ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


доходов;

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Субсидия – понятие и предназначение

Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.

Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование?

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

Что такое субвенция

Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.

Что общего между субвенцией и субсидией

Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.

Признаки, присущие обеим выплатам:

  • они безвозвратные, то есть возвращать их не нужно;
  • и субсидия, и субвенция выделяются безвозмездно – за их получение не нужно выплачивать комиссию или платить начисленные проценты.

Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.

Чем отличается субвенция от субсидии

Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.

Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.

Определение термина Субсидия

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социальная политика - это область деятельности государства по от­ношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводст­ву человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию соци­альной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уров­нях.

Инструментами реализации социальной политики государства слу­жат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответст­вующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результа­том поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.

Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям по­стиндустриального общества.

Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) среднемесячная начисленная заработная плата;

3) покупательная способность денежных доходов;

4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;

5) коэффициент дифференциации доходов населения;

6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);

7) минимальная продовольственная корзина;

8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);

9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;

10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.

Государство использует два метода в решении социальных задач:

1) адаптивный - это метод установления минимума прав и соци­альных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение ак­тивной политики содействия занятости; социального партнерства в регу­лировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налого­обложения и системы социального страхования;

2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи го­сударства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время фор­мируется система адресной социальной помощи. В реализации этого ме­тода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта сис­тема государственного социального обеспечения.

Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных вне­бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финан­сирования приоритетных направлений социального развития общества.

Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соот­ветственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность вне­бюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.

Государственные внебюджетные фонды представляют целевые цен­трализованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределе­ния национального дохода государством в пользу определенных социаль­ных групп населения.

Наименование внебюджетного фонда отражает направление его ис­пользования.

К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.

В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюд­жетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выпла­чиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.

Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.

Источники средств данного фонда - обязательные страхование взно­сы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работо­дателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:

1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);

2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);

3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбаланси­рованию.

По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.

При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).

Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,

— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.

В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…

Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.

Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всœегда должны передать субвенцию.

А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.

Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.

Иван Климов

Законодатель пошел по пути определœения субвенций применительно к каждому виду субвенций.

Общим является для всœех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.

Почему БК не дал определœения? Неясно…

Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.

Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.

Субвенции из федерального бюджета:

— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵

*это классический вариант.

— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,

— субвенции городу Байконур,

*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.

Субвенции из субъекта РФ:

— местным бюджетам,

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),

— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.

Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.

Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.

Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.

*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!

Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.

Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.

Допускается утверждение нераспределœенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределœенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.

Государство помогает малоимущим и многодетным семьям, а также начинающим предпринимателям, выплачивая им субсидии. Что это такое и кто может их получить? На все вопросы отвечает юрист Наталья Резник.

Субсидия — это мера социальной поддержки гражданам России от государства. Объясняя это простыми словами, можно сказать, что субсидия — это деньги, которые могут получить нуждающиеся юридические или физические лица.

От других видов социальной помощи субсидию отличает то, что:

  • субсидии выделяются на строго определенные цели;
  • средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;
  • выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

За такой поддержкой обращаются многие, поэтому нужно знать об условиях, на которых она предоставляется.

  • малоимущие граждане (лица, доход которых ниже прожиточного минимума в регионе);
  • молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Члены семьи должны быть моложе 35 лет;
  • люди с инвалидностью, потерявшие трудоспособность, нуждающиеся в курсе длительного лечения или потерявшие жилье;
  • пенсионеры;
  • начинающие малый бизнес люди, вставшие на учет в центр занятости населения;
  • лица, обладающие определенным статусом, званием или наградой.

На что выдаются субсидии

Оплата коммунальных услуг

На оплату коммунальных услуг должно уходить не больше четверти от общего семейного дохода. Если семейный месячный доход составляет 20 тыс. рублей, а на коммунальные услуги нужно потратить 5 тыс. рублей, то такой семье положена субсидия.

Однако нужно знать о том, что субсидия выдается, если члены семьи являются собственниками помещения, в котором они проживают, нанимателями строго по официальному договору социального найма или договору аренды, участниками жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Оформить субсидию можно, обратившись с заявлением в Управление социальной защиты населения или МФЦ, предоставив необходимые документы. Перечень документов установлен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и включает в себя:

  • удостоверения личности всех проживающих в помещении (паспорта, свидетельства о рождении);
  • документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, решение суда, вступившее в законную силу, выписка из ЕГРН или договор найма жилого помещения);
  • документ, подтверждающий право на льготу (удостоверение ветерана труда, пенсионное удостоверение, справка о присвоенной категории инвалидности и пр.);
  • справки о доходах заявителя и членов его семьи за 6 месяцев (в том числе справка о пенсии, о пособии по безработице, для неработающих граждан трудоспособного возраста — справка из центра занятости);
  • документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства (выписка из домовой книги, справка о составе семьи);
  • квитанции об оплате коммунальных услуг, начисленных за последний перед обращением месяц и о об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (справка из ЖЭКа);
  • реквизиты банковского счета для перечисления субсидии.

На временно зарегистрированных в помещении членов семьи документы собираются наравне со всеми в общем порядке. Поданный пакет документов рассматривается в течении 10 дней, после чего принимается решение о предоставлении субсидии (с расчётом ее размера) или об отказе в ее предоставлении. Субсидия предоставляется сроком на шесть месяцев.

Открытие собственного дела безработными гражданами

Безработный, ставший на учет в центр занятости населения и в результате предоставления ему государственной услуги по содействию самозанятости зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может рассчитывать на единовременную выплату от государства для развития собственного дела.

Субсидия (материальная поддержка) предоставляется на развитие малого предпринимательства в целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 г. Для получения финансовой помощи необходимо представить в ЦЗ следующие документы:

1. Заявление-анкета о предоставлении выплаты.

2. Технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), с указанием:

  • места осуществления предпринимательской деятельности;
  • предполагаемых направлений расходования выплаты (подготовка документов, предоставляемых при государственной регистрации ИП; оплата госпошлины и нотариальных действий; приобретение бланочной документации; изготовление печатей и штампов; аренда помещения; приобретение основных средств и пр.);
  • количества создаваемых дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • календарного плана реализации проекта;
  • объема собственных средств, которые заявитель готов самостоятельно вложить в дело (как правило, чем больше денег человек готов инвестировать, тем большую сумму он получает в виде субсидии).

Рассмотрением бизнес-плана занимается экспертная комиссия, которая определяет размер субсидии исходя из его предполагаемой эффективности. Выделенные денежные средства должны быть освоены в определенный срок и использоваться строго по целевому назначению. В случае выявления факта нецелевого использования субсидии, денежные средства подлежат возврату.

Перед составлением бизнес-плана лучше обратиться к официальным страницам территориальных центров занятости населения. Там обычно публикуются наиболее приоритетные для региона направления деятельности.

Помощь инвалидам

Люди с инвалидностью могут претендовать на субсидии для улучшения качества жилища, уменьшение платежей за ЖКХ и на приобретение жилья. Государство может оплатить как часть, так и полностью покупаемое жилье. Субсидия предоставляется в порядке очереди. Число льготников на год определяется в зависимости от общего количества денег, поступивших в казну федеральной территории и суммы, необходимой для помощи каждому подавшему документы на субсидию. Вне очереди жилье получают инвалиды-колясочники.

Нуждающимися в улучшении условий жилья считаются:

  • те, на кого приходится меньше 18 кв. м площади помещения, в котором они проживают;
  • инвалиды-колясочники, чья квартира находится выше 2 этажа;
  • проживающие в общежитиях или коммунальных квартирах.

В перечень документов, необходимых для подачи на субсидию, обязательно входит паспорт, свидетельство о присвоении инвалидности, официальное обращение о постановке в очередь на жилье, лицевой банковский счет, выписка из домовой книги, реабилитационная программа для инвалидов.

Поддержка молодых семей

В программе могут участвовать молодые семьи, при этом каждому члену семьи должно быть не больше 35 лет, семьи, в которых только один из родителей, а также семьи без детей или те, кто ждет третьего ребенка. Отсутствие жилья или его непригодность является поводом для участия в программе.

Еще одним поводом может служить условие, когда на каждого члена семьи приходится меньше чем 18 кв. метров или с семьей проживает нетрудоспособный или тяжело больной родственник. Размер субсидии может доходить до 40% от стоимости приобретаемого жилья. Все члены семьи, кроме детей, должны быть официально трудоустроены и иметь гражданство Российской Федерации.

Субсидию можно получать молодым семьям не только на приобретение жилья, но и на оплату кредита, который был необходим для его покупки, также для строительства дома или для внесения первоначального взноса по ипотеке.

Список документов для оформления субсидии:

  • паспорт;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о составе семьи;
  • справка о состоянии недвижимости;
  • справка о том, что заявитель не был участником этой программы;
  • справка о проживании с родственниками;
  • справка о платежеспособности.

Предположительно, эта государственная программа будет действовать до 2020 года. О дальнейшем ее продлении в официальных источниках пока не сообщается.

Что такое субсидия на квартиру

Субсидия на приобретение квартиры отличается от остальных тем, что ее выдают в форме специального сертификата. После получения его сдают в банк, который решит, на сколько нужно снизить сумму оплаты ипотеки. Сертификат невозможно обналичить или обменять.

Существует несколько программ по приобретению жилья и выдаче для этой цели субсидий. В каждом регионе может действовать своя программа, и некоторые правила оформления субсидии могут быть дополнены или отличаться от условий других регионов. Так, например, в Москве сертификат нельзя использовать при покупке недвижимости, которая не достроена меньше чем на 70%. Программы некоторых регионов запрещают тратить сертификат на покупку вторичного жилья.

Кому положена субсидия на квартиру

Могут претендовать на выделение такой субсидии те, у кого нет официально оформленного жилья, кто не является участником социальной программы по приобретению квартиры, люди, которые живут в домах, находящихся в непригодных условиях.

На каждого члена семьи должно приходиться минимум 15 кв. метров жилплощади. Если квартира или дом не удовлетворяют этим условиям, то это также является поводом для подачи документов на субсидию. В случае, если в доме живет человек, имеющий серьезное заболевание, которое может принести вред окружающим, также положена субсидия на приобретение квартиры.

Все удовлетворяющие перечисленные факты нужно обязательно регистрировать и подтверждать соответствующими документами.

Подробно о категориях людей, которым положена субсидия, написано в статье Жилищного кодекса . Он часто обновляется и дополняется. Поэтому, чтобы точно быть уверенным, что вы подходите под одну из категорий, лучше всего обращаться к нему.

Для получения субсидии на квартиру нужно написать заявление в местную администрацию. Там в зависимости от предлагаемой программы вам назовут перечень всех необходимых документов.

Обязательными документами будут удостоверения личности всех членов семьи, справки о доходах и имеющихся льготах, справка о домовладении или выписка из домовой книги, если имеется, договор об ипотеке.

Информация актуальна на момент публикации.

Незнание некоторых определений или терминов может лишить возможности получить помощь государства или извлечь выгоду. В последнее время все чаще можно слышать слово «субсидия», которое употребляется в различных сферах жизни. В этой статье мы разберемся, что такое субсидия и как ее можно получить.

Если обратиться к Википедии, то база определяет субсидию, как государственную помощь, выделяемую определенной категории граждан. В переводе с латинского, «субсидия» также означает «поддержку, помощь».

Эта поддержка не обязательно может выражаться в денежном эквиваленте. В зависимости от социальной программы, помощь может быть оказана в виде снижения тарифа на коммунальные услуги, предоставление льготы на проезд, оплату обучения, лечения и т.д.

Таким образом, мы видим, что само понятие «субсидия» — весьма широкое и может оказываться, как физическим, так и юридическим лицам.

Какие бывают субсидии


Также различают прямые и косвенные субсидии. Прямая субсидия характеризуется адресным финансированием и имеет целевое значение. При этом, масштаб субсидирования может быть самым разным: от частного лица до целого завода. Как правило, под такие проекты создаются бизнес планы, ставится четкая цель распределения ресурсов. Это может быть открытие бизнеса, модернизация оборудования на заводе, улучшение трудовых условий в цеху предприятия за счет государства и т.д.

Косвенная субсидия предполагает предоставление налоговых льгот, снижение тарифов и т.д.

Все государственные проекты по оказанию социальной помощи предпринимателям и населению формируются правительством РФ, местной администрацией или высшим исполнительным органом государственной власти.

В зависимости от вида пособия, проект находится в ведомстве местного, областного или государственного социального фонда. Таким образом, субсидирование не всегда оказывается централизованно по всей стране.

В некоторых случаях, регионы могут иметь свои собственные социальные программы, направленные, например, на развитие аграрного или жилищного сектора.

Свойства субсидий

Учитывая прямую функцию субсидии – оказание помощи и финансовой поддержки, вытекают и основные свойства этого понятия:

Как получить субсидию?

Ответить однозначно на этот вопрос и дать четкий перечень документов, необходимых для получения государственного пособия – невозможно. Дело в том, что каждый вид субсидии предполагает свой пакет документов. К тому же, некоторые субсидии выделяются не государственными, а частными фондами. Правила устанавливаются каждым фондом индивидуально.

Ниже мы приводим стандартный набор документов, который необходим для любой субсидии. Дополнительный же перечень по каждому из виду помощи, необходимо уточнять отдельно.

Для получения пособия на оплату коммунальных услуг, потребуется:

  • Документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (паспорт и ИНН). При наличии несовершеннолетних детей, проживающих по данному адресу, необходимо предоставить свидетельство о рождении.
  • Документы, которые указывают на состав семьи, количество зарегистрированных лиц по данному адресу.
  • Справку с места работы о зарплате (пенсии) для расчета средне ежемесячного дохода на семью. Для неработающих совершеннолетних лиц – справку с Центра занятости населения (в том случае, если человек состоит на учете и получает пособие).

Кроме разницы в предоставлении пакета документов, может различаться и порядок назначения субсидии.

Для определения пособия на оплату коммунальных услуг, процессом оформления необходимо начинать заниматься накануне оплаты за жилье.

Для подачи заявки на оформление помощи, необходимо посетить отдел жилищных субсидий, расположенный по месту жительства. Право на подачу документов имеет право любой из членов семьи при условии его полного соответствия актуальным положениям Правил предоставления субсидий.

Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.

В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется , и т.д.

Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.

Область применения

Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.

Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства .

Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.

Финансовая помощь, призванная решить определенные проблемы, подразумевается и в том, и в другом случае, однако все же между субвенцией и субсидией есть некоторые различия.

О них немного позже. Эту поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.

Субсидия , как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).

Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.

Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.

Определение понятий

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Основные свойства выплаты:

  • безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
  • долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
  • целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).

Субвенция – денежные суммы, предназначенные для юридических лиц или бюджетов других уровней.

Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.

Характерные черты :

  • срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
  • строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).

Примеры предоставления

Итак, начнем с субсидии . Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для . Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.

Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.

Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.

К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.

Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.

В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.

Общие и отличительные особенности

Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:

  1. Они не облагаются налогом.
  2. Должны быть использованы по назначению.
  3. Как правило, единовременные.
  4. Источником является вышестоящий бюджет.

Между этими понятиями есть также и существенная разница :

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.

О государственной материальной помощи гражданам в виде субсидий смотрите в следующем видеосюжете:

В улучшении условий проживания или новом жилье нуждаются многие граждане нашей страны, проживающие как в крупных городах, так и в регионах.

Для этого государство проводит ряд программ, помогая россиянам с покупкой нового жилплощади.

Одна из них – выделение жилищной субсидии для покупки квартиры.

Что это такое, кто может её получить и как она начисляется – об этом вы узнаете после прочтения статьи.

Жилищная субсидия является денежной выплатой (только в безналичной форме), которую человек получает из федерального либо местного бюджета.

Положение о том, что государство должно субсидировать определённые категории населения для улучшения жилищных условий, закреплено в Жилищном кодексе РФ.

Перечень тех, кто попадает под действие льгот, содержится в ФЗ и актах субъектов РФ. Её выдачей занимаются органы местной власти .

Она отличается :

Поскольку чаще всего выплаты идут из местного бюджета, каждый субъект РФ сам решает, какие категории граждан могут получить субсидию, помимо тех категорий, которые установлены ФЗ. Они также сами решают, в каком порядке предоставлять выделяемые средства.

Такое софинансирование в покупке жилья является безвозмездным . В целом, человеку выдаётся свидетельство на получение конкретной денежной суммы , которое действует ограниченный период времени. Его разрешается использовать только для приобретения недвижимости (с площадью не больше, чем установлено соц. нормами) или на строительство нового жилья.

Сумма сертификата не может покрыть полной стоимости приобретаемой жилой недвижимости. Необходимо, чтобы вы владели жильём, которое будет продано для покупки нового, либо у вас была определенная сумма средств.

Так что вам по-прежнему нужно будет найти оставшуюся сумму для:

Сертификат можно задействовать:

  • Как первый взнос при получении ипотеки.
  • Уплаты долга по кредиту на жилплощадь.
  • В качестве паевого взноса (когда человек вступает в жилищно-строительный кооператив).

В некоторых ситуация можно потратить субсидию на расширение уже имеющейся квартиры , которая не соответствует , либо же на ремонтные работы для улучшения условий проживания.

Сертификат можно использовать только один раз – после этого его не выдают повторно. Действующее законодательство отводит 6 месяцев на использование субсидии для покупки жилья. Если по каким-либо причинам свидетельство не было задействовано за это время, можно попытаться получить его повторно, встав в общую очередь.

Требования к претендентам

Прежде всего, такая форма безвозмездной помощи для улучшения условий проживания положена :

Для оформления субсидии гражданин должен написать заявление , прикрепив к нему необходимые документы. Оно подаётся в комиссию при госоргане (заявление пишется на имя его руководителя), занимающимся выделением выплат. Специальная комиссия займётся его рассмотрением и определит, какая сумма будет выделена, и квартиру какого размера вы можете получить.

Величина выделяемой суммы и размер приобретаемой квартиры рассчитывают с учётом всей имеющийся у семьи недвижимости. Поэтому заявитель и проживающие с ним члены семьи должны предоставить сведения о том, каким жильём они владеют либо арендуют.

Для получения субсидии необходимо будет предоставить :

Если комиссией в ходе проверки были выявлены нарушения или отсутствие права на получение субсидии, документы будут возвращены в установленный законом срок. Если же документы были одобрены, заявитель становится в очередь на получение сертификата .

Используемая сумма будет перечислена на именной блокированный счёт льготника в банке , задействованном в реализации программы поддержки. Для этого заявитель должен самостоятельно открыть целевой счёт. Затем сумма будет переведена продавцу нового жилья.

Субсидия может быть потрачена только на покупку юридически чистого жилья : оно не должно находиться под залогом, арестом и т.п.

Кто не имеет право получать госпомощь

Льготник не имеет право на получение субсидии, если в ходе проверки было выявлено, что нынешние жилищные условия были испорчены преднамеренно.

Такими действиями являются:

  • Обмен на жильё меньшего размера.
  • Вселение иных лиц (кроме временных сожителей).
  • Отчуждение жилья или его доли.

Когда на любом этапе получения субсидии человек смог сам решить проблемы с жилплощадью или лишается статуса льготника (увольняется с госслужбы, переезжает из сельской местности в город), его снимают с учёта.

В получении помощи будет отказано , если льготник не сообщил комиссии об изменениях в работе или составе семьи, жилплощади и других событиях, важных при выдаче субсидии.

Льготные категории граждан

К таким льготникам относят:

  • Инвалидов и ветеранов.
  • Многодетные семьи с маленьким достатком.
  • Люди, участвующие в боевых действиях.
  • Военнослужащие.
  • Молодые семьи.

Порядок расчета

Сумма государственной помощи зависит от множества факторов и определяется исходя из конкретной ситуации. Учитывают:

  • К какой категории принадлежит льготник.
  • Размер семьи.
  • Коэффициент для поправки размера субсидии, установленный для каждой категории граждан (срок госслужбы, стаж работы в агропромышленном комплексе, длительность воинской службы, количество лет в очереди на получение жилья).
  • Средняя стоимость кв.м. жилья, установленная Министерством строительства РФ, используемая для расчёта выплаты.
  • Нормы площади для семьи с конкретным количеством человек.

Единая норма площади жилья:

Норма может стать меньше, если:

  • Члены семьи и льготник владеют излишками.
  • Обращающийся желает расширить жилое помещение.

На покупку жилья в городе обычно выделяют около 30% от общей стоимости недвижимости , работникам сельской местности – примерно 60%. Органам госвласти законом разрешено увеличить размер выплаты на сумму, больше установленной нормы, если это необходимо для конкретной ситуации и если для этого есть финансовая возможность. В целом же максимально выделяемая сумма редко превышает 70 % от цены на приобретаемое жильё .

Для расчёта используются следующие формулы :

На одного человека: 36 кв.м. × на цену за 1 кв.м. (учитывая субсидию) × на 60%.
На двоих: 50 кв.м.× на стоимость 1 кв.м. (с учётом субсидии) × на 67%.
На троих: 70 кв.м. × на цену 1 кв.м. (учитывая субсидию) × 65%.
На четверых: 85 кв.м. × на стоимость 1 кв.м. (с учётом субсидии) × 64%.
На пятерых и более членов семьи: A (обозначает количество человек) × 18 кв.м. × на цену за 1 кв.м. × 70%.

Региональные особенности

Инвестируя субсидию в новое жильё, местные власти могут ограничить полноту использования субсидии в зависимости от того, на каком этапе находится строительство.

Москва занимает ведущее положение по количеству предоставляемых субсидий на покупку жилья. За эту программу отвечает Департамент жилищного строительства, а также отдельный жилищный фонд. В Москве и Московской области субсидию нельзя использовать в качестве взноса за недвижимость, если выполнено меньше 70% строительных работ.

В СПб можно выделить субсидирование ветеранов ВОВ, молодёжи и работников бюджетной сферы (соц. обслуживания, образования и здравоохранения).

В регионах действуют свои программы, условия которых определены властью субъектов РФ.

О государственной поддержке военнослужащих в улучшении жилищных условий смотрите в следующем видеосюжете: