Вы верите, что в ХХI веке в стране, которая всеми силами стремится создать благоприятную инвестиционную среду, можно тихо и незаметно осуществить захват целой отрасли? Не отдельно взятого предприятия или холдинга, а целой отрасли? Именно это сейчас происходит на саморегулируемом рынке оценочных услуг страны.

Термином «рейдер» в мировой корпоративной практике называют атакующую сторону в процессах недружественных слияний и поглощений. При этом подразумевается, что существует и другая сторона — пострадавшая. В нашем случае ею могут оказаться сотни тысяч выброшенных из профессии российских оценщиков, объединенных в 12 саморегулируемых организаций (СРО). А большая часть самих этих СРО «внезапно» потерять легитимность и перестать существовать. Кто же спланировал и последовательно, шаг за шагом, реализует эту многоходовую операцию по захвату рынка и установлению на нем «нового порядка»?

Несколько слов об истории вопроса. Еще четыре года назад находившаяся в зачаточном состоянии оценочная отрасль регулировалась государством. Тогдашнее Росимущество выдавало организациям и физлицам лицензии на право заниматься оценочной деятельностью. Профессия стремительно набирала популярность, число ее субъектов множилось, начали возникать трудности с контролем качества, и, соответственно, нарастала размытость ответственности за результат. Все это стало фоном для формирования и практического воплощения в жизнь идеи перевода оценочной сферы на принципы саморегулирования. Предполагалось, что как более высокая форма организации профессионального сообщества саморегулирование приведет к его «естественному очищению» от недобросовестных оценщиков, обеспечит функции контроля и экспертизы отчетов и введет солидарную ответственность за счет накопительных компенсационных фондов СРО.

Проводником идеи стал тогдашний председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, имеющий для ее реализации личностный, законодательный и административный ресурс. Именно его усилиями российская оценка в 2008 году второй после аудита шагнула в «рыночную демократию». Появилась законодательная база, оценщики объединились в СРО, те образовали координирующий коллективный орган — Национальный совет по оценочной деятельности (НСОД), а г-н Плескачевский, само собой, занял в нем ключевую позицию первого заместителя председателя Совета. Почетная роль председателя досталась руководителю Сбербанка Герману Грефу, который, впрочем, только дважды почтил своим десятиминутным присутствием заседания совета — в 2008 и 2009 годах. Но авторитета новой институции, безусловно, добавил.

Для обеспечения административной и коммуникационной функций в рамках НСОД была создана исполнительная дирекция, которую возглавил некто Александр Румянцев — человек, к вопросам оценки никакого отношения не имеющий, но зато знающий все про воинскую субординацию и хорошо понимающий, кто в новом «демократическом» доме хозяин.

Анализировать все плюсы и минусы сложившейся за четыре года конфигурации оценочной отрасли не является задачей данной публикации. Можно лишь констатировать, что процесс развития хоть и трудно, но шел — демократии повсюду приходится преодолевать «болезни роста». Тем более в России. На сегодняшний день бесспорно одно: саморегулирование оценочной деятельности, далекое от совершенства, но последовательно развивающееся, это свершившийся факт. Все дипломированные оценщики, получившие профильное образование и являющиеся членами СРО, обладают равными возможностями для входа в профессию без каких-либо ограничений. А все саморегулируемые организации, вошедшие в Нацсовет, имеют равные права при голосовании по принимаемым изменениям и теоретически равный доступ к крупным государственным контрактам в сфере оценки, заключаемым через НСОД.

Именно с такой идиллической картинкой в голове до самого последнего времени жило большинство оценщиков. И именно с таким видением ситуации руководители большинства СРО приходили на заседания Совета. До тех пор, пока в один прекрасный день не обнаружилось, что под весь этот мирный пейзаж подложено сразу несколько бомб, грозящих взорвать ситуацию до основания. Причем не когда-нибудь потом, а буквально в течение нескольких ближайших недель. Но кто же все эти персонажи, которые могут перекроить весь оценочный рынок до неузнаваемости? Пора познакомиться с ними поближе.

Владислав Евгеньевич Федотов, зам. директора департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ. От имени исполнительных органов государственной власти курирует вопросы оценочной деятельности. Имеет возможности влиять на содержание всех принимаемых решений, а также лоббировать интересы отдельных СРО и коммерческих структур, в т.ч. при проведении государственных тендеров.

Марина Алексеевна Федотова, заместитель председателя Совета НСОД, президент НП СРО «СМАОс», проректор ГОУ «Финансовый Университет при Правительстве РФ», учредитель ООО «Лаборатория КЛЕВЕР» (входит в состав учредителей НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки»), учредитель НПЦ Комплексных проблем антикризисного управления. Мать В. Е. Федотова.

Юлия Владимировна Усова, генеральный директор НП СРО «СМАОс», ректор НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки», учредитель АНО «Институт проблем качества», учредитель ООО «Лаборатория КЛЕВЕР», исполнительный директор Общероссийского межрегионального объединения работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций. Жена В. Е. Федотова.

Владимир Владимирович Пискурев, председатель НП СРО «Профсоюз работников аудиторских и оценочных организаций», учредитель ООО «Спецоценка», совместно с ООО «Объединенное предприятие по оценке и экспертизе специальных объектов и инвестиций по Московской области», создавшее «Общероссийское межрегиональное объединение работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций».

Виктор Семенович Плескачевский, бывший председатель Комитета Государственной Думы по собственности, бывший зам. председателя Совета НСОД (в 2011 году не переизбран).

Александр Борисович Румянцев, исполнительный директор НСОД.

Чего ж не порадеть родному человечку?

То, что многие российские чиновники обеспечивают режим максимального благоприятствования «своим», давно уже никого не шокирует.

В течение нескольких лет члены Совета НСОД безуспешно обращались к г-ну Федотову с просьбой решить вопрос о финансировании методической деятельности по разработке федеральных стандартов оценки, которую осуществляли безвозмездно. Тот не спешил и не отвечал ничего конкретного. А когда в декабре 2010 года, после внесения изменений в ФЗ N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», НСОД лишился исключительного права на разработку стандартов, выяснилось следующее. Начиная с 2008 года минэкономразвития несколько раз выступал заказчиком ряда государственных контрактов как раз по тематике заявок НСОД. А исполнителями работ, причем вовсе не на безвозмездной основе, всякий раз «чудесным образом» оказывались организации, к которым имели отношение мать и жена В. Е. Федотова. Вот перечень этих контрактов, названных в одном из запросов депутата Госдумы.

Госконтракт на разработку ФСО «Оценка стоимости работ и услуг» и методических рекомендаций к нему. Стоимость 1,5 млн руб. Исполнитель — НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки.

Госконтракт на разработку проекта ФСО «Оценка прав требования» и методических рекомендаций по оценке прав требований. Стоимость 1,5 млн рублей. Исполнитель — НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки».

Госконтракт на разработку нормативно-правовых актов в целях создания системы кадастровой оценки объектов недвижимости. Стоимость 1,3 млн рублей. Исполнитель — НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки».

Госконтракт на совершенствование российского законодательства о банкротстве для реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, предусмотренных ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)». Стоимость 2 млн рублей. Исполнитель — НОУ ДПО «Институт профессиональной оценки».

Госконтракт на разработку предложений по совершенствованию механизмов саморегулирования. Стоимость 9,5 млн рублей. Исполнитель в статусе единственного поставщика услуг — ГОУ «Финансовый Университет при Правительстве РФ».

Госконтракт на разработку условий по повышению квалификации «Государственный кадастровый учет и ведение государственной кадастровой недвижимости». Стоимость 377,7 тыс. рублей. Исполнитель — ГОУ «Финансовый Университет при Правительстве РФ» в статусе единственного поставщика услуг.

Госконтракт на разработку условий по профессиональной переподготовке «Оценка стоимости недвижимости. Кадастровая оценка». Стоимость 1,7 млн. рублей. Исполнитель — ГОУ «Финансовый Университет при Правительстве РФ» в статусе единственного поставщика услуг.

Комментарии, как говорится, излишни. Кроме, пожалуй, единственного: мало кто из коллег — членов НСОД был в курсе того, что минэкономразвития проводит эти тендеры. К тому же невнятной остается и дальнейшая общественная судьба «интеллектуального продукта», созданного в рамках этих контрактов. Где акты, механизмы совершенствования, нормативы, предложения и разработанные условия? Кто и с кем их обсуждал, где публиковал, почему они не стали объектом общего доступа? Или государственные миллионы можно уже не считать?

Трудные будни чиновника

Помимо возможного лоббирования финансовых интересов г-н Федотов проявляет недюжинную деловую активность. Ну как его за это осудить, если, как известно, президентом в СРО «СМАОс» является опять же его мать, а гендиректором — родная супруга? Про служебную этику и нормы корректности можно забыть, семья — это святое. Вот и приходится Владиславу Евгеньевичу участвовать в немалом количестве публичных мероприятий, которые организация проводит в различных регионах России и за рубежом. Да не просто так, а в качестве «лица» минэкономразвития.

Сам собой напрашивается вопрос: неужели министерство оплачивает чиновнику бесчисленные поездки, включая визит в итальянский город Бари в 2011 году? Если да, то мы нашли еще один потенциальный источник экономии бюджетных средств. А если нет, то какое право выступать от имени органа государственной власти и выражать его официальную позицию имеет чиновник, находящийся в частном турне?

Эффект от этого «позиционирования» вполне определенный: именно «СМАОс», а не другие СРО начинают стойко ассоциироваться с минэкономразвития. Человек ведь устроен просто: присутствие представителя министерства для провинциального слушателя способно не только укрепить имидж «СМАОс» как выразителя наиболее просвещенного и официально поддерживаемого мнения, но и «подвербовать» новых членов в СРО.

Контроль над обратной коммуникацией «профессиональная среда — министерство» также вниманием г-на Федотова не обойден. И дело даже не в том, что при формировании списков участников некоторых мероприятий «квалифицированное» представительство «СМАОс» обеспечено всегда и в полном объеме. Куда более пристального внимания заслуживает другой факт: в качестве референта, отвечающего за распределение всей поступающей в департамент г-на Федотова корреспонденции, трудится некая Адиля Искандеровна Вяселева. На сайте в Реестре одной известной саморегулируемой организации она значится под N 000696 как действующий член. Сами догадаетесь, какой именно организации? Правильно, «СМАОс». Стоит ли удивляться, что на все три обращения членов Совета НСОД, направленные на имя министра Эльвиры Набиуллиной и на депутатский запрос из Госдумы, содержащий требования провести служебное расследование деятельности Федотова, так и не получены ответы?

Нет конторы — нет проблемы

Потребности участников российского оценочного рынка легко укладываются в пирамиду Маслоу. В ее нижнем уровне лежат потребности тех, кто непосредственно трудится у мониторов и «в поле», производя отчеты об оценке. Они кормят себя и/или своего работодателя. Уровнем выше сами работодатели, владельцы оценочных компаний, охотящиеся за крупными контрактами всеми традиционными для России способами. Они кормят СРО, главным образом заказывая экспертизы. Еще выше — саморегулируемые организации оценщиков, куда каждый новый член приходит со вступительным и членским взносами и взносом в компенсационный фонд. Где функционируют экспертные советы, приносящие СРО основной доход, ведь стоимость экспертизы на отчет об оценке может быть в разы выше стоимости самой оценки. И, наконец, НСОД. Его бюджет складывается из отчислений всех СРО, которые, априори имея равные права, хотели бы получать взамен и равные возможности. Но мы-то уже знаем, что есть равные, а есть те, кто их «равнее».

Первый ропот «равных» возник, когда внутри НСОД всплыла информация о том, что, минуя какой-либо внутренний конкурс, серьезные контракты были втихую отданы их более удачливым коллегам. Затем после отъема крупного договора у одной из СРО, сумевшей получить его собственными усилиями, началась настоящая война. А уж кто из «генералов» отдавал приказы, остается только догадываться. Впрочем, ключевых фигур в НСОД не так уж много, и все они здесь названы пофамильно.

Тем временем рынок продолжал формироваться, возникали все новые СРО, которые наряду с «опытными» недовольными тоже заявляли в Совете НСОД о своих правах. Демократия же. И тут, судя по всему, кому-то очень умному и влиятельному подумалось: «А зачем нам вообще столько саморегулируемых организаций и столько горластых оценщиков? Пусть останутся две-три крупные СРО, и хватит. Да заодно уж и старый НСОД со всеми его «скелетами в шкафу» неплохо бы ликвидировать, заменив на новое национальное объединение». И началось…

Гром в раю

Недавно руководители СРО оценщиков были поставлены перед ошеломляющим фактом: по распоряжению минэкономразвития уже к 1 июля 2012 года экспертные советы всех СРО должны состоять только из специалистов, сдавших единый квалификационный экзамен (ЕКЭ). А если сдача такого экзамена не будет организована своевременно, все оценщики останутся без работы, поскольку условием их присутствия в профессии является членство в СРО. Добавим, в легитимных СРО. А с нелегитимным (то есть не соответствующим требованиям закона) экспертным советом это их качество теряется.

Это стало настоящим громом в раю не столько из-за смысла новации (кто же против высокого уровня квалификации экспертов?), сколько из-за порядка самой процедуры и объявленных сроков. Ведь именно невозможность договориться о процедуре делает сроки нереальными и грозит отрасли скорым коллапсом, как это уже случилось с аудиторами.

Почему невозможно договориться? Потому, например, что М. А. Федотова, возглавившая рабочую группу по подготовке экзаменационных тестов, отказывается их публиковать. Представляете, люди приходят сдавать экзамен и даже не представляют, о чем их будут спрашивать. Более того, неясным остается и то, кто войдет в состав аттестационной комиссии. Марина Алексеевна, например, настаивает на введении каких-то «независимых членов», чье участие может оказаться ангажированным, а также лояльного г-на Румянцева, чью трудовую деятельность многие члены Совета НСОД предложили прервать, посчитав ее неудовлетворительной.

Одним словом, ситуация создалась патовая. Часть руководителей СРО, видя реальную угрозу своим организациям и своим оценщикам, бьют во все колокола, пытаясь донести до министра Набиуллиной информацию о «художествах» ее сотрудника и принять решение либо о переносе «рокового» срока с 1 июля на будущий год, либо вообще о новом рассмотрении всего комплекса проблем, связанных с ЕКЭ. И с учетом вывода о высокой коррупциогенности всей этой новации, содержащегося в акте экспертизы уполномоченных Минюста России. Другая часть руководителей ждет, «чья возьмет», опасаясь, что в случае открытого противостояния «СМАОс» и двум-трем ее союзникам в совете может попасть в немилость и вообще не пройти через фильтр ЕКЭ. И, наконец, самые талантливые и креативные, к коим, безусловно, относится руководство самой «СМАОс», ищут обходные пути.

Совсем недавно в Госдуму от имени минэкономразвития была внесена еще одна поправка в Закон «Об оценочной деятельности в РФ» — о процедуре ликвидации НСОД и возможности создания альтернативного нацобъединения оценщиков с аналогичными полномочиями и функциями. Интересно, кто бы мог быть ее автором и инициатором?

Пофантазируем, к чему может привести скороспелое принятие этой поправки. «СМАОс» выходит из нынешнего Нацсовета и увлекает за собой две-три других СРО, чья внушительная членская база позволит новому нацобъединению остаться единственным. Туда переносятся все полномочия НСОД, в том числе и по приему ЕКЭ. Тут уж никто не сможет помешать «отсеять ненужных». После 1 июля ставшие нелегитимными СРО прекращают свое существование и по решению арбитража исключаются из государственного реестра, а их компенсационные фонды переходят новому нацобъединению. Для справки: минимальный комфонд одной только СРО — это 9 млн рублей. При большем, чем триста, количестве членов он пропорционально увеличивается. Оценщики, внесшие по 30 тыс. рублей при вступлении в СРО, получат свои деньги только через 4 года. Все по закону. Изящно, правда?

Профсоюзы нам помогут

А пока Дума «думает» над внесенной поправкой, наши энергичные герои отыгрывают варианты с запасными площадками. Одной из них стало НП СРО «Профсоюз работников аудиторских и оценочных организаций», куда клан ненавязчиво пытается перенести часть функционала действующего НСОД. Руководит этой организацией г-н Пискурев, который на данном этапе избран в главные союзники и партнеры. Синергия их совместных усилий уже вылилась в проект под названием «Общероссийское межрегиональное объединение работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций». Его исполнительным президентом, разумеется, стала Ю. В. Усова. А там, где она, никогда не бывает ненужной суеты — только точечные эффективные выпады и «туше». Вот и мероприятие, состоявшееся 4 апреля в минздравсоцразвития, лишнее тому доказательство.

Какие инструменты были задействованы, чтобы в этом перегруженном делами и абсолютно непрофильном ведомстве Ю. В. Усова и В. В. Пискурев были восприняты как уполномоченные представители саморегулируемого профессионального сообщества? Их верительные грамоты мы вряд ли увидим. Но им удалось убедить тамошних чиновников ввести их в рабочую группу по подготовке Национального плана развития профессиональных стандартов в сфере оценочной деятельности. Ни больше, ни меньше. Мало того, что минздравсоцразвития — это не тот орган, которому государство поручило заниматься проблемами оценочной деятельности. Так еще и пара некоммерческих организаций со звучными названиями — Профсоюз и Объединение работодателей — присвоили себе право в рамках совместного партнерства заниматься отраслевым регулированием. Хотя закон четко и однозначно наделяет этими исключительными полномочиями одну-единственную организацию в России — Национальный совет по оценочной деятельности.

Конечно, чиновники минздравсоцразвития могли быть не в курсе и им наверняка на это уже указали юристы. Но, согласитесь, каков размах! Аккредитовывать все без исключения создаваемые в РФ профессиональные образовательные программы в сфере оценки. Разрабатывать антидемпинговые механизмы — вот где поляна для репрессий. Пропускать через маленькое и тщательно контролируемое игольное ушко большого корпоративного оценочного верблюда. Держать за горло всю отрасль.

Глава III. Регулирование оценочной деятельности

Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ до даты регистрации Национального совета разработка федеральных стандартов оценки обеспечивается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности

Федеральным законом от 13 июля 2007 г. N 129-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов

Функциями уполномоченных федеральных органов являются:

выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;

ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Статья 20. Стандарты оценочной деятельности

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в срок не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, вправе отказать в утверждении федеральных стандартов оценки в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

Утвержденные федеральные стандарты оценки подлежат опубликованию уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в сети "Интернет".

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков

Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение ею следующих требований:

объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц, отвечающих установленным частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона требованиям;

наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере, установленном частью третьей статьи 24.6 настоящего Федерального закона;

наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Работники саморегулируемой организации оценщиков не вправе осуществлять оценочную деятельность.

Саморегулируемая организация оценщиков обязана своевременно принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами, а также по своевременному урегулированию такого конфликта.

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. В ликвидационную комиссию некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, должен быть включен представитель Национального совета.

Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации оценщиков, не может быть реорганизована.

Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков

Функциями саморегулируемой организации оценщиков являются:

разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

организация информационного и методического обеспечения своих членов;

осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.


В настоящее время все чаще приходится в различных жизненных ситуациях прибегать к услугам профессиональных оценщиков для объективной оценки стоимости движимого или недвижимого имущества . Специалист по оценке может заниматься оценочной деятельностью как индивидуально, так и в составе оценочной компании. Законом об оценочной деятельности определено, что для осуществления таковой и физические, и юридические лица обязаны являться членами одной из саморегулируемых организаций независимых оценщиков .


Чтобы вступить в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО), претендент должен обладать профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, подтвержденными соответствующими документами; не должен иметь судимости. Если претендент принят в члены сообщества оценщиков, он обязан пройти процедуру страхования ответственности оценочной деятельности. После этого сведения о нем вносятся в реестр членовэтой организации, о чем ему выдается соответствующий документ.


Саморегулируемые организации оценки являются некоммерческими. Они создаются с целью регулирования и контроля оценочной деятельности физических и юридических лиц. Они также должны быть включены в единый государственный реестр саморегулируемых сообществ оценщиков. При этом законом определены требования, предъявляемые к СРО:

  • организация должна состоять не менее чем из 300 физических лиц, соответствующих всем требованиям, предъявляемым к оценщикам;
  • организация обязана сформировать за счет членских взносов определенный компенсационный фонд;
  • организация должна иметь определенную структуру, орган управления;
  • организация обязана разрабатывать правила и стандарты своей оценочной деятельности, ориентируясь на требования закона.

СРОО являются подконтрольными организациями. Контроль за деятельностью отдельных членов саморегулируемой организации оценщиков проводят ее соответствующие структурные подразделения. Это могут быть как плановые так и внеплановые проверки. Контроль за их деятельностью проводит также путем проверок федеральный орган, уполномоченный по надзору за деятельностью СРО.


Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью таких организаций. Внеплановая проверка проводится в случае заявления о нарушении организацией законов либо нормативных актов. Проверку деятельности отдельных оценщиков осуществляет организация, в которой они состоят. Плановую проверку проводят, в основном, раз в три года. Внеплановую - при получении заявления о нарушениях законов или нормативных актов, серьезных ошибок в отчетах об оценках. Подробнее об этом вы можете почитать на странице ответственности оценщика .


Переход к саморегулированию позволил контролировать качество деятельности профессиональных оценщиков в соответствии с нормами и правилами, защищать интересы оценщиков, организовывать повышение уровня их профессиональной подготовки, разрабатывать собственные стандарты и правила оценочной деятельности, осуществлять необходимое обеспечение информационной и методической литературой. Также участие в различных мероприятиях, проводимых СРО оценщиков, как-то: семинары, конференции, консультации и т.д., позволяет постоянно повышать уровень их знаний и квалификацию. Это, в свою очередь, создает репутацию на рынке оценочных услуг.


Сообщество оценщиков может проводить экспертизу отчетов об оценке. Если экспертиза отчета является обязательной, а отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных СРО, то экспертизу проводят все организации оценщиков, членами которых являются те специалисты по оценке, которые данный отчет выполнили. В Российской Федерации СРОО существуют как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Российское общество оценщиков является членом Международного комитета по стандартам оценки и Европейской группы ассоциаций.

Российское общество оценщиков

Российское общество оценщиков, как единая организация, которая бы объединяла все оценочные компании в России и курировала их работу, не существует. Скорее это сообщество отдельных СРО. Однако существует отдельная СРО с таким названием. В настоящее время в РФ зарегистрированы восемь саморегулируемых организаций оценщиков:

  1. НП «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» (НП «СМАОс) (дата регистрации - 28.06.2007 г.).
  2. НП «Саморегулируемая Организация Ассоциации Российских Магистров Оценки» (НП «СРО АРМО») (дата регистрации - 04.07.2007 г.). Членом этого сообщества является наша оценочная компания .
  3. Саморегулируемая Организация «Российской общество оценщиков» (СРО «РОО») (дата регистрации - 09.07.2007 г.).
  4. НП «Саморегулируемая организация оценщиков «СИБИРЬ» (НП СРО «СИБИРЬ») (дата регистрации - 08.08.2007 г.).
  5. НП «Межрегиональный Союз Оценщиков» (НП «МСО) (дата регистрации - 11.12.2007 г.).
  6. НП «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов оценщиков» (НП СРО «НКСО») (дата регистрации - 19.12.2007 г.).
  7. Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (МСНО-НП «ОПЭО» (дата регистрации - 27.12.2007 г.).
  8. НП «Сообщество профессионалов оценки» (НП «СПО») (дата регистрации - 20.11.2009 г.).

Оценочная деятельность - деятельность по установлению стоимости (определенного вида) материальных и нематериальных объектов, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Данная деятельность проводится физическими и юридическими лицами, имеющими на это правомочия. Оценщик, выступающий как физическое лицо должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к оценщикам: иметь диплом оценщика, повышение квалификации в данной области и страховку. Оценщик, выступающий как юридическое лицо, должен иметь в своем штате оценщиков -физических лиц. Только в этом случае организация может вступить в СРО оценщиков как юридическое лицо. Оценка проводится на основании заключенного Договора между оценщиком (физическое или юридическое лицо) и конечным потребителем (Заказчик услуг). Временные рамки заключенного Договора по проведению работ по оценке могут быть самые различные: оценка единичного объекта, комплекс объектов, длительная оценка (долговременное обслуживание). Результатом исполнения условий по заключенному Договору является предоставление отчета об проведенной оценке, который содержит ссылки на методики и стандарты оценки, цели, задачи проведения оценки объекта и прочие сведения.

ООО «ЦЛС ПроЭксперт» поможет вступить в СРО оценщиков как физическим так и юридическим лицам в минимально возможные сроки и на наиболее подходящих для Вас условиях Соблюдая все законодательно-нормативные требования подберем для Вашей организации надежное СРО в области оценочной деятельности.
Если Ваше юридическое лицо планирует вступить в СРО оценщиков, то Вам, необходимо иметь в своем составе как минимум двух оценщиков - физических лиц. При проведении оценочной деятельности оценщик физическое лицо в обязательном порядке должен состоять в СРО оценщиков. Организация, в которой работают оценщики - физические лица, вступать в СРО может на добровольной основе!!!

Размер взносов при вступлении в СРО оценщиков юридического лица:

Взноса в компенсационный фонд НЕТ!

Перечень необходимых документов для вступления юридического лица в СРО оценщиков

  • Основные уставные документы, заверенные нотариально (Устав, Свидетельство ИНН, ОГРН, выписка из ЕРРЮЛ)
  • Основные учредительные документы, заверенные организацией (копия верна + печать + подпись): приказ о назначении Генерального директора, Главного бухгалтера, решение о создании общества и пр.
  • Документы на оценщиков (Физических лиц): Диплом, Диплом с приложением о профессиональной переподготовке, свидетельство о повышении квалификации по оценочной деятельности, трудовой договор/трудовая книжка, копия паспорта, справка об отсутствии судимости, страховой полис и договор страхования.

Если Ваши оценщики не вступили в СРО как физические лица, то при вступлении им придется оплатить следующие взносы:

Получите консультацию и коммерческое предложение

* - поля, обязательные для заполнения

Получить консультацию по услуге и КП

Перечень необходимых документов для вступления физического лица в СРО оценщиков

  • Диплом;
  • Диплом с приложением о профессиональной переподготовке;
  • Свидетельство о повышении квалификации по оценочной деятельности;
  • Трудовая книжка;
  • Копия паспорта;
  • Справка об отсутствии судимости;
  • Страховой полис и договор страхования.

Оценщики предпочитают вступление в СРО одиночной работе

Множество клиентов выбирают только тех оценщиков, которые состоят в СРО, потому что это гарантирует высокое качество услуг и надежный результат. Вот почему необходимо вступить в СРО оценщиков.

СРО оценщиков создавались с целью обеспечить потребителям услуги высокого качества, что весьма важно при заключении договоров. Чтобы оправдать ожидания клиентов, оценщик должен получить профессиональное образование в области оценки, должен качественно и профессионально выполнять свою работу, указывая действительную стоимость объектов. Осуществляя свою деятельность, оценщики должны опираться на морально-этические нормы. Только соблюдая все вышеизложенные условия, оценщик может считать себя профессионалом в своей сфере. Вступить в СРО оценщиков, значит пройти процедуру, предполагающую, что кандидат обладает определенными знаниями, полученными в соответствующем ВУЗе или на курсах по подготовке оценщиков, подтвержденными дипломами, сертификатами или свидетельствами. Стоит помнить, что оценщик - физлицо, не должен иметь неснятые или непогашенные судимости, за экономические и любые другие преступления. На сегодня отношения СРО к труду оценщиков весьма критично, требования к ним предъявляют самые жесткие, однако справедливые. Тем самым СРО оправдывает свою функцию и действительно способствует повышению качества обслуживания клиентов.

После подачи заявления и пакета документов в СРО оценщиков для вступления, кандидат должен успешно пройти проверку на соответствие нормам действующих законов и профессиональной этике. Состоящая их членов СРО комиссия проведет проверку кандидата. В случае если комиссия даст кандидату положительную оценку, он будет принят в члены СРО, иначе ему будет сообщено об отказе. Любая СРО обладает компенсационным фондом, который формируется из вступительных и регулярных взносов членов СРО. Данное требование обусловлено законодательно.

Вступив в СРО, оценщик получит ряд неоценимых преимуществ. В пользу этого говорит то, что оценщики практически не работают самостоятельно, не имея за плечами опору в виде надежной саморегулируемой организации. Несмотря на кажущуюся выгоду одиночной работы - отсутствие жесткого контроля, отсутствие вступительных и регулярных взносов, оценщики все-таки становятся членами СРО.