Основным учредительным документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать:

Название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

Структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

Условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

Компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

Порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

Порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Помимо перечисленных обязательных требований в уставе общественного объединения могут предусматриваться и иные положения, не противоречащие законам и относящиеся к деятельности объединения.

Кроме устава высший руководящий орган общественного объединения может принимать и другие учредительные документы: декларации, программные заявления, концепции организации и т.д., затрагивающие вопросы деятельности объединений, не освещенные в его уставе.

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает ограничения на создание и деятельность общественных объединений: «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни».

Примерные устав и положение приводятся в приложениях.

Желательно, чтобы инициативная группа заранее подготовила проект устава (положения) студенческой организации с учетом своих желаний, специфики вуза и местности, где он находится, с учетом пожеланий всех заинтересованных людей. Идеальный вариант, когда проект устава (положения) получат на руки все участники собрания перед его началом.

Принятие устава (положения) осуществляется 2/3 голосов учредителей организации, то есть от тех, кто проголосовал "за" по первому вопросу повестки дня, именно от этого числа считается большинство. Например, за создание организации проголосовало 35

человек. Значит, число учредителей 35. При утверждении устава (положения) студенческой организации "за" проголосовало 31 человека, 2 - "против", 2 - "воздержалось". Таким образом, устав (положение) принято, поскольку 31 человек - это больше 2/3 от 35 человек, хотя при этом в зале на собрании вместе с гостями может присутствовать и 100 человек.

По остальным вопросам, кроме избрания руководящего органа, решения принимаются простым большинством голосов, если иное не будет предусмотрено в уставе (положении) студенческой организации (например, в положении может быть предусмотрено, что руководителем организации (председателем, президентом и т.п.) избирается тот, кто на собрании получит большинство не менее 2/3 голосов).

Еще одно важное правило, которое пригодится при проведении любых собраний организации: если вы выносите на обсуждение достаточно объемный документ, написанный более чем на четырех страницах, то для более эффективного обсуждения и учета всех мнений сначала поставьте на голосование вопрос о том, кто за то, чтобы принять предложенный проект за основу. Если большинство "за", тогда переходят к обсуждению поправок к проекту. Обсуждается и голосуется каждая вносимая поправка (дополнение, изменение), причем поправки лучше принимать и обсуждать по порядку, то есть сначала поправки к первому пункту (или первой главе, разделу) проекта, затем ко второму и т.д. Поправка принимается, если за нее проголосовало большинство членов организации, присутствующих на собрании. После обсуждения всех поправок и принятия по ним решений проект документа с учетом принятых поправок ставится на голосование в целом. Документ в итоге считается принятым с учетом всех поправок, если при голосовании в целом за него опять же таки проголосовало большинство (простое или 2/3) присутствующих членов организации. Последнее голосование необходимо, поскольку после принятия ряда поправок проект может так измениться, что те, кто голосовал за принятие его за основу в первоначальном виде, не согласятся уже с измененным вариантом, считая его принципиально другим.

Следующий вопрос учредительного собрания - утверждение плана мероприятий студенческой организации.

Проект плана инициативная группа должна подготовить заранее.

Несмотря на заранее подготовленный проект плана, роль учредительного собрания ничуть не принижается, поскольку на практике в ходе таких собраний поступают очень интересные предложения, порой в корне меняющие отдельные положения проекта.

Порядок принятия плана аналогичен порядку, описанному для случаев принятия больших документов. Сначала принимается проект плана за основу. Затем рассматриваются все поправки. В итоге ставится на голосование вопрос о принятии плана в целом с учетом утвержденных поправок.

Следующий вопрос повестки дня - избрание руководителя (лидера) организации. Как уже говорилось выше, этот вопрос может не стоять в повестке дня, если в уставе (положении) студенческой организации будет указано, например, что деятельностью организации руководит совет, который из своего состава избирает председателя совета. В этом случае следует сразу переходить к выборам руководящего органа организации, то есть в нашем примере - совета организации.

В уставе (положении) может быть указано на то, что деятельностью организации руководит совет, возглавляемый председателем, который в свою очередь избирается на общем собрании.

Рассмотрим подробнее схему избрания руководителя организации на собрании. Поскольку мы имеем дело с общественной организацией, то надо учитывать то, что, даже если инициативная группа заранее проведет какое-то выдвижение кандидатов на должность руководителя организации, организует что-то вроде предвыборной кампании, все равно главное действо разворачивается на собрании. Ибо согласно уставным нормам любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатур, в том числе и себя. Собрание обязано предоставить каждому кандидату какое-то время для выступления. Если кандидатов достаточно много (более четырех), то имеет смысл ограничить количество выступающих с агитацией за того или иного кандидата, например, не более трех выступающих за кандидата. Можно ограничить и количество выступающих против того или иного кандидата, например, не более трех против кандидата.

Если выдвинутый кандидат взял самоотвод, то имеет смысл его кандидатуру уже не рассматривать и не ставить на голосование.

После обсуждения кандидатур решается вопрос, открыто или тайно будет избираться руководитель. За что проголосует большинство собрания, так в дальнейшем и будет организовано голосование.

Тайное голосование отличается от открытого тем, что в первом случае подготавливаются бюллетени с написанными фамилиями кандидатов, за внесение которых в бюллетень для тайного голосования проголосовало собрание. То есть, прежде чем готовить бюллетени для тайного голосования, собрание принимает решение о внесении в этот бюллетень каждой кандидатуры. Зачем вносить кандидатуру в бюллетень, если собрание заранее большинством голосов выскажется против нее? При голосовании по вопросу внесения кандидатур в бюллетень для тайного голосования каждый член организации вправе голосовать "за" сколько угодно раз.

После того как бюллетени со списком всех кандидатур, внесенных решением собрания (а не всех выдвинутых), подготовлены и розданы участникам собрания, каждый обязан подчеркнуть или поставить "галочку" (или иной знак, который будет оговорен на собрании) около той фамилии, за кандидата которого он голосует. Здесь каждый член организации может проголосовать только за одного кандидата, поскольку вакантная должность только одна.

Бюллетени опускаются в ящик, который предварительно закрыт и опечатан с подписями членов счетной комиссии (при тайном голосовании избрание счетной комиссии обязательно, более того, в члены счетной комиссии не может входить человек, кандидатура которого внесена в бюллетень для голосования).

После того как все проголосовали и опустили бюллетени в ящик для голосования, счетная комиссия вскрывает ящик. Она определяет: не появились ли лишние бюллетени или не того образца, которые выдавались участникам собрания. Затем идет подсчет "нормальных" бюллетеней. Их количество должно быть более 50% от числа участников собрания - членов организации, так как нельзя принимать решение, если при голосовании присутствует не более 50% членов организации или членов руководящего органа, принимающих решение. То есть в нашем примере, если число учредителей было 35, то количество бюллетеней должно быть не менее 18. Далее идет подсчет голосов, поданных за того или иного кандидата. Избранным считается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 от участвовавших в голосовании, если иное большинство не установлено уставом (положением) о студенческой организации. Например, если в нашем случае количество бюллетеней было обнаружено в ящике 18, то выборы состоялись и победителем признается тот, кто набрал хотя бы 12 голосов.

В случае открытого - голосования никакой дополнительной работы проводить не надо. После того как выдвинуты все кандидатуры и нет самоотводов, по каждой кандидатуре проводится голосование, причем можно подсчитывать голоса, поданные только "за". Опять, как и в случае с тайным голосованием, каждый член организации имеет право проголосовать "за" только один раз, поскольку вакантная должность одна. Победителем признается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 членов организации - участников собрания, если иное большинство не установлено в уставе (положении) о студенческой организации. В нашем примере при количестве участников собрания - членов организации 35 человек победу одерживает тот, кто получил не менее 24 голосов.

Вы, наверное, обратили внимание на разницу в том, с каким числом победа приходит при тайном и открытом голосовании. Это связано с тем, что при открытом голосовании все члены организации, присутствующие на собрании, являются участниками голосования, то есть 35 человек и именно от этого числа необходимо набрать большинство. При тайном же голосовании участниками голосования становятся только те, кто опустил бюллетень в ящик для голосования. Именно бюллетень становится фактом "присутствия при голосовании". Те же, кто не опустил бюллетень (а это право есть у каждого члена организации), уже не являются участниками голосования, они как бы по аналогии с открытым голосованием ушли просто из зала, их волеизъявление непонятно ("за" или "против"). Поэтому для определения большинства они уже не учитываются. Самое главное в данном случае, чтобы соблюдался кворум при принятии решения, то есть

Следует обратить внимание на то, что любой участник собрания - член организации вправе проголосовать против всех кандидатов.

В случае если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов для победы, то возможны два выхода из ситуации: либо собрание проводит повторное голосование по двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов по сравнению с другими, либо повторно происходит выдвижение кандидатов, как старых, так и новых, и по ним происходит голосование с соблюдением всей процедуры.

Избранный руководитель организации одновременно считается и избранным в состав руководящего органа организации, так как работу именно этого органа необходимо будет постоянно организовывать. Нельзя быть председателем Совета, не входя в состав самого Совета.

Следующий вопрос учредительного собрания - избрание руководящего (координирующего) органа. Это может быть и совет, и комитет, и бюро, и правление и т.п. Наименование руководящего органа (например, Совет) определяет собрание и фиксирует это в уставе (положении) студенческой организации.

Количественный состав Совета определяет также собрание. В то же время можно вообще не обозначать заранее количественный состав Совета, тогда все избранные в него и будут составлять количество членов Совета.

На практике для организации в 20-40 человек наиболее оптимально избрать в состав Совета 5-7 человек.

Выдвижение кандидатов происходит на собрании, даже если до собрания проводилась какая-то предвыборная кампания. Любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатов, в том числе и себя. Обсуждение кандидатов происходит таким же порядком, как это делалось при обсуждении кандидатов на председателя Совета.

Голосование происходит по каждой кандидатуре отдельно. В случае если заранее определен количественный состав Совета, то каждый участник собрания - учредитель голосует "за" столько раз, сколько членов Совета предусмотрено в его составе. То есть если решено избрать в состав Совета 5 человек, а выдвинуто 8 кандидатур, то каждый заранее для себя перед голосованием должен определиться, по каким четырем кандидатурам или меньшему числу он будет голосовать "за" (пятый член Совета уже избран: им является председатель Совета).

Голосование "против" и "воздержался" в данном случае можно не проводить. Избранными считаются те, кто набрал не менее 2/3 голосов, если иное большинство не предусмотрено для избрания в члены Совета уставом (положением).

УТВЕРЖДЕН Учредительным собранием "___"__________ ____ г. протокол N _____

Устав общественного учреждения патентных поверенных "___________________________"

г. __________ ____ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общественное учреждение "_______________", именуемое в дальнейшем "Учреждение", является не имеющим членства Учреждением, ставящим своей целью оказание услуг патентных поверенных, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

1.2. Полное наименование Учреждения на русском языке: общественное учреждение патентных поверенных "_______________", сокращенное наименование на русском языке: ОУ патентных поверенных "_______________",

Полное наименование на ________________________________________________ (на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации) языке: "_________________________________________________________________", сокращенное наименование на _______________________________________________ (на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации) языке: "___________________________________". 1.3. Учреждение осуществляет свою деятельность в пределах ___________________________________________. (территория, местность) 1.4. Место нахождения Учреждения: _____________________________________ __________________________________________________________________________. (адрес согласно государственной регистрации)

1.5. Учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

1.6. Учреждение создается сроком на ____________________ (или: без ограничения срока).

1.7. Учреждение может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Учреждения, предусмотренными уставом Учреждения, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

1.8. Учреждение имеет круглую печать с полным наименованием Учреждения на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

1.9. Учреждение может иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика Учреждения не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики Учреждения не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в Российской Федерации общественных объединений, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика Учреждения не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика Учреждения подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.10. Учреждение вправе учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды Учреждения не должны иметь аналогичных, схожих названий или внешнего сходства с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

1.11. Учреждение вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.12. Требования устава Учреждения обязательны для исполнения всеми органами Учреждения и его учредителями.

1.13. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник соответствующего имущества.

1.14. Учредителями Учреждения являются патентные поверенные, созвавшие общее собрание, на котором принят настоящий устав Учреждения, были сформированы его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Учредители Учреждения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

1.15. Участниками Учреждения являются физические лица и юридические лица, выразившие поддержку целям Учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (иное может быть предусмотрено уставом).

Участники Учреждения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Целью создания Учреждения является достижение коллективных интересов патентных поверенных и общественных благ в области оформления и охраны интеллектуальных прав.

2.2. Предметом деятельности Учреждения является организационное обеспечение прав патентных поверенных.

2.3. Учреждение может осуществлять (один вид деятельности или несколько видов деятельности):

1) образовывать третейские суды для разрешения споров, возникающих между участниками Учреждения, а также между ними и потребителями оказанных участниками Учреждения услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

2) осуществлять анализ деятельности своих участников на основании информации, представляемой ими Учреждению в форме отчетов в порядке, установленном настоящим уставом (или иным документом, утвержденным решением общего собрания участников Учреждения);

3) представлять интересы участников Учреждения в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4) организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников участников Учреждения;

5) обеспечивать информационную открытость деятельности своих участников, публиковать информацию об этой деятельности в порядке, установленном внутренними документами Учреждения;

6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью своих участников в части соблюдения ими требований правил и условий участия в Учреждении;

7) рассматривать жалобы на действия участников Учреждения и дела о нарушении его участниками требований правил и условий участия в Учреждении;

8) ____________________________________________________________.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься Учреждение.

2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Учреждением только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

2.5. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

2.6. Учреждение может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые Учреждением хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2.7. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между учредителями или участниками и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

2.8. Учреждение может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями.

2.9. Учреждение может создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

2.10. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность Учреждения.

2.11. В интересах достижения своей цели Учреждение может создавать другие некоммерческие Учреждения и вступать в другие общественные объединения и некоммерческие Учреждения.

2.12. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Учреждения со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью Учреждения.

3. СТРУКТУРА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Высшим руководящим органом Учреждения является общее собрание учредителей (далее - "общее собрание").

Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом управления Учреждения является Правление, выбираемое общим собранием и ему подотчетное.

3.2. Основная функция общего собрания - обеспечение соблюдения Учреждением целей, в интересах которых оно было создано.

3.3. Управление Учреждением и его имуществом осуществляется лицом, назначенными учредителями, - директором (исполнительным директором и т.д.).

3.4. В Учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного Учреждения и потребителями его услуг, - наблюдательный совет.

Наблюдательный совет может определять содержание деятельности Учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом Учреждения (иное может быть установлено уставом или учредителями).

3.5. К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:

1) изменение устава Учреждения;

2) определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования его имущества;

3) образование правления Учреждения и досрочное прекращение его полномочий;

4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5) утверждение финансового плана Учреждения и внесение в него изменений;

6) создание филиалов и открытие представительств Учреждения;

7) участие в других организациях и общественных объединениях;

8) реорганизация и ликвидация Учреждения;

9) ___________________________________________________________________. (иные вопросы)

3.6. Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

3.7. Каждый учредитель Учреждения обязан присутствовать на общем собрании и принимать участие в его работе.

3.9. Общее собрание учредителей Учреждения правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.

3.10. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.

3.11. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции общего собрания принимается единогласно.

Вариант: Решение общего собрания по вопросу реорганизации Учреждения принимается единогласно. По остальным вопросам исключительной компетенции общего собрания решение принимается квалифицированным большинством три четверти (или две третьих) голосов от общего числа (или присутствующих на собрании) голосов учредителей Учреждения.

3.12. На общих собраниях ведется протокол.

3.13. К компетенции Правления относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления Учреждением.

Правление регулярно информирует учредителей Учреждения о деятельности Учреждения.

3.14. Работу Правления организует избранный на заседании Правления Председатель Правления. На заседаниях Правления ведется протокол.

3.15. Председатель Правления действует от имени Учреждения без доверенности.

3.16. Правление находится по месту нахождения Учреждения.

4. ПРАВА УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. Для осуществления уставных целей Учреждение вправе:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих учредителей и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

5.1. Учреждение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Учреждения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Учреждения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц Учреждения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью Учреждения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5.2. Учреждение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от Учреждения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

6. СОБСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ

6.1 Учреждение может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения уставной деятельности Учреждения.

В собственности Учреждения могут также находиться издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного Учреждения в соответствии с его уставными целями.

6.2. Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности Учреждения.

6.3. Имущество Учреждения формируется на основе добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом Учреждения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности Учреждения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности Учреждения; других не запрещенных законом поступлений.

6.4. В отношении закрепленного учредителями за Учреждением имущества оно осуществляет право оперативного управления указанным имуществом, а также осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями.

6.5. Учреждение, владеющее имуществом на праве оперативного управления, может быть собственником созданного и (или) приобретенного им иными законными способами имущества.

6.6. Учредитель (учредители) - собственник (собственники) имущества, переданного Учреждению, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

6.7. При переходе права собственности на имущество, закрепленное за Учреждением, к другому лицу Учреждение сохраняет право оперативного управления указанным имуществом.

6.8. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных ему по смете, без письменного разрешения собственника.

6.9. Доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.

7. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Учреждение ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.2. Учреждение предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям Учреждения и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Учреждении, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Учреждения, представляемых учредителям Учреждения, кредиторам и в средства массовой информации, несет Правление.

7.4. Учреждение хранит следующие документы:

Договор о создании Учреждения;

Устав Учреждения, изменения и дополнения, внесенные в устав Учреждения, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Учреждения, документ о государственной регистрации Учреждения;

Документы, подтверждающие права Учреждения на имущество, находящееся на его балансе;

Внутренние документы Учреждения;

Положение о филиале или представительстве Учреждения;

Годовые отчеты;

Документы бухгалтерского учета;

Документы бухгалтерской отчетности;

Протоколы общих собраний, заседаний Правления, ревизионной комиссии (ревизора) Учреждения;

Заключения ревизионной комиссии (ревизора) Учреждения, аудитора Учреждения, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

Иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;

Иные документы: _____________________________________________;

Иные документы, предусмотренные внутренними документами Учреждения, решениями общего собрания, Правления Учреждения, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Учреждение обязано обеспечить учредителям Учреждения доступ к указанным выше документам.

7.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе _____ учредителей сроком на ____________________. Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также промежуточное избрание ее новых членов не являются основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для работы ревизионной комиссии Учреждения избирается ее председатель.

Учреждение вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.

7.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Учреждения включает следующие полномочия:

Проверку (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания (наблюдательного совета) или по требованию учредителя Учреждения;

Истребование у органов управления Учреждения документов о финансово-хозяйственной деятельности;

Созыв общего собрания;

Составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:

Подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документов Учреждения;

Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

- ____________________________________________________________________; (иные сведения) - ____________________________________________________________________. (дополнение компетенции ревизионной комиссии в пределах цели ее образования - контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения)

7.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) Учреждения определяется внутренним документом Учреждения - положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.

7.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) Учреждения в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.

Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.

7.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Учреждения общее собрание назначает и утверждает аудитора Учреждения.

7.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Учреждением и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется общим собранием.

7.11. Государственные органы контролируют деятельность Учреждения в соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об общественных объединениях".

8. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕУЧРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

8.1. Деятельность Учреждения может быть приостановлена в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

8.2. Учреждение может быть реорганизовано в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

8.3. Учреждение может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ст. ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований ст. ст. 18 - 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

8.4. Учреждение может быть ликвидировано принудительно в соответствии со ст. 26 или ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

8.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения. Правление прекращает свою деятельность.

8.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения "____________________"; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив ____________________, на территории которого находится Учреждение. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.

8.7. При ликвидации Учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых оно была создано, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием Учреждения (такой порядок может быть установлен в уставе).

8.8. В случае если использование имущества ликвидируемого Учреждения, в соответствии с его учредительными документами, не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

9. СВЕДЕНИЯ О ФИЛИАЛАХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ

9.1. В Учреждения создан ____________________ филиал по адресу: _________________________.

9.2. ____________________ филиал Учреждения выполняет следующие функции:

9.3. В Учреждения открыто ____________________ представительство по адресу: _________________________.

9.4. ____________________ представительство Учреждения выполняет следующие функции:

- _____________________________________________________________;

- _____________________________________________________________.

10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

10.1. Вопрос о внесении изменений и дополнений в устав Учреждения выносится на рассмотрение общего собрания по инициативе Правления или по инициативе не менее чем одной трети (____ процентов и т.д.) учредителей Учреждения.

10.2. Изменения и дополнения к уставу, утвержденные общим собранием, подлежат государственной регистрации.

10.3. Государственная регистрация изменений и дополнений к уставу Учреждения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

10.4. Изменения и дополнения к уставу Учреждения вступают в силу с момента их государственной регистрации.

Если граждане готовы объединиться между собой ради общей цели, они создают общественную организацию . Объединение проходит на добровольной основе, для регистрации в налоговом органе участникам необходимо собрать документы. В их число входит устав организации — главный учредительный документ, содержащий максимум информации о создаваемой организации.

Основу для деятельности общественной организации составляет ГК РФ (ст. 50, 52 и 117), а также 82-ФЗ от 1995 года. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что в уставе юридического лица необходимо отражать:

  • местонахождение;
  • порядок управления деятельностью организации;
  • иные данные.

Типовой устав общественной организации – это учредительный документ, который создается для обществ, занимающихся аналогичным видом деятельности.

Правила регистрации

Для регистрации устава необходимо собрать дополнительные документы, правильно их оформить. Учредительный документ оформляется на бумаге А4, русским языком, в точном соответствии с правилами делопроизводства.

В налоговый орган подается заявление о регистрации организации, определив ее наименование. В заявлении на регистрации указываются данные по принятию устава , в частности, дата и место, а также орган, который принял учредительный документ общественной организации.

Разрабатывается устав в 2 экземплярах. В документе полностью прописывается компетенция участников ОО, условия приема в организацию и выхода из нее.

Условиями могут быть:

  • возрастной показатель человека;
  • согласие осуществлять периодические платежи;
  • профессиональная деятельность человека;
  • принадлежность к определенной категории населения.

Правом вступления в общественную организацию обладают граждане, достигшие 16 лет. Если в уставе прописано, что с разрешения законных представителей вступить в общество могут дети более раннего возврата, то это можно сделать, если родители не против.

Все страницы устава должны быть пронумерованы, на последнем листе фиксируется общее число листов, стоит печать.

Образцы

В уставе обязательно должна быть прописана цель и функция общественной организации. Например, детский устав, школьный и т.д. Кроме того, в уставе должен быть определен правовой статус организации (региональный устав), с указанием территории, на которую он будет распространять действие, а также контактные данные участников общества.

Оформление отчетности

№402-ФЗ устанавливает, что общественные организации и их подразделения, не осуществляющие коммерцию, должны сдавать раз в год по отчетному периоду документы в упрощенном составе:

  • баланс;
  • документ о прибылях, убытках;
  • отчет о целевом применении полученных средств.

Отчет присылается в подразделение Минюста (региональное). Основная суть отчета заключается в том, что объединение не получало денежных средств от зарубежных компаний.

Остальная отчетность ОО:

  • НДС, налог на имущество – каждый квартал;
  • НДФЛ – если были выплаты физлицам.

Договоры ОО

Чаще всего некоммерческие организации заключают договора :

  • возмещенного оказания услуг;
  • пользования имуществом;
  • поставка, купля-продажа.

Кроме того, с некоммерческими организациями заключаются иные гражданско-правовые договоры :

  • поручения;
  • хранения;
  • комиссии.

Контрагент обязан убедиться в том, что заключенный с НКО договор отвечает ее уставным целям.

Постановления и протоколы

Постановление выносится коллегиальным органом управления общественной организации. Документ имеет распорядительный характер, включает два раздела: констатирующий и распорядительный . Решение подписывает председатель и секретарь.

Форма протокола не утверждена специально для общественных объединений, поэтому при оформлении этого документа они ссылаются на практике на форму протокола, принятого для АО (ст. 63 соответствующего закона).

Таким образом, протокол, изданный в ОО, должен содержать в себе сведения:

  • место проведения собрания;
  • дата проведения собрания;
  • инициалы и фамилия председательствующего лица;
  • повестка дня;
  • главные положения выступлений участников собрания;
  • вопросы, поставленные на голосование;
  • итоги голосования;
  • принятые собранием решения.

На заседании сначала составляется черновик этого документа. Потом, не позднее трех дней, его внимательно перечитывают и создают чистовик, который подписывается председательствующим и секретарем. Оформление протоколов происходит на А4 (общий бланк организации).

Письма

Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.

Составление писем включает в себя несколько этапов:

  1. Изучение сути вопроса, планируемого к отображению в письме. Включает в себя сбор сведений по существу.
  2. Подготовка проекта письма, его написание.
  3. Согласование проекта.
  4. Подписание чистовика руководителем.
  5. Регистрация, отправление письма.

Бланк письма включает реквизиты:

  1. Логотип ОО.
  2. Наименование ОО.
  3. Данные об организации (адреса, телефоны, факс).
  4. Дата, регистрационный номер.
  5. Адресат.
  6. Заголовок.
  7. Текст.
  8. Отметка о наличии приложения.
  9. Подпись.
  10. Данные об исполнителе.

Требования к письму:

  • лаконичность;
  • грамотность;
  • краткость изложения;
  • ясность;
  • объективность;
  • одноаспектность;
  • последовательность;
  • убедительность;
  • корректность.

Письмо включает в себя две части — это вводная и главная . Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.

В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.

Виды писем:

  • просьба;
  • предложение;
  • приглашение;
  • ответ;
  • извещение;
  • напоминание;
  • рекламация;
  • информационное;
  • сопроводительное;
  • гарантийное;
  • подтверждение.

Распоряжения

Распоряжение – это акт, который издается для решения срочных и проходящих вопросов. Его ратифицирует руководитель ОО. Распоряжения руководителя могут касаться вопросов:

  • кадрового делопроизводства;
  • экономических.

Оформляют распоряжение аналогично приказам ОО. Текст распоряжения включает в себя две части — это констатирующая и распорядительная, начинающаяся со словами «предлагаю». Распоряжение нумеруются по порядку в пределах отчетного года.

Как создать общественную организацию, можно узнать на данном видео.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Региональная общественная организация «___________», именуемая в дальнейшем «Организация», является основанным на членстве общественным объединением, созданным по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в настоящем Уставе.

1.2. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и руководствуется в своей деятельности общепризнанными международными принципами, нормами и стандартами.

1.3. Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

1.4. Организация может вступать в союзы (ассоциации) общественных объединений.

1.5. Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

1.6. Организация может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском судах, в интересах достижения уставных целей совершать сделки, соответствующие уставным целям Организации и законодательству РФ, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Организация имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, а также круглую печать, штамп, эмблемы, бланки со своим наименованием и другую символику, зарегистрированную в установленном законом порядке.

1.7. Деятельность Организации является гласной, а информация о ее учредительных и программных документах — общедоступной.

1.8. Регион деятельности Организации: ___________________.

1.9. Местонахождение постоянно действующего руководящего органа Организации (Правления): _____________________________________.

2. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Целями Организации являются _________________________.

2.2. Для достижения уставных целей Организация в соответствии с действующим законодательством РФ _____________________________.

Лицензионные виды деятельности осуществляются только после получения лицензии в порядке, установленном законодательством РФ. Организация в пределах своей компетенции сотрудничает со всеми заинтересованными предприятиями, общественными и научными организациями, органами законодательной и исполнительной власти, зарубежными и международными организациями и иными юридическими и физическими лицами.

2.3. Организация вправе заниматься предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей и соответствует им.

2.4. Организация самостоятельно определяет направления своей деятельности, стратегию культурного, эстетического, экономического, технического и социального развития.

2.5. Организация вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

2.6. Физические и юридические лица (общественные объединения) могут принимать участие в деятельности Организации как путем внесения добровольных пожертвований, предоставления в безвозмездное пользование имущества, так и путем оказания организационного, трудового и иного содействия Организации при осуществлении ею своей уставной деятельности.

2.7. Организация обязана:

— соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также нормы, предусмотренные ее учредительными документами;

— ежегодно информировать орган, принимающий решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях;

— представлять по запросу органа, принимающего решение о государственной регистрации, решения руководящих органов и должностных лиц Фонда, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

— допускать представителей органа, принимающего решение о государственной регистрации, на проводимые Фондом мероприятия;

— оказывать содействие представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации, в ознакомлении с деятельностью Фонда в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

— ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

— информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых Организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Членами Организации могут быть достигшие 18 лет граждане РФ, а также юридические лица — общественные объединения.

3.2. Прием граждан в число членов Организации осуществляется на основании заявления вступающего гражданина, общественного объединения — на основании решения его руководящего органа. Прием в число членов Организации проводится по решению Общего собрания, если за него проголосовало большинство присутствующих.

Члены Организации имеют равные права и несут равные обязанности.

3.3. Члены Организации имеют право:

— получать информацию о деятельности Организации;

— вносить на рассмотрение Правления Организации и должностных лиц Организации любые предложения о совершенствовании ее деятельности;

— участвовать в мероприятиях, осуществляемых Организацией;

— избирать и быть избранными в выборные органы;

— свободно выйти из состава членов Организации.

3.4. Члены Организации обязаны:

— содействовать работе Организации;

— воздерживаться от всякого действия (бездействия), могущего нанести вред деятельности Организации;

— выполнять решения Общего собрания и Правления Организации, принятые в рамках их компетенции;

— соблюдать Устав Организации.

3.5. Члены Организации прекращают свое членство в Организации путем подачи заявления (решения) в Правление Организации.

3.6. Член Организации считается выбывшим из состава Организации с момента подачи заявления (решения).

3.7. Члены Организации могут быть исключены из Организации за нарушение Устава, а также за действия, дискредитирующие Организацию, наносящие ей моральный или материальный ущерб.

3.8. Исключение членов проводится по решению Общего собрания Организации большинством не менее 2/3 голосов от числа присутствующих на Общем собрании членов.

4. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

4.1. Высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов Организации.

Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Общего собрания правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации.

4.2. Внеочередное Общее собрание может быть созвано по решению:

— Президента Организации;

— Правления Организации;

— Ревизионной комиссии (Ревизора);

— 1/3 членов Организации.

4.3. Общее собрание правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности Организации.

К исключительной компетенции Общего собрания относится:

— утверждение Устава Организации, внесение дополнений и изменений в него с их последующей регистрацией в установленном законом порядке;

— избрание Президента Организации, Правления Организации, Ревизионной комиссии (Ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового плана и бюджета Организации и ее годового отчета;

— определение размера и порядка уплаты вступительных и членских взносов членами Организации;

— принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций со статусом юридического лица, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств Организации;

— решение вопросов о реорганизации и ликвидации Организации и создании ликвидационной комиссии.

Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации. Решения принимаются открытым голосованием.

При отсутствии кворума Общее собрание может быть перенесено на срок до 15 дней. Повторное собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 1/3 членов Организации. Если на повторном Общем собрании присутствует менее половины членов Организации, собрание вправе решить любой вопрос, относящийся к его компетенции, за исключением утверждения Устава, дополнений и изменений к нему, а также принятия решений о реорганизации и ликвидации Организации.

Решение по всем вопросам принимается Общим собранием простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов Организации. Решения по вопросам о реорганизации и ликвидации, о внесении дополнений и изменений в Устав Организации принимаются квалифицированным большинством голосов — не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на Общем собрании членов Организации.

4.4. Для практического текущего руководства деятельностью Организации в период между созывом Общего собрания избирается Правление Организации — постоянно действующий руководящий орган Организации.

4.5. Правление Организации избирается Общим собранием сроком на 3 года из числа членов Организации в количестве, установленном Общим собранием.

4.6. Правление Организации может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий может быть поставлен на рассмотрение Общим собранием по требованию не менее 1/3 членов Организации.

4.7. Правление Организации:

— контролирует и организует работу Организации, осуществляет контроль за выполнением решений Общего собрания;

— рассматривает и утверждает смету расходов Организации;

— распоряжается имуществом Организации;

— утверждает штатно-должностное расписание;

— готовит вопросы для обсуждения на Общем собрании Организации;

— ежегодно информирует регистрирующий орган о продолжении деятельности Организации с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Организации в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

— осуществляет прием и исключение участников Организации;

— решает любые другие вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции Общего собрания Организации.

Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них более 50% членов Правления.

4.9. Президент Организации избирается Общим собранием сроком на 3 года.

Президент Организации:

— подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел Организации и правомочен решать все вопросы деятельности Организации, которые не отнесены к исключительной компетенции Общего собрания и Правления Организации;

— без доверенности действует от имени Организации, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях как на территории РФ, так и за рубежом;

— принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности Организации;

— распоряжается в пределах утвержденной Правлением сметы средствами Организации, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени Организации, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;

— решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности Организации;

— принимает на работу и увольняет должностных лиц администрации Организации, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым Правлением;

— несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Организации в соответствии с ее уставными целями.

4.10. Председатель Правления избирается на заседании Правления из числа его членов сроком на 3 года.

Председатель Правления:

— подотчетен Президенту и Правлению Организации, правомочен решать все вопросы деятельности Организации, которые не отнесены к исключительной компетенции Общего собрания, Президента и Правления Организации;

— замещает Президента Организации в его отсутствие;

— принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Организации;

— организует подготовку и проведение заседаний Правления;

— осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств Организации;

— организует бухгалтерский учет и отчетность;

— несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.

5. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ (РЕВИЗОР)

5.1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации осуществляет Ревизионная комиссия (Ревизор), избираемая(ый) Общим собранием из числа членов Организации сроком на два года.

5.2. Ревизионная комиссия (Ревизор) осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации не реже одного раза в год.

5.3. Ревизионная комиссия (Ревизор) вправе требовать от должностных лиц Организации предоставления всех необходимых документов и личных объяснений.

5.4. Ревизионная комиссия (Ревизор) представляет результаты проверок Общему собранию Организации после обсуждения их на заседании Правления.

6. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

6.1. Организация вправе открывать филиалы и представительства на территории РФ с соблюдением требований законодательства.

6.2. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом Организации и действуют на основе Положения, утвержденного Общим собранием. Имущество филиала и представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе Организации.

6.3. Руководители филиалов и представительств назначаются Общим собранием Организации и действуют на основании доверенности, выданной Президентом Организации.

7. ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

7.1. Организация может иметь в собственности здания, строения, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, транспорт, оборудование, инвентарь, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения уставной деятельности Организации.

7.2. В собственности Организации могут также находится учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Организации в соответствии с ее уставными целями.

7.3. Организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание. Члены Организации не отвечают по обязательствам Организации, равно как и Организация не отвечает по обязательствам членов Организации.

7.4. Источниками формирования имущества Организации являются:

— добровольные взносы и пожертвования, благотворительные и спонсорские поступления от граждан и юридических лиц;

— вступительные и членские взносы;

— кредиты банков;

— отчисления учрежденных Организацией хозяйственных организаций;

— поступления от мероприятий, проводимых Организацией, в том числе зрелищных, спортивных и т.п.;

— доходы от предпринимательской деятельности;

— доход от внешнеэкономической деятельности;

— поступления от других источников, не запрещенных действующим законодательством.

7.5. Организация не преследует цели извлечения прибыли; доходы от предпринимательской деятельности Организации направляются на достижение уставных задач Организации и не подлежат перераспределению между членами Организации.

7.6. Члены Организации не имеют прав собственности на долю имущества, принадлежащую Организации.

8. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Реорганизация Организации осуществляется по решению Общего собрания, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Организации.

8.2. Имущество Организации переходит после ее реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

8.3. Организация может быть ликвидирована либо по решению Общего собрания, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Организации, либо по решению суда. Ликвидация или реорганизация Организации осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

8.4. Имущество и средства Организации при ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов, направляются на уставные цели Организации и не подлежат перераспределению между ее членами.

8.5. Документы Организации по личному составу после ликвидации Организации передаются на хранение в установленном законом порядке в Государственный архив.

8.6. Решение о ликвидации Организации направляется в зарегистрировавший Организацию орган для исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

8.7. Ликвидация Организации считается завершенной, а Организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

9.1. Изменения и дополнения в Устав, утвержденные Общим собранием, подлежат государственной регистрации.

9.2. Государственная регистрация изменений и дополнений в Устав Организации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. Изменения и дополнения в Устав Организации вступают в силу с момента их государственной регистрации.

Общероссийской общественной организации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общероссийская общественная организация «», именуемая в дальнейшем Организация, является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан и юридических лиц – общественных объединений.

1.2. Полное наименование Организации на русском языке: Общероссийская общественная организация «», сокращенное наименование на русском языке: РОО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».

1.3. Организация осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

1.4. Место нахождения Организации: .

1.5. Организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

1.6. Организация создается без ограничения срока.

1.7. Организация может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Организации, предусмотренными уставом Организации, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

1.8. Организация имеет круглую печать с полным наименованием Организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

1.9. Организация может иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика Организации не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика Организации не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика Организации подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.10. Организация вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.11. Требования устава Организации обязательны для исполнения всеми органами Организации и ее членами.

1.12. Организация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Организации не несут ответственность по обязательствам Организации. Организация не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Организации.

1.13. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Целью создания Организации является защита общих интересов ее членов в области .

2.2. Предметом деятельности Организации является: .

2.3. Организация осуществляет следующую деятельность (или несколько видов деятельности):.

2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Организацией только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

2.5. Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется Организацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими законодательными актами Российской Федерации.

2.6. Организация вправе создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.7. В интересах достижения своей цели Организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в другие общественные объединения и некоммерческие организации.

2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Организации со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью Организации.

2.9. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иным законодательством Российской Федерации.

2.10. Организация в соответствии с действующим законодательством может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями.

2.11. Организация принимает участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ ЧЛЕНСТВА

3.1. Членами Организации могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения: .

3.2. Условием членства в Организации является: .

3.3. Принятие в состав Организации новых членов осуществляется на основании: .

3.4. Новый член принимается в Организацию при представлении необходимых документов, указанных в п.3.3, и выполнения условий, указанных в п.3.2 устава, по решению общего собрания членов Организации.

3.5. Основания для выхода из состава Организации или утраты членства (исключения из членов) Организации:

3.6. Оформление выхода из членов Организации производится в течение дней с момента представления необходимых документов и выполнения требований, указанных в п.3.5.1 устава, по решению общего собрания членов Организации.

3.7. Оформление исключения из состава Организации или утраты членства производится в течение дней с момента представления необходимых документов или иных обстоятельств, указанных в п.3.5.2 устава, по решению общего собрания членов Организации.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Члены Организации вправе:

  • участвовать в управлении делами Организации в порядке, установленном уставом и иными нормативными актами Организации;
  • избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Организации;
  • в установленном порядке получать информацию о деятельности Организации;
  • передавать Организации имущество или права пользования имуществом, нематериальные права.

4.2. Член Организации вправе по своему усмотрению выйти из Организации. При выходе член Организации (не) вправе требовать возврата ему внесенного им имущества, прекращения предоставленных им прав пользования имуществом и (или) нематериальных прав, а также передачи ему части имущества организации в следующем порядке: . В отношении исключенного члена или утратившего членство Организации применяются правила, применяемые к членам, выходящим из Организации по своему усмотрению.

4.3. Вступление в Организацию нового члена не может быть обусловлено его ответственностью по обязательствам Организации, возникшим до его вступления.

4.4. Члены Организации обязаны:

  • соблюдать положения устава Организации, иных нормативных актов Организации, выполнять решения руководящих органов Организации;
  • принимать участие в деятельности Организации;
  • своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя по отношению к Организации обязательства;
  • предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Организации;
  • оказывать Организации содействие в ее деятельности.

4.5. Члены Организации могут иметь также иные права и нести иные обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами Организации, а также заключенными с Организацией договорами.

5. СТРУКТУРА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Высшим руководящим органом Организации является общее собрание (Конференция, Съезд) членов Организации (далее – общее собрание). Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом управления Организации является правление, выбираемое общим собранием и ему подотчетное.

5.2. Основная функция общего собрания – обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она была создана.

5.3. К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:

  1. изменение устава Организации;
  2. определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  3. образование правления Организации и досрочное прекращение его полномочий;
  4. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  5. утверждение финансового плана Организации и внесение в него изменений;
  6. создание филиалов и открытие представительств Организации;
  7. участие в других организациях;
  8. реорганизация и ликвидация Организации;

5.4. Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

5.5. Каждый член Организации обязан присутствовать на общем собрании и принимать участие в его работе.

5.7. Общее собрание членов Организации правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины ее членов.

5.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании.

5.9. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции общего собрания принимается единогласно.

5.10. На общих собраниях ведется протокол.

5.11. Для практического текущего руководства деятельностью Организации в период между созывами общих собраний избирается правление Организации – постоянно действующий руководящий орган Организации.

5.12. Правление Организации избирается общим собранием сроком на ___ лет (года) из числа членов Организации в количестве, установленном общим собранием.

5.13. Правление Организации может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий может быть поставлен на общем собрании по требованию не менее 1/3 его членов.

5.14. К компетенции правления относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления Организацией.Правление регулярно информирует членов Организации о деятельности Организации.

5.15. Работу правления организует избранный на заседании правления председатель правления. На заседаниях правления, проводимых не реже в , ведется протокол.

5.16. Председатель правления действует от имени Организации без доверенности.

5.17. Правление находится по месту нахождения Организации.

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.2. Организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, членам Организации и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Организации, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Организации, представляемых членам Организации, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

6.4. Организация хранит следующие документы:

  • устав Организации, изменения и дополнения, внесенные в устав Организации, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Организации, документ о государственной регистрации Организации;
  • документы, подтверждающие права Организации на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы Организации;
  • положение о филиале или представительстве Организации;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) Организации;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) Организации, аудитора Организации, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
  • иные документы, предусмотренные внутренними документами Организации, решениями общего собрания, правления Организации, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Организация обязана обеспечить членам Организации доступ к указанным выше документам.

6.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Организации общим собранием избирается из числа членов Организации ревизионная комиссия в составе ___ членов сроком на год. Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель.

6.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Организации включает следующие полномочия:

  • проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Организации по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию члена Организации;
  • истребование у органов управления Организации документов о финансово-хозяйственной деятельности;
  • созыв общего собрания;
  • составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
    • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Организации;
    • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

6.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) Организации определяется внутренним документом Организации – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.

6.8. По решению общего собрания членам ревизионной комиссии (ревизору) Организации в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.

6.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации общее собрание назначает и утверждает аудитора Организации.

6.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Организациям и аудитором договора. Размер оплаты услуг аудитора определяется общим собранием.

6.11. Государственные органы контролируют деятельность Организации в соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях».

7. ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

7.1. Организация может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения своей деятельности, указанной в уставе. В собственности Организации могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Организации в соответствии с ее уставными целями.

7.2. Имущество Организации формируется на основе вступительных и членских взносов. Иными источниками формирования имущества Организации в денежной и иных формах являются:

  • добровольные взносы и пожертвования;
  • поступления от проводимых Организацией лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от гражданско-правовых сделок;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности Организации;
  • долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности Организации;
  • другие, не запрещенные законом доходы и поступления.

7.3. Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов Организации устанавливается общим собранием Организации

7.4. Доходы от предпринимательской деятельности Организации не могут перераспределяться между членами Организации и должны использоваться только для достижения уставных целей.

7.5. Организация принимает пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» и законодательством Российской Федерации о выборах.

7.6. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам за участие в общем собрании, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в общем собрании.

7.7. За счет целевых взносов членов и полученной прибыли Организация создает следующие фонды:

  • капитальных вложений;
  • оплаты труда;
  • представительский, резервный и другие – по решению общего собрания членов Организации.

7.8. Состав, назначение, размеры и порядок образования и направления расходования соответствующих фондов определяются решением общего собрания членов Организации.

7.9. Размер и порядок уплаты членами целевых взносов устанавливаются общим собранием Организации.

7.10. Собственность Организации охраняется законом.

7.11. Допускается использование Организацией своих средств на благотворительные цели.

8. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Деятельность Организации может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».

8.2. Организация может быть реорганизована в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об общественных объединениях».

8.3. Организация может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

8.4. Организация может быть ликвидирована принудительно в соответствии со статьей 26 или статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

8.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Правление прекращает свою деятельность.

8.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Организация. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии с требованиями архивных органов.

8.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием Организации (такой порядок может быть установлен в уставе).

8.8. В случае если использование имущества ликвидируемой Организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

9.1. Вопрос о внесении изменений и дополнений в устав Организации выносится на рассмотрение общего собрания по инициативе правления или по инициативе не менее чем одной трети членов Организации.

9.2. Изменения и дополнения к уставу, утвержденные общим собранием, подлежат государственной регистрации.

9.3. Государственная регистрация изменений и дополнений к уставу Организации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

9.4. Изменения и дополнения к уставу Организации вступают в силу с момента их государственной регистрации.