09 апреля

На основании ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Снижение заработной платы за счет снижения покупательной способности сотрудников снижает возможности и перспективы прибыли, что приводит к снижению ожиданий продаж и, следовательно, к эффективному спросу. Кризис 1970-х годов оживил дискуссию о решимости и жесткости заработной платы.

Новая микроэкономика работы

Роберт Солоу является источником новой теории, которая дает рациональную основу для жесткости заработной платы: теории заработной платы эффективности. Идея состоит в том, чтобы связать производительность и уровень реальной заработной платы. В этом смысле вознаграждение вознаграждает усилия, предоставляемые сотрудником. В определенной степени мы находим неоклассические основы определения заработной платы. Основное различие заключается в выбранной аналитической структуре. Действительно, теория эффективности заработной платы является частью структуры несовершенной конкуренции.

в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, работодатель не может с уверенностью знать фактическую производительность будущего сотрудника. В этом смысле существует моральный риск. Сотрудник не может обеспечить необходимый уровень производительности. Чтобы смягчить этот риск, работодатель может предложить более высокую зарплату, чем равновесную заработную плату, чтобы побудить сотрудника обеспечить более высокий уровень эффективности, чтобы сохранить свою работу. В том же духе зарплата также может выступать в качестве сигнала. Работодатели могут предлагать более высокую заработную плату, чем конкурентоспособная равновесная заработная плата, чтобы привлечь наиболее производительных работников.

Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п., устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

Таким образом, эта теория эффективности заработной платы позволяет понять, почему заработная плата может быть структурно выше равновесной заработной платы, что было бы причиной вынужденной безработицы. Теория неявных контрактов дает альтернативное объяснение жесткости заработной платы. Идея состоит в том, что компании будут адаптироваться к циклическим изменениям в количестве, уволив или найма труда, а не путем изменения заработной платы. В этом смысле заработная плата будет колебаться меньше рабочих мест.

Основная идея заключается в том, что для сотрудников постоянство заработной платы играет роль страхования. Если в случае высокой фазы экономики заработная плата не следует за развитием производительности, на низкой фазе жесткость заработной платы до падения позволяет сохранить свою покупательную способность, даже увеличивать ее по сравнению с людьми. теряя работу.

В соответствии со ст. 8 и 9 ТК РФ при разработке системы оплаты труда и материального стимулирования (премирования) следует учитывать:

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями;

Идея заключается в том, что наем сотрудника сопровождается затратами на обучение, потенциальными издержками в случае увольнения и т.д. масштабы этих затрат дают сотрудникам право на прибыль, что позволяет им требовать более высокую зарплату, чем конкурентоспособная зарплата. Инсайдеры находятся в монополистической ситуации, которая позволяет стабилизировать этот дисбаланс при возникновении безработицы. Изучение дисбаланса привело к появлению конкретной исследовательской тенденции.

Роберт Клоуэр, Аксель Лейонхуфвуд, Эдмонд Малинвауд и Жан-Паскаль Бенасси стремились синтезировать неоклассические и кейнсианские теории. Например, безработный сократит потребление товаров и услуг. Когда предложение товаров меньше спроса на товары, и в то же время предложение рабочей силы превышает спрос на рабочую силу, мы окажемся в ситуации классической безработицы. Если в тех же условиях спрос на товары больше, чем предложение товаров, безработица будет кейнсианской.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными

ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Система оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости:

Экономические и социальные институты и барьеры для полной занятости

Они помогли улучшить понимание безработицы и ее драйверов.

Недостатки информации и фрикционная безработица

Авторы рассмотрели этот аргумент в контексте новой микроэкономики. Он останется добровольно безработным, пока не найдет нужную работу. Эта теория известна как теория поиска работы. Джордж Стиглер недвусмысленно критикует компенсацию по безработице, которая позволяет ищущим работу оставаться дольше в течение исследовательского периода.

Другая категория институциональных несовершенств приводит к существованию несоответствия между навыками лиц, ищущих работу, и навыками, требуемыми фирмами. Молодые выпускники могут не найти работу, соответствующую их уровню мастерства. Милтон Фридман говорит о структурной безработице, чтобы квалифицировать эту неадекватность. Изучение того, как сопоставлять лиц, ищущих работу, и поставщиков, является предметом плодотворной исследовательской тенденции путем сопоставления теорий и авторов, таких как Питер Даймонд, Дейл Мортенсен и Кристофер Писсаридес, которые получили Нобелевская премия по экономике.

От сложности выполняемой работы;

Условий труда (в т.ч. отклоняющихся от нормальных);

Природно-климатических условий, в которых выполняется работа;

Интенсивности труда (совмещение профессий и т.п.);

Характера труда.

К основным нормативам, образующим систему оплаты труда работников бюджетной сферы, относятся: единые тарифно-квалификационные справочники, на основе которых производится тарификация работ и установление окладов работникам-специалистам, ставки профессиям рабочих, схемы должностных окладов руководящим работникам и нормы труда.

Добавление фрикционной безработицы и структурной безработицы определяет уровень безработицы, который Милтон Фридман описывает как естественный. Фактический уровень безработицы связан с естественным уровнем безработицы. Дискуссия о понятии естественной безработицы началась с неокинезийских авторов, которые показали, что может быть несколько уровней естественной безработицы.

Эта теория была разработана Оливье Бланшардом и Лоуренсом Саммерсом. Идея этих двух авторов состоит в том, что различные явления могут привести к точкам, невозвратным в образе храповых эффектов. Например, долгосрочные безработные могут потерять свой человеческий капитал, не позволяя им найти работу. Рецессивный этап, в котором компании больше не будут инвестировать, также может привести к такому же результату. Фактически, сокращение инвестиций, связанных с снятием с эксплуатации капитала, может привести к невозможности возобновления производственного капитала и, следовательно, способности финансировать новые рабочие места.

Базовые оклады (специалистам и служащим), базовые ставки заработной платы (рабочим) профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583) и соответствующими Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Чтобы оценить это явление, Бланшар и Саммерс говорят об эффекте гистерезиса. Эффект гистерезиса означает, что уровень безработицы, наблюдаемый сегодня, является следствием прошлой траектории безработицы. Правила определяют условия вознаграждения за работу и другие связанные с работой льготы и условия их предоставления. Положения Правил применяются ко всем работникам, работающим в библиотеке, независимо от вида выполненных работ. Каждый сотрудник вводится в Правила вознаграждения перед отъездом на работу, и заявление о его или ее участии прилагается к персональному файлу.

В учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного рабочего времени. При применении простой повременной формы оплаты труда оплачивается фактически отработанное время на основе должностных окладов руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров, окладов специалистов и служащих, ставок профессий рабочих. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлена месячная ставка (оклад), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячной тарифной ставки (оклада).

Вознаграждение выплачивается раз в месяц со дня, 28 каждый месяц, за которое должно выплачиваться вознаграждение. Письменное согласие работника на вознаграждение передается на его сберегательный и расчетный счет в соответствующем банке. Учетный период библиотеки составляет 3 месяца. 4 Переход на более высокую должность производится работодателем. Сотрудники, работающие в сменной системе, имеют право на изменение рабочего пособия в размере 10% от базовой заработной платы. Сотрудники имеют право на пенсию, далее именуемую как дополнение, 5% от базовой зарплаты после 5 лет работы, увеличиваясь на 1% за каждый последующий год, до 20% от основной месячной зарплаты после 20 лет и последующих лет работы.

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

Все предыдущие завершенные периоды занятости включаются в отчетный период. К периоду работы, дающему право на дополнение, упомянутое в п. 1 также включает другие периоды, если в соответствии с отдельными положениями они включаются в рабочий период, на котором основано право работника. В тех случаях, когда работник имеет более одного трудового отношения одновременно, один из этих периодов включается в период работы, предоставляющий ему многолетнюю рабочую надбавку.

В рамках ресурсов, доступных в Библиотеке, может быть создан призовой фонд в размере до 3% от запланированного фонда заработной платы. Призы являются дискреционными, и Директор решает присудить их. Приз может получить работник, используемый по договору найма, который в период, за который он предоставляется не получил дисциплинарное наказание и должным образом выполнять свои обязанности. Призы могут оплачиваться в День библиотекаря или по другому случаю. Награда также может быть присуждена работникам, которые особенно отличились в своей работе.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ размеры тарифных ставок (окладов) не могут быть ниже законодательно установленной минимальной заработной платы, которая обеспечивается за счет финансирования соответствующего уровня бюджетов.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Мэр решает наградить директора библиотеки. Премия директора оплачивается из фондов культурного учреждения после положительного одобрения отчета о деятельности библиотеки и утверждения годового финансового отчета. Вознаграждение является дискреционными Сотрудники имеют право на получении юбилейных наград в размере 75% от заработной платы после 20 лет работы, 100% от заработной платы после 25 лет, 150% от заработной платы после 30 лет работы, 200% от заработной платы после 35 лет работы, 300% от месячного вознаграждение после 40 лет работы.

Сотрудник приобретает право на юбилейный юбилей на дату истечения срока, наделяющего его на приз. Сотрудник обязан задокументировать свое право на приз, если в его личном файле нет документации. Юбилейный бонусный платеж должен быть сделан сразу же после того, как работник приобрел эти права. Основанием для расчета компенсационных выплат связано с работником на дату приобретения права на награду и, если оно более благоприятно для работника, компенсации в связи с ним на день выплаты жалованья. Приз рассчитывается в соответствии с правилами, применимыми для определения денежного эквивалента для отпуска.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

а) базовая часть заработной платы , включающая:

Общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы; }

В случае прекращения трудовых отношений, в связи с переходом работника на пенсию работнику, которому приобретение права на премию не хватает менее чем на 12 месяцев со дня прекращения работы, вознаграждение выплачивается по окончании трудовых работников, удовлетворяющих условиям для получения права на пенсии по нетрудоспособности, чья работа была прервана из-за выхода на пенсию или инвалидность, имеет право на единовременное выходное пособие в размере: - зарплату за один месяц - если работник проработал менее 15 лет - зарплату за два месяца - если работник работал не менее 15 лет, - трехмесячная заработная плата - если работник работал не менее 20 лет.

Компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;

Повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);

Период права на выходное пособие включены во все предыдущие завершенных периодов занятости, а также другие периоды, если в соответствии с отдельными правилами, подлежат включению в период работы, который определяет права работника. Пособие рассчитывается в соответствии с правилами, применимыми для определения денежного эквивалента отпуска. Сотрудник, получивший выплату выходного пособия, не может выкупить свое право на сотрудников библиотеки, которые имеют право на отпускную плату в течение как минимум 14 календарных дней.

Размер пособия на отпуск определяется в зависимости от рабочего времени работника. Любые поправки к правилам требуют формы приложения. Приложение вступает в силу в соответствии с положениями статьи. Сотрудник при пересмотре правил вознаграждения подписывает соответствующее заявление, прилагаемое к персональному файлу. В вопросах, не регулируемых этими положениями, применимы трудовое законодательство и Закон об организации и деятельности культурной деятельности, а также их исполнительные правила.

Доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений - субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;

б) стимулирующая часть заработной платы включающая:

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

Выплаты за качество выполняемых работ;

Выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;

Премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений - лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений - средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.

Основными задачами учета оплаты труда являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками учреждения, бюджетом, органами социального страхования, органами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, а также контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и правильное отнесение начисленной оплаты труда и начислений на социальные нужды на соответствующие счета бухгалтерского учета.

В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами гражданского, налогового и трудового законодательства Российской Федерации, локальными нормативными актами, разрабатываемыми учреждениями, а также трудовыми договорами, заключенными с каждым отдельным работником учреждения.

При организации оплаты труда в учреждениях обращается внимание не только на правильность осуществления расчетов, но и на точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками учреждения, составленных по установленной форме и содержащих все необходимые реквизиты.

Алгоритм расчетов, отражающий порядок операций по оплате труда и начислений на оплату труда включает следующие этапы:

Начисление сумм по оплате труда и других выплат работникам учреждения и отражение на счетах бухгалтерского учета;

Удержания из заработной платы;

Начисления на выплаты, произведенные в пользу работников учреждения (страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

Получение наличных денежных средств на заработную плату и другие выплаты в отделении банка и через органы, организующие кассовое обслуживание (казначейство);

Выдача заработной платы;

Депонирование заработной платы.

Бухгалтерский учет расчетов с работниками бюджетной сферы по заработной плате, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» в следующем порядке:

Начисление заработной платы на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании первичных учетных документов (табель учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и т.д.):

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате» - при начислении базовой и стимулирующей части заработной платы казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств,

410960211 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» - при начислении базовой части заработной платы работникам основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

410980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении базовой части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

210960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении стимулирующей части заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

210980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

710960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования,

710980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования.

Кредит

Начисление дополнительных выплат и компенсаций работникам учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Дебет 040120212 «Расходы по прочим выплатам»,

010960212 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»

Кредит 030212730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»;

Удержания из начисленной заработной платы, прочих выплат работникам учреждения в установленном порядке по законодательству (налог на доходы физических лиц, в судебном порядке по исполнительным листам), а также удержания на основании заявлений работников:

Дебет ,

030212830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

Кредит 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»,

030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы».

В соответствии со ст. 137 ТК РФ допускаются удержания из заработной платы работников по инициативе }

администрации учреждения, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Удержание неиспользованных и не возвращенных своевременно подотчетных сумм (авансовый отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020800660 «Уменьшение расчетов с подотчетными лицами»;

Удержание за причиненный материальный ущерб

(ТК РФ ст. 238 - 248, договор о материальной ответственности, заявление работника об удержании из заработной платы, распоряжение руководителя о взыскании материального ущерба, решение суда):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020900660 «Уменьшение расчетов по ущербу имуществу»;

Удержание излишне выплаченных сумм заработной платы работникам в предыдущем периоде вследствие счетной ошибки (распоряжение, приказ руководителя) -производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет

010960211»Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»;

Удержание сумм, выплаченных за использованный, но не отработанный отпуск при увольнении с работы (приказ руководителя о прекращении действия трудового договора), производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате»,

010960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы».

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Выдача из кассы учреждения заработной платы, прочих выплат работникам учреждения производится на основании Платежных ведомостей и отражается в следующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета:

Дебет

Кредит 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения».

Перечисление учреждением заработной платы, прочих выплат сотрудникам учреждения на банковские карты отражается в следующем порядке:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 130405200 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» - для казенных учреждений,

020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» - для бюджетных и автономных учреждений,

020121610 «Выбытия денежных средств учреждения со счета кредитной организации» - для автономных учреждений.

Депонированные суммы заработной платы, прочих выплат в связи с их неполучением в срок, указанный в Платежных ведомостях, отражается:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 030402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами».

В соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца и требуется выплачивать ее в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, коллективным или трудовым договором. Для реализации этой цели учреждениям необходимо отразить в своих локальных актах формы оплаты труда, а в случае выплаты аванса - его размер и срок выплаты. Таким образом, различают способы выплаты заработной платы два раза в месяц:

Аванс в счет будущей заработной платы и ее выплата по итогам месяца;

Заработная плата за первую и вторую половину месяца.

При выплате заработной платы с выдачей аванса за первую половину месяца выдается аванс в счет причитающейся заработной платы. Как правило, авансовая сумма заработной платы исчисляется в установленном локальным актом процентном отношении к должностному окладу (окладу, ставке). В данном случае заработная плата не начисляется, а отражается выданный аванс по заработной плате и, следовательно, налог на доходы физических лиц и страховые вносы в государственные внебюджетные фонды начислять не требуется.

При выплате заработной платы за первую и вторую половину месяца в соответствии с условиями коллективного или трудового договора производится расчет заработной платы, причитающейся работнику за фактически отработанное рабочее время, выполненный объем работ. При этом необходимо заполнение и представление в бухгалтерию табеля использования рабочего времени и других документов дважды в месяц. Данная форма расчетов требует дополнительных затрат времени, поэтому встречается реже.

В систему доплат и надбавок за особые условия труда включаются:

Система выплат компенсационного характера;

Система премирования и доплат, носящих стимулирующий характер.

Доплаты и надбавки за работу в особых (отличающихся от нормальных) условиях труда носят стабильный персонифицированный характер, так как выплачиваются тем работникам, условия труда которых отличаются от общеустановленных.

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ. Системы стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок могут также устанавливаться коллективным договором или определяться положением о премировании, которое признается локальным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности. От стимулирующих премий, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется }

в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию и т.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных, даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы (составляющие Положения):

- показатели премирования . При этом показатели премирования должны быть конкретными и четно сформулированными, а выполнение показателей легко учитываемое. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критерев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли;

- условия премирования . При этом условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильно организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах;

- размеры премий . Премирование работников учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров, характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.;

- круг премируемых работников . В число работников, премируемых по установленным показателям, следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей;

- периодичность премирования . Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состава показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год.

Оплата неотработанного времени казенными учреждениями производится за счет лимитов бюджетных обязательств, а бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, формирующих базовую часть заработной платы работников учреждения.

К оплате неотработанного времени относятся:

Оплата ежегодных отпусков: основного (ст. 114, 115

ТК РФ) и дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ);

Оплата отпусков, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173 - 176 ТК РФ);

Выплата выходного пособия при увольнении, а также выплаты в размере среднего заработка в период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ);

Оплата простоев не по вине работника (ст. 157 ТК РФ);

Оплата льготных часов учащихся (ст. 173, 174 ТК РФ);

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (ст. 263 ТК РФ);

Другие случаи полного или частичного сохранения среднего заработка.

Трудовым законодательством предусмотрено сохранение рабочего места (должности) и выплаты денежной компенсации в размере среднего заработка за фактически не отработанное время для следующих работников:

- работников, направляемых в служебные командировки . При этом средний дневной заработок выплачивается за каждый рабочий день, пропущенный вследствие командировки (ст. 167 ТК РФ);

- работников, избранных членами комиссии по трудовым спорам . При этом средний заработок выплачивается за время работы в комиссии (ст. 171 ТК РФ);

- работников, направляемых для повышения квалификации . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни подготовки, переподготовки, обучения вторым профессиям, повышения квалификации с отрывом от производства (ст. 187 ТК РФ);

- работников, обязанных проходить медицинский осмотр (обследование). При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни нахождения работника в медицинском учреждении на осмотре (обследовании) (ст. 185 ТК РФ);

- работников, являющихся донорами . При этом в размере среднего заработка оплачиваются день обследования, день сдачи крови и день отдыха, предоставляемый после каждой сдачи крови (ст. 186 ТК РФ);

- женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ);

- беременных женщин . При этом в размере среднего заработка оплачивается время прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 254 ТК РФ).

Предусмотрено также сохранение за работником среднего заработка в следующих случаях:

- при временном переводе на другую, ниже оплачиваемую работу в случае производственной необходимости, для замещения отсутствующего работника (ст. 74 ТК РФ);

- при переводе на другую постоянную ниже оплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ);

- при переводе беременных женщин на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов ; при переводе на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; в случае невозможности выполнения прежней работы средний заработок по прежней работе сохраняется до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ).

При определении размера оплаты за неотработанное время необходимо:

- определить количество дней (часов), которое подлежит оплате;

- рассчитать средний дневной (или средний часовой) заработок, пользуясь правилами, определенными трудовым законодательством (ст. 139 ТК РФ) или Положением о порядке исчисления среднего заработка (Постановления Правительства РФ от 24.12. 2007 № 922, от 15.06.2007 № 375).

На выбор способа исчисления среднего дневного (среднего часового) заработка в каждом конкретном случае влияют:

Назначение выплаты;

Продолжительность периода, принимаемого в качестве расчетного;

Продолжительность (в днях) рабочей недели, принимаемой за нормальную при проведении расчетов;

Полнота отработки расчетного периода (полностью или не полностью отработан расчетный период);

Факт начислений в расчетном периоде премий, вознаграждений, предусмотренных системными положениями;

Факт изменения окладов (ставок) в учреждении.

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

В федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации "бакалавр", и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации "дипломированный специалист" или квалификации "магистр", а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

Федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

Государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;

Муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП - заработная плата;

МТК - межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда;

НДД - надбавка за должность доцента;

НКН - надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая - предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 - 13 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

Должностного оклада;

Оклада за классный чин;

Дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет - 10;

от 5 до 10 лет - 15;

от 10 до 15 лет - 20;

свыше 15 лет - 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ - нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ "О денежном содержании федеральных государственных служащих" от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

По высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

По главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

По ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

По старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

По младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других - единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" 50 - 75%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 30 - 50%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10 - 15%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 5 - 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет - 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет - 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше - 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации - также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне - еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие "базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников". Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие "профессиональные квалификационные группы" сформулировано в ч. 6 ст. 144 - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 "О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

  • Вверх