Правительство РФ на своем заседании 27 августа обсудит подготовленный МПР проект экологической доктрины России. Задачи, определенные в доктрине позволят разрабатывать планы действий в области охраны окружающей среды и обеспечить рациональное природопользование в Российской Федерации.

Экологический кризис все в большей степени препятствует переходу человечества к устойчивому развитию, несмотря на ряд важных политических решений, принятых в последние десятилетия на международном и национальном уровнях. По-прежнему наблюдается стремительное сокращение природного капитала планеты, сопровождающееся ростом социального неравенства, загрязнения окружающей среды и возрастанием экологически обусловленных нарушений здоровья населения. На рубеже тысячелетий значительную часть беженцев в мире стали составлять люди, спасающиеся от экологических катастроф. Это ясно указывает на то, что общество и правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
В равной степени это относится и к Российской Федерации, хотя экологическая обстановка в нашей стране остается напряженной. Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и региональных экологических проблем в силу ее размеров, значительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранного опыта и природно-ресурсного, интеллектуального и промышленного потенциала. В то же время, реализация этого потенциала возможна лишь при кардинальном изменении подхода к собственному развитию и более активной интеграции в решение глобальных проблем.
Устойчивое развитие человеческого общества, таким образом, требует скорейшего приведения его деятельности в соответствие с адаптационными возможностями природных систем.
К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды, которые либо проявляются в Российской Федерации, либо оказывают на нее негативное воздействие, относятся:
рост потребления природных ресурсов при их сокращении;
увеличение численности населения планеты при сокращении пригодных для обитания территорий;
деградация основных компонентов биосферы и обусловленное этим снижение способности природы к саморегуляции и обеспечению существования человеческой цивилизации;
возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
сокращение биологического разнообразия;
возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем, процессов глобализации.
К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации относятся:
чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны;
высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;
отсутствие рентных платежей за пользование ресурсами;
резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов;
низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;
последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;
низкий уровень экологического сознания и культуры.
Эти факторы определяют необходимость разработки государственной экологической политики и Экологической доктрины Российской Федерации как ее основы.

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее - Экологическая доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику Российской Федерации, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности. Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Правовую основу Экологической доктрины составляет Конституция Российской Федерации.
Положения Экологической доктрины основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии, смежных наук и исходят из:
оценки современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
роли природных систем Российской Федерации в стабилизации глобальных биосферных процессов;
глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Экологическая доктрина учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), последующих международных форумов, указы Президента Российской Федерации "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (от 1 апреля 1996 г. N 440) и "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (от 10 декабря 1997 г. N 1300 и от 10 января 2000 г. N 24).
Стратегия социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными положениями Экологической доктрины.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.
Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;
предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;
приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;
открытость экологической информации;
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:
сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;
развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;
обеспечение целостности природных систем, в том числе предотвращение фрагментации природных комплексов при хозяйственной деятельности (гидротехнические сооружения, автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередачи и т. п.);
сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.

Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:
внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных и водных ресурсов;
обеспечение сохранности разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
снижение риска возникновения техногенных аварий и катастроф;
восстановление и обеспечение качества воды водных объектов, в первую очередь - источников питьевого водоснабжения;
минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства и незаконного оборота.

Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства. Для этого необходимы:
введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла существования продукта - от получения сырья и производства до утилизации;
стимулирование и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использования вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;
рациональное использование водных ресурсов, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
технологическое перевооружение или постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет децентрализации производства энергии и энергоснабжения мелких потребителей;
модернизация и развитие технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения;
преимущественное развитие внутригородского экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
поддержка производства и использования экологически эффективных видов транспорта и топлива, в том числе неуглеродного;
развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения и ликвидации захоронений.

Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на природную среду. Для этого необходимы:
приоритетный учет интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах, деятельности и повышение их экологической безопасности;
реабилитация территорий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в особенности при пусках ракет любого рода;
обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетных топлив, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;
обеспечение ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных объектов, в том числе АЭС и других ядерных установок, включая их физическую защиту;
обеспечение экологической безопасности обращения с радиоактивными отходами, отработавшими ядерными материалами и реакторными установками, в том числе при эксплуатации и утилизации атомных судов и подводных лодок;
обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, реализация мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных производств;
планомерная ликвидация накопителей токсичных сточных вод и жидких отходов;
разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения на экологически опасных объектах;
разработка мер предупреждения и реагирования на экологические последствия вооруженных конфликтов;
предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды.

Основной задачей является улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов. Для этого необходимы:
оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию России генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
проведение экологической реконструкции городских земель, окраинных и рекреационных зон промышленных узлов и сельских поселений в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери);
обеспечение доступных лекарств для широких слоев населения;
приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсация за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического и радиационного и других видов воздействия, связанного с экологически опасной деятельностью, и их потомкам;
поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;
постепенный переход в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производства и, в том числе, на основе более широкого применения вахтового метода ведения работ.

Основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы:
своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
обучение всех групп населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

Основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды. Для этого необходимо:
предотвращение организации диверсий и техногенных аварий с экологическими последствиями на потенциально опасных объектах;
предотвращение преднамеренных пожаров и палов, вызывающих уничтожение природных систем и агросистем;
создание системы оповещения и ликвидация последствий экологического терроризма.

Основной задачей является организация системы мероприятий по контролю за ввозом и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов. Для этого необходимы:
обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на территорию страны чужеродных видов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
контроль за проведением акклиматизационных работ и саморасселением видов живых организмов внутри страны;
контроль за использованием генетически измененных организмов в хозяйстве.

Основной задачей является обеспечение экономически и институционально эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике. Для этого необходимы:
развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом частных форм их освоения;
развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
создание в рамках министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, специализированных экологических подразделений, предназначенных для организации и осуществления мероприятий по предотвращению (снижению) ущерба здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, экологическому контролю и очистке территорий, загрязненных в ходе предыдущей деятельности;
обеспечение эффективного разграничения собственности на природные ресурсы с учетом экологического фактора между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе за производством и оборотом особо опасных веществ, включая яды, синтетические химические вещества и пр.;
обеспечение необходимых полномочий, государственной защиты и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
дифференцированный подход к интенсивности и направленности управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности;
совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;
развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов;
последовательное обеспечение структурного разделения государственных органов по охране окружающей среды и управлению природными ресурсами.

Основной задачей является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимы:
устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природно-ресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права;
введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация), в частности хозяйственного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и т. д.;
обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов путем принятия полного пакета подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
развитие системы государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду;
закрепление в правовой системе Российской Федерации действующих международных стандартов в области охраны окружающей среды (экологические стандарты), в том числе Международной организации стандартизации;
гармонизация российского экологического законодательства и норм международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и соглашениях;
развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей природной среды;
укрепление системы прокурорского надзора и реализации мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей природной среды;
совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;
совершенствование применения механизма остановки незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Основной задачей является экономическое регулирование государственных и рыночных отношений для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимы:
обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением вложенного труда и капитала;
включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений;
формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых коренными малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
создание государственного механизма стимулирования снижения негативной нагрузки на окружающую природную среду, в том числе ее загрязнения и вредных воздействий;
обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству разных форм и добровольной сертификации;
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, оборот нереализованных прав на загрязнение и т. п.;
реинвестиция экологических платежей бюджетных организаций, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги, в строительство и реконструкцию природоохранных сооружений, нормирование показателей негативного воздействия на окружающую среду источников загрязнений и ликвидацию долговременных загрязнений территорий;
создание экономических и финансовых условий для осуществления природоохранной деятельности в министерствах и ведомствах, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги;
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);
продвижение схем международных финансово-экономических расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу" и механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
совершенствование практики государственных заказов федерального правительства, министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации на природоохранную деятельность на конкурсной основе;
создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, а также при авариях и катастрофах;
формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.

Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого необходимы:
развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов;
совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов по окружающей среде;
обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
совершенствование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
совершенствование учета и контроля за обращением ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
обеспечение практического выявления и обозначения на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими веществами в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
проведение инвентаризации экологически опасных промышленных и сельскохозяйственных производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения и их ранжирования по степени опасности, формирование и ведение кадастров объектов негативного воздействия на состояние окружающей среды федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня;
завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и принятие мер по их реабилитации;
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды; лесных массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных регионов; земель, обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая территории традиционного природопользования;
ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями. Для этого необходимы:
формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России с учетом альтернативных сценариев будущих изменений;
научно-исследовательские работы в области теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
исследования биологических и климатических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем;
разработка научных принципов и технологий устойчивого использования и воспроизводства возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.);
разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
разработка экологичных технологий в сельском хозяйстве, конструирование агросистем на принципах естественной саморегуляции;
анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
формирование перспективных технологических подходов для обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для человека и общества;
разработка методологии и методов эколого-экономического учета, в том числе определения экономической ценности природной среды и природных ресурсов для использования в экономических механизмах управления;
изучение международного оборота биологических ресурсов, в особенности российского происхождения;
создание теории и методики определения экологических рисков с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
разработка средств предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной среды и утилизации опасных отходов;
научно-исследовательские работы в области эколого-зависимых заболеваний, в особенности связанных с загрязнением окружающей среды нехарактерными для биосферы загрязнителями, такими как синтетические органические вещества, токсичные металлы, различные виды излучений и др.;
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей государственного управления в области охраны окружающей среды.

Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, научного экологического мировоззрения и профессиональных навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности у специалистов производственной и иных сфер деятельности. Для этого необходимы:
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности, особенно экономики природопользования наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
включение вопросов формирования экологической культуры, экологич

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31-08-2002 1225-р (2019) Актуально в 2018 году

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно - ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект)

Концепция

В соответствии с инициативой президента России В. Путина, высказанной им 30 января 2001 года на встрече с представителями Общенационального экологического форума, выносится на обсуждение проект концепции Экологической доктрины Российской Федерации (Поиск, 2001, №...........).

Концепция подготовлена группой экспертов Научного совета Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям. Предложения и замечания по проектам предлагаемой концепции просим направлять в адрес Научного совета: 117333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, к. 95, 96. E-mail: [email protected].

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее экологическая доктрина) включает основные принципы государственной политики в области взаимодействия общества и природы. Ее основная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природопользования с учетом экологической емкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Экологическая доктрина является документом периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, укрепления рыночных отношений, совершенствования государственной политики в области взаимодействия человека и природы, глобализации системы международных отношений.

Правовую основу экологической доктрины составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование;

– международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает:

– решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992);

– основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

– основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Положения Экологической доктрины исходят из:

– фундаментальных научных знаний в области экологии;

– глобальных и региональных тенденций взаимодействия человека и природы;

комплексной оценки современного состояния природной среды и здоровья населения России;

– учета глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов.

Реализация Экологической доктрины достигается за счет формирования единой системы государственного управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе принципов устойчивого развития и рационального природопользования.

Экологическая доктрина предполагает участие в ее реализации государственных и негосударственных организаций, населения страны.

Положения Экологической доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений экологической и социально-экономической обстановки, характера угроз для природных экосистем и здоровья населения страны.

2. Основные факторы дестабилизации природной среды

Глобальные факторы:

– рост населения Земли;

– глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов;

– изменения климата;

– глобальное загрязнение;

– сокращение биоразнообразия;

– рост природных и техногенных катастроф.

Национальные факторы:

– изменение характера собственности;

– ресурсная направленность развития экономики;

– низкий технологический уровень производства;

– системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения;

– недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

3. Основные принципы взаимодействия человека и природы

Взаимодействие человека и природы основывается на следующих принципах:

– сохранения благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей;

– сохранения жизнеобеспечиваю-щих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции;

– гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий;

– рационального природопользования; сохранения малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы;

– междисциплинарного подхода к решению комплексных экологических проблем;

– признания экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

4. Основные направления государственной экологической политики

Исходя из изложенных принципов, основные направления государственной политики в области взаимодействия человека и природы включают:

– разработку государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия;

– разработку экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в области использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;

– развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий;

– совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;

– формирование общественного сознания и развитие экологического образования;

Совершенствование правовой и законодательной базы;

– развитие научных исследований в области экологии и природопользования;

– привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем;

– учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Данные направления должны учитываться при разработке стратегий развития всех отраслей народного хозяйства.

5. Обеспечение экологической безопасности

Реализация государственной политики в области взаимодействия человека и природы должна обеспе-чить экологическую безопасность на основе:

– предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий;

– уменьшения риска глобальных изменений климата и природной среды;

– снижения риска природных и техногенных катастроф;

– обеспечения неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов;

– оптимизации использования минеральных и энергетических ресурсов;

– обеспечения продовольственной безопасности и качества пищи;

– улучшения качества жизни и здоровья населения;

– оптимального размещения производительных сил с учетом экологической емкости природной среды;

– безопасной утилизации и захоронения отходов;

– устранения последствий гонки вооружений;

– создания государственной системы управления экологической безопасностью.

6. Основные этапы достижения целей

– Оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы. Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов страны в целом.

– Корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

– Разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Составители:

академики Российской академии наук

Н.П. Лаверов, А.С. Исаев, Д.С. Павлов, В.И. Осипов, Ю.А. Израэль

поиск по серверу

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.