Штрафы и пени – две формы неустойки – применяются за нарушения контракта. Правила расчета изменились с 2017 года. Размер пеней в большинстве случаев теперь не в пользу заказчика – стал меньше, но формула исчисления стала значительно проще. Вспомним требования, чтобы исключить ошибки в работе.

В Школе электронных торгов прошел вебинар . Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Пройдите на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Нормативные правовые акты

В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:

  • Статьи , 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) - с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Что изменилось в расчете пеней и штрафов?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о по государственным контрактам:

Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:

«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО. Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно. И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».

Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?

В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:

  1. Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
  2. Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.

Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.

Место и форма описания неустоек

Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта. Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой. Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.

В проект контракта, контракт надо включить:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:

  1. Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
  2. Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.

Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.

Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!

Знакомая ситуация? - вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара , Школа электронных торгов:

«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Размер штрафов для заказчиков

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Эксперт Оксана Шипунова на отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.

Разбор практической ситуации

Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Заказчики и поставщики, поделитесь опытом с другими участниками

Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.

Одним из обязательных условий, содержащихся в государственных (муниципальных) контрактах, является условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу заказчика неустойки. Однако в некоторых случаях расчет неустойки может вызвать определенные затруднения. В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть вопрос, связанный с расчетом пеней за исполнение контракта с разными периодами просрочки.

Нормативное обоснование

Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно общим положениям гл. 23 ГК РФ неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила), предусмотрена норма, аналогичная приведенному выше п. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при этом указано, что размер пеней определяется по формуле: П = (Ц — В) x С, где Ц — цена контракта; В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С — размер ставки.
В практической деятельности довольно часто возникают ситуации, при которых исполнение обязательства происходит поэтапно (как в пределах срока контракта, так и за его пределами). В этой связи расчет пеней может вызвать определенные вопросы: с одной стороны, существует судебная практика, сложившаяся в результате применения норм ГК РФ, а с другой стороны, есть положения Закона N 44-ФЗ и действующие на положениях данного Закона Правила.

Расчет по ГК РФ

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726.
Такая точка зрения подтверждается и судебной практикой. Рассмотрим следующее решение <1>.
———————————
<1> Постановление Девятнадцатого ААС от 05.06.2015 по делу N А36-4926/2014.

Из материалов дела усматривается, что между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" — "Липецкэнерго" и ООО "Торговый дом "Хорда" был заключен договор поставки от 14.03.2014 N 4648006974, согласно которому ответчик принял на себя обязательства поставить покупателю, а покупатель — принять и оплатить на условиях договоров товар, указанный в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договоров.
В соответствии с графиком поставки по договору от 14.03.2014 ответчик должен был поставить товар в течение 45 календарных дней с даты заключения договора, то есть товар должен был быть поставлен в срок до 27.04.2014.
Фактически поставка товара произведена ответчиком в следующие сроки: 14.03.2014 поставлен товар на сумму 119770 руб. 00 коп., 06.06.2014 — на сумму 101523 руб. 41 коп., 21.07.2014 — на сумму 283996 руб. 50 коп., 13.10.2014 — на сумму 2360 руб. 00 коп.
В связи с просрочкой поставки товара по договору за период с 28.04.2014 по 10.09.2014 истец начислил пени в сумме 103437 руб. 73 коп. из расчета 0,15% за каждый день просрочки от цены договора.
Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Анализ приведенной правовой позиции позволяет сделать вывод о том, что начисление неустойки на сумму исполненных надлежаще обязательств ведет к неосновательному обогащению.
Поскольку действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГК РФ), начисление неустойки на общую сумму договора без учета исполнения части обязательства противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за тот товар, который был поставлен досрочно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что методика расчета неустойки, приведенная истцом, противоречит нормам действующего законодательства (ст. 330 ГК РФ) и условиям договоров.

Расчет по Закону N 44-ФЗ

Наравне с такой позицией в судебной практике начинает складываться и иная, основанная на нормах Закона N 44-ФЗ. Рассмотрим следующий случай <2>.
———————————
<2> Постановление Четвертого ААС от 02.02.2016 N 04АП-4687/2015 по делу N А78-185/2015.

По результатам открытого аукциона в электронной форме победителем был признан ответчик, с которым 12.05.2014 учреждение (заказчик) заключило государственный контракт на поставку технических средств реабилитации.
Согласно п. 5.1.2 контракта в течение 7 дней со дня заключения государственного контракта (то есть до 19.05.2014) поставщик обязан осуществить предварительную поставку всей партии товара в г. Читу и организовать предварительную приемку всей партии товара в г. Чите.
Актом предварительной поставки товара от 19.05.2014 товар поставлен в количестве 21475 шт. на сумму 1758475 руб. 76 коп.
Актами предварительной поставки товара, подписанными сторонами без замечаний: от 28.05.2014 товар поставлен в количестве 27629 шт. на сумму 2403109 руб. 05 коп., от 06.06.2014 товар поставлен в количестве 16853 шт. на сумму 1197813 руб. 05 коп., от 16.06.2014 товар поставлен в количестве 77 шт.

Как считать пени по 44 фз

на сумму 3082 руб. 13 коп.
Поставщиком принятые по п. 5.1.2 контракта обязательства в срок не исполнены.
Истец начислил неустойку с учетом актов предварительной приемки товара за период с 20.05.2014 по 15.06.2014 на общую сумму 240837 руб. 58 коп. Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
При буквальном толковании п. 6 Правил следует вывод о том, что базой для начисления пеней является цена контракта, уменьшенная только на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в установленный контрактом срок, поскольку именно так в этом пункте определено значение показателя В. При этом, как указано выше, Правилами также предусмотрено увеличение коэффициента К, необходимого для определения размера ставки пеней, пропорционально увеличению периода просрочки в сравнении со сроком исполнения обязательства по контракту (увеличение от 0,01 до 0,03, то есть от 1/100 до 3/100 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что соответственно увеличивает размер пеней до трех раз в расчете на каждый день просрочки).
Возможность при расчете пеней уменьшения цены контракта на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по истечении установленного контрактом срока, а также возможность определения показателя дней просрочки не как общего количества дней просрочки, а как количества дней между датами предоставления очередных частей исполнения обязательства по истечении установленного срока Правилами не предусмотрена и не следует из их смысла и содержания.
В данном случае, поскольку при заключении государственного или муниципального контракта стороны оговаривают срок исполнения предусмотренного им обязательства, разумное ожидание кредитора (заказчика) сводится к получению исполнения в полном объеме в оговоренный сторонами срок. В этой связи при нарушении срока исполнения обязательства должник вправе претендовать на уменьшение цены контракта для целей расчета пеней только на стоимость той части исполнения, которая произведена в установленный срок, так как только эта часть исполнения может быть признана надлежащей.

Вывод

Как мы уже выяснили, расчет неустойки с разными периодами просрочки в рамках Закона N 44-ФЗ отличается от порядка расчета неустойки, основанного на положениях ГК РФ. Вместе с этим считаем необходимым отметить следующее.
Закон N 44-ФЗ и Правила не содержат такого определения, как "этап исполнения контракта". ГК РФ также не апеллирует таким термином, раскрывая нам лишь понятие "период поставки товара" (ст. 508 ГК РФ), под которым понимается поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями. Такой порядок поставки должен быть предусмотрен сторонами.
Вместе с этим согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг — периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), в плане-графике должен указываться срок исполнения контракта. Важно понимать, что данные положения регулируют те контракты, которые предусматривают поэтапное исполнение обязательств. Если же контрактом поэтапное его исполнение не предусмотрено, то квалификация положений контракта как предполагающих такое исполнение будет являться неверным и идти вразрез с нормами Закона N 44-ФЗ. Таким образом, исполнение обязательств по контракту частями как в пределах срока, предусмотренного для исполнения обязательств, так и за его пределами не может служить основанием для признания исполнения контракта по этапам. В связи с этим начисление пеней должно происходить со дня, следующего после истечения срока исполнения обязательств.
При этом следует учитывать, что начисление пеней должно происходить с момента просрочки обязательств и рассчитываться из стоимости неисполненных обязательств. Исполнение обязательств в период просрочки не должно учитываться при расчете. Если же исполнение части обязательств было произведено в установленный контрактом срок, то согласно п. 6 Правил расчет пеней должен осуществляться исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных стороной.
Такой порядок, на наш взгляд, полностью соответствует положениям, отраженным в Законе N 44-ФЗ, и является юридически верным. Данный вывод подтверждается и складывающейся судебной практикой.
Но вместе с этим остается законодательно неразрешенным вопрос соотношения расчета неустойки в гражданском обороте и в контрактной системе. С одной стороны, Закон N 44-ФЗ основывается на положениях ГК РФ и, следовательно, должен соблюдать общие принципы, заложенные законодателем в его основание. Но, с другой стороны, контрактная система представляет собой самостоятельный институт права и вправе разрешать отдельные ситуации по своему усмотрению.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

9 сентября вступили в силу изменения в правилах начисления штрафов и пеней за нарушения условий госконтрактов. Рассмотрим, что же нового привнесли в контрактную систему.

Общие положения

Изменения вводит Постановление Правительства № 1042 от 30.08.2017.

Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет ст. 34 закона № 44-ФЗ, а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.

Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт "в" пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.

Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.

Изменения в расчете пеней

Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло. Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.

Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

С 19 июня 2017 года она составляет 9% годовых. Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%.

А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился. Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов

Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта.

Работа с онлайн калькулятором пени по 44-ФЗ

Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

При старых порядках нарушитель всегда платил бы 0,5% за любой контракт, стоимость которого выше 100 млн. руб. Новые правила расширяют диапазон цен контрактов и процентов взысканий от них. Теперь поставщики будут платить штрафы исходя из информации, которая указана в таблице.

Также добавлен порядок определения неустойки для случаев:

  1. Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО (ч.1 ст.30).
  2. Если участник закупки стал победителем, предложив самую высокую цену за право заключить контракт.
  3. Если нарушены обязательства, не имеющие стоимостного выражения.
  4. Если исполнитель не привлек субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, хотя это был оговорено в контракте.

Неустойка за некачественное исполнение работ по строительству составляет 5% от стоимости этих обязательств.

Претерпели изменения и порядок начисления штрафов для заказчиков-нарушителей. Теперь это фиксированные суммы от 1 000 до 100 000 руб. в зависимости от цены контракта за каждый факт нарушения. Старый документ устанавливал в этом случае только проценты.

В этой статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся оплаты штрафных санкций по государственным сделкам.

Как проверить рассчитанную неустойку

Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

  1. Есть санкции, убытки не оплачивают.
  2. Возмещают убытки и оплачивают санкции.
  3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или санкции.

№ 44-ФЗ под рассматриваемым понятием понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков либо неисполнении обязательств по государственной сделке. Данное условие и порядок оплаты также включают в текст государственного контракта.

Важно знать, что пени начисляют только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты пеней (ч. 10 Правил, утв. ПП № 1042 от 30.08.2017).

Размер этой санкции для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

Штрафы обе стороны платят за полное или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

При обнаружении нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств покупателем.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.

В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные о пени и штрафах (п. 10 ч. 2 ст. 103).

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 16 статьи 34 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Особенности расчета неустойки по ФЗ № 44

(часть 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см.

Рассчитываем пени и штрафы по закону № 44-фз

ИнфоВ контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. 27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
28.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231; Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб. Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней.

Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81). Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где:Ц - цена контракта;В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;С - размер ставки.

Как рассчитать штрафы и пени по 44-фз

ВажноПредметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 16.1 введена
См. текст в будущей редакции. 18.

Компания

Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара. Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки.
Несмотря на то что согласно п.

Статья 34. контракт

ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

ВниманиеТак как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно. Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4).
Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 23.

Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки

Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.

Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

Для исполнителя

  • если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
  • если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
  • от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
  • больше 100 млн. руб. — 0,5%.

Для заказчика

  • в первом случае — 2,5% от цены контракта;
  • во втором — 2%;
  • в третьем — 1,5%;
  • и в четвертом — 0,5%.

Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

Ставка рассчитывается так:

Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

Коэффициент К:

Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.

Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.

Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)

Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

Про все виды неустоек — штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.

В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

Скачать ФЗ-44

ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Каким образом рассчитать пени по государственному контракту, когда предусмотренные им обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

По условиям контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в течение 15 дней. В контракте есть условие о том, что в течение данного срока товар может поставляться частями. Поставка в срок не осуществлена и была произведена частями (6 поставок) с существенным нарушением сроков контракта на 40 дней (с просрочкой 14, 18, 20 дней и т.д.). Периоды поставки контрактом не предусмотрены. Оплата осуществлялась единовременно, по итогам поставки подписана единая накладная. Если расчет проводить в 6 этапов, то сумма по всем этапам будет существенно больше, чем сумма при расчете в один этап по полной просрочке. Как произвести расчет пени по контракту на поставку товара?

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (ч. 6, ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее - Закон N 44-ФЗ).

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) х С,

где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.

Минфин России в письме от 27.11.2014 N 02-02-04/60726 высказал позицию, согласно которой, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, то используемые в утвержденной Правилами формуле показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа. При этом полученный в порядке, определенном пунктами 6-8 Правил, итоговый показатель "П" является итоговой суммой пени, подлежащей взысканию (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-02-04/59756).

Подобный подход не вытекает из положений Закона N 44-ФЗ и Правил, однако согласуется с положениями ГК РФ. Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ).

Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

В связи с этим отметим, что определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Под "этапами исполнения контракта", на наш взгляд, может пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством. При этом, как указано в п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

Таким образом, если контрактом не предусмотрено поэтапное его исполнение (применительно к рассматриваемой ситуации - периоды поставки), и тем более когда из условий контракта (как в приведенной ситуации) очевидно следует, что предусмотренный контрактом срок поставки относится ко всем товарам, поставка которых является предметом контракта, нет никаких оснований для квалификации условий контракта как предполагающих поэтапное его исполнение. Само по себе то обстоятельство, что предусмотренные контрактом обязательства исполняются частями, в разное время в пределах срока, предусмотренного для исполнения соответствующего обязательства (например, частями поставляется предусмотренное контрактом количество товара), не свидетельствует об исполнении контракта по этапам (смотрите, например, п. 25 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889). Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара.

Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки. Несмотря на то что согласно п. 6 Правил расчет пени осуществляется исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), формула определения цены предполагает возможность уменьшения цены при расчете пени не на сумму исполненных обязательств, а на стоимость фактически исполненного в установленный срок. Это не позволяет учитывать специфику таких ситуаций, когда, например, отдельные партии товара поставлены с разными периодами просрочки. Иными словами, формальное применение Правил в подобных случаях не позволяет рассчитать суммы пеней отдельно по каждому из допущенных периодов просрочки и неизбежно приводит к завышению суммы пеней, причитающихся с контрагента.

Приведем пример.

Цена контракта, заключенного 15 февраля 2015 года, составляет 800 000 рублей. Срок поставки - 16 февраля 2015 г. Товар на сумму 300 000 рублей поставлен 20 февраля 2015 г., оставшаяся часть товара поставлена 2 марта 2015 г.

Первым днем просрочки обязательства будет 17 февраля, последним - 2 марта, следовательно, просрочка поставщиком обязательств составит 14 дней (ДП = 14). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

В соответствии с Правилами в этом случае размер пени должен рассчитываться следующим образом:

Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 14.09.2012 составляет 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб.

Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней. Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81).

Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России (от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726).

Поэтому, на наш взгляд, учитывая положения гражданского законодательства, в частности ст. 521 ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

Так как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно.

Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4). Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 4/15 х 100% = 27%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,01 х 0,0825 х 4 = 0,0033;
Пеня за просрочку поставки первой части товара составит 2460 руб. (П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0033).
Пеня за просрочку поставки оставшейся части товара рассчитывается следующим образом:
Коэффициент К = (ДП/ДК) х 100% = 14 /15 х 100% = 93,3%. С учетом п. 8 Правил N 1063 размер ставки в рассматриваемом случае будет приниматься равным 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231;
П = (Ц - В) х С = (800 000 - 300 000) х 0,0231 = 11 550 руб.
Общая сумма пени за просрочку товара составит 14 010 руб.

Последний вариант расчета пени, взыскиваемой с поставщика, на наш взгляд, более соответствует требованиям законодательства. В заключение еще раз отметим, что формально верным является первый из приведенных вариантов. Применение второго из приведенных подходов - опять же формально - не является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Однако нельзя исключить, что использование заказчиком подобного механизма расчета пени может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (в виде, например, привлечения их к дисциплинарной ответственности по результатам мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .