Введение

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

3. Права и обязанности лица, признанного беженцем

4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца

Заключение

Использованная литература

Введение

Мигрант - такой же человек, как все россияне и, следовательно, на него распространяются положения Конституции РФ и других законов страны. Однако, некоторые из правовых актов непосредственно посвящены вынужденным мигрантам.

Разделение мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев происходит прежде всего по принципу гражданства: вынужденный переселенец - это гражданин России, а беженец - нет.

Замысел законодателей состоял в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов - граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в Россию соотечественники быстро и легко примут российское гражданство, что даст им право получить статус вынужденного переселенца. Мигранты же из дальних стран, не имея российского гражданства, смогут претендовать только на статус беженца.

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец - гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев - нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам - нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев - учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.

Содействие переселенцам является способом решения проблем с демографической ситуацией и воссоединением семей в стране. Владеющие языком, воспитанные в культуре и не желающие терять связь с родиной, они быстрее всех адаптируются на новом месте и вливаются в общество.

Кто это такие

Переселенцами считаются граждане, которые меняют место проживания с разрешения государства, а не только по собственному желанию. Например, причинами для миграции могут быть невозможность проживания на старом месте из-за тяжелых погодных условий, затопления населенных пунктов, масштабного строительства и т.д.
Человек может быть признан вынужденным переселенцем, если он покинул место проживания против его воли, например из-за наличия опасности его жизни по причинам расовой или национальной принадлежности.

Другими основаниями для вынужденного переселения являются язык, принадлежность к определенной социальной группе и политические убеждения.

В России существуют специальные программы и соглашения между государством и переселенцами с целью освоения малонаселенных территорий, заселения новостроек и возвращения граждан на родину. Соглашение подтверждается договорами, свидетельствами и актами.

В некоторых случаях предусматривается возвращение иностранцев на прошлое место проживания, если был нарушен договор.
На государство, организации и предприятия, которые работают с переселенцами, возлагаются обязательства обеспечить их работой, жильем и другими средствами для нормальной жизни.

Что нужно, чтобы переселиться в Россию

Самый простой способ переезда в Россию - участие в Госпрограмме по переселению. На это могут рассчитывать граждане, которые:
  • имеют русские корни, знают историю, традицию и устои России;
  • этнические русские, которые покинули страну по разным причинам и стали гражданами других стран;
  • бывшие граждане СССР, их дети;
  • эмигранты, отказавшиеся от российского паспорта и желающие снова получить его.
Проверяется возможность претендента говорить и писать по-русски. Кроме вышеперечисленных условий, переселенец должен соответствовать следующим условиям: Чтобы стать участником программы, претендент заполняет заявление и подготавливает документы. В 2013 году правительство РФ сменило категории регионов для переселения. Вместо используемых раньше трех типов территорий были озвучены приоритетные регионы для вселения.
Когда переселенцы выбирают переехать в приоритетный регион, они получают наибольшую помощь от государства, местные структуры власти заботятся о месте проживания и трудоустройстве гражданина.

К таким регионам относятся Бурятия, Камчатский, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область, Иркутская, Амурская, Сахалинская и Магаданская области.

Правительство РФ установило правила переселения, а также пособия и льготы, которые регионы обязаны выплачивать по прибытию мигрантов. Например, в 2013 году были введены «Подъемные» - финансовая поддержка в первые 6 месяцев после переселения, в некоторых регионах сумма достигает 240 тыс. руб.

Порядок действий

Чтобы переехать, гражданин обязан совершить 6 действий:
  1. Зарегистрироваться в качестве участника. Происходит в консульстве РФ в родной стране заявителя. Вместе с претендентом заявление заполняют родственники, переезжающие вместе с ним. На рассмотрение заявления уходит около месяца, после чего претендент получает свидетельство участника программы.
  2. Переезд в выбранный регион.
  3. Регистрация по месту пребывания в России.
  4. Получение РВП. Можно получить документ на территории родной страны участника программы и въехать по нему. РВП выдается в упрощенном порядке за несколько месяцев и наделяет гражданина множеством прав, например, на получение бесплатных медицинских услуг, трудоустройство и предоставление места в образовательном учреждении для ребенка.
  5. Регистрация с РВП по месту жительства в России. Этот шаг обязателен для получения гражданства страны. Регистрация необходима для всех переселенцев, так как они обязаны жить по РВП в выбранном регионе.
  6. Сбор документов на гражданство России. Переселенцы получают паспорт в упрощенном порядке, им не требуется ВНЖ. Достаточно предъявить РВП и справку о регистрации по месту проживания. Некоторые расходы принимает на себя государство.
Если участник программы или кто-то из его родственников нарушает договор, их статус аннулируется, они обязаны вернуться на прошлое место проживания и возместить государству полученные пособия и льготы.

Получение статуса

Чтобы получить статус переселенца, претендент должен подойти в консульство и представить следующие документы:
  • паспорт и копию, перевод на русский;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • ВНЖ для переселенцев из визовых стран;
  • миграционную карту для других граждан;
  • фотографии;
  • любые бумаги, подтверждающие основания для участия.
Если с родителем переезжает несовершеннолетний ребенок от 14 до 18 лет, требуется его письменное разрешение на переезд. За детей младше 14 лет документы заполняют родители.
После этого заявление и документы уходят на рассмотрение в миграционную службу. Если вопрос решается в сторону заявителя, он получает статус участника программы и должен начать переселение.
Обязательно в заявлении указать всех членов семьи, которые переезжают вместе с ним. Свидетельство участника действует 3 года, затем гражданин и его семья теряет статус.

Льготы и помощь мигрантам

Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:
  • не платить таможенные налоги при въезде в Россию;
  • получить РВП вне квот;
  • получить дошкольное, школьное и высшее образование на одинаковых с гражданами России условиях;
  • получать бесплатную медицинскую помощь по полису;
  • получить место в учреждениях социального обслуживания переселенцев;
  • получить гражданство без оформления ВНЖ;
  • оформить сертификат на жилье, если гражданин состоит на учете нуждающихся в жилплощади;
  • выплата пенсии в полном объеме;
  • участники не обязаны предоставлять показатели доходов и их источники;
  • получать пособия и льготы для адаптации в стране;
  • трудоустраиваться наравне с российскими гражданами, работодателю не требуется разрешение на прием иностранцев на работу.
Вместе с вышеперечисленными привилегиями регионы России вправе оформлять дополнительные субсидии. Сумма пособий зависит от субъекта РФ, самую высокую финансовую помощь предлагают регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Участие в программе переселения наделяет граждан определенными правами и льготами, с которыми проще влиться в общество страны. Процедура получения документов намного проще, временные рамки меньше. Несмотря на то, что не все регионы России принимают переселенцев, большинство готово помогать мигрантам устроиться на новом месте.

Видео: Программа переселения соотечественников | Единая Юридическая Служба

Когда я стал готовить правовую часть проекта, то понял, что ни один человек из развитых стран к нам не поедет. Российское миграционное законодательство излишне жесткое. В миграционной политике должны учитываться истинные цели переселенцев: в случае их участия в возрождении российских деревень и весомого вклада в развитие экономики России, государство должно давать соответствующие преференции и гарантии приезжающим иностранцам; создать такие условия, которые бы, наоборот, сделали получение разрешения на временное проживание (РВП) максимально простым и удобным.

Обратимся к истории. Со времен Екатерины Великой до Николая Второго в Россию из Европы перебралось более 7 миллионов человек. В основном это были немцы, голландцы, австрийцы. «Российские немцы» входили в первую десятку народов страны по численности (в 1908 - 3 млн. 70 тыс. чел., в 1990 г. - 2 млн. чел., в 2003 г. - чуть более 500 тысяч чел) Например, перед русско-японской войной доля генералов немецкого происхождения в генералитете Русской Армии составляла 21, 6 %. На 15 апреля 1914 г. среди 169 "полных генералов" было 48 немцев (28,4 %), среди 371 генерал-лейтенанта - 73 немца (19,7 %), среди 1034 генерал-майоров - 196 немцев (19%) (Ю. Веремеев. Немцы в русской армии накануне и в годы Первой Мировой войны ). Более 30 процентов переселенцев в США были германцами.

Обратимся к опыту Германии, которая за последние 40 лет приняла более 9 миллионов трудовых мигрантов. Здесь лица, имеющие право на получение убежища, и переселенцы получают разрешение на пребывание сроком на три года с неограниченным доступом на рынок труда. Они имеют право на воссоединение с членами семьи. Если соответствующее заявление подается в течение трех месяцев с момента признания Федеральным ведомством по делам миграции и беженцев, тогда даже не приходится доказывать, что переселенец может обеспечить содержание членов своей семьи. Через три года или пять лет выдается постоянный вид на жительство, если выполнены дополнительные условия, такие как обеспечение средствами к существованию и определенный уровень владения немецким языком. В США, страну-лидер по иммиграции, каждый год прибывает около 1 000 000 человек. Семья переселенцев получает пакет социальной помощи от государства, а нетрудоспособные и пожилые члены семьи - пенсию. Оказывается материальная помощь, проводится бесплатное медицинское обследование, предоставляется медицинская страховка, бесплатные курсы по изучению английского языка. В 1970 году в США проживали 205, 1 млн человек, сейчас 325 350 377человек - за 47 лет страна выросла на 120 млн человек. Эти темпы прироста народонаселения должны мобилизовать российских бюрократов.

Чтобы Россия развивалась, крепла, имела возможность защищаться, происходил рост благосостояния населения, повышался размер прожиточного минимума, на её территории должно проживать как минимум 250-400 миллионов человек (а лучше значительно больше). В нашем случае, с населением в 90 млн чел., России тяжело защищать свои границы, а в будущем это будет практически нереально. Невозможно развивать бизнес, оказывать существенное влияние на мировую культуру, политические, экономические процессы в мире при столь малочисленном населении. Количество прописанных душ населения не может служить мерой оценки человеческого ресурса. Озвученная цифра в размере 146 млн чел. на момент 2017 г. не находит подтверждения в реальности (Росстат предлагает нам неверные цифры - учитывать нужно не людей, зарегистрированных в стране в соответствии с наличием свидетельства о рождении и паспорта, а фактически проживающих на территории РФ. Многие зарегистрированные граждане давно обосновались за рубежом на постоянной основе).

В качестве одного из шагов по принятию мер для выхода из демографического кризиса предлагаю создать частный Фонд помощи переселенцам при Федеральной миграционной службе. Я сам готов стать соучредителем и внештатным советником Фонда. На должность председателя рекомендую рассмотреть кандидатуры умнейших женщин России - Ольги Баталиной, Оксаны Дмитриевой, Ольги Щетининой. Мое убеждение - найти выход из демографического кризиса могут только женщины.

Финансирование Фонда будет осуществляться следующим образом. Предлагаю отчислять определенный процент с годового дохода состоятельных граждан России:

С 6 до 11 миллионов рублей - 2%,

С 12 до 17 миллионов - 3%,

С 18 до 20 миллионов - 4%,

Свыше 20 миллионов - 5% (например, в Германии после объединения ГДР и ФРГ с 1990-х годов по сегодняшний день физические лица страны платят 5% - налог солидарности - от любого вида получаемого дохода в Фонд развития территории ГДР).

Россия должна установить квоту приёма иностранных граждан из развитых капиталистических стран до 100 000 человек в год и неограниченное количество граждан русского происхождения. Необходимо предоставить переселенцам следующие льготы: каждому члену семьи - по 10 кубов леса (семье из 5 человек - 50 кубов), каждой семье переселенцев - бесплатно 50 соток земли. Кроме того, государство гарантирует новым гражданам год освобождения от всех налогов и обязательное медицинское страхование.

Фонд будет оплачивать:

Легализацию иностранцев (все формальности, справки, переговоры, пошлины);

Обучение русскому языку и профессиональное обучение.

А также оказывать помощь в открытии бизнеса и устройстве на работу.

Предлагаю ознакомиться с законодательной частью РФ по приему переселенцев, приведенную ниже. На мой взгляд, она перегружена бюрократизмом. Например, во многих других странах мира переселенцам при покупке недвижимости на определенную сумму (даже в Евросоюзе) предлагают постоянный вид на жительство или даже гражданство со всеми преференциями. Можно заранее предположить, что на определенном этапе реализации мер по стабилизации демографического кризиса страны законодательная база в области российской миграционной политики будет подлежать изменениям.

I. Что дает разрешение на временное проживание в РФ?

Разрешение на временное проживание иностранного гражданина (РВП) дает иностранцу право временно проживать на территории России и осуществлять трудовую деятельность в стране. Простыми словами, иностранец с РВП имеет право легально жить и работать в Российской федерации до получения вида на жительство в России или гражданства.

II. Права граждан с РВП

Если у иностранного гражданина есть РВП в России, то:

  • Он может свободно въезжать на территорию России и выезжать из страны.
  • Он может легально трудиться в России.
  • Иностранец с РВП может зарегистрировать свою фирму или ИП.
  • Также РВП дает право на бесплатную медпомощь и посещение поликлиник по месту проживания.

При этом есть и ограничения:

  • Работать иностранец с РВП в России может исключительно в том регионе РФ, на который ему было выдано его разрешение на временное проживание.
  • Иностранный гражданин не может отсутствовать в России более полугода, в противном случае РВП иностранца может быть аннулировано. При этом учитываются только непрерывное количество дней отсутствия на территории РФ, а не суммарное количество дней, когда иностранный гражданин выезжал из России.

III. Срок действия РВП

Иностранному гражданину РВП выдается на срок до 3 лет, таким образом, срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Возможности продлить РВП после трех лет нельзя.

Выдача РВП иностранному гражданину осуществляется:

  • в пределах регламентированной законом квоты на выдачу разрешений на временное проживание в России;
  • без учета квоты при наличии оснований для получения РВП

IV. Как получить квоту на РВП?

Чтобы встать в очередь на РВП в выбранном регионе, иностранный гражданин должен подать заявление на получение РВП в России в госорганы или их представительства в этом регионе, и собрать все необходимые документы для подачи.

Решение о выдаче квоты на РВП будет приниматься после того, как иностранный гражданин подаст все документы на получение РВП в общем порядке.

При этом подача заявления еще не гарантирует иностранцу факт получения РВП, однако если сотрудники госорганов приняли заявление на РВП, это значит, что квоты на РВП в данном регионе еще не исчерпаны.

V. Когда можно подавать документы на РВП?

Подавать заявление и остальные документы на РВП нужно как можно раньше, сразу после начала нового года, начиная с 1 января. Поскольку квота устанавливается ежегодно и исчерпывается она всегда по-разному в зависимости от субъекта РФ, поэтому, чем ближе к началу года, тем больше неисчерпанных квот на РВП есть в регионе.

Однако стоить учесть, что для сбора остальных документов на РВП требуется определенное время, в том числе на сдачу экзаменов, прохождение медкомиссий и пр. Поэтому рекомендуется начинать готовить документы для подачи на РВП заранее, минимум за месяц до предполагаемой даты подачи документов на разрешение на временное проживание в России.

VI. Сроки рассмотрения разрешения на временное проживание по квоте

В первую очередь, сроки рассмотрения заявления на получение разрешение на временное проживание в России по квоте сотрудниками ГУМВ МВД (ФМС) зависят от того, в каком порядке иностранный гражданин прибыл на территорию России - в визовом (по визе) или безвизовом (без визы).

Если иностранный гражданин прибыл в РФ по визе, то согласно закону, заявление на получение РВП на рассмотрении находится до 6 месяцев после сдачи документов на РВП.

Если же иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, то согласно закону, срок рассмотрения заявления на РВП составляет 60 дней.

VII. Дактилоскопия для РВП

Как уже говорилось выше, после того, как прошение о разрешении на временное проживание в России будет рассмотрено, иностранного гражданина оповестят о решении по телефону или в письменном виде.

В случае положительного решения о выдаче, иностранному гражданину нужно будет пройти дактилоскопию на РВП.

Проводится дактилоскопия при получении РВП, то есть иностранному гражданину, который пришел за штампом РВП в паспорт, необходимо будет на месте сдать отпечатки пальцев.

VIII. Экзамены на разрешения на временное проживание

Для того чтобы получить разрешение на временное проживание в России иностранный гражданин должен подтвердить знание русского языка

Таким образом, тестирование на РВП содержит в себе 3 блока:

  • тестирование по русскому на РВП;
  • тесты на РВП по истории;
  • тесты по основам законодательства.

То есть, сдача экзамена на РВП заключается в прохождении комплексного тестирования, которое состоит из 3х модулей: русский язык, история России, основы законодательства.

IX. Медкомиссия для РВП

Пройти медкомиссию на РВП необходимо каждому иностранному гражданину, подающему заявление на выдачу разрешения на временное проживание в России.

Медкомиссия на РВП для детей также обязательна, если вы подаете заявление на выдачу разрешения на временное проживание для ребенка.

Чтобы в ГУВМ МВД получить бланк направления на медосмотр на РВП, иностранному гражданину необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт (документ, удостоверяющий личность);
  • нотариально заверенный перевод паспорта (документа);
  • копию миграционного учета;
  • копию миграционной карточки.

По результатам прохождения медкомиссии на РВП иностранному гражданину выдается заключение о состоянии его здоровья:

  • Справка медицинского освидетельствования;
  • Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
  • Медицинская справка для РВП и сертификат также предоставляются в госорганы.

X. Анализы и медосмотр на РВП

Медкомиссия для получения РВП включает в себя осмотр терапевтом, фтизиатром, дерматовенерологом и психиатром-наркологом.

  • Также необходимо будет сдать следующие медицинские анализы на РВП:
  • Анализ крови на ВИЧ-инфекцию и сифилис;
  • Клинический анализ крови;
  • Анализ мочи на наличие психотропных веществ;
  • Общий анализ мочи;
  • Сделать флюорографическое обследование грудной клетки.

Медкомиссия для РВП также должна подтвердить, что у иностранного гражданина не найдено следующих инфекционных заболеваний:

  • Лепра,
  • ВИЧ-инфекция,
  • Туберкулёз,
  • Наркомания,
  • Инфекций, передающихся половым путем.

В случае выявления этих болезней на медосмотре на РВП, иностранному гражданину будет отказано в выдаче РВП.

Размещаю свое мнение с надеждой, что каждый, кто согласен с выводами этой статьи, подпишет соответствующую петицию с обращением в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ, которая будет опубликована в середине марта. У читателя есть время подумать и принять решение. Это должна быть масштабная государственная программа с привлечением экспертов Министерства экономического развития, Министерства финансов, Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы и др.

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ДУШИ И РАЗУМА ЧИТАЙТЕ КНИГИ АЛЕКСАНДРА ПОТЁМКИНА

Книги можно купить на сайте Издательского Дома "ПоРог "
или заказать по телефонам 8-800-250-63-76, 8-495-611-35-11

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2019 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2018 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы изначально является переселение определенного круга лиц:

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям :

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Требования и условия предъявляются для того, чтобы в наибольшей мере способствовать переселению тех людей, которые воспитывались в традициях русской культуры и готовы в силу этого быстро включиться в социальные связи общества.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов , включающий в себя:

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт , он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей , которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа . Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума .

В какие регионы РФ возможно переселение

Соотечественник в рамках Программы может выбрать территорию переселения в РФ – субъект федерации или его часть. При этом существует две их категории: приоритетного заселения и такие, которые не относятся к приоритетным территориям. Многие регионы России на сегодняшний день имеют нехватку квалифицированных работников и нуждаются в новых кадрах. Приоритетными считаются стратегически значимые для государства территории, они определяются и изменяются Правительством РФ.

С 2016 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2019 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов .

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ .

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган. Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи. То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Перед переездом заранее следует сделать достаточное количество копий документов и фотографий для получения РВП и гражданства, чтобы в последующем не терять много времени.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты . При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов . Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания. Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Следует помнить, что граждане некоторых стран (например – Украины, Казахстана), которые прибыли в РФ в безвизовом режиме, могут находиться на территории до 30 или 90 дней без постановки на учет по месту пребывания в местный орган по вопросам миграции. Но следует знать, что для получения РВП такой учет необходим даже для такой категории граждан.

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран , ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения , где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ. Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

О программе переселения смотрите в следующем видеосюжете: