• 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

    Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представле­ния и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими орга­низациями.

    Если по решению участников на ассоциацию (союз) воз­лагается ведение предпринимательской деятельности, та­кая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществле­ния предпринимательской деятельности хозяйственное об­щество или участвовать в таком обществе.

    Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

    Ассоциация (союз) некоммерческих организаций явля­ется некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоя­тельность и права юридического лица.

    Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам сво­их членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциа­ции.

    Учредительными документами ассоциации (союза) яв­ляются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

    Учредительные документы ассоциации (союза) долж­ны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или ква­лифицированным большинством голосов членов ассоциа­ции (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

    Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользо­ваться ее услугами. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотре­нию выйти из ассоциации (союза) по окончании финансо­вого года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) про­порционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, ус­тановленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении имущественного взноса и ответствен­ности исключенного члена ассоциации (союза) применяют­ся правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиар­ной ответственностью по обязательствам ассоциации (со­юза), возникшим до его вступления.

    18.Некоммерческие организации

    К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды, и др.

    Некоммерческие организации могут осуществлять предприн. деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Для отд. видов некоммерч. орг-ций законод-вом установлены правила, предусматривающие их право на занятие предприн. деятельностью только посредством образования или участия в образовании коммерческих организаций.

    Потребительским кооперативом признается добро­вольное объединение граждан и юридических лиц на осно­ве членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуще­ствляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Члены потребительского кооператива обязаны в тече­ние трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности коопе­ратив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

    Члены потребительского кооператива несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

    Доходы (прибыль), полученные потребительским коо­перативом, не могут распределяться между его членами.

    Общественными и религиозными организациям признаются добровольные объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных по­требностей.

    Участники общественных и религиозных орга­низаций не сохраняют прав на переданное ими этим орга­низациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам обще­ственных и религиозных организаций, .в которых участву­ют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежден­ная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая со­циальные, благотворительные, культурные, образователь­ные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не от­вечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательс­кой деятельностью, необходимой для достижения обще­ственно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпри­нимательской деятельности фонды вправе создавать хозяй­ственные общества или участвовать в них.

    Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использо­вании своего имущества.

    Порядок управления фондом и порядок формирова­ния его органов определяется уставом фонда, утверждае­мым его учредителями.

    Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

    Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

    если имущества фонда недостаточно для осуществле­ния его целей и вероятность получения необходимого иму­щества невозможна;

    если цели фонда не могут быть достигнуты, а необхо­димые изменения целей фонда не могут быть произведены;

    в случае уклонения фонда в его деятельности от це­лей, предусмотренных уставом;

    в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    В случае ликвидации фонда его имущество, оставшее­ся после удовлетворения требований кредиторов, направ­ляется на цели, указанные в уставе фонда.

    Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социаль­но-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    Учреждение отвечает по своим обязательствам нахо­дящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

    Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отд. балансе.

    Вопрос №19: Правовые основы банковских и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система РБ.

    Правовой основой ден-кред политики РБ явл Основные направления ден-кред политики РБ, ежегодно утвержд. Президентом РБ по представл-ю НБ и Правительства РБ.

    Основные направления денежно-кредитной политики РБ определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают комплекс обеспечивающих достижение этих целей мероприятий, механизмов регулирования и контроля.

    Банковская система РБ составная часть финансово-кредитной системы РБ. Банковская система РБ является двухуровневой и включает в себя Нац.банк, иные банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

    Субъектами банковских правоотношений являются НБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть государственные органы, органы местного управления и самоуправления, физические и юридические лица.

    Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги, и валютные ценности.НБ – ЦБ РБ. Он рег-т кред. отнош. и ден. обращение, определяет порядок расчётов. НБ обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет ряд других функций.Банк – юрид. лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совок-ти следующие банковкие операции:привлеч-е ден. ср-в физ. и (или) юрид. лиц во вклады (депозиты);размещ-е привлеч-х ден. ср-в от своего имени и за свой счёт на условиях возврат-ти, платности, срочности;открытие и ведение банк-х счетов физ. и юр. лиц.

    Небанковская кредитно-финансовая организация – юрид. лицо, имеющее право осущ. отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением выше перечисленных.

    Банковская деятельность – совокупность осущ-х банками и небанковкими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли

    Вопрос № 20: Национальный банк РБ. Его функции, цели, права и осуществляемые им операции.

    НБ – единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории РБ и за её пределами.НБ явл. юр лицом и подотчетен Президенту РБ. Функции и права НБ, а также цели и принципы его организации и деят-ти опред-ся Конституцией РБ, Банковским Кодексом, иными закон-ми актами РБ и Уставом НБ.

    Основными целями деятельностиНБ являются :1)защита и обеспечение устойчивости белолрусского рубля курса по отношению к иностранным валютам;2)развитие и укрепление банковской системы РБ;3)обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы.

    Получ-е прибыли не явл. основной целью деятельности НБ.

    НБ выполняет следующие функции :

    1)разраб-т и совместно с Правительством РБ проводит единую денеж-кред. политику РБ;2)осущ-т эмиссию денег;3)регул-т ден. обращ-е;4)регул-т кред-е отнош.;5)осуществляет валютное регулирование;6)создает золотовалютные резервы, золотой запас и управляет ими;7)осуществляет гос. регистрацию банков и небанковских кред-фин организаций, производит выдачу им лицензий на осущ-ние банковских операций,а также осущ-т надзор за их деят-тью. И т.д..

    Права НБ вытекают из выполняемых им функций (см. выше).

    Имущ-во НБ находиться в собств-ти РБ и закреплено за ним на праве оперативного управления. НБ обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закреплённым за ним имуществом в соответствии с целями деятельности и уставом НБ. Размер уставного фонда НБ определяется Уставом НБ. Для выполнения своих функций НБ может открывать свои представительства в иностранных государствах.

    К операциям , осуществляемым НБ, относятся:

      расчетное и кассовое обслуживание Правительства РБ и иных гос. органов;

      инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и др. ценностей;

    1)прием ценностей на хранение;2)валютные операции;

    3)покупка, продажа и мена в РБ и за её пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет, а также драгоценных камней.4)Операции по обслуживанию государственного долга РБ.

    НБ осущ-т операции за плату, если иное не предусмотрено закон-вом.

    Вопрос № 21: Коммерческие банки РБ (организационно-правовые формы, порядок создания, регистрация, открытие филиалов и представительств, основания и порядок ликвидации, основные виды операций).

    Банк – это коммерческая организация,зарегистрированная в порядке, установленном Банковским Кодексом и имеющая на основании лицензии, выданной НБ, исключительное право осуществлять в совокупнсти банковские операции. Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предриятия, а также специализированного банка, деятельность которого направлена на осуществление отдельных операций.

    Банк для осуществления целей и задач по согласованию с НБ вправе выступать собственником имущества (учредителем, участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых Банковским Кодексом и законодательством РБ.

    Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).Минимальный размер уставоаного фонда банка устанавливается НБ. УФ банка должен быть сформирован в полном объёме до государственной регистрации банка.

    Государственная регистрация. Для гос. регистрации банка в НБ представляются документы:

      заявление о гос. регистрации;

      устав банка

      документы, подтверждающие формирование уставного фонда в полном объёме;

      копии учредительных документов и свидетельств о гос. регистрации;

      выписка из протокола общего собрания учредителей об утверждении устава банка и кандидатур на должности;

      справка налдогового органа на суммы, подлежащие декларированию

      сведения об учредителях;

      документ, подтверждающий право на размещение банкапо егшо месту нахождения;

      платёжный документ, подтверждающий внесени платы за гос. регистрацию банка. НБ в случае принятия решения о гос. регистрации банка уведомляет об этом в 3-х дневный срок его учредителей. НБ на основании принятого решения производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 15-и дневный срок со дня внесения записи НБ сообщает данные о гос. регистрации в налоговые органы, органы гос. статистики.

    Основания для отказа в гос. регистрации:

      если не сформирован уставный фонд банка;

      если один из из учредителей на дату подачи заявления о гос. регистрации банка:

      является учредителем (участником) 3 и более юридических лил, за исключением ОАО, осуществляющих производственную деятельность;

      имеет задолженность по зарплате и платежам в бюджет;

      является общественным объединением, преследующим политические цели;

      ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда;

      наличие непогашенной или неснятой судимости;

      при выявлении в предоставленных для государственной регистрации документах недостоверной информации.

    НБ при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятнадцатидневный срок егоучредителей с указанием причин отказа.

    Порядок открытия обособленных подразделений банков.

    Филиал банка – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковких операций. Филиал банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании полпжения, утверждаемого создавшим его банком. Имущество филиала банка формируется путём передачи ему банком части имущества. Руководитель филиала банка назначается руководителем банка.

    Для создания филиала банка В НБ предоставляются:

      заявление;

      выписка из протокола общего собрания учредителей о принятии решения о созданиифилиала банка;

      полпжение о филиале банка;

      сведения о профессиональной пригодности руководителя и гл. бухгалтера

    О принятом решении НБ уведомляет банк в письменной форме в трёхдневный срок. Затем данные сообщаются в налоговые органя и органы статистики.

    Основания для отказа:

      убыточность банка в течение последних 3-х месяцев до дня подачи документов для создания филиала;

      несоответствия полпженя о филиале банка требованиям законодательства РБ и уставу банка;

      нарушение установленного порядка его создания;

      недостаточности квалификации руководителя и гл. бухгалтера.

    Птедставительство банка – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющие их защиту. Представительство банка осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком. Представительство банка не является юридическаим лицом.

    Операции осуществляемые коммерческими банками:

      Привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

      открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

      осуществление расчетного и кассового обслуживания и т.д.

    Вопрос № 22: Ликвидация коммерческого банка.

    Банк может быть ликвидирован по решению гео учредителей (участников), хозяйственного суда и НБ.

    При ликвидации по инициативе его учредителей в НБ заявление, а также решение учредителей банка о его ликвидации. Решение о ликвидации может быть принято только после того, как банк исполнит все имеющиеся обязательства перед вкладчиками и кредиторми банка.Ликвидация производится с письменного согласия НБ.

    Орган, принявший решение о ликвид. банка, в 10-и днев. срок после согласия НБ создаёт ликвидац-ую комиссию, назнач-т её председателя, а также устанав. порядок и сроки ликвидации банка.НБ вносит в Единый гос. регистр юр лиц и ИП сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.

    Ликвидационная комиссия в 30- ти дневный срок производит оценку финансового состояния банка и в случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов и задолженности по платежам в бюджет подает в хоз. суд исковое заявление о банкротстве банка.

    Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый гос. регистр. Банк обязан прекратить свою деятельность с момента принятия решения о его ликвидации и в двухмесячный срок выйти из состава учредителей других юридических лиц.

    Очерёд-ть удовл-ния требований вкладчиков и кредиторов:

      по вкладам физ лиц и начисл-м по ним %, а также требов-я по возмещ-ю вреда, причинен-го их жизни и здоровью;2)задолж-ть по взысканию алиментов, по з/п, по выплате вых-х пособий;3)задолж-ть по платежам в бюджет;4)по обяз-вам, обеспеч-ым залогом имущество ликвидируемого банка;5)вклады юр лиц;6)треб-я НБ по кредитам, предоставляемым банку в порядке рефинансирования;7)треб-ия остальных кредиторов. Треб-я вкладчиков и кредиторов каждой след. очереди удовл-ся после полного удовл-я треб-ий вкладчиков и кредиторов предыд. очереди.

    1. Цели создания и деятельности ассоциаций и союзов коммерческих организаций определенно ограничены законом. Этого вида некоммерческие организации создаются для координации дел участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. По смыслу закона объединения некоммерческих организаций создаются с аналогичными целями. Отдельные нормы, регулирующие деятельность ассоциаций (союзов), содержатся в Законе о некоммерческих организациях, а ассоциаций (союзов) общественных объединений - также и в Законе об общественных объединениях. Создание и деятельность ассоциаций (союзов) юридических лиц определенного вида регулируется также Законами о потребительской кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о благотворительной деятельности и др. Во всем остальном, что не предусмотрено законом, члены ассоциации (союза) имеют полную свободу в формировании структуры и организации деятельности своего объединения.

    Положения об ассоциациях (союзах) юридических лиц не распространяются на Торгово-промышленные палаты (ТПП), которые являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, хотя и создаются с аналогичными целями (Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 г. // РГ. 1993. N 154). Следует отметить, что членами ТПП могут выступать не только юридические лица, включая коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. ТПП вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

    Нормы об ассоциациях и союзах не распространяются также на такие формы предпринимательских объединений, как холдинги и финансово-промышленные группы. Эти структуры не рассматриваются действующим законодательством как самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц. Например, финансово-промышленная группа является совокупностью юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы, таким образом, это договорное объединение, не имеющее статуса юридического лица (ст. 2 ФЗ "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697).

    2. Ассоциация (союз) коммерческих организаций не вправе вести предпринимательскую деятельность. Подобного ограничения в отношении объединения некоммерческих организаций не установлено. Но предпринимательской является не любая приносящая доходы деятельность, а лишь соответствующая признакам, указанным в п. 1 ст. 2 ГК . Таким образом, объединения коммерческих юридических лиц в пределах своей специальной правоспособности вправе заниматься осуществлением работ, оказанием услуг и другой подобной деятельностью. Следует, однако, отметить, что члены ассоциации (союза) вправе пользоваться ее услугами безвозмездно (п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

    3. Количество участников ассоциации (союза) не ограниченно, но по смыслу закона союзы и организации должны иметь не менее двух учредителей.

    ГК (п. 4 ст. 50) предполагает возможность создание ассоциации (союза), членами которого являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Логично, например, допустить возможность участия в ассоциации (союзе) юристов как юридических фирм, действующих в форме хозяйственных обществ, так и адвокатских образований (которые являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций). Представляется, что по смыслу законодательства нет причин запрещать вхождение в ассоциацию (союз), созданную коммерческими организациями, юридических лиц, которые являются некоммерческими организациями, но в соответствии с учредительными документами вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. В таком случае в отношении ассоциации (союза) продолжают действовать дополнительные ограничения, предусмотренные законодательством для объединений коммерческих организаций. Следует также признать, что наравне с коммерческими организациями в ассоциациях (союзах) юридических лиц могут участвовать и индивидуальные предприниматели. По пути расширительного толкования указанных ограничений идет и судебная практика (см., напр., постановление Президиума ВАС от 13 июля 1999 г. N 1259/99).

    4. Законодательство не устанавливает каких-либо требований к внесению имущественных взносов (учредительных, вступительных, членских), размеру и порядку их внесения. Для ассоциаций (союзов), как и для других некоммерческих юридических лиц, не установлено требование о формировании уставного капитала (фонда) и его минимальном размере. Члены ассоциации (союза) юридических лиц не имеют имущественных прав в отношении имущества объединения, однако несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

    Закон не содержит императивных норм о том, что все члены ассоциации (союза) имеют равные права, но предусматривает определенный набор прав их членов (ст. 123 ГК). Можно заключить, что учредительные документы такого объединения, за исключением ассоциаций (союзов) - общественных объединений, могут предусматривать разные категории (ступени) членства, с тем, однако, что любому члену должны предоставляться права, гарантированные ГК, в частности право безвозмездно пользоваться ее услугами.

    5. По смыслу закона учредительные документы не могут предусматривать полное освобождение от ответственности членов ассоциации по ее обязательствам. Если соответствующие положения в учредительных документах отсутствуют, такие обязанности могут быть возложены на участников в порядке, предусмотренном законом (ст. 399 ГК), являются долевыми по характеру распределения между участниками и не ограничены определенной суммой. Поэтому рекомендуется включать в учредительные документы ассоциации (союза) положения о предельном размере и порядке возложения субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации на ее членов. При этом следует учитывать, что вышедший или исключенный член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Таким образом, учредительные документы ассоциации могут ограничивать размер ответственности, но не исключать ее полностью.

    6. Обсуждаемые ограничения в отношении деятельности и состава участников ассоциаций (союзов) позволяют сделать вывод, что объединения для координации деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов целесообразно создавать в форме некоммерческих партнерств, а не ассоциаций (союзов). Эта организационно-правовая форма предоставляет практически неограниченную свободу выбора в отношении организационной структуры, характера деятельности и отношений между участниками. В частности, членами некоммерческого партнерства могут быть как некоммерческие, так и коммерческие организации, а также физические лица. Отсутствует запрет на предпринимательскую деятельность некоммерческого партнерства, участниками которого являются предприниматели, и требование о субсидиарной ответственности членов. Учредительные документы некоммерческого партнерства могут предусматривать право участников на получение части имущества (или его стоимости) в случае выхода или ликвидации партнерства.

    7. Наименование некоммерческих организаций данного вида должно содержать слово "ассоциация" или "союз", а также указание на основной предмет деятельности ее членов. Под "основным предметом деятельности" следует понимать общие черты (характеристики) основной деятельности всех членов объединения как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Иными словами, это та предпринимательская деятельность или общие имущественные интересы, для координации, представления и защиты которых создается ассоциация (союз). В частности, в наименование этих объединений может быть включено указание на вид или территорию хозяйственной деятельности, форму ее осуществления и т. п.


    КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
    ЧАСТИ ПЕРВОЙ

    Статья 121. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
    1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
    Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
    2. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
    Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
    3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
    4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
    5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

    комм. Кудрявцева Г.А.

    1. Комментируемая статья имеет в виду добровольное объединение юридических лиц в ассоциацию (союз) для представления и защиты их общих имущественных интересов. При этом ГК не устанавливает различий между ассоциацией и союзом и употребляет в тексте комментируемой статьи указанные названия как синонимы.
    Предусмотрены два случая создания объединений в форме ассоциаций (союзов): а) сбздание ассоциаций (союзов), объединяющих коммерческие организации, б) создание ассоциаций (союзов), объединяющих общественные и иные некоммерческие организации. Под общественными организациями имеются в виду любые общественные объединения. В обоих случаях результатом объединения должна стать некоммерческая организация. ГК допускает также создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов) - см. п.4 ст.50 ГК .
    2. Ассоциация (союз), объединяющая коммерческие организации, сама может быть только некоммерческой организацией. Основные функции такой некоммерческой организации состоят в осуществлении координации предпринимательской деятельности входящих в нее коммерческих структур, а также представительство и защита их общих имущественных интересов.
    Если такая ассоциация (союз) в основу своей деятельности все же поставит извлечение прибыли, то она должна быть преобразована в порядке реорганизации (см. ст.57 ГК) в хозяйственное общество или товарищество.
    Оставаясь некоммерческой организацией, такая ассоциация (союз) в то же время вправе создать хозяйственное общество или участвовать в хозяйственном обществе. Предпринимательская деятельность не должна входить в число основных целевых задач ассоциации (союза).
    Примером союзов (ассоциаций), создаваемых коммерческими организациями, могут служить, в частности, союзы (ассоциации), создаваемые субъектами малого предпринимательства, которые получают все большую государственную поддержку. Так, в ст.19 Федерального закона от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (в ред. от 21.03.2002) {СЗ РФ. 1995. №25. Ст.2343; 1998. №31. Ст.3826; 2002. №12. Ст.1093.} предусмотрена возможность создания союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» {СЗ РФ. 2002. №48. Ст.4741.} предоставил работодателям право создавать на добровольной основе объединения в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
    Действие Закона об общественных объединениях на некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями, не распространяется (см. ст.2 Закона).
    В качестве своеобразного вида ассоциации (союза) можно рассматривать торгово-промышленные палаты, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты РФ являются российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Правовой статус торгово-промышленных палат определяется Законом РФ от 07.07.1993 №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002) {Ведомости РФ. 1993. №33. Ст.1309, СЗ РФ. 1995 №21. Ст.1930, 2002. №12. Ст.1093.} .
    3. Некоммерческие организации (см. ст.50 ГК), в том числе общественные объединения, также на добровольных началах вправе создавать союзы (ассоциации). Благотворительные организации могут создавать ассоциации (союзы) только для координации, защиты и осуществления благотворительной деятельности.
    Общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, т.е. такое право предоставляется общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям (см. коммент. к ст.117 ГК). Согласно ст.26 Закона о политических партиях политические партии вправе создавать союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица. Структура союзов (ассоциаций), образованных общественными объединениями, часто строится по территориальному признаку, а именно с участием в них объединений, действующих в субъектах РФ. Такие союзы (ассоциации) общественных объединений могут быть общероссийскими, включающими объединения, действующие на территории более половины субъектов РФ, или межрегиональными, включающими объединения, действующие на территории менее половины субъектов РФ. Союзы (ассоциации), создаваемые общественными объединениями, могут быть региональными, т.е. включать объединения, действующие в пределах территории одного субъекта РФ, или местными, т.е. включать объединения, действующие в пределах территории органа местного Самоуправления. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) также с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений.
    4. В комментируемой статье не определены права ассоциации (союза). Отсутствие нормативной разработки прав ассоциации (союза) является существенным пробелом ГК.
    Ассоциации (союзы), представляющие собой общественные объединения, имеют те же права, которые предоставлены этим объединениям законодательством об общественных объединениях, в частности: свободно распространять информацию о целях и задачах своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предоставленном федеральными и иными законами; представлять и защищать свои права и законные интересы своих участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и др. (см. ст.27 Закона об общественных объединениях). В Федеральном законе «Об объединениях работодателей» определены как права объединения работодателей, так и права членов объединения работодателей.
    5. Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) согласно ст.48 ГК обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность (см. ст.399 ГК) по ее обязательствам. При этом размер такой ответственности должен устанавливаться в учредительных документах ассоциации (союза) самими организациями, входящими в ассоциацию (союз).
    6. Пункт 5 комментируемой статьи требует в наименовании ассоциации (союза) наряду с указанием основного предмета деятельности обязательное включение слова «ассоциация» или «союз». Однако следует иметь в виду, что эти термины не всегда обозначают объединение юридических лиц, которое предполагает эта статья. Термин «союз» может употребляться и для объединения физических лиц, например профессиональный союз, союз журналистов и т.д. Такие союзы не подпадают по действие комментируемой статьи.

    В процессе деятельности юридических лиц у них может возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность, например наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции. Некоммерческим организациям объединение может быть необходимо для более эффективного решения своих уставных задач, реализации совместных программ. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (п. 1 ст. 121 ГК, п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).
    Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей.
    Если коммерческие организации - участники союза (ассоциации) возлагают ведение предпринимательской деятельности на само объединение, оно должно быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество либо оно может создать хозяйственное общество для ведения такой деятельности и участвовать в нем. Объединение некоммерческих организаций обладает ограниченным правом осуществления предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей. Прибыль, полученная от такой деятельности, не может быть распределена между участниками союза (ассоциации).
    Имущество, переданное учредителями союзу или ассоциации (например, в виде вступительных, членских взносов, пожертвований), принадлежит такому объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками объединения, а направляется на цели, соответствующие целям объединения. Вопрос о порядке распределения такого имущества должен быть разрешен в учредительных документах объединения.
    Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами (например, получать юридическую помощь). Он имеет право выхода из объединения по окончании финансового года и при этом несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему вкладу в течение 2 последующих лет.
    Законом установлено правило, позволяющее поддерживать "личный" характер отношений между участниками союза (ассоциации) и применять "избирательный" подход к приему новых лиц: новый субъект может стать членом объединения лишь с согласия его участников. Причем учредительные документы объединения могут предусматривать в качестве условия вступления возложение на нового участника субсидиарной ответственности по долгам объединения, возникшим до его приема.
    Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Сами же члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер и порядок возложения этой ответственности должны быть предусмотрены учредительными документами объединения.
    Видом объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата (ТПП), представляющая собой добровольное объединение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, основанное на членстве. Торгово-промышленные палаты создаются с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, в том числе с зарубежными партнерами, а также представления и защиты их интересов (ст. 3 Закона о ТПП). Особым субъектом является Торгово-промышленная палата РФ, членами которой, помимо российских предприятий и предпринимателей, а также их объединений, являются иные палаты, созданные в соответствии с Законом о ТПП.

    Еще по теме § 5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы):

    1. Возможность создавать новые юридические лица (п. 5 ст. 66 ГК РФ), участвовать в некоммерческих организациях. включая ассоциации и союзы юридических лиц (ст. 121 ГК РФ); возможность участвовать в управ.1ении внутренними делами других организаций.