидеть и принять по качеству в будущем — например, фундаментные работы) и деятельность по независимой приёмке технически сложных предметов торговли (кораблей, турбин, технологических комплексов) и подтверждению достижения проектных параметров, а также приёмке политических партий товаров с подтверждением их свойств, количества и качества.

Разновидностями промышленного аудита являются экологический аудит (подтверждение нагрузок на природную среду), энергетический аудит, аудит издержек на эксплуатацию и подтверждение тарифов (применяется в основном для обоснования цен на продукцию естественных и иных монополий) и иные виды специальных аудитов (например — ESD-аудит).

Наибольшее развитие финансовый аудит получил в США, Англии, Австралии — то есть в тех странах, где активно развит рынок акций и особенно сегмент акций.

Экологический аудит

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Федерации экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. С 2004 года функцию аттестации экоаудиторов на себя взяло некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата».

Цели и задачи экологического аудита

Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,

Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,

Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,

Обоснование и инициация экологической деятельности,

Идентификация экологических проблем производств и территорий.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,

Оценка экономического ущерба от загрязнения,

Оценка опасности отходов,

Определение рациональности природопользования на конкретной территории,

Оценка энергопотребления и путей по его снижению,

Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,

Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,

Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов (НПА) на предмет экологической безопасности.

Финансовый аудит в Российской Федерации

История

В Российской Федерации (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. Рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 - лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские компании имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО).

Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи - с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов - 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

Количественные характеристики рынка аудита

В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).

Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс чел. Из них только 0.7 тыс чел оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

По состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс фирм и 21.1 тыс чел. (данные официального сайта Минфина).

Обязательный аудит

Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала , принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными активами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых организации обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные фирмы, инвестиционные организации и USD - CAD и т.д.; к количественным характеристикам компаний: свыше 50 млн руб, активы свыше 20 млн руб; к статусу компаний - ОАО; к предприятиям-банкротам. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным».

Аудит "по-русски"

Так называемый «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании) отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле. Главные отличия — налоговый уклон (проверяющие большую часть проверки ищут допущенные бухгалтерией ошибки при расчёте налогов ) и «карательный характер» аудита, то есть целенаправленный поиск нарушений. Аудиторы не столько подтверждают отчетность, сколько следят за верностью корреспонденции бухгалтерских счетов, оформлением первичных документов и расчетом налогов . Справедливости ради, бухгалтерская профессия в Российской Федерации также носит ярко выраженные национальные особенности.

Стандарты финансового аудита

Международные стандарты финансового аудита (МСА) разрабатываются и регулярно обновляются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standarts Board) при Международной федерации Бухгалтеров (IFAC). Эти стандарты доступны без ограничений на сайте МФБ.

В нашей стране применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА. По состоянию на 2009 год в РФ действовали следующие Правила (Стандарты) Аудиторской деятельности:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

2. Документирование аудита

3. Планирование аудита

4. Существенность в аудите

5. Аудиторские доказательства

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

9. Связанные стороны

10. События после отчетной даты

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

12. Согласование условий проведения аудита

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

14. Учет требований нормативных правовых актов России в ходе аудита

15. (Утратило силу)

16. Аудиторская выборка

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

19. Особенности первой проверки аудируемого лица

20. Аналитические процедуры

21. Особенности аудита оценочных значений

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная фирма

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

27. Прочая в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

28. Использование результатов работы другого аудитора

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

31. Компиляция финансовой информации

32. Использование аудитором результатов работы эксперта

33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Международные стандарты аудита

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA)) — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в России разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории.

Список стандартов

Вводные аспекты

МСА 110 «Глоссарий»

МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

Обязанности

МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»

МСА 210 «Условия договоренностей об аудите»

МСА 220 « качества аудиторской работы»

МСА 230 «Документация»

МСА 240 «Мошенничество и ошибки»

МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»

МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»

МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

Планирование

МСА 300 «Планирование»

МСА 310 «Знание бизнеса»

МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»

МСА 320 «Существенность в аудите»

МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

Внутренний контроль

МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»

МСА 401 «аудит в условиях компьютерных информационных систем»

МСА 402 «аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

Аудиторские доказательства

МСА 500 «Аудиторские доказательства»

МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей»

МСА 505 «Внешние подтверждения»

МСА 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо»

МСА 520 «Аналитические процедуры»

МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»

МСА 540 «аудит оценочных значений»

МСА 545 «аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости »

МСА 550 «Связанные стороны»

МСА 560 «Последующие события»

МСА 570 «Непрерывность деятельности»

МСА 580 «Заявления руководства»

Использование работы третьих лиц

МСА 600 «Использование работы другого аудитора»

МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

МСА 620 «Использование работы эксперта»

Аудиторские выводы и заключения

МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»

МСА 710 «Сопоставления»

МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

Специализированные области аудита

МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому задани»

МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

Сопутствующие услуги

МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»

МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»

МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

Аудит (Audit) - это

Источники

wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

economaudit.com - ЭкономАудит


Справочник технического переводчика

Аудит - (от англ. audit проверка бухгалтерских книг < лат. audīre слушать; расследовать) независимая проверка (экспертиза) финансовой отчетности и финансового положения организации, проводимая аудиторами. Зародившись как финансовый аудит (далее А.), в … Российская энциклопедия по охране труда

Аудит - (audit) Проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером ревизором (accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют,… … Словарь бизнес-терминов

АУДИТ - финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб (аудиторскими службами,… … Экономический словарь Экономико-математический словарь

АУДиТ - автоматическое управление движением и торможением транспорт