В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются.

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно. Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Онлайн-курс для заказчика «Управление государственными и муниципальными закупками ». Организация работы контрактной службы, создание и работа закупочных комиссий. Работа без нарушений и штрафов. Удостоверение о повышении квалификации 144 ак.часа.

Пеня

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) - с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Ответственность поставщика

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Выглялит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

Пеня = (600 000 руб. - 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. - 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Скачайте для удобства таблицу штрафов по 44-ФЗ (скачать таблицу).

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку. Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно. Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

Сложные вопросы квалификации правонарушений по 44-ФЗ

Ответственность за просрочку возврата обеспечения исполнения контракта

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст. 395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Вопрос: Одним из учредителей участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, является компания, зарегистрированная в офшорной зоне (на Сейшельских островах). Является ли такой участник закупки офшорной организацией? Обязан ли заказчик отклонить его заявку?

Ответ: Нет, не является, отклонять его нельзя.

Посмотреть разбор решений ФАС и судебной практики можно в записи вебинара Школы электронных торгов «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году »

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.

Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени

С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
  4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
  7. Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

    Правила расчета для поставщиков

    Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

    Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки

    Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

    При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.

    Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.

    Пример расчета

    Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2018 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2018 года.

    Получаем следующие данные для расчета пеней:

    1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775.

    2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.

    3.Количество дней прострочки = 12 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей

    Правила расчет пеней для заказчика

    Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы. Формула для определения размера пени выглядит следующим образом:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки

    Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта.

    Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей. Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей. Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими:

    4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775.

    5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей.

    6. Количество дней просрочки = 6 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 *250 000 * 6 = 387,50 рублей.

    При расчете пеней поставщики и заказчики обязаны руководствоваться исключительно нормами постановления Правительства №1042, а также действующего законодательства. При отказе одной из сторон выплатить начисленные штрафы и пени, другая сторона должна обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.

    Как начисляются штрафы по 44-ФЗ?

    Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

    Чем грозит просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ?

    Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

    Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня - другой вид оплаты неустойки.

    Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

    Для исполнителя

  8. если цена контракта не больше 3 млн. руб. - 10% от стоимости;
  9. если цена от 3 млн. - 50 млн. рублей - 5%;
  10. от 50 - 100 млн. руб. - 1%;
  11. больше 100 млн. руб. - 0,5%.
  12. Для заказчика

  13. в первом случае - 2,5% от цены контракта;
  14. во втором - 2%;
  15. в третьем - 1,5%;
  16. и в четвертом - 0,5%.
  17. Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

    Расчет неустойки по 44-ФЗ

    Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

    Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

    Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю - 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

    500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

    Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

    200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

    Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

    Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

    Пени = (Цена контракта - Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

    Ставка рассчитывается так:

    Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

    Коэффициент К:

    Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

    Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.
  • Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

    Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора - 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет - 12 дней.

    Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

    40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. - 9%)

    Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

    Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. - 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

    Про все виды неустоек - штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.
  • В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

    Скачать ФЗ-44

    ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

    ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» скачать здесь .

    Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта (44-ФЗ и 223-ФЗ)

    Вам также будет полезно:

    Взыскание долгов, Налоговая оптимизация, Корпоративные споры

    Информация
    Наша специализация
    Связаться с нами

    Во всех случаях работы с долгами и налогами наша организация готова обеспечить профессиональное консультирование.

    Настоящим я, далее – «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие ООО «ДНД» (далее – ДНД) на обработку своих персональных данных, указанных при регистрации путем заполнения веб-формы на сайте днд.su и его поддоменов *днд.su (далее – Сайт), e-mail направляемых (заполненных) с использованием Сайта (по адресу указанному на сайте).

    Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

    Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях регистрации Субъекта Персональных Данных в базе данных ДНД с последующим направлением Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений и смс-уведомлений, в том числе рекламного содержания, от ДНД, его аффилированных лиц и/или субподрядчиков, информационных и новостных рассылок, приглашений на мероприятия ДНД и другой информации рекламно-новостного содержания, а также с целью подтверждения личности Субъекта Персональных Данных при посещении мероприятий ДНД.

    Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с Сайта ДНД и/или отправка первого письма.

    Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями ДНД.

    ДНД принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных. ДНД вправе привлекать для обработки персональных данных Субъекта Персональных Данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.

    Я ознакомлен(а), что:

  • настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных при регистрации на Сайте ДНД, направляемых (заполненных) с использованием Cайта, является неограниченным (до момента отзыва);
  • согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме;
  • предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  • Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

    Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

    Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

    Ответственность заказчика

    Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

    Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.
  • Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.
  • Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

    Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

    Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

    Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

    Возможно, Вас также заинтересует:

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

    Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.

    Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.

    Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

    П = С х (Ц – В) , где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.
  • Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил):

    С = ДП х СЦБ , где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100% , где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.
  • На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

    Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

    Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

    Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

    Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

    Сначала определяем коэффициент (К):

    К = 100% х (9 / 30) = 30%

    Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).

    С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)

    Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей

    Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

    П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

    Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:

    С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)

    По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей

    Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:

    С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)

    Итоговый размер пени составит:

    П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

    О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.

    Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.

    Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3

    В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

    Совсем недобросовестно

    Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

    Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

    Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

    Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

    Условия неопределенности

    Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

    Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

    На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

    Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

    Исключения из правил

    Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

  • на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
  • на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
  • если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
  • Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

    Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

    Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

    Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

    Ответственность заказчика

    Пеня

    Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

    Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

    К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

    500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 руб.

    Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

    300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

    Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

    Штраф

    Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

    Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту За вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака на территории образовательной организации могут установить ответственность Разработаны дополнительные меры борьбы с курением. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный […]

  • Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34"Об утверждении форм заявлений о […]
  • Сиделки для детей с проживанием 21.08.2018 09:15 Частные услуги Гуру Apr 6 2018, 15:23 Телефон: ‎ 8 906 382 14 77 (Фаина)- Предлагаю услуги сиделки (в доме,в стационаре,с проживанием);- женщина 50л аккуратная,чистоплотная,без […]
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 […]
  • Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение Актуально на: 21 апреля 2017 г. В числе основных обязанностей налогоплательщиков в соответствии с НК РФ – обязанность по уплате налогов (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для […]
  • Срок уплаты УСН Актуально на: 21 марта 2017 г. В течение отчетного года организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу при УСН (п. 3,4 ст. 346.21 НК РФ). Уплатить авансы нужно не […]
  • Пени и штрафы являются двумя формами неустойки, которые обычно применяются в случае невыполнения контрактных условий. Актуальные правила расчета соответствующих значений вступили в силу в 2019 году. Размер санкций в подавляющем большинстве случаев устанавливается не в пользу непосредственного заказчика.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Ответственность в полной мере регламентируется Федеральным Законом РФ №44. Согласно изменениям в правилах, пени начисляются за каждый день просрочки обязательств, закрепленных в соглашении, в соответствии с действующей на территории Российской Федерации ставки рефинансирования Центрального Банка.

    Для определения рассматриваемых значений рекомендуется использовать онлайн-калькулятор по расчету пени по 44-ФЗ. Для понимания основных операционных особенностей процедуры следует ознакомиться с правовой основой, последними нововведениями, правилами расчета, характером ответственности, а также с исключениями из правил.

    Правовая основа

    Актуальную информацию о неустойках по Федеральному Закону №44 можно найти в нескольких нормативных актах. Основным регулятором выступает Гражданский Кодекс Российской Федерации (статьи 530, 534, 720, 783). В самом ФЗ регламентирующие положения содержатся в статье №34.

    Постановление Правительства №1942 от 30 августа 2017 года гласит, что с сентября 2017 года заказчики начисляют штрафные санкции и дополнительные выплаты по профильному постановлению.

    Данный акт дополнительно отражает подходы судебных инстанций и контролирующих организаций в рамках применения мер ответственности, имеющих прямую связь с исполнением контрактных условий.

    Нововведения

    С конца 2017 года заказчики и поставщики, которые выступают в качестве сторон по государственным договорам, должны в обязательном порядке осуществлять расчет штрафов, если один из участников сделки нарушает условия контракта.

    Среди наиболее важных изменений следует выделить:

    • Изменение размеров штрафных санкций, которые накладываются на непосредственных поставщиков в случае нарушения контрактных требований, при условии, если сумма договора составляет 500 000 000 рублей.
    • Изменение величины санкций для поставщиков, которые выступают в качестве представителей малого или среднего бизнеса.
    • Установление размеров штрафов, которые применяются для победителей закупочных акций, которые смогли предложить наиболее высокую стоимость соглашения – объем санкции устанавливается в формате фиксированной суммы.
    • Определение объемов штрафов для поставщиков – только в тех случаях, если контракты не имеют стоимостного выражения.
    • Установление штрафов за отказ поставщиков от исполнения установленного перечня обязательств – в 2019 году размеры фиксированные, определение происходит в прямой зависимости от суммы договора.
    • Изменение принципа расчета дополнительных выплат, включая пени, которые должны выплачиваться поставщиками.

    Вышеуказанные изменения в будущем должны значительно упростить систему расчета санкций штрафного характера. Специалисты считают, что такие меры помогут в сокращении количества спорных ситуаций, которые, в свою очередь, возникают по причине некорректного начисления неустойки.

    Когда — пени, а когда — штрафы

    В контрактную систему включаются две формы неустойки, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Пени могут быть начислены только за пропуск сроков, определенных для исполнения обязательств. Что касается стандартных штрафных санкций, то они назначаются по причине неправильного исполнения условий контракта (это не относится к просрочке).

    В качестве примера стоит привести случай, когда поставщик должен передать товар в назначенный день, но пропускает дату на неделю. В этом случае санкции выражаются в виде пени.

    Если были поставлены товары с истекшим сроком действия или продукция была предоставлена не в том ассортименте, как планировалось ранее, то в этой ситуации применяется система штрафов.

    Место и форма

    Неустойки, выраженные в формате пени или штрафов, в каждом конкретном случае закрепляются в контракте. Все условия подобных выплат должны в обязательном порядке прописываться четко. Их определение происходит еще на стадии формирования документа.

    Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев размер неустоек привязывается к стоимости соглашения, которая еще неизвестна на стадии проектирования контракта.

    В проект документа необходимо обязательно включить следующие положения:

    • Величина штрафной санкции, выраженная в фиксированном контракте, которая начисляется в случае ненадлежащего исполнения обязательств со стороны заказчика – исключением являются ситуации, когда допускается просрочка.
    • Размер штрафа, начисляемый за некорректное исполнение условий контракта со стороны исполнителя или поставщика.
    • Пени, начисляемые за каждый день пропуска обязательств, перечень которых предусматривается основным документов – данный вид санкции формируется с момента, следующего после назначенного дня исполнения конкретного обязательства.

    В проекте контракта рекомендуется прописаться всевозможные штрафы, исключая пороговые значения, которые превышают НМЦК. Нужно учитывать то, что включение в документ правил, представленных в Постановлении Правительства РФ №1042, не является правильным исполнением обязанностей заказчика по определению суммы неустойки. Эта норма содержится в Постановлении Министерства финансов Российской Федерации №24-03-07.

    Важно дополнительно предусмотреть оговорку на тот случай, если аукцион уйдет в сторону повышения. Данная практика не является распространенной, но чисто теоретически это может случиться в течение всех государственных торгов, независимо от предмета закупки.

    Если непосредственные участники сделки будут постепенно снижать стоимость и дойдут до показателя 0,5 от НЦМК, то аукцион пойдет на повышение в автоматическом порядке.

    Это будет продолжаться до того момента, пока предложения по ценам от участников торгов не будут поступать или не достигнут значения в 100 000 000 рублей. В рассматриваемых случаев предусматривается индивидуальная система штрафных санкций, которую нужно закрепить в составляемом контракте.

    Следует четко представлять допустимые значения. В проекте соглашения необходимо в полной мере прописать всевозможные исключения, кроме тех, которые являются выше НМЦК.

    Правила расчета

    Ответственность заказчика

    Величина пени, которая определяется для просрочек исполнения контрактных обязательств со стороны заказчика, не регулируется строгими законодательными правилами. Участникам торгов рекомендуется опираться на положения Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года.

    Статья №34 представленного нормативного акта определяет размер соответствующей неустойки в 1/300 части от актуальной ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день пропуска платежа.

    Например, если сумма по формируемому соглашению составляет 500 000 рублей, а последний день по нему 30 мая, но фактически средства были перечислены 31 мая в полном размере, то расчет значений пени имеет следующий вид:

    500 000 рублей x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 рублей

    Если точно в установленный срок была перечислена часть итоговой суммы, например, 200 000 рублей, а остальные деньги не были переданы, то расчет приобретает следующий вид:

    300 000 рублей x (1/300 x 8,25%) x 11 = 907 рублей

    Стоит отметить, что ни при каких обстоятельствах величина пени не может быть изменена по согласию участвующих в процессе сторон. Федеральный Закон №44 не предусматривает соответствующую возможность.

    Что касается стандартных штрафных санкций для заказчиков, то за все другие нарушения условий соглашения размер определяется в формате фиксированной выплаты. Законодательные правила формирования неустоек строго указывают на необходимость определения санкции в прямой зависимости от суммы договора.

    Ответственность исполнителя

    Для поставщиков, которые допустили просрочку исполнения требований по контракту, пени определяются по более сложной схеме, чем для заказчиков. Онлайн калькуляторы включают в себя полный расчетный функционал.

    Правилами расчета по Федеральному Закону №44 предусматривается применение следующей формулы:

    Пени = (Ц – О) х Вс

    С первыми двумя параметрами сложности обычно не возникают, что нельзя сказать о величине ставки.

    Ее расчет осуществляется в несколько этапов по формуле:

    Ставка = Ср х Кд

    Ср — является величиной ключевой ставки Центрального Банка РФ на момент выплаты пени, которые определяются с учетом поправочного коэффициента.

    Кд — выражается в количестве дней просрочки исполнения обязательств.

    Размер штрафов

    Величина штрафных санкция является исключительно фиксированным показателем, определение которого происходит на основании процентного соотношения от стоимости контрактного соглашения. Чем больше стоимость договора, тем меньше будет величина процентной ставки.

    Градация санкция достаточно большая:

    Если закупка «на повышение»

    В случае если величина закупки идет на увеличение, то законодательством устанавливаются следующие размеры штрафов (от показателя НМЦК):

    Ключевая особенность заключается в том, что штрафные санкции определяются в процентном соотношении не от стоимости соглашения или его одного конкретного этапа, а от НМЦК.

    Если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

    Практика показывает, что стоимости контракта прямо зависит сумма штрафных санкций.

    Чем выше цена, тем больше будет штраф:

    Для заказчиков

    Непосредственно для заказчиков размеры штрафов выражаются в той же сумме, что и в тех случаях, когда нарушенная категория обязательств не выражается в виде определенной стоимости. Например, если сумма договора не является выше значения в 3 000 000 рублей, то на заказчика будет наложен штраф в 1 000 рублей.

    Пример расчета

    Для расчета пеней и штрафов по Федеральному Закону №44 можно использовать специализированные калькуляторы, хотя это не всегда обязательно. Последние изменения законодательства значительно упростили порядок расчетной процедуры.

    Для определения фактического размера пени требуется вычесть исполненные обязательства от цены соглашения и полученный результат умножить на ключевую ставку рефинансирования, а также на дни просрочки. В последний параметр в обязательном порядке нужно включать как выходные, так и праздничные дни.

    Заказчикам в процессе расчета следует исчислять пени за каждый конкретный день пропуска исполнения заявленных обязательств. Начисление начинается со следующего дня, после которого завершается определенный контрактом срок.

    Для расчета применяется ключевая ставка Центробанка Российской Федерации. Важно брать значение данного параметра на день выплаты санкции, а не на день обнаружения акта пропуска сроков.

    В каждом конкретном случае финансовое тело, на которое происходит начисление пени, определяется в непосредственной зависимости от количества исполненных требований. Не стоит брать в расчет всю величину соглашения – цена должна уменьшаться в прямо пропорции от исполненных исполнителем обязательств.

    Типичный случай

    Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.

    Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.

    В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.

    Если сроки поставки были в полной мере определены соглашением, но временные рамки определялись отдельными условиями, то в таком случае пропуск сроков составит всего 10 дней.

    Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.

    В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.

    Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий. При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44.

    На основании данного нормативного акта можно сделать вывод о том, время, отведенное на оплату, составляет не больше одного месяца с момента подписания заказчиком специального документа о приеме конкретного товара.

    Контракты по 44-ФЗ предусматривают неустойку за нарушение обязательств. Расскажем о том, какие бывают санкции, и как их следует включить в проект контракта. Кроме того, приведем пример расчета пени.

    Как выбирается тип неустойки

    Что назначать - пени или штраф? Выбор не зависит от желания сторон. Пени могут назначаться в единственном случае - если исполнение обязательства просрочено. Например, когда поставщик поставил товар позже даты исполнения контракта.

    Во всех остальных случаях, то есть когда нарушение не связано с просрочкой исполнения обязательства, налагается штраф . Если поставщик привез товары вовремя, но они оказались ненадлежащего качества или неполного ассортимента, на него следует наложить штраф.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Изменения законодательства в части неустойки

    Отражение неустойки в контракте

    В обязательном порядке следует включить в контракт все санкции , которые назначаются в случае нарушения обязательств, а именно:

    • фиксированную сумму штрафа за неисполнение заказчиком обязательств, кроме просрочки;
    • фиксированную сумму штрафа за нарушение обязательств поставщиком, кроме просрочки;
    • размер пени, начисляемой за просрочку.

    Но размеры пеней и штрафов привязаны к цене контракта, а она на момент составления его проекта неизвестна. Как же быть заказчику? Специалисты рекомендуют:

    1. Прописать в проекте контракта все существующие размеры штрафов из постановления № 1042, кроме тех, которые больше НМЦК. Обратите внимание, что просто сослаться на это постановление будет недостаточно. Такова позиция Минфина, выраженная в письме от 09.11.2017 № 24-03-07/73931.
    2. Прописать штрафы, предусмотренные для контрактов, заключенных по итогам аукциона на повышение . Напомним, что изредка цена в аукционе может пойти вверх, а не вниз. Это случается, когда она опускается до 0,5% от НМЦК. В таком случае говорят, что аукцион «перешел через ноль». Далее ставки пойдут на повышение, то есть участники будут соревноваться друг с другом за право заключить контракт с заказчиком. Для таких контрактов предусмотрена своя линейка штрафов.

    Обязан ли заказчик начислять неустойку?

    На практике может сложиться ситуация, когда заказчик не стремится выставить неустойку. Чаще всего это бывает, если его с поставщиком связывают длительные партнерские отношения. Может ли заказчик не начислять пени или штраф? Нет, закон 44-ФЗ такой вольности заказчику не позволяет, ведь речь идет о бюджетных деньгах. Выставлять неустойку следует даже за самые несущественные нарушения.

    Если поставщик не поставил товар в срок, это должно квалифицироваться, как неисполнение им своих обязательств по контракту. За это полагается штраф . Если товар все-таки будет поставлен, хоть и с опозданием, штраф можно заменить на пени . Однако вовсе никак не отреагировать на задержку поставки заказчик по закону не имеет права.

    Но выставить неустойку - это еще не значит ее получить. Должен ли заказчик требовать ее уплаты? Ни постановление № 1042, ни статья 34 закона 44-ФЗ об этом не говорит. В них лишь содержатся положения о требовании неустойки. Среди специалистов по госзакупкам единого мнения также нет. В любом случае заказчику следует исходить из соображений разумности.

    Как рассчитать пени

    Расчета пеней очень прост - в упомянутом выше постановлении Правительства формула упрощена до предела.

    Пени = Цена Контракта * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

    Правила исчисления пеней таковы:

    1. Если на момент начисления пени обязательства частично исполнены, их стоимость нужно вычесть из цены контракта.
    2. Начинать расчет нужно со дня, следующего за датой исполнения контракта.
    3. В расчет следует включить выходные и праздничные дни.
    4. Ключевую ставку ЦБ (не путать со ставкой рефинансирования) нужно брать на дату уплаты пеней.

    Рассмотрим пример. Пусть цена контракта составляет 2,4 млн рублей. Поставщик в срок поставил товар стоимостью 1,6 млн рублей. Период просрочки составил 25 дней. Ключевая ставка ЦБ - 7,25%. Рассчитаем сумму пеней.

    Учитывая, что обязательства были частично исполнены, стоимость контракта будет уменьшена. Формула примет вид:

    (Цена контракта - Цена исполненных обязательств) * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

    Пени составят: (2 400 000 - 1 600 000) * 1 / 300 * 7,5 / 100 * 25 = 5 000 рублей.

    Некоторые вопросы заказчиков о неустойке

    Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить?

    Условия оплаты должны прописываться в контракте . Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.

    Можно ли удержать пени из суммы обеспечения контракта?

    Все что касается обеспечения, в том числе его возврата, прописывается в контракте. Это существенные условия, которые не подлежат изменению. Если возврат обеспечения за вычетом неустойки предусмотрен в контракте , тогда, конечно, можно удержать пени из суммы обеспечения.

    Как считать пени, если просрочена поставка товара, который подлежит сборке поставщиком?

    Поставщик просрочил поставку мебели на 10 дней , а после этого еще в течение 10 дней осуществлял сборку. За какой срок начислять пени? За 10 дней или за 20?

    Ответ на этот вопрос зависит от того, что прописано в контракте. Если товар должен был готов к сроку уже в собранном виде , то просрочка составляет 20 дней. Если же сборка мебели была отдельным условием, и на нее выделялось определенная время, то нужно смотреть, превышено оно или нет. Например, в контракте прописано, что сборка мебели должна быть осуществлена в течение 5 дней. Тогда просрочка по сборке составить 5 дней. Итого пени нужно выставлять за 15 дней: 10 дней просрочки поставки + 5 дней просрочки сборки.