Орган опеки и попечительства. Уполномоченные органы в сфере опеки. Перечень задач, полномочий и обязанностей органов опеки и попечительства, кому подчиняются и как защищают права детей
В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.
Функции органов опеки и попечительства
Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:
- учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
- создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
- обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
- защита прав несовершеннолетних;
- урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
- контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.
Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.
Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.
Полномочия органов опеки и попечительства
Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).
Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.
Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..
Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.
Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.
В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.
Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.
Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.
Органы опеки
Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Структура и администрация
Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:
Задачи госоргана
Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:
- Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
- Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
- Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
- Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.
Функции органов опеки
ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:
- Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
- Выявление беспризорников.
- Проверка социально неблагополучных семей.
- Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
- Устройство детей в дома малютки и детские дома.
- Помощь в устройстве в приемную семью.
- Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
- Урегулирование семейных конфликтов.
Полномочия органов опеки и попечительства
Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:
- Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
- Представление в суде прав несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
- Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
- Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.
Обязанности
Госорган ОПП имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.
Гражданские отношения | Имущественные | Семейные |
|
|
|
Обжалование действий ООП
Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.
- Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
- Пожаловаться в районную администрацию.
- Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
- Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
- Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.
Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.
Виды материальной ответственности работника
Работники ООП имеют право:
- Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
- Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.
В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.
Законодательное регулирование
- ФЗ N 48
- ГУ ст.41
- СК РФ ст. 77
- СК РФ 121
Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, законом введен институт опеки и попечительства. 1 Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Опека
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечительство
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства называются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. 1 Органы опеки и попечительства, как правило, наделены статусом юридического лица и являются некоммерческими организациями (учреждениями).
В Москве органами опеки и попечительства являются районные управы. 2 Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних детей, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных граждан. Глава управы может возложить выполнение функций опеки и попечительства на учреждения и организации образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, администраций районов.
Функции органов опеки и попечительства
1) назначение, освобождение, отстранение от исполнения обязанностей опекунов и попечителей;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя;
4) разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
5) заключение договоров о доверительном управлении имуществом подопечных с управляющими.
Установление опеки и попечительства производится на основании информации, полученной от милиции, суда, жилищных органов, органов социальной защиты, родственников и других лиц.
Порядок осуществления надзора органом опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей конкретизируется в актах субъектов РФ. Например, органы социальной защиты населения в городе Москве проводят обязательные контрольные обследования материально-бытовых условий лиц, находящихся под патронажем, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование.
В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно детей от 14-летнего возраста и до совершеннолетия, а также недееспособных людей. В этой статье мы рассмотрим обязанности этого государственного учреждения сферу его деятельности.
Что входит в функции органов опеки и попечительства?
Основная обязанность этой муниципальной структуры - решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.
ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:
- Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
- Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
- Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.
Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.
Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача - выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.
Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:
- выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
- учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
- представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
- контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.
Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.
Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий
Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.
В их законные полномочия входит:
- Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
- Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
- Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
- Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
- Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
- Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
- Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
- попечителю, опекуну и их подопечным.
В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность. Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть. Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.
Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей
СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры - изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.
Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.
Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:
- Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
- Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
- В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.
На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.
Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства
В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:
- родственники;
- соседи;
- школьные учителя или воспитатели детского сада;
- случайные свидетели.
Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.
Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.
Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.
Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.
Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке , которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного
1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.
3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Усыновление - форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.
По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства.
Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:
Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.
Прохождение медосмотров, обучение в школе приемных родителей, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.
Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
Получение заключения о возможности быть усыновителем.
Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.
Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.
Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.
Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.
Патронаж - самостоятельная форма помощи совершеннолетнимдееспособным гражданам.
Ранее являлся разновидностью попечительства. В Российской Федерации - России правовая форма патронажа предусмотрена ст. 41Гражданского кодекса. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав.
В данном случае попечительство устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности. При этом, просьба о патронаже исходит от самого гражданина.
Приняв заявление, орган опеки и попечительства обязан назначить гражданину попечителя (помощника). Сам заявитель может согласиться, либо отклонить данное назначение. Если назначение помощника будет одобрено, то между ним и заявителем заключается договор поручения или договор доверительного управления. Попечитель исполняет свои обязанности перед опекаемым гражданином на основании такого договора. Для совершения бытовых и иных сделок требуется согласие подопечного. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителей-помощников.
Патронаж прекращается также по инициативе заявителя. Он может прекратиться в связи со смертью патрона либо подопечного или же по просьбе попечителя.