Одним из наиболее часто встречающихся видов оценки является оценка рыночной стоимости автомобиля для вступления в наследство. Как и многие другие виды оценочных услуг, данный вид обладает своими тонкостями, а к оформлению документов предъявляются особые требования. Оценка автомобиля для наследства должна быть выполнена профессиональной оценочной организацией обладающей всеми необходимыми правоустанавливающими документами, а датой оценки автомобиля должна являться дата смерти владельца транспортного средства. Только при выполнении обоих этих условий подготовленный отчет будет удовлетворять предъявляемым к нему требованиям.

  • Оценка автомобиля для нотариуса

    Оценка рыночной стоимости автомобиля для нотариуса чаще всего необходима при оформлении наследственных или дарственных дел. Данный вид оценки стоимости автомобиля требует особой тщательности при проверке заключения и чрезвычайно щепетильного отношения ко всей предоставляемой документации. Для оценки рыночной стоимости автомобиля для нотариуса необходим значительный опыт выполнения подобного рода работ, для сведения возможности допущения ошибок к минимуму. Подготовленный отчет должен соответствовать всем требованиям федеральных стандартов оценки, а также содержать всю необходимую документацию.

  • Оценка автомобиля для суда

    Оценка автомобиля для суда имеет ряд индивидуальных особенностей. К примеру, для подачи документов в суд на раздел имущества часто необходимо произвести оценку среднерыночной стоимости автомобиля аналогичного делимому. То есть, не сам автомобиль, подлежащий разделу, а его аналог. Оценка проводится так, когда произвести осмотр автомобиля не возможно. Как правило, это происходит в том случае, если автомобиль находится в эксплуатации второй стороны, которая отказывается его представить для осмотра. Для суда произвести оценку автомобиля подлежащего разделу без его осмотра невозможно, что связано с требованиями предписывающих документов, поэтому производят оценку аналогичного автомобиля.

  • Оценка автомобиля для продажи или покупки

    В том случае если Вы планируете продать, или купить автомобиль, Вам необходимо знать его реальную рыночную стоимость. В данном случае Вам может понадобиться такая услуга как оценка автомобиля для продажи или покупки выполненная экспертной организацией. Имея на руках заключение оценочной компании, Вы будите иметь возможность принимать решение о назначении стоимости автомобиля со стопроцентной уверенностью. При необходимости документального подтверждения стоимости транспортного средства, представляется отчет об оценке рыночной стоимости автомобиля подготовленный профессиональной оценочной компанией.

  • Оценка автомобиля для списания с баланса предприятия

    В связи с требованием существующих нормативных актов, при списании автомобиля с баланса предприятия необходимо произвести оценку его рыночной стоимости. Это связано с тем, что балансовая стоимость автомобиля может в значительной степени отличаться от его реальной рыночной стоимости. Документальным подтверждением и обоснованием стоимости списания транспортного средства, может являться только полновесный отчет оценочной компании, обладающей необходимыми правоустанавливающими документами и подготовленный в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями.

  • Оценка доаварийной рыночной стоимости автомобиля

    Если с автотранспортным средством произошло дорожно-транспортное происшествие и ущерб, причиненный автомобилю настолько велик, что его восстановление является экономически нецелесообразным, то при расчете величины ущерба причиненного в результате ДТП производится оценка доаварийной стоимости автомобиля и стоимость его годных остатков. Таким образом, происходит оценка рыночная стоимость автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия, а точнее на момент предшествовавший ДТП. Данный вид оценки автомобиля позволяет определить величину причиненного ущерба без определения стоимости восстановительного ремонта, когда это целесообразно.

  • Время чтения: 5 минут

    Транспортное средство часто становится предметом самых различных юридических процедур. Для большинства из них требуется независимая оценка автомобиля, позволяющая составить максимально точное представление о состоянии машины. О том, в каких случаях может потребоваться данная экспертиза, нюансах ее проведения и о стоимости читайте далее.

    Для чего может понадобиться оценка

    Ситуаций, когда собственнику авто придется заказывать проведение анализа стоимости автомобиля, немало. Остановимся на самых распространенных случаях:

    • . При приобретении подержанной машины покупатель может заказать экспертизу транспортного средства (ТС) с тем, чтобы понять, насколько выставленная на него цена соответствует качеству товара. Правда, к этой возможности прибегает далеко не каждый потребитель. Обычно автомобилисты ориентируются на среднюю рыночную цену и ограничиваются личным осмотром авто. Значительно чаще оценка при продаже автомобиля проводится в случаях, когда ТС выступает в качестве оплаты по какому-то счету. Например, при возмещении долга.
    • Вследствие . Производится для того, чтобы предъявить виновнику аварии объективную сумму возмещения материального вреда. Либо чтобы доказать страховой компании, что предложенное ею в адрес пострадавшей стороны денежное возмещение не соответствует реальному ущербу.
    • Оценка автомобиля для жилищного отдела. Выполняется обычно для того, чтобы доказать свою финансовую несостоятельность и получить статус нуждающегося в жилье, выдаваемого по социальным программам для малоимущих.
    • Раздел имущества вследствие расторжения брака.
    • Постановка/снятие машины с баланса компании.
    • Страхование имущества.
    • Оформление ТС в качестве залогового обеспечения для получения кредита. Очень часто такая необходимость возникает при финансировании банком покупки квартиры или другой недвижимости. Залог недешевого авто, цена которого была определена в ходе экспертизы, дает возможность получить большую сумму на более выгодных условиях.
    • Ретроспективная оценка автомобиля. Делается, например, тогда, когда невозможно оценить состояние транспорта на текущую дату. Если авто, допустим, было украдено или по причине противоправных действий другой стороны было безвозвратно утеряно. В этом случае анализ производится на дату, когда машина еще фактически находилась в пользовании собственника. Для этого применяются усредненные показатели технической оценки, свойственные данной категории транспорта, его марке и модели.
    • При оформлении дарственной или . В этом случае экспертиза проводится с целью расчета суммы государственной пошлины, которую новый владелец машины должен будет уплатить за проведение соответствующей юридической операции. Взнос в бюджет исчисляется в соответствии с установленными законом ставками. Например, при вступлении в права наследования - это 0,3% или 0,6% от рыночной стоимости ТС (варьируется от очереди наследования).
    • В зависимости от ситуации независимая экспертиза после покупки авто или до нее, а также при прочих юридических процедурах может проводиться по инициативе любой из заинтересованных сторон или суда (в случае возникновения правовых конфликтов) столько раз, сколько требуется.

      Оценка уязвимости

      Данная разновидность автоэкспертиз позволяет выявить несовершенства в технической защищенности машины от возможных противоправных действий в ее отношении со стороны третьих лиц. Процедура выполняется профильными организациями, имеющими разрешение на выполнение данного вида работ. А оплата за проведение анализа возлагается, как и всегда, на заказчика.

      Где и кем оценивается автомобиль

      Это может быть любая организация, сертифицированная на проведение данного вида деятельности. Заказчик экспертизы имеет полное право выбора исполнителя, на которое не могут влиять никакие третьи лица. Принципиально важно помнить об этом при разбирательствах, в частности, со страховыми компаниями, которые всегда стараются навязать сотрудничающего с ними эксперта. Только в случае самостоятельного выбора фирмы-исполнителя оценки вы можете рассчитывать на получение действительно объективной информации.

      Что касается самого оценщика, то администратор фирмы обычно сам передает заказ тому специалисту, который ведает соответствующим направлением работ. Однако и в этом случае клиент вправе самостоятельно сделать выбор в пользу нужного ему эксперта.

      Ввиду обилия предложений по автоэкспертизе рекомендуем сначала узнать у знакомых автомобилистов, где сделать независимую оценку стоимости автомобиля в вашем регионе. Либо можно посоветоваться по этому вопросу с водителями своего города на каком-нибудь местном форуме. Это позволит снизить риск встречи с малокомпетентными специалистами или даже мошенниками.

      Оценивать автомобили, как отмечалось выше, может любой человек, имеющий соответствующие навыки и квалификацию. Подробнее о том, что нужно, читайте в отдельной статье.

      Методы оценки

      В зависимости от того, для чего требуется провести экспертизу, специалисты могут использовать тот или иной метод:

      • Затратный. Применяется обычно в отношении новых автомобилей. Для этого проводится независимая оценка авто на предмет его физического износа и утраты товарной стоимости. С учетом этих минусов из фактической стоимости нового ТС такой же марки/модели вычитается соответствующая сумма. Полученная цифра и будет оценочной ценой машины.
      • Сравнительный. Учитывается средняя стоимость ТС данной марки и модели на рынке. А индивидуальные характеристики той машины, которая изучается, позволяют либо увеличить данную цифру, либо снизить.
      • Доходный. Автооценка автомобиля, принимающая во внимание потенциальный доход, который собственник может заработать при помощи своего железного коня. Например, если речь идет о машинах, использующиеся для грузовых и пассажирских перевозок.

      Легковое авто

      Перед тем как оценить авто, нужно будет выбрать исполнителя работ, подписать с ним договор и определиться с датой экспертизы и ее примерными сроками. Далее нужно:

      • Предоставить в оценочную фирму пакет документов. В каждой ситуации он будет свой, но в любом случае понадобятся паспорт владельца и техпаспорт машины, свидетельство о ее госрегистрации.
      • Если речь идет об экспертизе после дорожного происшествия, то нужно будет в письменной форме уведомить о сроке проведения оценки страховую и виновника аварии.
      • Предоставить машину эксперту (если требуется) или вызвать специалиста на дом.
      • Получить и проверить оценочный акт на его соответствие установленному законом образцу. И продублировать заключение для других сторон конфликта (если нужно).

      Грузовое авто

      Что касается того, как провести оценку грузового автомобиля, то здесь процедура идентична анализу легкового транспорта, поэтому заново перечислять пункты мы не будем.

      Заключение также должно быть оформлено по всем правилам: с пронумерованными и сшитыми между собой страницами, юридической печатью оценочной компании и подписями ответственных за экспертизу лиц.

      Можно ли получить оценку без осмотра

      В подавляющем большинстве случаев компания-исполнитель потребует от вас предоставление машины для очного осмотра специалистом. Но иногда закон разрешает ограничиться подачей документов на ТС и информированием оценщика .

      Так, оценка рыночной стоимости автомобиля без осмотра возможна при оформлении дарственной на машину, при вступлении в права наследования на нее. Однако если вам понадобится максимально развернутый и точный анализ, то показывать ТС все же придется.

      Стоимость оценки

      В плане стоимости оценка транспортных средств будет зависеть от следующих факторов:

      • Типа задачи, для решения которой изучается машина.
      • Степени сложности и масштабности работы.
      • Сроков. Работа может быть сделана как в день обращения, так и в течение 3-7 рабочих дней.
      • Ценовой политики оценочной компании.
      • Региона, населенного пункта, где будет производиться данная процедура.

      Поэтому точно сказать, сколько стоит оценка автомобиля, просто невозможно. Так, например, цена на оценку для вступления в права наследования составляет от 1-2 тыс. рублей и выше. А вот в случае автоэкспертизы после ДТП изучение технического состояния лишь одного элемента при условии незначительных повреждений может стоить 2,5-3 тыс. рублей. Причем для грузовых авто эта цена автоматически поднимется на 25-35%. Отдельной статьей расходов будет вызов эксперта на дом - от 500-800 рублей до 3 тыс. рублей и выше.

      Поэтому цену на экспертную оценку стоимости авто всегда нужно уточнять заранее. Честная и солидная фирма обязательно сообщит вам хотя бы примерный диапазон финансовых затрат для вашего случая.

      Оценка автомобиля: Видео

    После ДТП водителю предстоит обратиться в страховую компанию для получения компенсации или направления на ремонт автомобиля. Процедура не сложная, но трудоемкая и требует временных затрат.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    И перед обращением к страховщику необходимо изучить правила восстановления автомобиля по после дорожного происшествия.

    От чего зависит стоимость

    Стоимость ремонта зависит от полученных повреждений в результате ДТП. Чтобы определить сумму ущерба, проводится оценка одним из способов:

    1. Самостоятельно. Водитель может визуально оценить ущерб, без вызова сотрудников ГАИ. Для этого составляется Европротокол, по которому максимально от страховой компании можно получить компенсацию в 50 000 рублей . Важно учитывать, что в документах нельзя допускать ошибки, которые могут стать причиной отказа от выплаты.
    2. Экспертами. Согласно последним изменениям в , проводить оценку ущерба нужно у эксперта, назначенного страховщиком. В случае судебного разбирательства проводится независимая экспертиза в сторонних организациях.

    Европротоколом водители пользуются редко по причине сложности оформления документов. Малейшие ошибки приведут к отказу страховщика от выдачи направления на ремонт автомобиля.

    Доказывать свое право придется в судебном порядке, но данный способ имеет существенные недостатки:

    • длительное разбирательство, включающее составление искового заявления, подбор доказательств, проведение экспертизы и т.д. Судебные тяжбы могут продлиться несколько месяцев;
    • необходимо оплатить расходы на составление иска, проведение экспертизы;
    • разбирательство не всегда заканчивается в пользу истца или страховщика обязывают выплатить сумму меньше, чем фактически нанесено ущерба автомобилю.

    Учитывая недостатки Европротокола, водители отдают предпочтение классическому варианту, состоящему из оформления места происшествия сотрудниками дорожной полиции.

    В этом случае оценка ущерба проводится профессиональными экспертами, работающими со страховой компанией.

    И чтобы узнать стоимость ремонта, потребуется подать заявление в течение 5 дней с момента аварии и предоставить необходимые документы. В них входит акт осмотра автомобиля на месте ДТП.

    Этот документ содержит важную информацию:

    • сведения об осмотре пострадавшего автомобиля и данные собственника;
    • основания для проведения независимой экспертизы (дорожное происшествие в виде столкновения двух или более автомобилей);
    • подробное описание места происшествия;
    • сведения о полученных повреждениях, которые визуализируются на момент осмотра (к ним относятся вмятины, сколы, царапины);
    • информация о возможных скрытых повреждениях автомобиля (должно быть указано, в какой части ТС могут быть получены внутренние повреждения);
    • данные о внешних факторах, позволивших определить причину ДТП и виновную сторону;
    • подписи сторон о согласии с указанной информации и ФИО сотрудника, оформившего документ.

    К акту осмотра обязательно прикладываются фотографии с места происшествия, на которых визуализируются:

    • номерные знаки автомобилей, участвующих в ДТП;
    • общий план повреждений;
    • каждое повреждение крупным планом.

    Учитывая специфику работу страховых компаний и правила получения , на стоимость ремонта влияют факторы:

    • количество и вид полученных повреждений;
    • отсутствие ошибок в документах;
    • полнота информации в акте осмотра;
    • качество информации с места ДТП.

    Многое зависит и от добросовестности страховщика. Нежелание производить выплату приводит к длительным судебным тяжбам и уменьшению размера компенсации.

    Страховщик может взимать комиссию за банковский перевод, проведение платежа и другие мнимые услуги.

    Страхователь должен знать, что по правилам ОСАГО, страховая компания обязана возместить полностью все расходы, связанные с восстановлением автомобиля после ДТП. Оплачивать из своего кармана ничего не нужно!

    Кто проводит оценку стоимости ремонта автомобиля после ДТП

    Стоимость ремонта автомобиля рассчитывается после проведения оценки повреждений.

    Как было сказано ранее, она осуществляется тремя способами:

    • самостоятельно;
    • экспертами страховой компании;
    • независимыми экспертами.

    Самостоятельная оценка ущерба возможна при незначительных повреждениях на общую сумму до 50 000 тысяч .

    В этом случае основанием для получения компенсации или направления на ремонт от страховой компании является .

    Второй способ оценки ущерба – обращение к экспертам, сотрудничающим со страховой компанией. Как правило, услуга бесплатная, но имеет повышенный риск получения неверных расчетов.

    Страховщикам невыгодно оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому часто размер ущерба сильно занижен. Доказать обратное можно только в судебном порядке.

    Но писать исковое заявление стоит только в том случае, если страхователь уверен в неправильно сделанных расчетах, чтобы не понести расходы на ведение судебного дела.

    Водителям бывает сложно доказать, что у автомобиля имеются скрытые повреждения. Оценщики упускают данный момент, указывая в акте только видимые царапины и вмятины.

    Страхователю нужно лично проконтролировать данный процесс, опираясь на составленный после ДТП документ об осмотре транспортного средства.

    Если водитель не согласен с назначенной суммой, потребуется обратиться в суд, который назначит проведение дополнительной экспертизы.

    Водителю выгоднее обратиться к независимому эксперту, заплатив за его услуги. Это позволит получить актуальные сведения о стоимости ремонта. Но данная возможность предоставляется не всегда.

    Согласно правилам ОСАГО, экспертиза может быть проведена только по направлению страховщика.

    И если страховая компания дает разрешение на обращение в стороннюю организацию, то водитель может направить свой автомобиль к профессиональному эксперту.

    Цены на услуги оценщиков

    Стоимость услуг оценщиков зависит от нескольких факторов:

    • тип транспортного средства;
    • количество нанесенных повреждений;
    • регион нахождения;
    • наличие дополнительных услуг.

    Расходы на оплату услуг оценщица несет водитель. Но если экспертиза проводится по требованию суд по причине занижения страховщиком размера компенсации, то затраченные средства будут возмещены страховой компанией.

    Если же независимая экспертиза выдает аналогичный результат, компенсировать расходы страховщик не обязан.

    Рассмотрим примерную стоимость услуг оценочной компании, в зависимости от типа транспортного средства:

    Тип транспортного средства Легкий ущерб (до 60 тысяч рублей) Средний ущерб (до 150 тысяч рублей) Тяжелый ущерб (более 150 тысяч рублей)
    Легковой автомобиль 3 000 руб. 4 500 руб. 5 500 руб.
    Грузовой автомобиль 5 000 руб. 7 000 руб. 12 000 руб.
    Внедорожники 5 000 руб. 6 000 руб. 11 000 руб.
    Микроавтобусы 4 000 руб. 5 500 руб. 10 000 руб.

    Указанная стоимость примерная. Точная цена на услуги рассчитывается индивидуально, после обращения в оценочную компанию.

    Для этого потребуется представить автомобиль к предварительному осмотру, чтобы визуально оценить предстоящую работу и озвучить стоимость услуги.

    Стоит учитывать, что оценщики несут ответственность перед законом за достоверность предоставленных сведений. По этой причине они не берут взятки для завышения размера ущерба.

    Если в ходе судебного разбирательства будет выявлено нарушение данного типа, водителю и оценочной компании придется понести уголовную ответственность.

    Страховая компания вправе обратиться в суд, если обозначенная сумма ущерба кажется завышенной. Для определения реального размера убытков будет проведена еще одна экспертиза, на основании которой и будут сделаны выводы.

    Когда начинать

    Многие автовладельцы стараются как можно быстрее после ДТП отремонтировать свой автомобиль.

    Но делать этого нельзя: сначала проводится оценка повреждений и расчет суммы ущерба. Только так можно получить выплату от страховой компании.

    Нередко автовладельцы проводят сначала ремонт, а затем предъявляют выставленный счет страховой компании. Такие действия выгодны только в плане времени: автомобиль быстрее оказывается на ходу.

    Но страховая компания вправе отказать страхователю в компенсации затраченных средств, поскольку невозможно адекватно оценить размер причиненного в аварии ущерба.

    Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО проводится после выполнения ряда действий:

    1. Оформление требуемых документов.
    2. Обращение в страховую компанию.
    3. Оценка ущерба.

    На все перечисленные действия уходит несколько недель, а иногда – и месяцев. Но ради получения компенсации в полном объеме придется потратить указанный временной промежуток.

    Восстановление автомобиля начинается после согласования обозначенной суммой компенсации и стоимости ремонтных работ.

    Если страхователь согласен с условиями страховщика, ему выдается направление на СТО или выплачивается компенсация.

    В случаях, когда автовладельца не устраивает озвученная сумма, он может обратиться в суд для обжалования решения.

    Если страхователем сделан выбор в пользу получения денежной компенсации, то также потребуется дождаться проведения экспертизы.

    Сам процесс выдачи денег состоит из нескольких этапов:

    1. Уведомление страховой компании о наступлении страхового случая. Сделать это необходимо сразу, после вызова сотрудников дорожной полиции и оказания медицинской помощи пострадавшим людям.
    2. Обращение в страховую компанию. Требуется соблюсти срок – 5 дней. Если страхователь по уважительной причине не может посетить офис страховщика, сделать это может один из родственников при условии предоставления медицинской справки.
    3. Назначение экспертизы. На ней должен присутствовать автовладелец и виновник ДТП. После проведения экспертизы озвучивается сумма ущерба и ремонта. Если страхователь согласен с размером компенсации, подписываются все необходимые документы.
    4. Получение денежных средств в течение 20 дней с момента выдачи решения. Компенсация переводится на банковскую карту или счет по указанным реквизитам.

    Что лучше после аварии, деньги или ремонт

    Выбирая между получением компенсации деньгами и согласием на ремонт, следует учитывать правила страхования. Многие страховщики не предоставляют выбора, выдавая после оценки направление на станцию технического обслуживания.

    Если же есть возможность отдать предпочтение одному из двух вариантов, следует рассмотреть особенности обоих способов восстановления автомобиля.

    Ремонт автомобиля по направлению страховой компании имеет нюансы:

    1. У страхователя отсутствует возможность выбора СТО. Автомобиль придется направить в мастерскую, с которой сотрудничает страховщик. А это не всегда удобно в плане отдаленности организации от дома, ее репутации и других параметров, на которое обычно обращает внимание водитель при выборе СТО.
    2. Страхователю придется оставить автомобиль на станции, не контролируя процесс восстановления машины. А это грозит некачественным ремонтом и пропуском скрытых повреждений.
    3. После проведения некачественного ремонта некому предъявить требование об исправлении недочетов. В страховой компании говорят, чтобы обращались на СТО. В мастерской утверждают, что сделали все на ту сумму, которая была перечислена от страховой компании.
    4. Ремонт оплачивается с учетом износа деталей, доплачивать придется за свой счет.
    5. На выдачу направления в мастерскую и ремонт автомобиля уходит немало времени. Страхователю иногда приходится ждать несколько месяцев. В лучшем случае, автомобиль на ходу и на нем можно осуществлять передвижения.

    А если машина в ДТП сильно пострадала и не подлежит эксплуатации без ремонта, придется несколько недель обходиться другими средствами передвижения.

    Получая на руки деньги, автовладелец может самостоятельно выбрать мастерскую и принять решение о необходимости ремонта. В некоторых случаях проводить восстановление машины бессмысленно, быстрее и выгоднее приобрести новый транспорт.

    Самостоятельный выбор автомастерской позволяет сэкономить денежные средства, подобрав организацию, где услуги предоставляются по низким ценам.

    А при некачественно проведенном ремонте есть с кого требовать возмещение ущерба или повторное проведение работ.

    Но получение денежной компенсации актуально не всегда. В некоторых случаях денег не хватает на восстановление автомобиля, и приходиться доплачивать из личных средств.

    Страховая компания обязана полностью покрыть все расходы, связанные с ремонтом машины после ДТП.

    Но страхователю необходимо самостоятельно решать: воспользоваться предложением страховой компании или забрать компенсацию для дальнейшего ремонта автомобиля.

    Следует учитывать, что страховщики неохотно соглашаются на выплату денег, поэтому придется долго ждать поступления средств на свой счет.

    Как обезопасить себя от обмана

    Восстановление автомобиля после ДТП – долгий и трудоемкий процесс, требующий предельного внимания.

    Нельзя всецело доверять страховой компании и СТО, куда было получено направление по ОСАГО. Часто ремонт проводится некачественно, могут появиться новые повреждения.

    Чтобы избежать этого, следует придерживаться нескольких правил:

    • если есть выбор автомастерских, выбирать следует организацию с хорошими отзывами и репутацией;
    • передавая автомобиль, должен быть составлен акт приема-передачи ТС, в котором указываются все имеющиеся повреждения;
    • с автомастерской составляется договор, в котором указывается перечень запланированных работ со стоимостью услуги;
    • после окончания ремонта обязательно проверить качество работ, свериться с договором.

    Если страхователь недоволен качеством проведенных работ, он может написать жалобу и не подписывать акт приема автомобиля.

    Решать вопросы о сделанном ремонте следует на месте, в дальнейшем исправлять недочеты придется за свой счет.

    Автомобили сегодня являются самым распространенным и востребованным движимым имуществом, являются не только предметом спроса у покупателей, но и часто являются средством залога, к примеру, при получении банковского кредита, либо причиной споров родственников при разделе наследства. Суть операции, проводимой с автомобилем не важна, поскольку любая сделка, проводимая с ним, потребует определения реальной его стоимости на рынке. Процедура экспертизы учитывает буквально каждый нюанс автомобиля - от даты его выпуска до условий эксплуатации и участия в дорожно-транспортных происшествиях.

    На сегодняшний день, оценка стоимости автомобиля относится к вполне самостоятельному классу оценочных услуг, поскольку в ее проведении принимают участие специалисты не только с юридическими и экономическими знаниями хорошего уровня, но и отличными техническими познаниями. Поскольку для адекватной оценки стоимости любого авто требуются глубокие знания конструктивных особенностей каждого оцениваемого автомобиля.

    Когда может потребоваться оценка рыночной стоимости авто

    Оценивать транспортное средство потребуется практически при любой сделке с ним. Исключение может составить лишь сделка купли-продажи, которую заключают частные лица между собой. Независимая экспертизы специалистами потребуется в следующих случаях:

    • судебные разбирательства;
    • имущественные споры любого характера, в т. ч. с участием судебных органов;
    • оценка транспортного средства перед его добровольным страхованием;
    • для сделок купли-продажи, которые требуют нотариального заверения;
    • разделение предприятий разной формы собственности, имеющие собственный автопарк;
    • оценка перед утилизацией транспортного средства;
    • ликвидация предприятий;
    • смена предприятием формы собственности;
    • оценка для налоговых органов;
    • осуществление таможенного контроля;
    • предоставление автомобиля в залог;
    • после ДТП, а также для решения о взыскании причиненного ущерба.

    Что может повлиять на конечную стоимость автомобиля

    Оценка рыночной стоимости автомобиля, вне зависимости от существующей мотивации его владельца всегда является предельно объективной, выражающей не его первоначальную, а действительную (рыночную) стоимость, по которой он может быть реализован в настоящий момент. При этом, расчет его цены может быть осуществлен не только на конкретный момент, но и на определенное время вперед (если продажа оцениваемого авто произойдет не сейчас). Эксперты, оценивающие транспортное средство отталкиваются от технической и функциональной стороны автомобиля, на основании которых и выдается экспертное заключение.

    Подавляющее количество транспорта, которому требуется экспертизы относится ко вторичному рынку. Соответственно все они в различной степени изношены, чему способствую многообразные внешние причины - погода, состояние дорог, стиль вождения, качество и интенсивность ухода и т. д. Все это приводит к физическому износу автомобиля и, соответственно, его обесцениванию.

    Но физический износ далеко не единственная причина снижения стоимости автомобиля. Немалую часть первоначальной цены «съедает» моральная сторона вопроса. Бурное развитие науки и техники приводят к тому, что еще «вчера» современный автомобиль сегодня не соответствует современным представлениям комфорта и безопасности.

    Очередным моментом, провоцирующим обесценивание автомобиля, считается экономическое обесценивание (курс валют, процессы инфляции, состояние мировой экономики и даже экологии). Поэтому работу эксперта легкой никак не назовешь. Ведь кроме вышеперечисленных факторов, при определении реальной стоимости транспортного средства, ему, приходится учитывать и крайне противоречивые интересы текущего и будущего собственника. О некоторых тонкостях экспертизы после ДТП можно узнать из видеоролика:

    Что необходимо подготовить для проведения оценки

    Оценка рыночной стоимости автомобиля для продажи или другой процедуры невозможна без документов и полной информации о транспортном средстве. Перечень бумаг, которые придется подготовить владельцу транспортного средства для проведения оценки своей собственности выглядит следующим образом:

    • технический паспорт;
    • паспорт (для физ.лиц);
    • для юридических лиц будет необходимо свидетельство о госрегистрации, устав, паспорт того лица, которое уполномочено заказать экспертизу;
    • при наследовании транспортного средства потребуется свидетельство о смерти бывшего владельца;
    • если автомобиль подлежит оценке после аварии, то справка из ГИБДД.

    Следует быть готовым предоставить информацию об условиях эксплуатации автомобиля, насколько часто и качественно проводилось его техническое обслуживание, отмечались ли ремонты, а также информацию о наличии на момент оценки дефектов. Обратите внимание, что экспертиза, по большей части, проводятся людьми не только с соответствующим образованием, но и огромным опытом. Поэтому практически все попытки повернуть ситуацию при оценке автомобиля в свою пользу заранее обречены на провал.

    Внимание! Данный перечень носит общий характер, и вполне может измениться в соответствии с конкретными причинами проведения независимой оценки транспортного средства.

    Порядок проведения оценки автомобиля

    Порядок и стоимость оценки автомобиля для продажи/после ДТП/при наследовании и иных случаях, за исключением некоторых нюансов и формальностей, одинаков.


    Существует ли возможность самостоятельно оценить автомобиль

    Очень многие, не желая оплачивать услуги профессионалов, во что бы ты ни стало стремятся провести экспертизу автомобиля самостоятельно, и даже скачивают из всемирной паутины образец акта оценки стоимости автомобиля. Следует сразу оговориться, что такая возможность действительно существует, но такой метод подойдет лишь для продажи собственного (или покупки чужого) автомобиля.

    Ни после ДТП, ни при наследовании и иных ситуациях, такая оценка не будет иметь абсолютно никакой юридической силы. Так, оценка стоимости автомобиля с пробегом можно провести онлайн и бесплатно, но этот метод совершенно неприемлем для юридического лица, которое собирается списать часть собственного автопарка и утилизировать его.

    Деятельность оценочных компаний строго регламентируется федеральным законодательством и стандартами оценки. Все они состоят в СРО и имеют соответствующее (подтвержденное) образование. Поэтому любой суд признает полную легитимность отчетов, составленных такими организациями оценки (ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ).

    • В сентябре 2014 г. Центробанком была утверждена новая единая методика расчетов по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля, если возник ущерб при ДТП. Эта методика представляет собой единый для всей России способ расчета ущерба при автомобильной аварии. А с декабря 2014 г. новая методика уже начала применяться автоэкспертами. Что же изменилось при расчете ущерба от аварии?

    Стоимость ремонта поврежденного автомобиля после ДТП

    Все автолюбители, более или менее, имеют представление о том, как возмещаются страховой компанией расходы на ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, по договору ОСАГО. В соответствии с действовавшим до недавнего времени Законодательством, стоимость ремонта поврежденного автомобиля рассчитывалась исходя из средних по региону цен на работы и запчасти. Однако из этого правила были и свои исключения.

    Например, если транспортное средство находилось на гарантии. В этом случае, достаточно было представить независимому эксперту подтверждение того, что действует гарантия на автомобиль (например, гарантийная книжка с отметками о прохождении технического обслуживания, гарантийный талон и т.п.), и тогда стоимость ремонта рассчитывалась уже исходя из цен официального дилера. Далее, в таких случаях, страховая компания либо добровольно выплачивала определенную независимым экспертом сумму, либо по решению суда эта сумма с нее взыскивалась.

    Затраты на ремонт автомобиля

    Другим исключением стали фактически понесенные затраты на ремонт автомобиля. Тут было интереснее. Бывает так, что, хотя гарантия на автомобиль уже закончилась, но ремонтировать автомобиль владелец хочет только у официального дилера. Не секрет, что там цены, чаще всего, выше среднего по региону. Однако, хозяин – барин, захотел – отремонтировал. В таких случаях вставал вопрос о взыскании ущерба со страховой компании.

    Такая практика окончательно сложилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а все что свыше к виновнику ДТП.

    Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, определенная по Единой методике, с учетом износа.

    Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб должен быть определен только по Единой Методике.

    Достаточно ли расчета официального дилера для взыскания ущерба?

    Если ущерб взыскивается со страховой компании, то стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. ). Расчет официального дилера при взыскании ущерба со страховой компании не будет принят судом.

    Если же ущерб взыскивается с виновника ДТП, то есть с физического лица, то стоимость восстановительного ремонта определяется с учетом износа, который может рассчитать только дипломированный эксперт-техник, дилер же такой расчет составить не может.

    Кроме того, необходимо документальное подтверждение (сервисная книжка с отметками о прохождении ТО, информация о сроках гарантии), что машина находится на гарантии, и расчет именно поэтому произведен по ценам официального дилера. Поэтому одного расчета официального дилера для взыскания ущерба недостаточно.

    Правила определения характера восстановительного ремонта по ОСАГО

    Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на запасные части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов которые находятся на сайте РСА .

    Их можно попробовать примерно рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводской номер зап.части, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

    Износ транспортного средства по Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

    Методика устанавливает две формулы для расчета износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Единой Методике.

    Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например. Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя.

    Всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

    Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Кризис сказался и на страховых компаниях, так что размер ущерба начали занижать даже те, кто раньше этого не делал.

    Что такое суммарная стоимость ремонта?

    В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, поврежден автомобиль) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

    Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте. При этом износ не может превышать 50 % стоимости комплектующих.

    Размер расходов также определяется в порядке, установленном Банком России, а именно по утвержденной ЦБ РФ Единой Методике. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА ).

    Стоимость ремонта суммарная и размер страховой выплаты по ОСАГО немного отличаются между собой. Стоимость ремонта суммарная подразумевает стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие.

    Размер же страховой выплаты по ОСАГО может кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

    Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят ее расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

    УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля.

    Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Эта дата указана в ПТС автомобиля.

    Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании редко выплачивают величину УТС добровольно. Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

    Порядок расчета ущерба при ДТП

    Порядок расчета ущерба при ДТП может отличаться в зависимости от того, есть ли полис ОСАГО у виновника ДТП, или же нет. При этом абсолютно нет разницы, причинен ли вред имуществу организации, или имуществу физического лица.

    • Если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то тут все достаточно просто и однозначно.

      По всем ДТП, которые произошли после 17 октября 2014 г., ущерб по ОСАГО определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. ).

      В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, автомобиля) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

      Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запасные части, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА .

      Их можно попробовать рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводские номера зап.частей, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

      Информация по ценам на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов обновляется на сайте РСА раз в полгода. Поскольку цены на зап.части сильно зависят от курса доллара и евро, то с учетом экономической ситуации они могут сильно отличаться от среднерыночных, для какого-то региона сильнее, для какого-то меньше.

      Износ транспортного средства согласно Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

      Методика устанавливает две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Методике.

      Дополнительные коэффициенты, которые уменьшают общую сумму выплаты, учитывают также общее состояние авто - дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и др.

      Бывают случаи, при которых ремонт поврежденного автомобиля невозможен либо стоимость ремонта поврежденного автомобиля равна стоимости самого автомобиля на дату наступления ДТП или даже превышает его стоимость (с учетом износа, т.е. если на 2016 г. автомобилю уже 4 года, то и берется стоимость автомобиля с аналогичным пробегом 2012 года выпуска).

      Тогда величина выплаты от страховой компании по ОСАГО определяется следующим образом: стоимость автомобиля пострадавшего в результате ДТП минус стоимость годных остатков автомобиля на дату ДТП.

      Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например.

      Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом, если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя.

      Теперь всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

      У Методики есть и иные недоработки, например, некоторые повреждения автомобиля, вроде перекоса кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А такое оборудование и специальные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах.

      В связи с этим страховой выплаты в большинстве случаев не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими (узлами, деталями). Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%.

      В основном это касается автомобилей иностранного производства ценового сегмента свыше 1,5 млн.руб. В отношении отечественных автомобилей и недорогих иномарок выплаты зачастую достаточно для проведения ремонта, с использованием новых зап.частей.

      Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Сейчас размер ущерба начали занижать даже те страховые компании, кто раньше этого не делал.

      Размер страховой выплаты по ОСАГО может, кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

      УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. В результате ДТП происходит реальное снижение товарной (потребительской) стоимости автомобиля, и это реальная величина, которая подлежит возмещению.

      Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

      УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля. Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35%, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет.

      Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

      Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании нечасто выплачивают величину УТС добровольно.

      Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

    • Если же у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то тут сложнее.

      В Свердловской области суды полагают, что при определении размера ущерба, подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда, начиная с 17 октября 2014 стоимость ремонта определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Центральным банком Российской Федерации 19 сентября 2014 года № 432-П.

      Такая практика полностью оформилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а остальное к виновнику ДТП.

      Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, с учетом износа.

      Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб определяется только по Единой Методике.

      Ну и конечно, при предъявлении требований к виновнику ДТП владелец поврежденного автомобиля также может рассчитывать на выплату суммы УТС.

    Стоимость ремонтных работ по ОСАГО

    До последних изменений в Законе об ОСАГО, можно было рассчитывать стоимость ремонта по среднерыночным ценам, по фактически понесенным на ремонт автомобиля затратам или по ценам официального дилера, если машина на гарантии.

    С начала 2016 года, суды требуют только расчет по ценам, которые предусмотрены Единой Методикой и указаны на сайте РСА, и никак иначе. Иную точку зрения в суде отстоять не удастся, не действуют даже апелляции к тому факту, что невозможно отремонтировать машину по ценам, которые рассчитаны по Методике. Поэтому нет смысла рассчитывать размер ущерба по ОСАГО иначе, нежели как по Методике.

    Расчет стоимости ремонта по КАСКО: средние цены, судебная практика

    По состоянию на начало 2016 года ситуация складывается следующим образом. Как правило, при заключении договора КАСКО в отношении автомобиля, выбирается такой вариант выплаты страхового возмещения как ремонт на СТОА (автосервис) по выбору Страховщика или ремонта на СТОА по выбору Страхователя. То есть при этом выплата деньгами на счет Страхователя не производится, все расчеты проходят между страховой компанией и СТОА.

    Однако бывают ситуации, когда страховая компания необоснованно затягивает оплату ремонта поврежденного автомобиля в пользу СТОА, беспричинно не согласовывает ремонт каких-то деталей и отказывается его оплачивать и т.д. В таком случае Страхователь имеет право оценить размер причиненного ущерба, заказав независимую экспертизу, предложить страховой компании произвести оплату по независимой экспертизе, а если страховая компания откажет в выплате, тогда обратиться в суд.

    Как же при этом должен быть рассчитан ущерб? По ОСАГО все просто – есть Единая Методика, по ней и нужно рассчитывать стоимость ремонта. По КАСКО Законом не установлены конкретные правила расчета стоимости ремонта. В Правилах КАСКО может быть оговорка, что если уж размер выплаты рассчитывается деньгами, то рассчитывается по средним ценам в регионе.

    В этом случае если расчет по средним ценам предъявлен страховой компании для оплаты, то и суд взыщет со страховой компании оплату стоимости ремонта именно по средним ценам в регионе. Но оплата деньгами будет взыскана, только если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

    Также стоимость ремонта по КАСКО может быть рассчитана и по ценам официального дилера, если автомобиль на гарантии и это подтверждено документами (сервисная книжка и пр.), и также по фактически понесенным затратам на ремонт автомобиля. Но, как и в предыдущем случае, оплата деньгами будет взыскана только в том случае, если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

    Если же человек просто решил не ремонтировать автомобиль по полису КАСКО, а получить выплату деньгами, то, скорее всего, суд откажет в таком иске. Тут судебная практика исходит из того, что если по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта, то пострадавший и должен получить выплату путем организации и оплаты ремонта, а если он хотел выплату деньгами, то так и должно быть написано в его полисе КАСКО – выплата страхового возмещения путем выплаты денежных средств.

    Так как каждый человек сам выбирает, какой именно договор КАСКО ему заключить, то при заключении он и выбирает, что ему нужно – ремонта поврежденного автомобиля или выплата деньгами. После заключения договора КАСКО, он уже не может делать такой выбор.

    Также, если будет установлено, что пострадавший, у которого по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта на СТОА, в страховую компанию не обращался, организовать ему ремонт не просил, а сразу сделал независимую экспертизу и обратился в страховую компанию с требованием выплатить ему деньги по этой экспертизе, то суд ему в таком иске откажет.

    Входит ли в ущерб при ДТП стоимость венков?

    В результате ДТП вред может быть причинен не только имуществу пострадавшего (повреждение автомобиля), но и его здоровью. В худшем случае пострадавший в результате ДТП погибает. Право на выплату от страховой компании по ОСАГО имеют лишь те, кто не является виновником ДТП, то есть пострадавшие. Важно: пострадавший мог находиться также и пассажиром в автомобиле виновника ДТП. Все равно он пострадал именно от того, что виновник совершил ДТП, а значит, такой пассажир также будет являться пострадавшим.

    На что же могут рассчитывать родственники или иные лица, организовавшие похороны пострадавшего, который погиб в результате ДТП?

    По Закону Об ОСАГО, размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет максимум 475 тысяч рублей (если пострадавший в ДТП погиб) — лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода, и не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.

    Т.е. если пострадавшего в ДТП похоронил посторонний человек, то он имеет право только на максимум 25 000 рублей компенсации расходов на погребение, а если это сделал близкий родственник, то ему полагаются как компенсация расходов на погребение, так и выплата за причинение вреда жизни – 475 000 рублей.

    Лица, понесшие необходимые расходы на погребение погибшего, при предъявлении требования о возмещении вреда представляют копию свидетельства о смерти и документы, подтверждающие произведенные расходы на погребение.

    Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» определяет погребение как определенные обрядовые действия по захоронению умершего в соответствии с традициями и обычаями страны.

    В Российской Федерации обрядовые действия при достойных похоронах подразумевают под собой следующее: приобретение гроба, транспортировка гроба к месту похорон, транспортировка лиц, желающих участвовать в захоронении, рытье могилы, установка надгробия, столика, скамеек и ограды, покупка и возложение венков на могилу, поминальный обед.

    Как правило, страховая компания не отказывается оплатить расходы на погребение, но величина этих расходов почти всегда превышает 25 000 руб., и тогда сумму расходов на погребении сверх этих 25 000 руб. взыскивают с виновника ДТП.

    Таким образом, расходы на приобретение венков должны быть возмещены страховой компанией, если общая сумма расходов на погребение составила не более 25 000 руб., а если более – то виновником ДТП.

    Компания «Прецедент» активно участвует по данному вопросу, ежедневно прилагает максимум усилий для получения автовладельцами всех денежных средств, необходимых для ремонта своих автомобилей.