Здравствуйте. Да, можете обратиться с ходатайством. ГУФСИН по (наименование округа,адрес)

Начальнику УФСИН

(наименование,адрес,Ф.И.О.)

от Ивановой Ирины Ивановны,

проживающей по адресу:

З А Я В Л Е Н И Е

Мой сын, Иванов Иван Иванович, г.р., ранее проживавший по адресу: (указать), был осужден (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима. Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.

В настоящее время Иванов И.И. находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: (указываете адрес)

Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего сына в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы от (указываете область).

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, а также согласно Приказа Министерства Юстиции РФ N 235 от 1 декабря 2005 г. «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и

обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении Иванова И.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области,городп) в любое учреждение, не удаленное от (место проживания просительницы) далее чем на

300-400 км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У Иванова И.И. из близких родственников имеется только мать, я – Иванова……, г.р.

(прилагаю справку о составе семьи). Я являюсь инвалидом …. группы (либо страдаю такими-то

заболеваниями), о чем прилагаю медицинскую справку. Я работаю (наименование учреждения и должности). Моя

заработная плата составляет 5000 рублей в месяц. На эти деньги я не смогу каким-либо образом поддерживать сына, если он будет находиться на значительном от меня расстоянии. Не смогу приезжать к нему на положенные свидания, передавать положенные передачи.

Кроме этого, я занята по работе … дней в неделю. От моей занятости напрямую зависит и моя зарплата, которая и так очень мала. Чтобы съездить к сыну в удаленный регион, мне придется отпрашиваться с работы на

несколько дней, что приведет к тому, что мне месяц придется жить на хлебе и воде.

2. Мой сын, Иванов И.И. страдает тяжелым хроническим заболевание печени (гепатит С), при котором он ежегодно должен проходить курс лечения.

Кроме этого, у сына имеется заболевание (указывается психическое заболевание), в связи с чем он состоит на учете с психо- неврологическом диспансере г…... Полагаю, что Вы понимаете, что я, являясь матерью, буду тяжело переживать за его здоровье, не имея возможности чем-то помочь ему в силу отсутствия

материальных средств и невозможности навестить его, если он будет находиться далеко от меня.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного Иванова А.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на 300-400 км для дальнейшего отбывания наказания в

Приложение:

1. Справка о составе семьи Иванова И.И.

2. Справка о состоянии здоровья матери Иванова И.И. – ФИО.

3. Справка о заработной плате матери Иванова И.И. – ФИО.

4. Справка о состоянии здоровья Иванова И.И.)…

5. Если есть иные документы, необходимо подробно расписать их.

Регистрация осужденного по новому месту жительства осуществляется после его освобождения, перевод для отбывания наказания производится по заявлению, проверка условно-осужденных проводится в целях исправления лица и предотвращения рецидива.

Местом жительства осужденного является последнее место его регистрации на момент вынесения приговора, перевод осужденного осуществляется по заявлению, проверка осужденного по месту проживания проводится уголовно-исполнительной инспекцией.

Согласно законодательству, местом жительства лица является жилое помещение, по адресу которого гражданин проводит большую часть времени. Поскольку осужденный находится в исправительном учреждении временно, то оно считается местом пребывания. Законодательство в части уголовно-исполнительного производства признает исправительное учреждение местом, где заключенный отбывает наказание по судебному решению. Следовательно, адрес колонии или администрации учреждения не может быть признан постоянным местом проживания лица.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Вы можете также получить .

Таким образом, местом жительства осужденного принято считать жилое помещение, по адресу которого лицо проживало на момент вынесения судебного решения о его осуждении. При возникновении претензий к лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, исковое требование следует предъявлять по адресу прописки на момент вынесения приговора.

Регистрация осужденного по месту жительства

Процедура оформления временной или постоянной прописки требует личного присутствия лица, постановка на регистрационный учет которого предполагается, и составления им заявления. В связи с этим оформить любой из видов регистрации заключенному на протяжении срока отбывания наказания невозможно. Перепрописать гражданина по новому месту жительства можно будет лишь после его освобождения.

Выписать гражданина, который отбывает наказание, можно на основании решения суда, вступившего в законную силу и согласия прописанного лица. Эта процедура проводится регистрирующим органом. Без согласия заключенного можно выписать только из помещения, принадлежащего муниципальному органу. Такая процедура проводится лишь на срок отбывания наказания, и регистрация подлежит восстановлению по заявлению освободившегося гражданина.

По согласию гражданина, отбывающего наказание, можно выписать без его личного присутствия. Для этого понадобится:

  • Заявление по форме №6, заполненное заключенным и заверенное администрацией исправительного учреждения.
  • Копия внутреннего паспорта гражданина. Так же подлежит заверению в администрации.
  • Вступившее в силу судебное решение.

Копию судебного решения можно получить в канцелярии суда, вынесшего приговор. Также с подобным вопросом можно обратиться к судье или секретарю судебного заседания. Как правило, копия решения суда не выдается лицам, не участвовавшим в процессе, но сам осужденный вправе запросить этот документ в письменном порядке и передать лицу, которое будет заниматься аннуляцией регистрации.

Все собранные документы передаются в регистрирующий орган ГУВМ МВД или в МФЦ, а также подать заявку на сайте госуслуг. Процедура снятия с регистрационного учета будет проведена в течение трех дней, по окончании отметка об аннуляции прописки ставится на листе убытия. В паспорте штамп не ставится, поскольку этот документ находится у администрации исправительного учреждения.

Перевод осужденного для отбывания наказания по месту жительства

Согласно законодательству РФ осужденные отправляются для отбывания наказания в исправительные учреждения по месту жительства за исключением некоторых случаев, в число которых входят приговоры по перечню статей УК РФ и отсутствие мест в ближайших колониях. Решение о месте отбывания наказания лицом, в отношении которого вынесен приговор, принимается ФСИН, судом определяется лишь вид наказания и вид исправительного учреждения. Достаточно распространены случаи, когда местом отбывания наказания избираются колонии в других субъектах и районах России, а не учреждения по месту жительства гражданина. Мотивируются такие решения, как правило, именно отсутствием мест в колониях по месту постоянного проживания.

УИК РФ дает исчерпывающий перечень оснований для перевода осужденного в другое исправительное учреждение, в том числе и по месту жительства. В их число входит:

  • Болезнь лица, отбывающего наказание. В таких случаях учитываются медицинские противопоказания для дальнейшего нахождения осужденного в данной колонии. Для перевода требуется согласие гражданина, отбывающего наказание.
  • Угроза жизни заключенного. Решение о переводе будет принимать администрация колонии по заявлению лица, подвергающегося опасности, или по собственной инициативе.
  • Реорганизация, ликвидация колонии, в которой пребывает осужденный.
  • Другие исключительные случаи, в том числе стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации.

Как правило, ФСИН не считает исключительными обстоятельствами тяжелое материальное положение, заболевания близких родственников лица, а также другие социальные и бытовые проблемы. Законодательно установлено, что осужденные, по возможности, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении, для обеспечения максимальной эффективности примененной санкции. Однако, ФСИН в некоторых случаях идет навстречу родственникам осужденных, подавшим заявление о переводе гражданина в исправительное учреждение по месту жительства ввиду материальных затруднений или инвалидности заявителя.

Для перевода заключенного в колонию по месту жительства необходимо составить заявление, в нем следует максимально подробно указать все обстоятельства, ввиду которых невозможно осуществлять право на общение осужденного с семьей. К заявлению необходимо приложить копии всех имеющихся документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Заявление следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Государственный орган рассмотрит ходатайство и примет решение. Отрицательный ответ ФСИН можно обжаловать в суде по гражданским делам, если он существенно нарушает права осужденного и его семьи. В случае положительного решения расходы по переводу, в том числе, проезд лица оплачивает государство.


Кликните на изображение для просмотра видео: «Регистрация: новые правила»

Проверка осужденного по месту жительства

После вступления в силу приговора суда, на условно-осужденных заводится личное дело, и заполняются необходимые документы. Контроль за гражданами, к которым применена санкция в виде условного наказания, осуществляется в целях их исправления и предотвращения совершения ими преступлений. В орган осуществляющий снятие и постановку на регистрационный учет направляется карточка условно-осужденного. Такое мероприятие проводится в целях надзора за изменением места жительства осужденного.


Кликните по изображению для просмотра видео: «Регистрация по месту жительства и пребывания»

Проверка по месту жительства осужденных лиц проводится уголовно-исполнительной инспекцией совместно с работниками органов внутренних дел, а также представителями администрации или работодателя лица. Такая проверка должна проводиться только в отношении граждан, которым назначено наказание в виде исправительных работ, условного осуждения, лицам с отсрочкой наказания. Проверка не должна проводится реже чем 1 раз в три месяца, а в отношении граждан с отсрочкой исполнения наказания реже чем 1 раз в 30 дней.

Бесплатная консультация юриста

Внимание! В связи с непрерывными изменениями в законодательстве, юридическая информация в этой статье или материале могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите Ваш вопрос в форме ниже.

ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА.

Приказ Минюста России от 01.12.2005 N 235 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7249)

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) «перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

Такой перевод допускается:

  1. в случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне);
  2. для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных);
  3. при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный;
  4. при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии).

Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжелое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не рассматриваются как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»). Инициатива перевода может исходить согласно пункту 11 вышеназванного приказа от осужденного и (или) его родственника либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, по рапорту начальника исправительного учреждения.

При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации осуществляется по указанию руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ, г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и несогласии с ним, такие ответы могут быть обжалованы в органах прокуратуры, в вышестоящее инстанции (например, если решение было принято региональным органом федеральной службы исполнения наказаний, то оно может быть обжаловано непосредственно во ФСИН РФ).

Или оспорить в суде, это более эффективный инструмент.

Одной из проблем отбывания наказания, связанного с лишением свободы в наше время, является соблюдение администрацией СИЗО и ГУИН прав и интересов осужденного и его семьи, установленных законом . Согласно ст. 73 Уголовно – исполнительного Кодекса РФ, а также в соответствии с Приказом Министерства юстиции N 235 от 1 декабря 2005 г. «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу.
Однако, для соблюдения и претворения этих законных прав в жизнь, нужно приложить значительные усилия, чтобы «осужденного не уехали эдак километров за тысячу» от родных мест. Для этого необходимо предпринять серьезные меры, которые могли бы принести хотя бы минимальные, но реальные результаты. Прежде всего, нужно собрать максимум различных справок и документов, которые могут послужить в дальнейшем, убедительным основанием для удовлетворения Вашего ходатайства о направлении осужденного для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории где он постоянно проживает.
Это могут быть справки, о:
- болезни или инвалидности одного из родственников и т. п;
- необходимости постоянной заботы и внимания за престарелыми родителями или близкими родственниками, или в связи с их несовершеннолетием;
- трудном материальном положение родителей или близких родственников, что выражается в отсутствие средств для оплаты дороги, проживания в гостинице и других затрат, связанных с посещением его в отдаленном регионе;
- производственной особенности и характере работы родственников и их занятости, что не позволяют на относительно длительное время отлучаться с работы для свиданий с осужденным;
- ходатайства с бывшего места работы осужденного;
- ходатайства общественных организаций и т.п.
Чем более убедительными и обоснованными будут приведенные Вами причины, тем больше вероятности добиться результата.

Мотивированное ходатайство, в котором указаны причины, влияющие на выбор места отбывания наказания, нужно подавать в приемную соответствующего Управления ФСИН по территориальному принципу. Ходатайство пишется в форме заявления и его следует подавать лично, записавшись на прием. К ходатайству следует приложить все справки и документы, которые собраны по различным социальным и другим обстоятельствам.
В обязательном порядке, ходатайство необходимо подготовить в двух экземплярах, один из них останется в приемной, а на втором, сотрудник канцелярии или приемной должен проставить входящий номер, под которым зарегистрировано ходатайство и дату его регистрации. Второй экземпляр останется на руках подателя. Желательно также записать фамилию сотрудника, принявшего у документы. Эти данные могут понадобиться для уведомления администрации СИЗО о том, что Ваше ходатайство находится на рассмотрении в Управлении ФСИН, а, впоследствии, может понадобиться для обращения в суд в связи с нарушением прав осужденного.
С аналогичным ходатайством, в случае получения отказа, можно обратиться в приемную Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, либо записаться на личный прием к Заместителю директора ФСИН. Приемная ФСИН РФ расположена по адресу: 109830, Воронцово поле, д.4. Часы работы: с 10 до 17 (пон. – четв.; пятница – короткий день).

Примерный образец заявления

Директору (начальнику) ФСИН (УФСИН, ГУФСИН
такого-то субъекта РФ, если подается в региональный орган)
Министерства юстиции РФ
от _________________
Адрес, по которому будет выслан ответ

ЗАЯВЛЕНИЕ

ФИО осужденного, год рождения, степень родства с заявителем ____________________
Где проживал до осуждения ___________________________________________________
Когда, каким судом и по какой статье УК РФ осужден, на какой срок, режим наказания
Предыдущие судимости _______________________________________________________
Где осужденный находится на данный момент ____________________________________
Суть просьбы, жалобы, предложения ___________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Обращались ли ранее по данному вопросу в какие-либо инстанции и каков результат ____________________________________________________________________________

Николай Северин

Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: "1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы".

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

Пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

Пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного - тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов - посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело "Ходорковский и Лебедев против России") в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний. Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения». Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками. Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как "вмешательство" в права, защищенные статьей 8 Конвенции. Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки "обычных" тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле "Уэйкфилд против Соединенного Королевства", "Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение".

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей. В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не "обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов" В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), "Перевод осуществляется:

В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного"

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя (Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно