Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти.

Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации , в регионах - законодательными собраниями (парламентами ).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Федеральный уровень

Федеральной Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

Государственной Думы (нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами, по результатам выборов, проводимых раз в пять лет. Госдума состоит из 450 депутатов, 1/2 из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.)

Конституция Российской Федерации определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

    заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

    назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    объявление амнистии;

    выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Совета Федерации (является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента РФ. В соответствии Конституцией РФ входят: по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов госвласти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)

К полномочиям Совета Федерации, относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ;

    отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосДумой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Парламент может состоять из одной или двух палат. Двухпалатный парламент существует, как правило, в федеральных (союзных) государствах. Так, Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, Конгресс США - Сената и Палаты представителей.

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

К ведению Совета Федерации относятся :

Рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;

Изменение границ между субъектами Федерации;

Утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

Принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Назначение выборов Президента РФ;

Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят:

Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;

Решение вопроса о доверии Правительству;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации называются по-разному: областные и краевые думы (в городе федерального значения Москве - Городская дума), Законодательное собрание (в городе федерального значения Санкт-Петербурге и в Ленинградской области). Представительное собрание (в Астраханской области) и т.д.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти - это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства - это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти - это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

Высшие органы государственной власти РФ:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Государственная Дума Федерального Собрания;

Правительство Российской Федерации.

1. Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Гос.Думы).

2. Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Фед. Собрание - законодательные функции, Правительство - исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный - судебные).

3. Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент - Конституция).

4. Каждый орган государства имеет определенную структуру (Фед. Собрание - из совета федерации и гос.думы).

5. Органы гос-ва работают в особом порядке (Фед. Собрание действует в сессионном порядке).

6. Каждый гос. орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Фед. Собрание - законы и постановления, Президент - указы и распоряжения, Правительство - постановления и распоряжения).

Единство гос. власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.