Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Формирование

культуры безопасности жизнедеятельности

Описание опыта работы

Выполнила:

Ичинская Татьяна Викторовна,

учитель ОБЖ

Введение

В соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности школьника.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира .

Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить чрезвычайные ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия. Так, ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, - и все это следствие низкого уровня культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме.

Курс ОБЖ в общеобразовательной школе следует считать ступенькой перехода от школы обучения к школе воспитания готовности к опасным ситуациям. Учениками должно быть усвоено понимание общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избежать её. При необходимости – действовать».

Воспитание готовности к опасным ситуациям по мнению преподавателя В.Мошкина, предполагает формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях, опыта предупреждения критических ситуаций, эмоциональной готовности к опасности, системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях, практического опыта преодоления опасных ситуаций .

Современные школьники и их родители не всегда понимают важность подготовки в рамках курса ОБЖ к разнообразным чрезвычайным ситуациям. Об этом свидетельствуют следующие показатели:


  • недостаточная мотивация на занятиях по этому предмету (учащиеся не всегда понимают, для чего им нужен этот курс, хотя он им интересен и ученики с удовольствием занимаются на уроках);

  • родители школьников считают предмет ОБЖ второстепенным, малополезным; такое отношение родителей передаётся к детям и, отсюда, как следствие, низкий уровень подготовленности школьников и неспособность к обеспечению элементарной безопасности, как личной, так и общественной.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного или младшего школьного возраста: выступления агитбригад в дошкольных группах, занятия с родителями, внеурочная работа в начальной школе и урочная и внеурочная деятельность в основном звене.

Культура безопасности в содержании образования включает знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях школьников, деятельности и личности субъектов воспитания. Внутренними системообразующими факторами культуры безопасности в содержании школьного образования являются программы интегрированного обучения основам безопасности; учебные предметы комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология и др.), личность педагога, владеющего культурой безопасности.

Шершнев Л.И. дает следующее определение личности безопасного типа: «Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей» .

Целью моей работы является:


  • создание условий для формирования обучающегося - человека безопасного типа, личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

1. Сформировать у обучающихся:


  • способность выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережное отношение к окружающей среде, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности;

  • представление об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.
2. Ознакомить учеников с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты , позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

3. Создать условия для формирования основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

4. Развивать способности учеников анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

Работая в направлении реализации поставленных задач с воспитанниками дошкольных групп и обучающимися 1-9 классов, способствую созданию условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности


Поставленные задачи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности реализую в учебной и внеурочной деятельности с обучающимися, привлекаю к работе родителей, для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп организую занятия, семинары, тренинги.

Применяю разнообразные формы и методы обучения.

Считаю наиболее эффективной формой работы групповую: в малых (пары) и больших (4 - 5 человек) группах. Такая форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы формирую так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание, соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у «слабой» группы. Группа должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

Индивидуальную форму работы обычно использую при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Цель и содержание урока определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно в использовании методов проявляются личность учителя и ученика, их взаимоотношения, определяется стиль работы учителя на уроке. Чаще всего использую метод ситуационного обучения . Положительным моментом данного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. При составлении ситуационных заданий придерживаюсь следующих принципов:


  • моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

  • постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

  • создание ситуации с элементами риска и опасности.
Уроки провожу с применением мультимедийных средств обучения, позволяющими в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Результат своей работы обучающиеся демонстрируют в виде электронных презентаций, сыгранной сценки, комментариев, описания своих действий в определенной ситуации. Прорабатывается подробно каждая ситуация по разной тематике, например:

Ваши действия, если:


  • вы попали в автомобильную аварию;

  • взрыв в школе, во дворе, на улице;

  • угрозы по телефону;

  • вы заблудились в лесу, и т. д.
По всем ситуациям могут ставиться условия, предлагаться варианты решений.

Таким образом, метод ситуационного обучения позволяет воспитывать у каждого школьника потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатывать навыки анализа экстремальных ситуаций и адекватного поведения.

Для формирования культуры безопасного поведения применяю в своей работе современные педагогические технологии:


  • игровые;

  • проектные;

  • информационно-коммуникационные.
В учебном процессе применяю познавательные игры: «Юные путешественники», «Нам стихия нипочем», «Путешествие по Огненной стране». В игре ученики выступают активным преобразователем действительности. К организации игры на уроке выдвигаются следующие требования:

  • условия вырабатываются (усваиваются) всеми участниками и чётко всеми соблюдаются;

  • красочность, наглядность, элемент соревнования;

  • награждение победителей;

  • учёт возрастных особенностей;

  • игра должна вписываться в сюжет урока , составлять единое целое, а не быть просто его частью;

  • игра должна соответствовать теме, целям, задачам урока.
Ценность игр в том, что она даёт ребёнку многообразные переживания, значимые для него. В игре нет расхождения между мотивом и прямой деятельностью ребёнка. Коллективные игры (а на уроке они именно таковы) способствуют развитию общительности, дружеских отношений, учат подчинению личных интересов интересам коллектива, дисциплине. Дисциплина – основное правило игры. Игры способствуют развитию творческих способностей детей, интеллекта, так как решают проблемы, связанные с творческим развитием:

  • игры дают «пищу» для творческого развития;

  • создают условия, опережающие развитие способностей;

  • ребёнок поднимается до своего «потолка» самостоятельно;

  • игры разнообразны, не терпят принуждения, поэтому создают атмосферу свободного и радостного творчества;

  • ребёнок учится размышлять и принимать решения, делать всё самостоятельно.
В своей работе применяю разнообразные формы игр – игры-путешествия, ролевые игры, инсценировки, деловые игры, конференции, «суды» и т. д. При выборе игры обязательно учитываю возрастные особенности – деловые игры и конференции эффективны в 8- 9 классах: «Дети и компьютер», «Терроризм и безопасность человека», а в 5-7 классах более эффективны игры – путешествия («Путешествие по Огненной стране»), викторины («Уважай закон дорог»), ролевые игры («Заседание клуба юных спасателей»).

На занятиях по ОБЖ использую метод проектов . Разрабатывая и реализуя учебные проекты, школьники учатся проводить исследования, самостоятельно и совместно решать проблемы, применять знания из разных образовательных областей и получать конкретный результат. Оформляя проект, обучающиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её. Созданные проекты обучающиеся представляют на школьных и городских научно - практических конференциях, презентуют на практических занятиях для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных групп.

Специфика предмета ОБЖ позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся – умения обучающихся самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии. Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной работе:


  • составляю собственные и использую готовые электронные ресурсы: электронные презентации («Правила безопасного поведения при техногенных авариях и катастрофах», «Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ушибах», «Наркомания – чума 20 века»), видеоролики, графические модели, обучающее тестирование;

  • разрабатываю раздаточный дидактический материал с помощью текстового редактора Word и Excel;

  • использую Интернет-ресурсы при подготовке к урокам и в методической работе;

  • использую интерактивные тесты при подготовке к ГИА.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом помимо урочной деятельности обучающихся предусмотрена внеурочная деятельность. Мной разработаны рабочие программы внеурочной деятельности социального направления для обучающихся начальной школы: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юный эколог». Реализация программ внеурочной деятельности позволяет формировать у обучающихся безопасное поведение на дорогах и улицах, основы экологической грамотности.

Наибольший интерес в начальной школе вызывают формы внеурочных занятий:


  • путешествие («Путешествие в страну Светофорию»);

  • викторина («Уважай закон дорог»);

  • театрализация («Приключения Бабы-Яги в стране дорожных знаков»);

  • ролевая игра («Дом, в котором мы живем»);

  • соревнование («Безопасное колесо»).
Для придания положительной эмоциональной окраски деятельности по изучению Правил дорожного движения и экологии родного края предлагаю рисование, инсценировки, просмотр мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «ПДД для детей младшего школьного возраста»).

Использую продуктивные задания для обучающихся, которые направлены на формирование положительной мотивации к изучению школьниками курса, способствуют формированию универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формирование универсальных учебных действий


Класс

Задания

Универсальные учебные действия

1

Нарисуйте рисунок на тему «Дети и дорога». Представьте перед классом.

Личностные: ориентироваться на нравственное содержание поступков окружающих людей.

Познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.



2

Поднимите карточки с дорожными знаками, которые встречаются в прозвучавшем стихотворении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебною задачу.

1

Работая в группе, соберите пазл. Отгадайте, какое растение на нем изображено. Расскажите о нем все, что вы знаете.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результатам.

Познавательные: строить сообщения в устной форме, составлять целое из частей.

Коммуникативные: учитывать разные мнения при работе в сотрудничестве , уметь договариваться и приходить к общему решению.


2

Представьте волшебную страну «Светофорию». Вместе с родителями выполните макет этой страны, которую вы представили. Покажите всевозможных участников дорожного движения. Продемонстрируйте классу.

Личностные: осознавать принадлежность к семье, развивать эстетические чувства.

Коммуникативные: учитывать разные мнения, сотрудничать при выполнении заданий, уметь приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: развивать творческое воображение.


1

Нарисуйте все то, что вы услышите:

«Лето. Солнце. Свежий воздух. Дети купаются в реке.»



Личностные: ориентироваться на здоровый образ жизни.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.



1

Изготовьте коллаж «Идеальная семья – моя». Покажите, чем занимается каждый член вашей семьи, и подпишите. Представьте свою работу одноклассникам и дайте возможность прочитать.

Личностные: осознавать принадлежность к семье.

Коммуникативные: уметь договариваться в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.


Внеурочная деятельность в начальной школе способствует осознанию ценности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности.

Формируя культуру безопасности жизнедеятельности школьников на уроках ОБЖ, добилась следующих положительных результатов:


  • у обучающихся 5-9 классов наблюдается высокий уровень внутренней и внешней мотивации;

  • качество знаний по Основам безопасности жизнедеятельности среди обучающихся 5-9 классов увеличилось до 82%.

Полученные умения практического применения безопасности жизнедеятельности школьники демонстрируют, участвуя во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.

На протяжении четырех лет обучающиеся являются участниками и лауреатами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Предлагаемая система работы позволяет интегрировать урочную, внеурочную деятельность обучающихся и воспитанников дошкольных групп. Подтверждением тому является отсутствие: дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине обучающихся нашего образовательного учреждения, детей, состоящих на учете в ОДН (по вопросам наркомании, поджогов, террористических актов, воровства, мошенничества); снижение числа детей, подверженных ОРВИ и ОРЗ на 23% по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом (по данным школьного фельдшера). И как следствие всего вышесказанного – повышение посещаемости уроков.

Заключение


Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Эффективность реализации современных технологий обучения по формированию культуры безопасности жизнедеятельности позволяет:


  • повысить количество обучающихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни;

  • поднять значимость занятий спортом, увеличить количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • вовлечь родителей в совместную со школой и дошкольными группами деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей;

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  • привить обучающимся школы и дошкольникам навыки личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды;

  • сформировать навыки безопасного поведения, необходимые для сохранения жизни собственной и окружающих во время природных и техногенных чрезвычайных ситуациях;

  • воспитывать патриотически-нравственную личность, готовую к защите Родины.
Таким образом, представленная система работы по обучению детей дошкольного и школьного возраста позволяет формировать и развивать культуру безопасности жизнедеятельности, воспитать личность безопасного типа.

Список литературы


  1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов и др. - М.: Высшая школа, 1999 г.

  2. Иванов, Ю. Образовательной области ОБЖ быть! [Текст] / Ю. Иванов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 18.

  3. Крючек, Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №8. – С. 19-23.

  4. Крючек, Н. Цели и задачи, проблемы преподавания курса ОБЖ [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2002г. - №7. – С. 15-18.

  5. Мошкин, В. Подготовка к опасным ситуациям [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. – С. 20.

  6. Мошкин, В. Преодоление страхов [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №2. С. 9.

  7. Мошкин, В. Ситуации реального риска [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008 г. - №3. С. 21.

  8. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000 г. - №3- 4. – С. 12.

  9. Понятие «риск» и обучение школьников [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. С. 13.

  10. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ [Текст] / Ю. Репин // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 27-31.

  11. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Д.П. Рудаков // ОБЖ. - 2011. - № 12. - С. 7-8.

  12. Сапрунов, В. К вопросу о концепции образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / В. Сапрунов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2004 г. - №2. - С. 30-32.

  13. Улахович, В. Е. Чернобыль слово, которое хотят забыть [Текст] / В.Е. Улахович // ОБЖ. - 2011. - №4. - С 36-38.

  14. Шершнев, Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека [Текст] / Л.И. Шершнев // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет.

  15. Шульман, Р.Л. Моя педагогическая философия [Текст] /Р.Л. Шульман // ОБЖ. - 2012. - №2. - С.24-26.

Формирование культуры безопасности в современном обществе

Понятие и сущность культуры безопасности

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура безопасности общества - ϶ᴛᴏ совокупность разделяемых всœеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая нацелена на минимизацию риска.

В структуру культуры безопасности входят:

1. осознанное поведение в процессе повсœедневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. способность уметь с определœенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

3. способность правильно оценивать ход событий и, в случае если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.

Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир.
Размещено на реф.рф
В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.

Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.

Формирование культуры безопасности в современном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование культуры безопасности в современном обществе" 2017, 2018.

Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЧС РОССИИ К ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Монография

Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

ÓÄÊ 004:005.52:005.334 À998

Рецензенты:

А.Ю. Ховрин - первый проректор «МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», доктор социологических наук, доцент;

Н.Г. Топольский - заместитель заведующего кафедры АГПС МЧС России, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

А998 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 204 с.

ISBN 978-5-93970-069-6

Монография подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

 монографии показана роль человеческого фактора в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, рассмотрены методические основы формирования КБЖ и охарактеризованы ее основные составляющие в области гражданской защиты, транспортной и информационной безопасности, безопасности в сферах экологии, природопользования, энергетики и производственной деятельности.

 труде раскрыты основные направления деятельности МЧС России в области формирования КБЖ населения и пути реализации проводимых по ним мероприятий. Рассмотрены проблемы, связанные с обучением населения в области гражданской защиты и пожарной безопасности, духовно-нравственным, психологическим и патриотическим воспитанием населения.

Подробно освещены технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. Кроме того, охарактеризованы методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций.

 список используемой литературы включены основные отечественные и зарубежные источники по рассматриваемому направлению.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, а также специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Она может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

© Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф., 2012

© МЧС России, 2012

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 8

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности и ее влияние на безопасность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор. . . . . . . . . . 8

1.1.2. Понятие «культура безопасности жизнедеятельности»

è его истоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.1.3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 19

1.2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности и роль федеральных органов исполнительной власти по ее

формированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.2.1. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности 24

1.2.2. Культура безопасности в области гражданской защиты. . . 26

1.2.3. Культура транспортной безопасности. . . . . . . . . . . . . 27

1.2.4. Культура безопасности в области экологии

è природопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

1.2.5. Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту. . . 36

1.2.6. Культура безопасности в области энергетики. . . . . . . . . 49

1.2.7. Культура безопасности труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

1.2.8. Культура информационной безопасности. . . . . . . . . . . 56

1.3. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Раздел 2. Деятельность МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.1. Основные направления формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.2. Формирование государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

2.3. Обучение населения в области гражданской защиты. . . . . . . . 72

2.3.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. . . . . . . . . . . . . 72

2.3.2. Обучение населения в области пожарной безопасности. . . 92

2.4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения 102

2.4.1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности, ее основные формы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . 103

2.4.2. Деятельность библиотек и музеев МЧС России в интересах формирования культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

2.4.3. Влияние традиций и ритуалов в МЧС России на формирование культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

2.4.4. Деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и перспективы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

2.5. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.1. Организационные и правовые основы надзорной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.2. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . 129

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Раздел 3. Технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1. Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1.1. Автоматизированные центры обучения в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . 135

3.1.2. Электронные издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

3.1.3. Интернет-ресурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

3.1.4. Мобильные учебные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . 146

3.2. Методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. . 151

3.2.1. Особенности информационного воздействия на людей. . 152

3.2.2. Средства и методы активного информационного воздействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

3.3. Комплексные системы информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

3.3.1. Комплексные системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. . . . . . . . . . 176

3.3.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования комплексных систем

информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . 179

3.4. Перспективы развития технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

80-летию Гражданской обороны посвящается

Введение

На протяжении многих веков человечество сопровождают различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые уносят сотни тысяч человече- ских жизней, наносят ущерб окружающей среде и экономике государств.

В XXI веке мир не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они постоянно ему сопутствуют, несут угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные и духовные ценности.

Особое место занимают чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными».

В техногенной сфере, на сегодняшний день, сохраняется высокий уровень аварийности и, как следствие, высокая степень возникновения чрезвы- чайных ситуаций техногенного характера. Это связано, прежде всего, с ростом масштабов и сложности производства. К этим факторам добавляются причины, характерные для мирового кризисного состояния. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства

è техники, рост стрессовой нагрузки на персонал из-за снижения жизненного уровня и нестабильности и, как правило, совершение ошибок, приводящих к возникновению опасной ситуации. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают до 60% экстремальных ситуаций . Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники

è лица со стажем непрерывной работы более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся, особенно сложную ситуацию, и быстро находить в ней правильные решения. У вторых - с так называемой «вторичной беспечностью», - состоянием, формирующимся под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера являются: нестабильное состояние экономики, усиление социальных противоречий, обострение межнациональных и международных отношений, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Все это создает широкий спектр угроз для безопасности любого государства.

Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет от них пострадало более 900 млн человек, а ежегодный прямой материальный ущерб в мире исчисляется десятками миллиардов долларов .

Для России вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера также крайне актуальны. Значительная часть ее населения проживает в зонах подверженных значительным природным опасностям, общая площадь которых составляет более 32 % ее территории.

По статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 185 ЧС техногенного характера, 65 ЧС природного характера, 42 биолого-социаль- ных ЧС. В 5-и террористических актах погибло 38 чел., пострадал 161 человек. Всего в результате ЧС погибло 791 чел., пострадало 23 716 человек .

Из всех видов ЧС наибольшее количество составили техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибло 751 чел., пострадало более 1100 чел. Основными причинами возникновения данных ЧС явились износ оборудования и «человеческий фактор».

Практика свидетельствует о том, что результативные действия по снижению негативных факторов ЧС не должны ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Все очевиднее становится тот факт, что решить проблемы безопасности нельзя без учета «человеческого фактора».

Однако учет «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности общества и государства не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо более эффективно формировать на принципиально новой основе физическую и психологиче- скую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими условиями для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Решение любой технологической задачи состоит из этапов восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах возможны ошибочные действия. Поэтому повышение уровня защищенности общества от последствий различных аварий и катастроф во многом зависит от адекватных действий каждого гражданина и должно достигаться путем развития системы идеалов и ценностей, норм формирования культуры безопасности жизнедеятельности .

МЧС России уделяет постоянное внимание изучению проблем в данной области. Большая исследовательская работа по обоснованию необходимости формирования КБЖ, направлений деятельности и путей их реализации была проведена в начале 2000 года учеными и специалистами МЧС России. Значи- тельный вклад в обоснование концептуальных основ формирования КБЖ внесли ученые и специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аюбов Э.Н., Дурнев Р.А., Твердохлебов Н.В.

Научно-технический прогресс, развитие современных технологий дают новые возможности по решению задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, качественной подготовки всех категорий населения с использованием дистанционных и перспективных форм обучения, разработки технических средств обучения на основе современных технологий сенсорной чувствительности и виртуальной реальности.

Вместе с тем, очевидным становится тот факт, что в условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС .

Практика свидетельствует о том, что только совместная деятельность и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон могут привести к положительным результатам в области обеспечения безопасности населения, общества и государства. С учетом этого, а также значения и характера деятельности по формированию КБЖ, она должна носить не только системный, междисциплинарный, но и межведомственный характер. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и науч- ных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспе- чивающих безопасность жизнедеятельности населения.

 настоящее время проблемами формирования КБЖ занимаются специалисты Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В данной монографии авторы обобщили и осветили вопросы формирования КБЖ и ее влияние на обеспечение безопасности населения, раскрыли составляющие КБЖ, направления деятельности и основные мероприятия по ее формированию в сфере полномочий МЧС России, а также раскрыли вопросы перспективных технологий формирования КБЖ.

 подготовке разделов монографии принимали участие Веденеева Т.А., Верескун А.В., Лукьянович А.В., Муркова М.В., Омельченко А.В., Попова А.В., Прищепов Д.З.

Авторский коллектив выражает уверенность, что книга заинтересует широкий круг читателей и будет признателен лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по адресу: 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 4-й НИЦ «Культуры безопасности жизнедеятельности». E-mail: [email protected]

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности

è ее влияние на безопасность человека

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор

XX век был ознаменован техническим прогрессом, расширенным воспроизводством, глобализацией экономики. В XXI веке во главу угла ставятся новые цели: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни людей, защита интересов и обеспечение безопасности человека, в том числе от глобальных катастроф .

Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процес-

сами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей. Большей частью это были опасности природного характера - наводнения, землетрясения, сильные бури, засухи и т.п. В процессе развития производства, создания сложных технических систем к ним присоединились «рукотворные» опасности: обвалы и взрывы в шахтах, аварии и пожары на предприятиях, транспортные происшествия и т.д.

Любая деятельность человека потенциально опасна. Опасность - внутреннее свойство системы или процесса (источника опасности), состоящее в возможности негативного воздействия. Опасность проявляется через явления или процессы, способные поражать, наносить ущерб, действовать разрушительно. Опасность предостерегает нас от непродуманных решений и действий.

Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и сам характер их проявления вызывают проведение разных по содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать необходимые меры безопасности. Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, которые были начаты еще в XVIII веке и получили свое развитие во второй половине ХХ века.

Из предшествующих теоретических разработок вопросов безопасности следует отметить работы австрийского ученого Йозефа Зонненфельса, которые во многом опередили свое время. В труде «Основания полиции, промышленности и финансов» (1756 г.) он утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя фактора-

ми - благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства - общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Способы обеспечения безопасности ставились им в зависимость от видов опасности, связанных с человеческой волей или случайными обстоятельствами.

Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили его выводы о том, что безопасность - основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества. При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других личностей, иностранных государств или стихийных сил природы, безопасность выступает в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», - писал наш великий соотечественник Н.М. Карамзин.

Большинство нормативных правовых актов , имеющих отношение к различным аспектам безопасности, оперируют этим понятием.

В них «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, генерируемых различными источниками опасности определенного вида. Указанное выше определение «безопасности» не в полной мере отражает ее содержание как категории и не может конструктивно использоваться на практике, т.к. здесь «безопасность» - есть отсутствие опасности и тождественно «защищенности», а последняя в вышеназванных законах никак не определяется и может ассоциироваться лишь с обыденными представлениями. Кроме того, здесь «безопасность» выступает в неком абсолютизированном и самостоятельном качестве, в отрыве от причин ее порождающих и на нее влияющих. Как следствие - стремление получить абсолютную защищенность (безопасность) или непрерывно увеличивать защищенность (повышать безопасность) в отрыве от реалий практики.

Вместе с тем, «опасность» порождается практической деятельностью, являющейся специфической формой, непременным атрибутом самой человече- ской жизни. Отсюда можно сделать вывод - безопасность есть условие осуществления практической деятельности, накладываемое самим субъектом или социумом на осуществление этой деятельности. Тем самым, безопасность не является состоянием защищенности, а является условием или совокупностью специальных условий осуществления практической деятельности.

Безопасность - есть условия существования субъекта или социума, вводимые, контролируемые и управляемые ими. «Опасность» и «безопасность» не находятся между собой в отношении простой противоположности отрицания друг друга. Опасность - объективно существующий атрибут практиче- ской деятельности, хотя по отношению к различным субъектам, находящимся в поле этой деятельности, мера опасности может быть различной. «Безопасность» же категория в основном субъективная, формируемая субъектом

Культура безопасности жизнедеятельности - системообразующий фактор снижения рисков ЧС

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

На индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

На коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

На общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего - это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших.

В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: "Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности".

Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности - это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования.

В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное - будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества - крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: «Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

Для специальности: 190631.01 «Автомеханик»

Исполнитель:

Егоров Александр Владимирович,

студент 1 курса, группы № 19

Руководитель:

Лущук Владимир Владимирович,

преподаватель – организатор ОБЖ

Воркута, 2015г.



Введение.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.



Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП - более 26 тыс. человек, производственного травматизма - около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков - до 300 тыс. человек, суицидов - более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, - более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды - более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД.

1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о сохранении здоровья человека и поддержании его работоспособности в течение всей жизни, которая идентифицирует опасные и вредные факторы среды обитания (обнаруживает количественно и качественно), разрабатывает методы и средства по ликвидации этих опасностей, либо по снижению их до приемлемых значений; прогнозирует, предотвращает и ликвидирует чрезвычайные ситуации и их последствия.

2. Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

§ Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

§ Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

§ Ежегодное снижение средней общей численности населения

3. Основными разделами дисциплины БЖД являются:

ü 1 Охрана труда;

ü 2 Охрана окружающей среды;

ü Защита населения территории в чрезвычайных ситуациях.

Жизнь и деятельность человека происходит в среде обитания, в которой на человека действуют благоприятные, вредные и опасные факторы.

Вредным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает в нем временную утрату трудоспособности.

Опасным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает различные заболевания, стойкую утрату трудоспособности или гибель человека.

По природе происхождения факторы бывают:

– естественные;

– техногенные (источник – техническая система);

– антропогенные (источником является человек, его ошибки);

– социальные (источник – наркотики, курение, стресс ит.д.)

2.Культуры безопасности жизнедеятельности:

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

1. Мирровоззренческая основа, система ценностей;

2. традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

3. духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

· научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

· патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

· научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

· научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

· совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

· разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

· популяризация профессии спасателя и пожарного.