РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной

договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное

разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих

клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов,

закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо

оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий

Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или

ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности

фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений,

составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их

письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с

момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно

уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве

находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право

содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального

частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного

предприятия либо охранно - сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в

настоящей статье.

Раздел II. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом

порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй

статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с

государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не

разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их

согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев),

внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой

информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и

фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей

среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и

здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета,

хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации

производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично

предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение

специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или

следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и

намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных

документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с

гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания,

алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их

виновности в установленном законом порядке);

Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом,

выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций

Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных

правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и

охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом

гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока

рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом

внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных

преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями

отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без

письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего

клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных

сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за

собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц.

Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и

лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов

письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся

сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения,

ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата

заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение

по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить

клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные

вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия

(объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным

предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном

Статья 10. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Раздел III. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только

предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь

на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране,

перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям

разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать

технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде,

средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную

деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных

объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая - седьмая исключены. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия

регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей,

представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных

услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой

численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства,

оружие и потребности в них.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в

представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную

деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в

соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона.

Охранникам запрещается использовать методы сыска.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст первоначальной редакции части шестой приведен в соответствие с публикацией в "Российской газете",

N 100, 30.04.1992. В "Ведомостях СНД РФ и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 888 текст части шестой

"Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано

охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел

(милицию)."

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или

собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно

передано в орган внутренних дел (милицию).

Раздел IV. СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ ДЕТЕКТИВНОЙ

И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Смешанная охранно - сыскная деятельность

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления

охранно - сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением

своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Статья 14. Охранно - сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно - правовых форм, расположенные на территории Российской

Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно - сыскной

деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных

Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и

действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего

учреждения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего

предприятия.

Статья 15. Подготовка детективов и охранников

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и

охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие право

юридического лица.

Разработка программ обучения, лицензирование указанных в части первой настоящей статьи учреждений и

контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами

Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел

Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов

Российской Федерации.

Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧАСТНОЙ

ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а

при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в

случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при

применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения

своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или

огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за

собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а

также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении

опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в

возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на

пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного

оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской

Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с

превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой

ответственность, установленную законом.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Статья 17. Применение специальных средств

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных

средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской

Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

КонсультантПлюс: примечание.

Текст первоначальной редакции пункта 1 части второй приведен в соответствие с публикацией в "Российской

газете", N 100, 30.04.1992. В "Ведомостях СНД РФ и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 888 текст пункта 1 части

"1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;".

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает

физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности,

лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен

частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения

группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или

охраняемой собственности.

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала

тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками

инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев

оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения,

угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей,

когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать

орган внутренних дел по месту применения оружия.

Раздел VI. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧАСТНОЙ

Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения

пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд

Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат

обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели,

получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных

действий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в

связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Раздел VII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЧАСТНОЙ

ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации

осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства

Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим

Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и

охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности,

вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать

письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и

подчиненные ему прокуроры.

Раздел VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАКОННЫХ

ДЕТЕКТИВНЫХ И ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 21. Ответственность за создание незаконных детективных и охранных предприятий

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций),

образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, влекут за

собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты

    частной охранной деятельности.

    Конституция РФ, Закон РФ « О частной детективной деятельности и охранной деятельности в РФ.

    Частная охранная деятельность - это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение(лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

    Законом о частной детективной деятельности предусмотрено два вида:частная сыскная деятельность и частная охранная деятельность.

    Частная охрана деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав.

    В целях охраны предусмотрены такие виды услуг:

    1) защита жизни и здоровья граждан;

    2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

    3) охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектирование, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охраны и с реагирование на их сигнальную информацию

    4) обеспечение пропускного режима на объектах, которые имеют особо важное значение

    6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    Субъекты частной охранной деятельности

    конституция РФ Закон РФ «О частной детективной и охраной

    деятельности в РФ»

    Оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел - частным охранным организациям

    Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует на всей территории РФ. В лицензии указываются виды охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

    Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее 100 тысяч рублей.

    Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организации удостоверения частного охранника.

    Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности РФ, должности государственной службы выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях а также вступать в трудовые отношения в качестве работника за исключением осуществления им научной преподавательской и иной творческой деятельности.

    Право приобретения правового статуса частного охранника предоставляется гражданам рф достигшим 18 лет, прошедшим профессиональную подготовку сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

    Частный охранник работает по трудовому договорю с частной охранной организацией.

    Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

    1 признанные ранее суда недееспособными или ограничено дееспособными

    2 имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника

    3 имеющих судимость за совершение умышленного преступления.

    4 которым предъявлено требование обвинение в совершение преступления(до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке.

    5 досрочно прекратившие полномочия по государственной должности, в связи с совершением дисциплинарного проступка

    6 у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям. Предусмотренным законом о частной детективной и охранной деятельности, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года.

    7 не прошедшие обязательную государственную дактиколоскопической регистрации.

    Удостоверение частного охранника выдаётся на 5 лет. Продление срока действий удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях. Указанных в законе о частной детективной и охранной деятельности.

    Работникам охраной частной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

    На охранную деятельность распространяются запреты. Установленные для частных детективов.

    Охранникам запрещается использовать методы сыска

    В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотреных Законами о частной детективной и охранной деятельности.

    Частные охранники обязаны проходить периодически проверки на пригодность к действиями в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия или специальных средств.

    Граждане занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

    Частная охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стажи стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный Фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования РФ

    На граждан осуществляющих частную охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников государственных правоохранительных органов, не распространяется.

    1. Частная детективная и охранная деятельность в России.

    К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

    На данный момент правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон
    Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г,
    Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2001 г. Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего действия задевающих частную охранную и детективную деятельность. В соответствии выше указанными источниками частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

    Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

    3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

    4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

    5) поиск без вести пропавших граждан;

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

    В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

    1) защита жизни и здоровья граждан;

    2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

    3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.
    Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги, причем частный охранник может оказывать услуги по охране только в составе предприятия, имеющего лицензию на оказание охранных услуг. «Физическим лицам лицензия на частную охранную деятельность не выдается, они получают только документ (удостоверение частного охранника), подтверждающий их статус частного охранника».
    Регламентируется вопрос о праве предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Далее
    Закон разделяет понятия частной детективной и охранной деятельности, и дает подробное описание обоим видам, что попытаемся сделать и мы.

    2. Частная детективная (сыскная) деятельность.

    Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива.
    Согласно этой статье частный детектив имеет право на устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, и других объектов, наблюдение. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан окружающей среде. Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…».

    В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы имеют право использовать специальные средства только в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются
    Правительством Российской Федерации. На данный момент действует
    Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Приложение №2 к этому Постановлению приводит перечень специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности: жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем защитный 1-3 класса защиты, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палка резиновая (пластиковая). Постановление также заявляет о том, что применение спец. средств – прерогатива лиц, прошедших специальную подготовку, и выдержавших ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность. Любому использованию этих средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения, в случае, если спец средства были все же применены частный детектив обязан оказать доврачебную помощь, уведомить о произошедшем органы здравоохранения и внутренних дел. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

    В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности.
    Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. «Таким образом, в основе лицензирования сыскной деятельности положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона
    (субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на территории конкретного региона (субъекта РФ)». Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в документах. Но только в течение 60 дневного срока, после чего обязательно принятие решения. В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
    Гражданину, получившего лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ, установленного образца, удостоверяющий его личность. Лицензия выдается на срок 5 лет, и может быть продлена еще на 5 лет в случае представления в лицензирующий орган соответствующего заявления лицензиата, не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

    Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость содействия между правоохранительными органами и частными детективами.
    Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет установленную законом ответственность.

    Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке.

    3. Частная охранная деятельность.

    Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и
    Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.

    Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел записку, в которой «перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них». Обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.
    ОВД при необходимости вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на охранную деятельность. На рассмотрение представленных документов органам внутренних дел отводится до 60 суток, после чего выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на охранную деятельность. При отказе в выдаче лицензии, ответ дается в письменном виде с объяснением причин отказа. Претендент вправе обжаловать данное решение в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

    Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннулированию в случаях нарушения закона и только по решению суда.

    Охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством
    Российской Федерации.

    Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

    Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно- розыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе безопасности запрещается оказывать какие- либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

    В процессе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять как специальные средства так и огнестрельное оружие. Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в ст.ст. 16, 17, 18 Закона. Охранник либо частный детектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

    Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

    Частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения
    (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а так же для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

    4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.

    Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности определяют порядок контроля и надзора за данными видами деятельности. В соответствии с этими документами контроль возложен на
    Министерство внутренних дел РФ и иные министерства и ведомства РФ. В целях контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, лицензирующий орган имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года, продолжительность таких проверок не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки лицензиат извещается не менее чем за 3 дня.

    Проверка наличия, организации хранения оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с Приказом МВД РФ _____, регламентирующим порядок __________.

    В случае выявления нарушений в ходе плановой проверки или поступления в лицензирующий орган информации о нарушениях от органов государственной власти, граждан, юридических лиц проводится внеплановая проверка.

    По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых вручается проверяемому. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливаются сроки их устранения. В зависимости от характера нарушения ОВД вправе вынести предупреждение либо (если ранее выносились предупреждения) приостановить действие лицензии, до устранения нарушений. В случае неоднократных нарушений лицензионных требований, орган внутренних дел вправе ходатайствовать перед судом о лишении предприятия лицензии.
    Лицензиат в течение указанного в акте срока обязан устранить выявленные недостатки и известить об этом в письменной форме орган, проводивший проверку. В случае изменения места нахождения, либо замены руководителя охранного предприятия необходимо в 5-дневный срок письменной уведомить об этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.

    «Надзор за исполнением законодательства осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры».

    Создание или деятельность незаконных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.