Всем привет! Рад приветствовать вас на своем блоге, ведь если вы читаете эту статью, то у нас с вами есть общие интересы, правда? Сегодня я постараюсь рассказать вам в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Кстати, а вы знали ответ на этот вопрос до прочтения этой статьи?

Давно прошли времена Карибского кризиса, когда американцы массово копали противоатомные бункеры-убежища под своими домами. В то время как граждане страны Советов точно знали, где находится защитное подземное сооружение гражданской обороны (ГО) на территории родного предприятия или микрорайона, жилого квартала города, поселка.

Но, учитывая, что американцев по-прежнему всерьез пугают советской российской военной угрозой, которая уже вошла в стадию активного, полномасштабного вторжения, начиная с передовых разведывательно-диверсионных отрядов русских хакеров, умело вскрывающих секреты ЦРУ, Пентагона, вносящие зловещие коррективы в выборы президента США, то готовиться на всякий случай надо ко всякому.

К сожалению, на фоне этой истерии нашей стране необходимо тратить немалые средства, усилия для приведения системы ГО в надлежащее состояние на случай различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Но, нет худа без добра, потому что технические системы ГО, в том числе ЛСО для населения, персонала, работников организаций, предприятий, являются многофункциональными, могут использоваться в различных ситуациях, в том числе в мирное время.

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Оповещение о ЧС

Для оповещения используются:


Стоит уточнить, как и для чего создается системы оповещения о ЧС на ПОО, которые можно разделить на 2 группы:

  • ЧС, в результате которой заражается радиоактивными материалами, подвергается отравлению, поражению ядовитыми химически активными веществами, значительная территория вокруг промышленного предприятия, объекта транспортной инфраструктуры или затапливается территория в результате аварии на гидротехническом сооружении.
  • ЧС в результате серьезной аварии, выхода из строя оборудования, нарушения технологического процесса, когда нет опасности для населения на прилегающей территории, но необходимы экстренные меры по эвакуации работников, дежурного персонала, незадействованного для устранения последствий ЧС.

В таких случаях ЛСО решают следующие задачи:

  • Оповещение персонала объекта, населения, проживающего на прилегающей территории, которая может попасть в зону поражения опасными факторами случившей аварии.
  • Оповещение регионального штаба ГО, руководства объекта, предприятий, организаций, находящихся в зоне возможного заражения, угрозы отравления, наводнения.

Следует сказать, что, по оценке специалистов МЧС и ГО, работа по созданию ЛСО на большинстве ПОО в настоящее время не отвечает требованиям многочисленных нормативных актов, изданных государственными органами, различными ведомствами, касающихся этой проблемы. По некоторым сведениям, полностью соответствуют нормативам не более 10% ЛСО объектов.

В первую очередь, это связано с нежеланием руководства предприятий нести дополнительные материальные затраты, связанные с проектированием, монтажом, обслуживанием систем оповещения, тем более предназначенных на случай гипотетической «атомной войны», а также мало чем подкрепленной твердой уверенности в том, что на их объектах никаких аварий быть не может.

В то же время правильно спроектированная, грамотно смонтированная, регулярно обслуживаемая ЛСО объекта может также использоваться как для передачи сообщений, объявлений, трансляции радиопрограмм по различным зонам оповещения, так и для управления производственными, технологическим процессами, что делает ее создание не только вынужденным хоть и необходимым мероприятием, но и выгодной предприятию технической системой оперативного управления.

Сигналы ГО

Официально установлено 5 сигналов ГО:


Информация о последних сигналах заложена в самом названии, более конкретные данные, указания о необходимых действиях при этих ЧС, будут переданы в сообщениях по радио, телевидению, а также локальными системами оповещения в районах, зонах, территориях размещения ПОО.

Кроме того, региональными подразделениями ГО, управлениями МЧС, руководством, штабами ГО опасных объектов, разрабатываются сценарии действий на случай различных ЧС, дополнительные сигналы на случай техногенных, природных катастроф, речевые сообщения на случай стихийных бедствий: «Наводнение», «Ураган», «Лесной пожар».

Подводя итог, следует сказать, что только адекватное понимание угрозы, знание несложных сигналов ГО, быстрые действия без ненужных в таких чрезвычайных ситуациях раздумий, паники могут спасти жизнь, здоровье себе, близким людям.

На сегодня у меня все, надеюсь, что информация, которую вы получили, была достаточно интересной и полезной для вас. Если это действительно так — сделайте репосты статьи на свою страницу в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать о новых статьях моего блога в числе первых. до новых встреч, пока-пока.

Какие объекты необходимо оснащать ЛСО?
ЛСО являются важнейшим элементом системы по предупреждению и ликвидации последствий аварии. Их построение и основные требования были определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года и «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года. Речь в них идет о потенциально опасных объектах. Еще одним регламентирующим документом является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (Пос­тановление № 178).
Нельзя смешивать такие понятия, как потенциально опасные объекты и ОПО. Это термины из двух разных направлений государственного регулирования в области техногенной безопасности. Тем не менее Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО. В частности, им определено, что организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Где изложены требования к техническим средствам ЛСО?
Существует целый ряд законов РФ, правил и норм, регламентирующих информирование населения. Однако основные требования к техническим средствам оповещения, применяемым при проектировании, развертывании и эксплуатации ЛСО, изложены в том числе в Методических рекомендациях МЧС России.

Каковы задачи ЛСО?
Перечень задач ЛСО определен в методических рекомендациях МЧС. Первостепенная задача ЛСО - обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Кто должен создавать ЛСО?
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (Постановление № 178). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года организации, органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Как ЛСО интегрируется с территориальными системами субъекта Федерации?
При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории предприятия, то локальная система оповещения создается только на его территории и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района.
Кроме того, локальные системы оповещения также интегрируются с РАСЦО через ЕДДС.

На какой стадии работ по созданию ОПО определяется конфигурация ЛСО?
Необходимые технические средства оповещения определяются в ходе разработки проектной документации из расчета показателей гарантированного оповещения органов управления, сил РСЧС, в том числе с учетом развития информационно-телекоммуникационных систем в субъекте РФ и программно-аппаратного сопряжения автоматизированных систем оповещения на всех уровнях.
Надо ли согласовывать техническое решение ЛСО с МЧС?
Перечень предприятий заводов-изготовителей оборудования для ЛСО определен, их оборудование прошло испытания и государственную сертификацию в МЧС России. Нет необходимости при проектировании ЛСО заниматься согласованием и проводить опытные испытания.

Каковы санкции за отсутствие ЛСО?
Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Что делать с уже существующими ОПО?
Они должны быть оборудованы ЛСО в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Согласно ему организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, должны создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Системы оповещения объектового уровня подразделяются на локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных электростанций, химически опасных объектов и гидроэлектростанций), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным. Системы этого уровня обеспечивают оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта .

Оповещение обеспечивается радиотрансляционной и телефонной сетями объекта, наружными и цеховыми электрическими сиренами. Управление системой оповещения осуществляет диспетчерская служба объекта. Рабочее место диспетчера оборудовано оконечными компонентами аппаратуры оповещения системы оповещения муниципального или территориального уровней, а также устройствами управления локальной системой оповещения.

Локальная система оповещения обеспечивает мониторинг параметров внешней среды, сбор информации о ЧС, предварительную обработку, отображение, производство необходимых расчетов и последующую передачу информации на вышестоящие уровни системы РСЧС. Информация автоматически отображается на экранах мониторов пультов дежурной службы, далее система производит автоматический анализ ситуации с целью выработки прогноза развития ситуации и автоматического оповещения населения территории, которая может быть подвергнута заражению АХОВ, автоматического оповещения персонала предприятий об опасности и выдачи рекомендаций по предотвращению поражения, автоматического оповещения сил и средств ГО и ЧС на необходимых уровнях в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вся информация в реальном масштабе времени отображается на картах местности на экранах автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера предприятия. ЛСО также обеспечивает автоматическое управление включением электросирен, выдачи соответствующих возникшей ситуации голосовых сообщений и команд по системе громкоговорящей связи и по телефонам должностных лиц.

В соответствии с требованиями руководящих документов, предусмотрено формирование запасного пункта управления (ЗПУ) для обеспечении управления при невозможности нахождения персонала на основном пункте управления.

Проектирование и построение локальных систем оповещения должно проводиться в соответствии с рекомендациями . В качестве примера приведем схему (рис. 3.3) и перечислим типовые мероприятия по организационно-техническому построению локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС):



Ø В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта РФ;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ, города (городского района).

Ø На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

Ø На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

Ø В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании. Управление ЛСО организуется от диспетчерских служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

Положения методических рекомендаций могут быть применены и при создании систем оповещения объектов экономики, не отнесенных к потенциально опасным, хотя в этом случае применение аппаратуры П-166 не является обязательным требованием. При построении системы оповещения такого объекта возможно применение других комплексов и средств, обеспечивающих задачи оповещения и информирования персонала объекта.

Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства РФ от 1.03.93 г.

№ 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически и радиационно опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления, пожаро-, взрывоопасные и другие объекты.

ЛСО приближена непосредственно к зоне опасного производства и населению, попадающему в такие зоны в случае аварий на потенциально опасных объектах. Она создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности собственником ПОО или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Она представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

В соответствии с федеральным законодательством определяются зоны действия ЛСО в районах размещения:

  • * радиационно опасных объектов -- в радиусе 5 км
  • * химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км;
  • * гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Основной задачей ЛСО является доведение информации и сигналов оповещения:

  • - до органов управления ГОЧС города; руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
  • - населения, проживающего в зоне действия ЛСО;
  • - руководства, персонала и сил организации, эксплуатирующей ПОО.

ЛСО может использовать:

  • - сеть электросиренного оповещения;
  • - радиотрансляционную сеть города;
  • - сеть УКВ-ЧМ;
  • - сеть телевещания;
  • - телефонную сеть связи.

Задачи ЛСО:

  • * прием команд оповещения от системы оповещения населения города и запуск средств оповещения;
  • * циркулярное (общее или выборочное) оповещение должностных лиц по всем типам телефонной связи;
  • * запуск (общий или выборочный) электросирен;
  • * перехват (общий или выборочный) программ радиотрансляционного узла предприятия и городской радиотрансляционной сети для передачи информации персоналу предприятия и населению прилегающих территорий;
  • * запись переговоров с каналов диспетчерской связи;
  • * дистанционное тестирование работоспособности аппаратуры, каналов связи и систем управления.

Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей, находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

Управление ЛСО на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения.

Решение на задействование ЛСО принимается руководителем ПОО или лицом, его эксплуатирующим, с немедленным информированием органов управления ГОЧС города.

В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, органами исполнительной власти принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения (СЦО) населения в целом или выборочно в определенном районе. Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения, что позволит повысить оперативность оповещения и осуществить более объемный охват оповещаемых.

Для групп ПОО размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов в этих целях. При строительстве новых ПОО финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов. На действующих предприятиях финансирование ведется за счет их собственных средств. Создание ЛСО на объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Созданием и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства и ведомства, организации, в ведении которых находятся потенциальные опасные объекты.

В отношении ЛСО на радиационно опасных объектах следует иметь в виду, что кроме обычных систем оповещения особое внимание должно быть уделено задействованию наружных электросирен и радиотрансляционных сетей вещания. Особое место здесь должно принадлежать сети уличных громкоговорителей и радиоточкам, через которые пойдет сигнал оповещения об опасности. При этом радиоточки необходимо предусматривать также в каждом противорадиационном укрытии и в убежищах, ибо другого средства информирования людей, находящихся в укрытиях, нет.

Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди ПОО. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, ЖКХ и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, хладо и мясокомбинаты, молокозаводы, станции водоподготовки и овощные базы.

Особенностью организации функционирования ЛСО населения при авариях на ХОО являются высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.

Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить до нескольких минут. Время оповещения становится решающим фактором.

Важное место в решении задач оповещения населения жилых массивов в районах размещения ХОО могут; сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах.

Организация оповещения населения в случае аварии на маршрутах транспортировки АХОВ представляет собой весьма сложную проблему. Эта задача значительно сложнее, чем задача создания ЛСО на стационарном компактно размещенном объекте. Ведь невозможно построить системы оповещения вдоль маршрутов всех видов транспорта, занимающегося перевозкой АХОВ.

Особую опасность при перевозках представляют собой АХОВ, переходящие при атмосферных условиях в летучее агрегатное состояние (пар, газ, аэрозоль). Эти вещества способны достаточно быстро, в течение десятков минут, создать значительную зону заражения в подветренной части пространства.

Гидротехнические сооружения, оборудованные ЛСО, должны иметь возможность включения ее непосредственно его диспетчером. Вместе с тем сигнал об аварии должен немедленно передаваться территориальным органам управления ГОЧС. Оповещению также подлежат и нижерасположенные плотины (на удалении до 6 км), поселок работников гидроузла и населенные пункты.

Главная задача при возникновении любых непредвиденных ситуаций – сохранить жизнь людей, оказавшихся в зоне опасности. Своевременное оповещение работников, посетителей с помощью инновационных средств является одним из важных этапов ГО. Комплекс уровней систем оповещения ГО состоит из нескольких разновидностей: объектовая, локальная, местная, территориальная, региональная и федеральная. Что касается объектовой системы оповещения, то речь идет о готовности конкретной организации к преодолению нестандартных ситуаций.

Если авария случилась внутри предприятия, объекта, задействуют систему объектового оповещения. На базе производственной сети связи, звукофикации и специальной аппаратуры комплекса оповещения и базируется объектовое оповещение. Сигналы и информация оповещения в первую очередь должна быть доведена до объектовых сил и служб ГО, а также руководителей компании, персонала. Оборудование для объектовых систем оповещения с каждым годом становятся все более современными и многофункциональными. Например, система СГС-22М может одновременно озвучивать открытые пространства и помещения.

Объектовая система оповещения позволяет подавать сирену или речевую информацию для разъяснения ситуации. Сотрудники предприятия или посетители с помощью системы оповещения безопасно покидают помещение через эвакуационные выходы, руководствуясь указаниями и командами из громкоговорителей. Часто оборудование оповещателей используется в качестве местного вещания для ретрансляции программ или односторонней командно-поисковой связи, подробнее об этом на сайт.

Особенность объектовой системы оповещении – наличие множества режимов работы, управлять которыми можно удаленно. Это могут быть речевые сообщения, транслируемые с винчестера компьютера или произнесенные с микрофона. Также речевые сообщения могут быть записаны ранее на магнитофон. Существует возможность переключения программ приводного вещания. Ежедневно оповещатели на объекте можно использовать для ретрансляции радиовещания.

Управление объектовой системой оповещения осуществляется с пульта, который расположен в месте дежурства диспетчера. Рабочее место диспетчера укомплектовывается техническими средствами, которые позволяют принимать сообщения, передаваемые по системе ЦО в авторежиме, контролировать прохождение сигналов и информации на объекте. Зона действия системы оповещения объекта не должна выходить за пределы территории. В основе технического снабжения системы – обеспечение аппаратурой, сети вещания и средства связи.

Когда задействуется объектовая система оповещения, следует выполнять необходимые меры в следующем порядке:

Подача предупредительного сигнала с помощью включения электронных сирен или передачи речевых сообщений «Внимание всем!» по вещательным каналам

Передача команды дистанционного включения электрического питания усилителей вещания с переключением режима на оповещение

С существующего источника вещания – магнитофона или микрофона многократно передаются информационные сообщения.

Установка объектовой системы оповещения – работа для профессионала. Экономия в данном случае неуместна и опасна, так как объем убытков организации в случае возникновения пожара из-за неполадок системы оповещения будет катастрофическим. Профессиональный монтаж системы с персональной установкой в каждое из помещений производится с учетом площади помещения и архитектурных особенностей здания. Опытная компания ИВП «Прогресс» поможет произвести установку системы оповещателей в соответствии с требованиями.

После того, как проектирование объектовой системы оповещения утверждено, можно начинать работы по установке. Каждая из подсистем оборудования выполняет свою функцию, но в целом работа системы осуществляется по единому принципу. Основные компоненты системы оповещения: коммутационный блок сигналов тревоги, блок управления, усилители, громкоговорители, микрофоны, устройства звуковоспроизведения, кабельные сети.