Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Р.Р. Искендеров , руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения


С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса.

Новый механизм направлен на ускорение порядка заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений, проводимые в таких поселениях, зачастую оказывались безрезультатными в связи с отсутствием заинтересованных участников. При этом муниципальные бюджеты несли затраты на организацию и проведение конкурсов. Новый механизм заключения концессионных соглашений позволяет муниципалитетам минимизировать свои расходы на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в концессию.

Журнал «Наилучшие Доступные Технологии водоснабжения и водоотведения» в 2015 г. публикует серию материалов, посвященную данной тематике. Предлагаем вниманию читателей разобраться в возможностях и рисках инициатора концессии.


С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса  1 .
Закон предусматривает несколько вариантов заключения концессионного соглашения без конкурса. Одним из таких вариантов является заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения по инициативе частного партнера (далее - инициативная концессия).
В отличие от конкурсной процедуры заключения концессионного соглашения при инициативной концессии еще до подачи предложения лицо, которое выступает с инициативой заключения концессионного соглашения, может проводить предварительные переговоры по поводу подготовки проекта с собственником объектов водоснабжения и водоотведения.

Порядок проведения

Для инициирования заключения соглашения частный партнер направляет в орган, уполномоченный публично-правовым образованием, которому принадлежит право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения, включающий все существенные условия, предусмотренные Законом.

Законом на уполномоченный орган возложены следующие обязательства:

  • предоставить в течение 30 дней по запросу инициатора документы и материалы, в том числе: минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; информацию о ценах на энергетические ресурсы; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в течение 7 дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направить такое предложение в региональный тарифный орган для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов;
  • предоставить сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.

Рис. 1. Порядок заключения концессионного соглашения (КС) по инициативе инвестора.

После получения предложения от частного партнера у уполномоченного органа есть 30 дней на то, чтобы принять одно из трех решений: о невозможности заключения концессионного соглашения, о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях и возможности заключения соглашения на иных условиях после его доработки инициатором.

Перечень оснований для отказа заявителю не является закрытым. Среди оснований для отказа возможны следующие:

  • отсутствие у публично-правового образования прав собственности на объект концессионного соглашения;
  • отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
  • объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
  • не требуется создание объекта концессионного соглашения;
  • инициатор заключения концессионного соглашения отказался отведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
  • несоответствие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем утвержденным схемам водоснабжения и водоотведения.


Рис. 2. Дорожная карта по заключению концессионного соглашения по инициативе инвестора.

Если принимается решение о возможности реализации соглашения на других условиях, то уполномоченный орган отправляет инициаторам предложение на доработку, после чего частный партнер направляет публичному партнеру новое предложение.

В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по предложению частного партнера, в течение 10 дней на официальном сайте в сети Интернет 2 выкладывается сообщение о наличии такого предложения со стороны частного партнера. При этом законом не определен состав и объем информации, размещаемой на официальном сайте.

В случае, если в течение 45 дней не поступит ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то уполномоченный орган должен в срок до 30 дней принять решение о заключении концессионного соглашения с инициатором.

В течение 5 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц.

В том случае, если в течение 45 дней поступит заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то собственник объектов водоснабжения и водоотведения проводит конкурс в соответствии с положениями Закона.

Возможности и риски инициатора концессии

Частным партнерам использование инициативной концессии позволяет проводить с муниципалитетами переговоры до подписания концессионного соглашения, предлагая свои условия.

Однако частный партнер несет определенный риск того, что в дальнейшем может появиться иное лицо, заинтересованное в заключении концессионного соглашения, и муниципалитетом будет объявлен конкурс. При этом для инициатора концессии законодательством не установлены ни преференции, ни порядок компенсации затрат на подготовку инвестиционного предложения.

Инициативная концессия - новация, вступившая в силу с 01.05.2015, на момент публикации данной статьи авторам не известно ни одного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного на основе данного механизма. Однако процесс его освоения уже начался, и на официальном сайте в сети Интернет опубликованы два предложения инвестора в отношении объектов водоснабжения и водоотведения  3 .

Выводы

Механизм заключения концессионных соглашений в рамках частной инициативы представляет интерес как для частных партнеров, так и для органов муниципальной власти.

С введением данной нормы Центр ГЧП РАВВ зафиксировал значительный интерес к данной форме концессии со стороны предприятий ВКХ, муниципалитетов, инвесторов. Специалисты Центра совместно с ведущей консалтинговой компанией в сфере ВКХ «Водоканал Эксперт» помогают инвесторам качественно и в соответствии с действующим законодательством разработать инвестиционные предложения, а представители органов власти имеют возможность получить содействие в оценке поступивших предложений.

Примечания:

1 Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» внесены Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ, вступили в силу с 1 мая 2015 г.

2 Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

3 Тверская область, общая сумма инвестиций - 1,2 млн руб.

Регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга) не самая простая процедура, требующая строгого соблюдения установленных законом правил. В нашей статье мы расскажем, где она проводится, в каком порядке и в какие сроки.

Франчайзинг — всегда ли он подлежит государственной регистрации?

Статьей 1028 ГК РФ для договора франчайзинга установлена простая письменная форма, несоблюдение которой влечет его ничтожность. До октября 2014 года этот договор подлежал еще и госрегистрации, теперь же регистрировать нужно не сам договор, а предоставление на его основании прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Без регистрации договора коммерческой концессии передача права не считается состоявшейся.

Хотя отсутствие регистрации и не означает ничтожности договора, его стороны в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на него только после этой процедуры. Последствия ведения деятельности с использованием чужих прав на РИД при незарегистрированном договоре могут быть следующими:

  1. Правообладатель обратится в суд с иском о возмещении ущерба от незаконного использования РИД.
  2. Суммы, выплаченные по незарегистрированному договору, нельзя будет учесть в составе расходов для уменьшения налога на прибыль или НДФЛ (письмо Минфина от 07.11.2006 № 03‑03‑04/1/727).

По умолчанию обязанность регистрации концессии возложена на правообладателя (абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ), хотя в договоре можно возложить ее и на пользователя. Обязанность по регистрации означает прежде всего несение бремени расходов на пошлину.

Что касается подачи документов, то в регистрации не должны отказать, даже если это сделает:

  • пользователь, хотя договор не закрепляет за ним такой обязанности;
  • правообладатель в случае, когда по условиям договора данная обязанность лежит на пользователе (п. 3.4.10 приказа Роспатента от 29.12.2009 № 186).

Где регистрируется договор франчайзинга, каково нормативное регулирование, размер пошлины?

Регистрацию договоров франчайзинга осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности — Роспатент. Он не имеет территориальных подразделений в субъектах РФ, поэтому документы подаются в него напрямую.

Порядок регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте, а также сроки процедуры установлены следующими нормативными актами:

  1. Правилами регистрации распоряжения исключительным правом, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 (далее — Правила регистрации).
  2. Административным регламентом, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.06.2016 № 371 (далее — Административный регламент).

Итоговая сумма пошлины зависит от видов и количества РИД, на которые передаются права. Размеры пошлин устанавливаются положением о патентных и иных пошлинах, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

ВАЖНО! Пошлина взимается не за факт регистрации, а за рассмотрение заявления. Если заявление на регистрацию было принято и рассмотрено с отрицательным результатом, то пошлина возврату не подлежит.

Реквизиты для уплаты пошлины за регистрацию франчайзинга утверждены приказом Роспатента от 28.03.2014 № 44.

Документы для регистрации концессии в Роспатенте и требования к ним

Исчерпывающий состав пакета документов для регистрации договора коммерческой концессии определен п. 19 Административного регламента. Во всех случаях представляется заявление по форме приложения № 3 к этому нормативному акту.

Необходимость приложения других документов зависит от конкретной ситуации:

  1. Если заявление подписано не обеими, а одной из сторон договора, то на выбор к заявлению прикладывается уведомление о распоряжении исключительным правом, договор или выписка из договора, заверенная нотариусом.
  2. Если документы подает представитель, необходимо приложить доверенность, за исключением случая, когда в его качестве выступает патентный поверенный.

Документ, подтверждающий уплату пошлины, прикладывать необязательно. Сведения о платеже необходимо указывать в заявлении — по ним Роспатент сможет проверить, была ли уплачена пошлина.

Требования к документам установлены в п. 4 Правил регистрации:

  1. Заявление заполняется на русском языке, остальные документы — на русском или иностранном (но обязательно с переводом на русский).
  2. Все прилагаемые документы представляются в оригиналах или нотариальных копиях.
  3. Не допускаются исправления, подчистки, приписки и т. д.
  4. Документы из нескольких страниц подлежат сшивке и нумерации.
  5. Ф. И. О. и наименования организаций указываются полностью.

Документы могут быть поданы на бумажном носителе (в окно приема или по почте) либо в электронной форме с использованием электронной подписи (через портал госуслуг или сайт Роспатента).

Сроки и результат рассмотрения заявления о регистрации договора коммерческой концессии

Общий срок рассмотрения документов составляет 45 рабочих дней. Вся процедура включает несколько этапов:

Скачать форму договора
  1. Проверку заявления на соответствие установленным требованиям (5 дней).
  2. Проверку уплаты госпошлины (10 дней).
  3. Рассмотрение документов (25 дней).
  4. Внесение сведений о передаче прав на РИД в соответствующие реестры (5 дней).

На первом этапе возможен отказ в приеме заявления по основаниям, установленным п. 26 Административного регламента (почти все они касаются случаев неправильного оформления документов). Однако и принятие заявления к рассмотрению еще не означает успешную регистрацию договора коммерческой концессии в указанный выше срок.

Во-первых, Роспатент может потребовать дополнительные документы, в результате чего срок регистрации увеличится. Во-вторых, в результате рассмотрения заявления может выясниться, что регистрация невозможна, так как не были соблюдены все необходимые для нее условия, предусмотренные п. 3 Правил регистрации.

После регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление, а также подтверждающие регистрацию документы. Следует помнить, что изменение и прекращение концессии в дальнейшем также подлежат регистрации.

В заключение осталось сказать, что регистрация договора франчайзинга — достаточно популярная услуга патентных бюро. Во избежание проблем в будущем желающим гарантированно зарегистрировать договор в минимальные сроки и без денежных потерь лучше обращаться именно к ним.

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.

Фабула дела:

ООО «Тепло» (далее - истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.

В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее - ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.

В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.

Судебный акт : решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018

Выводы суда:

1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.

2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.

3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.

4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.

5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.

Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.

Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.

2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.

3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .

4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.