Принципы формирования комиссий:

  1. Иерархический (Центральная комиссия, комиссия головной организации, комиссия дочернего общества и т.д.).
  2. По предмету закупки. (Комиссия по закупке ТМЦ, Комиссия по закупке НИР).
  3. По процедурам закупки (конкурсные, аукционные, котировочные комиссии или комиссии, отвечающие за несколько типов процедур) .
  4. По сроку действия: постоянно действующие, временные, для проведения конкретной закупки.

В Положении о закупке обязательно должны быть прописаны определение закупочной комиссии, ее цели, задачи и функции.


Цели, задачи и принципы работы комиссии

Цель - коллегиально определить победителя, с которым будет заключен договор.

Задачи комиссии:

  • проверить заявки участников на соответствие требованиям извещения и документации;
  • выбрать победителя закупки в соответствии с порядком, установленным в извещении/документации.

Принципы : коллегиальность и объективность принятия решений.

Базовые функции работы комиссии:

  • принятие решения о переносе сроков проведения процедуры в связи с отсутствием кворума комиссии;
  • ответы на запросы о разъяснении положений извещения и документации, с привлечением при необходимости специалистов иных органов, структурных подразделений;
  • запрос о разъяснении положений заявок участников, в том числе запрос дополнительных документов и сведений;
  • привлечение экспертов для оценки и выбора победителей;
  • принятие решения о допуске/отказе в допуске участника закупки;
  • исправление ошибок в заявках участников в соответствии с установленном порядке;
  • анализ экспертных заключений, оценка участников;
  • принятие решения о /уторговывания;
  • проведение переговоров с участниками;
  • принятие решения о выборе победителя закупочной процедуры;
  • принятие решения об отказе от проведения закупочной процедуры;
  • принятие решения об отстранении участника закупки от участия в процедуре закупки на любом этапе ее проведения при установлении факта нарушения участником закупки требований, зафиксированных в извещении/документации о закупке;
  • принятие решения о завершении процедуры без выбора победителя;
  • предварительное согласование извещения и документации о закупке либо существенных условий закупки;
  • согласование изменений договоров, заключенных по результатам конкурентных закупок.
  • осуществление иных функции, предусмотренных, локальными нормативными актами, организационно-распорядительными документами.

Состав комиссии

Традиционно выделяются несколько ролей в составе комиссии:

1. Председатель комиссии . Помимо функций члена комиссии выполняет ряд «специальных» обязанностей:

  • осуществляет общее руководство работой комиссии;
  • объявляет заседание правомочным или выносит решение о переносе заседания ввиду отсутствия кворума комиссии;
  • открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • назначает члена комиссии, осуществляющего вскрытие конвертов с заявками на участие, поданных на соответствующую процедуру (при проведении закупки без использования функционала ЭТП);
  • оглашает сведения, подлежащие объявлению на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
  • проводит процедуру переторжки (при проведении закупки без использования функционала ЭТП);
  • определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов;
  • выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе комиссии экспертов.

2. Заместитель председателя комиссии . В случае отсутствия председателя выполняет его функции. В иных случаях выполняет функции члена комиссии.

3. Члены комиссии:

  • знакомятся с материалами, относящимися к процедуре закупки, в том числе, документами, составленными при проведении процедур закупки;
  • принимают решения в соответствии с правилами проведения процедуры закупки, установленными документацией процедуры закупки и ;
  • формируют собственное мнение относительно допуска, отказа в допуске участника к участию в процедуре закупки;
  • осуществляют оценку и сопоставление заявок участников процедур закупки согласно методике оценки, установленной в документации процедуры закупки.

4. Секретарь комиссии :

  • осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний комиссии;
  • ведет протоколы заседаний комиссии;
  • информирует членов комиссии о заседаниях комиссии уведомлениями, содержащими, в том числе, повестку заседания комиссии;
  • обеспечивает своевременное направление членам комиссии материалов по вопросам повестки заседания;
  • информирует лицо, имеющее право произвести замену комиссии о том, что член комиссии не имеет возможности присутствовать на заседании комиссии.
  • включать в состав комиссии нечетный состав членов комиссии с «правом голоса» (3, 5 человек и более);
  • количество членов комиссии и профиль их деятельности должны быть адекватны предмету закупки. Количество членов комиссии не ограничено, но не рекомендуется включать слишком расширять состав комиссии;
  • формировать «резервный» состав комиссии. В приказе о создании комиссии указать поименный список лиц, которым передаются права и обязанности члена комиссии в случае его отсутствия; либо в приказе о создании комиссии указать только структурное подразделение/отдел, представители от которого должны входить в состав комиссии (в этом случае персональный состав определяется дополнительно, непосредственно перед проведением процедуры).

Порядок работы закупочной комиссии

Работа комиссии не регламентирована 223-ФЗ, поэтому заказчики могут устанавливать удобный для себя порядок работы. При этом должны быть учтены требования части 4 статьи 447 ГК РФ: «Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.»

Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

  • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
  • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
  • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
  • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
  • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
  • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
  • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
  • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
  • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
  • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.

  • допуск/отказ в допуске: решающий голос какого-либо члена комиссии, «автоматический» перевес в сторону «допуска» или «отказа в допуске»;
  • равенство баллов при оценке: решающий голос какого-либо члена комиссии, право первой подачи, жребий.

Ответственность членов комиссии

  1. Ответственность, предусмотренная внутренними локально-нормативными актами и организационно-распорядительными документами.
  2. КоАП (действующая редакция) не предусматривает ответственности членов комисии.
  3. Проект изменений в КоАП, принятый в первом чтении 20.12.2013 не содержит изменений в статью 2.4. в части ответственности членов комиссии или руководителя за нарушение норм 223- ФЗ.

Исходя из текста редакции на 20.12.2013 ответственность распространяется на юридическое лицо.

Вопросы слушателей

Вопрос: Какими нормативными документами прописываются функции и полномочия комиссии?

Ответ : Обычно функции прописываются в положении о закупке, в приказе о создании закупочной комиссии, положении о работе комиссии.

Вопрос : В закупочной комиссии нет секретаря. Правильно ли это?

Ответ : Нельзя сказать, что это неправильно, так как нет четко установленных норм и правил, регламентирующих состав комиссии. Комиссия должна выполнять определенные функции. Приведенный пример состава комиссии на слайде может служить лишь рекомендацией для организации работы.

Вопрос : Может ли комиссия по 44-ФЗ и по 223-ФЗ быть одной и той же?

Ответ : Заказчик может создать закупочную комиссию по 44-ФЗ , а потом, при создании комиссии по 223-ФЗ, указать тот же состав, если речь идет о небольшом количестве сотрудников в организации. Либо распространить жесткий порядок работы комиссии по 44-ФЗ и на 223-ФЗ, но я бы не рекомендовала поступать таким образом, поскольку для комиссии по 223-ФЗ автоматически устанавливаются такие же жесткие рамки работы, как по 44-ФЗ.

Вопрос : Может ли секретарь комиссии выполнять функции председателя комиссии?

Ответ : Может, если это закреплено внутренними нормативными документами.

Вопрос : Нужна ли комиссия при на сумму более 100 тыс. руб.?

Ответ : Это зависит от того, какие функции изначально возлагаются на комиссию. Внутренними документами на комиссию может быть возложено согласование таких закупок (у единственного поставщика свыше определенной суммы по определенным видам продукции).

Вопрос : Могут ли в состав комиссии входить сторонние лица?

Ответ : Да, но привлекать независимых экспертов или иных третьих лиц рекомендуется только на основании договора с четким указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Вопрос : Кто разрабатывает положение о работе комиссии?

Ответ : Любой, кто уполномочен на это организацией (сотрудник, привлеченные лица), но положение должно быть утверждено в порядке, установленном в организации.

Вопрос : Являются ли Положение и Порядок работы комиссии обязательными документами или достаточно приказа о создании комиссии?

Ответ: Положение о работе комиссии, Порядок работы комиссии - не обязательные документы. Приказа о создании комиссии достаточно, если в нем указан порядок ее работы. Однако обычно функции и порядок работы комиссии закрепляются отдельным документом. Чаще всего это Положение о работе комиссии, которое является приложением к приказу.

В рамках вебинара будут рассмотрены важные моменты, новые решения и требования в рамках 223-ФЗ. На сегодняшний день мы находимся в так называемой «переменчивой зоне»: законодательство о закупках переживает кардинальные изменения, это касается и контрактной системы, и отдельных закупок у юридических лиц. Текст закона увеличился почти вдвое. И если раньше констатировали, что закон свободный и мягкий, то теперь так сказать нельзя. В 223-ФЗ мы видим дублирование многих позиций из 44-ФЗ. Сейчас переходный период, законодатели дали время изменить соответствующие внутренние документы, привыкнуть. Электронизация закупок предполагает иные подходы в документации закупок. К примеру, раньше 223-ФЗ не регламентировал деятельность закупочных комиссий. Сегодня появились некоторые нормы, определяющие, как заказчики должны прописать у себя работу закупочных комиссий.

Законодательство о закупках в 2018 г.

Закон №223-ФЗ ранее носил рамочный характер. С 2018 г. в Законе №223-ФЗ вступили в силу нормы, которые значительно сузили самостоятельность заказчиков. В законе появились конкретные положения, регулирующие состав, форму, содержание и условия размещения документации.

Однако законодательство о закупках не ограничивается лишь 223-ФЗ. Кроме этого закона существуют постановления правительства (на данный момент их более 50), разъяснительные письма минфина и минэка. Это важная часть законодательства, детализирующая, конкретизирующая и разъясняющая целый ряд важных положений, которые в законе носят общий характер.

По-прежнему регулятором закупочной деятельности заказчиков является Положение о закупке. Заказчики обязаны разработать в Положении все условия закупочной деятельности. Положения утверждаются руководящими органами заказчиков и размещаются в ЕИС.

В связи с нововведениями в законодательство Положения о закупках должны быть переработаны до 1 января 2019 года!

В силу изменений в 223-ФЗ с июля 2018 года закупки делятся на конкурентные и неконкурентные. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами, предусмотренными в законе, и дополнительными способами, предусмотренными положением о закупке.

На сегодняшний день основная задача - детально прописать в Положении о закупках условия конкурентных закупок и все аспекты деятельности заказчика, связанные с неконкурентными закупками.

Документация зависит от способа закупки, также немаловажным является то, в какой форме проводится закупка: бумажной или электронной.

Глобальное изменение - появился перечень обязательных закупок, и если раньше мы знали, что заказчики в обязательном порядке должны проводить конкурсы и аукционы, то теперь перечень стал шире, которые должны быть отражены в положении о закупке.

Обязательные способы закупок:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок.

Заказчик не должен ограничиваться этими способами закупок, у него остается право использовать и другие способы закупок.

С точки зрения формы также появляются новые обязанности. Отныне все закупки делятся на электронные и не электронные.

До «реформы» 223-ФЗ существовала обязательность проводить электронные закупки в связи с тем, что есть постановление правительства № 616, в котором говорится, какие конкретно позиции заказчик обязан закупать в электронной форме.

С июля 2018 г. конкурентные закупки становятся электронными закупками. Закупки у СМП осуществляются только в электронном виде. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами в электронном виде, предусмотренными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке.

«Закупки могут проводиться обязательными способами, указанными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке».

Приоритет электронной формы закупок

С 01.07.2018 г. конкурентные закупки осуществляются в электронной форме:
  • Конкурсы
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок

если иное не предусмотрено положением о закупке.

Документация

Документация - основа закупки. Состав, форма и содержание документации полностью зависят от вида и способа закупки. Требования к документации установлены:

  • в законодательстве,
  • в положении о закупке.

Общие положения по конкурентным закупкам:

  • размещаются в ЕИС
  • доступны неограниченному кругу лиц
  • сопровождаются документацией
  • обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком
  • договор заключается на условиях, предлагаемых в заявках
  • описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением антимонопольных требований.

Основные требования к документации, сопровождающей конкурентные закупки

Необходимо разработать документацию: форма, содержание, объем, сроки размещения в ЕИС, возможности внесения изменений - условия, которые заказчик должен детально определить для себя.

  • проект договора
  • описание предмета закупки
  • требования к заявкам участников
  • формы заявок.

Необходимо разработать в положении о закупке:

  • порядок подготовки и осуществления закупок
  • виды и способы торгов и условия их проведения
  • требования к документации
  • требования к участникам и их документам
  • критерии и условия оценки заявок участников
  • порядок заключения и исполнения договоров
  • условия, связанные с обеспечением закупки и т.д.

в соответствии с действующим законодательством о закупках.

Порядок размещения документации

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке за исключением проведения запроса котировок в электронной форме.

Документация размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Состав документации

  • проект договора
  • изменения, внесенные в эти извещение и документацию (необходимо соблюдать сроки)
  • разъяснения этой документации (в законе ничего не было о правах участников обращаться к заказчику за разъяснением к документации. Теперь заказчики вправе обратиться, заказчик обязан ответить)
  • протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки
  • итоговый протокол
  • иная информация, размещение которой предусмотрено положением о закупке.

Извещение

Раньше в законе не было столько четкого подхода к документу, теперь есть!

  • способ осуществления закупки
  • сведения о заказчике
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки с учетом антимонопольных требований
  • место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок
  • порядок подведения этапов и итогов конкурентной закупки
  • адрес ЭТП
  • иные сведения, определенные положением о закупке.

С 1 июля 2018 года действует изменение, связанное с начальной максимальной ценой договора.

В положении о закупке должен быть определен порядок формирования начальной максимальной цены договора:

  • сведения о НМЦ договора
  • формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику
  • максимальное значение цены договора
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Эти сведения заказчик должен включить в извещение о закупке.

Закупочная документация

  • Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
  • Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
  • Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик
  • Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)
  • Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
  • Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)
  • Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
  • Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
  • Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки
  • Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
  • Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Требования к содержанию документации

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Финансовые условия участия

Суммы обеспечений по заявкам

Суммы обеспечений по договорам

Обеспечение заявки не устанавливается, если начальная-максимальная цена договора не превышает 5 млн. руб. В остальных же случаях оно не может быть более 5% от начальной-максимальной цены договора. Обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.

Требования к участникам и их документам устанавливается в документации

  • требования к участникам такой закупки
  • перечень, форма и содержание документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям
  • требования к привлекаемым субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки.

Перечень документов участников

  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Устав
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя
  • Справка из ИФНС
  • Налоговая декларация
  • Баланс
  • Сведения о бенефициарах и выгодоприобретателях
  • Справка об отсутствии исполнительного производства
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников
  • Лицензии
  • Выписки из реестров СРО
  • Сертификаты и т.д.

Требования к заявкам

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению, форме и составу заявки на участие в закупке: указанным в документации о закупке в соответствии с положением о закупке заказчика

Пример

Заявка на конкурс должна включать:

  • документ, содержащий сведения об участнике закупок:
  • фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • копии учредительных документов;
  • копии документов, удостоверяющих личность (для физлиц);
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.
  • коммерческое предложение о

    Качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в товаре, работе, услуге;

    Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупок требованиям, установленным законодательством и документацией;

    Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством и т.д.

    Инструкция по заполнению заявки

    Инструкция по заполнению заявки является частью закупочной документации.

    Пример

    в случае, если участник закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, то в графе «Предложение участника закупки» указывается товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным разделом VI «ТЕХНИЧАСКАЯ ЧАСТЬ» аукционной документации.

    ВАЖНО

    Форма «Заявка на участие» должна строго соответствовать инструкции по заполнению заявки.

    В форме «Заявка» должны быть предусмотрены все существенные условия: характеристики, параметры, условия исполнения договора, цена и т.д.

    Документация закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Требования к закупкам у СМП п.2 ст.3

    Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются только в электронной форме. Документация будет в этом случае электронная.

    В условиях электронизации процесса закупок появляется еще один игрок процесса - оператор электронной площадки. Ранее 223-ФЗ ничего об этом не говорил.

    Оператор электронной площадки ч.2. ст.3.3

    Оператор электронной площадки - это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ в форме ООО или НАО, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25 %, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями закона.

    Обязанности оператора электронной площадки

    • Оператор ЭТП обеспечивает размещение документации в полном объеме, в необходимой форме, в сроки, предусмотренные регламентом
    • Оператор ЭТП обеспечивает взаимодействие между заказчиком и участниками
    • Оператор ЭТП обеспечивает полную конфиденциальность.

    При упоминании оператора ЭТП речь идет о технологиях, а не о конкретном человеке, принимающем решение.

    Документация, используемая в ходе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Заявка на участие в конкурентной закупке в ЭФ для СМП ч.19 ст.3.4

    Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

    Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

    Что необходимо отразить в первой части заявки?

    Необходимо отразить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

    Не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

    Что необходимо отразить во второй части заявки?

    • сведения о данном участнике
    • информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке)
    • об окончательном предложении участника по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

    ВАЖНО ч.21 ст.3.4

    • сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений
    • и (или) о ценовом предложении
    • либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении

    данная заявка подлежит отклонению.

    Форма заявки для запроса котировок

    Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Проект договора

    Требования к размещению проекта договора ч.5 ст.4

    При осуществлении конкурентной закупки в ЕИС размещается информация о закупке:

    • извещение об осуществлении конкурентной закупки
    • документация о конкурентной закупке
    • проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

    Проект договора - это практически полноценный договор, который заказчик дополнит после проведения торгов информацией

    • объект закупки в соответствии с заявкой победителя
    • цена, предложенная победителем
    • реквизиты победителя.

    В законе появились сроки заключения договора.

    Сроки заключения договора по результатам конкурентной закупке ч.15 ст.3.2

    Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

    Состав документов для заключения договора

    Каждый заказчик определяет этот состав необходимой документации самостоятельно в Положении о закупке.

    Способ направления документов участнику можно избрать на свое усмотрение - курьером, электронной почтой и т.д.

    Заказчик должен убедиться, что договор подписан уполномоченным лицом участника - необходим подтверждающий документ.

    Протокол разногласий (ч.28 ст.3.4)

    В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

    Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

    Заключение договора с участником-СМП ч.29 ст.3.4

    Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки.

    Разъяснение извещения и документации

    Порядок предоставления разъяснений в ходе конкурентной закупки ч.2 ст.3.2

    Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

    В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

    При этом заказчик вправе не давать такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    ВАЖНО ч.4 ст.3.2

    Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

    Закупочная комиссия (п.8 ст.32)

    Для определения поставщика по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию.

    Создание комиссии является обязательным при осуществлении любой конкурентной закупки.

    Пример

    Работа комиссии

    Работа Закупочной комиссии осуществляется на ее заседаниях. Заседание Закупочной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 5 ее членов.

    Решения Закупочной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов.

    Оценка заявок

    Наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, которая по результатам оценочной стадии заняла первое место в итоговом ранжировании заявок по степени предпочтительности, т.е. набрала наибольший по сравнению с другими заявками процент совокупной значимости всех критериев оценки.

    В случае если по итогам ранжирования несколько заявок займут первое место, то наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, получившая большинство голосов членов Закупочной комиссии.

    Члены комиссии руководствуются следующим: наилучшей считается та заявка, где предложена лучшая совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным документацией о закупке.

    Если вы не знаете, как организовать работу комиссии и какие условия разработать, обращайтесь к 44-ФЗ!

    Протоколы с 01.07.2018 г.

    Требования к содержанию протокола

    • дата подписания протокола
    • количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки
    • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
    • количества отклоненных заявок
    • оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка
    • результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке
    • а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (если предусмотрена оценка таких заявок)
    • причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой
    • иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    Протоколы составляются:

    • по результатам каждого этапа торгов в электронной форме,
    • по окончании последнего этапа закупки в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.

    Сроки размещения протоколов в ЕИС ч.12 ст.4

    Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов.

    Финальный протокол размещается в ЕИС в течение 3 суток с даты его оформления.

    Описание объекта закупки

    Новые требования к описанию объекта ч.6.1 ст.3

    С 01.07.2018 г. описание объекта закупки составляется по правилам, действующим в контрактной системе. Заказчик должен подробно указать функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики, целевое назначение, технические и технологические требования и т.д. Не следует указывать товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и включать иные требования, ограничивающие права участников.

    Новые правила описания объектов закупки

    Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент», если указано «или эквивалент» - должны быть определены параметры эквивалентности.

    Исключение - поставка эквивалентов не предусматривается

    • несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
    • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    • закупки с указанием конкретных товарных знаков, места происхождения товара, если это предусмотрено условиями договоров, заключенных заказчиками.

    Условия размещения в ЕИС

    Заказчики обязаны размещать в ЕИС:

    • положение о закупке
    • извещение о закупке
    • документацию о закупке
    • проект договора
    • изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию
    • разъяснения такой документации
    • протоколы, составляемые в ходе закупки
    • подписанные договоры
    • отчеты
    • иная информация.

    Чек-лист

    В положении о закупке надо предусмотреть и разработать конкурентные и неконкурентные закупки, электронные и не электронные закупки.

    Описание объекта закупки нужно формировать с учетом антимонопольных норм.

    Перечень обязательных конкурентных процедур определен — это конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений.

    Задачи заказчика - разработать извещение, документацию, требования к участникам, их документам, заявкам, инструкции по заполнению заявок, протоколы, проекты договоров.

    Если заказчики к 1 января 2019 года не переработают в связи с новыми положениями Положение о закупке, в наказание их отправляют в закон о контрактной системе 44-ФЗ.

    Вопросы

    1. Если закупка не состоялась в связи с подачей одной заявки, для заключения договора с участником необходимо выдерживать 10 дней? Да, нужно. Вне зависимости от того, состоялась закупка или нет, она считается конкурентной. 2. Дополнительное соглашение к договору. Также нужно выдерживать 10 дней? Нет, не надо. Есть 10 дней обязательных для публикации договора с даты его подписания. 3. Где можно посмотреть типовые положения о закупках? В ЕИС. 4. Нужна ли закупочная комиссия при закупке у единственного поставщика? Если пропишете в положении, то нужна. В противном случае закон не настаивает. 5. Можно ли проводить закупки по старому положению? Можно до 1 января 2019 года. 6. Что значит «любой участник закупки»? В законе 223-ФЗ говорится: «Любое лицо вправе…» 7. Для запроса котировок в электронной форме не будет требоваться документация. Нужно ли указывать обоснование начальной максимальной цены договора и в каком документе? По запросу котировок в электронной форме нет документов, но есть извещение. А извещение довольно объемный документ, включающий в данном случае максимальное количество информации.

    Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее — поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами. В случае проведения комиссию создавать не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

    Заказчику для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав, назначить председателя, установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    Комиссия по осуществлению закупок создается и определяется порядок ее работы до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    В ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ указаны виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками. Заказчик вправе создать комиссию, как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

    В зависимости от способа определения поставщиков может формировать комиссии следующих видов:

    — конкурсная комиссия — для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса;

    — аукционная комиссия — для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона;

    — котировочная комиссия — для проведения запроса котировок;

    — комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — для проведения запроса предложений;

    — единая комиссия — независимо от способа.

    Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    Закон N 44-ФЗ ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

    Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

    1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;

    2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

    3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;

    4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

    5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

    6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

    7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

    В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    Решения о создании комиссии по осуществлению закупок оформляется приказом.

    В приказе целесообразно указать:

    1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

    2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;

    3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;

    4) порядок работы комиссии.

    Порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в положении о комиссии по осуществлению закупок. Наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ. При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

    В положении о комиссии по осуществлению закупок целесообразно указать:

    1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания;

    3) условие о том, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 50% общего числа ее членов;

    5) порядок (регламент) проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;

    6) права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии) при определении поставщика каждым из предусмотренных способов закупки;

    7) ответственность членов комиссии;

    8) основания, сроки и порядок ротации членов комиссии.

    Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами.

    Заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

    Фиксация решения о замене члена комиссии, осуществляется изданием соответствующего распорядительного документа. Если решение о создании комиссии отражено в приказе, то замену в ее составе целесообразно оформить аналогичным образом.

    1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

    2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

    3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

    4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

    5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

    6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

    7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

    8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

    9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

    Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок её работы, назначается председатель комиссии.

    Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьёй 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

    Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

    При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

    Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

    Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

    Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

    Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа её членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

    Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.