Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке , установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности представляет собой согласно статье 15 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон) проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

О том, что такое квалификационный аттестат аудитора и какие требования предъявляются к претендентам на его получения, рассмотрено в настоящей статье.

Квалификационный аттестат аудитора


Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 16 Закона в случае, если аудитор нарушает установленное комментируемой статьей требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, квалификационный аттестат аудитора.

Форма бланка квалификационного аттестата аудитора утверждена Приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. №34н:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Закона, на аттестаты, предусмотренные Законом.

Согласно п. 2 Правил обмен квалификационных аттестатов аудитора производится Минфином по заявлению аудитора (с приложением квалификационного аттестата аудитора) по истечении срока действия обмениваемого аттестата без проведения повторной аттестации.

На бланке квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого в порядке обмена, указываются наименование центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии, на основании решения которой был выдан обмениваемый аттестат, номер и дата протокола заседания указанной комиссии, а также производится запись "аттестат выдан в порядке обмена".

Обмен аттестата производится в срок не более 30 дней с момента регистрации в Минфине заявления аудитора об обмене аттестата. Плата за обмен не взимается.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора


Согласно п. 2 статьи 15 Закона таким требованиями являются: Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Согласно п. 2 статьи 18 Закона одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

На основании этого Приказом Минфина от 12 сентября 2002 г. №93н утверждено Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, согласно п. 2 которого аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах (УМЦ), включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Временное положение определяет:

  • порядок включения, отказа на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров и исключения учебно-методических центров из государственного реестра;
  • порядок проведения аттестации;
  • порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности;
  • порядок обучения и повышения квалификации аудиторов.

      © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.
Двойная запись №12, 2003

Елена Соколова, эксперт журнала

Выбирай...

Работать аудитором в ближайшем будущем я не собиралась, но вот получить аттестат все же надумала. Во всяком случае лишним он никогда не будет, решила я. Благо высшее экономическое образование имеется, да и стаж подходит. Первой трудностью, с которой мне пришлось столкнуться, был выбор учебно-методического центра (УМЦ), занимающегося подготовкой специалистов к тестированию и экзамену. Как среди обилия подобных заведений выбрать достойный: чтобы и цена была приемлемой, и качество курсов не оставляло желать лучшего? Узнать стоимость обучения труда не составило. Для этого достаточно было просмотреть ряд бухгалтерских журналов, поискать в них объявления, которые дают УМЦ, и позвонить по указанным телефонам. Как выяснилось, стоимость курсов в Москве колеблется в среднем от 11 тысяч до 15 тысяч рублей плюс 2 тысячи за допуск к тестированию и экзаменам. Само обучение длится около двух месяцев.

А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.

После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.

Первый раз в первый класс

Лекции начинались в пять вечера, поэтому с работы приходилось отпрашиваться. Правда, занимались мы не целую неделю, а с понедельника по четверг. Обучение было построено весьма удачно, с разбивкой по дисциплинам. То есть сначала читали один предмет, потом второй и т. д., причем начали с самой трудной дисциплины – «Финансы», что, на мой взгляд, очень правильно. Ведь как обычно бывает? Сперва посещаемость стопроцентная, а в последние дни аудитории заполнены в лучшем случае наполовину...

Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.

Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.

Проверка на прочность

Самое ценное, что мы получили от обучения, это не знания, а тесты, которые нам раздали еще перед самым началом занятий. Между прочим, не всякий учебный центр может обеспечить ими своих клиентов. Поэтому мой вам совет: при выборе УМЦ обязательно поинтересуйтесь, предоставляют ли они такие тесты. На последнем занятии (по каждому предмету) преподаватель диктовал нам правильные ответы на предлагаемые Минфином вопросы.

Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.

Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.

Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?

Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.

Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.

В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.

Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.

Сдам в аренду... аттестат

Все позади. Вроде бы можно и вздохнуть спокойно. Правда, ожидание заветной бумажки растянулось на два с лишним месяца, но это уже детали. Зато получение аттестата принесло мне не только положительные эмоции, но и дополнительную проблему. Дело в том, что каждые два года «лицензированный» аудитор должен участвовать в проверках, иначе аттестат аннулируют. А как это сделать, если основная моя работа не связана напрямую с аудитом? Конечно, за два года многое может произойти, но лучше позаботиться обо всем заранее. Поэтому я опять взялась за интернет. В свое время на соответствующих форумах попадались сообщения с предложениями подзаработать, сдав в аренду аттестат. Суть приработка такова: аудитор передает копию своего аттестата фирме, а та в свою очередь формально зачисляет того в штат. И фирме хорошо – чем больше аттестованных сотрудников (пусть и фактически не работающих там), тем солиднее компания, и аудитору, который сразу убивает двух зайцев: и действие аттестата продлевает, и свои расходы на учебу окупает (хотя бы частично). Жаль, что спрос на фиктивных сотрудников несколько спал. Ажиотаж наблюдался в августе-сентябре, когда аудиторские фирмы до 9 сентября должны были заполучить в штат не менее пяти таких специалистов. Тем не менее интересующие меня предложения хоть и редко, но попадались. Разослав пять-шесть сообщений со своими координатами, я принялась ждать.

Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.

Виноват ли учебный центр?

Инга Трубцова, корреспондент журнала

Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?

Сергей Семешкин, генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»:
Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям, в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.

Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.

I. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "ПРАВО"
Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Право собственности и иные вещные права
Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
Тема 9. Гражданско-правовой договор
Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

II. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ"
Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
Тема 4. Учет основных средств
Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
Тема 6. Учет нематериальных активов
Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Тема 8. Учет финансовых вложений
Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
Тема 11. Учет расчетов и обязательств
Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
Тема 13. Учет финансовых результатов
Тема 14. Учет налога на прибыль
Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
Тема 17. Учет совместной деятельности
Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

III. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 4. Налог на прибыль организаций
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
Тема 6. Акцизы
Тема 7. Налог на доходы физических лиц
Тема 8. Имущественные налоги
Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
Тема 10. Страховые взносы

IV. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ"
Тема 1. Финансы организации
Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
Тема 3. Финансовый анализ и его методы
Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Тема 12. Основы финансового менеджмента
Тема 13. Управление рисками
Тема 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

V. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
Тема 8. Аудиторские доказательства
Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
Тема 11. Специальные области аудита
Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги