Приведено с некоторыми сокращениями

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется уставом (положением).

1. Органы юридического лица - это предусмотренные законом или уставом (положением) структурные звенья - должностные лица, назначенные компетентной государственной организацией, собрания членов или собрания уполномоченных кооперативной или общественной организации, съезды (конференции) этих организаций, избранные собраниями и съездами исполнительные коллегии и руководители (правление, совет, секретариат, председатель), - вырабатывающие и осуществляющие волю юридического лица.
Действия органа - это действия самого юридического лица, поскольку принятие решения и реализация этой воли выражены в предусмотренной уставом (положении) деятельности этого органа.
Следует различать органы (о них сказано в ст. 28), через которые юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, и органы, которые, вырабатывая волю юридического лица, не совершают действий, непосредственно создающих эти права и обязанности, хотя они своими решениями по основным, принципиальным вопросам предопределяют содержание этих действий. Хотя съезд, общее собрание членов или собрание уполномоченных кооперативной или общественной организации - высший ее орган, однако сделки и иные юридические действия, порождающие гражданские правоотношения, обычно совершаются организацией через правление, совет, секретариат, бюро и даже председателя организации, т. е. через какой-либо постоянно действующий орган.
Эти органы осуществляют и текущее оперативное руководство делами организации. Однако если орган, совершающий юридические действия от имени юридического лица, действует с превышением установленных в уставе полномочий, то юридические последствия таких действий должны быть признаны недействительными (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1979, № 12, с. 9-10).
Например, правление ЖСК от имени ЖСК заключает договоры, выдает учреждению Стройбанка обязательства по погашению государственного кредита, совершает иные сделки, представляет кооператив во всех судебных и административных учреждениях и общественных организациях, распоряжается в соответствии с директивами общего собрания наличными средствами ЖСК, имеющимися на его счете в банке. Правление райпотребсоюза тоже заключает необходимые для выполнения его задач договоры и совершает в тех же целях иные сделки.
И в том и в другом случае правление является коллегиальным органом. Но, кроме того, определенный круг действий, имеющих юридическое значение в некоторых кооперативных и общественных организациях, закрепляется и за председателем правления. Председатель правления райпотребсоюза по кругу вопросов, установленному правлением, может принимать единолично решения по текущим оперативным вопросам хозяйственной деятельности райпотребсоюза. В колхозах же председатель правления является и председателем колхоза, что расширяет его полномочия как самостоятельного органа колхоза.
Органами государственной организации (предприятия, производственного объединения, бюджетного учреждения) обычно являются единоначальники - директора, генеральные директора, управляющие, заведующие, начальники, в вузах - ректоры. Органами следует признать также и тех заместителей единоличного руководителя государственной организации, которые в рамках очерченной уставами или руководителями организации компетенции могут совершать сделки и иные юридические действия без доверенности (см., например, п. 91 Положения о предприятии).
При использовании фигуры акционерного общества как субъекта хозяйственной деятельности от имени общества могут действовать и коллегиальные органы (правление). См., например, ст. 18 Устава Ингосстраха. Но наряду с правлением в качестве органа действует и председатель правления, облеченный „всеми правами выступать от имени Ингосстраха" (ст. 22 Устава Ингосстраха).
2. Необходимо различать органы юридического лица и его представителей. Представитель по закону и по доверенности (ст. 62) - самостоятельный субъект гражданского права в своих гражданско-правовых отношениях с юридическими лицами. Орган действует на Основании устава юридического лица, представитель - на основании доверенности или в силу иных полномочий, определяемых законом. Поэтому во многих уставах юридических лиц указывается, что орган, на который возложено совершение сделок от имени юридического лица, действует без доверенности (см., например, пп. 90 и 91 Положения о предприятии).
Уставами производственных объединений и предприятий, в состав которых входят производственные единицы (неюридические лица) предусматриваются полномочия, которые могут быть предоставлены генеральным директором (директором) указанных организаций руководителям производственных единиц.
Как уже отмечалось (п. 4 ст. 24), производственная (структурная) единица юридическим лицом не является, хотя и не лишена некоторых элементов гражданской правосубъектности (например, открытие ей самостоятельного текущего счета для совершения от своего имени некоторых второстепенных сделок на основе определенного обособления имущества единицы внутри объединения). Производственная единица, поскольку речь идет об основной деятельности объединения, может заключать хозяйственные договоры только от имени объединения, создающие для него гражданские права и обязанности. Но так как единица юридическим лицом не является, то и представителем в смысле гражданско-правового представительства (см. гл. 4 ГК) ее признать нельзя.
Представителем может быть лишь субъект права. Поэтому от имени объединения может выступать в суде руководитель производственной единицы лишь на основании доверенности, выдаваемой надлежащим органом объединения (генеральным директором, его заместителем) (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1979, № 2, с. 11). Но так как руководитель единицы, заключая договоры от имени объединения, действует без доверенности, имеются основания прийти к выводу о том, что круг представительских действии руководителя определяется компетентным органом объединения соответствующим административным распоряжением этого органа.
3. Юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный противоправными действиями и упущениями своего органа (разумеется, в тех случаях, когда эти действия и упущения связаны с деятельностью юридического лица).

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

И вы думаете получить полный ответ в 3000 знаков?Гражданский кодекс РФСтатья 53. Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК) .В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) . Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.Исполнительный орган (директор, правление и т. п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников) , при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т. д.) .Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях) . Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров) , создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст. 103, 110 ГК) . Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

Юридическое лицо - самостоятельный относительно своих участников субъект гражданских правоотношений. Она приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им при законом или уставом.

Орган юридического лица (далее - орган) - это юридическая конструкция, создаваемая правом с целью дать возможность сформировать и выразить волю юридического лица, отстаивать его интересы. Между юридическим лицом и его органом правовые отношения не возникают. Действия органа - это действия самого юридического лица. Орган - это законный представитель юридического лица, поскольку его полномочия основаны на указаниях закона и могут осуществляться без доверенности. Поэтому его надо рассматривать как институционально-функционального представителя юридического лица. Інституціональність представительства органа проявляется в утверждении на законодательном уровне механизма получения последней гражданских прав и обязанностей через свои органы, установление не только возможности, но и необходимости формирования соответствующих органов последней, их состав, порядок создания, а также компетенции. Функциональность органа проявляется в осуществлении им в интересах последней своих полномочий в пределах определенной законом (уставом) компетенции.

Исходя из приведенного, следует разграничивать представительство как институт гражданского права, введение которого связано с необходимостью осуществлять юридические действия тех субъектов гражданского права - физических или юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах лишены способности или возможности осуществлять их самостоятельно, и в качестве функционального представителя юридического лица - орган, исходя из особенности юридического лица, которая заключается в том, что она, как самостоятельный субъект права, участвующий в гражданском обороте только через этот орган (органы). Такой подход присущ современным законодательствам большинства развитых стран Заходу1. Законодатель Украины тоже стоит на этой позиции. В отношениях с третьими лицами орган выступает от ее имени и обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно и не превышать своих полномочий относительно представительства (ч. Ст. 94 ГК). К представителям закон относит и членов органа юридического лица (ч. 4 ст. 94).

Органы юридического лица могут быть:

по составу - коллегиальными (правление, дирекция, совет) и единоличными (президент, директор). Коллегиальные органы, по правилу, избираются, единоличные - назначаются;

по назначению - волеутворюючі и волевиявляючі (исполнительные). В частности, общее собрание является высшим органом акционерного общества, общества с ограниченной відповідальністю2, но они только формируют волю последнего, а выражать ее может или правления акционерного общества - коллегиальный исполнительный орган, или единоличный исполнительный орган.

Юридическое лицо может иметь как один орган (совет, правление), так одновременно и несколько органов (общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление и тому подобное). Порядок назначения или избрания органов управления, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами и учредительным документом юридического лица.

Вместе с тем действующее законодательство закрепило не только возможность реализации правосубъектности юридического лица через систему органов последней. ГК предусматривает, что юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности также и через своих участников в случаях, установленных законом (ч. 2 ст. 94). Таким образом, законодатель как бы легализует возможность участников своими действиями приобретать для юридического лица определенные права и обязанности. Впрочем, такая возможность не может быть безграничной. Следует признать правильным, что законодатель указывает на ее границы - это может происходить исключительно в случаях, предусмотренных законом. Связывается это с тем, что в системе юридических лиц функционируют такие организации, в которых реализация правосубъектности через систему органов приведет к разрушению основных принципов их функционирования. Так, полное товарищество относится к хозяйственных обществ, в основе которых лежит личный момент, поскольку для него характерно сочетание личного участия участников и их имущества с целью осуществления предпринимательской деятельности от имени общества. В этом товариществе участники солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, что им принадлежит, а отсюда, заинтересованность каждого из участников в делах общества, что возможно лишь при условии, если ведение этих дел будет осуществляться ими самими. Каждый участник имеет право действовать от имени полного товарищества, если учредительным договором не определено, что все участники ведут дела совместно или что ведение дел поручено отдельным участникам (ч. 1 ст. 122 ГК Украины).

В случае общего ведения участниками дел общества для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников общества, хотя учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством их голосов. Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов.

Если ведение дел поручено отдельным участникам, другие участники могут совершать сделки от имени общества при наличии у них доверенности, выданной участниками, которым поручено ведение дел общества.

Согласно ст. 136 ГК управление деятельностью коммандитного общества осуществляется полными участниками в порядке, установленном для полного товарищества. Учитывая, что вкладчики до участия в этом обществе привлекаются исключительно с целью увеличения его складочного капитала, они отстраняются от всякого участия в ведении дел последнего и, как следствие, от представительства из его дел. Относительно этого вкладчики не наделены никакими правами и не несут никаких обязанностей. Так, они не имеют права возражать против действий полных участников относительно управления деятельностью коммандитного общества, хотя и имеют право оспаривать такие действия, если ими нарушаются условия учредительного договора общества или они не соответствуют закону. Однако вкладчик может быть допущен к управлению ведением дел этого общества, но исключительно тогда, когда ему будет выдана доверенность полными участниками как лицами, осуществляющими управление обществом.

Таким образом, можно констатировать, что действующее законодательство закрепило несколько моделей реализации юридическим лицом правосубъектности: или через систему своих органов, в зависимости от вида юридического лица, либо через участников (лиц) в случаях, установленных законом. Но независимо от того, какая бы легальная модель реализации правосубъектности юридическим лицом не применялась, закон требует и от органов, и от лица, которое в соответствии с учредительных документов или закона выступает от имени юридического лица, осуществление полномочий таким образом, чтобы это соответствовало требованиям добросовестности и разумности. Это предписание направлено не только на защиту интересов самого юридического лица, но и интересов ее участников. С помощью таких категорий, как добросовестность и разумность, закон устанавливает пределы осуществления полномочий указанных институционально-функциональных представителей, предотвращая тем самым злоупотребления правом со стороны последних.

Разумность и добросовестность действий указанных лиц зрезюмуються (ч. 5 ст. 12 ГК Украины). Совершение сделки с превышением полномочий не может создавать правовых последствий для лица, от имени которого она совершена. Поэтому превышение органом юридического лица полномочий, императивно установленных законом, влечет за собой признание сделки недействительной по правилам статей 215-216 ГК Украины.

Структурное построение органов юридического лица полностью зависит от вида последней. По общему правилу, органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом. Исключения касаются, прежде всего, полных и коммандитных обществ, а также обществ, которые имеют специальную правоспособность. Так, органами корпоративных инвестиционных фондов, которые осуществляют деятельность исключительно по совместному инвестированию, согласно Закону Украины "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды")" являются общее собрание акционеров и наблюдательный (наблюдательный) совет. Образование других органов в этих фондах запрещено (ст. 14). Однако управление активами этого фонда на основании соответствующего договора осуществляет компания по управлению активами. В отношениях с третьими лицами указанная компания должна действовать от имени и в интересах корпоративного инвестиционного фонда на основании договора об управлении активами (ст. 11). Согласно Закону Украины "О кредитных союзах"" органами управления кредитного союза является общее собрание его членов, наблюдательный совет, ревизионная комиссия, кредитный комитет и правление. Причем решением общего собрания членов кредитного союза могут быть созданы и другие органы управления. Кредитный комитет является специальным органом, ответственным за организацию кредитной деятельности союза. Он назначается наблюдательным советом, подотчетен общему собранию и наблюдательному совету и несет перед ними ответственность за эффективность кредитной деятельности союза.

В акционерных обществах может к тому же быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав акционеров общества (ч. 1 ст. 160 ГК). Таким образом, наблюдательный совет - это орган, который сочетает в себе и управленческие, и контрольные функции. Создание наблюдательного совета является обязательным в акционерных обществах с количеством акционеров - владельцев простых акций 10 лиц и более. В обществе с количеством акционеров - владельцев простых акций 9 лиц и меньше в случае отсутствия наблюдательного совета его полномочия осуществляются общим собранием (ч. 2 ст. 51 Закона Украины "Об акционерных обществах"2).

В структуре органов общества выделяют высший орган - общее собрание участников как волеутворюючий орган, который определяет вопросы, связанные с жизнедеятельностью общества на всех этапах его существования вплоть до принятия решения о прекращении деятельности (ч. 5 пп. "е", "й" ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах"3, ч. 2 ст. 15 Закона Украины "О кооперации"4). Согласно законодательству именно этот орган формирует иные органы управления и органы контроля, в частности ревизионную комиссию, причем исполнительные органы подотчетны общему собранию (ч. 5 пп. "в", "г" ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах", ч. 2 ст. 15 Закона Украины "О кооперации"). Относительно учредительного собрания, то они не являются разновидностью общих собраний участников, поскольку общее собрание - это орган управления обществом, а на момент созыва учредительного собрания общества как субъекта права еще не существует, то есть нет субъекта, в котором осуществляется управление.

Признание общего собрания участников (акционеров, членов) высшим органом управления общества означает, что деятельность этого органа - способ осуществления обществом своей дееспособности. Так, согласно ч. 5 п. "д" ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах", ч. 1 пп. 11-12 ст. 33 Закона Украины "Об акционерных обществах" общее собрание AT, TOB, ОДО утверждает годовые результаты деятельности этих обществ, порядок распределения прибыли, срок и порядок выплаты доли прибыли (дивидендов), а согласно ч. И ст. 59, ч. Ст. 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах" общее собрание ООО, ОДО утверждают договоры (сделки), заключенные на сумму, превышающую указанную в уставе этих обществ. Отсутствие такого решения влечет за собой недействительность сделки.

Решение общего собрания участников общества-это особый юридический акт. который принимается в процессе реализации указанным органом своей компетенции и направлен на формирование воли юридического лица.

В отдельных случаях закон позволяет принимать решения в обществе не общему собранию участников, а в другом, специально созданном для этого органа. Так, согласно ч. 7 ст. 15 Закона Украины "О кооперации" возможно, если это предусматривается уставом кооператива созыв собрания уполномоченных кооператива. Это происходит в случае, когда по организационным причинам, а именно из-за территориального размещения или значительной численности членов кооператива проведения общего собрания членов кооператива невозможно. Количество членов кооператива, имеющих право делегировать уполномоченных, и порядок их делегирования определяются уставом кооператива.

учитывая то, что ГК закрепил возможность функционирования обществ одного лица, возникает вопрос о возможности создания в них такого органа управления, как общее собрание участников. Ответ на этот вопрос дан в Законе Украины "Об акционерных обществах" в отношении акционерных обществ одного лица (ст. 49). Впрочем предложенный подход может быть распространено на все общества одного лица. Полномочия общего собрания общества одного лица осуществляются участником единолично. Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, оформляется участником в письменном виде (в форме приказа) и удостоверяется печатью общества или нотариально.

Традиционно доктрина гражданского права и гражданское законодательство относят исполнительный орган в классических органов общества, который представляет последнее в гражданских правоотношениях. Независимо от вида предпринимательского общества исполнительный орган, в отличие от общего собрания участников общества, является волевиявляючим его органом, который осуществляет функцию непосредственного управления им (ч. 1 ст. 161; ч. 2 ст. 145 ГК; статьи 17, 62 и 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах"; статьи 58-61 Закона Украины "Об акционерных обществах"; ст. 16 Закона Украины "О кооперации").

Исполнительный орган общества создается по решению общего собрания общества с установлением его компетенцию и состав. Этот орган подотчетен в своей деятельности общему собранию участников (акционеров) общества, организует выполнение их решений и несет перед ними ответственность за эффективность работы общества.

При решении вопросов в пределах своей компетенции исполнительный орган юридического лица действует самостоятельно и никакой другой орган не вправе давать ему юридически обязательные указания. Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности юридического лица, то есть исполнительный орган может совершать любые сделки, не запрещенные законом. Однако следует учитывать, что предпринимательские общества, занимающиеся исключительными видами предпринимательской деятельности (страховой, банковской и тому подобное) и не могут заниматься никакими другими видами деятельности, имеют специальную правоспособность.

нельзя не обратить внимание на то, что ГК предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью не только из состава его участников (ст. 145). Безусловно, это не "изобретение" украинского законодателя. Современное гражданское законодательство РФ знает такой институт как управляющая компания хозяйственного общества, который заменяет исполнительный орган хозяйственного общества другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. Ст. 103 ГК РФ). В научной литературе это связывают с тем, что одним из характерных признаков современности является обособление функции управления от капіталу1, а отсюда не обязательным является правило, согласно которому управление должно осуществляться только тем органом, который формируется в структуре юридического лица, хотя существует и другая точка зрения, которую можно назвать негативной. Представители последней считают, что в связи с тем, что юридическое лицо реализует свою волю непосредственно через свои органы, если таким органом становится по договору другая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, юридическое лицо теряет свою сутність2.

Исходя из того, что законодатель Украины предусмотрел возможность избрания исполнительного органа общества не только из состава его участников, возникает вопрос: отражается ли это на традиционных признаках юридического лица? На первый взгляд складывается впечатление, что нет, поскольку именно общее собрание участников такого общества принимают решение о создании исполнительного органа - дирекции (директора) из состава его участников. Впрочем, во-первых, это должно происходить только тогда, когда образовать дирекцию или избрать единоличного директора исключительно из состава участников общества невозможно, поскольку последние неспособны должным образом выполнять свои обязанности, от чего будут страдать интересы общества, а отсюда и интересы его участников. Во-вторых, принимая решение по этому вопросу, общие сборы должны знать: кто конкретно будет входить в состав исполнительного органа, включая и лиц, не являющихся его членами, а для этого необходимо заранее получить информацию о деловых качествах таких лиц (лица), а также согласие от них на осуществление управления обществом. Именно поэтому в научной литературе высказано мнение, что введение такой новеллы является преждевременным.

Учреждение создается по волеизъявлению лица, которое стоит вне ее или даже уже перестала существовать, поскольку учредительный акт о ее создании может содержаться и в завещании. Исходя из того, что управлять юридическим лицом можно или путем создания в ее структуре соответствующих органов, или путем закрепления за участниками последней права своими действиями приобретать для нее определенные права и обязанности по управлению учреждением законодатель избирает первый путь и устанавливает, что в учреждении обязательно создается такой исполнительный орган, как правление, к которому применяются положения ст. 99 ГК о исполнительный орган общества, хотя учредительным актом может быть предусмотрено создание и других органов управления учреждением с определением порядка их формирования и состав. В отличие от обществ закон запрещает учредителям учреждения принимать участие в ее управлении как единолично, так и через систему ее органов. Таким образом, свобода учреждения - это волеизъявление его учредителя (-лей), которое проводится в жизнь ее правлением. Этим объясняется то, что в учреждении нет волеутворюючого органа, а существует лишь волевиявляючий (исполнительный) орган - правление.

в Соответствии с законом полномочия органа, который действует от имени юридического лица, могут быть ограничены компетентными органами. Это касается ограничений полномочий, прежде всего, исполнительного органа юридического лица, который в отличие от других ее органов представляет юридическое лицо в гражданском обороте, осуществляя без доверенности от ее имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

Но ограничения полномочий относительно представительства юридического лица в отношениях с третьими лицами не имеет юридической силы, кроме случаев, когда юридическое лицо докажет, что третье лицо знало или по всем обстоятельствам не могло не знать о таких ограничениях. Другие органы юридического лица, в частности общее собрание или наблюдательный совет общества участвуют в приобретении гражданских прав и обязанностей обществом путем создания исполнительного органа и принятия в пределах своих полномочий обязательные для последнего решений, осуществляя контроль за его деятельностью, например, в АО путем дачи согласия на совершение крупных сделок, сделок, относительно совершения которых есть заинтересованность, и тому подобное (статьи 70-71 Закона Украины "Об акционерных обществах").

Компетенция исполнительного органа юридического лица может быть ограничена учредительными документами по сравнению с тем, как она определена законом, при условии если другое не предусмотрено самим законом. Так, согласно ст. 70 Закона Украины "Об акционерных обществах" решение о совершении значительного правочину, если рыночная стоимость имущества или услуг, являющихся ее предметом, составляет от 10 до 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО, принимается наблюдательным советом, а уставом АО могут быть определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории крупных сделок. Отсюда для признания действительными сделок, которые совершаются с третьими лицами, необходимо соблюдение исполнительным органом такого требования, как действие в пределах компетенции, определяемой для него не только законом, другими нормативно-правовыми актами, но и учредительными документами.

ГК Украины не содержит нормы, предусматривающей последствия ограничения полномочий на совершение сделки, хотя законодательство других стран, в частности РФ, опыт которой можно было бы позаимствовать, предусматривает, например, что когда в уставе акционерного общества будут определены дополнительные критерии для отнесения сделок к категории значительных, а исполнительный орган общества при совершении такой сделки не учтет этого и таким образом выйдет за пределы установленных ограничений, то эта сделка будет считаться оспариваемым и может быть признана судом недействительной по иску юридического лица, в интересах которого были установлены ограничения, если она докажет, что контрагент знал или не мог не знать об этом.

Возможность ограничения полномочий органа юридического лица должна быть указана в законе и найти свое закрепление в учредительных документах юридического лица, а истец должен доказать, что контрагент знал или мог знать о таких ограничениях (доказать факт ознакомления контрагента в момент подписания сделки с учредительными документами юридического лица, указать на заключенный с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание юридического лица, что свидетельствует о том, что банк ознакомлен с уставными ограничениями полномочий исполнительного органа юридического лица).

Хотя существующая система требований к учредительным документам юридического лица, которые подаются на регистрацию в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, требует обязательного внесения сведений о компетенции органов юридического лица (ч. 1 ст. 88 ГК, ч. 2 ст. 82 ГК, статьи 4,37, 51,67,65,76 Закона Украины "О хозяйственных обществах", пункты 11 и 13 ч. 2 статей 13, 33, 52, 58-59 Закона Украины "Об акционерных обществах"), включая и ограничения полномочий относительно представительства юридического лица (ч. 2 ст. 17 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей"), на практике все сводится к тому, что до Устава (иного учредительного документа) вносится только перечень вопросов, которые охватываются компетенцией ее органов, что вряд ли сможет послужить юридическому лицу в доказательстве того, что третье лицо знало об ограничении компетенции того или иного органа. Поэтому было бы целесообразным, чтобы Устав юридического лица не содержал перечень вопросов, которые относятся к компетенции ее органов, в частности исполнительного органа, как органа, который осуществляет руководство текущей деятельностью юридического лица, а это означает совершения значительного количества действий, которые все не могут найти отражение в уставе, а содержал нормы, которые бы устанавливали ограничения или запрет на осуществление органами юридического лица тех или иных действий, а также предусматривали бы основные их права и обязанности.

Однако никто не может запретить юридическому лицу, в интересах которого были установлены ограничения полномочий ее органов, при совершении сделки с выходом за пределы ограничения таких полномочий, принять в дальнейшем такая сделка путем принятия исполнения по нему ее уполномоченным органом.

Вышеприведенное характеризует правовой статус органов юридического лица, которые, по общему правилу, создаются и наделяются компетенцией на период деятельности юридического лица. А как быть в том случае, когда юридическое лицо находится на стадии прекращения своей деятельности? Остается компетенция органов юридического лица неизменной или она изменяется и в какой степени?

Анализ действующего законодательства свидетельствует о следующем. Выполнение функций по прекращению юридического лица по решению участников юридического лица, суда или органа, принявшего такое решение, может быть возложена, во-первых, орган юридического лица (абз. 2 ч. 2 ст. 105 ГК), и тогда компетенцией этого органа будет охватываться осуществления всех мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица. Во-вторых, выполнение функций по прекращению юридического лица может быть возложена на назначенную вышеуказанными органами комиссию по прекращению юридического лица (далее - комиссия) (абз. 1 ч. 2 ст. 105 ГК), к которой перейдут полномочия по управлению делами юридического лица и которому будет предоставлено право выступать в суде от имени юридического лица, что прекращается (ч. Ст. 105 ГК). Таким образом, комиссия - это специальный орган юридического лица, который назначается и наделяется определенной компетенцией исключительно с целью проведения процедуры прекращения юридического лица или в форме ликвидации, либо в форме правопреемства. Хотя ответа на то, как соотносятся понятия "управления делами юридического лица" и "управления юридического лица", законодательство не дает, а судебная практика предлагает различные варианты решения относительно этого, логичным является вывод, что комиссия на указанной стадии заступает место органов юридического лица.

Подытоживая сказанное, органы юридического лица можно классифицировать в зависимости и от компетенции, которой они наделяются на различных этапах функционирования юридического лица, на основные (постоянные) и специальные (временные).

Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделœение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всœеми другими лицами, в связи с этим он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица.

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица . Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица должна быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединœениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

избираются участниками (членами);

назначаются собственником имущества юридического лица;

нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определœены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, в случае если учредительным договором не установлено, что всœе его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определœены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определœены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В нем также образуются:

совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор). Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всœех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определœенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Οʜᴎ осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителœем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителœем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно всœе вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединœения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 ᴦ. ʼʼОб общественных объединœенияхʼʼ), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 ᴦ. ʼʼО политических партияхʼʼ), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 ᴦ. ʼʼО свободе вероисповеданий и религиозных организацияхʼʼ), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определœенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителœей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

4. Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителœей. В интересах всœех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК). Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединœения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

Учитывая зависимость отособенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определœен порядок или способ создания юридических лиц: 1)распорядительный , 2)разрешительный и 3)явочно-нормативный .

1)Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2)В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на данный вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке обра-зуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединœения, фонды на базе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединœения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Органы юридического лица - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Органы юридического лица" 2014, 2015.