На основании законодательства, а именно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» при приеме иностранных граждан на работу у конкретной организации должен быть список соответствующих разрешений, которые позволяют привлекать иностранную рабочую силу. В настоящее время проблема с незаконными мигрантами в нашей стране стоит очень остро, поэтому при найме иностранного гражданина обязательно нужно оформить все необходимые документы. Квота для иностранных граждан – это один из самых важных документов при приеме на работу.

Какие конкретно требуются документы для компаний и фирм.

Во-первых, от компании работник получает заявку о потребности в рабочей силе. Данный тип заявки на получение квот (на следующий календарный год) должна подаваться предприятием или фирмой ежегодно до 1 мая. Для непосредственно ее оформления необходимо заполнить все поля бланка, в которых прописываются реквизиты и прочая информация об организации. Затем данная информация заносится на сайт, и вы автоматически получаете сгенерированный пароль, который нужен для входа в электронную систему по получению квот.


Квоты для иностранных граждан

Самое главное для граждан – это перед подачей заявок на привлечение определиться, из каких стран, на какие должности, и какое количество иностранных работников организацией будет привлекаться. Для этого вы специально должны ознакомиться с перечнем тех профессий (специальностей), которые не требуют для работы получения квот. Если указанная вами в бланке профессия не зарегистрирована в указанном перечне документов, тогда Вам необходимо в срочном порядке получать квоту для работников.

После заполнения бланка вы приносите на ознакомление в налоговую службу печатный вариант бланка, заверенный подписью и печатью указанной организации. Хочется обратить внимание на то, что после того, как Вами будет отправлена заявка на получение для иностранных граждан квоты, внесение изменений уже нельзя производить. В результате вы сдаете только копию бланка, а один из экземпляров с печатью, где указаны сроки подачи заявок на привлечение, работодатель обязательно сохраняет у себя.

Кроме бланка вы также оформляете специальное сопроводительное письмо, которое прикрепляется к перечню необходимых документов и относится в Федеральный центр по организации труда и занятости. В данном документе вы указываете:

  1. Наименование и полное название вашей компании, предприятия или организации;
  2. Фактический и юридический адрес конторы;
  3. Вид осуществляемой деятельности;
  4. Количество работающих в настоящее время работников;
  5. Конкретную причину для получения документа и как следствие привлечения зарубежных работников.

Как происходит получение квот.


Получение квот на иностранных граждан

После подачи заявки и всего перечня документов вам выдается уникальный код, по которому вы сможете отслуживаться статус вашей заявки на сайте. Чаще всего полноценная информация по ходу решений заявок формируется и появляется на сайте в конце календарного года. Все вопросы по целесообразности привлечения вашей организацией иностранных работников решается через уполномоченный орган власти.

При этом одним из факторов рассматривается текущее состояние компании, а также смотрят, были ли обращения данной организация в службу кадровой занятости с заявками на российских работников в указанной квалификации. Проще говоря, если вы подавали заявку на конкретную специальность российского работника, но так и не смогли найти нужного работника, то решение на получение квоты будет выдвинуто в вашу пользу.

При невозможности удовлетворения выдвинутой вами заявки организация получит письменное подтверждение. Если же оформление иностранцев осуществляется не через организацию, а в частном порядке от зарубежных работников, тогда гражданин должен представить самостоятельно уже другой перечень документов.

Список основных документов, которые необходимы для подачи заявления на РнВП.

Если заявка на привлечение составляется на иностранных граждан, которые прибыли в РФ в порядке, который не требует получения визы, то самим работником в Федеральный центр занятости подаются следующие документы (на оформление):

  1. Разрешение на временное проживание в РФ (чаще всего требуют произвести оформление в 2-ух экземплярах).
  2. Фотографии 35х45 мм в количестве 4 штук (если есть несовершеннолетние дети, то прикрепляются и их фотографии).
  3. Документы, удостоверяющие личность и гражданство человека получающего квоту. Кроме того, нужно получить вариант нотариально-заверенного перевода всей информации.
  4. Оформление миграционной карты с пометкой о полноправном пересечении границы РФ.
  5. Соответствующий документ, который символизирует о прибытии гражданина в конкретное место настоящего пребывания человека. В уведомлении также должна стоять соответствующая отметка о постановке указанных иностранных граждан на миграционный учет.
  6. Документы, выданные полномочным учреждением по здравоохранению РФ по месту пребывания, в которых подтверждается, что иностранный гражданин и члены его семьи не имеют каких-либо инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих людей. Данный список болезней предусмотрен перечнем, который утвержден Правительством РФ.
  7. Квитанции по уплате государственных пошлин за выдачу специального разрешения на временное проживание по месту пребывания (квитанция стоит 1000 рублей).

Следует также отметить, что изменение в перечне документов на привлечение проходят регулярно. При этом все дополнения и исправления в закон утверждаются непосредственно через внутренние приказы УФМС России. Именно поэтому, при несоблюдении каких-либо пунктов правил, работодатели получат отказ по выделению им соответствующего документа для гражданина другой страны. Таким образом, для работодателя будет более выгодным вариантом предоставить оформление квот специализирующейся на данном типе услуг фирме. Так вы не только сможете сэкономить время, но и получите 100% процентную гарантию на оформление квоты для организации в указанный срок.

Для защиты интересов своих граждан в России установлены различные лимиты, которые касаются пребывания на территории страны иностранных граждан. Большая их часть относится к получению мигрантом или его будущим работодателем разрешения на осуществление трудовой деятельности.

Порядок установления ограничений по квоте для иностранных рабочих

Все, так называемые, «иностранные квоты» можно условно разделить на несколько видов:

  • лимиты для работодателей на наем иностранцев;
  • ограниченное количество разрешений на проживание;
  • квотирование на работу для иностранных граждан;
  • лимитирование для получения виз с разрешением на работу;
  • ограничение по количеству мест в ВУЗах, на которых иностранцы могут обучаться за счет бюджетных денег.

Три года назад в законодательство были внесены поправки, и теперь эти ограничения касаются только граждан тех стран, с которыми у России установлен визовый режим.

Привлечение на работу иностранных граждан регулируется ст. 18 Федерального закона No115-ФЗ от 25.07.2002 г. Согласно этому нормативному акту ежегодно Правительство РФ издает постановление, в котором утверждает лимиты по видам деятельности субъектов хозяйствования, дополнительно могут устанавливаться федеральные регионы, в которых тот или иной лимит действует. На 2018 год квоты установлены Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4.12.2017.

Если Постановлением установлен лимит в 0 %, то нанимать иностранца на работу в этой отрасли нельзя.

Каждый год квоты на иностранных работников становятся меньше. Например, в 2017 году можно было нанять 170 тыс. человек, в 2018 — чуть больше 140 тыс. человек.

На основании этого нормативного акта Минтруда издает приказ, в котором перечисляются все квоты по профессиям и должностям, а также в разрезе каждого региона.

Ежегодная квота для работодателей рассчитывается исходя из ходатайств субъектов хозяйствования, поданных в уполномоченные органы регионов или через АИС «Миграционные квоты ». При этом не учитываются те заявки, которые были отклонены или в рассмотрении которых было отказано.

Получение иностранных квот

Получение разрешения на наем иностранца достаточно долгий и трудоемкий для работодателя процесс.

Первоначально необходимо обосновать нужды предприятия в найме иностранного работника. Для этого не менее чем за 30 дней до подачи заявки на получения квоты на иностранную рабочую силу подаются сведения об имеющейся вакансии в службу занятости по месту нахождения компании. За это время сотрудники центра занятости будут подыскивать кандидатов на нее, которые имеют российское гражданство. Только если поиски не увенчаются успехом можно подавать ходатайство на наем иностранца.

При размещении вакансии нужно указать специфические требования к кандидату на эту должность или работу.

Пример: предприятие хочет видеть в качестве работника гражданина Китая. Тогда в требованиях к соискателям можно внести пункт о знании одного из диалектов китайского языка на уровне «носителя языка». Вряд ли среди российских граждан найдется много людей знающих именно эту форму китайского на таком уровне.

Иногда указывают уровень заработной платы ниже, чем средняя по этой специальности в регионе, необходимость получения определенной квалификации или наличие документа об обучении в конкретном ВУЗе. Для рабочих специальностей ограничить количество желающих можно, ужесточив требования к образованию кандидата.

Составлять текст вакансии нужно так, чтобы ее условия не носили дискриминационный характер.

После получения заключения от службы занятости о невозможности подбора сотрудника из числа российских граждан, работодатель направляет заявку на получение квоты.

Заявка на квоту на иностранную рабочую силу

Передать пакет документов можно на бумажном носителе в уполномоченный орган или через АИС «Миграционная квота».

Определиться с необходимым количеством иностранных рабочих на будущий год лучше в начале текущего года. Тогда в случае отказа от выделения квоты останется больше времени для повторного оформления и подачи заявки.

К заявке, оформленной в 2 экземплярах, прикладывают следующие документы:

  • выписку из единого госреестра юр. лиц и ИП, которая подтверждает, что субъект хозяйствования является действующим, о нем нет данных о ликвидации, все указанные в заявке сведения верны (ИНН, наименование юр. лица и т.д.);
  • обоснование невозможности удовлетворить потребности в персонале за счет местных трудовых ресурсов и необходимости привлечения именно иностранных рабочих;
  • подтверждающие отсутствие у субъекта хозяйствования штрафов, пеней, просрочек по налоговым и бюджетным платежам, а также незакрытых нарушений миграционного, трудового и т. д. законодательства;
  • гарантирующие предоставление жилья и медицинской страховки иностранным работникам, например, гарантийные письма, договора со страховой организацией или найма жилого помещения.

Дополнительно к указанному пакету, прикладывают документы, подтверждающие полномочия представителя. Этого не нужно делать, если заявку в уполномоченный орган подает руководитель или собственник компании.

Рассмотрение заявки по иностранным квотам

Заявка проверяется и может быть возвращена заявителю в течение 5 дней, если в ней обнаружат ошибки или недостоверные сведения. Форма заявки установлена приказом Минтруда РФ No27н от 23.01.2014 г. Оформление просьбы о выдаче квоты в виде, отличающемся от образца, также является поводом для возврата документов.

Если все в порядке, то в течение 7 дней ее передают на ознакомление членам межведомственной комиссии. Затем устанавливается дата (не позднее 25 дней с даты подачи), когда полученные заявки рассматриваются межведомственной комиссией. Комиссия по итогам заседания выносит решение об удовлетворении заявки, ее частичном одобрении или отказе в выделении квоты.

Для того, чтобы получить желаемое количество иностранных работников, в заявке лучше указать их численность больше, чем требуется на самом деле.

На практике, полностью удовлетворяются примерно 15 — 20 % заявок на квоту для найма иностранных работников (в зависимости от региона), большая часть получает частичное одобрение. Однако здесь должен действовать принцип разумности.

Например, вряд ли межведомственная комиссия удовлетворит заявку на 20 финансовых аналитиков от фирмы со штатной численностью в 15 человек.

А вот крупному строительному холдингу, с несколькими десятками масштабных строек, вполне можно заявить о необходимости найма 3 500 тысяч рабочих, при фактической потребности в 3 000 человек.

По итогам заседания оформляется решение комиссии, которое не позднее 5 дней с даты его принятия передается работодателю.

После получения решения об одобрении заявки, работодателю необходимо подать документы на получение в региональном отделении по миграции МВД разрешения на наем иностранной рабочей силы.

Межведомственная комиссия не позднее 15 августа формирует сведения о потребности региона в иностранной рабочей силе, на основании удовлетворенных заявок от нанимателей. Эта цифра в дальнейшем может быть скорректирована в сторону уменьшения или увеличения до 1 декабря.

Поэтому подавать документы на получение квоты лучше в первой половине текущего года.

Причины отказа в выделении иностранных квот

Самой распространенной причиной для отказа в выделении квоты на иностранных работников, являются сведения об организации-нанимателе. Ошибки при оформлении заявки, расхождения данных ЕГРЮЛ и указанных в заявлении, сведения о плохом финансовом состоянии, возможном банкротстве или ликвидации фирмы-работодателя, реорганизация компании — все это становится поводом для получения отказа.

Отказывают и предприятию, у которого есть какие-либо долги перед бюджетом, неоплаченные штрафы и пени. Если у потенциального нанимателя есть неустраненные нарушения законодательства, то можно не рассчитывать на получение квоты.

Кроме того, комиссия в ходе заседания оценивает перспективу социально-экономического развития региона, влияние привлеченных иностранных трудовых ресурсов на доходы и расходы регионального бюджета, возможность удовлетворения потребности работодателя в персонале за счет выпускников учебных заведений или высвобождающейся в будущем рабочей силы.

Например, у комиссии есть сведения, что в регионе есть компания с аналогичным профилем выполняемых работ, услуг или товаров и ее в следующем году ждет ликвидация из-за плохого финансового состояния. Что естественным образом приведет к появлению незанятых трудовых ресурсов, которые могут быть предложены фирме, подавшей заявку на иностранных работников. В таком случае комиссия отказывает в выделении квоты полностью или частично.

Осмотрительно нужно подходить и к указанию гражданства будущих работников. Комиссия может отказать в удовлетворении заявки, если в ней будут граждане миграционно опасных стран. Это государства, чьи граждане чаще других иностранцев нарушают российское законодательство или правила поведения на территории страны.

Иностранцы, для которых не нужны квоты для работы

В 2015 году миграционное законодательство в России претерпело существенные изменения. Теперь работодателю нужно получить квоту только на граждан тех стран, которым для пребывания в РФ выдаются визы.

Иностранные граждане с безвизовым режимом нахождения в России могут осуществлять трудовую деятельность на основании патента. Его они получают самостоятельно и предъявляют при трудоустройстве.

Люди с , или гражданством имеют равные с российскими гражданами права при оформлении на работу. Им даже не нужны патенты.

Также есть исключения для некоторых категорий иностранных граждан, которые приехали по рабочим визам, и на кого нет необходимости оформлять квоты. К ним относятся:

  • высококвалифицированные специалисты (с ежемесячной зарплатой более 167 тыс. рублей);
  • лица, получившие разрешение на постоянное или временное пребывание на территории страны (), а также статус беженцев;
  • участники программ переселения;
  • отдельные категории работников, на основании заключенных межгосударственных соглашений.

Ответственность за нарушения миграционного законодательства

Некоторые наниматели для упрощения идут на замену квотируемой должности на не попадающую под лимиты. Однако этот инструмент нужно использовать с осторожностью, так как проверяющие органы могут наложить взыскание на работодателя, если в ходе проверки будет выявлено несоответствие должности работника на бумаге и по факту.

Например, фирма при получении разрешения в МВД на трудоустройство иностранца указывает должность «финансовый директор», а выездная проверка выявляет, что фактически он работает шофером-дальнобойщиком.

За такие нарушения обе стороны получат штрафы, а работник может быть выдворен из страны без права въезда.

Предприятие, на котором выявлены нарушения миграционного законодательства, может быть оштрафовано на 400 000 — 1 000 000 рублей, а в некоторых случаях его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 дней. К таким нарушениям относятся:

Государство принимает меры для защиты российских граждан на внутреннем рынке труда. Чтобы россияне имели первоочередное право на трудоустройство перед иностранными гражданами, создана система ограничений на наем иностранного персонала. Одной из таких мер являются квоты на иностранную рабочую силу и длительная процедура их выдачи.

Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ГУВМ МВД (ФМС) и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).

Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:

1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:

2. ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) регулирует правовое поле, в рамках которого иностранные граждане находятся на территории РФ, и самое главное - право, по которому они могут осуществлять трудовую деятельность. Можно выделить:

  • главные принципы и понятия миграционного права,
  • способы взаимодействия иностранцев с государственными органами.

3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).

  • Суть: трудовые отношения, в которых участвуют иностранные граждане, регулируются согласно нормам российского трудового права. Т.е. иностранные работники имеют право на законодательную защиту своей трудовой деятельности и несут ответственность наряду с гражданами Российской Федерации. Исключения: организация, привлекающая иностранных граждан на работу, при оформлении в компанию должна заключить с ним бессрочный трудовой договор, который должен содержать сведения об основании приема сотрудника на работу, такие как патент или разрешение на работу, данные о страховке ДМС.
  • Статьи в отношении увольнения иностранных граждан.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI - подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.

Порядок привлечения иностранной рабочей силы с 2015 года и правила привлечения мигрантов на работу в 2018 году

Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.

«Временно пребывающий»

  • иностранец, который прибыл по визе или в безвизовом порядке в РФ
  • получил миграционную карту, но не имеет таких документов, как разрешение на временное проживание или вид на жительство

«Временно проживающий»

  • иностранец, которым был получен документ - разрешение на временное проживание

«Постоянно проживающий»

  • иностранец, получивший вид на жительство

Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, - разный.

Порядок привлечения иностранных работников с РВП и ВНЖ - привлечение на работу иностранцев в статусе «временно проживающий» и «постоянно проживающий» и его оформление в компанию

Привлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу - это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).

Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:

  • Паспорт
  • Вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ
  • Трудовая книжка образца РФ (если такой нет, работодатель обязан ее завести)
  • СНИЛС
  • ИНН

После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ГУВМ МВД (ФМС).

Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ГУВМ МВД (ФМС) по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГУВМ МВД (ФМС).

Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан в статусе временно пребывающего иностранца и его оформление в компанию

В данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.

Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту)

Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.

1. Для трудоустройства такому гражданину потребуется получить патент

2. Работодателю НЕ НУЖНО получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году

Для того что бы оформить на работу иностранца с патентом, от такого сотрудника работодателю потребуются следующие документы:

При наличии всех перечисленных выше документов работодатель может заключать трудовой договор. При этом необходимо помнить о том, что нужно отправлять в ГУВМ МВД (ФМС) уведомления о привлечении иностранного работника и заключении с ним трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения.

Порядок привлечения визовых иностранных граждан с разрешением на работу

А вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.

Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.

Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:

1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы - подробнее о квотах на иностранных работников читайте ниже

2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в РФ

3. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в РФ

4. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

5. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу

Документы, которые получает организация:

  • Квота на привлечение иностранной рабочей силы
  • Разрешение на привлечение иностранных работников
  • Приглашение для самого иностранца.

Документы, получаемые иностранцем:

При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить ГУВМ МВД (ФМС) о данном факте.

Разрешение и квота на привлечение иностранных граждан к работе

Для начала разберемся, что такое «квоты на привлечение иностранной рабочей силы».

Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, то есть максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.

В 2018 году квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом режиме.

Для того чтобы организация могла получить такую квоту, она должна каждый год писать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения.

При том, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников на 2018 год, заявление нужно было подать до первого августа 2017 года. При этом у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.

Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих

  • Выдачей квот на привлечение иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге занимается Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов». Туда же и следует подавать заявку о необходимости в привлечении трудовых мигрантов к работе. Заявка должна быть подана в установленные службой труда и занятости населения сроки, которые можно найти на их официальном сайте.
  • Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы в 2018 году будущему работодателю необходимо подать в «Центр трудовых ресурсов» следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

  • После подачи всех документов в «Центр трудовых ресурсов» заявка рассматривается в двадцати пятидневный срок, после чего выносится решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказ в выдаче квоты.

Уведомление о привлечении иностранных работников

Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ГУВМ МВД (ФМС) и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.

Процедура не сложна - работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ГУВМ МВД (ФМС) лично или по почте.

Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников - это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.

Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ГУВМ МВД (ФМС) при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.

Отмена квотирования иностранных работников из ближнего зарубежья

С 2015 года огромное количество организаций выдохнуло с облегчением - разрешения на работу для граждан с безвизовым режимом пребывания отменили. Вместо них появились патенты, которые иностранные работники себе оформляют самостоятельно, а это значит, что не нужно больше подавать заявки, ходить на комиссии и что-то доказывать, ведь как следствие и квоты на безвизовых иностранных граждан тоже отменились. А ведь, если вспомнить, у людей чуть ли не судьбы рушились. Взять какого-нибудь сотрудника отдела кадров или юриста, которым в строительной компании поручили все это решать. А теперь представьте объекты этой строительной компании, где на стройках заняты несколько сотен иностранных работников, и у каждого должно быть разрешение на работу. А вдруг в квоте отказали, и что тогда? Тормозить многомиллионный проект (который, кстати, наверняка согласован с властями города, но это так к слову)? И так тоже поступали, но только эти самые сотрудники отдела кадров или юристы потом оставались без работы. В лучшем случае. А кто-то ничего не тормозил, но тут как тут появлялись сотрудники миграционных органов, такие нарядные, в красных жилетах, и быстро такие организации наказывали. Наказывали рублем. Причем таким, что многие строительные компании впоследствии закрывались, отдав все в счет выставленных им штрафов. Тут надо сказать, что к властям претензий нет и быть не может. Все штрафы и вообще последствия незаконного привлечения иностранных работников более чем четко определены в КоАП РФ. Но все это для многих в прошлом, во всяком случае, пока не приняли решение отмотать все обратно. А у нас это очень даже возможно, как показывает практика.

Квотирование иностранных работников с визовым режимом пребывания

С визовым режимом все еще интереснее. Не будем забывать, что значительная часть данной категории иностранных граждан, намного раньше вышла из проблемной зоны с квотами. А было это в далеком 2010 году, когда в Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» внесли изменения, добавив статью 13.2, которая регулирует работу иностранных граждан, оформленных в качестве высококвалифицированных специалистов (далее ВКС), а для оформления разрешения на работу ВКС, как известно, квота не требуется. И еще не будем забывать граждан Франции и Южной Кореи, которые могут работать без квоты на основании межправительственных соглашений о временной трудовой деятельности. В какой-то момент вообще могло показаться, что квоты на иностранных работников больше никому не потребуются. Но, конечно же, это не так. Очень немаленькая доля тех, чья заработная плата не дотягивает до минимума ВКС в 167 000 рублей в месяц, или же кто занят на должностях не входящих в список неквотируемых, по-прежнему остаются в зоне риска.

Каким образом организации могут обратиться за квотой на привлечение иностранных работников?

Под эгидой Министерства Труда и Социальной Защиты РФ была создана программа, основной функцией которой является сбор информации о потребности регионов в иностранной рабочей силе. Называется программа - Автоматизированный Информационный Комплекс «Миграционные квоты» или же просто АИК.. В течение календарного года, в среднем по две недели в месяц, уполномоченные органы субъектов принимают заявки работодателей, в которых те обозначают в цифрах, сколько им необходимо иностранных работников, на какие должности и из каких стран. Причем, большую часть времени, прием заявок осуществляется как на текущий год, так и на следующий. Таким образом, если ранее организация подавала заявку на будущий год и получила отказ, или же потребность в иностранных работниках возросла (бывает, что уменьшилась, но это крайне редко происходит), то есть возможность скорректировать тот результат, который был ранее получен. Точнее попытаться его скорректировать, и это, наверное, самая большая головная боль, с которой сталкиваются работодатели. Потому что после этапа подача заявки, наступает этап томительного ожидания даты проведения заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться заявка. И, конечно же, члены комиссии, не руководствуются субъективными понятиями при принятии решения, о том, какой компании квоту одобрить, какой урезать, а какой и вовсе отказать полностью.

В законе указаны так называемые критерии отбора, обозначим основные из них.

1. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о регистрации работодателя - юридического лица и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности работодателя - юридического лица, а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации, указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации, присвоенным организации при постановке на учет в налоговом органе;

Здесь все понятно - если организация подает заявку, то должна понимать, что ее статус, как действующего юридического лица не должен быть подвергнут сомнению. Соответственно сведений о каких-либо ликвидациях, реорганизациях и прочих процессах, не должно содержаться в базе налоговых или других компетентных органов. Кроме того, заявка должна быть заполнена очень внимательно. Любая, даже незначительная ошибка, может привести к отказу. Не тот номер ИНН или номер дома в адресе, и почти с вероятностью сто процентов, что в квоте будет отказано.

2. Отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

Суть данного пункта наглядно раскрывается во время обработки Заявки межведомственной комиссией, в это время в компанию с завидной настойчивостью начинают звонить и приходить незанятые граждане России, которых направляют центры занятости населения. Крайне редко, когда указанные граждане действительно подходят под заявленные требования к соискателю, но и такое случается. Чаще эта категория граждан приходит, чтобы получить письменный отказ от организации. Предоставив его в центр занятости, они могут и дальше рассчитывать получать пособие по безработице. Безусловно, не все там любители бесплатных пособий, другой вопрос, что зачастую тех, кто становится на учет в центрах занятости, направляют, что называется не по профилю. Помнится случай, когда в салон тайского массажа, направили пожилую женщину, как кандидата на должность массажистки. Компании долгое время потом пришлось разъяснять, почему массаж по «бабушкиному методу» не соответствует заявленному в прейскуранте салона. И таких примеров масса.

3. Предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Важно отметить, что это не означает только лишь предоставление гарантийных писем, но и непосредственно сами подтверждения того, что оба этих условия выполнены. Подтверждением могут являться договор медицинского страхования и договор аренды на жилое помещение. Зачастую организации на момент рассмотрения заявки таких договоров не имеют, объясняя это тем, что вот дадите нам квоту, наймем к себе иностранных работников, и будет тогда и договор на медицинское обслуживание и жилье. Логика в этом есть. С другой стороны шансы на положительное решение комиссии намного выше, если она (комиссия) увидит, что организация максимально стремиться учесть все требования закона, тем самым показывая, что она заинтересована в положительном решении вопроса.

4. Отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;

Тоже частая причина отказов. А может и самая частая. Особенно сильно на себе это ощущают крупные компании, где множество разных отделов и департаментов не всегда четко взаимодействуют друг с другом. Итогом такой несогласованности может быть отказ в квоте. Например, отдел кадров не обладает информацией по расчетам с бюджетом, за которые отвечает бухгалтерия, а там налоги заплатили с опозданием в один день, потому что кто-то что-то забыл. Результат - пеня от налоговой инспекции, в размере каких-нибудь ста рублей, из-за которой в квоте откажут. И учитывать не будут, что размер пени даже каплей в море в формате юридического лица назвать нельзя. Поэтому постоянная сверка с бюджетом, если и не залог успеха, то во всяком случае уже минус одна причина не получить квоту. В Москве, где потребность в иностранных работниках наибольшая, число отказов значительно выше, чем в других регионах и причина отказа в Москве может быть сугубо местная. Вспомним про «Центр квотирования рабочих мест». Примерно до 2014 года многие о такой структуре и не слышали, пока повально не пошли отказы в квотах из-за того, что организации не состояли на учете в данном центре и не создавали рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Хотя закон города Москвы «О квотировании рабочих мест», который регулирует этот вопрос, датирован еще 22 декабря 2004 года. Тем не менее, для многих в Москве он стал открытием.

Что делать, если в квоте отказали, и какие тут могут быть решения?

Те читатели, кто думает, что через несколько строк узнает об универсальном средстве, с помощью которого можно всегда быть уверенным, что квоту одобрят - к сожалению, придется разочаровать, такого средства нет. Но можно выполнять комплекс действий, которые смогут обеспечить компанию временем, достаточным для того, чтобы попытаться исправить положение, если желаемого результата не удалось получить с первого раза:

  1. Подавайте заявку о потребности в иностранных работниках заранее, то есть на будущий год, а не ближе к окончанию срока действия документов.
  2. Постоянно ведите контроль над тем, чтобы у компании не появлялось нарушений, которые могут повлечь за собой отказ в квоте.
  3. Указывайте численность желаемого количества будущих работников с небольшим запасом. Нередко отказы бывают частичными, и есть шанс, что та часть, которую утвердят и будет критически важной для потребностей компании.
  4. Старайтесь оформлять разрешения и визы таким образом, чтобы они заканчивались не раньше летнего периода, но не позже ноября. Это дает время для участия в корректировки квоты, на случай, если заявка, поданная ранее, была отклонена.
  5. Старайтесь избегать привлечения иностранных работников из миграционно-опасных стран (Китай, Индия, Таиланд и т.д.). Шанс получить отказ, заявляя граждан из стран данной категории, намного выше.

Норму количества иностранцев, привлекаемых к труду на предприятии или в организации, называют квотой на привлечение и использование иностранной рабочей силы, сокращённо – ИРС. У квоты на иностранную рабочую силу есть срок действия, установленный на законодательном уровне – 1 год. В данном случае речь идёт лишь о тех гражданах, которым для въезда в Россию требуется оформление визы и разрешения на работу.

Позаботиться о получении квоты на привлечение иностранной рабочей силы и легализации труда зарубежных специалистов необходимо заранее. Большинство работодателей, кто сталкивался с данной процедурой, советуют обращаться в компетентные органы как минимум за несколько месяцев до конца года, чтобы получить заветное разрешение на следующий год. Конечно, можно попытаться получить квоту и в текущем году во время работы корректировочных межведомственных комиссий, но самостоятельно это сделать очень сложно.

Примерный алгоритм получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы:

Данный порядок действует на территории Москвы и в некоторых субъектах РФ:

  • Работодатель формирует и подаёт заявку на получение квоты в Департамент труда и социальной защиты населения.
  • После получения заявок от работодателей специалисты Департамента направляют в Министерство труда предложение по субъекту РФ.
  • По каждому субъекту Министерство труда формирует отдельный приказ, который направляется в Министерство юстиции на регистрацию.
  • По завершении регистрации приказа в Минюсте текст соответствующего документа публикуется в официальном издании.

И только после прохождения всех этих этапов заинтересованное лицо получит уведомление о получении квоты на иностранную рабочую силу.

Непосредственным распределением квот занимается Межведомственная комиссия, формируемая из представителей нескольких государственных исполнительных органов, в число которых входят ИФНС, ФСБ, Правительство региона, Роспотребнадзор и другие ведомства. Полный состав комиссии формируется на основании решения соответствующего субъекта РФ.

Для объективного принятия решения по выдаче квот Межведомственная комиссия принимает во внимание несколько факторов:

  • Возможность на трудоустройство по заявленным вакансиям российских специалистов, в том числе из ближайших регионов.
  • Правовая благонадёжность работодателя, отсутствие у него нарушений по действующему законодательству.
  • Соответствие заявленного количества мест для иностранцев допустимому законодательством числу зарубежных работников в конкретных сферах (фармацевтическая отрасль, реализация алкоголя и другие).
  • Медицинское страхование работодателем иностранных работников, обеспечение их жилплощадью.

Возможны и иные требования к работодателям, желающим привлечь на вакантные места иностранных работников. Комиссия вправе отказать полностью или частично в выдаче квоты, если вышеперечисленные требования не будут соблюдены.

К сбору необходимых документов и оформлению заявки надо подходить ответственно. Не следует забывать и о возможности проверок во время работы Межведомственной комиссии.

В случаях, когда квота на следующий год выдана, трудоустроить иностранных рабочих нужно до конца приёма заявок на следующий период.

Исключения

Получать разрешение на трудоустройство иностранцев необходимо в любом случае, но есть специальности, для которых не требуется обращаться за квотой, разрешение на работу выдадут без неё. Полный перечень профессий, доступ к которым иностранцам не ограничен, определяется ежегодно Правительством РФ. Как правило, это рабочие места, связанные с творчеством, инженерно-техническими отраслями, а также руководящий состав.