Земельные сервитуты, виды сервитутов
Земельный сервитут – это подтвержденное законом ограниченное право одного лица пользоваться земельным участком другого. Определение земельного сервитута дается в пункте 1 274 статьи Гражданского кодекса РФ. По сути, сервитут и право на ограниченное пользование землей являются синонимами. Сервитут устанавливается по обоюдному согласию сторон или же по судебному решению. Обладателем сервитута считается лицо, которое имеет ограниченное право пользоваться земельным участком другого лица. По закону данное право не может передаваться третьим лицам, только в случае покупки объекта, для которого данный сервитут устанавливался.
Виды земельных сервитутов
Действующее законодательство подразделяет сервитуты на публичные и частные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется установление сервитута), а также на срочные и постоянные. Данная классификация зависит от срока, на который определяется сервитут. Также разделение сервитутов прописано в Водном, Градостроительном, а также Лесном кодексах РФ.
Частный сервитут
Владелец земельного участка может потребовать от владельца соседнего участка (в некоторых случаях, владельца участка, граничащего с соседним) права на ограниченное пользование участком соседа. Данная форма сервитута определена как частный сервитут.
Данный вид сервитута могут установить в целях:
- создания проезда и прохода сквозь соседний участок
- обеспечения водоснабжения и мелиоративных целях
- прокладки и использования ЛЭП, а также трубопроводов и связи
- других потребностей владельца недвижимости, осуществление которых без установления сервитута невозможно
Немаловажным является тот факт, что сервитут устанавливается только в тех случаях, когда его условие обязательно и нужды владельца земли не могут быть удовлетворены без использования сервитута. Наличие данного условия устанавливается судом.
Данный вид земельного сервитута устанавливается согласно договору между лицом, которое требует установления сервитута и лицом, которое владеет соседним участком. Если же такого соглашения достигнуть не удается, то данный спор решается судом.
Лесные сервитуты могут быть установлены на основании соглашения, актов госорганов, местных органов власти, по решению суда.
Водные сервитуты могут быть установлены согласно договору, по решению суда.
Собственник участка, который обременяет сервитут, не лишается прав на данный участок. Он все так же обладает правом владения, распоряжения и пользования. Владелец данного участка вправе потребовать от лица, в чьих интересах устанавливается сервитут соответственной платы за использование его участка. Размер данной платы должен быть соразмерен той прибыли, которую мог получить владелец данного участка, если бы на него не распространялся сервитут. Примером такой выгоды может служить сдача в аренду части земельного участка, обремененной сервитутом. Также он может требовать окончания действия сервитута в связи с прекращением действия оснований, на которых данный сервитут устанавливался.
Публичный сервитут
Публичный сервитут отличается от частного тем, что он устанавливается в интересах государства, региона или местного населения. Данный вид земельного сервитута устанавливается на основании общественных слушаний, но в законодательстве пока нет четкого определения и регламента таких слушаний. По-видимому, под такими слушаниями понимается выяснение мнения общественности, путем обсуждения данного вопроса в СМИ.
Он может быть установлен в следующих целях:
- обеспечение прохода или проезда
- дренажирования земельного участка
- сенокошения
- использования земельного участка для исследовательских работ
- обеспечения доступа к морю
- выгула сельскохозяйственных животных, а также их прогона через земельный участок
Установление публичного сервитута определяется исключительно нормативным правовым актом.
Сервитут данного вида устанавливается без согласования с лицом, владеющим участком, на который распространяется действие сервитута. Данное лицо может обжаловать данное решение в суде и требовать соответственной платы за установление сервитута. Обжаловать же данное решение юридические лица и граждане не вправе. В случае полной невозможности пользоваться участком, после установления на нем публичного сервитута, владелец данного земельного участка может требовать у государства или местных властей его выкупа или предоставления эквивалентного земельного участка.
Срочный и бессрочный земельный сервитут
Земельный участок может обременяться земельным сервитутом на определенный срок или же бессрочно. Второй вариант земельного сервитута действует, пока в нем существует необходимость. Действие сервитута не зависит от того, кто владеет обременяемым земельным участком, поэтому его действие продолжается даже после продажи данного земельного участка другому владельцу. Поэтому при продаже данного земельного участка владелец обязан уведомить покупателя о действии на территории данного участка сервитута. В случае сокрытия данного факта покупатель может расторгнуть договор покупки земельного участка и потребовать у продавца возмещения убытков.

Сервитут в представляет собой ограничение на пользование наделом. В отечественной системе это понятие впервые было введено в п. 4.10 Положений о госпрограмме приватизации № 1535. Рассмотрим далее по земельному законодательству.

Историческая справка

Впервые появились земельные сервитуты в римском праве. Понятие servitus дословно переводится как "рабство вещи". При этом объект служил не только непосредственному собственнику. Он также использовался для извлечения выгоды соседом. В римском праве существовало положение о том, что собственная вещь никому не служит, то есть человек не мог установить сервитут на свой участок, а только на чужой.

Формирование нормативной базы

Как известно, претерпело ряд изменений. Были, в частности, введены новые положения, касающиеся отношений, связанных с собственностью. Сервитуты на земельные участки регламентируется ст. 274-277 ГК. Суть норм состоит в следующем. Владелец недвижимости может потребовать от собственника соседнего надела предоставить ему возможность ограниченно использовать его территорию.

Назначение

Сервитуты на устанавливаются для разных целей. Например, для создания прохода/проезда, прокладки и использования инженерных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, водоснабжения. То есть сервитуты на земельные участки необходимы для удовлетворения таких нужд собственника, которые не могут обеспечиваться иным способом. Они выступают как обременение, не лишающее владельца возможности распоряжаться и пользоваться объектом.

Условия установления

Сервитуты на земельные участки вводятся по соглашению сторон. Данные обременения должны пройти госрегистрацию. Если собственники не достигли взаимовыгодного соглашения, земельный сервитут устанавливается по решению суда. Следует отметить, что заключить соглашение с соседом может не только собственник. Сервитут может устанавливаться по требованию или в интересах субъекта, которому участок предоставлен на правах наследуемого владения либо постоянного пользования. Обременение в виде ограниченной возможности использовать часть надела предполагает взимание платы. Стоимость сервитута на земельный участок устанавливается собственниками (владельцами) самостоятельно.

Специфика заключения сделок

По 613 статье ГК, владелец надела при предоставлении его в аренду должен предупредить, что на него установлен земельный сервитут. В случае невыполнения этого условия пользователь может требовать уменьшения суммы оплаты или расторгнуть соглашение, предъявив иск о взыскании убытков. При заключении ссудного договора субъект, который передает объект в безвозмездную эксплуатацию, также должен поставить другого участника сделки в известность о существующих обременениях. При неисполнении этого условия ссудополучатель может расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и требовать компенсации ущерба.

Классификация

Нормами предусмотрено два вида обременения. Публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться по решению территориальной власти на основании градостроительных документов и в соответствии с правилами застройки. Такое обременение обычно вызвано необходимостью удовлетворить общественные либо государственные интересы. Частный сервитут на земельный участок может устанавливаться для ограничения эксплуатации наделом и прочей недвижимостью для обеспечения:

  1. Реконструкции, строительства, использования и ремонта сооружений, зданий, а также объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
  2. Проезда/прохода через территорию, принадлежащую другому лицу, если иным способом попасть на собственный участок нельзя.
  3. Выполнения работ по инженерной подготовке, защите местности от подтопления и затопления, сооружению подпорных стен.
  4. Применения устройств, проникающих на чужую территорию на определенной высоте, при возведении зданий.
  5. Ремонта и эксплуатации общих стен в сооружениях блокированной застройки.
  6. Прочих нужд владельцев недвижимости, обеспечение которых не может осуществляться без установления обременения.

Сервитут не может выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога, а также передаваться любым способом лицам, которые не являются собственниками объектов, для пользования которыми он предусматривается.

Прекращение обременения

Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.

Дополнительные нормы

Сервитут предусматривается не только в ГК. Обременение, например, регламентируется ФЗ № 113 "О гидрометеорологической службе". Сервитут устанавливается на наделы, по которым осуществляется проезд/проход к стационарным наблюдательным пунктам, включенным в государственную сеть. Порядок, в соответствии с которым вводится обременение в этом случае, определен правительством в Постановлении № 972. В ФЗ № 72, регламентирующем функционирование товариществ собственников жилья, предусматрено, что в отношении земельного участка, а также другого общего имущества может устанавливаться ограниченное право использования их сторонними лицами. Вместе с этим не допускается запрет на введение обременения в случае наличия необходимости обеспечить доступ иных субъектов к объектам, которые существовали до принятия ФЗ № 72. Если встал вопрос об установлении нового сервитута, то он решается по соглашению между заинтересованным лицом и собственниками квартир. При недостижении консенсуса спор может разрешаться в судебном порядке. Для уточнения положений, связанных с введением обременения, предусмотренного ФЗ № 72, правительством было принято Постановление № 1223. Им утверждались правила определения размеров и установления границ наделов в кондоминиумах. В соответствии с ними, территория общего использования в пределах микрорайона, квартала подлежит предоставлению в аренду или собственность товариществу собственников или домовладельцам только при условии введения необходимых сервитутов и ограничений.

Другие случаи

В ФЗ №123 определена возможность вводить обременение на участки для удовлетворения нужд племенного животноводства. Необходимость установить сервитут может возникнуть и при мелиорации участка, к примеру, при его осушении для отвода воды. Соответствующее положение предусматривается пунктом 3 статьи 26 ФЗ № 4. Наделы, которые находятся на границе с территориями мелиорируемых земель, допускается использовать с ограничениями, определенными ЗК и ГК.

Дополнительные типы обременения

В лесном и водном законодательстве также предусматривается возможность установления сервитутов. По своему содержанию они приближены к рассмотренным выше обременениям. Водный сервитут закрепляется в 43 статье ВК. По условиям договора, возможности субъектов, которым предоставляются в долго- или краткосрочное пользование соответствующие объекты, могут ограничиваться в пользу иных лиц. Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда. Следует отметить важный момент. Правила о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным объектам в части, не противоречащей ВК.

Цели обременений

Водный сервитут, по 44 статье ВК, может устанавливаться для:

  1. Забора воды без использования сооружений, технических устройств и средств.
  2. Прогона и водопоя скота.
  3. Эксплуатации объектов в качестве путей сообщения для лодок, паромов, маломерных судов.

В законе могут предусматриваться и иные цели. Для реализации ограниченного права на водный объект нет необходимости получать разрешение на пользование.

Специфика

Особенность публичного сервитута на водный объект состоит в том, что одной стороной выступает собственник, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. Частный сервитут на водный объект устанавливается между пользователями-несобственниками.

Лесной фонд

Правила пользования его территориями закрепляется в ЛК. В соответствии с 21 статьей этого кодекса, граждане могут свободно находиться на землях, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. При этом возможность пользоваться территориями последней категории может ограничиваться в пользу иных заинтересованных субъектов. Основанием для установления лесного сервитута выступает договор, решение госоргана или территориальной структуры власти, а также судебной инстанции. Установленное обременение должно пройти процедуру регистрации. При недостижении соглашения между заинтересованным субъектом и собственником территории спор рассматривается судом по иску первого. Публичный сервитут, в соответствии с ЛК, предполагает, что одной стороной выступает собственник территории - РФ, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. При установлении частного сервитута участниками сделки являются исключительно несобственники. Решения институтов власти (государственной или местной), предусматривающие введение обременения на территории, могут быть оспорены в суде в установленном порядке.

Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом. В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком. Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

Сервитут на земельный участок: что это такое?

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

Одним из нюансов обременения является то, что землевладелец использует свой участок с некоторым «ущемлением» его прав. И по причине этих «неудобств» землевладелец вправе требовать компенсации.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

Виды обременений

По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.

  1. Частный. В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
  2. Публичный. В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. Установление обременения происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.

Срок установления

Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:

  • Срочный – с установлением конкретного периода действия.
  • Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.

Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:

  • когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
  • когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
  • когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.

Стоимость права

Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка. При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за арендуемый земельный участок при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута. Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

В оплату за пользование также могут быть включены и иные расходы землевладельца, связанные с созданием условий для осуществления обременения (расходы, связанные с обеспечением охраны и попуска, поддержанием технического состояния дорожного покрытия и т.д.)

Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

  • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
  • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

Оценка сервитута

Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

  • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
  • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

  1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
  2. Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
  3. Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.

Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.

О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута - специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе - право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй - человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут - необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Перераспределение участка к основному при наличии охранной зоны

С обоих сторон основного участка спереди и сзади расположен многоконтурный участок муниципалитета. Основной участок в собственности. Забор стоит по контуру многоконтурного участка. Спереди этого участка проходит охранная зона ЛЭП где расстояние в 1М заходит в глубь этого участка. Статус участка ж1. Общая площадь 3.5сотки. есть желание перераспределить к основному но мне отказывают по причине наличие охранной зоны с предложением взять в аренду по огородничеству так как по Садоводнечеству меньше 4 соток в аренду взять нельзя. У меня вопрос почему нельзя перераспределить данный многоконтурный участок с наложением сервитута?

Игорь 27.11.2018 20:23

Дубровина Светлана Борисовна 28.11.2018 09:43

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 29.11.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Заключение соглашения о сервитуте

Кто будет выступать стороной Соглашения о сервитуте земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ, и переданного в постоянное (бессрочное) пользование государственному бюджетному учреждению?

1. Введение……………………………………………………………….1-2

2. Понятие земельного сервитута……………………………………....3-4

3. Виды земельных сервитутов…………………………………………5-6

4.Основания установления и прекращения сервитута………………..7-10

5. Заключение……………………………………………………………..11

6. Задание………………………………………………………………….12-14

7. Задача……………………………………………………………………15-18

Список литературы……………………………………………………......19

Введение

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, - праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности. Имея в собственности какую-либо вещь, лицо по отношению к ней наделено следующими правами - владеть, пользоваться и распоряжаться. Этой трилогией и раскрывается содержание права собственности. Если говорить кратко обо всех вышеперечисленных полномочиях собственника, то владение можно определить как фактическое обладание вещью, пользование - дает право извлекать от вещи ее полезные свойства, а распоряжением собственнику дозволено определять дальнейшую судьбу вещи, причем он может это делать по своему усмотрению, любым путем (уничтожение, дарение, мена, продажа и т. д.). Несмотря на, казалось бы, абсолютный характер прав собственника по отношении к вещи, Гражданским кодексом установлены и ограничения - осуществляя свои права, собственник не должен наносить ущерба окружающей среде и не должен нарушать права и законные интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Но это общие ограничения, относящиеся к любому собственнику и к любому предмету, находящемуся в собственности. В свою очередь Земельным и Гражданским кодексами также установлены ограничения конкретного характера, как для самого собственника, так и для третьих лиц. В частности, одним из ограничений права собственности на земельный участок является сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. Причем согласно статье 2 Земельного кодекса нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу. В связи с активным развитием земельных правоотношений вопрос о правовом регулировании сервитутов является достаточно актуальным. Порядку установления сервитутов в Российской Федерации посвящены статьи 274-277 Гражданского Кодекса РФ и статья 23 Земельного Кодекса РФ. Данные статьи содержат определение сервитута, его виды, порядок установления и прекращения. В целом необходимо отметить, что законодательство о сервитутах в России находится только в стадии становления и на практике реализуется достаточно редко.

1. Понятие земельного сервитута

Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий.

В своей работе "Вещные права на землю" Копылов А.В. выделяет следующие виды сервитутов того времени. В зависимости от характера использования господствующего участка сервитуарием - сельские и городские; по содержанию - положительные, дающие право оказывать фактическое воздействие на чужой земельный участок и отрицательные, которые лишали собственника сервитута возможности совершать определенные действия в отношении своего имущества. По способу осуществления сервитута - постоянные и непостоянные.

Таким образом, сервитут означал право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута. Позднее в период начала империи сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования чужим земельным участком.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком имело место и в законодательстве дореволюционной России и устанавливалось сначала в виде "права угодий". Само слово "сервитут" было введено в общерусское законодательство только в ХVIII веке Положением о нотариальной части и определялось как "вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям".

Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу, как конкретной личности, и предиальные, принадлежащие субъекту, как собственнику определенной недвижимости. При этом предиальный сервитут означал вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой (служебной) недвижимостью, кто бы ни был ее собственником. Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских предиальных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи.

В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994 г. В "Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:

1) безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

2) размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

3) доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.

Впоследствии сервитут был закреплен в ст. 216, ст. 274 - 277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ. Помимо ГК РФ и ЗК РФ нормы о сервитутах содержатся в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ.

В большинстве из указанных актов сервитут определяется, как право ограниченного пользования чужой недвижимостью.

2. Виды земельных сервитутов

Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено так же в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ.

Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п.1 ст.275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п.2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г. " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в Едином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодекса предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитут определяется, как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей).

Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ "О товариществах собственников жилья" и др.).

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности - собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже, он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка, и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.