Земельный кодекс РФ выделяет категории земель и закрепляет их правовое положение. Какими же бывают категории земель, как ими можно пользоваться и какое наказание ждет нарушителя за нецеловое использование земель расскажем далее.

Категории земель

Земельные участки всей территории страны разделены на отдельные категории, обладающие разным правовым статусом и разным назначением. Четкое деление предусмотрено ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Земельное законодательство разделяет все земли на 7 категорий:

  • Земли сельскохозяйственного назначения – к ним относятся земельные участки, не входящие в границы населенных пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей.
  • Земли населенных пунктов . К данной категории относятся земельные участки, предназначенные непосредственно для застройки населенных пунктов как городских, так и сельских.
  • Земли специального назначения – промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные.
  • . Земельные участки данной категории – это земли, которые имеют для государства природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение.
  • Земли лесного фонда . К этой категории отнесены земельные участки, которые заняты лесными массивами
  • Земли водного фонда – все наземные водные объекты.
  • Земли запаса – земельный участок, который в настоящий момент не используется для каких-либо целей, но в случае необходимости моет быть использован для достижения тех или иных целей.

Назначение категорий земельных участков

Каждая категория земельных участков имеет свое целевое назначение, определение порядка использования земель – это и есть основная задача такого разделения. Подробнее рассмотрим для каких целей какие земельные участки могут быть использованы.

  • К землям сельскохозяйственного назначения относятся непосредственно сельскохозяйственные угодья, предназначенные для выращивания различных культур, дороги и коммуникации, обеспечивающие их. Лесные насаждения и замкнутые водные объекты так же относятся к данной категории. Производство сельскохозяйственной продукции неразрывно связано с ее хранением и переработкой, таким образом, земельные участки, занятые используемыми для этого зданиями и сооружениями тоже относятся к этой категории.

Любой населенный пункт включает в себя не только жилые строения, но и вспомогательную инфраструктуру. Все они входят в земли населенных пунктов. Таким образом, населенные пункты разделены на зоны следующим образом: жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственные, специального назначения, военных объектов.

Такое деление предназначено максимально эффективно использовать земельные ресурсы, которыми располагает населенный пункт.

Жилые зоны предназначены для строительства жилых объектов, сюда входит строительство многоквартирных домов и коттеджная застройка, так называемый «частный сектор». Общественно-деловые зоны используют для строительства нежилых помещений, в каждом городе есть районы, занятые преимущественно офисными зданиями и торговыми объектами.

Производственные зоны предназначены для размещения небольших предприятий, складских помещений, такие зоны обеспечивают населенному пункту нормальное функционирование, выполняя вспомогательную роль.

  • Земли населенных пунктов так же могут включать и зоны, предназначенные для сельского хозяйства , в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, эти зоны предназначены не для выращивания продукции в промышленных масштабах, а для ведения личного подсобного хозяйства, в основном к ним относятся дачные участки.

Зоны военных специальных и военных объектов находятся в ведении армии и силовых структур. Такие земельные участки предназначены для размещения на них режимных объектов, таких как воинские части, следственные изоляторы, помещений, занятых различными государственными органами.

Рекреационные зоны населенных пунктов составляют земельный резерв поселения и могут быть использованы для любых целей, но только после придания им правового статуса одной из зон. С развитием жилищного строительства такие зоны часто стали использовать для строительства новых жилых районов и расширения территории населенных пунктов.

  • Земельные участки специального назначения , отнесенные к землям промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения вынесены за пределы населенных пунктов.

Это обусловлено тем, что по роду своей деятельности, объекты, функционирующие в таких зонах могут быть опасны для людей, в случае их проживания в непосредственной близости с ними.

Земли промышленности предназначены для размещения на них крупных заводов, деятельность которых сопровождается постоянными выбросами в атмосферу. Что бы избежать негативного влияния на людей, они не только отдалены от жилых районов, но и окружены санитарными зонами, выполняющими роль барьера.

Отдаление от населенных пунктов земель, отданных под нужды энергетики так же обусловлено двумя причинами. Во-первых, их потенциальной опасностью в случае аварии. Наверно все помнят к чему привела катастрофа на Чернобыльской АЭС, расположенной в непосредственной близости с жилыми массивами. Во-вторых, с их технологическими особенностями. Гидроэлектростанции могут быть расположены только в близи подходящих водоемов.

Земли, предназначенные для обеспечения космической и оборонной деятельности в данном случае предназначены для использования их в качестве испытательных полигонов. Такого рода деятельность может быть опасна для людей, именно поэтому такие земельные участки максимально отдалены от населенных пунктов.

Что касается земель транспорта , то они используются для транспортного сообщения, как автомобильного, так и железнодорожного.

  • Земли особо охраняемых территорий и объектов представлены различными заповедниками и историческими памятниками. Для таких земельных участков характерно то, что они находятся в федеральной собственности и не могут быть переданы в частные руки. Основная задача таких земель сохранить природное и культурное наследие государства.
  • Земли лесного фонда представлены лесными насаждениями. Их основная задача – это обеспечение лесозаготовительной деятельности, а так же восстановление вырубленных лесных насаждений. Кроме самих лесов к таким земельным участкам относятся объекты, обеспечивающие лесозаготовительную деятельность, используемые для первичной обработки и хранения заготовленного леса.
  • Земли водного фонда состоят из наземных водоемов и водоохранных зон. Помимо самих водоемов они используются для возведения прибрежных сооружений, таких как порты, пристани, причалы.
    Земли запаса в своем первоначальном виде не используются для каких-либо нужд, но в случае необходимости они могут быть использованы для достижения тех или иных целей. На этом основании такие земли находятся только в государственной или муниципальной собственности. Стоит отметить, что для использования таких земель они должны быть переведены в соответствующую категорию в зависимости от того как они будут использоваться.

Пределы использования земельных участков

В соответствии с Земельным кодексом РФ, все земельные участки могут использоваться только в соответствии с назначением категории земли, к которой они относятся. Использование земель не по назначению грозит нарушителям штрафными санкциями, а так же изъятием земель из пользования.

Ранее нами были рассмотрены назначения всех земельных участков, описанные там возможности их использования и будут являться пределами их использования. В том случае, если собственник хочет использовать земельный участок не по прямому назначению, то он должен обратиться с соответствующим заявлением в органы власти и получить разрешение на такую деятельность.

Определение и изменение категории использования земельного участка

Определение и изменение категорий земельных участков регламентируется рядом нормативно-правовых актов, таких как Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу в сфере недвижимости юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

В соответствии с данными нормами права, в частности со ст. 8 ЗК РФ разграничены полномочия органов власти по данному вопросу.

  • Изменение категории земель находящихся в федеральной собственности возможно после согласования с правительством РФ. В федеральной собственности находятся земельные участки, имеющие стратегическое значение для всей страны, поэтому и перевод должен быть согласован на высших уровнях государственной власти.
  • В том случае, если речь идет об изменении категории земель, находящихся в собственности субъекта или земель сельскохозяйственного назначения , не зависимо от собственника заявление о изменении категории подается в органы исполнительной власти субъекта федерации.
  • С органами местного самоуправления согласовывается изменение категории земель муниципальной и частной собственности , за исключением сельскохозяйственных угодий.
  • Отдельно стоит обратить внимание на изменение категорий сельскохозяйственных земель . Для изменения их категории они должны быть введены в состав населенного пункта, что связано с изменением генерального плана населенного пункта, а следовательно и его границ.

Выводы:

  1. Земельные ресурсы – это одно из главных достояний государства, поэтому органы власти следят за всем, что касается их использования.
  2. Ненадлежащее использование земли может повлечь за собой потерю ими своих полезных свойств, а так же нанести непоправимый ущерб природе и человеку.
  3. Использование земель не по назначению грозит нарушителям штрафными санкциями, а так же изъятием земель из пользования.
  4. Определение категории земельного участка и перевод его из одной категории в другую относится к полномочиям государственной власти, власти субъекта федерации или местного самоуправления, в зависимости от категории земель.

Основная юридическая характеристика участков – деление на категории и виды разрешенного использования земли. Необходимо учитывать особенности территорий и применять их целесообразно. Деление на категории земель и виды разрешенного использования позволяет государству контролировать базовые ресурсы страны и минимизировать потери полезных свойств земельных участков.

Состав земель на территории России регулирует ст. 7 Земельного Кодекса. Согласно законодательству, всего существует семь категорий земель:

  1. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных нужд.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земельные участки специального назначения (предназначенные для целей промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и др.).
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли водного фонда.
  6. (участки, неиспользуемые в данный момент, которые находятся в резерве страны).

Правовой режим отдельных категорий земель может предусматривать особые условия. Это необходимо для сохранения природных характеристик, присущих территории (например, участки национальных парков).

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Виды разрешенного использования земельных участков

Разрешенное использование земельного участка – это уточняющая характеристика, показывающая назначение территории. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенному виду разрешенного использования.

Всего возможных видов разрешенного использования более 3000. Все они перечислены в классификаторе , который был установлен приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Использование земельного участка не по целевому назначению – основание для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Штраф за использование земли не по назначению весьма существенный – до 1 % от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей. Штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, если на участке, разрешенное использование которого – постройка жилого дома, собственник разместил торговую точку, ему придется не только выплатить штраф, но и снести нецелевое сооружение.

Перед приобретением земельного участка стоит уточнить вид разрешенного использования. Как правило, он прописывается в кадастровом паспорте.

В активном обороте участвуют, в основном, две категории земли – земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Несмотря на то, что участки лесного фонда тоже можно оформить в частную собственность, граждане пользуются этим редко.


Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования

Земли населенных пунктов имеют четкую границу. Такие участки предназначены для проживания граждан и размещения необходимой инфраструктуры.

Вся земля населенных пунктов подразделяется на зоны. Они перечислены в ст. 85 ЗК РФ. Таких территориальных зон земель населенных пунктов девять:

  1. Жилые зоны.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерные и транспортные инфраструктуры.
  5. Рекреационные зоны.
  6. Участки сельскохозяйственного использования.
  7. Зоны специального назначения.
  8. Военные объекты.
  9. Иные земельные участки.

Каждая из зон имеет свои виды разрешенного использования. Для граждан интересны только жилые и сельскохозяйственные зоны, так как именно они могут быть переданы в собственность.

Земельные участки, расположенные в жилых зонах, имеют следующие виды разрешенного использования:

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  • ДНП (дачная застройка).

Строительство возможно на каждом из таких участков. Однако есть существенные отличия.

Земельные участки, предназначенные для ДНП и ЛПХ, подразумевают возможности застройки не зависимо от требуемых габаритов. Но тут есть весомый минус – на таких участках очень сложно прописаться.

Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель

Земли сельскохозяйственного назначения находятся за чертой поселений. Здесь могут размещаться сенокосы, пастбища, сады, пашни и постройки.

Целевое назначение земель сельскохозяйственного назначение для граждан может быть следующим:

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.

Существенный минус приобретения в собственность участков сельскохозяйственного назначения – практически полная невозможность прописаться в построенном жилом доме.


Виды использования земель для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

Для целей индивидуальной застройки и ведения личного хозяйства подойдут участки, имеющие коды 2,0 – 2,7 в разделе 2 по классификатору. Эти цифры означают, что земля может использоваться в следующих целях:

  • постройка малоэтажных жилых домов (до 3-х этажей, не подразумевающих квартирного деления);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных и других сельскохозяйственных культур (садоводство и огородничество);
  • подсобная постройка (возведение сараев, гаражей и т.д.);
  • постройка садовых зданий;
  • ведение личного подсобного хозяйства и организация участка;
  • постройка временных передвижных сооружений с возможностью подключения к общим техническим сетям (вагончики, кемпинги и т.д.).

При планировании предпринимательской деятельности подойдет земельный участок, имеющий вид разрешенного использования, предусмотренный в разделе 4 классификатора (коды 4.0-4,9). Целевое назначение таких участков допускает размещение объектов капитального строительства, возводимых для торговли, транспортного обслуживания, отдыха, развлечений и т.д.

Какие еще виды разрешенного использования земель бывают?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования земель;
  • вспомогательные виды.

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе. Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.


Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.

Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.

Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения. Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.

Понятие носит очень широкий смысл. Целью использования земли определяется вся законодательная база по землевладению. Назначение земель определено не только для участков, которые уже используются и находятся в собственности, но и для пустующих земель, которые потенциально можно использовать.

Под целевым назначением земельных участков понимают их разделение по видам и назначению использования. Определение служит для закрепления правового статуса участка и его разрешенного применения. Например, для разрешения или запрета жилищного, дачного и др. строительства и т.д.

Регулируется Земельным кодексом РФ, законодательными актами и федеральными законами, так же законами, которые действуют на территориях субъектов РФ.

Кем определяются категории?

Абсолютно все земельные участки должны быть отнесены к той или иной категории (ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель» № 172 от 21.12.2004).

Разделение участков производят следующие органы (ст. — Земельного Кодекса РФ):

Если участок не имеет принадлежности по целевому назначению, то оно устанавливается в соответствии со статьей 14 ФЗ № 172.

Ели данные о назначении участка отсутствуют в реестре ГКН, то категория присваивается по заявлению владельца ЗУ в органы местного самоуправления на основании документов о праве на собственность.

Необходимо так же оплатить пошлину .

Через пять суток со дня подачи заявления, вам выдадут выписку из ЕНГРП со всеми необходимым и данными по ЗУ.

Земля - ресурс человечества, который при неправильном использовании может терять свои функции. С каждым годом площадь пустынной, ни на что не пригодной территории увеличивается. Поэтому установленные в законном порядке и виды разрешенного использования так важны сегодня.

Для чего производится деление?

Итак, земля, как уже говорилось ранее, вовсе не является неисчерпаемым ресурсом. Неправильное и нерациональное ее использование приводит к тому, что территории, пригодной для жизни человека и животных, становится все меньше.

Юридическое определение категории земель и виды разрешенного использования дают возможность на государственном уровне контролировать применение участков, а также свести к минимуму потери их полезных качеств. Определение того или иного таксона, к которому принадлежит земля, имеет законную силу. То есть нарушение правил пользования территорией несет за собой административную и даже уголовную ответственность.

В чем заключается отличие определений?

Категории земель и виды разрешенного использования - это не одинаковые понятия. Первое определение является более важным. Именно в нем заключается цель применения участков. Причем представленное деление на категории во многом зависит от государственной стратегии, а также зонирования всей территории страны.

Например, к землям, предназначенным для сельскохозяйственной обработки, можно отнести все те участки, у которых почва является плодородной. К лесному фонду необходимо причислить все те территории, на которых присутствует соответствующая растительность.

Перечень категорий

  • Территории для обустройства поселений.
  • Участки для с/х: животноводства, овощного и садового хозяйства.
  • Особо охраняемая земля, использование которой ограничено строгими рамками.
  • Территория специального назначения, то есть на ней обычно строятся промышленные сооружения, энергетические объекты, коммуникационные линии, а также те постройки, которые важны для обеспечения безопасности государства.
  • Участки лесного фонда.
  • Земля, на которой располагаются водные объекты.

Кроме того, есть еще и другие территории, которые относятся к фонду государственного запаса.

Основные понятия

Категории земель и виды разрешенного использования - это, как уже упоминалось выше, разные термины. Второе понятие является некоторым уточнением. Оно говорит об особенностях использования участков в рамках целевого назначения.

Разделение на виды разрешенного использования земельных участков считается результатом более конкретного и подробного зонирования территории в пределах одного региона или субъекта федерации. Причем оно закреплено официальными документами.

Например, дачный участок, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, может быть использован для ведения огородного или садового хозяйства, построения недвижимости без права регистрации в ней.

Нужно отметить, что, несмотря на принадлежность определенных территорий к одному и тому же целевому назначению, они могут иметь совершенно разные виды разрешенного использования. Поэтому тут важно не запутаться.

С какой целью используются земли поселений?

Например, территория, которая отводится для организации компактного проживания людей, а также строительства всех необходимых объектов инфраструктуры, относится к категории участков поселения. Она имеет четко очерченную границу и окружена землями, имеющими другое целевое назначение.

В этом случае можно назвать такие виды разрешенного использования земельных участков:

  • Места, на которых планируется возведение многоэтажных домов. Они могут иметь разное размещение: линейное или хаотичное. Дома строятся так, что они образуют целые микрорайоны или улицы.
  • Участки, предназначенные для сооружения транспортных узлов.
  • Земли для строительства одноэтажных жилых домов.
  • Территория, на которой возводятся здания коммунального хозяйства, промышленные сооружения.
  • Рекреационные зоны. Причем они не всегда располагаются за пределами поселения.
  • Участки для строительства энергетических объектов.
  • Территория, которую занимают магистрали, дороги, трубопроводы, объекты связи, каналы.
  • Участки в пределах городов и поселков, которые заняты водоемами.
  • Сельскохозяйственные территории для применения в пределах указанной категории земель. Разрешенное использование в этом случае определяется законом.
  • Особо охраняемые природные участки: парки, скверы, памятники.
  • Пространство улиц, площадей.
  • Резервные территории, за счет которых поселение может быть расширено.

На участках, принадлежащих к этой категории земель (разрешенное использование тут четко соблюдается), в одинаковой степени могут находиться сооружения частной, муниципальной или федеральной собственности.

Сельскохозяйственные территории

Они обычно располагаются за границей населенного пункта. Главной функцией этих территорий является производство с/х продукции. Если земля сельхозназначения, виды разрешенного использования таковы:

  1. Участки, на которых располагаются дороги. Сюда же можно отнести полосы отчуждения.
  2. Защитные полосы, на которых присутствует растительность: деревья, кусты.
  3. Существуют и другие виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель, например участки для сооружения хозяйственных зданий: сараев, складов.
  4. Сенокосы, пастбища, пашни.
  5. Садовые территории.
  6. Земли-залежи. Они чаще становятся такими вследствие прекращения из использования по назначению. Кроме того, залежные участки могут использоваться специальным образом: для повышения уровня плодородности почвы.

Как видно, если земля сельхозназначения, виды разрешенного использования не позволяют возводить на ней жилые сооружения.

Земли, принадлежащие к фонду леса, а также водному хозяйству

Эти участки не предназначены для строительства или выращивания садово-огородных культур. На них обычно находится лесная растительность: деревья, кустарники, травы. Представленная территория предназначена для ведения лесного хозяйства: вырубки древесных пород, восстановления растительности.

Что касается водоемов, то они тоже могут обладать различными видами разрешенного использования. Часть из них находится на территории, лежащей за городом. Некоторые из них могут находиться в пределах города и относиться к категории земель населенных пунктов. К ним причислены естественные водоемы (реки, озера), водоохранные зоны, искусственные водные объекты (водохранилища, каналы).

Особенности использования специальных земель

Это такие территории, которые обычно располагаются за границей населенного пункта. На них строятся объекты энергетики, промышленности, обороны и безопасности, телевидения, связи и другие.

Тут уже значение имеет не наличие плодородного слоя почвы, а размещение участка, наличие специально созданной для того или иного объекта инфраструктуры. Располагаться такие территории могут компактно или в виде ленты. Второй тип больше присущ объектам транспорта или промышленности. Для них характерна немалая протяженность, а также присутствие отводной полосы, которая оделяет эти участки от территорий другой категории. Однако если промышленный объект находится в пределах города, то земля под ним принадлежит к составу участков населенного пункта.

Какие виды разрешенного использования существуют?

Прежде всего, можно выделить главные виды разрешенного использования участков: основные (четко регламентированные законодательством), вспомогательные, условно-разрешенные.

С точки зрения возведения различных сооружений, они бывают следующими:

  • Для строительства жилого индивидуального дома, в котором можно регистрироваться.
  • С целью сооружения зданий сельскохозяйственного предназначения, в которых будет обустроено небольшое производство, обеспечивающее личные нужды собственника.
  • Для возведения садового дома или дачи, в которой люди проживать и регистрироваться не будут.
  • С целью ведения садового или огородного хозяйства.
  • Для сельскохозяйственного производства.

Особенности применения участков

  1. Сельскохозяйственные земли разрешено использовать для постройки дачного дома, но регистрироваться в нем и постоянно проживать не позволяется. Можно также возводить сараи и другие
  2. Если участок принадлежит к категории и предназначается для индивидуального строительства жилья, то в сооруженном доме будет позволено регистрироваться.
  3. Закон охраняет прибережные зоны водоемов. Например, в пределах 20 метров от берега нельзя строить какие-либо здания, отгораживать эту зону тоже запрещено.
  4. Самый маленький размер участка, на котором возводится дом, составляет 4 сотки. Самовольно без согласования с управлением архитектуры строить не разрешается.
  5. Для того чтобы соорудить коттедж на участке с/х назначения, достаточно просто изменить вид разрешенного использования.

Что делать, если необходимо использовать участок по-другому?

Вид разрешенного пользования достаточно просто изменить, если делать это нужно в пределах одной и той же категории. В противном случае придется повозиться, так как необходимо обращаться в соответствующие органы.

Например, чтобы изменить категорию, необходимо обязательно подать ходатайство в местные управленческие органы от имени того лица, которое заинтересовано в переводе. При этом указывается существующий на данный момент вид разрешенного использования территории, ее кадастровый номер, а также тот вид дозволенного применения, который следует получить.

Естественно, к этому ходатайству необходимо приложить некоторые документы: копию личного документа владельца участка, а также те бумаги, которые свидетельствуют о его праве владения.

Далее, управленческие органы обязаны провести дела. При этом извещаются другие заинтересованные лица. На этих слушаниях высказываются все мнения за и против смены вида разрешенного пользования земли. На основе них принимается соответствующее решение: разрешить перевод или нет. Собственнику потом выдается постановление, после чего все необходимые изменения отмечаются в Государственном Кадастре недвижимости.

Если необходимо поменять категорию земель, то тут дело обстоит куда сложнее. Тут решения управленческих органов местного уровня недостаточно. Нужно обращаться в другие административные органы, которые находятся на более высоком уровне.

Вот и все особенности видов разрешенного использования и категорий земель. Удачи!

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарий к статье 7 Земельного Кодекса РФ

1. Земли в Российской Федерации (российский земельный фонд) внутренне неоднородны, состоят из различных видов земель, имеющих определенное экономическое, хозяйственное назначение (целевое назначение). Целевое назначение земель является основным признаком классификации единого земельного фонда РФ. Не случайно в качестве основного принципа земельного законодательства в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК названо деление земель по целевому назначению на категории. Категория земель объединяет земли, земельные угодья по юридически значимому признаку. Таким признаком законодатель называет целевое назначение земель.

В комментируемой статье проведено разграничение земель на 7 категорий по целевому назначению (исключение составляют земли запаса, так как они целевого назначения не имеют). Наибольший удельный вес в составе земель Российской Федерации составляют земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Отношения по использованию, охране каждой категории земель регулируются специальными нормами ЗК, содержащимися в статьях глав XIV - XVIII (см. комментарий к ним), а также иными нормативными актами (ВК, ЛК, ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель и др.). Каждая категория земель предназначена для определенных целей, и использование земель должно осуществляться с учетом того предназначения, которое законодатель определил в правовых нормах для данной категории. Например, земли лесного и водного фондов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения не предназначены для строительства жилых домов, соответственно, для использования их под строительство таких объектов требуется изменение категории земель (также см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2006 N А43-8597/2005-12-286; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2007 N Ф04-6372/2007(38165-А70-3)).

Целевое назначение земель отражается в специальной документации (кадастровой, землеустроительной, градостроительной и др.) и периодически может изменяться (например, в результате перевода земель из одной категории в другую).

2. Общее положение о необходимости использования земель по целевому назначению находит подкрепление в иных нормах ЗК (ст. ст. 40, 42, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и др.), а также реализуется через установление ограничений по изменению целевого назначения соответствующей категории земель. Принцип деления земель по целевому назначению на категории дополнен принципом дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Правовой режим земель РФ - особый порядок правового регулирования поведения участников земельных отношений, выражающийся в сочетании юридических средств, направленных на: 1) обеспечение рационального использования и охраны земель РФ в интересах всего общества исходя из положений о земле как о природном объекте, важнейшей составной части природы, природном ресурсе и 2) создание условий для приобретения, осуществления и защиты прав физических, юридических лиц и публичных образований на земельные участки как объекты недвижимости. Как закреплено в комментируемой статье, правовой режим земель определяется категорией и разрешенным использованием земель в соответствии с зонированием территорий.

Впервые термин "разрешенное использование" упоминается в приложении N 4 к письму Роскомзема от 28.12.1994 N 1-16/2096 (см.: Частная собственность: Сб. нормативных документов с комментариями / Сост. К.К. Рожкова. М., 1996. С. 242). Отдельные виды разрешенного использования земель (земельных участков) названы в классификаторах и справочниках, входящих в Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 N П/0425, Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Исходя из общих земельно-правовых норм (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК) разрешенное использование устанавливается в отношении тех категорий земель, где производится зонирование. Земельное законодательство прямо предусматривает зонирование для земель населенных пунктов (см. ст. 85 ЗК), земель специального назначения (см. п. 2 ст. 87 ЗК). ГрК оперирует понятием градостроительного зонирования, под которым понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Анализ градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что разрешенное использование могут иметь земельные участки, включенные в состав различных территориальных зон, независимо от категории земель, к которой они относятся, если эти земельные участки находятся на территории поселений, городских округов или планируется их застройка.

Таким образом, разрешенное использование имеют земельные участки различных категорий. Данный вывод подтверждают и положения подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42 ЗК, поскольку любые лица, использующие земельные участки, обязаны их использовать в соответствии с разрешенным использованием. Также в соответствии с разрешенным использованием такие лица вправе проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.

Установление вида разрешенного использования земельного участка предполагает определение конкретной цели использования данного земельного участка с учетом возможных ограничений, в том числе закрепление тех видов деятельности, которые могут осуществляться на земельном участке его правообладателем, видов объектов, которые могут размещаться на земельном участке. Как было указано по одному из дел, "вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-823/08). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (см. комментарий к п. 3 ст. 85).

3. Согласно комментируемой статье в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей особый правовой режим использования земель может устанавливаться независимо от их категории различными по юридической силе актами: федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данное положение подтверждает п. "м" ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К специальным федеральным законам можно отнести ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"; ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122); ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и др. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов определены в ст. ст. 5 - 7 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ".

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны. Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства от 24.03.2000 N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081).

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации был установлен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 4081): к ним отнесены алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы и др. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Правовой режим земельных участков определяется в соответствии с положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными в зависимости от типа природной территории Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Жизненная среда обитания, экономический уклад жизни коренных малочисленных народов наиболее тесно связаны с природно-климатическими условиями мест их проживания. В последние годы происходит нарушение экологического баланса территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе землепользования), должно занимать особое место в государственной политике.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют, в частности, право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, предоставлено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако реализация этого права затруднительна, поскольку норм, устанавливающих механизм его приобретения, в федеральном земельном законодательстве не содержится.

В силу прямого указания ст. 13 ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Важным положением является и норма об осуществлении такого использования природных ресурсов в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями малочисленных народов.

Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, содержатся в ЗК (см. п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 97 и комментарий к ним).