Следует также помнить, что выполнение социальных функций некоммерческими организациями связано с экономическим уровнем развития общества. При существующем низком уровне доходов, безработице, административных барьерах для развития собственного бизнеса люди озабочены, в первую очередь, обеспечением первичных материальных потребностей. Им не до общественной деятельности во благо других или собраний по интересам. Недаром плотность распределения НКО и их выживаемость соответствует рейтинг экономического развития регионов, более всего их в столицах и крупных промышленных городах. Экономические функции некоммерческих организаций тесно связаны с предпринимательской деятельностью, которая помогает осуществлять социальные функции НКО.
Необходимость активной предпринимательской деятельности является достаточно болезненным процессом, поскольку некоммерческим организациям приходится расширять свою миссию не только за счет социальных программ, но и за счет коммерческих проектов. Им приходится предлагать свой продукт категориям потребителей, которые готовы его оплатить, но только в том случае, если он будет высокого качества. Таким образом, уже созданные продукты некоммерческие организации должны адаптировать к новым условиям реализации.
Менеджмент некоммерческой организации превращается в некую систему приемов, которые нацелены на достижение цели на основе оптимизации использования всех видов ресурсов. В этой связи со стороны менеджмента необходимо четко определить, какие шаги, какие меры, какие мероприятия можно и нужно реализовывать для более эффективного осуществления миссии организации, сохраняя ее социальную направленность.
Для того, чтобы выжить в тяжелой конкуренции и коммерческими структурами, использующими для достижения своих целей более жесткий
44
менеджмент и маркетинг, и с государственными структурами, получающими бюджетное финансирование, негосударственным некоммерческим организациям при работе на нетипичном для них рынке предпринимательской деятельности важно сформировать собственные конкурентные преимущества.
Освоение и использование новых технологий маркетинга и менеджмента в деятельности некоммерческих организаций позволит им занять более устойчивое положение в системе экономических отношений, однако, здесь кроется и одна существенная опасность - это отход от выполнения той социальной миссии, которая лежит в основе деятельности организации. Рациональное и гибкое соотношение разных видов активности должно стать основой развития НКО.
Таким образом, если на начальном этапе становления некоммерческих организаций особенности менеджмента определялись нацеленностью на оптимизацию взаимодействия с донорами, поиском путей получения бюджетного финансирования и разработкой программ фандрейзинга и социального маркетинга:, то сегодня уже речь идет о нескольких составляющих маркетинга: о продукте и его формировании, о сегментировании потребителя продукта и о рынке спонсоров, рынке государственных и муниципальных органов власти как потенциальных источниках средств. Формирование новых подходов к маркетингу и менеджменту некоммерческих организаций важно как для государственного, так и негосударственного сегментов некоммерческого сектора. На наш взгляд, изложенное позволяет выявить соотношение между социальными и экономическими функциями некоммерческих организаций
Необходимо отметить, что закон не устанавливает различий между государственными и негосударственными некоммерческими структурами. Вместе с тем, такое разграничение представляется нам экономически значимым, так как государственные и негосударственные организации занимают отдельные сегменты рынка и опираются на различные методы хозяйствования. Первые удовлетворяют преимущественно массовый спрос, реализуют затратный способ финансирования и опираются, в основном, на бюрократический стиль управления. Вторые - нацелены на удовлетворение более узкого спроса населения на отдельные блага и услуги и по методам хозяйствования ближе к частнопредпринимательским структурам.
Многообразие видов и форм деятельности в некоммерческом секторе ставит задачу его классификации.
К числу наиболее разработанных, на наш взгляд, относится классификация, предложенная американским ученым Хансменом для негосударственных некоммерческих организаций. По его мнению, ключевыми критериями классификации некоммерческих организаций выступают: во-первых, структура источников финансирования, а во-вторых, способы управления некоммерческими организациями.
В соответствии с первым критерием выделяются организации, получающие основную долю своих доходов в форме пожертвований, субсидий и т.д. («донорские») и организации, финансируемые в основном за счет продажи товаров и услуг («предпринимательские»), В первом случае поставщиками ресурсов для
45
некоммерческих организаций являются доноры, а во втором - потребители товаров и услуг.
В соответствии со вторым критерием выделяют «совместные» структуры, управление которыми полностью контролируется учредителями или потребителями товаров и организации, в которых управление осуществляется на самостоятельной основе (без участия учредителей или потребителей) - «независимые».
Комбинация двух критериев классификации позволяет выделить четыре типа негосударственных некоммерческих организаций:
  1. донорский совместный;
  2. донорский независимый;
  3. предпринимательский совместный;
  4. предпринимательский независимый. Сочетание четырех типов организации можно представить в виде схемы, представленной на рис. 7.

Ри с. 7. Типы негосударственных некоммерческих организаций.
Констатируя большую роль Хансмена в построении классификации некоммерческого сектора, отметим, что он не включает в рассмотрение государственные некоммерческие организации.
В настоящее время в мировой практике используется официальная классификация некоммерческих организаций, опубликованная в международном классификаторе ООН. Согласно предложенному в этом документе критерию - характеристике производства, выделяются рыночные и нерыночные некоммерческие организации.
Российская официальная классификация некоммерческих организаций в целом соответствует международной классификации ООН. В соответствии со способом финансирования затрат выделяются рыночные и нерыночные некоммерческие организации.
Рыночные некоммерческие организации устанавливают за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако, получение прибыли не является, в принципе, основной их целью Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К этому типу, в частности, относятся:
а)некоммерческие организации, создаваемые коммерческими предприятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);
б) некоммерческие организации, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т.п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).
К нерыночным некоммерческим организациям относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам; основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты, к ним относятся:
а) общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;
б) фонды-организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно-полезных целях.
Современные российские НКО можно классифицировать по различным признакам. В официальных документах и средствах массовой информации в большинстве случаев применяется классификация по юридическим признакам на основе положений закона РФ «Об общественных объединениях». Данный закон выделяет следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение;
общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. До принятия закона РФ «О партиях» политические организации регистрировались в форме общественных движений. Сейчас это могут быть и политизированные и неполитизированные организации.
Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания, например, товарищества собственников жилья.
Общественные организации независимо от организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и/или уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
В интерпретации социолога Г. Дилигенского некоммерческие организации как гражданские организации разделяются на две основные группы по масштабам влияния на население:
  • проблемно-ориентированные, которые действуют в определенных рамках общества, отстаивают права индивидов или определенных категорий населения (инвалидов, женщин, мигрантов и т, д.;
структурные - это политические партии и профсоюзы, предпринимательские организации, интересы которых не ограничиваются конкретными проблемами, вокруг которых могут объединиться массовые социальные общности и через них соответствующие интересы и ценности транслируются в органы власти.
Специалисты, работающие в российских НКО, классифицируют их по целевой аудитории или направленности. К первому, наиболее частому типу, они относят целевые группы, образующие организацию, это:
  • организации взаимопомощи, объединяющие людей с общими проблемами (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); к таким организациям можно отнести объединения людей по демографическому или тендерному признаку;
  • организации клубного типа, включающие клубы по интересам, группы самосовершенствования.
Подтипы не имеют четкого разделения и часто черты одних организаций присущи другим.
Ко второму типу относятся НКО, цель которых - решить определенную проблему, не связанную непосредственно с проблемами участников организации. В нем также наблюдается разделение на два подтипа:
  • социальные или благотворительные организации, часть которых оказывает помощь определенным категориям населения (безработные, малообеспеченные, ветераны и др.), а другая - конкретными проблемами (профилактика СПИДа, работа с молодежью, помощь при насилии);
  • экологические - занимающиеся охраной окружающей среды в широком смысле, например, охрана памятников культуры, возрождение экологически безопасных сельскохозяйственных технологий, восстановление популяции исчезающих видов животных, птиц и растений.
К третьему типу принадлежат правозащитные организации как традиционные, имеющие историю деятельности в советское время (Московская хельсинская группа), так и группы гражданского контроля, включая контроль за действиями исполнительной власти.
Четвертый тип представляет собой инфраструктурные организации, функцией которых является содействие развитию гражданских инициатив, деятельности других НКО и участию граждан в принятии и исполнении решений.
Небольшие по численности и опыту организации первого, второго и третьего типов действуют преимущественно на добровольных началах. Крупные организации со стажем работы и инфраструктурные действуют на профессиональной основе с участием и привлечением специалистов высокого класса.
По территориальному признаку НКО могут быть общероссийского, межрегионального и регионального масштабов, либо местного значения (самостоятельные НКО в населенных пунктах).
Классифицировать НКО по видам деятельности сложно, так как они охватывают почти вес сферы человеческой деятельности, и эти сферы часто пересекаются или переходят одна в другую.
Имеет под собой основание и деление НКО по истории их появления:
  • организации старого типа - это бывшие советские общественные организации, которые тесно связаны с государственной администрацией, задачи, планирование, управление и контроль за их деятельностью осуществляют госчиновники или руководители предприятий (к ним относятся женские и молодежные отделения «партий власти», часть профсоюзов, женсоветы и др.);
  • третий сектор или общественные организации нового типа, созданы при участии иностранных благотворительных фондов, работающие по западным технологиям;
Некоммерческие организации, представляющие новые в российском обществе социальные слои: индивидуальных предпринимателей, безработных и т.п., не связанные с третьим сектором. Отношения собственности являются базисом организационно-экономического механизма в некоммерческой сфере. Диверсификация направлений деятельности и разнообразие производимых некоммерческими организациями благ ведут к многообразию форм собственности. Производимые в некоммерческой сфере блага делятся на чистые общественные, смешанные общественные и частные.
Общественные блага обладают двумя отличительными свойствами. Во- первых, это неисключаемость, т.е. невозможность воспрепятствовать потреблению блага. Во-вторых, это неконкурентность, т.е. отсутствие соперничества в потреблении блага. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, то использование общественного блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями и не требует дополнительных издержек для потребления блага. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Некоммерческая сфера представляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества; рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д.
Данные свойства общественных благ делают их производство не всегда возможным в частном секторе, частная форма собственности не всегда в состоянии обеспечить их предоставление. На первое место выходят государственная и общественная формы собственности.
В некоммерческой сфере государственная форма собственности преобладает при производстве чистых общественных благ, к которым относятся всемирные научные достижения, культурное наследие человечества и др. Так, мировое культурное наследие обладает свойствами неконкурентности и неисключаемостн. Обращение еще одного человека к культурному наследию не влияет на потребление остальных людей, а также не может быть ограничено. Литературные, музыкальные произведения остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, потому возможно их совместное и неоднократное использование, причем увеличение числа потребителей увеличивает общественную полезность данных благ. Производство чистых общественных благ в некоммерческой сфере в большинстве случаев требует участия государства, так как, одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, невозможно создать механизм ограничения доступа к данным благам для «безбилетиков». С другой стороны, беспредельное несоперничество не позволяет ограничивать объемы их потребления. Однако нельзя категорически утверждать, что чистые общественные блага в некоммерческой сфере не могут производиться без участия государства и наличия государственной собственности. В ряде случаев социальные, благотворительные проекты осуществляются исключительно за счет добровольных усилий и средств граждан и компаний, т.е. в рамках общественной собственности. В подобных примерах общественная инициатива заменяет государственные действия, так как уровень издержек посилен для потребителей, и у них имеется исключительно стойкая мотивация.
Смешанные общественные блага отличаются наличием только одного свойства общественных благ - неисключаемости или неконкурентности. Они делятся в свою очередь, на два вида. В некоммерческой сфере к смешанным благам первого вида можно отнести услуги музеев, галерей, библиотек и т.д. Во-первых, в музеях, галереях, библиотеках объем предоставляемых услуг практически не ограничен, поэтому вполне можно говорить об отсутствии соперничества в потреблении подобных благ. Во-вторых, исключаемость услуг музеев, галерей и библиотек обеспечивается с помощью ценовых и иных барьеров к их доступу. К ценовым, барьерам относится социальный статус (студент, служащий и т.д.), наличие прописки, цеди посещения и др.
Для эффективного производства смешанных общественных благ первого вида также необходимо наличие государственной собственности и государственное вмешательство. Роль государства сводится к регулированию хозяйственного механизма в некоммерческой сфере, в частности системы ценообразования на смешанные блага первого вида. К примеру, если государство устанавливает потребительские цены ниже, чем это делают некоммерческие организации, то государственные дотации будут компенсировать им разницу в ценах на общественные блага.
В некоммерческой сфере к смешанным общественным благам второго вида можно отнести обучение в общеобразовательных школах, медицинскую помощь первой необходимости, т.е. те услуги, которыми могут воспользоваться все потребители, но доступ к которым ограничен количеством мест (специалистов). В данном случае для таких благ выполняются принципы неисключаемости и конкурентности. Производителями смешанных благ второго вида являются школы, больницы, поликлиники и др. Смешанные блага второго вида чаще всего производятся для строго определенных групп населения. Если обеспечение этих групп общественными благами является социальной задачей, то производство данных благ финансируется государством в рамках государственной собственности. Так, государство предоставляет школам, больницам, поликлиникам государственную (муниципальную) собственность выделяет субсидии. Кроме того, финансирование производства смешанных благ второго вида может осуществляться самой некоммерческой сферой за счет привлечения средств от спонсоров, меценатов, благотворителей и иных заинтересованных лиц, т.е. в рамках общественной собственности.
К частным благам в некоммерческой сфере относят товары и услуги, производство и потребление которых характеризуется наличием конкурентности и исключаемости. Это платные образовательные, медицинские услуги, экскурсии, лекции, спектакли, концерты; аудио-, видеопродукция и т. д. Для их производства вполне эффективной может быть частная форма собственности.
Направления деятельности некоммерческих организаций также зависят от форм собственности. Например, образовательная деятельность в рамках государственной собственности может вестись не только по наиболее
51
востребованным на рынке труда специальностям, но и по специальностям менее востребованным, но необходимым для общества. Негосударственные по форме собственности вузы ориентируются на подготовку студентов по специальностям, спрос на которые высок и позволяет найти студентов, готовых платить за свое обучение. Однако, производя различные виды благ, некоммерческие организации успешно сочетают различные формы собственности в рамках одной организации. Синтез государственных и негосударственных форм собственности превращает некоммерческую организацию в единый комплекс с приоритетом некоммерческой деятельности и целостным организационно-экономическим механизмом.
В «третьем» секторе развитых стран отчетливо выделяются два вида смешанных некоммерческих организаций, составляющих большую часть всех неприбыльных предприятий, - это высокодоходные неприбыльные организации, приближающиеся в своей деятельности к структурам бизнеса, и неприбыльные организации, активно сотрудничающие с государством. В результате встает вопрос, насколько оправдано в экономике независимое функционирование некоммерческого сектора. Не является ли более целесообразной совместная деятельность неприбыльных организаций с коммерческими и негосударственными предприятиями. Изложенный материал позволяет показать авторскую схему классификации НКО (приложение 3).
В заключение следует отметить, что становление некоммерческих организаций, их разнообразие, социальные и экономические функции зависят от уровня развития общества и типа государственного устройства, а задачей российского научного сообщества является определение границ, сфер влияния функций как НКО, так и других общественных объединений.

  • Что такое НКО?

  • Формы НКО.

  • Порядок создания НКО. Эмблема и символика.

  • Отчетность НКО. Контроль Минюста.



  • НКО – некоммерческая организация

  • АНО – автономная некоммерческая организация

  • ОО – общественное объединение

  • ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

  • НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

  • ФЗ о НКО - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

  • ФЗ о благотворительной деятельности - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

  • ФЗ о ЦК - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

  • ФЗ об общественных объединениях - ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930



  • Некоммерческая организация (НКО) (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 и 26 ФЗ о НКО) :

  • не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

  • не распределяет полученную прибыль между участниками/членами;

  • создается для достижения определенных целей, направленных на достижение общественных благ.



  • основная цель создания и деятельности в целом;

  • наименование некоммерческой организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности;

  • специальная правоспособность (основные виды деятельности строго регулируются Уставом и законом);

  • возможность осуществления общественными объединениями деятельности без государственной регистрации юридического лица;

  • открытый перечень организационно-правовых форм (новые формы могут регулироваться специальными законами);

  • особый порядок регистрации и предоставления отчетности;

  • ?Специальные налоговые льготы?



  • (ст. 120 ГК РФ, п.2 ст. 2 ФЗ о НКО)

  • В соответствии с ФЗ о НКО целями создания НКО являются:

  • социальные,

  • благотворительные,

  • культурные,

  • образовательные,

  • научные,

  • управленческие,

  • охраны здоровья граждан,

  • развития физической культуры и спорта,

  • удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,

  • защиты прав, законных интересов граждан и организаций,

  • разрешения споров и конфликтов,

  • оказания юридической помощи,

  • иные цели, направленные на достижение общественных благ.



Предпринимательская деятельность НКО

  • НКО могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

  • Виды деятельности (должны быть предусмотрены учредительными документами НКО):

  • приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации,

  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав,

  • участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.



  • НКО могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами.

  • Открытый перечень организационно- правовых форм НКО в ГК РФ (ст.50 ГК РФ)



Общественные объединения:

  • Общественные объединения: общественная организация, общ/движение, общ/фонд, общ/учреждение, органы общественной самодеятельности

  • религиозные объединения: религиозная группа, организация

  • потребительские кооперативы (кредитные, сельскохозяйственные)

  • некоммерческие партнерства (саморегулируемые организации, садоводческие и иные некоммерческие объединения)

  • учреждения (частные и государственные (бюджетные, автономные, казенные)

  • автономные некоммерческие организации

  • фонды

  • государственные корпорации и компании

  • ассоциации и союзы

  • другие формы, предусмотренные федеральным законодательством.



  • Понятие введено Федеральным законом N 40-ФЗ от 05.04.2010г.

  • Социально ориентированные НКО – это организации, созданные в предусмотренных ФЗ о НКО формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ о НКО

  • (п. 2.1 ст. 2 ФЗ о НКО)

  • Не могут быть социально-ориентированными НКО:

  • государственные корпорации,

  • государственные компании,

  • общественные объединения, являющиеся политическими партиями.



ФОНД

  • ФОНД - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 7 ФЗ о НКО).

  • Виды некоммерческих фондов:

  • Фонды (в соотв. с ФЗ о НКО)

  • Общественные фонды (в соотв. с ФЗ об общественных объединениях)

  • Благотворительные фонды (в соотв. с ФЗ о благотворительной деятельности)

  • Фонды с целевым капиталом (в соотв. с ФЗ о ЦК)



  • Наличие членства – нет.

  • Не могут быть учредителями благотворительного и общественного фондов органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

  • Ежегодный аудит (п.2 ст.5 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

  • Обязательный орган . Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства



  • АНО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 ФЗ о НКО).

  • Учредительные документы – Устав и учредительный договор (в случае его заключения).

  • Наличие членства в АНО – нет.



Цель

  • Цель – содействие членам НП в осуществлении деятельности, направленной на достижение общеполезных целей.

  • Наличие членства – да;

  • Количество учредителей – min 2 лица;

  • Учредительные документы – Устав и учредительный договор (при заключении)

  • Обязательная и/или рекомендованная форма для отдельных видов юридических лиц (фондовая биржа/садоводческие, огороднические, дачные объединения граждан, коллегия адвокатов);

  • Члены НП имеют право на часть имущества или его стоимости при выходе из НП и в случае его ликвидации с ограничениями (!Если иное не установлено иное Уставом/ФЗ)



  • Цель – координация деятельности членов.

  • Наличие членства – ДА

  • Учредительные документы – учредительный договор и Устав.

  • Ограничение количества учредителей – min 2 лица (п.2 ст. 15 ФЗ о НКО)

  • П. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 121 ГК РФ и ст. 11 Закона о НКО

  • в одной ассоциации или в одном союзе:

  • коммерческие организации и (или) НКО

  • если только коммерческие организации - все равно НКО.

  • Ведение предпринимательской деятельности ассоциацией или союзом коммерческих организаций

  • Преобразование в хозяйственное общество или товарищество;

  • Создание или участие в хозяйственном обществе.

  • Нет ограничений ведения предпринимательской деятельности для ассоциации (союза) НКО



  • Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

  • Наименование: организационно-правовая форма - характер деятельности - территориальная сфера деятельности (!).

  • Организационно-правовые формы общественных объединений:

  • общественная организация // общественное движение // общественный фонд // общественное учреждение// орган общественной самодеятельности // политическая партия.

  • Наличие членства в ОО :

  • Общественная организация, политическая партия и профсоюз - Да.

  • Общественное движение и орган общественной самодеятельности - Нет.



  • Создание НКО без приобретения прав юридического лица:

  • Момент создания – принятия решения о создании

  • Осуществление деятельности без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

  • Особенности возраста членов и участников ОО:

  • Молодежные общественные объединения - граждане, достигшие 14 лет

  • Детские общественные объединения - граждане, достигшие 8 лет.



  • Конституция ст. 14 – РФ – светское государство

  • особенности правового статуса (ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях):

  • цели создания: совместное исповедание и распространение веры;

  • Признаки: совершение религиозных обрядов, обучение религии и т.п. (п. 1 ст. 6 ФЗ). Пример РО - Русская Православная Церковь, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) .



  • Подготовка к регистрации:

  • выбор организационно-правовой формы

  • учредители

  • адрес

  • оформление учредительных и иных документов для регистрации



  • Кто может быть учредителем НКО?

  • Юридические лица (российские, международные и иностранные, коммерческие и некоммерческие организации)

  • Полностью дееспособные граждане РФ

  • Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ (при наличии деловой визы, отметок о пересечении границы в паспорте, копии миграционной карты)

  • MIN необходимое количество учредителей:

  • Для членских организаций –2 лица (некоммерческое партнерство, ассоциация, союз),

  • Для нечленских -1 лицо (фонд, АНО).



  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

  • лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

  • общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

  • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.



  • Для регистрации НКО необходимо

  • предоставить (ст. 13.1 п. 5 ФЗ Об НКО):

  • 1) заявление (форма № РН 0001) (2 экз : 1-ый экз. заверяется нотариусом,)

  • 2) учредительные документы НКО (3 экз. )

  • Устав

  • Учредительный договор (ассоциации, союзы, НП, АНО)

  • Положение (казенные учреждения)

  • 3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов –ВОУ и исполнительного органа(2 экз ). ;



  • Для регистрации НКО необходимо предоставить:

  • 4) сведения об учредителях (2 экз. ) (лист Б из Заявления);

  • 5) документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия) (ст. 333. 33 НК РФ)

  • обязательно подлинник с синей печатью банка

  • размер госпошлины на сегодняшний день – 4000 рублей

  • плательщиком указывается заявитель (или лицо по доверенности)

  • 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с НКО.



  • 7) при использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование

  • (Например: разрешение на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования) (1 экз. );

  • 8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица (1 экз ).

  • 9) доверенность на лицо, подающее документы (1 экз. )

  • 10) Если применимо - заявление на применение упрощенной системы налогообложения , подписанное будущим директором (2 экз .)



Регистрирующий орган

  • Регистрирующий орган - Минюст России (его территориальные органы)

  • Подача документов на регистрацию не позднее 3х месяцев со дня принятия решения о создании (учредительного собрания)

  • Срок принятия решения о регистрации НКО: 23 рабочих дня

  • Возможно приостановление регистрации – на срок до 3 месяцев по инициативе Минюста (п. 1.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»)



  • 1) Учредители :

  • физические лица, достигшие 18 лет;

  • юридические лица – ОО.

  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

  • 2) MIN необходимое количество учредителей ОО: не менее 3 -х.

  • 3) Регистрирующий орган :

  • международное или общероссийское ОО - Минюст РФ.

  • межрегиональное, региональное или местное - территориальный орган Минюста

  • 4) Срок принятия решения о государственной регистрации: 30 дней



  • Основания отказа – ст. 23.1 ФЗ Об НКО:

  • 1) учредительные документы противоречат КРФ и законодательству РФ;

  • 2) ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием;

  • 3) наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

  • 4) документы для государственной регистрации представлены не полностью либо в ненадлежащий орган;

  • 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с законом;

  • 6) если решение о реорганизации, ликвидации НКО, внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, принято не уполномоченным лицом лицом (лицами)

  • 7) в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

  • 8) неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации НКО, в установленный указанным решением срок.

  • После отказа - устранить замечания и подать повторно либо обжаловать отказ в вышестоящий орган и/или в суд



  • Получить в Минюсте документы: свидетельства о регистрации в Минюсте, внесении в ЕГРЮЛ и постановке на налоговый учет и выписки из ЕГРЮЛ из Минюста:

  • Изготовить печать НКО.

  • Налоговый орган на основании данных о регистрации НКО, содержащихся в ЕГРЮЛ, направляет сведения во внебюджетные фонды и Статрегистр. Но!

    • Получить письмо о присвоении кодов статистики в Отделе ведения Статрегистра г. Москвы. www.moscow.gks.ru.
    • Встать на учет во территориальных внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Постановка в ФОМС -автоматически на основании постановки в ПФР.
    • Открыть расчетный счет/счета и в течение 7 дней уведомить налоговую инспекцию, ФСС и ПФР об открытии счета/счетов в установленной форме.


  • Подлежит регистрации в Минюсте России:

  • эмблема НКО;

  • символика общественного объединения, являющегося юридическим лицом;

  • символика общественного объединения, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

  • Срок регистрации – 35 рабочих дней



Виды отчетности:

  • Виды отчетности:

  • бухгалтерская отчетность (ст. 13 ФЗ от 21.11.1996

  • № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») + аудиторское заключение для фондов;

  • налоговая отчетность (ст. 23 НК РФ);

  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами(ПФР, ФОМС, ФСС РФ);

  • статистическая отчетность;

  • специальная отчетность НКО перед Минюстом

  • (ст. 32 Закона об НКО)



  • Ежегодная отчетность перед Минюстом России (до 15 апреля года, следующего за отчетным) :

  • 1) Упрощенный порядок если:

  • учредителями НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,

  • НКО в течение года не имела поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,

  • если поступления имущества и денежных средств в НКО в течение года составили до 3 000 000 рублей,

  • то предоставляется:

  • 1. Заявление, подтверждающее их соответствие названным требованиям

  • 2. Информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

  • 2) Остальные НКО:

  • Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов (Форма № ОН0001)

  • Уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (Форма № ОН0002)



  • Общественные объединения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным:

  • направляют в Минюст сообщение о продолжении деятельности, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

  • направляют в Минюст отчет об объеме получаемых общественными объединениями от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (форма ОН0003);

  • + публикуют отчет об использовании своего имущества или обеспечивают доступность ознакомления с указанным отчетом.



Размещение отчетов и сообщений в сети Интернет

  • Обязательное размещение:

  • Отчеты и сообщения размещаются на специальных информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.

  • Прямой адрес – unro.minjust.ru

  • Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

  • Добровольное размещение:

  • Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.



  • Не позднее 30 марта года следующего за отчетным - Отчет о деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

  • нарушениях требований ФЗ о благотворительной деятельности, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.



Специализированный контроль за НКО

  • Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль за НКО в следующих формах:

  • проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

  • анализ отчетов НКО;

  • участие в мероприятиях НКО.

  • Плановые и внеплановые проверки проводятся:

  • в месте нахождения и (или) деятельности НКО (выездные проверки);

  • без выезда на место нахождения и (или) деятельности НКО (документарные проверки).

  • План проверок на соответствующий год можно найти на сайте Минюста (территориального органа)





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Финансы некоммерческих организаций – особенности организации и функционирования.»

Студентка Липунова Елена Олеговна

Специальность Финансы и кредит

№ личного дела 06ФФБ00724

Образование Первое высшее

Группа 4ФКг-1

Дисциплина Финансы

Преподаватель Колобова Эльвира Ивановна – к.э.н.,

ст. преп. кафедры финансов и кредита

филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле

Барнаул 2009

Введение…………………………………………………………………………..3

2. Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий………………………12

3. Особенности финансовых отношений бюджетных организаций…………28

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………...36

Введение.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость создания функциональных элементов рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов рынка является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц - участников экономического оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, существенный пласт составляют некоммерческие организации.

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.

Актуальность этой темы состоит в том, что посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.

Цель: изучить особенности некоммерческих организаций.

Изучение содержания и функций некоммерческих организаций

Изучение финансовых ресурсов некоммерческих предприятий

Изучить особенности финансовых отношений бюджетных организаций

Предмет исследования: особенности функционирования некоммерческих организаций.

Объект исследования: некоммерческие организации.

В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций.

Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами. Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации.

В отличие от коммерческих организаций в отношении некоммерческих законодательство Российской Федерации вообще не применяет термины «уставный капитал» и «уставный фонд». Им не устанавливаются какие-либо обязательные требования к составу и размеру имущества некоммерческих организаций. Следует отметить, что подпункт «г» пункта 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 и, согласно его преамбуле, распространяющегося и на некоммерческие организации, устанавливает, что государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности подлежат также некоммерческие организации, если в соответствии с их утвержденными учредительными документами (уставами) им предоставлено право ведения предпринимательской деятельности. Причем для предприятий всех организационно-правовых форм, не упомянутых специально в этом пункте, размер уставного капитала устанавливается в сумме, не меньшей 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, установленного законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Существует мнение, что указанная норма в отношении некоммерческих организаций не подлежит применению, поскольку названное Положение введено в действие до принятия Гражданского кодекса РФ, который не содержит каких-либо требований к минимальному размеру уставного капитала некоммерческих организаций.

Виды некоммерческих организаций:

1. Общественные объединения – добровольные, самоуправляемые некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Могут быть следующих видов: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. По возрасту участников выделяются молодежные (от 14 лет) и детские (от 8 лет) общественные объединения. По территориальному признаку – общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Основной закон, регламентирующий создание и деятельность общественных организаций – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”. Срок регистрации – 1 месяц.

2. Религиозные объединения – добровольные некоммерческие организации граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах: религиозная группа (без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица), и религиозная организация (регистрируется в качестве юридического лица). По территориальному признаку подразделяются на местные (состоят не менее чем из десяти участников от 18 лет, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоят не менее чем из трех местных религиозных организаций, а также дочерние учреждения, учреждения профессионального религиозного образования и организации, созданные религиозными организациями, имеющие аналогичные уставные цели).

Создание и деятельность религиозных организаций регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях”.

Срок регистрации – 1 месяц.

3. Некоммерческие партнерства – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2 человек) для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

Функционируют за счет членских взносов, а также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, способствующую достижению целей, для которых они создавались. Прибыль от коммерческой деятельности может быть направлена только на цели, предусмотренные Уставом, и между учредителями не распределяется.

4. Учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления услуг некоммерческого характера конкретного вида: управленческих, социально-культурных и прочих. Финансируются полностью или частично собственником. Имущество, переданное собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления.

Одним из наиболее востребованных видов учреждений являются негосударственные образовательные учреждения (НОУ). НОУ создаются, как правило, для преподавательской деятельности. В этом случае устав НОУ содержит ряд особенностей, начиная с определения образовательного процесса, заканчивая указанием в уставе тех программ, по которым будет осуществляться обучение.

5. Автономные некоммерческие организации (АНО) – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественных взносов.

АНО, подобно Фондам, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, способствующую выполнению целей, для достижения которых они созданы. Прибыль между учредителями не распределяется.

6. Фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах, причем только в факультативном порядке: непосредственно (в пределах видов деятельности, перечисленных в Уставе), и путем создания и принятия участия только в хозяйственных обществах. Прибыль, полученная от участия, направляется исключительно на цели, предусмотренные Уставом.